РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ЯНАО
Российская Федерация Ямало-Ненецкий автономный округ Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«С О Г Л А С О В А Н О»
Директор МОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 1 с
углубленным изучением
отдельных предметов»
______________ В.А.Кузнецова от «01»
сентября 2012г. «У
Т В Е Р Ж Д Е Н О » Решением
НМС МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 1 с
углубленным изучением отдельных
предметов» Председатель
НМС ______________
Н.П.Токаренко Протокол № _____
от
« 3 1» августа 2012г.
«Р А С С М О Т Р Е Н О»
на заседании МО
учителей естественно-научного
цикла
Руководитель МО
___________ Е.П.Халевина
Протокол № _____ от
« 28 » августа 2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ЯНАО 8 класс базовый уровень Составитель: Меренкова Людмила Леонидовна, учитель географии высшей квалификационной категории
Надым – 2012 |
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
-
программно-методических документов, подготовленных Департаментом образования Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа и Ямало-Ненецким окружным институтом повышения квалификации работников образования:
-
- концепции курса «География Ямало-Ненецкого автономного округа»;
-
- обязательного минимум содержания образования по курсу «География Ямало-Ненецкого автономного округа»;
-
- программы по географии Ямало-Ненецкого автономного округа; Авторский коллектив: Усков М.Н., Орлов А.Н., Козориз М.М.-Салехард: ЯНОИПКРО.-2003г.
География Ямало-Ненецкого автономного округа изучается в школах нашего субъекта Российской Федерации с 1997года, в 1998 г. данный курс введен в базисный учебный план общеобразовательных учреждений ЯНАО на уровне национально-регионального компонента образования в объеме 36 часов.
Придание географии своего округа статуса специального курса резко увеличило его значение в образовании, воспитании и развитии учащихся. Географию своего округа необходимо рассматривать не только как часть географии России, но и как самостоятельный курс, имеющий огромное образовательное и развивающее значение, обладающий большим воспитательным потенциалом.
Важнейшие требования к программе по географии ЯНАО продиктованы современной идеологией образования — она должна быть личностно ориентированной, что предполагает не только обновление содержания географического образования, но и существенное изменение организации обучения, воспитания и развития учащихся.
Содержание данного курса должно способствовать нахождению альтернативы потребительскому отношению к природе, расточительству ее богатств. Оно должно включать материалы, предполагающие формирование новых ценностных ориентации по отношению к природе, знакомство учащихся с реальными экологическими проблемами современной жизни.
Особенности содержания, структуры и методики изучения курса
Особенностью содержания курса географии ЯНАО является ориентация на личность школьника, его потребности и ценности, на реализацию концепции личностно-деятельностного интеграционного подхода. Эта концепция нашла отражение в принципах отбора содержания.
Принцип междисциплинарности и комплексности объясняется интегративным характером географических знаний, так как в географии любая территория рассматривается как совокупность геосистем, объединенных пространственными связями и межсистемным обменом. Геосистемы представляют собой интегральные образования, включающие природу, человека (население), хозяйство (экономику).
Личностный принцип проявляется в учете особенностей учащихся подросткового возраста, реализует идею гуманизации образования, ориентирует учеников на осознание разносторонности их связей с природой, что позволяет формировать новое ценностное отношение школьников к природе, экологический и экономический стиль мышления. Данный принцип реализуется также через систему методов, форм и средств обучения.
Деятельностный принцип - непосредственное вовлечение учащихся в работу по изучению и оценке качества окружающей среды. При этом предусматривается конкретная оценка влияния различных видов хозяйственной деятельности человека на среду.
Проблемный принцип предполагает овладение системой знаний о природных условиях, территориальном распределении ресурсов, видах воздействия человека на природу и т.п., а также рассмотрение проблем ресурсного, отраслевого и территориального природопользования на основе экологических, географических и экономических законов и закономерностей.
Принцип историзма дает возможность проследить основные этапы изменений во взаимодействии общества и природы, в характере влияния на окружающую среду по мере развития масштабов и объемов воздействия, а также уровня экономической и экологической культуры населения округа. Изменение характера природопользования, происходящее во времени, рассматривается в сочетании с пространственной неоднородностью природных условий и уровней социально-экономического развития.
Содержание курса географии ЯНАО раскрывается через систему понятий, часть из которых уже знакома учащимся, и в данном курсе развивается и обобщается.
