«Самое обыкновенное чудо»
Краткое описание
Обобщающий урок с использованием интеграции литературы,природоведения, музыки,изобразительного искусства
Описание
Задачи:
· Учить работать с текстом, размышлять над прочитанным, выявлять идейно – художественный смысл произведения, видеть авторскую позицию, определять собственное отношение к прочитанному.
· Развивать и обогащать речь учащихся;
· Использовать приемы интеграции уроков литературы с уроками природоведения, музыки, изобразительного искусства;
· Создать эмоционально благоприятные условия на уроке;
· Воспитывать нравственные чувства: чуткость и доброту, щедрость и сострадание.
Оборудование: выставка из детских рисунков, аппликаций, поделок: розовый слон, роза, снежинка, солнце, туча, гусеница; фонограмма песни «Розовый слон», смайлики настроений; карточки с заданиями для групп, кроссворд.
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка.
-Ключом к теме нашего открытого урока будет речевая разминка.
Чтение стихотворения про себя, с логическим ударение, с удивлением, с восхищением. Индивидуальное и хоровое чтение. (СЛАЙД 1)
Чудо! Чудо! Чудеса!
Голубые небеса,
Чудо-речка,
Чудо–сон –
Чудеса во всем!
3. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
— Назовите ключевое слово в стихотворении. (Чудо.)
— Как вы понимаете, что такое чудо? (необъяснимое понятие, невозможное, фантастическое событие, сказочное, удивительное, поразительное существо; шутливое обращение)
-Сегодня у нас урок: Обобщение раздела «Самое обыкновенное чудо» (СЛАЙД 2)
— Неужели так можно сказать: «самое обыкновенное чудо»? Бывает ли чудо обыкновенным? Где его можно увидеть? (Ответы детей)
Раньше вы затруднялись с ответами на эти вопросы. Что вам помогло сейчас? ( Произведения данного раздела)
Сегодня мы вспомним все произведения и их авторов, которые нам рассказали о самом обыкновенном чуде. А помогут нам самые обыкновенные предметы, которые спрятаны в волшебном сундучке.
В сундучке: иллюстрации детей к произведению «Розовый слон», роза, солнце и туча, гусеница.
На экране авторы и названия произведений. (СЛАЙД 3)
— Вам надо будет соединить автора и название произведения в ходе урока.
Глеб Горбовский «Солнце и туча»
Валентин Берестов «Маленький принц»
Антуан де Сент – Экзюпери «Честное гусеничное»
Виктор Хмельницкий «Розовый слон»
Джани Родари «Одуванчик»
Геннадий Цыферов «Про чудака Лягушонка»
1) Учитель достает из «волшебного сундучка» розу.
В каком произведении мы встречались с розой? Назовите произведение и автора. (А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц»)
— Как относился Маленький принц к своей розе и почему? Прочитайте наизусть монолог Принца о розе.
Самостоятельная работа в малых группах.
-Восстановите верно авторский текст.
1 группа.
«Я для тебя всего только лисица… Но если ты меня (полюбишь, узнаешь, приручишь, найдешь), мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня (один, только один, всего один, единственный) в целом свете»
2 группа.
«Вот мой (девиз, тайна, секрет, мудрость), он очень прост: (умно, зорко, правдиво, право) одно лишь сердце. Самого главного не увидишь.
3 группа
«Люди забыли эту (мысль, идею, истину, правду), но ты не забывай: ты навсегда в овеете за всех, (кого узнал, приручил, полюбил, воспитал).
— Почему данное произведение включено в раздел «Обыкновенное чудо»? (Мы не замечаем чуда в том, что нас окружает. Чудо – это детство, это друзья, это умение понимать сердцем, а не умом.)
2) Отгадайте загадки и определите, что я сейчас достану из «Сундучка».
Светит, сверкает,
Всех согревает. (Солнце)
Нахмурится, насупится,
В слезы ударится, ничего не останется.(Туча)
Учитель достает картинки с изображение тучи и солнца.
— В каком произведении о них говорится? Кто автор? ( Джани Родари «Солнце и туча)
Откройте это произведение и найдите словосочетания и предложения, характеризующие солнце и тучу.
Солнце: путешествовало весело и горделиво
каждая ягодка радовалась ему
раздаривало свои лучи
весело бултыхалось
хмурилось
Туча: не унималась
злилась
ворчала
удивлялась
рассыпалась
-Кого напоминают своими действиями и речью солнце и туча? (людей щедрых и жадных)
-Что значит щедрость?
— Как вы думаете какой совет дает нам Джани Родари? (Быть щедрыми, добрыми)
— Что необычного увидел автор в обыкновенных явлениях природы?
-Какой литературный прием использует автор? (Аллегории)
Вы тоже использовали этот литературный прием в своих мини- сказках.
Зачитывание 2-3 лучших сочинений учениками.
3) Угадайте, о ком я сейчас говорю: «…Был он немного чуть мешковат, серые уши и ласковый взгляд…»
Учитель достает иллюстрации рисунков к произведению «Розовый слон»
Кто автор? ( Григорий Горбовский)
— Почему вы все нарисовали слона розового, а не серого?
— Какое самое обыкновенное чудо вы увидели в этом произведении? ( Чудо в том, что в сером слоне можно увидеть розового, если он добр, весел и великодушен. Чудо – это надежда. Она может совершить чудо.)
Физкультурно – музыкальная пауза. Исполнение песни всем классом под караоке.
4) -Определите следующую героиню. Отгадайте загадку.
Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу, но снова весной
Я вдруг оживаю, свой дом покидаю. (Гусеница и бабочка)
— Из какого она произведения? Кто автор? (Валентин Берестов «Честное гусеничное»)
— Какое произошло чудо с Гусеницей?
Краткий пересказ от лица героини всей истории, которая с ней произошла.
— Как много чудес в природе! Надо быть внимательным, чтоб они тебе открывались. Какие обыкновенные чудеса вы видели в природе?
5) – Кто такие бабочки? Кто нам о них в этом разделе хорошо рассказал? (Лягушонок из сказки «Про чудака лягушонка»). Кто автор? (Геннадий Цыферов) Зачитывание отрывка.
6) Остальные произведения данного раздела мы вспомним по вопроса кроссворда и проверим, насколько вы являетесь внимательными читателями.
1 по ч ки
2 од у ванчик
3 дож д ь
4 г о ра
1. « Как только они раскрылись — вырвалось, выкатилось лето на волю» ( Почки)
2. «Ему снился солнечный день, ясное небо, снилось, будто путешествует он по земле, глядит на горы, на города и деревни. Сны были очень приятные» (Одуванчик)
3. «Чему радовались лягушки, прыгая из одной лужи в другую?»(Дождь)
4. «Она завидовала вечным снежным вершинам больших гор» (Гора)
Из каких произведений взяты строчки и кто автор? (Борис Сергуненков «Куда лето прячется» «Одуванчик», Виктор Хмельницкий «Дождь в лесу», «Гора»)
— Какое слово получилось в выделенных клетках? (Чудо)
Итог урока.
— Чему учат все эти сказки? (Смотреть на обычные вещи, слышать музыку каждого дня, верить в обыкновенное чудо)
— Ребята, как вы думаете, зачем надо видеть чудо? (Чтобы люди умели видеть и ценить красоту во всем, были щедрыми, добрыми и чуткими…)
-Прочитав произведения раздела «Самое обыкновенное чудо» Так хочется, чтобы люди не проходили мимо прекрасного, чтобы чаще смотрели на звезды, слышали ночные трели соловья и были щедрыми как солнце.
-Ребята, нам пришло письмо. Давайте его прочитаем. СЛАЙД
Здравствуй, малыш!
Нашей планете очень хочется иметь своего Маленького Принца. Мы живем на одной планете, и нам надо научиться вместе беречь нашу Землю, понимать ее лучше, чем другие люди. Ты должен помочь планете приобрести новых друзей, а людям подружиться со своей планетой, слышать сердцем.
Я знаю взрослых. Поверь, Малыш, многие из них услышат тебя – ведь они передают планету в твои руки.
Твой друг Лис.
Домашнее задание: Написать Лису ответ.
Рефлексия: Покажите свое настроение смайликами от прошедшего урока.
— Благодарю за интересный урок.
· Учить работать с текстом, размышлять над прочитанным, выявлять идейно – художественный смысл произведения, видеть авторскую позицию, определять собственное отношение к прочитанному.
· Развивать и обогащать речь учащихся;
· Использовать приемы интеграции уроков литературы с уроками природоведения, музыки, изобразительного искусства;
· Создать эмоционально благоприятные условия на уроке;
· Воспитывать нравственные чувства: чуткость и доброту, щедрость и сострадание.
Оборудование: выставка из детских рисунков, аппликаций, поделок: розовый слон, роза, снежинка, солнце, туча, гусеница; фонограмма песни «Розовый слон», смайлики настроений; карточки с заданиями для групп, кроссворд.
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка.
-Ключом к теме нашего открытого урока будет речевая разминка.
Чтение стихотворения про себя, с логическим ударение, с удивлением, с восхищением. Индивидуальное и хоровое чтение. (СЛАЙД 1)
Чудо! Чудо! Чудеса!
Голубые небеса,
Чудо-речка,
Чудо–сон –
Чудеса во всем!
3. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
— Назовите ключевое слово в стихотворении. (Чудо.)
— Как вы понимаете, что такое чудо? (необъяснимое понятие, невозможное, фантастическое событие, сказочное, удивительное, поразительное существо; шутливое обращение)
-Сегодня у нас урок: Обобщение раздела «Самое обыкновенное чудо» (СЛАЙД 2)
— Неужели так можно сказать: «самое обыкновенное чудо»? Бывает ли чудо обыкновенным? Где его можно увидеть? (Ответы детей)
Раньше вы затруднялись с ответами на эти вопросы. Что вам помогло сейчас? ( Произведения данного раздела)
Сегодня мы вспомним все произведения и их авторов, которые нам рассказали о самом обыкновенном чуде. А помогут нам самые обыкновенные предметы, которые спрятаны в волшебном сундучке.
В сундучке: иллюстрации детей к произведению «Розовый слон», роза, солнце и туча, гусеница.
На экране авторы и названия произведений. (СЛАЙД 3)
— Вам надо будет соединить автора и название произведения в ходе урока.
Глеб Горбовский «Солнце и туча»
Валентин Берестов «Маленький принц»
Антуан де Сент – Экзюпери «Честное гусеничное»
Виктор Хмельницкий «Розовый слон»
Джани Родари «Одуванчик»
Геннадий Цыферов «Про чудака Лягушонка»
1) Учитель достает из «волшебного сундучка» розу.
В каком произведении мы встречались с розой? Назовите произведение и автора. (А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц»)
— Как относился Маленький принц к своей розе и почему? Прочитайте наизусть монолог Принца о розе.
Самостоятельная работа в малых группах.
-Восстановите верно авторский текст.
1 группа.
«Я для тебя всего только лисица… Но если ты меня (полюбишь, узнаешь, приручишь, найдешь), мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня (один, только один, всего один, единственный) в целом свете»
2 группа.
«Вот мой (девиз, тайна, секрет, мудрость), он очень прост: (умно, зорко, правдиво, право) одно лишь сердце. Самого главного не увидишь.
3 группа
«Люди забыли эту (мысль, идею, истину, правду), но ты не забывай: ты навсегда в овеете за всех, (кого узнал, приручил, полюбил, воспитал).
— Почему данное произведение включено в раздел «Обыкновенное чудо»? (Мы не замечаем чуда в том, что нас окружает. Чудо – это детство, это друзья, это умение понимать сердцем, а не умом.)
2) Отгадайте загадки и определите, что я сейчас достану из «Сундучка».
Светит, сверкает,
Всех согревает. (Солнце)
Нахмурится, насупится,
В слезы ударится, ничего не останется.(Туча)
Учитель достает картинки с изображение тучи и солнца.
— В каком произведении о них говорится? Кто автор? ( Джани Родари «Солнце и туча)
Откройте это произведение и найдите словосочетания и предложения, характеризующие солнце и тучу.
Солнце: путешествовало весело и горделиво
каждая ягодка радовалась ему
раздаривало свои лучи
весело бултыхалось
хмурилось
Туча: не унималась
злилась
ворчала
удивлялась
рассыпалась
-Кого напоминают своими действиями и речью солнце и туча? (людей щедрых и жадных)
-Что значит щедрость?
— Как вы думаете какой совет дает нам Джани Родари? (Быть щедрыми, добрыми)
— Что необычного увидел автор в обыкновенных явлениях природы?
-Какой литературный прием использует автор? (Аллегории)
Вы тоже использовали этот литературный прием в своих мини- сказках.
Зачитывание 2-3 лучших сочинений учениками.
3) Угадайте, о ком я сейчас говорю: «…Был он немного чуть мешковат, серые уши и ласковый взгляд…»
Учитель достает иллюстрации рисунков к произведению «Розовый слон»
Кто автор? ( Григорий Горбовский)
— Почему вы все нарисовали слона розового, а не серого?
— Какое самое обыкновенное чудо вы увидели в этом произведении? ( Чудо в том, что в сером слоне можно увидеть розового, если он добр, весел и великодушен. Чудо – это надежда. Она может совершить чудо.)
Физкультурно – музыкальная пауза. Исполнение песни всем классом под караоке.
4) -Определите следующую героиню. Отгадайте загадку.
Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу, но снова весной
Я вдруг оживаю, свой дом покидаю. (Гусеница и бабочка)
— Из какого она произведения? Кто автор? (Валентин Берестов «Честное гусеничное»)
— Какое произошло чудо с Гусеницей?
Краткий пересказ от лица героини всей истории, которая с ней произошла.
— Как много чудес в природе! Надо быть внимательным, чтоб они тебе открывались. Какие обыкновенные чудеса вы видели в природе?
5) – Кто такие бабочки? Кто нам о них в этом разделе хорошо рассказал? (Лягушонок из сказки «Про чудака лягушонка»). Кто автор? (Геннадий Цыферов) Зачитывание отрывка.
6) Остальные произведения данного раздела мы вспомним по вопроса кроссворда и проверим, насколько вы являетесь внимательными читателями.
1 по ч ки
2 од у ванчик
3 дож д ь
4 г о ра
1. « Как только они раскрылись — вырвалось, выкатилось лето на волю» ( Почки)
2. «Ему снился солнечный день, ясное небо, снилось, будто путешествует он по земле, глядит на горы, на города и деревни. Сны были очень приятные» (Одуванчик)
3. «Чему радовались лягушки, прыгая из одной лужи в другую?»(Дождь)
4. «Она завидовала вечным снежным вершинам больших гор» (Гора)
Из каких произведений взяты строчки и кто автор? (Борис Сергуненков «Куда лето прячется» «Одуванчик», Виктор Хмельницкий «Дождь в лесу», «Гора»)
— Какое слово получилось в выделенных клетках? (Чудо)
Итог урока.
— Чему учат все эти сказки? (Смотреть на обычные вещи, слышать музыку каждого дня, верить в обыкновенное чудо)
— Ребята, как вы думаете, зачем надо видеть чудо? (Чтобы люди умели видеть и ценить красоту во всем, были щедрыми, добрыми и чуткими…)
-Прочитав произведения раздела «Самое обыкновенное чудо» Так хочется, чтобы люди не проходили мимо прекрасного, чтобы чаще смотрели на звезды, слышали ночные трели соловья и были щедрыми как солнце.
-Ребята, нам пришло письмо. Давайте его прочитаем. СЛАЙД
Здравствуй, малыш!
Нашей планете очень хочется иметь своего Маленького Принца. Мы живем на одной планете, и нам надо научиться вместе беречь нашу Землю, понимать ее лучше, чем другие люди. Ты должен помочь планете приобрести новых друзей, а людям подружиться со своей планетой, слышать сердцем.
Я знаю взрослых. Поверь, Малыш, многие из них услышат тебя – ведь они передают планету в твои руки.
Твой друг Лис.
Домашнее задание: Написать Лису ответ.
Рефлексия: Покажите свое настроение смайликами от прошедшего урока.
— Благодарю за интересный урок.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Поурочное планирование
Литературное чтение
3 класс
07 октября 2012
Файлы
Самое обыкновенное чудо.ppt
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО