Здоровьесберегающая технология на занятиях хора «Кто много поет, тот долго живет»
г. Краснознаменск МО
То, что музыка способна изменить физическое и душевное состояние человека, открытие не нашего времени. Это хорошо знали жители Древней Греции, Рима, Древневосточных стран. Знали и владели искусством врачевать человеческие недуги. Еще в конце прошлого века русский физиолог Тарханов, изучавший роль внешних воздействий на организм человека, в числе прочего заинтересовался и музыкой. Своими оригинальными исследованиями он доказал, что мелодии, доставляющие человеку удовольствие: а) замедляют пульс; б) увеличивают силу сердечных сокращений; в) способствуют расширению сосудов; г) нормализуют давление; Д) стимулируют выделение пищеварительных соков и повышают аппетит. А раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект. Излишне громкая музыка с подчеркнутым ритмом ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. А ведь именно такая музыка звучит сейчас чуть ли не в каждом доме, на концертах и, особенно, дискотеках. Мы, педагоги, сами, отдавая дань моде, идя наповоду желаний детей исполнять современную эстрадную музыку, наносим вред физическому и психологическому здоровью детей. Я неоднократно обращала внимание на недопустимость силы звучания фонограмм на концертах нашего Центра, когда слушатели, испытывая дискомфорт, инстинктивно закрывают уши. С точки зрения медицины, нет ничего лучше, чем персональное участие в создании прекрасных звуков. Таковым является пение. По авторитетному мнению медиков, пение, в особенности хоровое, имеет благотворное влияние на физиологическое и психологическое состояние человека — функциональное состояние изменяется в лучшую сторону, эмоциональный фон повышается вместе с работоспособностью. Техническая сторона вопроса понятна даже непрофессионалу. Человек и музыка имеют общую точку соприкосновения — ритм. Как показали исследования, каждый орган имеет свой собственный ритм, способный изменяться под воздействием внешнего ритма, в том числе и звука. С помощью классических, народных мотивов возможна стабилизация работы нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем и даже опорно-двигательного аппарата! Хоровое пение усиливает воздействие полезного ритма в несколько раз, а гармонизация жизненных процессов дарит не только здоровье и успокоение, но и увеличивает срок жизни человека. Известно, что около 20% звука, производимого человеком, направлено во внешнее пространство, остальная часть вибраций остается внутри организма. От того, в какой тональности, ритмичности, силе, эмоциональной окрашенности поет человек, зависит его самочувствие. Забота о здоровье ребенка, обучающегося в нашей студии, начинается с планирования занятия. · Создание обучающей, воспитывающей, развивающей среды,которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка. В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка — … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». · Рациональная организация занятий, опирающаяся на дидактические и психологические требования к современному уроку. Это планирование занятия с учетом возрастных особенностей детей, чередование различных видов деятельности, использование активных методов обучения. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, сохраняет активность детей до конца занятия. · Гигиенические требования к уроку:температурный режим (комфортность, профилактика простудных заболеваний), освещение (работа глаз), проветривание (работа мозга и легких), соблюдение правильной рабочей позы учащегося, перерыв на перемену. Перемене всегда предшествует напутствие о культуре поведения и общения во вне занятий и напоминание о нездоровой пище («Кириешки, «Чипсы»). Хорошо бы, чтобы в нашем буфете вместо вредной еды продавали бы обычные баранки, печенье. Работая над вопросом здоровьесбережения, я пришла к выводу, что применяемые на занятиях хора методики в полной мере направлены на укрепление здоровья детей. Рассмотрим разделы хорового занятия. 1. Организационный момент. Настрой на доброжелательные отношения между детьми и педагогом. Снимается напряжение. Установка на готовность восприятия материала. 2. Разминка. Упражнения, направленные на тренировку мышц лица, глаз, шейных и грудных разделов позвоночника. 3. Работа над дыханием. В этом разделе используетсямною разработанный комплекс дыхательных упражнений, которые благотворно влияют на организм ребенка, являются своеобразной гимнастикой, способствующей нормальному развитию грудной клетки, диафрагмы, мышц брюшной полости и регуляции сердечно-сосудистой системы.Правильное дыхание является неотъемлемой частью многих оздоровительных систем. 4. Распевание. Метод воздействия звуковых вибраций, которые гармонируют с внутренними процессами в организме человека. 5. Работа над репертуаром. Сочетание методов, используемых в предыдущих разделах плюс художественная ценность разучиваемых произведений. Физическое и нравственное здоровье. 6. Слушание музыки. Также воздействие звуковых вибраций. Музыка, хоровое пение улучшают устойчивость организма к стрессам, его сопротивляемость болезням. Подобное влияние особенно важно, когда вопрос касается детского здоровья и самочувствия, процессов адаптации ребенка к новой обстановке. Метод воздействия звуковых вибраций, которые гармонируют с внутренними процессами в организме человека, с древних времен практикуется целителями Востока. Они говорят: пойте, чтобы быть здоровыми; лечить можно не только словом, но и музыкой, пением и даже протяжным многократным произнесением с улыбкой некоторых звуков. Например: “гон” — звук селезёнки, “шэн” — звук легких, “гуо” — звук печени, “чэн” — звук сердца, “ю” — звук почек, “дон"- звук желудка. В своей книге “Здоровье по нотам” врач С.В. Шушарджан приводит подобные примеры и современных научных исследователей. Он говорит о благотворном влиянии на здоровье человека напевного, протяжного произнесения гласных звуков. Так, звук “а — а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу; звук “о — о” оздоровляет среднюю часть груди; звук “о — и — о — и” массирует сердце; звук “и — э — и” воздействует на мозг, почки, железы внутренней секреции; звук “а — у — э — и” помогает всему организму в целом. Например, если петь гласные, то:
А — насыщает организм кислородом,
Е — удаляет избыток отрицательной энергии,
И — активно воздействует на мозг, глаза, нос и уши,
О — оказывает оздоровительный эффект на сердце и лёгкие,
У — оказывает положительное воздействие на область живота,
Э — укрепляет сердечно-сосудистую систему,
Ю — при болезнях почек, мочевого пузыря, костей,
Я — оказывает обезболивающий эффект.
А согласный звук «В» — воздействует на нервную систему и спинной мозг.
Древняя китайская медицина рекомендует чаще смеяться и петь на слоги ха-ха и хо-хо — это прочищает верхние дыхательные пути, насыщает кислородом органы, усиливает перистальтику кишечника. Вокальная музыка считается наивысшим искусством, т.к. она естественна. Как бы ни были совершенны струны, они не могут воспроизвести то же впечатление на слушателя, что и голос, который исходит прямо из души как дыхание и приносится на поверхность посредством души, ума и голосовых органов тела. Когда душа хочет выразить себя в голосе, она сначала вызывает активность в уме, а ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальный план. Они должным образом развиваются и проходят в виде дыхания через область живота, лёгких, рта, горла, носовых органов, заставляя всё время вибрировать воздух, пока не проявится на поверхности как голос. Можно сказать, что голос имеет тот магнетизм, которым не обладает инструмент, потому что голос — идеальный природный инструмент, по образу которого смоделированы все инструменты мира. Чаще надо петь, и тогда мы сможем оказать своему организму неоценимую услугу, т.е. избавить его от многих болезней.
Шушарджан С. Здоровье по нотам. Практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. — М. АО `Перспектива` 1994г http://kosar.net.ua/forum/index.php?PHPSESSID=7a63eba6e71114053e7895452f8b2626&action=printpage;topic=1144.0
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
"Центр развития творчества детей и юношества"
Здоровьесберегающая технология на занятиях хора
«Кто много поет, тот долго живет»
Подготовила педагог дополнительного образования
высшей категории
Давыдова Г.В.
г. Краснознаменск МО
То, что музыка способна изменить физическое и душевное состояние человека, открытие не нашего времени. Это хорошо знали жители Древней Греции, Рима, Древневосточных стран. Знали и владели искусством врачевать человеческие недуги.
Еще в конце прошлого века русский физиолог Тарханов, изучавший роль внешних воздействий на организм человека, в числе прочего заинтересовался и музыкой. Своими оригинальными исследованиями он доказал, что мелодии, доставляющие человеку удовольствие:
а) замедляют пульс;
б) увеличивают силу сердечных сокращений;
в) способствуют расширению сосудов;
г) нормализуют давление;
Д) стимулируют выделение пищеварительных соков и повышают аппетит.
А раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект. Излишне громкая музыка с подчеркнутым ритмом ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. А ведь именно такая музыка звучит сейчас чуть ли не в каждом доме, на концертах и, особенно, дискотеках. Мы, педагоги, сами, отдавая дань моде, идя наповоду желаний детей исполнять современную эстрадную музыку, наносим вред физическому и психологическому здоровью детей. Я неоднократно обращала внимание на недопустимость силы звучания фонограмм на концертах нашего Центра, когда слушатели, испытывая дискомфорт, инстинктивно закрывают уши.
С точки зрения медицины, нет ничего лучше, чем персональное участие в создании прекрасных звуков. Таковым является пение.
По авторитетному мнению медиков, пение, в особенности хоровое, имеет благотворное влияние на физиологическое и психологическое состояние человека — функциональное состояние изменяется в лучшую сторону, эмоциональный фон повышается вместе с работоспособностью.
Техническая сторона вопроса понятна даже непрофессионалу. Человек и музыка имеют общую точку соприкосновения — ритм.
Как показали исследования, каждый орган имеет свой собственный ритм, способный изменяться под воздействием внешнего ритма, в том числе и звука. С помощью классических, народных мотивов возможна стабилизация работы нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем и даже опорно-двигательного аппарата! Хоровое пение усиливает воздействие полезного ритма в несколько раз, а гармонизация жизненных процессов дарит не только здоровье и успокоение, но и увеличивает срок жизни человека.
Известно, что около 20% звука, производимого человеком, направлено во внешнее пространство, остальная часть вибраций остается внутри организма. От того, в какой тональности, ритмичности, силе, эмоциональной окрашенности поет человек, зависит его самочувствие.
Забота о здоровье ребенка, обучающегося в нашей студии, начинается с планирования занятия.
-
Создание обучающей, воспитывающей, развивающей среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка. В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
-
Рациональная организация занятий, опирающаяся на дидактические и психологические требования к современному уроку. Это планирование занятия с учетом возрастных особенностей детей, чередование различных видов деятельности, использование активных методов обучения. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, сохраняет активность детей до конца занятия.
-
Гигиенические требования к уроку: температурный режим (комфортность, профилактика простудных заболеваний), освещение (работа глаз), проветривание (работа мозга и легких), соблюдение правильной рабочей позы учащегося, перерыв на перемену. Перемене всегда предшествует напутствие о культуре поведения и общения во вне занятий и напоминание о нездоровой пище («Кириешки, «Чипсы»). Хорошо бы, чтобы в нашем буфете вместо вредной еды продавали бы обычные баранки, печенье.
Работая над вопросом здоровьесбережения, я пришла к выводу, что применяемые на занятиях хора методики в полной мере направлены на укрепление здоровья детей. Рассмотрим разделы хорового занятия.
-
Организационный момент. Настрой на доброжелательные отношения между детьми и педагогом. Снимается напряжение. Установка на готовность восприятия материала.
-
Разминка. Упражнения, направленные на тренировку мышц лица, глаз, шейных и грудных разделов позвоночника.
-
Работа над дыханием. В этом разделе используется мною разработанный комплексы дыхательных упражнений, которые благотворно влияют на организм ребенка, являются своеобразной гимнастикой, способствующей нормальному развитию грудной клетки, диафрагмы, мышц брюшной полости и регуляции сердечно-сосудистой системы. Правильное дыхание является неотъемлемой частью многих оздоровительных систем.
-
комплексы дыхательных упражнений, которые благотворно влияют на организм ребенка, являются своеобразной гимнастикой, способствующей нормальному развитию грудной клетки, диафрагмы, мышц брюшной полости и регуляции сердечно-сосудистой системы. Правильное дыхание является неотъемлемой частью многих оздоровительных системРабота над репертуаром. Сочетание методов, используемых в предыдущих разделах плюс художественная ценность разучиваемых произведений. Физическое и нравственное здоровье.
-
Слушание музыки. Также воздействие звуковых вибраций.
Музыка, хоровое пение улучшают устойчивость организма к стрессам, его сопротивляемость болезням. Подобное влияние особенно важно, когда вопрос касается детского здоровья и самочувствия, процессов адаптации ребенка к новой обстановке.
Метод воздействия звуковых вибраций, которые гармонируют с внутренними процессами в организме человека, с древних времен практикуется целителями Востока. Они говорят: пойте, чтобы быть здоровыми; лечить можно не только словом, но и музыкой, пением и даже протяжным многократным произнесением с улыбкой некоторых звуков. Например: “гон” - звук селезёнки, “шэн” - звук легких, “гуо” - звук печени, “чэн” - звук сердца, “ю” - звук почек, “дон"- звук желудка.
В своей книге “Здоровье по нотам” врач С.В. Шушарджан приводит подобные примеры и современных научных исследователей. Он говорит о благотворном влиянии на здоровье человека напевного, протяжного произнесения гласных звуков. Так, звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу; звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди; звук “о - и - о - и” массирует сердце; звук “и - э - и” воздействует на мозг, почки, железы внутренней секреции; звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом.
Например,
если петь гласные, то:
А - насыщает
организм кислородом,
Е - удаляет
избыток отрицательной энергии,
И
- активно воздействует на мозг, глаза,
нос и уши,
О - оказывает оздоровительный
эффект на сердце и лёгкие,
У -
оказывает положительное воздействие
на область живота,
Э - укрепляет
сердечно-сосудистую систему,
Ю -
при болезнях почек, мочевого пузыря,
костей,
Я - оказывает обезболивающий
эффект,
В - воздействует на нервную
систему, спинной мозг.
Древняя китайская медицина рекомендует чаще смеяться и петь на слоги ха-ха и хо-хо - это прочищает верхние дыхательные пути, насыщает кислородом органы, усиливает перистальтику кишечника.
Вокальная музыка считается
наивысшим искусством, т.к. она естественна.
Как бы ни были совершенны струны, они
не могут воспроизвести то же впечатление
на слушателя, что и голос, который исходит
прямо из души как дыхание и приносится
на поверхность посредством души, ума и
голосовых органов тела. Когда душа хочет
выразить себя в голосе, она сначала
вызывает активность в уме, а ум с помощью
мысли проецирует тонкие вибрации в
ментальный план. Они должным образом
развиваются и проходят в виде дыхания
через область живота, лёгких, рта, горла,
носовых органов, заставляя всё время
вибрировать воздух, пока не проявится
на поверхности как голос. Можно сказать,
что голос имеет тот магнетизм, которым
не обладает инструмент, потому что голос
- идеальный природный инструмент, по
образу которого смоделированы все
инструменты мира. Чаще надо петь, и тогда
мы сможем оказать своему организму
неоценимую услугу, т.е. избавить его от
многих болезней.
Шушарджан С. Здоровье по нотам. Практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. - М. АО `Перспектива` 1994г
http://kosar.net.ua/forum/index.php?PHPSESSID=7a63eba6e71114053e7895452f8b2626&action=printpage;topic=1144.0
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»