Особенностью содержания курса является его практическая направленность.
Особенностью структуры курса ЯНАО является то, что он рассчитан на 36 часов и в ней можно выделить:
- природный облик округа (18 часов);
- население и его культура (4 часа);
- хозяйственный облик округа (12 часов);
- экологические проблемы и пути их решения (2 часа).
Блок «Природный облик округа» рассматривается с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности населения и предполагает оценочные суждения. При этом природная среда должна рассматриваться преимущественно как измененная человеком, и, следовательно, необходимо раскрыть происходящие изменения, в свою очередь влияющие на нее.
Изучение каждого природного компонента следует сопровождать обзором его экологических проблем. Таким образом, Программа по географии ЯНАО может быть обогащена изучением ряда проблем - экологических, экономических, социальных.
В блоке «Население и его культура» предусматриваются не только демографические элементы характеристики населения, но и ознакомление школьников с рядом вопросов географии культуры. Следует показать содержание вклада населения округа в культуру России, рассмотреть не только экономические, но и культурные функции городов, поселков региона.
Заслуживает особого внимания вопрос о трудовых навыках местного населения, складывавшихся на протяжении длительного времени и не потерявших свое значение и в наши дни. Программа определяет содержание предмета и отражает требования к географической подготовке учащихся VIII—IX классов.
Цели курса - осознанное освоение системы географических знаний; формирование реальных представлений у учащихся о природных, социальных и экономических системах Ямала; овладение навыками и умениями применять на практике методы познания географической среды; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений и экспериментов.
Задачи курса:
- Более глубокое изучение природы, экономики и экологии округа; развитие навыков наблюдения, исследования, прогнозирования, проектирования, ознакомление с методами познания географической среды на примере изучаемых объектов;
- Воспитание ценностного отношения к географической среде; патриотического отношения к своему краю, населенному пункту, к своей малой родине; позитивных установок для решения экологических и социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности; формирование потребности к активному соучастию в решении социально-экономических, экологических и других проблем Ямала;
- Приобретение компетентности в использовании полученных знаний и умений в повседневной жизни и в выборе учащимися в дальнейшей жизни путей наиболее рационального и эффективного приложения сил на благо округа и России.
Программа построена с учётом интеграции содержания физической, экономической и социальной географии.
Организация изучения курса предполагает реализацию краеведческого подхода и практическую направленность обучения.
При определении содержания программного материала учитывалась значимость практической направленности предлагаемого материала, гуманизации курса географии, концентрации внимания на взаимосвязи природных, экономических, социальных и демографических явлений.
Практическая направленность реализуется за счет введения в каждую тему практических, лабораторных занятий, экскурсий, творческих заданий (разработка и защита проектов, проведение исследований, описаний, систематизации и т. п.).
Гуманизация курса достигается за счет введения краеведческого материала, в т. ч. сведений об истории территориального и хозяйственного освоения ЯНАО, знакомства с выдающимися людьми: деятелями науки, культуры, экономики,. промышленности, внесшими свой вклад в освоение и развитие региона.
Обязательный минимум содержания образования учащихся по географии ЯНАО
1. Территория, границы, географическое положение.
2. Природые условия и ресурсы ЯНАО.
Геологическое строение. Особенности рельефа и его основные формы, полезные ископаемые.
Тип климата, факторы его формирующие, агроклиматические ресурсы. Климат и хозяйственная деятельность человека.
Внутренние воды и водные ресурсы. Крупные реки и озёра. Многолетняя мерзлота. Экологические проблемы рек, озёр и Карского моря.
Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных почв округа, меры по сохранению почв. Растительный и животный мир ЯНАО, его охрана. Особо охраняемые природные территории.
Разнообразие природных комплексов на территории округа. Арктические пустыни. Тундра и лесотундра. Тайга. Высотная поясность. Антропогенные ландшафты.
3. Население ЯНАО. Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографическая ситуация. Национальный состав. Система расселения. Городское и сельское население. Крупные города.
4. Экономика ЯНАО. Особенности развития хозяйства. Традиционный сектор экономики. Нефтегазовый комплекс. Строительный комплекс. Лесной комплекс. Транспортный комплекс. Территориальная организация хозяйства. Внешние экономические связи.
-
5. Экология и охрана природы ЯНАО. Проблемы землепользования. Экология и здоровье населения. Мероприятия по охране недр, растительного покрова и животного мира..
