Урок "Что такое почва?" (3 класс)
/. Проверка домашнего задания
-. Что происходит с твердыми предметами при нагревании и охлаждении? — Почему образуются в камнях трещины? — Какую роль играет в разрушении камня вода?
— Что еще ускоряет разрушение скал?
— Что образуются в результате разрушения скал, камней? — Подумайте, может ли растение развиваться на гладком камне, чистом песке или глине.
(Нет, т. к. для растений нет условий для питания)
II.Введение в тему — Сегодня на уроке мы будем говорить о чудесной кладовой. — А что обозначает слово кладовая? (Кладовая – комната для хранения.) — Прослушайте текст и попробуйте догадаться, о чём идёт речь. Чудесная кладовая. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит- глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется. М. Ильин, Е. Сегал — Какое чудо происходит в кладовой?
— Раздайте кроссворд и узнайте название кладовой. (Слайд 2).
– Назовите тему нашего урока.
III. Работа по теме урока.
— Как вы думаете, что такое почва?
(Высказывания детей)
А) Работа в парах(Слайд 3)
— Рассмотрите рисунок на стр. 65 учебника.
— Обратите внимание на цвет почвенного слоя.
— В каком слое находится больше всего животных? Подумайте, почему?
Проверка(Слайд 4 -5)
— Назовите главное свойство почвы.
— Как вы понимаете слово плодородие? (Родить плод, урожай.) — Как кто? (мать), поэтому в народе говорят: «Земля – матушка, кормилица». Б) Практическая работа.
— Что же содержится в почве, обеспечивает её плодородие? Узнаем это, проведя опыты. — Опустите в стакан с водой кусочек сухой почвы. Что вы заметили? (Из почвы выходят пузырьки. Значит, в почве есть воздух.) (Далее учитель демонстрирует опыты, описанные в учебнике на стр. 66. Результаты опытов дети записывают в рабочей тетради) — Перегной придаёт почве тёмный цвет. Чем почва темнее, тем она плодороднее. Самая плодородная земля – чернозём (чёрная земля от перегноя). Черноземье – это богатство нашей Родины. Вывод:в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли. (Слайд 6).
В) Продолжение работы по теме урока.
— Как вы думаете, что растения получают из почвы? (Предположения детей) Г) Самостоятельная работа. — Проверить правильность своих суждений вы сможете, прочитав статью в учебнике на стр. 67. (Слайд 7). — После прочтения текста заполните схему в рабочей тетради (№ 3, стр. 27) Д) Проверка. (Слайд 8) Е) Физкультминутка. Ж) Роль растений и животных в образовании почвы. — А какова роль животных в образовании почвы? (Высказывания детей) Рассказ учителя.
В почве обитает множество крошечных, невидимых простым глазом. микробов и бактерий. В одном грамме почвы бывает до 10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают, и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе.
Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца размножения.
Из насекомых в почве можно встретить ос, шмелей, жуков, муравьев, Они постоянно в работе. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них — дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дождевые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днем уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают ее полезными для растений солями. Ученые установили, что дождевые черви — одни из главных почвообразователей. — Кто же участвует в образовании почвы? (Слайд 9) З) Охрана почвы.
— Изучением почвы занимался великий русский учёный Докучаев В. В.
Рассказ ученика о русском учёном Докучаеве В. В. (ученик рассказывает заранее подготовленный текст). (Слайд 10). — Почва образуется очень медленно. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров — за 5-6 тысяч лет. Поэтомук почве надо относиться очень бережно.
Часто человек наносит вред почве. (Слайд 11)
— Что делают люди, чтобы повысить плодородие почвы?(Слайд 12) Чтобы наша планета была красивой, экологи придумали праздник – Всемирный День Земли (Слайд 13).Но чтобы этот праздник был настоящим, мы должны каждый день помнить, что природа красивая, загадочная, щедрая, но в тоже время хрупкая и легкоранимая. IV. Закрепление изученного материала. — А сейчас проведём «Брей – ринг». (Класс делится на 2 команды. К доске вызываются по 1 представителю от команды)
1. Что такое почва? |
1. Назовите состав почвы. |
2. Назовите животных, обитающих в почве. |
2. Какова роль животных? |
3. Как определить качество почвы? |
3. Откуда берутся соли в почве? |
V. Рефлексия.
— Понравился ли вам урок?
(Дети показывают кружки: красный – да, жёлтый – не очень, зелёный – не понравился) Оцените свою работу на уроке (красный кружок – хорошо, жёлтый – не очень хорошо, зелёный – плохо) — Что понравилось, что запомнилось?
VI. Домашнее задание.
В рабочей тетради на стр. 28 выполнить № 2, 4; изготовить предупреждающие знаки на тему «Берегите почву!». VII. Итог урока .
— А закончим наш урок словами из стихотворения Д. Зубарева «Любите родную природу!» Давайте будем
Беречь планету,
Во всей вселенной
Похожей нету!
окружающий мир
УМК «Школа России»
Конспект урока
«Что такое почва?»
3 класс
(учебник «Мир вокруг нас» под ред. А.А.Плешакова)
Подготовила:
Петрова Нина Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 27 г. Осташкова
Тверской области
2012 г.
Предмет: окружающий мир (комбинированный урок).
Тема: «Что такое почва?»
Продолжительность: 45 минут.
Класс: 3 класс.
Цель: дать преставление о почве и её свойствах.
Задачи урока:
образовательные: выделить свойства почвы и главное из них — плодородие, показать
значение плодородия для растений и роль животных в улучшении плодородия;
развивающие: развивать память, мышление, умение анализировать, делать выводы;
воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе;
формировать культуру межличностных отношений, культуру умственного труда, умение слушать товарищей, работать в парах.
Оборудование.
Для учителя: компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, учебник, кусочки сухой почвы; 1 кусочек свежей почвы; 2 стакана с водой и 1 чистый стакан; спиртовка, 2 стекла для опытов, салфетки для фильтра, воронка; штатив.
.
Для учащихся: учебник «Мир вокруг нас» под ред. А.А.Плешакова; рабочая тетрадь по окружающему миру под ред. А. А. Плешакова; кусочки сухой почвы и стакан с водой на каждой парте у учеников; зеленые, жёлтые и красные кружки для самооценки.
Основные этапы урока:
I. Проверка домашнего задания.
II.Введение в тему.
III.Работа по теме урока.
IV.Закрепление изученного материала.
V.Рефлексия.
VI.Домашнее задание.
VII.Итог урока.
Ход урока
/. Проверка домашнего задания
-. Что происходит с твердыми предметами при нагревании и охлаждении?
- Почему образуются в камнях трещины?
- Какую роль играет в разрушении камня вода?
- Что еще ускоряет разрушение скал?
- Что образуются в результате разрушения скал, камней?
- Подумайте, может ли растение развиваться на гладком камне, чистом песке или глине.
(Нет, т. к. для растений нет условий для питания)
II. Введение в тему
- Сегодня на уроке мы будем говорить о чудесной кладовой.
- А что обозначает слово кладовая?
(Кладовая – комната для хранения.)
- Прослушайте текст и попробуйте догадаться, о чём идёт речь.
Чудесная кладовая.
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.
Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит- глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется.
М. Ильин, Е. Сегал
— Какое чудо происходит в кладовой?
- Раздайте кроссворд и узнайте название кладовой. (Слайд 2).
– Назовите тему нашего урока.
III. Работа по теме урока.
- Как вы думаете, что такое почва?
(Высказывания детей)
А) Работа в парах (Слайд 3)
- Рассмотрите рисунок на стр. 65 учебника.
-
Обратите внимание на цвет почвенного слоя.
-
В каком слое находится больше всего животных? Подумайте, почему?
Проверка (Слайд 4 -5)
- Назовите главное свойство почвы.
- Как вы понимаете слово плодородие?
(Родить плод, урожай.)
- Как кто? (мать), поэтому в народе говорят: «Земля – матушка, кормилица».
Б) Практическая работа.
- Что же содержится в почве, обеспечивает её плодородие? Узнаем это, проведя опыты.
- Опустите в стакан с водой кусочек сухой почвы. Что вы заметили?
(Из почвы выходят пузырьки. Значит, в почве есть воздух.)
(Далее учитель демонстрирует опыты, описанные в учебнике на стр. 66.
Результаты опытов дети записывают в рабочей тетради)
- Перегной придаёт почве тёмный цвет. Чем почва темнее, тем она плодороднее. Самая плодородная земля – чернозём (чёрная земля от перегноя). Черноземье – это богатство нашей Родины.
Вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
(Слайд 6).
В) Продолжение работы по теме урока.
- Как вы думаете, что растения получают из почвы?
(Предположения детей)
Г) Самостоятельная работа.
- Проверить правильность своих суждений вы сможете, прочитав статью в учебнике на стр. 67. (Слайд 7).
- После прочтения текста заполните схему в рабочей тетради (№ 3, стр. 27)
Д) Проверка. (Слайд 8)
Е) Физкультминутка.
Ж) Роль растений и животных в образовании почвы.
- А какова роль животных в образовании почвы?
(Высказывания детей)
Рассказ учителя.
В почве обитает множество крошечных, невидимых простым глазом. микробов и бактерий. В одном грамме почвы бывает до 10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают, и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе.
Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца размножения.
Из насекомых в почве можно встретить ос, шмелей, жуков, муравьев, Они постоянно в работе. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них — дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дождевые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днем уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают ее полезными для растений солями. Ученые установили, что дождевые черви — одни из главных почвообразователей.
- Кто же участвует в образовании почвы?
(Слайд 9)
З) Охрана почвы.
- Изучением почвы занимался великий русский учёный Докучаев В. В.
Рассказ ученика о русском учёном Докучаеве В. В. (ученик рассказывает заранее подготовленный текст). (Слайд 10).
- Почва образуется очень медленно. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров — за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.
Часто человек наносит вред почве. (Слайд 11)
- Что делают люди, чтобы повысить плодородие почвы? (Слайд 12)
Чтобы наша планета была красивой, экологи придумали праздник – Всемирный День Земли (Слайд 13). Но чтобы этот праздник был настоящим, мы должны каждый день помнить, что природа красивая, загадочная, щедрая, но в тоже время хрупкая и легкоранимая.
IV. Закрепление изученного материала.
- А сейчас проведём «Брей – ринг».
(Класс делится на 2 команды. К доске приглашаются по 1 представителю от команды)
1. Что такое почва? |
1. Назовите состав почвы. |
2. Назовите животных, обитающих в почве. |
2. Какова роль животных? |
3. Как определить качество почвы? |
3. Откуда берутся соли в почве? |
Игра «Кто покорит высоту?» (Слайд 14)
V. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
(Дети показывают кружки: красный – да, жёлтый – не очень, зелёный – не понравился)
Оцените свою работу на уроке (красный кружок – хорошо, жёлтый – не очень хорошо, зелёный – плохо)
- Что понравилось, что запомнилось?
VI. Домашнее задание.
В рабочей тетради на стр. 28 выполнить № 2, 4; изготовить предупреждающие знаки на тему «Берегите почву!».
VII. Итог урока.
- А закончим наш урок словами из стихотворения Д. Зубарева «Любите родную природу!»
Давайте будем
Беречь планету,
Во всей вселенной
Похожей нету!
Литература:
Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»:3 класс. 2-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2006. - 384 с.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк.
В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. — 7-е изд. — М. : Просвещение, 2008. — 160 с. : ил.
Тихомирова, Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 3 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас: 3 класс» / Е.М. Тихомирова.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2007. — 398с.
Описание мультимедийной презентации
Количество слайдов - 22
Среда (редактор), в которой выполнена презентация - Microsoft PowerPoint 2003.
Цель: использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации:
- усилить положительную мотивацию обучения;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- закрепить знания обучающихся о почве.
Управление презентацией производится по щелчку
Содержание:
Слайд 1
Титульный лист
Слайд 2
Кроссворд (ответы на вопросы кроссворда появляются по щелчку)
Слайд 3
Работа в парах:
Рассмотрите рисунок на стр. 65. Какое значение имеет почва для растений и животных? Какие животные живут в почве? Обратите внимание на цвет почвенного слоя. В каком слое находится больше всего животных? Подумайте, почему? Назовите главное свойство почвы.
Слайд 4
Изображение почвенного слоя
Слайд 5
Что такое почва? Почва – это верхний плодородный слой земли.
Какое главное свойство почвы? Плодородие - главное свойство почвы.
Слайд 6
Практическая работа (из чего состоит почва появляются по щелчку)
Слайд 7
Задания для самостоятельной работы
Слайд 8
Проверка самостоятельной работы (по щелчку появляются ответы)
Слайд 9
Кто участвует в образовании почвы? (Ответы на вопрос появляются по щелчку)
Слайд 10
Докучаев Василий Васильевич (1846 – 1903) – великий русский учёный. Он создал науку о почвах – почвоведение. Его исследования имеют огромное значение для сельского хозяйства и охраны природы. Докучаев Василий Васильевич (1846 – 1903)
Слайд 11
Почва образуется очень медленно. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров — за 5-6 тысяч лет. К почве надо относиться бережно! Что приносит вред почве? Уничтожение лесов Строительство Испытание оружия на полигонах Разведение костров Поджигание сухой травы
Слайд 12
Для сохранения почвы проводятся работы:
обработка почвы внесение удобрений полив посадка лесополос вокруг полей борьба с оврагами снегозадержание зимой на полях
Слайд 13
22 апреля – Всемирный День Земли
Слайды 14 - 19
Игра «Кто покорит высоту?» (Если ответ назван правильно, то появляется новый вопрос, если ошибка – то тест начинается сначала) Переход осуществляется по щелчку.
Слайд 20
Молодцы!
Слайд 21
Давайте будем
Беречь планету,
Во всей вселенной
Похожей нету!
Зубарев Д.
Слайд 22
Источники:
-
Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. —7-е изд. — М. : Просвещение, 2008. — 160 с. : ил
-
Тихомирова, Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 3 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас: 3 класс» / Е.М. Тихомирова.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2007. — 398с.
-
Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. 2-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2006. - 384 с.
-
http://okski.ru/wp-content/uploads/2011/06/pesok.jpg - песок
-
https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQuKVM6Lufg4OsHoV1pl0dnx_KyaYYYXhcEvNVX0z0-y3fLISRv – почка растения
-
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fd/Splash_2_color.jpg/200px-Splash_2_color.jpg - вода
-
http://www.nsh.ru/wp-content/images/journals/509/509_ma_p052.jpg - обработка почвы
-
https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRc3oMBUFKDfw-l-YPbB7fwpCvTmJogU589u6nm7vF3cvnXEECZbw – полив
-
http://sovch.chuvashia.com/wp-content/uploads/2012/09/image_16.jpg - посадка деревьев
-
http://www.farmacosmeticak.ru/wp-content/uploads/2011/07/img4cf7339f8678d.jpg - снегозадержание на полях
-
https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTTDf47yRtAw1NKG-jY0y8ZLPcWCIM8EGYs63qHyY3Zm-CPIroq – поджёг травы
-
http://edu-teacherzv.ucoz.ru/load/shablony_i_fony_dlja_prezentacij/fony_dlja_prezentacij_nabor_9/4-1-0-68 - фон
-
http://img01.chitalnya.ru/upload/779/925004000775516032.gif - собачка
-
http://onlainfilm.ucoz.ua/1smlail/4.gif - смайлик
-
http://www.1366x768.ru/nature/146/summer-wallpaper-1366x768.jpg - природа
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО