Краеведение-рабочая программа
Краеведение всесторонне изучает малые территории, вследствие чего в курсе используются данные многих наук: биологии, геологии, географии, истории и др.
Краеведение, как предмет — одно из важнейших средств связи обучения с жизнью, воспитания у обучающихся патриотизма, любви к родному краю, гордости за его прошлое.
Программа курса рассчитана на обучающихся 5-го класса и направлена на изучение самых близких школьникам объектов – природа, поселок, семья.
В связи с этим, программа предусматривает выделение четырех разделов: «Край, в котором я живу.Виртуальное путешествие», «Природа родного края », «Охрана природы », «История населенного пункта».
Знания по краеведению учащиеся получают в ходе изложения учителем учебного материала, работы с учебными пособиями (лекции, беседы), в рамках поисковой, исследовательской деятельности (изучение литературных источников, подготовка докладов, рефератов, презентаций и т.п.), а также в ходе экскурсий и т.д.
Календарно – тематический план.
Чет-верть |
№ урока |
Наименование тематических разделов и поурочных тем |
Кол-во часов |
Количество часов на |
Корректи- ровка |
||||
к/р |
п/р |
л/р |
Экс. |
Зач. |
|
||||
|
|
Край, в котором я живу. Виртуальное путешествие. |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Коми республика на карте Родины. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Поверхность территории. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
3 |
Важнейшие полезные ископаемые. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Природа родного края. |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Природные условия. |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Реки, озера, болота. |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Почвы, охрана почв. |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Растения, животные полярного круга. |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Растения, животные лесной полосы. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
9 |
Растения, животные лугов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Растения, животные болот. |
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Обитатели водоемов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Охрана природы. |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Печоро-Илычский заповедник, заказники родного края. |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Экологические проблемы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Наш край в опасности. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
История населенного пункта. |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
История поселка Тимшер. |
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
Дары природы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
Люди поселка. |
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
Моя родословная. |
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка. Краеведение - всесторонне изучение какой – либо определенной территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие поселка, района, республики; природные, климатические условия и т.д. Краеведение всесторонне изучает малые территории, вследствие чего в курсе используются данные многих наук: биологии, геологии, географии, истории и др. Краеведение, как предмет - одно из важнейших средств связи обучения с жизнью, воспитания у обучающихся патриотизма, любви к родному краю, гордости за его прошлое. Программа курса рассчитана на обучающихся 5-го класса и направлена на изучение самых близких школьникам объектов – природа, поселок, семья. В связи с этим, программа предусматривает выделение четырех разделов: «Край, в котором я живу.Виртуальное путешествие», «Природа родного края », «Охрана природы », «История населенного пункта». Знания по краеведению учащиеся получают в ходе изложения учителем учебного материала, работы с учебными пособиями (лекции, беседы), в рамках поисковой, исследовательской деятельности (изучение литературных источников, подготовка докладов, рефератов, презентаций и т.п.), а также в ходе экскурсий и т.д. Цель: Получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его истории, традициях и культуре. Задачи:
Место предмета в учебном плане. Для изучения учебного предмета «Краеведение» в V классе отведено 18 часов, из расчета 0,5 учебный час в неделю. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тимшерская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на МО учителей Согласована: Утверждена:
биологии, экологии, географии, Зам. директора по УВР - Директор школы -
химии, истории, обществознания Белова В.А.
Руководитель МО ___________________ ____________________
_____________ Андреева А.В. « 31» августа 2012 года «31» августа 2012 года
Протокол № _____
от «___» ___________ 2012 г.
Рабочая учебная программа
Краеведение, 5 класс.
Программу разработала учитель биологии и экологии
Паршукова Надежда Алексеевна.
( авторская программа)
Тимшер
2012 год.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
-
суть понятия «краеведение»:
-
терминологию, предусмотренную программой на понятийном уровне;
-
особенности природы родного края;
-
правила поведения в природе;
-
историю населенного пункта;
-
историю своей родословной.
Обучающиеся должны уметь:
-
давать описание природным объектам;
-
определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы;
-
вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала;
-
вести поисковую, проектную, исследовательскую деятельность;
-
применять знания в охране природы родного края.
Учебно – методический комплект.
Литература для обучающихся:
-
Лянцевич В.М. Природа нашего края.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1988 г.
-
Гладков В.П. Нам и внукам. Охраняемые природные территории Коми АССР.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1988 г.
-
Атлас республики Коми.
Москва, издательство «Феория», 2011 г.
-
Атлас республики Коми.
Москва, издательство «Дизайн. Информация. Картография», 2001 г.
-
Историко – культурный атлас республики Коми.
Издательский дом «Дрофа», 1997 г.
-
Фотолетопись республики Коми.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 2011 г.
-
Рогачев М.Б. Столица зырянского края.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1987 г.
-
Республика Коми. Энциклопедия.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1997 г.
-
Таскаева А.И. Красная книга республики Коми.
Москва-Сыктывкар, издательство «ДИК», 1998 г.
-
Козубова Г.М. Лесное хозяйство и лесные ресурсы республики Коми.
Москва, издательство «Дизайн. Информация. Картография», 2000 г.
-
Рыжова Н.А. Азбука юного гражданина республики Коми.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 2012 г.
Литература для учителя:
-
Лянцевич В.М. Природа нашего края.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1988 г.
-
Гладков В.П. Нам и внукам. Охраняемые природные территории Коми АССР.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1988 г.
-
Атлас республики Коми.
Москва, издательство «Феория», 2011 г.
-
Атлас республики Коми.
Москва, издательство «Дизайн. Информация. Картография», 2001 г.
-
Историко – культурный атлас республики Коми.
Издательский дом «Дрофа», 1997 г.
-
Фотолетопись республики Коми.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 2011 г.
-
Рогачев М.Б. Столица зырянского края.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1987 г.
-
Республика Коми. Энциклопедия.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1997 г.
-
Таскаева А.И. Красная книга республики Коми.
Москва-Сыктывкар, издательство «ДИК», 1998 г.
-
Козубова Г.М. Лесное хозяйство и лесные ресурсы республики Коми.
Москва, издательство «Дизайн. Информация. Картография», 2000 г.
-
Рыжова Н.А. Азбука юного гражданина республики Коми.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 2012 г.
-
Лянцевич В.М. География Коми АССР.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1987 г.
-
Кузьмина М.В. Коми – край мой северный.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1991 г.
-
Денисов М.В. Коми АССР. Административно-территориальное деление.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1986 г.
-
Виноградова Л. Коми АССР – преображенный край.
Москва, «Планета», 1978 г.
-
Рочев Н.Н. Сказ о земле Коми.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1967 г.
-
Боков Х. Республика Коми.
Москва, журнал «Жизнь национальностей», №4, 1996 г.
-
Климова Г. Текстильный орнамент Коми.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1984 г.
-
Памятники Отечества. Земля Коми.
Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
-
Рочева Ю.Г. Коми легенды и предания.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1984 г.
-
Сигунов П. Лесное счастье.
Ленинград, «Детская литература», 1974 г.
-
Александров А.Н. История Коми АССР.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1981 г.
-
Александров А.Н. Земля моя Коми.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1987 г.
-
Чистяков В.И. Республика коми. Справочник.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1986 г.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
С уважением Паршукова Н.А.