Требования к уровню подготовки учащихся VIII класс
1. Знать содержание основных понятий и терминов.
2. Называть/показывать:
- основные объекты рельефа территории округа, гидрографической сети, биосферы;
- виды природных ресурсов и природные комплексы
- важнейшие месторождения полезных ископаемых
- пространственное размещение основных физико-географических объектов, явлений, процессов.
3. Определять:
. - характеристику территории, пользуясь разными источниками (карты, статистические материалы, данные многолетних наблюдений);
- источники физико-географической информации для решения конкретных проблем и задач.
4. Описывать:
- физико-географические объекты, явления и процессы.
5. Объяснять:
- процессы и явления, происходящие в географической оболочке, их пространственное распространение и ритмику;
- зональную и азональную дифференциацию природы округа. .
Прогнозировать:
- тенденции изменения природных объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека.
Используемый УМК:
-
География ЯНАО. Учебник для 8-9классов под редакцией Ларина С.И. «Тюменский государственный университет», 2001 г.
-
Рабочая тетрадь. 8 кл., Полякова Т.Ю., Орлов А.Н.
-
География ЯНАО.8 кл. Учебно-методическое пособие, авторский коллектив А.Б.Рябова, В.Б. Афанасенко, Э.А. Шевелёва, А. Лашин, Мэрия МО г. Надым, 2001г.
-
Географический атлас. ЯНАО. 8 класс. - М.: ДИК, 1999.
5. Ямал. Электронная энциклопедия ЯНАО [Электронный ресурс].-Тюмень: ТГУ, 2006.
6. На Ямал по Западной Сибири [Электронный ресурс].-ООО «Студия Ханавэй»,2005.
Дополнительная литература:
-
Природа крайнего Севера и особенности жизненного уклада коренных народов. Материалы и методические рекомендации. С.В. Бочкарёва, ЯНАОИПКРО, Салехард, 2003г.
-
Историческое краеведение Надыма, сборник. Авторский коллектив, редактор-составитель В.Н. Гриценко,Омск,2003г.
3. Исторический атлас. ЯНАО. - М.: ДИК, 1999.
Рабочая программа рассчитана на 36 часов.
Количество часов
Всего 36 часов; в неделю 1час.
-
Кол-во часов
Практические работы
1 четверть
9
3
2 четверть
8
3
3 четверть
10
3
4 четверть
9
2
год
36
11
Практические работы
1. Обозначение на контурной карте границ округа и граничащих с ним регионов, центров муниципальных образований; крайних точек.
2.На основании текста учебника (стр. 42) и атласа ЯНАО составить таблицу.
3.Составление характеристики климатических показателей своей местности.
4.Характеристика экологического состояния рек и озер местности.
5. Распределение земельного фонда в округе.
6. Проблемы и меры по охране растительного и животного мира.
7. Комплексная характеристика ландшафтной провинции своей местности.
8.История хозяйственного освоения местности. Выделить этапы освоения.
9. Анализ демографической ситуации в регионе.
10. АПК и транспорт округа.
11. Выявление фактов позитивного и негативного воздействия человека на природу.
Содержание программы
Введение: Территория, границы, географическое положение округа
Географическое положение округа. Округ на карте России, в циркумполярной зоне мира.
оценка размеров территорий округа, его сухопутных и морских границ; географического, экономико-географического и геополитического положения.
История автономного округа как субъекта Российской Федерации, его современное административно-территориальное устройство.
Географическая уникальность округа.
Раздел . Природа Ямало-Ненецкого автономного округа
Тема 1. Геологическая история, строение недр и рельеф территории округа
Строение недр и рельеф - важнейшее условие формирования современного облика территории округа. Геологическая история формирования недр. Палеогеография территории округа. Современное строение недр территории.
Рельеф равнинной части территории округа. Рельеф горной части округа. Происхождение рельефа и его формы: рельеф, созданный морем; рельеф, созданный древними ледниками; рельеф, созданный реками и озерами; рельеф, созданный человеком.
История геологического изучения территории округа. Углеводородное сырье - важнейший минеральный ресурс округа и России. Нефтегазоносный бассейн округа и нефтегазоносные области. Характеристика важнейших место рождений углеводородного сырья: Уренгойского, Медвежьего, Карского и других.
Полезные рудные ископаемые на территории округа: железа, хрома, полиметаллов и других металлов, минерально-строительное и другое сырье.
