ГИА каждый день
Краткое описание
Тренировать учащихся в применении лингвистических знаний в работе с языковым материалом, различных способов компрессии текста
Описание
ГИА каждый день _________________________________________________ _________________________
Дидактический материал предназначен для подготовки к ГИА по русскому языку учащихся 9 класса Пояснительная записка Данные упражнения построены по типу заданий ГИА и нацелены на повторение знаний из основных разделов лингвистики, закрепление навыков правописания и постановки знаков препинания, а также трансформации текста
Они позволяют тренировать учащихся в применении лингвистических знаний в работе с языковым материалом, различных способов компрессии текста. Учитывая особенность слабоуспевающего класса и преследуя цель экономии времени на уроке, я выбираю тексты небольшого объёма. Также их целесообразно применять и для индивидуальной работы.
Текст №1 (1)Лето подходило к концу, и, хотя до осени было ещё далеко, колючую, жёсткую траву и пыльную дорогу усыпали жухлые листья тополя. (2) Было безветренно. (3) В блёклом голубом небе неярко светило солнце. (4) Пыльные акации, отделявшие райончик от шумных улиц, посерели и обвисли. (5) И всё-таки воздух тут особенный, как в деревне, — настоянный запахом травы и горьковатым ароматом флоксов, цветущих в палисадниках.
(По А.Лиханову)
Упражнение № 1Сократите текст, за счёт исключения деталей, подробностей Упражнение № 2Выполните задания А1 – А7 и В1 – В — 9 А-1 Определите правильное значение слова «жухлые» 1. жёлтые 2. старые 3. утратившие яркость 4. коричневые А-2 К какой части речи относится слово НЕЯРКО в предложении 3 1. краткое прилагательное 2. наречие 3. Полное прилагательное 4. Краткое причастие А-3 Какой корень в слове НАСТОЯННЫЙ 1. Насто- 2. -стоя- 3. -стоян- 4. -сто- А-4 Укажите ошибочное суждение. 1) В слове ЖЁСТКУЮ буква Т обозначает непроизносимый звук. 2) В слове ВСЁ-ТАКИ первый звук – [ф]. 3) В слове ПЫЛЬНУЮ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак). 4) В слове РАЙОНЧИК звуков больше, чем букв. А-5 Укажите синоним к слову «безветренно» 1. Ясно 2. Пасмурно 3. Тихо 4. Сухо А-6 Найдите слова с непроизносимым согласным в корне 1. Подходило 2. Жёсткую 3. Отделявшие 4. Солнце А-7 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ 1. 1 2. 2 3. 3 4. 4 В-1 Из предложений 1-3 выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением В-2 Выпишите слово с суффиксом -НН- В-3 Укажите номер предложения, в котором используется сравнение В-4 Укажите номер простого предложения с однородными сказуемыми В-5 Укажите номера предложений, в которых есть причастный оборот В-6 Замените словосочетание ЛИСТЬЯ ТОПОЛЯ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ В-7 Выпишите грамматическую основу предложения 3 В-8 Укажите номер сложного предложения с разными видами связи В-9 Из предложения 5 выпишите действительное причастие настоящего времени Ключи к заданиям Возможный вариант сжатого текста (1)Лето подходило к концу, и, хотя до осени было ещё далеко, колючую, жёсткую траву и пыльную дорогу усыпали жухлые листья тополя. (2) Было безветренно. (3) В блёклом голубом небе неярко светило солнце. (4) Пыльные акации, отделявшие райончик от шумных улиц, посерели и обвисли. (5) И всё-таки воздух тут особенный, как в деревне, — настоянный запахом травы и горьковатым ароматом флоксов, цветущих в палисадниках. Часть А 1. 3 2. 2 3. 1 4. 4 5. 3 6. 2,4 7. 1 Часть В 1. Подходило, осени, далеко, колючую, траву, светило 2. Настоянный 3. 5 4. 4 5. 4,5 6. Тополиные листья 7. Было безветренно 8. 1 9. Цветущих Текст № 2 В час, когда сумерки ещё только подступали к лагерю, когда было вполне светло, но горы уже набрасывали на побережье свои прохладные тени и пространство от земли до небесных глубин застывало на несколько долгих минут, благостных, умиротворённых, разделяющих собой морской отлив от начала ночного прилива и лёгкие дневные бризы, дующие с прогретого моря в сторону берега, на бризы ночные, идущие в обратном направлении – в этот час покоя, призывающий к откровению и любви, усаживались кружком ребята в голубых пилотках, с красными пионерскими галстуками. (по А.Лиханову) Упражнение № 1Сократите текст, применяя приём обобщения Упражнение № 2Выполните задания А1 – А7 и В1 – В — 9 А-1 Определите правильное значение слова «благостных» (минут) 1. Длинных 2. Неприятных 3. Религиозных 4. Приятных А-2 К какой части речи относится слово СВЕТЛО 1. краткое прилагательное 2. наречие 3. Полное прилагательное 4. Краткое причастие А-3 Какой корень в слове ПРИЗЫВАЮЩИЙ 1. Призыв- 2. Призыва- 3. -зыв- 4. Приз- А-4 Укажите ошибочное суждение. 1) В слове БЛАГОСТНЫХ буква Т обозначает непроизносимый звук. 2) В слове ВПОЛНЕ первый звук – [ф]. 3) В слове ЛЁГКИЙ буква Г обозначает звук [г’] 4) В слове НОЧНЫЕ звуков больше, чем букв. А-5 Укажите слово с неполногласием 1. Берега 2. Прохладные 3. Побережье 4. Пространство А-6 Укажите слово, образованное суффиксальным способом 1. Побережье 2. Умиротворённых 3. Лёгкие 4. Морской А-7 Укажите метафору 1. До небесных глубин 2. Морской отлив 3. С прогретого моря 4. Усаживались кружком В-1 Замените словосочетание УСАЖИВАЛИСЬ КРУЖКОМ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление В-2 Выпишите слово с приставкой -НЕ- В-3 Выпишите указательное местоимение В-4 Выпишите слово, обозначающее «ветер, который дует на побережье морей и больших озёр» В-5 Выпишите 1-2 несогласованных определения В-6 Укажите количество причастных оборотов в тексте В-7 К какой части речи относятся слова УЖЕ, ВПОЛНЕ, ЕЩЁ В-8 выпишите действительное причастие настоящего времени В-9 Является ли глагол НАБРАСЫВАЛИ переходным? Ключи: Возможный вариант сжатого текста В вечерний час усаживались кружком ребята в голубых пилотках, с красными пионерскими галстуками. Часть А 1. 4 2. 1 3. 3 4. 3 5. 2 6. 4 7. 1 Часть В 1. Усаживались в круг 2. Несколько 3. Этот 4. Бриз 5. От земли до небесных глубин, в голубых пилотках, с красными пионерскими галстуками 6. 4 7. Наречие 8. Разделяющих, дующие, идущие, призывающий 9. Да Текст № 3 (1) Как взрослеет человек? (2) Многим кажется, что это происходит постепенно. (3)Ты набираешь чего-то, разных там знаний и пониманий, незаметно для себя вслушиваешься в чужие слова, соглашаясь с ними или, напротив, не соглашаясь, разные обстоятельства и причины меняют твои детские убеждения, и, совершенно невидимо взору, незамечаемо для себя, ты вдруг чувствуешь себя намного прочнее, что ли, увереннее в самом себе. (4)Ты задумываешься над тем, что ещё вчера казалось пустяком, и, напротив, улыбаешься тому, что ещё недавно считалось непреодолимым и страшным. (5)Всё это, пожалуй, и есть шажок по жизни, взросление. (6) Ты становишься совсем другим, чем был ещё полгода назад. (По А.Лиханову) Упражнение 1. Сократите текст, применяя различные приёмы сжатия Упражнение № 2Выполните задания А1 – А7 и В1 – В – 9 А-1. Укажите слова с чередованием гласной в корне 1. взросление 2. набираешь 3. соглашаясь 4. казалось А-2. Укажите существительное третьего склонения 1. человек 2. причины 3. жизни 4. взросление А-3. Укажите возвратные глаголы 1. взрослеет 2. набираешь 3. улыбаешься 4. становишься А-4.Укажите деепричастие 1. постепенно 2. увереннее 3. не соглашаясь 4. казалось А- 5. Определите вид сказуемого в предложении 1 1. простое глагольное 2. составное глагольное 3. составное именное А-6. Укажите ошибочное суждение 1. в слове ПРОЧНЕЕ суффикс –ЕЕ 2. в слове УЛЫБАЕШЬСЯ окончание -ЕШЬ 3. в слове ВЗРОСЛЕНИЕ суффикс -ЕНИ- 4. в слове ПОСТЕПЕННО окончание –О А-7. К какой части речи относится слово ЭТО в предложении 2 1. имя существительное 2. местоимение 3. частица 4. союз В-1. Подберите синоним к словуПУСТЯКОМ В-2. Словосочетание ДЕТСКИЕ УБЕЖДЕНИЯ, построенное по типу связи согласование, замените синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ В-3. Выпишите местоимения из предложения 3 В-4. Выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Приставка ПОЛ- пишется через дефис со словами, начинающимися с гласной, с согласной Л или с заглавной буквы» В-5 Укажите номера предложений с вводными словами В-6. Укажите вид придаточного в предложении 2 В-7. Выпишите возвратное местоимение В-8. Выпишите грамматические основы из предложения 2 В-9. Определите вид предложения 1 по цели высказывания Ключи: Вариант сжатого текста: Многим кажется, что взросление человека происходит постепенно. Разные обстоятельства и причины меняют твои детские убеждения, и ты вдруг чувствуешь себя намного прочнее и увереннее в самом себе. Это и есть взросление. Часть А 1. 1,2 2. 3 3. 3,4 4. 3 5. 1 6. 4 7. 2 Часть В 1. Безделица, ерунда, мелочь, чушь, глупость, чепуха 2. Убеждения детей 3. Ты, чего-то, для себя, с ними, твои, себя, в самом себе 4. Полгода 5. 3,4,5 6. Изъяснительное (дополнительное) 7. Себя 8. Кажется; это происходит 9. вопросительное
Дидактический материал предназначен для подготовки к ГИА по русскому языку учащихся 9 класса Пояснительная записка Данные упражнения построены по типу заданий ГИА и нацелены на повторение знаний из основных разделов лингвистики, закрепление навыков правописания и постановки знаков препинания, а также трансформации текста
Они позволяют тренировать учащихся в применении лингвистических знаний в работе с языковым материалом, различных способов компрессии текста. Учитывая особенность слабоуспевающего класса и преследуя цель экономии времени на уроке, я выбираю тексты небольшого объёма. Также их целесообразно применять и для индивидуальной работы.
Текст №1 (1)Лето подходило к концу, и, хотя до осени было ещё далеко, колючую, жёсткую траву и пыльную дорогу усыпали жухлые листья тополя. (2) Было безветренно. (3) В блёклом голубом небе неярко светило солнце. (4) Пыльные акации, отделявшие райончик от шумных улиц, посерели и обвисли. (5) И всё-таки воздух тут особенный, как в деревне, — настоянный запахом травы и горьковатым ароматом флоксов, цветущих в палисадниках.
(По А.Лиханову)
Упражнение № 1Сократите текст, за счёт исключения деталей, подробностей Упражнение № 2Выполните задания А1 – А7 и В1 – В — 9 А-1 Определите правильное значение слова «жухлые» 1. жёлтые 2. старые 3. утратившие яркость 4. коричневые А-2 К какой части речи относится слово НЕЯРКО в предложении 3 1. краткое прилагательное 2. наречие 3. Полное прилагательное 4. Краткое причастие А-3 Какой корень в слове НАСТОЯННЫЙ 1. Насто- 2. -стоя- 3. -стоян- 4. -сто- А-4 Укажите ошибочное суждение. 1) В слове ЖЁСТКУЮ буква Т обозначает непроизносимый звук. 2) В слове ВСЁ-ТАКИ первый звук – [ф]. 3) В слове ПЫЛЬНУЮ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак). 4) В слове РАЙОНЧИК звуков больше, чем букв. А-5 Укажите синоним к слову «безветренно» 1. Ясно 2. Пасмурно 3. Тихо 4. Сухо А-6 Найдите слова с непроизносимым согласным в корне 1. Подходило 2. Жёсткую 3. Отделявшие 4. Солнце А-7 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ 1. 1 2. 2 3. 3 4. 4 В-1 Из предложений 1-3 выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением В-2 Выпишите слово с суффиксом -НН- В-3 Укажите номер предложения, в котором используется сравнение В-4 Укажите номер простого предложения с однородными сказуемыми В-5 Укажите номера предложений, в которых есть причастный оборот В-6 Замените словосочетание ЛИСТЬЯ ТОПОЛЯ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ В-7 Выпишите грамматическую основу предложения 3 В-8 Укажите номер сложного предложения с разными видами связи В-9 Из предложения 5 выпишите действительное причастие настоящего времени Ключи к заданиям Возможный вариант сжатого текста (1)Лето подходило к концу, и, хотя до осени было ещё далеко, колючую, жёсткую траву и пыльную дорогу усыпали жухлые листья тополя. (2) Было безветренно. (3) В блёклом голубом небе неярко светило солнце. (4) Пыльные акации, отделявшие райончик от шумных улиц, посерели и обвисли. (5) И всё-таки воздух тут особенный, как в деревне, — настоянный запахом травы и горьковатым ароматом флоксов, цветущих в палисадниках. Часть А 1. 3 2. 2 3. 1 4. 4 5. 3 6. 2,4 7. 1 Часть В 1. Подходило, осени, далеко, колючую, траву, светило 2. Настоянный 3. 5 4. 4 5. 4,5 6. Тополиные листья 7. Было безветренно 8. 1 9. Цветущих Текст № 2 В час, когда сумерки ещё только подступали к лагерю, когда было вполне светло, но горы уже набрасывали на побережье свои прохладные тени и пространство от земли до небесных глубин застывало на несколько долгих минут, благостных, умиротворённых, разделяющих собой морской отлив от начала ночного прилива и лёгкие дневные бризы, дующие с прогретого моря в сторону берега, на бризы ночные, идущие в обратном направлении – в этот час покоя, призывающий к откровению и любви, усаживались кружком ребята в голубых пилотках, с красными пионерскими галстуками. (по А.Лиханову) Упражнение № 1Сократите текст, применяя приём обобщения Упражнение № 2Выполните задания А1 – А7 и В1 – В — 9 А-1 Определите правильное значение слова «благостных» (минут) 1. Длинных 2. Неприятных 3. Религиозных 4. Приятных А-2 К какой части речи относится слово СВЕТЛО 1. краткое прилагательное 2. наречие 3. Полное прилагательное 4. Краткое причастие А-3 Какой корень в слове ПРИЗЫВАЮЩИЙ 1. Призыв- 2. Призыва- 3. -зыв- 4. Приз- А-4 Укажите ошибочное суждение. 1) В слове БЛАГОСТНЫХ буква Т обозначает непроизносимый звук. 2) В слове ВПОЛНЕ первый звук – [ф]. 