В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Психолого – педагогическое сопровождение профильного обучения в рамках модернизации образования

Психолого – педагогическое сопровождение профильного обучения в рамках модернизации образования

Сорудейкина Елена
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 2816
Краткое описание
Цель-обобщение психолого- педагогического опыта сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения.   Предметом внимания является не только способность к планированию учебной и профессиональной карьеры, но более фундаментальная способность к проектированию собственного жизненного пути.
Описание
Психолого – педагогическое сопровождение профильного обучения в рамках модернизации образования Сорудейкина Е.А., педагог — психолог, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лянторская средняя общеобразовательная школа №4» Аннотация Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. В условиях модернизации целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся [1,2]. Современная социально-экономическая ситуация, растущие информационные потоки и высокотехнологичное производство предъявляют к выпускникам общеобразовательных школ не только требования к наличию базового уровня образованности, но и наличию у них универсальных способов действия, ключевых компетентностей, высоких коммуникативных умений и навыков. В связи с этим профильное обучение мы будем рассматривать как вид личностно-ориентированного обучения, как средство дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Учитывая наши наблюдения и собственный опыт, мы считаем, что психолого-педагогическое сопровождение обучающихся призвано не просто поддержать их в профессиональном выборе, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному, ответственному выбору. Предметом внимания является не только способность к планированию учебной и профессиональной карьеры, но более фундаментальная способность к проектированию собственного жизненного пути. В своей работе мы применяем такую технологию сопровождения, как «проектирование индивидуальной траектории (маршрута) профессионализации». Это позволяет существенно расширить возможности выстраивания учеником индивидуального образовательного маршрута.
Для построения обучающимися дальнейшей образовательной траектории, выбора профиля на старшей ступени и профессиональном самоопределении в целом, в школе ведется курс предпрофильной подготовки «Мой профессиональный выбор».Таким образом, в 2011-2012 учебном году предпрофильной подготовкой было охвачено 97 учащихся 9 классов и 94 учащихся 8 классов. Согласно учебному плану на нее отводилось: 9 класс – 3н\ч (2 часа – элективные курсы, 1 час – информационная и профориентационная работа); 8 класс – 1 н\ч. Основные цели предпрофильной подготовки — выявить интересы и возможности учащихся основной школы, помочь составить представление о характере профессионального труда людей в различных сферах деятельности, определиться с выбором дальнейшего места обучения. С целью создания условий обучающимся для предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной будущей деятельности в апреле 2012 года были проведены родительские собрания (совместно ученики и родители). Будущим 9-ти классникам были представлены презентации элективных курсов, реализуемых в 2012- 2013 учебном году. Элективные курсы были представлены в достаточном количестве, часть курсов носит как предметный характер (подготовка к экзаменам), так и ориентационный. В течение учебного года выбор элективных курсов будет корректироваться. Однако были и проблемы: недостаточно использовались ресурсы социокультурной среды, дополнительного образования. Необходимо отметить, что при планировании предпрофильной подготовки нужно учитывать особый, сложный характер проблемы приобретения учащимся основной школы первоначального опыта принятия ответственного решения о выборе своего индивидуального маршрута в образовательном пространстве старшей профильной школы. Это определяет необходимость уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профиля обучения, которая в условиях модернизации образования возникает на более ранних возрастных этапах, и с учетом этого разрабатывать и проверять средства профильной ориентации. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество в целом. По подсчетам социологов правильный выбор профессии в 3-3,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 20% увеличивает производительность труда и в 2,5 раза уменьшает стоимость обучения кадров [3,4]. Ребенок выбирает профильное обучение, чтобы знания, полученные в школе, стали основой его успешного обучения в ВУЗе или колледже, помогли ему в построении профессиональной карьеры. Вывод очевиден, предпрофильное образование может стать основой правильного выбора профессии. На наш взгляд, самый главный, самый основной вопрос, который решает обучающийся в процессе предпрофильной подготовки – какой профиль выбрать, кем хочу стать, чего хочу достичь? Мы думаем вы, согласитесь, с тем, что в этом выборе пересекаются три ключевые позиции: «хочу» – ребенок и родитель «могу» – ребенок «надо» – родитель и профессиональный запрос общества.
Роль психолога и педагога заключается в том, чтобы правильно без ущерба для ребенка соотнести эти три позиции и сделать правильный выбор. Проведя анкетирование родителей на вопрос, какой учебный профиль наиболее приемлем для вашего ребенка, 42% родителей дали точный ответ, 58% – затруднились ответить. Даже вопрос, нужно ли профильное образование в школе, вызвал неоднозначную реакцию. Проанализировав ответы родителей на вопрос, что помогло бы вам и вашему ребенку выбрать дальнейший профиль обучения, мы выделили ряд актуальных задач в работе с родителями и детьми: · необходимо более детально изучать концепции профильного обучения на старшей ступени образования на родительских собраниях и классных часах; · знакомить родителей и учащихся с результатами обучения в уже существующих профильных экспериментальных классах и теми преимуществами, которые это обучение дает; · необходимо доводить до сведения родителей результаты диагностических и проверочных работ, проводимых психологом или учителем, с целью помочь родителям в определении склонностей и способностей детей; · надо дать родителям уверенность в том, что профильный класс – это не класс для «элитных» детей и отличников. И любой ребенок сможет попасть в класс этого профиля, если это совпадает с его жизненными планами; · заканчивать родительские собрания необходимо индивидуальным консультированием родителей, которые проводят классный руководитель, психолог, профконсультант и учителя-предметники. Для проведения диагностических срезов педагог-психолог использует самостоятельно созданный банк диагностических методик (результат работы в творческой группе в институте развития образования по теме: «Разработка мониторинга предпрофильного и профильного обучения»). Результаты диагностических исследований позволяют выявить наиболее актуальные проблемы в личностном развитии старшеклассников, проанализировать динамику (подростки ведут индивидуальные диагностические карты). Анализ анкетирования учащихся выявил следующие: из 94 обучающихся 8 классов 22% учащихся четко выбирают только 1 направление своих интересов и будущей профессиональной деятельности; 23% – останавливаются на 2-х; 18% – на 3-х; и 12% – на 4 направлениях, но 25% детей находятся в «поиске». С такими детьми очень важна работа профессионального просвещения – встречи с людьми разных профессий, посещение предприятий. Нами было отмечено, что ребятам свойственно идеализировать многие профессии, у них узок круг представлений. Отсюда и неопределенность выбора, а возможно в этом проявляется некая «инфантильность» наших современных детей и отсутствие самостоятельности, о чем необходимо говорить с родителями. Помощь в выборе профиля обучения на этапе предпрофильной подготовки могут оказать элективные курсы. Из 97 учащихся 9-х классов, прошедших элективные курсы в 20011/2012 уч. году, 86% детей (по данным анкетирования) сказали, что эти курсы помогли им определиться в профиле обучения и дали возможность углубить или расширить знания по тем или иным предметам. В профильном социально – экономическом классе в 2011-2012 учебном году обучалось 29 обучающихся. Выбрали экзамен по профильному предмету (обществознание) – 27 человек. Что составило 93% от общего количества обучающихся. Анализируя результаты экзаменов по выбору, хочется отметить, что многие предметы выпускники выбрали осознано и успешно их сдали, показав хорошие результаты, которые выше среднего балла по городу, району. Из 49 выпускников 11-х классов 2011-2012 учебного года поступили в высшие учебные заведения 39 выпускников (79,5 %), техникумы – 5, в колледжи – 1, трудоустроились – 2. Поступили в ВУЗы на бюджетной основе 13 выпускников, на коммерческой основе – 26. Из 29 обучающихся социально- экономического класса 18 поступили по профилю обучения. Нами было отмечено, что одной из серьезных проблем профильного обучения является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры и проектированию собственного жизненного пути. Несмотря на то что, именно в старшем подростковом возрасте задача определения и учета собственных склонностей, интересов и способностей выходит на передний план для каждого ребенка. Ведь именно на пересечении этих трех линий – склонностей, способностей и интересов, находится основное новообразование возраста ранней юности – жизненное и профессиональное самоопределение [5,6]. Решить эту проблему можно с помощью своевременного отслеживания психологической комфортности, компетентности и личностного роста, обучающихся согласно ведению индивидуальных карт развития, которые содержат следующие направления: 1.Карта наблюдения личностного развития: · изучает степень выраженности и направленности на себя, на общение и на деятельность, а также помогает отследить уровень развития: организационно-волевых качеств (терпение, воля и самоконтроль); ориентационные качества (самооценка и интерес); поведенческие качества (конфликтность и сотрудничество). 2.Карта сформированности предметной компетентности учащихся: · изучает степень усвоения теоретических знаний по основным разделам учебно-тематического плана, развитие творчески навыков, умение осуществлять учебно-исследовательскую работу и навыки и умения организационного плана. 3.Карта сформированности коммуникативной компетентности: · помогает отследить динамику развития умения сотрудничать в деятельности; определять цель деятельности и алгоритм ее достижения; умение слушать и признавать другое мнение; умение распределять функции внутри группы; способность доводить общее дело до конца. 4.Карта социальной компетентности: · помогает определить уровень развития способностей: использовать знания в практической деятельности; через организаторские умения; исполнительские навыки; продуктивные и творческие умения; умения сотрудничать как в учебной, так и во внеурочной деятельности со сверстниками и взрослыми. Таким образом, только отследив общую картину по всем направлениям работы можно разработать индивидуальную траекторию (маршрут) профессионализации обучающегося. Найти оптимальный вариант будущего профиля для ребенка или скорректировать его желания. Создание профильных классов актуально, но требует более четкого взаимодействия всех структур управления, науки, каждого учителя, более высокого уровня обеспеченности учебно-методическими пособиями, соответствие материально-технической базы школы, стимуляции педагогических кадров. Тревожит тот факт, что профильное обучение может ухудшить здоровье детей, результаты диагностических работ показывают, что уровень напряженности старшеклассников к концу учебного года возрастает. Учитывая эти данные психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения должно включать программы профилактики и коррекции повышенной тревожности и утомляемости, развития навыков стрессоустойчивости и саморегуляции, а также активное внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Таким образом, мы пришли к выводу, что предпрофильное образование должно скорректировать и предупредить многие проблемы с учетом интересов ребенка, родителя и учителя, чтобы наши три позиции «хочу», «могу» и «надо» нашли общую точку соприкосновения. Литература 1.Методический журнал для педагогов и психологов Школьный психолог №4. Изд. Первое сентября 2012. 2. Методический журнал для школьной администрации Управление школой №8 Изд. Первое сентября 2012. 3.Чстякова С.Н., М.А.Холодная «Общая концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ» ОАО «Издательство «Просвещение». 4.Селевко Г.К. «Найди свой путь» — 2-е изд., стер. – М.: ООО»ИМЦ Арскнал образования», 2008. 5.О.Ю.Соловьева Методика изучения курса «Найди свой путь». Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинги, игры. Упражнения/О.Ю. Соловьева; под ред. проф. Г. К.Селевко. — М., 2007. 7.Н.С. Пряжников Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).-М ВАКО, 2006. 8.Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися – Волгоград: Учитель, 2010.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос