Технология ситуации успеха в работе над ладовым слухом в младшем хоре
Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: голосов:1просмотров: 2262 комментариев: 2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» Технология ситуации успеха в работе над ладовым слухом в младшем хоре Подготовила педагог дополнительного образования высшей категории Давыдова Г.В.
г. Краснознаменск МО
Технология ситуации успеха является одним из наиболее действенных методов сделать процесс развития и обучения интересным. Считаю, что в каждом действии педагога должна быть заложена установка на успешный результат. Рассматривая понятие «ситуация успеха», я пришла к выводу, что это сжатая форма другой формулы.
Ситуация – работа – успешный результат.
Рассмотрим ход занятия.
1. Организационный момент.
Ситуация. На урок пришли гости. Работа. Выпрямились, подтянулись, улыбнулись, клятва – общая идея, объединяющая весь коллектив. Успешный результат. Готовность к работе.
2. Распевание.
Ситуация. Чем лучше мы подготовим голосовой и слуховой аппарат к пению, тем интереснее и успешнее пройдет наше занятие.
Работа. Пение вокальных упражнений. Уже здесь вводится работа над ступенями лада. Успешный результат. Вокально-слуховой настрой, готовность детей к появлению следующей темы занятия.
3. «Умная минутка»
Ситуация. Само название раздела поднимает самооценку детей, заставляет их «соответствовать» — раз умные, то уже большие, поэтому и работать будем как взрослые: старательно, вдумчиво.
Работа. Развитие ладовых ощущений.
Успешный результат. Умение ориентироваться в изученных ступенях лада, готовность к получению новых знаний.
Ситуация. Конкретная учебно-практическая задача опирается на прошлый опыт детей.
Работа. Дети демонстрируют себе и другим то, что они уже умеют. Здесь важно не пропустить хотя бы самые незначительные признаки желания работать у самых слабых детей. В группе есть дети с серьезными отклонениями в развитии. Специально для них необходимо подготовить вопросы, на которые они непременно ответят, тем самым создавая ситуацию успеха – они могут отвечать наравне со всеми, полноценно участвуют в деятельности всего коллектива, а у группы не возникает ощущения, что эти дети отстают в развитии. Это важно и для становления личности первых, они не чувствуют себя ущемленными, не замыкаются.
Успешный результат. Активная, продуктивная работа всей группы
Ситуация. Педагогом не дается словесная формулировка нового определения. Работа. Самостоятельный поиск формулировки. Успешный результат. Дети легче запоминают и глубже понимают смысл нового определения, когда формируют его своими словами. Нет механического заучивания.
Ситуация. Педагог облекает задание в игровую форму. Работа. Дети занимаются музыкальными играми, несущими определенные задачи по накоплению музыкально -слуховых навыков. Успешный результат. Дидактическая игра, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки, что позволяет закрепить интерес к обучению. Исходя из игровой задачи, дети осуществляют действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной и при этом осуществляется индивидуальная помощь учащимся.
Ситуация. Работа с дидактическими наглядными пособиями: «Поющая лесенка», «Ручные знаки ступеней», «Музыкальные кубики». Работа. Учащиеся знакомятся с новой ступенькой, рассматривают ее относительно положения других. Успешный результат. Деятельность учащихся вызывает у них положительные переживания, становится привлекательной. Занятие в целом «окрашивается» общим эмоциональным подъемом, что создает у ребят положительную установку на восприятие педагогического воздействия и усвоение конкретного учебного материала.
4. Работа над репертуаром. Песня Г. Струве «Гамма».
Ситуация. Педагог открывает тайну: оказывается гамма и лад – это родные брат и сестра, ведь лад – звукоряд и гамма – звукоряд.
Работа. Дети поют гамму, опираясь на знание лада. Перед началом разучивания песни поются устойчивые ступени и переход неустойчивых в устойчивые.
Успешный результат. Надо же, припев поется сразу, без предварительного разучивания. Дети с радостью узнают о том, как им пригождаются раннее полученные знания.
Ситуация. Педагог приготовил детям сюрприз: показ видеосюжета. Работа. Дети смотрят и слушают, как исполняет песню сам композитор. Успешный результат. Возрастает интерес к разучиваемой песни, возникает гордость за своих старших товарищей, которым посчастливилось встретиться с композитором, формируется чувство сопричастности к общему делу, возрастает мотивация занятий в данном объединении.
5. Подведение итогов занятия.
Ситуация. Педагог проговаривает все основные этапы занятия, дает положительную оценку работы учащихся, сообщает о теме следующего занятия. Работа. Дети упорядочивают в памяти все то новое, что узнали на этой встрече. Успешный результат. Эмоциональное удовлетворение своими умениями и знаниями, установка, что и новая встреча принесет радость.
Все, о чем я говорила выше не притянуто за уши. Просто я проговорила вслух, конкретизировала то, чем мы занимаемся на каждом уроке.
Занятие рассчитано всего на 45 минут, поэтому надо все четко выверить, не «переборщить», чтобы занятие было не эффектным, а эффективным.
Используемые материалы:
http://mou9wisockoesta.ucoz.ru/ehksperiment/tekhnologija_sozdanija_situacii_uspekha_volkova_n..doc
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/situatsiya-uspekha
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
"Центр развития творчества детей и юношества"
Технология ситуации успеха
в работе над ладовым слухом в младшем хоре
Подготовила педагог дополнительного образования
высшей категории
Давыдова Г.В.
г. Краснознаменск МО
Технология ситуации успеха является одним из наиболее действенных методов сделать процесс развития и обучения интересным. Считаю, что в каждом действии педагога должна быть заложена установка на успешный результат. Рассматривая понятие «ситуация успеха», я пришла к выводу, что это сжатый вид другой формулы:
Ситуация + Работа = Успешный результат.
Рассмотрим ход занятия.
-
Организационный момент.
Ситуация. На урок пришли гости.
Работа. Выпрямились, подтянулись, улыбнулись, клятва – общая идея, объединяющая весь коллектив.
Успешный результат. Готовность к работе.
-
Распевание.
Ситуация. Чем лучше мы подготовим голосовой и слуховой аппарат к пению, тем интереснее и успешнее пройдет наше занятие.
Работа. Пение вокальных упражнений. Уже здесь вводится работа над ступенями лада.
Успешный результат. Вокально-слуховой настрой, готовность детей к появлению следующей темы занятия.
-
«Умная минутка»
Ситуация. Само название раздела поднимает самооценку детей, заставляет их «соответствовать» - раз умные, то уже большие, поэтому и работать будем как взрослые: старательно, вдумчиво.
Работа. Развитие ладовых ощущений.
Успешный результат. Умение ориентироваться в изученных ступенях лада, готовность к получению новых знаний.
Ситуация. Конкретная учебно-практическая задача опирается на прошлый опыт детей.
Работа. Дети демонстрируют себе и другим то, что они уже умеют. Здесь важно не пропустить хотя бы самые незначительные признаки желания работать у самых слабых детей. В группе есть дети с серьезными отклонениями в развитии. Специально для них необходимо подготовить вопросы, на которые они непременно ответят, тем самым создавая ситуацию успеха – они могут отвечать наравне со всеми, полноценно участвуют в деятельности всего коллектива, а у группы не возникает ощущения, что эти дети отстают в развитии. Это важно и для становления личности первых, они не чувствуют себя ущемленными, не замыкаются.
Успешный результат. Активная, продуктивная работа всей группы
Ситуация. Педагогом не дается словесная формулировка нового определения.
Работа. Самостоятельный поиск формулировки.
Успешный результат. Дети легче запоминают и глубже понимают смысл нового определения, когда формируют его своими словами. Нет механического заучивания.
Ситуация. Педагог облекает задание в игровую форму.
Работа. Дети занимаются музыкальными играми, несущими определенные задачи по накоплению музыкально - слуховых навыков.
Успешный результат. Дидактическая игра, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки, что позволяет закрепить интерес к обучению. Исходя из игровой задачи, дети осуществляют действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной и при этом осуществляется индивидуальная помощь учащимся.
Ситуация. Работа с дидактическими наглядными пособиями: «Поющая лесенка», «Ручные знаки ступеней», «Музыкальные кубики».
Работа. Учащиеся знакомятся с новой ступенькой, рассматривают ее относительно положения других.
Успешный результат. Деятельность учащихся вызывает у них положительные переживания, становится привлекательной. Занятие в целом «окрашивается» общим эмоциональным подъемом, что создает у ребят положительную установку на восприятие педагогического воздействия и усвоение конкретного учебного материала.
-
Работа над репертуаром. Песня Г. Струве «Гамма».
-
Ситуация. Педагог открывает тайну: оказывается гамма и лад – это родные брат и сестра, ведь лад – звукоряд и гамма – звукоряд.
Работа. Дети поют гамму, опираясь на знание лада. Перед началом разучивания песни поются устойчивые ступени и переход неустойчивых в устойчивые.
Успешный результат. Надо же, припев поется сразу, без предварительного разучивания. Дети с радостью узнают о том, как им пригождаются раннее полученные знания.
-
Ситуация. Педагог приготовил детям сюрприз: показ видеосюжета.
Работа. Дети смотрят и слушают, как исполняет песню сам композитор.
Успешный результат (возрастает интерес к разучиваемой песни, возникает гордость за своих старших товарищей, которым посчастливилось встретиться с композитором, формируется чувство сопричастности к общему делу, возрастает мотивация занятий в данном объединении).
5. Подведение итогов занятия.
Ситуация. Педагог проговаривает все основные этапы занятия, дает положительную оценку работы учащихся, сообщает о теме следующего занятия.
Работа. Дети упорядочивают в памяти все то новое, что узнали на этой встрече.
Успешный результат. Эмоциональное удовлетворение своими умениями и знаниями, установка, что и новая встреча принесет радость.
Все, о чем я говорила выше, не притянуто за уши. Просто я проговорила вслух, конкретизировала то, чем мы занимаемся на каждом уроке.
Занятие рассчитано всего на 45 минут, поэтому надо все четко выверить, не «переборщить», чтобы занятие было не эффектным, а эффективным.
Используемые материалы:
http://mou9wisockoesta.ucoz.ru/ehksperiment/tekhnologija_sozdanija_situacii_uspekha_volkova_n..doc
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/situatsiya-uspekha
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
Надеемся на дальнейшее сотрудничество.
С ув. модератор Юлия Анатольевна.