Урок по теме: Тип Губки
« Тип губки»
Цели урока: познакомить учащихся с общей характеристикой типа губок, их многообразием, классификацией.
Задачи урока:
- установить, какие животные появились на Земле вслед за колониальными жгутиковыми;
- познакомить с многообразием морских губок, их ролью в природе и в жизни человека
- показать родство с одноклеточными животными;
- раскрыть особенности строения и жизнедеятельности губок;
- познакомить учащихся с их значением в природе и жизни человека.
Ход урока 1. Проверка знаний.
1. К простейшим животным не относится:
а) амеба; б) инфузория; в) гидра; г) малярийный плазмодий.
2. К систематическим группам простейших не относятся:
а) радиолярии; б) полипы; в) солнечники; г) жгутиконосцы.
3. Переваривание пищи у простейших происходит в:
а) цитоплазме; б) ядре; в) специальной вакуоли; г) оболочке.
4. При дыхании простейшие выделяют:
а)кислород; б) углекислый газ; в) угарный газ; г) азот.
5. К животным, способным питаться как зеленые растения, относится:
а) амеба; б)эвглена; в) инфузория; г) плазмодий.
6. Простейшие погибают в кипяченой воде, так как им не хватает:
а) органических веществ; б) минеральных веществ; в)углекислого газа; г) кислорода.
7. Благодаря цисте простейшие:
а) передвигаются; б) переносят неблагоприятные условия; в) питаются; г) удаляют непереваренные остатки пищи.
8. Средой обитания простейших не является:
а) кровь человека; б)воздух; в) почва; г) кровь животных.
9. В движении простейших не участвует:
а) жгутик; б) ресничка; в) сократительная вакуоль; г) цитоплазма.
10. Орган выделения у простейших:
А) светочувствительный глазок б)сократительная вакуоль в) ресничка г) ядро
2. Актуализация знаний:
— Особенность которая отличает простейших от всех остальных живых организмов?
Многоклеточные животные устроены сложнее, чем одноклеточные простейшие. Однако и те, и другие состоят из клеток. Целостность организма многоклеточных поддерживается за
счёт взаимодействия между отдельными клетками. Клетки многоклеточных не могут существовать самостоятельно.
3. Изучение нового материала:
— Составьте систематику губок.
· Среда обитания губок.
В различных морях, реже – в пресных водоёмах можно встретить прикреплённых ко дну причудливых, ярко окрашенных животных. Внешне они напоминают наросты, шары, бокалы. Это губки – одни из самых примитивных многоклеточных животных.
· Внешнее строение губок.
В самом простом случае губка имеет бокаловидную форму и обладает гетерополярной осевой симметрией. К субстрату губка крепится подошвой; на верхнем полюсе расположено устье — оскулюм, через которое из тела губки выводится вода. У колониальных осевая симметрия нарушается и возникает множество оскулюмов. Стенки губки пронизаны многочисленными порами, ведущими в парагастральную полость. Тело состоит из двух слоёв клеток: наружного — дермального и внутреннего, выстилающего внутреннюю полость — гастрального. Между ними формируется мезохил — бесструктурное вещество с отдельными разбросанными в нём клетками.
· Особенности клеточного строения губок.
Для большинства губок характерно образование твёрдого минерального, реже органического скелета. Отдельные элементы скелета образуются в специальных клетках – склероцитах, которые располагаются в мезоглее. Кроме них, в мезоглее расположены многочисленные опорные клетки звёздчатой формы. Характерной особенностью губок является полное отсутствие у них нервных клеток.
· Питание губок
Губки отфильтровывают пищевые частицы из воды, протекающей через их тело. Размеры частиц обычно варьируют от 50 до 1 мкм, но могут быть и ещё меньше. В эти пределы попадают одноклеточные планктонные организмы, такие, как динофлагелляты и бактерии, вирусы, мелкий органический детрит и, возможно, даже растворённые в воде органические вещества. В тропических морях, где губки очень многочисленны, мелкие фракции пищи примерно в 7 раз более доступны, чем крупные. Все клетки губок способны поглощать частицы путём фагоцитоза.
И хоаноциты, и археоциты поглощают и переваривают пищу в пищеварительных вакуолях, однако часто хоаноциты только захватывают частицы, а затем «передают» их археоцитам, в которых и осуществляется процесс пищеварения. Археоциты, по-видимому, также запасают питательные вещества (гликоген и липиды)
· Размножение губок.
Губки размножаются как бесполым, так и половым путём. При бесполом размножении на теле губки образуется бугорок, или почка, которая начинает увеличиваться в размерах. Через некоторое время на её вершине прорывается устье. Дочерние особи губок очень редко отделяются от материнской. Как правило, они остаются связанными с ней и образуют крупные колонии.
· Бесполое размножение бадяги.
У пресноводной губки бадяги наблюдается интересный тип бесполого размножения. Летом бадяга размножается обычным почкованием. Ближе к осени в её мезоглее образуются скопления археоцитов, которые покрываются двойной роговой оболочкой. Так формируются гемулы, или внутренние почки. Зимой бадяга погибает, гемулы опускаются на дно, где и зимуют. Весной их оболочка разрушается и развивается молодая губка.
· Половое размножение
Большинство губок являются гермафродитами, т.е. в них одновременно образуются как мужские, так и женские половые клетки. В результате оплодотворения образуется зигота, из которой развивается покрытая ресничками личинка. Она выходит из тела губки через устье, некоторое время плавает, а затем опускается на дно, где из неё развивается молодая губка.
· Многообразие губок
(Используя материал учебника)
· Значение губок в природе и в жизни человека.
(самостоятельна работа учащихся с учебником)
4. Закрепление:
1. К какому типу животных относятся губки?
2. Какова среда обитания губок?
3. В чём особенность внешнего строения губок?
4. Какова характерная особенность клеточного строения губок?
5. Какие виды размножения губок вы знаете?
6. В чём различие полового и бесполого размножения губок?
« Тип губки»
Цели урока: познакомить учащихся с общей характеристикой типа губок, их многообразием, классификацией.
Задачи урока:
-
установить, какие животные появились на Земле вслед за колониальными жгутиковыми;
-
познакомить с многообразием морских губок, их ролью в природе и в жизни человека
-
показать родство с одноклеточными животными;
-
раскрыть особенности строения и жизнедеятельности губок;
-
познакомить учащихся с их значением в природе и жизни человека.
Ход урока
-
Проверка знаний.
1. К простейшим животным не относится:
а) амеба; б) инфузория; в) гидра; г) малярийный плазмодий.
2. К систематическим группам простейших не относятся:
а) радиолярии; б) полипы; в) солнечники; г) жгутиконосцы.
3. Переваривание пищи у простейших происходит в:
а) цитоплазме; б) ядре; в) специальной вакуоли; г) оболочке.
4. При дыхании простейшие выделяют:
а)кислород; б) углекислый газ; в) угарный газ; г) азот.
5. К животным, способным питаться как зеленые растения, относится:
а) амеба; б)эвглена; в) инфузория; г) плазмодий.
6. Простейшие погибают в кипяченой воде, так как им не хватает:
а) органических веществ; б) минеральных веществ; в)углекислого газа; г) кислорода.
7. Благодаря цисте простейшие:
а) передвигаются; б) переносят неблагоприятные условия; в) питаются; г) удаляют непереваренные остатки пищи.
8. Средой обитания простейших не является:
а) кровь человека; б)воздух; в) почва; г) кровь животных.
9. В движении простейших не участвует:
а) жгутик; б) ресничка; в) сократительная вакуоль; г) цитоплазма.
10. Орган выделения у простейших:
А) светочувствительный глазок б)сократительная вакуоль в) ресничка г) ядро
-
Актуализация знаний:
- Особенность которая отличает простейших от всех остальных живых организмов?
Многоклеточные животные устроены сложнее, чем одноклеточные простейшие. Однако и те, и другие состоят из клеток. Целостность организма многоклеточных поддерживается за
счёт взаимодействия между отдельными клетками. Клетки многоклеточных не могут существовать самостоятельно.
-
Изучение нового материала:
- Составьте систематику губок.
-
Среда обитания губок.
В различных морях, реже – в пресных водоёмах можно встретить прикреплённых ко дну причудливых, ярко окрашенных животных. Внешне они напоминают наросты, шары, бокалы. Это губки – одни из самых примитивных многоклеточных животных.
-
Внешнее строение губок.
В самом простом случае губка имеет бокаловидную форму и обладает гетерополярной осевой симметрией. К субстрату губка крепится подошвой; на верхнем полюсе расположено устье — оскулюм, через которое из тела губки выводится вода. У колониальных осевая симметрия нарушается и возникает множество оскулюмов. Стенки губки пронизаны многочисленными порами, ведущими в парагастральную полость. Тело состоит из двух слоёв клеток: наружного — дермального и внутреннего, выстилающего внутреннюю полость — гастрального. Между ними формируется мезохил — бесструктурное вещество с отдельными разбросанными в нём клетками.
-
Особенности клеточного строения губок.
Для большинства губок характерно образование твёрдого минерального, реже органического скелета. Отдельные элементы скелета образуются в специальных клетках – склероцитах, которые располагаются в мезоглее. Кроме них, в мезоглее расположены многочисленные опорные клетки звёздчатой формы. Характерной особенностью губок является полное отсутствие у них нервных клеток.
-
Питание губок
Губки отфильтровывают пищевые частицы из воды, протекающей через их тело. Размеры частиц обычно варьируют от 50 до 1 мкм, но могут быть и ещё меньше. В эти пределы попадают одноклеточные планктонные организмы, такие, как динофлагелляты и бактерии, вирусы, мелкий органический детрит и, возможно, даже растворённые в воде органические вещества. В тропических морях, где губки очень многочисленны, мелкие фракции пищи примерно в 7 раз более доступны, чем крупные. Все клетки губок способны поглощать частицы путём фагоцитоза.
И хоаноциты, и археоциты поглощают и переваривают пищу в пищеварительных вакуолях, однако часто хоаноциты только захватывают частицы, а затем «передают» их археоцитам, в которых и осуществляется процесс пищеварения. Археоциты, по-видимому, также запасают питательные вещества (гликоген и липиды)
-
Размножение губок.
Губки размножаются как бесполым, так и половым путём. При бесполом размножении на теле губки образуется бугорок, или почка, которая начинает увеличиваться в размерах. Через некоторое время на её вершине прорывается устье. Дочерние особи губок очень редко отделяются от материнской. Как правило, они остаются связанными с ней и образуют крупные колонии.
-
Бесполое размножение бадяги.
У пресноводной губки бадяги наблюдается интересный тип бесполого размножения. Летом бадяга размножается обычным почкованием. Ближе к осени в её мезоглее образуются скопления археоцитов, которые покрываются двойной роговой оболочкой. Так формируются гемулы, или внутренние почки. Зимой бадяга погибает, гемулы опускаются на дно, где и зимуют. Весной их оболочка разрушается и развивается молодая губка.
-
Половое размножение
Большинство губок являются гермафродитами, т.е. в них одновременно образуются как мужские, так и женские половые клетки. В результате оплодотворения образуется зигота, из которой развивается покрытая ресничками личинка. Она выходит из тела губки через устье, некоторое время плавает, а затем опускается на дно, где из неё развивается молодая губка.
-
Многообразие губок
(Используя материал учебника)
-
Значение губок в природе и в жизни человека.
(самостоятельна работа учащихся с учебником)
-
Закрепление:
-
К какому типу животных относятся губки?
2 . Какова среда обитания губок?
3 . В чём особенность внешнего строения губок?
4 . Какова характерная особенность клеточного строения губок?
5 . Какие виды размножения губок вы знаете?
6 . В чём различие полового и бесполого размножения губок?
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»