3) В слове ЛЁГКИЙ буква Г обозначает звук [г’] 4) В слове НОЧНЫЕ звуков больше, чем букв. А-5 Укажите слово с неполногласием 1. Берега 2. Прохладные 3. Побережье 4. Пространство А-6 Укажите слово, образованное суффиксальным способом 1. Побережье 2. Умиротворённых 3. Лёгкие 4. Морской А-7 Укажите метафору 1. До небесных глубин 2. Морской отлив 3. С прогретого моря 4. Усаживались кружком В-1 Замените словосочетание УСАЖИВАЛИСЬ КРУЖКОМ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление В-2 Выпишите слово с приставкой -НЕ- В-3 Выпишите указательное местоимение В-4 Выпишите слово, обозначающее «ветер, который дует на побережье морей и больших озёр» В-5 Выпишите 1-2 несогласованных определения В-6 Укажите количество причастных оборотов в тексте В-7 К какой части речи относятся слова УЖЕ, ВПОЛНЕ, ЕЩЁ В-8 выпишите действительное причастие настоящего времени В-9 Является ли глагол НАБРАСЫВАЛИ переходным? Ключи: Возможный вариант сжатого текста В вечерний час усаживались кружком ребята в голубых пилотках, с красными пионерскими галстуками. Часть А 1. 4 2. 1 3. 3 4. 3 5. 2 6. 4 7. 1 Часть В 1. Усаживались в круг 2. Несколько 3. Этот 4. Бриз 5. От земли до небесных глубин, в голубых пилотках, с красными пионерскими галстуками 6. 4 7. Наречие 8. Разделяющих, дующие, идущие, призывающий 9. Да Текст № 3 (1) Как взрослеет человек? (2) Многим кажется, что это происходит постепенно. (3)Ты набираешь чего-то, разных там знаний и пониманий, незаметно для себя вслушиваешься в чужие слова, соглашаясь с ними или, напротив, не соглашаясь, разные обстоятельства и причины меняют твои детские убеждения, и, совершенно невидимо взору, незамечаемо для себя, ты вдруг чувствуешь себя намного прочнее, что ли, увереннее в самом себе. (4)Ты задумываешься над тем, что ещё вчера казалось пустяком, и, напротив, улыбаешься тому, что ещё недавно считалось непреодолимым и страшным. (5)Всё это, пожалуй, и есть шажок по жизни, взросление. (6) Ты становишься совсем другим, чем был ещё полгода назад. (По А.Лиханову) Упражнение 1. Сократите текст, применяя различные приёмы сжатия Упражнение № 2Выполните задания А1 – А7 и В1 – В – 9 А-1. Укажите слова с чередованием гласной в корне 1. взросление 2. набираешь 3. соглашаясь 4. казалось А-2. Укажите существительное третьего склонения 1. человек 2. причины 3. жизни 4. взросление А-3. Укажите возвратные глаголы 1. взрослеет 2. набираешь 3. улыбаешься 4. становишься А-4.Укажите деепричастие 1. постепенно 2. увереннее 3. не соглашаясь 4. казалось А- 5. Определите вид сказуемого в предложении 1 1. простое глагольное 2. составное глагольное 3. составное именное А-6. Укажите ошибочное суждение 1. в слове ПРОЧНЕЕ суффикс –ЕЕ 2. в слове УЛЫБАЕШЬСЯ окончание -ЕШЬ 3. в слове ВЗРОСЛЕНИЕ суффикс -ЕНИ- 4. в слове ПОСТЕПЕННО окончание –О А-7. К какой части речи относится слово ЭТО в предложении 2 1. имя существительное 2. местоимение 3. частица 4. союз В-1. Подберите синоним к словуПУСТЯКОМ В-2. Словосочетание ДЕТСКИЕ УБЕЖДЕНИЯ, построенное по типу связи согласование, замените синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ В-3. Выпишите местоимения из предложения 3 В-4. Выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Приставка ПОЛ- пишется через дефис со словами, начинающимися с гласной, с согласной Л или с заглавной буквы» В-5 Укажите номера предложений с вводными словами В-6. Укажите вид придаточного в предложении 2 В-7. Выпишите возвратное местоимение В-8. Выпишите грамматические основы из предложения 2 В-9. Определите вид предложения 1 по цели высказывания Ключи: Вариант сжатого текста: Многим кажется, что взросление человека происходит постепенно. Разные обстоятельства и причины меняют твои детские убеждения, и ты вдруг чувствуешь себя намного прочнее и увереннее в самом себе. Это и есть взросление. Часть А 1. 1,2 2. 3 3. 3,4 4. 3 5. 1 6. 4 7. 2 Часть В 1. Безделица, ерунда, мелочь, чушь, глупость, чепуха 2. Убеждения детей 3. Ты, чего-то, для себя, с ними, твои, себя, в самом себе 4. Полгода 5. 3,4,5 6. Изъяснительное (дополнительное) 7. Себя 8. Кажется; это происходит 9. вопросительное
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Дидактические материалы
Русский язык
9 класс
03 октября 2012
Файлы
ГИА каждый день.ace
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»