Тема 2. Климат и климатические ресурсы
Особенности климата округа. Климатообразующие факторы: солнечная радиация, циркуляция атмосферы и влагооборот, физико-географические особенности, антропогенные воздействия.
Характеристика климатообразующих метеоэлементов: температурный режим и режим увлажнения; ветровой режим.
Наиболее характерные метеорологические явления: метели, гололед, изморозь, туманы.
Характеристика сезонов года.
Агроклиматические ресурсы округа.
Многолетняя мерзлота и ледники. Криогенные явления и микро- и мезо-формы рельефа, образованные ими.
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы
Своеобразие гидрографической сети округа. Прибрежные воды: губы Байдарацкая, Обская, Тазовская, Гыданская, Юрацкая. Реки округа и особенности их гидрологического режима. Озера округа, их разнообразие по размерам, форме и генезису. Болота, их формирование и типы.
Подземные воды. Источники загрязнения местных вод и меры по сохранению и восстановлению чистоты вод.
Практические работы: Характеристики экологического состояния рек и озер вашей местности.
Тема 4. Почвы и земельные ресурсы округа
Своеобразие почвенного покрова территории округа. Почвообразующие факторы: суровость климата, обилие осадков, выравненность рельефа, пестрота материнских пород, наличие многолетней мерзлоты.
Почвообразующие процессы: сочетаемость и комплексность, оглеение и оподзоливание.
Типы почв и их агропроизводственная оценка: почвы тундры и лесотундры, северной тайги, горной территории округа.
Земельные ресурсы и структура земельного фонда округа.
Тема 5. Растительный и животный мир территории округа
История развития растительного покрова территории округа. Своеобразие и разнообразие растительного покрова.
Характеристика растительного покрова по растительным зонам: тундра, лесотундра, тайга, растительность горных территорий.
Растительные ресурсы округа, дикоросы и их значение для человека.
Видовой состав животного мира территории округа. Зональное распределение животных: арктическое побережье, тундра, лесотундра, тайга. Животный мир гор.
Животный мир территории округа и хозяйственная деятельность человека: охота, рыболовство
Тема 6. Природные комплексы
Типологические ландшафтные комплексы территории округа. Региональные ландшафтные комплексы: области, провинции и подпровинции.
Раздел II. История заселения и хозяйственного освоения ЯНАО
Формирование современного коренного населения. Освоение Севера новгородцами, московитами, поморами. «Златокипящая» Мангазея. Освоение ямальской земли в досоветский период: правительственная политика и роль Русского императорского географического общества.
Освоение территории округа и его хозяйство в советский доиндустриальный период. Советское строительство (создание округа), индустриализация и коллективизация, «501-я» и «503-я» стройки.
Нефтегазовое освоение Ямала в 50-80-х годах прошлого столетия. Превращение Ямала в топливно-энергетический центр России. Позитивные и негативные последствия индустриального периода освоения Ямала. Современные проблемы хозяйственного освоения территории округа.
Раздел III. Население ЯНАО
Численность населения округа и его динамика. Структура занятости населения. Городское и сельское население округа. Молодые города - базовые города нефтегазового комплекса.
Национальный состав населения и его изменения в советский период. Коренные народы округа: ненцы, ханты, селькупы, особенности их жизнеобита-ния.
Демографическая ситуация в ЯНАО. Естественное и механическое движение. Половозрастная структура населения.
Система расселения населения в округе, история формирования межсе-ленных связей: период колонизации округа (казачьи остроги: Мужи, Шурыш-кары, Горки, Обдорск-Салехард), период нефтегазового освоения. Западная и восточная периферии системы расселения населения; Надымская, Новоуренгойская и Ноябрьская система расселения.
Раздел IV. Экономика и территориальная организация ЯНАО
Особенности развития хозяйства округа: экстремальность природных условий, тип природопользования, традиционный и новый секторы экономики, переходный период в экономике округа.
Традиционный сектор экономики. Оленеводство, состояние и проблемы дальнейшего развития. Рыболовство и рыбопереработка. Охотничье-промысловое хозяйство и клеточное звероводство.
Традиционный и новый хозяйственные уклады в сельском хозяйстве округа.
Нефтегазовый комплекс важнейший и определяющий в экономике округа. Стадии нефтегазового комплекса: нефте-и газодобыча, нефтепереработка, нефте- и газохимия и другие отрасли..
Проблемы нефтегазового комплекса: экономическая эффективность, создание инфраструктуры, производительность. Главные месторождения нефти и : газа в округе. Расстановка сил в нефтегазовом комплексе: РАО «Газпром», АО «Ноябрьскнефтегаз», «Пурнефтегаз» и другие.
Перспективы развития нефтегазового комплекса: освоение полуострова Ямал, средних и малых месторождений центральной части округа.
Строительный комплекс. Становление, современное состояние и расстановка сил, перспективы развития отрасли.
Лесной комплекс. Сырьевая база, состояние лесозаготовок. Деревообработка- состояние и тенденции развития. Проблемы лесопользования.
Транспортный комплекс. Транспорт как важнейший элемент инфраструктуры экономики округа. Становление транспорта в округе. Структура и современное состояние водного, железнодорожного, автомобильного, воздушного транспорта, тенденции и проблемы развития. Характеристика трубопроводного и электронного транспорта.
Социальный комплекс. Состав социального комплекса: жилищный фонд и коммунальное хозяйство, городской автомобильный транспорт, образование, здравоохранение и культура. Особенности развития социального комплекса в округе и проблемы, сопровождающие его.
Территориальная организация хозяйства.
Нижнеобско-Ямальский экономический район. Состав и географическое положение региона. Особенности природных условий. Специфика экономического развития. Полуостров Ямал - центр оленеводства в округе и будущий энергетический центр России. Салехард - административный центр округа и старейший город Ямала. Единый транспортно-распределительный и промышленный узел - Салехард и Лабытнанги. Другие населенные пункты.
Надым-Пуровский экономический район. Состав и географическое положение региона. Специализация экономики на нефтегазодобыче. Надым - город-первенец нефтегазового комплекса. Новый Уренгой - «газовая столица» автономного округа. Ноябрьск - центр нефтедобычи в округе. Молодые города ок-
руга - Муравленко и Губкинский. Пуровский район - основный нефтегазодобывающий регион ЯНАО. Программы, проекты и объекты особого внимания.
Тазовско-Гыданский экономический район. Особенности положения на территории округа. Становление, современное состояние, тенденции развития и проблемы региона. Административные центры: Красноселькуп, Тазовский.
Внешние экономические связи ЯНАО. Становление отраслей специализации округа: «Мягкая рухлядь» в период колонизации, углеводородные энергоресурсы в наше время. Экспортно-импортный баланс округа. Роль округа в экономике России. Внешнеторговые связи округа. Международные инвестирования средств. Внешнеэкономический потенциал округа.
4. Сравнение специализации регионов в автономном округе: Нижнеобско-Ямальского, Надым-Пуровского и Тазовско-Гыданского.
Раздел У. Экология и охрана природы ЯНАО
Экологическая ситуация в округе. Экологические проблемы при добыче нефти и газа, возможные пути их разрешения. Техногенное воздействие на атмосферный воздух и поверхностные воды. Радиационная обстановка в округе. Нарушение многолетнемерзлых пород и почвенно-растительного покрова. Проблемы землепользования. Экология и здоровье населения. Мероприятия по охране природы и сохранению природных ресурсов: недр, земельных ресурсов, растительного покрова и животного мира.
Критерии выставления оценок
Критерии оценки устного ответа:
-
Отметка «5» выставляется, если полно излагается изученный материал, дается правильное определение предметных понятий; обнаруживается понимание материала, обосновываются суждения, ученик демонстрирует способность применить полученные знания на практике, привести примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; ученик излагает материал последовательно с точки зрения логики предмета и норм литературного языка.
-
Отметка «4» выставляется, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки “5”, но допускаются 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» выставляется, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил, понятий; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» выставляется, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка “2” отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Отметка «5» выставляется , если работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно ,подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме
Отметка «4» выставляется, если практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы
Отметка «3» выставляется, если практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени(можно дать возможность доделать работу дома).Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами
Отметка «2» выставляется, если учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащихся
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ ЯНАО. ПРИРОДА. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО.
8 кл 36ч.
Учебник: География Ямало-Ненецкого автономного округа.
Под редакцией С.И. Ларина.
ДАТА |
№ УРОКА |
РАЗДЕЛ |
Цели |
Основной материал |
ЗУН |
Дом. Задание § |
Оборудование |
Межпред метные связи |
Контроль |
ТЕМА УРОКА. ТИП УРОКА. |
|||||||||
ВВЕДЕНИЕ 1ч. |
|||||||||
|
1 |
Географическое положение ЯНАО на карте России. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Практическая работа №1. проектное задание 1 |
Формирование представлений о главных чертах гео.положени ЯНАО. Определение географического положения территории. |
Географическое положение округа и геополитическое положения. Границы, крайние точки. Береговая линия. |
Знать: содержание основных понятий и терминов. Уметь: определять г.п. округа. Находить крайние точки, определять их координаты. |
Стр. 7-11 к/карта |
Физическая карта России. Физическая карта ЯНАО. Атлас ЯНАО. |
География России |
Географический диктант. проектное задание 1 |
РАЗДЕЛ I. ПРИРОДА ЯНАО 16ч. Тема 1. Геологическое строение недр и рельеф территории ЯНАО. 5ч. |
|||||||||
|
2 3 4 5 6 |
Геологическое строение рельеф, полезные ископаемые. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Формы рельефа территории округа. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Происхождение форм рельефа. Комбинированный урок Полезные ископаемые, углеводородное сырье Комбинированный урок Полезные ископаемые недр округа Практическая работа №2. Урок закрепления знаний, выработка умений и навыков. |
Познакомить с новыми терминами и понятиями, с главными чертами рельефа ЯНАО, закономерностями их размещения. Дать представление об общих чертах и особенностях строения земной коры. |
Строение недр и рельеф - важнейшее условие формирования современного облика территории округа. Геологическая история формирования недр. Палеогеография территории округа. Современное строение недр территории. Рельеф равнинной части территории округа. Рельеф горной части округа. |
Знать: геологическое строение округа. Полезные ископаемые и крупнейшие месторождения. Формы рельефа. Происхождение форм рельефа. Полезные ископаемые недр округа Уметь: сопоставлять карты строения земной коры и полезных ископаемых |
§1.1 Вопр. §1.2 практикум §1.2 Зад.1,2,3 §1.3 карта §1.3 табл. 2 |
Карта рельеф и полезные ископаемые России. Физическая карта ЯНАО. Климатическая карта России. Атлас ЯНАО. |
География России Геология Культура народов ЯНАО |
Письменный опрос. Отчёт по практической работе. Тестовое задание. Отчёт по практической работе. Географический диктант. |
Тема 2. Климат и климатические ресурсы округа 3 час. |
|||||||||
|
7 8 9 |
Климат и климатические ресурсы. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Сезоны и агроклиматические ресурсы Комбинированный урок Многолетняя мерзлота и мерзлотные формы Практическая работа №3 Урок применения знаний, умений и навыков. |
Знакомство с основными факторами, определяющими климат ЯНАО. Продолжить формирование умения работать с климатическими картами |
Особенности климата округа. Климатообразующие факторы: солнечная радиация, циркуляция атмосферы и влагооборот, физико-географические особенности, антропогенные воздействия. Многолетняя мерзлота и мерзлотные формы |
Знать: Климатообразующие факторы. Климатические ресурсы. агроклиматические ресурсы мерзлота и мерзлотные формы Уметь: выделять главное, использовать сравнение для выявления общего учиться делать выводы по теме. |
§1.4 Вопр. практикума 1, 2,3 §1.4 Стр66-72 Табл. 2 §1.5 Вопр. |
Рабочие тетради. Контурные карты. Карта растительности и животных округа. |
География России |
Взаимоопрос Сообщения. Отчёт по практической работе. |
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы 2 час. |
|||||||||
|
10 11 |
Гидрографическая сеть округа Урок сообщения и усвоения новых знаний. Озера, болота и подземные воды территории округа Практическая работа №4. Урок применения знаний, умений и навыков. |
Познакомить с своеобразием гидрографической сети округа. Прибрежные воды: губы. Реки округа и особенности их гидрологического режима. Озера округа. |
Внутренние воды. Питание рек. Уклон и падение реки. Режим реки. Речная система и бассейн реки. Значение и охрана внутренних вод. Болота, их формирование и типы. Подземные воды. |
Знать: Крупные речные системы. Исток, устье. Речная система и бассейн реки. Речная долина. Водораздел. Озёра округа и их роль в хозяйственной деятельности. Уметь: Выделять главные мысли, определяя их логическую последовательность. |
§1.6 Вопр. §1.6 стр.102-106 |
Атлас ЯНАО. Рабочие тетради. Контурные карты. |
География России |
Географический диктант. Взаимоопрос Сообщения. |
Тема 4. Почвы и земельные ресурсы округа 1час. |
|||||||||
|
12 |
Почвенный покров и земельные ресурсы Практическая работа №5. Урок сообщения и усвоения новых знаний. |
Выяснить своеобразие почвенного покрова территории округа. |
Распространённые почвы на территории округа. Пригодность для сельского хозяйства. |
Знать: почвообразующие факторы: суровость климата, обилие осадков, выравненность рельефа, пестрота материнских пород, наличие многолетней мерзлоты |
§1.7 практикум |
Рабочие тетради. Контурные карты. |
Культура народов ЯНАО |
Взаимоопрос |
Тема 5. Растительный и животный мир округа 4 час. |
|||||||||
|
13 14 15 16 |
Особенности растительного покрова равнин и гор Комбинированный урок Растительные ресурсы округа Комбинированный урок Видовое разнообразие животных Комбинированный урок Человек и животный мир округа Урок сообщения и усвоения новых знаний. Практическая работа №6 |
Познакомить с историей развития растительного покрова территории округа. Его своеобразием и разнообразием растительного покрова. |
Растительный и животный мир округа. Заповедники и заказники. Растительные ресурсы округа Человек и животный мир округа Видовое разнообразие животных |
Уметь: составлять характеристику животного и растительного мира округа, пользуясь разными источниками (картами, статистическими материалами, данными многолетних наблюдений). |
§1.8 Доп. мат. §1.8 Стр 126-128 вопр1-6 §1.9 Доп. мат. §1.9 Вопр. 1-5 |
Карта растительности и животных округа Атлас ЯНАО. Рабочие тетради. Контурные карты. |
Природоведение География России |
проектное задание 2 реферат Сообщения. Отчёт по практической работе. |
Тема 6. Природные комплексы 2 часа. |
|||||||||
|
17 18 |
Природные комплексы Региональные ландшафтные комплексы. Комбинированный урок Экологическая ситуация своей местности. Практическая работа №7 |
Выяснить типологические ландшафтные комплексы территории округа. Региональные ландшафтные комплексы. |
Региональные ландшафтные комплексы. Экологическая ситуация на территории района и округа.
|
Знать: ландшафтные комплексы, области, провинции и подпровинции. |
§1.10 Вопр.1-4 Доп. материал |
Атлас ЯНАО. Рабочие тетради |
|
проектное задание 2 Отчёт по практической работе. |
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ ЯНАО 2ч. |
|||||||||
|
19 20 |
Этап традиционного освоения округа Урок сообщения и усвоения новых знаний. Практическая работа №8 Этап индустриального освоения округа Комбинированный урок |
Узнать о формировании современного коренного населения. Освоении Севера новгородцами, «Златокипящая» Мангазее. |
Освоение территории округа и его хозяйство. Современные проблемы округа. |
Знать: историю освоения, заселения и исследования округа. Уметь: объяснять особенности заселения. |
Стр-148-154 Вопр.1-4 Стр-154-165 |
Атлас ЯНАО. Атлас России. |
|
Письменный опрос. Конт. карта |
РАЗДЕЛ III. НАСЕЛЕНИЕ ЯНАО 2ч. |
|||||||||
|
21 22 |
Численность населения, его динамика и структура. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Национальный состав. Демографическая ситуация. Система Расселения. Практическая работа №9 Урок сообщения и усвоения новых знаний. |
Знакомство с структурой занятости населения. Городское и сельское население округа. Молодые города - базовые города нефтегазового комплекса. |
Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографическая ситуация. Национальный состав. Система расселения. Городское и сельское население. Крупные города. |
Знать: численность населения округа. Динамику и структуру. Причины роста населения в округе. Национальный состав населения округа. Уметь: объяснить динамику роста населения. Многонациональ ность округа. |
§3.1. Вопр 1-3 §3.2. Вопр 1-3 |
Атлас -8кл Атлас ЯНАО. Рабочая тетрадь. |
экономика |
Составление таблицы. Устный опрос. |
Экономика и территориальная организация хозяйства ЯНАО 11ч. |
|||||||||
|
23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 |
