Календарно-тематическое планирование учебного материала по биологии 7 класс
КАЛЕНДАРНО – ТЕАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО БИОЛОГИИ
2012/2013 учебный год
7 класс
Учебник: Учебник: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2009 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) Лабораторные работы – 13 Экскурсии – 2 Самостоятельные работы – 3 Тест - 3 |
Учебно-методический комплект
|
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования Курс биологии 7 класса направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях животных, как части живой природы, их многообразии и эволюции. Основу изучения курса биологии 7 класса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия животных переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 7 классах отводится 68 часов (по 2 часа в неделю). |
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
ФК ГОС |
§ |
Региональный компонент |
Демонстрации |
|||||||||
Элементы содержания (знать) |
Требования к уровню подготовки (уметь) |
||||||||||||||
Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа) |
|||||||||||||||
|
|
История развития зоологии. |
Знать: Зоология — наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.
|
Уметь: Давать определение терминам. Перечислять методы изучения зоологии, систематические категории животных. Формулировать определение термина. Выделять признаки классификации наук о животных Сравнивать растения и животные. Доказывать свою точку зрения о роли зоологии в практической деятельности |
|
|
портреты ученых - зоологов |
||||||||
|
|
Современная зоология. Классификация животных Экскурсия №1. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах. |
Знать: Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных. |
|
Своеобразие животного мира Хабаровского края |
|
|||||||||
Многообразие животных (37 часов) |
|||||||||||||||
|
|
Общая характеристика простейших
|
Знать: Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование. |
Уметь: Описывать строение и роль в природе и в практической деятельности. Давать определение терминам. Узнавать по рисункам представителей простейших Выделять особенности жизнедеятельности. Приводить аргументы доказательства единства происхождения животных и растений |
|
|
Демонстрация простейших |
||||||||
|
|
Л.Р.№1: «Многообразие простейших»
|
Знать: Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных. Корненожки. Обыкновенная амеба. Эвглена зеленая Колониальные жгутиковые Инфузория-туфелька. |
Уметь: Описывать строение и роль в природе и в практической деятельности. Узнавать по рисункам представителей простейших Анализировать содержание демонстрационной таблицы. Выделять особенности жизнедеятельности. Приводить аргументы доказательства единства происхождения животных и растений |
|
|
|
||||||||
|
|
Тип Губки
|
Знать: Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологическое и экологическое значение в природе и жизни человека. |
Уметь: Узнавать по рисункам представителей губок. Описывать строение губок и их роль в природе и в практической деятельности. Определять по рисункам классы губок. Называть способы защиты губок от враговВыделять особенности строения губок и признаки систематики губок. Объяснять усложнение строения губок по сравнению с простейшими. Подготовить сообщение из литературных источников и научно-популярной литературы о сборе губок и их использовании |
|
|
|
||||||||
|
|
Тип Кишечнополостные. |
Знать: Общую характеристику типа кишечнополостных Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе |
Уметь: Узнавать по рисункам представителей кишечнополостных. Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. Объяснять значение термина кишечнополостные, появление колониальной формы жизни.Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела. Сравнивать строение и жизнедеятельность губок и кишечнополостных. |
|
|
Демонстрация кораллов, видеофильмов. |
||||||||
|
|
Тип Плоские черви. |
Знать: Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев. |
Уметь: Узнавать по рисункам представителей плоских червей и определять классы. Анализировать содержание демонстрационной таблицы содержания рисунков. Отбирать информацию для заполнения таблицы. Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и симметрией тела |
|
|
|
||||||||
|
|
Тип Круглые черви Л.Р.№2: «Жизненные циклы паразитических червей» |
Знать: Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнед. и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитами человека и с/х животных. Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека. |
Уметь: Узнавать по рисункам представителей круглых червей. Перечислять приспособления к паразитизму. Описывать значение круглых червей. Анализировать содержание демонстрационной таблицы. Сравнивать строение плоских и круглых червей |
|
|
|
||||||||
|
|
Тип Кольчатые черви Многообразие кольчатых червей Л.Р.№3: «Изучение внешнего строения дождевого червя» |
Знать: Кольчатые черви. Многообразие, Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах |
Уметь: Узнавать по рисункам представителей кольчецов. Приводить примеры представителей различных классов кольчецов.Описывать значение кольчатых червей в природе и практической деятельности человека.Сравнивать строение круглых и кольчатых червей. Объяснять характер приспособления кольчецов для перенесения неблагоприятных условий. Доказывать принадлежность представителей разных классов к одному типу |
|
|
|
||||||||
|
|
Тип Моллюски Л.Р.№4: «Изучение внешнего строения моллюсков»
|
Знать: Понятие о двухсторонней симметрии, наличие минеральной раковины. Органы. Внешнее внутреннее строение. Происхождение. Реактивное движение Среда обитания, образ жизни. Особенности строения и экологические особенности. Зависимость строения органов дыхания от среды обитания. |
Уметь: Узнавать по рисункам представителей моллюсков. Приводить примеры представителей различных классов моллюсков Давать определение терминам. Описывать механизм кровообращения, движения, значения моллюсков в природе и жизни человека. |
|
|
|
||||||||
|
|
Многообразие моллюсков |
Знать: Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Беззубка (или перловица) и мидия. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение |
Уметь: Объяснять приспособления моллюсков к среде обитания Сравнивать брюхоногих и двустворчатых моллюсков. Доказывать, что моллюски более организованные животные, чем черви. |
|
Моллюски Дальнего Востока |
Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин. |
||||||||
|
|
Тип иглокожие |
Знать: Среда обитания, образ жизни (свободноживущие, малоподвижные). Особенности строения (известковый скелет, вводно-сосудистая система, лучевая симметрия) и экологические особенности |
Уметь: Узнавать по рисункам представителей иглокожих. Приводить примеры представителей различных классов иглокожих. Описывать значение иглокожих в природе. Объяснять характер особенности приспособления иглокожих к среде обитания. Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных |
|
Иглокожие Дальнего Востока |
Демонстрация иглокожих и морских звезд. |
||||||||
|
|
Тип Членистоногие. Класс ракообразные. Л.Р.№5: «Знакомство с ракообразными» |
Знать: Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека. |
Уметь: Узнавать по рисункам и коллекциям представителей ракообразных. Приводить примеры представителей классов членистоногих. Описывать значение членистоногих в природе и в практической деятельности. Доказывать принадлежность различных классов к типу членистоногие, прогрессивное развитие членистоногих. Объяснять характер приспособлений членистоногих к среде обитания. Находить черты сходства различных классов членистоногих и моллюсков. Подготовить сообщение из научно-популярной литературы о видах насекомых Хабаровского края, а также с использованием современных информационных технологий. |
|
Представители членистоногих на Дальнем Востоке |
|
||||||||
|
|
Класс паукообразные. Клещи. |
Знать: Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Роль паукообразных в природе и их значение для человека. |
|
|
|
|||||||||
|
|
Класс насекомые. Общая характеристика и значение. |
Знать: Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые — переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний |
Уметь: Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых. Описывать представителей различных отрядов. Интеллектуальный уровень Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам. Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых. Объяснять особенности строения в связи с образом жизни. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника |
|
|
Насекомые Дальнего Востока |
||||||||
|
|
Л.Р.№6: «Изучение представителей отрядов насекомых» Отряды насекомых: Тараканы, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. |
|
|
|||||||||||
|
|
Стрекозы, Вши, Клопы, Жуки. |
|
|
|||||||||||
|
|
Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. |
|
|
|||||||||||
|
|
Перепончатокрылые насекомые. |
Знать: Пчелы и муравьи — общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека. Охрана насекомых. |
|
|
||||||||||
|
|
Обобщающий урок по теме: «Беспозвоночные животные» Тест »Многообразие беспозвоночных животных» |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
Характеристика хордовых животных |
Знать: Хорда, классификация. Подтип Бесчерепные Среда обитания и образ жизни. Особенности строения: хорда, нервная трубка, пищеварительная система виде трубки, замкнутая кровеносная система Ланцетник — представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника. |
Уметь: Приводить примеры представителей подтипа бесчерепные. Перечислять черты приспособленности ланцетника к жизни в воде. Описывать строение биологического объекта (влажного препарата ланцетника) Отличать ланцетника от беспозвоночных. Самостоятельно формулировать определение термина. Выделять характерные особенности строения хордовых, бесчерепных. |
|
|
|
||||||||
|
|
Класс Рыбы Л.Р.№7: «Внешнее строение и передвижение рыб»
|
Знать: Общая характеристика подтипа. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания Приспособления рыб к разным условиям обитания. |
Уметь: Описывать строение биологического объекта (живых рыб в аквариуме) Выделять характерные особенности строения позвоночных. Самостоятельно формулировать определение термина. Объяснять особенности приспособлений для жизни в воде. |
|
|
|
||||||||
|
|
Хрящевые рыбы
|
Знать: Образ жизни. Признаки отрядов: форма тела, строение хвостового плавника Образ жизни и среда обитания (в толще воды, дно) |
Уметь: Приводить примеры представителей хрящевых и костных рыб. Доказывать принадлежность различных представителей рыб к отрядам хрящевых рыб. Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и особенностями строения. Сравнивать классы |
|
|
|
||||||||
|
|
Костные рыбы |
Знать: Признаки отрядов костных рыб: строение плавников, размеры и строение чешуи. Образ жизни и среда обитания Промысловые рыбы. Признаки класса |
Уметь: Объяснять признаки адаптации рыб к водной среде обитания. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника |
|
|
|
||||||||
|
|
Класс Земноводные (Амфибии). Общая характеристика. Отряды. |
Знать: Общая характеристика класса. Места обитания. Внешнее строение лягушки. Внутреннее строениеВлияние сезонных изменений в природе на жизнь земноводных. Годовые жизненные циклы. Размножение. Происхождение. |
Уметь: Приводить примеры представителей отрядов земноводных.Узнавать по рисункам представителей земноводных.. Объяснять адаптации земноводных к жизни на суше, в воде и в почве; их происхождение от рыб. Сравнивать земноводных и рыб |
|
|
Местные представители класса. Их охрана. |
||||||||
|
|
Класс Пресмыкающиеся. Отряды черепахи и крокодилы.
|
Знать: Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных Ядовитый аппарат змеи. Система внутренних органов Размножение и развитие. Охрана пресмыкающихся Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека. |
Уметь: Приводить примеры представителей отрядов пресмыкающихся. Узнавать по рисункам представителей отрядов пресмыкающихся. Описывать значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Выделять причинно-следственную зависимость между способом передвижения и особенностями строения. Доказывать принадлежность к классу и к различным отрядам |
|
|
Разнообразие пресмыкающихся края. Их значение и охрана. |
||||||||
|
|
Отряд чешуйчатые |
|
|
|||||||||||
|
|
Характеристика класса птиц. Л.Р.№8: «Изучение внешнего строения птиц» |
Знать: Общая характеристика класса Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Строение пера Строение скелета и его особенности Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы. Органы размножения. Развитие зародыша. яйценоскость. Размножение. Пение, гнездование, насиживание. Доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся
|
Уметь: Давать определение терминам Описывать строение биологического объекта (коллекции перьев птиц) Объяснять особенности адаптации птиц к полету. Доказывать происхождение птиц от пресмыкающихся. Творческий уровень |
|
|
Разнообразие птиц края. Местные представители, приспособленность к среде обитания. Редкие виды. Значение и охрана |
||||||||
|
|
Нелетающие птицы |
Знать: Систематические группы птиц, надотряды: Пингвины, Страусовые, типичные Птицы. Экологические группы : по местам гнездования, по типу питания, общность происхождения, степень родства. Птицы леса, открытых пространств, водоплавающие, побережий водоемов и болот. Хищники. |
Уметь: Приводить примеры представителей отрядов нелетающих птиц. Узнавать по рисункам представителей отрядов нелетающих птиц. Определять тип птенцов. Объяснять особенности адаптации птиц к наземному нелетающему образу жизни Описывать значение птиц в природе и в жизни человека Объяснять особенности адаптации птиц к образу жизни. Отличать летающих птиц от плавающих и бегающих. Сравнивать отряды птиц между собой. Прогнозировать последствия уничтожения птиц человеком |
|
|
|
||||||||
|
|
Водоплавающие птицы и птицы околоводных пространств. Отряд гусеообразные. |
|
|
|
||||||||||
|
|
Хищные птицы
|
|
|
|
||||||||||
|
|
Куриные и воробьинообразн |
|
|
|
||||||||||
|
|
Млекопитающие. Первозвери. Изучение внешнего строения млекопитающих
|
Знать: Общая характеристика класса.(особенности внешнего строения. Шерсть. Строение желез. Места обитания млекопитающих. Усложнение по сравнению с пресмыкающимися Размножение. |
Уметь: Приводить примеры и узнавать по рисункам однопроходных Интеллектуальный уровень Доказывать, что однопроходные древние и примитивные млекопитающие |
|
|
Разнообразие млекопитающих края. Эндемичные виды |
||||||||
|
|
Сумчатые. Насекомоядные. Рукокрылые.
|
Знать: Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. |
Уметь: Приводить примеры и узнавать по рисункам однопроходных Доказывать, что однопроходные древние и примитивные млекопитающие |
|
|
|
||||||||
|
|
Грызуны. Зайцеобразные |
Знать: Грызуны. Зайцеобразные. |
Уметь: Приводить примеры и узнавать по рисункам представителей отрядов млекопитающих. Описывать строение зубов. Характеризовать отряды млекопитающих Показывать взаимосвязь между строением и средой обитания, образом жизни. Готовить сообщение по теме и формулировать вопросы выступающему |
|
|
|
||||||||
|
|
Хоботные, копытные. |
Знать: Хоботные. Приматы |
|
|
|
|||||||||
|
|
Китообразные. Ластоногие. Хищные. |
Знать: Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. |
|
|
|
|||||||||
|
|
Приматы.
|
Знать: Приматы |
|
|
|
|||||||||
|
|
Обобщающее повторение по теме: «Хордовые животные». Тест по пройденной теме. |
|
|
|
||||||||||
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (12 часов). |
|||||||||||||||
|
|
Покровы тела. Л.Р.№9: «Изучения особенностей покровов тела» |
Знать: Функции покровов тела: защитная, регуляция to тела, предохранение от потери влаги |
Уметь: Перечислять основные функции покровов тела.Узнавать по рисункам основные виды покровов тела.Находить черты сходства в строении покровов животныхОбосновывать взаимосвязь строения и функций покровов |
|
|
|
||||||||
|
|
Опорно-двигательная система. |
Знать: Функции опорно-двигательной системы: обеспечение перемещения, защитная, опора Опорные структуры: оболочка клетки, наружный скелет, внутренний скелет Основные отделы скелета позвоночных: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), скелет конечностей и пояса конечностей |
Уметь: Перечислять основные функции опорно-двигательной системы Описывать по рисунку строение скелета позвоночных животных. Приводить примеры животных с различными типами скелетов. Находить черты сходства в строении опорно-двигательной системы. Обосновывать приспособления опорно-двигательной системы к различным условиям обитания. |
|
|
|
||||||||
|
|
Способы передвижения животных. Полости тела. Л.Р.№10: «Изучение способов передвижения животных» |
Знать: Полость тела Виды движения: амебовидное, движение при помощи жгутиков и ресничек, движение с помощью мышц Приспособления к различным способам движения у животных |
Уметь: Перечислять виды и способы передвижения Приводить примеры животных, имеющих разные типы полостей тела. Описывать расположение органов в полостях тела, механизм передвижения у различных животныхОбъяснять характер приспособления к способам движения в различных средах Находить различие в основных способах передвижения. |
|
|
|
||||||||
|
|
Органы пищеварения. Обмен веществ. |
Знать: Значение питания Питание животных готовыми органическими веществами. Функции пищеварительной системы Строение пищеварительной системы в виде трубки. Процессы обмена веществ и превращения энергии |
Давать определения терминам Перечислять основные функции пищеварительной системы. Приводить примеры животных, относящихся к разным группам по характеру потребляемой пищи. Обосновывать взаимосвязь строения и функций пищеварительной системы. |
|
|
|||||||||
|
|
Органы дыхания и газообмен. Л.Р.№11: «Изучение способов дыхания животных» |
Знать: Альвеолы Диафрагма Пути поступления кислорода Газообмен у животных разных систематических групп: поверхность тела, жабры, легкие Двойное дыхание птиц |
Уметь: Перечислять основные функции органов дыхания, механизмы поступления кислорода Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов дыхания Доказывать преимущества легочного дыхания на суше над жаберным дыханием |
|
|
|
||||||||
|
|
Кровеносная система. Кровь. |
Знать: Капилляры, Вены, Артерии, Венозная кровь, Артериальная кровьЗамкнутая и незамкнутая системы кровообращения Строение сердца у различных животных Функции крови |
Уметь: Перечислять основные функции кровеносной системы и крови. Описывать механизм кровообращения Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов кровообращения Прогнозировать последствия повреждения кровеносной системы |
|
|
|
||||||||
|
|
Органы выделения. |
Знать: Пути удаления веществ из организма Появление выделительной системы. Значение органов выделения Органы выделения: канальцы, почки, мочеточник, мочевой пузырь |
Уметь: Перечислять основные функции органов выделения Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов выделения Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков Прогнозировать последствия повреждения органов выделения |
|
|
|
||||||||
|
|
Нервная система Л.Р.№12: «Изучение ответной реакции животных на раздражения». |
Знать: Раздражимость Функции нервной системы Строение нервной системы у различных животных Строение головного мозга у позвоночных животных |
Уметь: Перечислять основные функции нервной системы Описывать реакции животных на воздействие окружающей среды Приводить примеры врожденных и приобретенных рефлексов, инстинктов. Обосновывать взаимосвязь строения и функций нервной системы Прогнозировать последствия повреждения нервной системы |
|
|
|
||||||||
|
|
Поведение. Рефлекс. Инстинкт. Регуляция деятельности. Л.Р.№13: «Изучение органов чувств животных» |
Знать: Рефлекс Инстинкт Врожденные и приобретенные рефлексы |
Уметь: Нервный импульс Зависимость строения нервной системы и усложнения поведения Нервная и жидкостная регуляция деятельности: механизм, проявление, свойства |
|
|
|
||||||||
|
|
Органы чувств. |
Знать: Значение органов чувств Основные виды чувствительности: равновесие, зрение, осязание, химическая чувствительность, обоняние, слух Влияние среды обитания и образа жизни на строение органов чувств |
Уметь: Перечислять основные функции органов чувств. Давать определения терминам Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов чувств. Показывать влияние окружающей среды на строения органов чувств. |
|
|
|
||||||||
|
|
Обобщающее повторение по теме «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных». |
|
|
|
|
|||||||||
Индивидуальное развитие животных (4 часа). |
|||||||||||||||
|
|
Органы размножения. |
Знать: Размножение – свойство живых организмов. Значение органов размножения Строение половой системы животных: половые железы, половые пути. Влияние среды обитания на строение органов размножения |
Уметь: Перечислять основные функции органов размножения. Приводить примеры животных – гермафродитов и раздельнополых; с внешним и внутренним оплодотворением. Описывать строение органов размножения Объяснять биологическое значение гермафродитизма. Обосновывать взаимосвязь строения органов размножения и типа развития животного |
|
|
|
||||||||
|
|
Способы размножения у животных. Изучение стадий развития животных и определение их возраста. |
Знать: Типы размножения: бесполое и половое Механизмы бесполого размножения и полового размножения Особенности размножения и развития хордовых животных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих |
Уметь: Давать определения терминам Описывать механизмы бесполого размножения животных Отличать бесполое и половое размножение Доказывать эволюционное совершенство внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме. |
|
|
|
||||||||
|
|
Развитие животных с превращением и без превращения. |
Знать: Развитие без превращения Метаморфоз Биологическое значение развития с метаморфозом |
Уметь: Приводить примеры животных с различным типом развития Сравнивать строение взрослого животного и личинки Высказывать суждения о преимуществах и недостатках метаморфоза |
|
|
|
||||||||
|
|
См работа «Развитие с превращением и без» Периодизация и продолжительность жизни.
|
Знать: Онтогенез Периодизация: эмбриональный период, формирование и рост организма, половая зрелость, старость |
Уметь: Приводить примеры животных с различной продолжительностью жизни Выделять характерные признаки периодизации Характеризовать возрастные периоды животных Объяснять различную продолжительность жизни Наблюдать за развитием своих домашних животных |
|
|
|
||||||||
Развитие животного мира на Земле (3 часа). |
|||||||||||||||
|
|
Доказательства эволюции животных |
Знать: Палеонтологические, эмбриологические, доказательства эволюции Значение для объяснения эволюции животных |
Уметь:Давать определения терминам Приводить примеры палеонтологических, эмбриологических и сравнительно-анатомических доказательств эволюции Приводить доказательства единства происхождения и эволюции животных. Сравнивать рудименты и атавизмы. Находить различия палеонтологических и сравнительно-анатомических доказательствах эволюции |
|
|
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции. |
||||||||
|
|
Сравнительно-анатомические доказательства эволюции животных. |
Знать: Сравнительно-анатомические доказательства эволюции Значение для объяснения эволюции животных |
|
|
|
|||||||||
|
|
Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. Тест «Развитие животного мира» |
Знать:Ч. Дарвин о причинах эволюции. Роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции Усложнение и упрощение организации животных в эволюции Разнообразие видов как результат эволюции |
Уметь:Приводить примеры различных форм изменчивости, борьбы за существования и проявления естественного отбора Описывать процесс видообразования Объяснять сущность проявления борьбы за существования; роль дивергенции в процессе видообразования. Прогнозировать результаты эволюции животных |
|
|
|
||||||||
Закономерности размещения животных на Земле (2 часа). |
|||||||||||||||
|
|
Ареал. Закономерности размещения. |
Знать: Ареал Эндемики Виды-космополиты Причины, определяющие границы ареала |
Уметь: Приводить примеры животных с различными ареаламиОбъяснять механизм образования ареалов |
|
|
|
||||||||
|
|
Миграции. |
Знать: Причины миграций животных Зоогеографические области |
Уметь: Приводить примеры миграций животных Объяснять причины миграций |
|
|
|
||||||||
Биоценозы (4 часа). |
|||||||||||||||
|
|
Естественные и искусственные биоценозы. |
Знать: Биоценоз Агробиоценоз Естественные и искусственные биоценозы Структура биоценоза:продуценты, консументы, редуценты |
Уметь: Приводить примеры различных биоценозов Описывать структуру биоценоза водоема и леса Находить различия между естественными и искусственными биоценозами. Аргументировать целесообразность сложной структуры консументов в отличие продуцентов |
|
|
|
||||||||
|
|
Факторы среды и их влияние на биоценозы. См. работа «Структура биоценоза» |
Знать: Среда обитания Экологические факторы Факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные |
Уметь: Приводить примеры различных сред обитания животных; положительного и отрицательного воздействия человека на природу оказывать воздействие животных на окружающую среду Объяснять прямое и косвенное воздействие факторов окружающей среды и взаимодействие факторов |
|
|
|
||||||||
|
|
Цепи питания, поток энергии. |
Знать: Цепь питания Продуктивность биоценоза |
Уметь: Давать определения терминам Объяснять изменение численности и видового разнообразия в пищевой цепи.Сравнивать продуктивность естественного и искусственного |
|
|
|
||||||||
|
|
Экскурсия №2 «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза». |
Знать: Трофические связи. Связи по отысканию строительного материала Связи, способствующие расселению видов |
Уметь: Приводить примеры прямых и косвенных трофических связей, экологических групп, взаимодействия животных |
|
|
|
||||||||
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3 часа) |
|||||||||||||||
|
|
Воздействие человека и его деятельность на животных. Рациональное использование животных. |
Знать: Помысел Прямое и косвенное воздействие человека на животный мир |
Уметь: Давать определения терминам Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на животный мир; промысловых животных; рационального использования животных на территории волгоградской области. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков Обосновывать эффективность промыслов животных на территории своей края |
|
С/х деятельность человека на Дальнем Востоке |
|
||||||||
|
|
Одомашнивание животных. |
Знать: Одомашнивание Селекция Причины и факторы одомашнивания |
Уметь:Давать определения терминам Приводить примеры направленности отбора домашних животных Доказывать продуктивность домашних животных по сравнению с дикими |
|
|
|
||||||||
|
|
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охрана и рациональное использование животного мира. |
Знать: Мониторинг Заповедники Заказники Памятники природы Природные национальные парки Законы России об охране животного мира |
Уметь:Приводить примеры охраняемых территорий Хабаровского края. Раскрывать сущность законов России об охране животного мира Обосновывать целесообразность мониторинга Подготовить презентации Редкие и охраняемые животные Хабаровского края |
|
Красная книга Дальнего Востока |
|
||||||||
|
|
Обобщение темы «Животный мир и хозяйственная деятельность человека». См работа «Животный мир хозяйственная деятельность человека» |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
Обобщение и систематизация знаний за курс 7 класса |
|
|
|
|
|
План график проведения контрольных работ
|
План |
Факт |
Тема лабораторных работ, самостоятельных, тестов |
1 четверть |
|
|
Экскурсия №1. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах. Л.Р.№1: «Многообразие простейших» Л.Р.№2: «Жизненные циклы паразитических червей» Л.Р.№3: «Изучение внешнего строения дождевого червя» Л.Р.№4: «Изучение внешнего строения моллюсков» Л.Р.№5: «Знакомство с ракообразными» Л.Р.№6: «Изучение представителей отрядов насекомых» |
2 четверть |
|
|
Тест »Многообразие беспозвоночных животных» Л.Р.№7:«Внешнее строение и передвижение рыб» Л.Р.№8: «Изучение внешнего строения птиц» |
3 четверть |
|
|
Тест по теме: «Хордовые животные». Л.Р.№9: «Изучения особенностей покровов тела» Л.Р.№10: «Изучение способов передвижения животных» Л.Р.№11: «Изучение способов дыхания животных» Л.Р.№12: «Изучение ответной реакции животных на раздражения». Л.Р.№13: «Изучение органов чувств животных» |
4 четверть |
|
|
Самостоятельная работа «Развитие с превращением и без превращения» Тест «Развитие животного мира» Самостоятельная работа «Структура биоценоза» Экскурсия №2 «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза». Самостоятельная работа «Животный мир хозяйственная деятельность человека» |
Итого |
|
|
Лабораторные работы – 13 Экскурсии – 2 Самостоятельные работы – 3 Тест - 3 |
Тематическое планирование
Тема |
Количество часов |
||
№ |
Название |
программа |
планирование |
|
Введение. Общие сведения о животном мире |
2 |
2 1э |
1 |
Многообразие животных |
34 5л, 1э |
37 8л, 2т |
2 |
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных |
14 1л |
12 5л |
3 |
Индивидуальное развитие животных |
3 1л |
4 1с |
4 |
Развитие животного мира на Земле |
3 |
3 1т |
5 |
Закономерности размещения животных на Земле |
2 |
2 |
6 |
Биоценозы |
4 2э |
4 1с, 1э |
7 |
Животный мир и хозяйственная деятельность человека |
5 1э |
4 1с |
|
70 7л, 4э |
68 3т, 3с,13л,2э |
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»