Внеклассное занятие «Арттерапия»
ГКСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Коврова»
Внеклассное
занятие на тему:
«Арттерапия»
Воспитатель: Шмелева Л.В.
Цель: Коррекция психоэмоционального состояния учащихся средствами арттерапии.
Задачи:
1. Формировать эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве.
2. Совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызвать у них эстетические чувства и переживания, добиваться адекватной реакции на красоту произведений искусства.
3. Продолжить работу по развитию творческих способностей.
Воспитание самодисциплины и умения владеть собой.
Предварительная работа:
-
Чтение стихов о временах года.
-
Рассматривание иллюстраций в альбоме ’’Времена года’’
-
Рисование пейзажей.
4. Знакомство с техникой граттажного рисования.
В.: Ребята, посмотрите внимательно на героя этой видеосъемки и скажите, что с ним произошло? (ответы).
В.: Да, все его достали, любимое ваше слово, и от этого у мальчика произошел нервный срыв или он очень сильно возбудился, даже очень сильно закричал.
В.: А в нашем классе есть ребята, которые быстро возбуждаются, часто раздражаются?
Д.: Да, есть.
В.: Да, есть и не случайно я взяла это занятие. Если у человека сегодня произошел нервный срыв, завтра, а то и каждый день, то всё это отразиться на его здоровье, всё это отрицательно воздействует на организм человека и от таких частых срывов у человека появляются серьёзные болезни.
Как вы думаете, а может человек помочь сам себе, чтобы не разражаться по пустякам?
Д.: Да, может.
В.: Каким образом? (ответы детей.)
В.: Да, конечно, можно держать себя в руках, можно уметь ладить со всеми, можно спокойнее и с пониманием относиться к замечанием взрослых и товарищей. Да, можно, но не всегда это получается.
А вот если вы все-таки сильно возбуждены, как успокоить себя и восстановить свой организм – мы будем учиться на сегодняшнем занятии, которое называется «Арттерапия». Это сложное, новое слово, которое состоит из двух слов. Первое слова «арт» обозначает искусство. А что такое терапия?
Д.: Терапия – это лечение, оздоровление.
В.: Итак, арттерапия – это метод оздоровления организма средствами искусства.
Ребята, а что такое искусство.
Д.: Искусство – это художественное творчество.
В.: какие виды искусства вы знаете?
Д.: Литература, скульптура, музыка, кино, театр, живопись – это виды искусства.
В.: Одним из прекрасных видов искусства является живопись. В живописи существуют различные жанры. Вв с ними знакомились на уроках ИЗО, на уроках истории. Скажите, какие жанры живописи вы знаете?
Д.: Мы знакомились с портретом, пейзажем, натюрмортом, иконами.
В.: И вот сегодня, на занятии по арттерапии, я решила использовать такой жанр, как пейзаж.
А что такое пейзаж?
Д.: Пейзаж это картины природы.
В.: Любой пейзаж, будь-то море, горе, лес, река по-своему хорош. Глядя на картины природы, человек забывает о плохом и успокаиваивается.
Ребята, в нашей школе тоже любят рисовать картины природы, и сейчас мы познакомимся с некоторыми работами наших школьных художников, которые посещают кружок Татьяны Николаевны.
Итак, несколько слов о прекрасном.
Звучит музыка.
Д.: Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце,
Снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
Этот зимний пейзаж – коллективная работа художников нашей школы.
Д.: Уж тает снег, бегут ручьи,
В окна повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Это весенний пейзаж нарисовала ученица нашего класса Катя Филиппова.
Д.: Эту Катину о лете мы нарисовали все вместе в кружке, я рисовала деревья.
Занялася заря-
Скоро солнце взойдёт
Слышишь…чу! Соловей
Щёлкнул где то, поёт.
От цветов на лугах
Льётся запах кругом,
И сияет роса
На траве серебром.
Д.: Унылая пора!
Очей очарование!
Приятна мне твоя
Прощальная краса.
Люблю я пышное
Природы увяданье
В багрец и золото
Одетые леса.
Этот осенний пейзаж нарисовал ученик 6 класса Ваня Мещеряков.
В.: Ребята, вам понравились эти работы?
Д.: Да, понравились
В.; Скажите, а можно успокоиться, глядя на эти картины?
Д.: Да, можно.
В.: Ребята, вы рассматривали картины, напрягли своё зрение, предлагают вам сделать гимнастику для снятия усталости.
1. Закройте глаза и представьте звёздное небо.
2. Наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад.
3. Представьте себе большой круг и обведите его по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
4. Движение глазами вверх-вниз, влево-вправо. Закройте глаза, досчитайте до 10.
В.: Общение с искусством всегда тебе поможет прийти в норму, взять себя в руки и не нервничать по пустякам.
Можно просто взять книгу с хорошими иллюстрациями и смотреть в тишине во благо своему здоровью.
А можно и другому восстановить свой организм: взять и самому что-то нарисовать.
Сегодня мы с вами попробуем возродить красоту через уже знакомую технику граттажа, что в переводе с французского означает что?
Д.: Граттаж – это техника процарапывания.
В.: Подмалёвок вы уже сделали это первый этап работы, под гуашь вы его спрятали, это второй этап, а сейчас перейдем к третьему заключительному этапу, сейчас предстоит сделать самое главное: оживить свой рисунок. Для этого нужно подготовить руки:
1. Встряхнуть кистями рук.
2. Представьте, что перед вами стена, попробуйте надавить на неё.
3. Разгладьте эту стену, нарисуйте цветок, сотрите круговыми движениями, нарисуйте елочку, сотрите движениями всерху-вниз, нарисуйте домик – сотрите движениями справа-налево.
4. Встряхните кистями.
Ребята, вы сейчас будете не просто художниками, вы будете волшебниками и с помощью «волшебной палочки» оживите свою картину, а музыка вам в этом поможет.(выставка работ)
Ребята, я вами довольна, работы интересные, у всех разные и каждая по своему хороша, молодцы.
Как вы себя чувствовали на занятии?
Какое у вас настроение?
Довольны вы своей работой, получилось то, что вы хотели изобразить?
Что вам помогло в работе?
Вам понравилось?
Я вижу, что вы спокойны, чувствуете себя прекрасно и надеюсь, что вы научились приводить свой организм в норму с помощью арттерапии, т.е. оздоровления средствами искусства.
Здоровья вам всем!
Литература.
-
И. Сурикова - Занялася заря.
-
А. С. Пушкин, «Осень»
-
А. Н. Плещеев, «Весна»
-
А. Н. Майков, «Пейзаж»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»