Особенности развития хозяйства округа. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Традиционный сектор экономики Комбинированный урок Нефтегазодобывающая промышленность Комбинированный урок Газовая промышленность и электроэнергетика Комбинированный урок Строительный комплекс Урок сообщения и усвоения новых знаний. Лесной комплекс Урок сообщения и усвоения новых знаний. Транспортный комплекс Урок сообщения и усвоения новых знаний. Социальный комплекс Урок сообщения и усвоения новых знаний. Нижнеобский экономический район Урок сообщения и усвоения новых знаний. Надым-Пуровский и Тазовско-Гыданский эко номические районы Урок сообщения и усвоения новых знаний. Внешнеэкономические связи округа Практическая работа №10 Комбинированный урок |
Узнать о составе и географическом положении региона. Выяснить специализацию экономики на нефтегазодобыче. Дополнить знания о Надыме - городе-первенце нефтегазового комплекса. Новый Уренгой - «газовая столица» автономного округа. Ноябрьск - центр нефтедобычи в округе. Молодые города ок- руга - Муравленко и Губкинский. Пуровский район - основный нефтегазодобывающий регион ЯНАО. |
Особенности развития хозяйства округа: экстремальность природных условий, тип природопользования, традиционный и новый секторы экономики, переходный период в экономике округа. Традиционный сектор экономики. Оленеводство, состояние и проблемы дальнейшего развития. Рыболовство и рыбопереработка. Традиционный и новый хозяйственные уклады в сельском хозяйстве округа. Нефтегазовый комплекс важнейший и определяющий в экономике округа. Проблемы нефтегазового комплекса: экономическая эффективность, создание инфраструктуры, производительность |
Знать: Традиционный сектор экономики. Оленеводство, состояние и проблемы дальнейшего развития. Уметь: составлять характеристику хозяйства округа пользуясь разными источниками (картами, статистическими материалами, данными многолетних наблюдений). Знать: Особенности развития хозяйства округа: экстремальность природных условий, тип. Особенности развития социального комплекса в округе и проблемы, сопровождающие его. Территориальную организацию хозяйства. Уметь: находить на карте и характеризовать главные месторождения нефти и : газа в округе. |
§4.1. Табл.4.1 §4.2. вопр. 1-4 §4.3. вопр. 1-5 §4.3. вопр. §4.4. вопр. 1-4 §4.5. Доп. мат. §4.6. Вопр 1-3 §4.7. Табл. §5.1. §5.2. Стр. 256-262 практикум |
Атлас ЯНАО. Атлас России Рабочая тетрадь. |
Экономика География России обществознание |
Устный опрос реферат Сообщение Тесты Письменный опрос Тесты Конт. карта Составление таблицы. Отчёт по практической работе. |
Экология и охрана природы Ямало-Ненецкого автономного округа 2 часа |
|||||||||
|
34 35 |
Экологическая ситуация в округе Комбинированный урок Мероприятия по охране природы и сохранению природных ресурсов Практическая работа №11 Урок повторения и обобщения знаний. |
Выявить основные проблемы связанные с экологической ситуацией в округе. Назвать возможные пути их разрешения. |
Экологическая ситуация в округе. Экологические проблемы при добыче нефти и газа, возможные пути их разрешения. Техногенное воздействие на атмосферный воздух и поверхностные воды. Радиационная обстановка в округе. |
Знать: о экологической ситуации в округе. Радиационной обстановке в округе. Проблеме землепользования. Экологии и здоровье населения. Уметь: называть экологические проблемы при добыче нефти и газа, возможные пути их разрешения. |
§7.1. Вопр. §7.2. Вопр. |
Атлас ЯНАО. Рабочая тетрадь |
География России экология |
Смотр знаний. |
Резерв 1 час
Использованная литература
1. Программно-методические материалы, рекомендованные Департаментом образования Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа Авторский коллектив: Усков М.Н., Орлов А.Н., Козориз М.М.-Салехард: ЯНОИПКРО.-2003г.
2. Обязательный минимум содержания образования по курсу «География Ямало-Ненецкого автономного округа»; Авторский коллектив: Усков М.Н., Орлов А.Н., Козориз М.М.-Салехард: ЯНОИПКРО.-2003г.
3. Программа по географии Ямало-Ненецкого автономного округа; Авторский коллектив: Усков М.Н., Орлов А.Н., Козориз М.М.-Салехард: ЯНОИПКРО.-2003г.
-
География ЯНАО. Учебник для 8-9классов под редакцией Ларина С.И. «Тюменский государственный университет», 2001 г.
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре