Региональный компонент на уроках русского языка как фактор повышения мотивации к обучению
Учитель русского языка и литературы
Витохина Л.А.
МОАУ «Юкталинская СОШ»
Тындинского района Амурской области
Каждый подлинно художественный текст – сокровищница знаний о культуре и истории народа. Исходя из этого, национальная идея применительно к урокам русского язык должна выразиться в историко – культурном наполнении содержания обучения и реализоваться в языковом анализе лучших образцов русской классики и современной литературы.
Для глубокого и полного восприятия текста, для раскрытия « того духовного мира, который скрывается за словами» ( Л.В.Щерба), подчас необходимо осмысление заключенного в нем культурологического фона. Отсутствие сведений по истории, географии, топонимике, культуре, о традициях народа порой затрудняет восприятие текста. И в то же время, какой эмоциональный отклик вызывает узнавание мест, людей, событий!
Создать на уроках русского языка культурный фон и развивающую речевую среду помогает целенаправленный отбор текстов для анализа.
Признание культуроведческого аспекта преподавания русского языка условием формирования личности, в том числе языковой личности, требует практического решения следующих задач:
*отобрать тексты, подготовить к ним задания, способствующие формированию языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции;
*определить круг фоновых культурологических знаний, необходимых для понимания этих текстов, и форму их предъявления школьникам;
*разработать формы проведения уроков культуроведческой направленности, определить место этих уроков в системе обучения русскому языку.
Мотивацией учебной деятельности школьников является, на мой взгляд, потребность в изучении истории, культуры родного края, своего народа, желание прочесть произведения, посвященные родным местам, сравнить свои впечатления с впечатлениями известных людей, высказать свои мысли и чувства.
Чтение и анализ произведений о родном крае становятся эффективным средством приобщения к материальной и духовной культуре русского народа, к его истории, обычаям и традициям.
«Вот пишут: малая родина…Но что это такое? Где ее границы? Откуда и докуда она простирается? Как исчислить, измерить, обсказать?» — спрашивает Е.И.Носов в эссе «Малая родина». И тут же сам отвечает: «По – моему, малая родина – это окоем нашего детства…». Этот текст, как и многие другие тексты о родном крае, предоставляет учителю богатейшие возможности для формирования нравственных основ и духовного потенциала личности.
А сколько любви к своей малой родине – родному Приамурью в стихотворении Петра Комарова «Приамурье»:
Край далекий — с лесами да сопками,
С поздней жалобой птиц,- это ты
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты.
Много стран в эти годы видали мы,
По дорогам солдатским пыля.
Только нам и за дальними далями
Снилась наша родная земля:
Небеса с колдовскими закатами,
И тайги вековечный покой,
И Амур с берегами покатыми,
И весенний туман над рекой.
Выйдешь в поле — весна над равниною
Из цветов вышивает узор,
Вереницу следит журавлиную
Голубыми глазами озер.
И любая березка знакома нам.
Только крикнешь — на все голоса
Птичьим щебетом, свистом и гомоном
В тот же миг отзовутся леса.
Лось идет ли по склону отлогому,
Головой раздвигая кусты,
Или рысь возвращается к логову -
В каждом шорохе слышишься ты.
Я бы ветры вдохнул твои с жаждою,
Я бы выпил ручьи до глотка,
Я тропинку бы выходил каждую,
Да моя сторона велика.
Как посмотришь — не хватит и месяца
Обойти и объехать ее.
Только в песне да в сказке уместится
Приамурье мое!
Однако восприятие поэтического образа может быть затруднено, если не знать, что Амур и Зея – это реки, протекающие в черте Приамурья. Трудно понять чувства автора, если не знать истории Амурской области, не прочитать повесть «Сполохи» писателя – патриота Бориса Машука – о гражданской войне в Приамурье, не иметь представления о подвиге амурчан в годы Великой Отечественной войны.
«Я родился в роковом 37 году, 13 февраля, в Свободном. Жил в Завитинске, но, пяти лет оставшись без отца и матери, был привезен к дедушке и бабушке по материнской линии, на небольшой полустанок Дея, что на Трансссибе, в Завитинском районе», — так начинаются «Записки писателя Бориса Машука, на мой взгляд, важнейший литератуный источник, помогающий амурским школьникам соприкоснуться с историей родного края, познакомиться с местами, связанными с именем великого писателя. Школьники знакомятся с подробностями жизни Благовещенска в середине 20 века, больше узнают о БАМе, на который Машук неоднократно выезжал по командировке издательства «Молодая гвардия».
Работая с текстами книги Бориса Машука «Горькие шанежки» — о детях, живущих в годы Великой Отечественной войны на маленьком полустанке в Амурской области, школьники находят сова и выражения, свойственные речи жителей Амурской области, выясняют у бабушек, как понять выражения «шаньгов насыпал», «туесок меду кладу», «два колобка желтого масла на капустных листьях». Позже, на Всероссийском конкурсе под девизом «Ради жизни на Земле», эта книга из 376 представленных была удостоена диплома и поощрительной премии. 14 рассказов, вошедших в книгу, объединяет одна тема – трудная жизнь детей и взрослых в тылу от первого до последнего дня войны. Невзгоды и лишения военных лет, холод и голод, потери близких влияли на раннее взросление детей, учили их ценить доброту и распознавать зло. С любовью к детям и взрослым, дававшим уроки добра и справедливости, написана эта книга, которая помогает нам, рожденным на амурской земле, налаживать связь времен и душ.
На книге «Сполохи» о разведчике Рулеве воспитывалось не одно поколение амурских мальчишек. Убедительно и ярко Машук рассказал о жизни Амурской области в грозные годы гражданской войны, когда активизировалась казачья верхушка, а для «охраны порядка» прибыли японские войска. События заставляли каждого сделать выбор. Партизанское движение ширилось, засверкали зарницы, сполохи, предвестники грозы. Герка Рулев, бесстрашный партизанский разведчик и агитатор, собрал из крестьянских парней отряд «Неустрашимый», действия которого наводили страх на врагов: горели железнодорожные деревянные мосты, пускались под откос эшелоны с японскими интервентами и белогвардейцами. И в то же время Герка предстает в повести добрым и душевным человеком, юношей, познавшим радость первого сердечного чувства. За голову Рулева японское командование назначило награду в 10 тысяч иен. Гибель Герки потрясает: его короткая и яркая жизнь, как зарница вспыхнула и осветила для многих путь к борьбе за освобождение.
Удивительна судьба Николая Тюнина, ученика МОАУ «Юкталинская СОШ», озороватого и непослушного, поведение которого резко изменилось после чтения повести Машука. На уроке мальчик признался, что, прочитав книгу «Сполохи», он представил себе Герку, «сильного, перепоясанного патронташной лентой», призывающего к ответственности. И Николаю захотелось быть похожим на своего командира. Не раз приходилось потом слышать о желании подростков стать такими же мужественными, смекалистыми, как герой амурского писателя.
Читая и перечитывая повесть Бориса Машука, ученики исследуют, как изображает автор амурские города и села в годы гражданской войны, какими эпитетами определяет, сравнивают с современными видами городов, описывают «увиденное значительное, интересное событие», опираясь на текст и используя имеющиеся на столах словари, объясняют значения слов: сполохи, зарница, кромешная тьма, застойная погибель, лампада, горница, тесовая сараюшка.
Как показывает опыт, эффективнее такая работа происходит на уроках – исследованиях, уроках – семинарах, практикумах, в деловых играх, дискуссиях.
В процессе работы с произведениями амурских писателей мы определили круг необходимых фоновых культурологических знаний и форму их предъявления школьникам: готовые справки, составленные учителем, справочники, словари, учебные пособия «История Амурской области», «Дневник амурского школьника» и другие, индивидуальные домашние задания, предполагающие работу с историческими и литературными источниками, книгами по географии, культуре, обращаемся к карте Амурской области.
В качестве примера предлагаем несколько текстов и заданий к ним
Читая произведения амурских писателей: Бориса Машука, Игоря Игнатенко, Александра Филоненко, Владислава Лецика, Олега Маслова, Николая Фотьева, Николая Левченко, Евгения Замятина, обучающиеся больше знакомятся с подробностями жизни Амурской области в начале 20 века, больше узнают о БАМе, своей малой родине. Это сейчас БАМ называют «дорогой в никуда», «тупиком века», «напрасной тратой сил и средств». Повесть Бориса Машука «Трудные километры», очерки «94 –я уходит на запад», «Дорога к звездной мечте» и другие не дают забыть школьникам трудовые подвиги строителей магистрали, которые верили, что дорога позволит освоить богатые недра огромного края. О закалке, становлении характеров на великой стройке писал поэт – бамовец Владимир Гузий:
Здесь сосны до неба, работы до неба.
Мы все позабыли, что есть слово «нега».
Что есть где – то отдых в уютных отелях,
Но мы не заплачем –
Ведь мы так хотели.
И его же строки:
…Ты поймешь, что в ливнях и пыли
Лучшую дорогу нашей жизни
Мы с тобою вовремя прошли.
Задание 1. Покажите, что стихотворение оптимистично. Какие языковые выразительные средства использованы автором? Каким показан строитель БАМа, каково его отношение к жизни, понимание долга и гражданственности?
Задание 2. Вы уже познакомились с рассказом Б.Машука «Рыбный суп». Найдите строки, в которых писатель выражает тревогу за детей, иронию по отношению к некоторым людям. Докажите, что автор — тонкий знаток природы и ее законов.
Весну сорок третьего года ждали с нетерпением: уж больно круто обходилась с людьми зима. Она давила морозами, гнула метелями и вокруг полустанка наворотила таких сугробов, сто и не верилось, смогут ли они растаять до лета.
В стужу ребятишки отсиживались по домам. Скучая, ждали марта, но март пришел, а тепла все не было. Все так же блестели под солнцем сугробы, с вечера и до утра потрескивал за окнами мороз.
Только в апреле потемнел и стал оседать снег, появились проталины. Они расширялись, и как – то незаметно получилось, что от сугробов остались грязноваты оплывки, да и то в кустах и с северной стороны железнодорожной насыпи. Прилетели чибисы, жаворонки, утки. И тогда даже дед Помиралка сказал, что это весна.
У ребят начались игры на улице и дальние походы на выемку в сопки. Да и на самой насыпи, на откосах линии интересно бродить. После того, как сошел снег, находились там иногда картонные коробки, ярко раскрашенные баночки из – под американских консервов. Из таких баночек мужики делали себе табакерки под самосад… Случалось кому – то находить на линии ножичек – складешок, кожаный повод с кольцом, железку, нужную в хозяйстве.
Задание 3. Выберите из текста примеры, иллюстрирующие следующие орфограммы:
а) правописание безударных гласных в корне слова; б) правописание приставок, в том числе
— при — – пре-; в)н, нн в суффиксах различных частей речи; г) дефисное написание слов.
Задание 4. Графически объясните постановку знаков препинания. Выполните синтаксический разбор первого предложения третьего абзаца.
Задание 5. Выпишите из текста причастие с зависимым словом, определите его разряд, род, число, падеж; выполните морфологический и словообразовательный разбор причастия.
Задание 6. Опираясь на текст и используя словари, объясните значения слов: стужа, оплывки, наворотила. Какие словари вам потребуются?
Задание 7. Найдите в тексте слова, образованные автором. Что помогает вам понять их значение? Составьте словарные статьи, разъясняющие лексическое значение этих слов.
Задание 8. Выполните морфологический разбор слова расширялись.
Задание 9. Выполните фонетический разбор слова третьего.
Задание 10. В тексте рассказа вам встретились названия птиц: чибисы, жаворонки, утки. Пользуясь энциклопедией, подготовьте сообщение об оной из них.
Большое количество заданий к тексту дает возможность каждому ученику осуществить их выбор – по характеру, объему, способу выполнения. Такой подход также способствует реализации личностно ориентированного изучения русского языка.
На этих небольших примерах я хотела показать, что использование русского языка носит интегрированный характер: здесь и обогащение словарного запаса топонимической лексикой, и знакомство с географией, биологией, историей, литературой, работа по развитию речи и формирование «русской языковой личности» (Ю.Караулов).
Нельзя не сказать еще и о том, как явление искусства художественный текст требует при анализе внимательного, вдумчивого, бережного отношения, когда мы не только опираемся на знания, логику, память, но и откликаемся всем миром наших чувств, души, сердца, делаем нравственно – интеллектуальные усилия. Эту индивидуальность восприятия текста я также постоянно имею в виду, организуя учебный процесс. Стараюсь создать на уроке русского языка такую обстановку, чтобы каждый ученик в процессе работы с текстом мог сказать (написать) о своем личном его понимании, выразить свои мысли и чувства, а тот, кто затрудняется в чем – либо, мог получить необходимую помощь. Ошибки, связанные с непониманием смысла текста, предупреждаются благодаря активизации фоновых знаний, обогащению словарного запаса фоновой лексики.
В качестве иллюстрации приведем урок русского языка по теме «И ВОТ ОНА, РОДНАЯ СТОРОНА…»
Цели урока: Образовательные: формирование навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов, повторение всех видов разборов: фонетического, морфологического, словообразовательного, лексического, повторение типов и стилей речи.
Задачи: Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся. Воспитать чувство патриотизма, любви к своей малой родине, сопричастности к общему делу, умение работать коллективно.
Оборудование: учебник русского языка для 5-х классов под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской *85, упр. № 442, магнитные буквы, снежинки, паровозик из «Ромашково», таблички с названием станций, словарные слова, перфокарты, таблицы, мультипроектор, мультимедийный экран, презентация к уроку.
Повторение. Работа с текстом.
Опять она, родная сторона,
С ее зеленым, благодатным летом;
И вновь душа поэзии полна.
Да, только здесь могу я быть поэтом.
Некрасов
Где бы ни жил я,
И что бы ни делал,
Пред Родиной вечно в долгу…
М. Лисицкий
Лучше умереть вдали от Родины,
Чем прожить без Родины в душе.
В.Делоне
— Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относятся четверостишия из стихотворений, которое я только что прочитала? (“Родины, родной природы”).
— Да, действительно, это так, и выбрала это четверостишие я не случайно, потому что, как вы уже, очевидно догадались, единая разговорная тема нашего урока – это тема “Родины, родной природы”.
— Основная тема урока: Буквы о и е после шипящих
— Цель урока:
— А почему только на родной земле может творить поэт?
Читаю стихотворение еще раз.
— Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт? (метафора (“душа поэзии полна”), эпитеты (“зеленое, благодатное лето”, “родная сторона”), среди стилистических фигур можно отметить инверсию (родная сторона”, “зеленое, благодатное лето”, “поэзии полна”.) Текст отличается образностью, эмоциональностью).
Лингвистическая разминка.
1. Синтаксис. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, объясните их.
Опять она р…дная ст…р…на
С ее з…ленным, благ…датным летом;
И вновь душа поэзии п…лна. (на доске)
2. Фонетика. Сделать фонетический разбор слова она
3. Словообразование. Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слова благодатный.
Благодатный благодать (суффиксальный) благое дать (сращение основ) (с места)
4. Лексика. Объясните значение слова благодатный. В случае затруднения можно обратиться к словарю. (Благодатный – слово многозначное:
1. Приносящий довольство, радость, полный благ (высок );
2. Исполненный Божественной благодати// дарующий счастья, блаженства. (Благодать – ниспосланная свыше мистическая сила) (устар.)
— В каком значении употреблено слово в стихотворении (в первом).
5. Морфология. Сделать морфологический разбор слов поэтом. (с места)
— Прослушайте текст. Постарайтесь запомнить ключевые слова, чтобы составить синквейн.
(В это время демонстрируются фотографии с пейзажами средней полосы России на доске)
… Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям.
Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали. Мы родились и жили “под сереньким ситцем этих северных тихих небес”, их красота слилась со всей нашей жизнью, они были ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и понять. Исключения бывают редко.
Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу русскую. Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. Ничто – ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, — ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты. Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики. И у меня заныло сердце.
К.Г. Паустовский
— Каким чувством проникнут текст? (Чувством любви к родной природе).
— К какому типу речи относится данный текст? ( повествование)
— К какому стилю он относится? (художественному)
На слова какой части речи необходимо опираться, пересказывая описание? (существительные).
— На каком приеме построен текст? (антитеза: наши скромные дали, серенький ситец северных небес и блеск чужеземной природы, красоты тропиков).
Учитывая это противопоставление, давайте составим все вместе синквейн на тему «Русская природа», используя опорные слова на доске.
я это противопоставление, давайте составим все вместе синквейн на доске.
— Как нам может помочь этот синквейн? (Здесь отображены все ключевые слова текста, что поможет более быстрому и качественному запоминанию).
— Теперь прочитайте следующий текст.
(1) Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. (2) На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня… (3)Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.
(4) Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. (5) белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне. (6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. (7) Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.
(8) А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. (9) Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!
(10) Что ж пальма! – под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка. (11) Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.
(12) А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?
(13) Привыкли. (14) Набаловались. (15) Не знаем, чем владеем. (16) Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. (17) А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.
По В.Солоухину
— Какая мысль объединяет эти два текста?
1) Даже в самых далеких странах можно встретить русскую березку.
2) Чужеземная природа способна затмить русскую природу.
3) Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.
4) Нужно беречь и охранять природу. (на доске)
Стихи о России. Песня «Россия – ты моя звезда»
В сердце каждого человека есть место для любви: люди любят друг друга, любят животных, природу, любят место, где они живут – свою малую Родину, любят свою страну.
Родина, как любовь, у каждого человека своя. Ее нельзя навязать, нельзя отменить. Мы рождаемся с этим чувством – чувством любви к Родине и проносим его через всю жизнь.
Любовь к родине объединяет людей разных национальностей. В нашем поселке Юктали Амурской области живут русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, якуты, эвенки. Все они добрые, отзывчивые, трудолюбивые люди. Каждый из них, сам того не замечая. Ежедневно выполняет свой долг, честно работает, не жалея своих сил, ради будущего нашей Родины. У вас, школьников, долг перед Отчеством – хорошо учиться, вырасти здоровыми, воспитанными людьми.
Любимая земля
Как люблю я эту землю,
На которой я живу.
Как мне нравятся просторы,
По которым я хожу.
Как прекрасны эти сопки,
Эта горная река,
Как загадочен багульник,
Распустившись у окна.
Будет трудно расставаться
С этой сказочной землей,
Будет часто в снах являться
Этот дивный край родной.
Любимая березка
Березка, милая березка,
К тебе иду на склоне дня,
Но ты все спишь, меня не слышишь
А я шепчу: «Люблю тебя»
Да, да, люблю, и не скрываю.
Всю нежность, что к тебе питаю,
Я отдала бы, и тогда
Не расставалась никогда.
Вот уж скоро ты проснешься,
Расправишь ветки, встрепенешься,
Напоишь соком ты меня,
Ах, как прекрасна ты, весна!
Юктали
Хочу открыто вам сказать,
Чтоб сердце замерло.
Люблю поселок свой родной,
Как жизнь, мечту, любовь.
Ведь здесь всегда растут грибы.
Ведь здесь всегда цветут цветы.
И только здесь в июне снег,
Как будто в январе.
Его на карте не найти,
О нем не пишут в книгах,
Но я то знаю, что он есть
В глубинке русской, милой.
В нем жизнь несется как река.
В нем день и ночь, как два огня.
В нем солнце, воздух и вода
Свежее ясного денька!
Здесь нет войны, здесь нет угроз.
Здесь все волшебно и чудно,
И я то знаю лишь одно –
Он для меня родной. Демонстрация презентации «Осень в Юктали»
2. Сообщение темы и целей урока.
А теперь мы с вами совершим увлекательное путешествие по замечательной стране «Орфографии». И познакомимся с новым орфографическим правилом: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова» (слайд№1)
Вы научитесь правильно выбирать, какую букву ё или о писать после шипящих.
3. Артикуляционная гимнастика.
А поедем в страну «Орфография» на паровозике из «Ромашково». Итак, в добрый путь! Но что-то не двигается наш паровозик. Нужно сделать гимнастику для язычков: «Кукушка кукушонку купила капюшон...». (Гимнастика проводится в три этапа: сначала дети слушают скороговорку, затем проговаривают медленно и тихо, а потом быстро и громко.) -Теперь порядок, поехали!» (слайд№2)
1) Подъезжаем к станции «Проверяйка» (слайд№3)
— Давайте вспомним, какое правило вы изучили на прошлом уроке? ( Спряжение глагола)
— Правильно: Давайте его вспомним.
Дети рассказывают правило, на доске висит опорная таблица.
2) Вы любите играть?
Тогда остановимся на станции «Проверяйка».
Паровозик остановился и пошёл снег, но посмотрите, снежинки какие-то неправильные.
-Чего в них не хватает?
-Лучиков.
Для того, чтобы повторить пройденный материал, я напишу в серединках будущих снежинок 1 и 2 спряжение глаголов, и вы должны будете придумать 1 вариант – как можно больше глаголов 1 спряжения, а 2 вариант – 2 спряжения. А некоторые учащиеся из этого снега слепят снеговиков (работа с перфокартами для ослабленных учеников).
Раз, два, три – начали.
Проводится игра «Снежинка».
Молодцы, все очень хорошо постарались. Посмотрите, сколько намело снега. Скорей в поезд!
3) Внимание, подъезжаем к станции «Объясняйка». (слайд№4)
Но что за домик виднеется вдали?
— Читайте. -Алфавит. -Кто в нём живёт? -Буквы. -А сколько их? -33 буквы.
— Ребята, вы любите слушать сказки?
3) Внимание, подъезжаем к станции «Объясняйка». (слайд№4)
Но что за домик виднеется вдали?
— Читайте. -Алфавит. -Кто в нём живёт? -Буквы. -А сколько их? -33 буквы.
— Ребята, вы любите слушать сказки?
— Да.
— Тогда я вам расскажу сказку о «капризных шипящих». А вы мне поможете справиться с этими капризулями? Тогда слушайте: Дружно живут согласные с гласными в этом домике.
— Сколько согласных букв в русском языке? -21 согласная буква.
— А сколько гласных?
— 10 гласных и два знака, не обозначающих звуков — ъ и ь. Согласным без гласных никак не справиться. Вот они и стараются не обижать своих певучих подружек. Давайте, мы их пригласим сюда.
— Назовите все гласные буквы.
— А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. (Учитель прикрепляет буквы на магнитную доску.)
Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая.
— Назовите шипящие буквы, ребята. -Ж, Ш, Щ, Ч.
— Правильно. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят.
— Как вы думаете, почему?
— Существует правило: «Правописание гласных после шипящих».
— Расскажите его.
(Рассказывают).
А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё, ведь в корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О, например: жёлудь, шёпот, шёлк (учитель обращает внимание учащихся на опорную таблицу на доске). То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с О, но таких слов мало, они исключения из правила. Смотрите сами. (Обращение к таблице): крыжовник, шорох, шов, капюшон, шок, шомпол.
— Объясните их значение. Шорох ( глухой звук от пения), шов ( место соединения сшитых кусков ткани, кожи), шок (общее расстройство функций организма вследствие потрясения или физического потрясения), шомпол ( стержень для чистки и смазки канала ствола стрелкового оружия, или в старину для забивания снаряда в ружья). Капюшон (откидной головной убор, пришитый или пристегиваемый к вороту верхней одежды), крыжовник ( колючий садовый кустарник с кисло – сладкими крупными ягодами, а также его ягоды)
— Ответы учащихся.
Вот какие капризули! Осторожно с ними! Они шипящие!
— Понравилась, вам сказка о «капризных шипящих»?
— Да.
Давайте откроем учебник и повторим правило, с которым познакомила нас сказка. (Стр. 180 *85) (Ученик читает правило.)(Слайд №5)
4) Ой, как мы устали! Давайте поедем на станцию «Отдыхайка» (слайд№6)
Ой, как много снега! Отложите, ребята, скорее ручки, поиграем в снежки!
Сколько согласных букв в русском языке? -21 согласная буква. -А сколько гласных?
(Игра «Снежки»).
5) — Отдохнули? Красиво, ровно и правильно садитесь, мы помчимся на станцию «Закрепляйка» и там потренируемся в использовании нового правила на практике. Выполним упражнение № 443(слайд№7)
— Прочитайте задание...
— Расскажите, каким правилом вы пользовались при выполнении упражнения?
— Придумайте предложение, используя в нём слово или слова из упражнения.
— Ответы ребят.
— Я тоже вспомнила пословицу, в которой есть слово на изучаемую орфограмму. Свинья жёлуди ест, а дуба не примечает.
— Что означает эта пословица? -Ответы ребят.
— В каком произведении встречается?
— В басне «Свинья под дубом». -Кто написал басню «Свинья под дубом»?
— Крылов Иван Андреевич.
— Сделайте синтаксический разбор этого предложения.
Ответ у доски.
6) Приближаемся к станции «Запоминалка» (слайд№8)
Паровозик остановился, а вместе с нами на эту станцию приехали иностранцы. Да, слова иностранцы.
Учитель показывает их фотографии с зашифрованными именами.
-Отгадайте, как их зовут?
— Шофёр, Шоссе, Шоколад.
— Запишите эти имена в столбик в тетради и запомните, что после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить.
— Объясните их лексическое значение и составьте с ними словосочетания.
— Шофёр опытный, (Водитель автомобиля)
— Шоссе широкое, (Дорога, замощенная щебнем, а также всякая дорога с твердым полотном)
— Шоколад вкусный. (Род конфет –застывшая масса какао с сахаром)
7) Это была последняя станция, на которой мы должны были побывать.
Пора ехать домой в нашу школу, но сначала повторим те правила, которые мы сегодня изучили.
4. Итог урока.
Вы сегодня хорошо потрудились, получили хорошие оценки. Мне было приятно с вами путешествовать.
5. Домашнее задание (слайд№9)
Откройте дневники и запишите домашнее задание: повторите *86, придумайте сказку о словах иностранцах и проиллюстрируйте своими рисунками.
Региональный компонент на уроках русского языка как фактор повышения мотивации к обучению.
Учитель русского языка и литературы
Витохина Л.А.
МОАУ «Юкталинская СОШ»
Тындинского района Амурской области
Каждый подлинно художественный текст – сокровищница знаний о культуре и истории народа. Исходя из этого, национальная идея применительно к урокам русского язык должна выразиться в историко – культурном наполнении содержания обучения и реализоваться в языковом анализе лучших образцов русской классики и современной литературы.
Для глубокого и полного восприятия текста, для раскрытия « того духовного мира, который скрывается за словами» ( Л.В.Щерба), подчас необходимо осмысление заключенного в нем культурологического фона. Отсутствие сведений по истории, географии, топонимике, культуре, о традициях народа порой затрудняет восприятие текста. И в то же время, какой эмоциональный отклик вызывает узнавание мест, людей, событий!
Создать на уроках русского языка культурный фон и развивающую речевую среду помогает целенаправленный отбор текстов для анализа.
Признание культуроведческого аспекта преподавания русского языка условием формирования личности, в том числе языковой личности, требует практического решения следующих задач:
*отобрать тексты, подготовить к ним задания, способствующие формированию языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции;
*определить круг фоновых культурологических знаний, необходимых для понимания этих текстов, и форму их предъявления школьникам;
*разработать формы проведения уроков культуроведческой направленности, определить место этих уроков в системе обучения русскому языку.
Мотивацией учебной деятельности школьников является, на мой взгляд, потребность в изучении истории, культуры родного края, своего народа, желание прочесть произведения, посвященные родным местам, сравнить свои впечатления с впечатлениями известных людей, высказать свои мысли и чувства.
Чтение и анализ произведений о родном крае становятся эффективным средством приобщения к материальной и духовной культуре русского народа, к его истории, обычаям и традициям.
«Вот пишут: малая родина…Но что это такое? Где ее границы? Откуда и докуда она простирается? Как исчислить, измерить, обсказать?» - спрашивает Е.И.Носов в эссе «Малая родина». И тут же сам отвечает: «По – моему, малая родина – это окоем нашего детства…». Этот текст, как и многие другие тексты о родном крае, предоставляет учителю богатейшие возможности для формирования нравственных основ и духовного потенциала личности.
А сколько любви к своей малой родине – родному Приамурью в стихотворении Петра Комарова «Приамурье»:
Край далекий - с
лесами да сопками,
С поздней жалобой
птиц,- это ты
Разбудил голосами
высокими
Сыновей золотые мечты.
Много
стран в эти годы видали мы,
По дорогам
солдатским пыля.
Только нам и за
дальними далями
Снилась наша родная
земля:
Небеса с колдовскими закатами,
И
тайги вековечный покой,
И Амур с
берегами покатыми,
И весенний туман
над рекой.
Выйдешь в поле - весна над
равниною
Из цветов вышивает узор,
Вереницу
следит журавлиную
Голубыми глазами
озер.
И любая березка знакома
нам.
Только крикнешь - на все голоса
Птичьим
щебетом, свистом и гомоном
В тот же
миг отзовутся леса.
Лось идет ли по
склону отлогому,
Головой раздвигая
кусты,
Или рысь возвращается к логову
-
В каждом шорохе слышишься ты.
Я
бы ветры вдохнул твои с жаждою,
Я бы
выпил ручьи до глотка,
Я тропинку бы
выходил каждую,
Да моя сторона
велика.
Как посмотришь - не хватит
и месяца
Обойти и объехать ее.
Только
в песне да в сказке уместится
Приамурье
мое!
Однако восприятие
поэтического образа может быть затруднено,
если не знать, что Амур и Зея – это реки,
протекающие в черте Приамурья. Трудно
понять чувства автора, если не знать
истории Амурской области, не прочитать
повесть «Сполохи» писателя – патриота
Бориса Машука – о гражданской войне в
Приамурье, не иметь представления о
подвиге амурчан в годы Великой
Отечественной войны.
«Я родился в роковом 37 году, 13 февраля, в Свободном. Жил в Завитинске, но, пяти лет оставшись без отца и матери, был привезен к дедушке и бабушке по материнской линии, на небольшой полустанок Дея, что на Трансссибе, в Завитинском районе», - так начинаются «Записки писателя Бориса Машука , на мой взгляд, важнейший литератуный источник, помогающий амурским школьникам соприкоснуться с историей родного края, познакомиться с местами, связанными с именем великого писателя. Школьники знакомятся с подробностями жизни Благовещенска в середине 20 века, больше узнают о БАМе, на который Машук неоднократно выезжал по командировке издательства «Молодая гвардия».
Работая с текстами книги Бориса Машука «Горькие шанежки» - о детях, живущих в годы Великой Отечественной войны на маленьком полустанке в Амурской области, школьники находят сова и выражения, свойственные речи жителей Амурской области, выясняют у бабушек, как понять выражения «шаньгов насыпал», «туесок меду кладу», «два колобка желтого масла на капустных листьях». Позже, на Всероссийском конкурсе под девизом «Ради жизни на Земле», эта книга из 376 представленных была удостоена диплома и поощрительной премии. 14 рассказов, вошедших в книгу, объединяет одна тема – трудная жизнь детей и взрослых в тылу от первого до последнего дня войны. Невзгоды и лишения военных лет, холод и голод, потери близких влияли на раннее взросление детей, учили их ценить доброту и распознавать зло. С любовью к детям и взрослым, дававшим уроки добра и справедливости, написана эта книга, которая помогает нам, рожденным на амурской земле, налаживать связь времен и душ.
На книге «Сполохи» о разведчике Рулеве воспитывалось не одно поколение амурских мальчишек. Убедительно и ярко Машук рассказал о жизни Амурской области в грозные годы гражданской войны, когда активизировалась казачья верхушка, а для «охраны порядка» прибыли японские войска. События заставляли каждого сделать выбор. Партизанское движение ширилось, засверкали зарницы, сполохи, предвестники грозы. Герка Рулев, бесстрашный партизанский разведчик и агитатор, собрал из крестьянских парней отряд «Неустрашимый», действия которого наводили страх на врагов: горели железнодорожные деревянные мосты, пускались под откос эшелоны с японскими интервентами и белогвардейцами. И в то же время Герка предстает в повести добрым и душевным человеком, юношей, познавшим радость первого сердечного чувства. За голову Рулева японское командование назначило награду в 10 тысяч иен. Гибель Герки потрясает: его короткая и яркая жизнь, как зарница вспыхнула и осветила для многих путь к борьбе за освобождение.
Удивительна судьба Николая Тюнина, ученика МОАУ «Юкталинская СОШ», озороватого и непослушного, поведение которого резко изменилось после чтения повести Машука. На уроке мальчик признался, что, прочитав книгу «Сполохи», он представил себе Герку, «сильного, перепоясанного патронташной лентой», призывающего к ответственности. И Николаю захотелось быть похожим на своего командира. Не раз приходилось потом слышать о желании подростков стать такими же мужественными, смекалистыми, как герой амурского писателя.
Читая и перечитывая повесть Бориса Машука, ученики исследуют, как изображает автор амурские города и села в годы гражданской войны, какими эпитетами определяет, сравнивают с современными видами городов, описывают «увиденное значительное, интересное событие», опираясь на текст и используя имеющиеся на столах словари, объясняют значения слов: сполохи, зарница, кромешная тьма, застойная погибель, лампада, горница, тесовая сараюшка.
Как показывает опыт, эффективнее такая работа происходит на уроках – исследованиях, уроках – семинарах, практикумах, в деловых играх, дискуссиях.
В процессе работы с произведениями амурских писателей мы определили круг необходимых фоновых культурологических знаний и форму их предъявления школьникам: готовые справки, составленные учителем, справочники, словари, учебные пособия «История Амурской области», «Дневник амурского школьника» и другие, индивидуальные домашние задания, предполагающие работу с историческими и литературными источниками, книгами по географии, культуре, обращаемся к карте Амурской области.
В качестве примера предлагаем несколько текстов и заданий к ним
Читая произведения амурских писателей: Бориса Машука, Игоря Игнатенко, Александра Филоненко, Владислава Лецика, Олега Маслова, Николая Фотьева, Николая Левченко, Евгения Замятина, обучающиеся больше знакомятся с подробностями жизни Амурской области в начале 20 века, больше узнают о БАМе, своей малой родине. Это сейчас БАМ называют «дорогой в никуда», «тупиком века», «напрасной тратой сил и средств». Повесть Бориса Машука «Трудные километры», очерки «94 –я уходит на запад», «Дорога к звездной мечте» и другие не дают забыть школьникам трудовые подвиги строителей магистрали, которые верили, что дорога позволит освоить богатые недра огромного края. О закалке, становлении характеров на великой стройке писал поэт – бамовец Владимир Гузий:
Здесь сосны до неба, работы до неба.
Мы все позабыли, что есть слово «нега».
Что есть где – то отдых в уютных отелях,
Но мы не заплачем –
Ведь мы так хотели.
И его же строки:
…Ты поймешь, что в ливнях и пыли
Лучшую дорогу нашей жизни
Мы с тобою вовремя прошли.
Задание 1. Покажите, что стихотворение оптимистично. Какие языковые выразительные средства использованы автором? Каким показан строитель БАМа, каково его отношение к жизни, понимание долга и гражданственности?
Задание 2. Вы уже познакомились с рассказом Б.Машука «Рыбный суп». Найдите строки, в которых писатель выражает тревогу за детей, иронию по отношению к некоторым людям. Докажите, что автор - тонкий знаток природы и ее законов.
Весну сорок третьего года ждали с нетерпением: уж больно круто обходилась с людьми зима. Она давила морозами, гнула метелями и вокруг полустанка наворотила таких сугробов, сто и не верилось, смогут ли они растаять до лета.
В стужу ребятишки отсиживались по домам. Скучая, ждали марта, но март пришел, а тепла все не было. Все так же блестели под солнцем сугробы, с вечера и до утра потрескивал за окнами мороз.
Только в апреле потемнел и стал оседать снег, появились проталины. Они расширялись, и как – то незаметно получилось, что от сугробов остались грязноваты оплывки, да и то в кустах и с северной стороны железнодорожной насыпи. Прилетели чибисы, жаворонки, утки. И тогда даже дед Помиралка сказал, что это весна.
У ребят начались игры на улице и дальние походы на выемку в сопки. Да и на самой насыпи, на откосах линии интересно бродить. После того, как сошел снег, находились там иногда картонные коробки, ярко раскрашенные баночки из – под американских консервов. Из таких баночек мужики делали себе табакерки под самосад… Случалось кому – то находить на линии ножичек – складешок, кожаный повод с кольцом, железку, нужную в хозяйстве.
Задание 3. Выберите из текста примеры, иллюстрирующие следующие орфограммы:
а) правописание безударных гласных в корне слова; б) правописание приставок, в том числе
- при - – пре-; в)н,нн в суффиксах различных частей речи; г) дефисное написание слов.
Задание 4. Графически объясните постановку знаков препинания. Выполните синтаксический разбор первого предложения третьего абзаца.
Задание 5. Выпишите из текста причастие с зависимым словом, определите его разряд, род, число, падеж; выполните морфологический и словообразовательный разбор причастия.
Задание 6. Опираясь на текст и используя словари, объясните значения слов: стужа, оплывки, наворотила. Какие словари вам потребуются?
Задание 7. Найдите в тексте слова, образованные автором. Что помогает вам понять их значение? Составьте словарные статьи, разъясняющие лексическое значение этих слов.
Задание 8. Выполните морфологический разбор слова расширялись.
Задание 9. Выполните фонетический разбор слова третьего.
Задание 10. В тексте рассказа вам встретились названия птиц: чибисы, жаворонки, утки. Пользуясь энциклопедией, подготовьте сообщение об оной из них.
Большое количество заданий к тексту дает возможность каждому ученику осуществить их выбор – по характеру, объему, способу выполнения. Такой подход также способствует реализации личностно ориентированного изучения русского языка.
На этих небольших примерах я хотела показать, что использование русского языка носит интегрированный характер: здесь и обогащение словарного запаса топонимической лексикой, и знакомство с географией, биологией, историей, литературой, работа по развитию речи и формирование «русской языковой личности» (Ю.Караулов).
Нельзя не сказать еще и о том , как явление искусства художественный текст требует при анализе внимательного, вдумчивого, бережного отношения, когда мы не только опираемся на знания, логику, память, но и откликаемся всем миром наших чувств, души, сердца, делаем нравственно – интеллектуальные усилия. Эту индивидуальность восприятия текста я также постоянно имею в виду, организуя учебный процесс. Стараюсь создать на уроке русского языка такую обстановку, чтобы каждый ученик в процессе работы с текстом мог сказать (написать) о своем личном его понимании, выразить свои мысли и чувства, а тот, кто затрудняется в чем – либо, мог получить необходимую помощь. Ошибки, связанные с непониманием смысла текста, предупреждаются благодаря активизации фоновых знаний, обогащению словарного запаса фоновой лексики.
В качестве иллюстрации приведем урок русского языка по теме «И ВОТ ОНА, РОДНАЯ СТОРОНА…»
Цели урока: Образовательные: формирование навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов, повторение всех видов разборов: фонетического, морфологического, словообразовательного, лексического, повторение типов и стилей речи.
Задачи: Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся. Воспитать чувство патриотизма, любви к своей малой родине, сопричастности к общему делу, умение работать коллективно.
Оборудование: учебник русского языка для 5-х классов под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской *85, упр. № 442, магнитные буквы, снежинки, паровозик из «Ромашково», таблички с названием станций, словарные слова, перфокарты, таблицы, мультипроектор, мультимедийный экран, презентация к уроку.
-
Повторение. Работа с текстом.
Опять
она, родная сторона,
С ее зеленым,
благодатным летом;
И вновь душа поэзии
полна.
Да, только здесь могу я быть
поэтом.
Некрасов
Где бы ни жил я,
И что бы ни делал,
Пред Родиной вечно в долгу…
М. Лисицкий
Лучше умереть вдали от Родины,
Чем прожить без Родины в душе.
В.Делоне
- Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относятся четверостишия из стихотворений, которое я только что прочитала? (“Родины, родной природы”).
- Да, действительно, это так, и выбрала это четверостишие я не случайно, потому что, как вы уже, очевидно догадались, единая разговорная тема нашего урока – это тема “Родины, родной природы”.
- Основная тема урока: Буквы о и е после шипящих
- Цель урока:
- А почему только на родной земле может творить поэт?
Читаю стихотворение еще раз.
- Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт? (метафора (“душа поэзии полна”), эпитеты (“зеленое, благодатное лето”, “родная сторона”), среди стилистических фигур можно отметить инверсию (родная сторона”, “зеленое, благодатное лето”, “поэзии полна”.) Текст отличается образностью, эмоциональностью).
Лингвистическая разминка.
1. Синтаксис. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, объясните их.
Опять
она р…дная ст…р…на
С ее з…ленным,
благ…датным летом;
И вновь душа поэзии
п…лна. (на доске)
2. Фонетика. Сделать фонетический разбор слова она
3. Словообразование. Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слова благодатный.
Благодатный благодать (суффиксальный) благое дать (сращение основ) (с места)
4. Лексика. Объясните значение слова благодатный. В случае затруднения можно обратиться к словарю. (Благодатный – слово многозначное:
1. Приносящий довольство, радость, полный благ (высок );
2. Исполненный Божественной благодати// дарующий счастья, блаженства. (Благодать – ниспосланная свыше мистическая сила) (устар.)
- В каком значении употреблено слово в стихотворении (в первом).
5. Морфология. Сделать морфологический разбор слов поэтом. (с места)
- Прослушайте текст. Постарайтесь запомнить ключевые слова, чтобы составить синквейн.
(В это время демонстрируются фотографии с пейзажами средней полосы России на доске)
… Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям.
Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали. Мы родились и жили “под сереньким ситцем этих северных тихих небес”, их красота слилась со всей нашей жизнью, они были ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и понять. Исключения бывают редко.
Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу русскую. Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. Ничто – ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, - ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты. Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики. И у меня заныло сердце.
К.Г. Паустовский
- Каким чувством проникнут текст? (Чувством любви к родной природе).
- К какому типу речи относится данный текст? ( повествование)
- К какому стилю он относится? (художественному)
На слова какой части речи необходимо опираться, пересказывая описание? (существительные).
- На каком приеме построен текст? (антитеза: наши скромные дали, серенький ситец северных небес и блеск чужеземной природы, красоты тропиков).
Учитывая это противопоставление, давайте составим все вместе синквейн на тему «Русская природа», используя опорные слова на доске.
я это противопоставление, давайте составим все вместе синквейн на доске.
- Как нам может помочь этот синквейн? (Здесь отображены все ключевые слова текста, что поможет более быстрому и качественному запоминанию).
- Теперь прочитайте следующий текст.
(1) Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. (2) На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня… (3)Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.
(4) Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. (5) белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне. (6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. (7) Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.
(8) А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. (9) Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!
(10) Что ж пальма! – под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка. (11) Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.
(12) А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?
(13) Привыкли. (14) Набаловались. (15) Не знаем, чем владеем. (16) Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. (17) А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.
По В.Солоухину
- Какая мысль объединяет эти два текста?
1) Даже в самых далеких странах можно встретить русскую березку.
2) Чужеземная природа способна затмить русскую природу.
3) Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.
4) Нужно беречь и охранять природу. (на доске)
Стихи о России. Песня «Россия – ты моя звезда»
В сердце каждого человека есть место для любви: люди любят друг друга, любят животных, природу, любят место, где они живут – свою малую Родину, любят свою страну.
Родина, как любовь, у каждого человека своя. Ее нельзя навязать, нельзя отменить. Мы рождаемся с этим чувством – чувством любви к Родине и проносим его через всю жизнь.
Любовь к родине объединяет людей разных национальностей. В нашем поселке Юктали Амурской области живут русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, якуты, эвенки. Все они добрые, отзывчивые, трудолюбивые люди. Каждый из них, сам того не замечая. Ежедневно выполняет свой долг, честно работает, не жалея своих сил, ради будущего нашей Родины. У вас, школьников, долг перед Отчеством – хорошо учиться, вырасти здоровыми, воспитанными людьми.
Любимая земля
Как люблю я эту землю,
На которой я живу.
Как мне нравятся просторы,
По которым я хожу.
Как прекрасны эти сопки,
Эта горная река,
Как загадочен багульник,
Распустившись у окна.
Будет трудно расставаться
С этой сказочной землей,
Будет часто в снах являться
Этот дивный край родной.
Любимая березка
Березка, милая березка,
К тебе иду на склоне дня,
Но ты все спишь, меня не слышишь
А я шепчу: «Люблю тебя»
Да, да, люблю, и не скрываю.
Всю нежность, что к тебе питаю,
Я отдала бы, и тогда
Не расставалась никогда.
Вот уж скоро ты проснешься,
Расправишь ветки, встрепенешься,
Напоишь соком ты меня,
Ах, как прекрасна ты, весна!
Юктали
Хочу открыто вам сказать,
Чтоб сердце замерло.
Люблю поселок свой родной,
Как жизнь, мечту, любовь.
Ведь здесь всегда растут грибы.
Ведь здесь всегда цветут цветы.
И только здесь в июне снег,
Как будто в январе.
Его на карте не найти,
О нем не пишут в книгах,
Но я то знаю, что он есть
В глубинке русской, милой.
В нем жизнь несется как река.
В нем день и ночь, как два огня.
В нем солнце, воздух и вода
Свежее ясного денька!
Здесь нет войны, здесь нет угроз.
Здесь все волшебно и чудно,
И я то знаю лишь одно –
Он для меня родной. Демонстрация презентации «Осень в Юктали»
2. Сообщение темы и целей урока.
А теперь мы с вами совершим увлекательное путешествие по замечательной стране «Орфографии». И познакомимся с новым орфографическим правилом: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова» (слайд№1)
Вы научитесь правильно выбирать, какую букву ё или о писать после шипящих.
3. Артикуляционная гимнастика.
А поедем в страну «Орфография» на паровозике из «Ромашково». Итак, в добрый путь! Но что-то не двигается наш паровозик. Нужно сделать гимнастику для язычков: «Кукушка кукушонку купила капюшон...». (Гимнастика проводится в три этапа: сначала дети слушают скороговорку, затем проговаривают медленно и тихо, а потом быстро и громко.) -Теперь порядок, поехали!» (слайд№2)
1) Подъезжаем к станции «Проверяйка» (слайд№3)
- Давайте вспомним, какое правило вы изучили на прошлом уроке? ( Спряжение глагола)
- Правильно: Давайте его вспомним.
Дети рассказывают правило, на доске висит опорная таблица.
2) Вы любите играть?
Тогда остановимся на станции «Проверяйка».
Паровозик остановился и пошёл снег, но посмотрите, снежинки какие-то неправильные.
-Чего в них не хватает?
-Лучиков.
Для того, чтобы повторить пройденный материал, я напишу в серединках будущих снежинок 1 и 2 спряжение глаголов, и вы должны будете придумать 1 вариант – как можно больше глаголов 1 спряжения, а 2 вариант – 2 спряжения. А некоторые учащиеся из этого снега слепят снеговиков (работа с перфокартами для ослабленных учеников).
Раз, два, три – начали.
Проводится игра «Снежинка».
Молодцы, все очень хорошо постарались. Посмотрите, сколько намело снега. Скорей в поезд!
3) Внимание, подъезжаем к станции «Объясняйка». (слайд№4)
Но что за домик виднеется вдали?
- Читайте. -Алфавит. -Кто в нём живёт? -Буквы. -А сколько их? -33 буквы.
- Ребята, вы любите слушать сказки?
3) Внимание, подъезжаем к станции «Объясняйка». (слайд№4)
Но что за домик виднеется вдали?
- Читайте. -Алфавит. -Кто в нём живёт? -Буквы. -А сколько их? -33 буквы.
- Ребята, вы любите слушать сказки?
- Да.
- Тогда я вам расскажу сказку о «капризных шипящих». А вы мне поможете справиться с этими капризулями? Тогда слушайте: Дружно живут согласные с гласными в этом домике.
- Сколько согласных букв в русском языке? -21 согласная буква.
- А сколько гласных?
- 10 гласных и два знака, не обозначающих звуков - ъ и ь. Согласным без гласных никак не справиться. Вот они и стараются не обижать своих певучих подружек. Давайте, мы их пригласим сюда.
- Назовите все гласные буквы.
- А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. (Учитель прикрепляет буквы на магнитную доску.)
Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая.
- Назовите шипящие буквы, ребята. -Ж, Ш, Щ, Ч.
- Правильно. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят.
- Как вы думаете, почему?
- Существует правило: «Правописание гласных после шипящих».
- Расскажите его.
(Рассказывают).
А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё, ведь в корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О, например: жёлудь, шёпот, шёлк (учитель обращает внимание учащихся на опорную таблицу на доске). То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с О, но таких слов мало, они исключения из правила. Смотрите сами. (Обращение к таблице): крыжовник, шорох, шов, капюшон, шок, шомпол.
- Объясните их значение. Шорох ( глухой звук от пения), шов ( место соединения сшитых кусков ткани, кожи), шок (общее расстройство функций организма вследствие потрясения или физического потрясения), шомпол ( стержень для чистки и смазки канала ствола стрелкового оружия, или в старину для забивания снаряда в ружья). Капюшон (откидной головной убор, пришитый или пристегиваемый к вороту верхней одежды), крыжовник ( колючий садовый кустарник с кисло – сладкими крупными ягодами, а также его ягоды)
- Ответы учащихся.
Вот какие капризули! Осторожно с ними! Они шипящие!
- Понравилась, вам сказка о «капризных шипящих»?
- Да.
Давайте откроем учебник и повторим правило, с которым познакомила нас сказка. (Стр. 180 *85) (Ученик читает правило.)(Слайд №5)
4) Ой, как мы устали! Давайте поедем на станцию «Отдыхайка» (слайд№6)
Ой, как много снега! Отложите, ребята, скорее ручки, поиграем в снежки!
Сколько согласных букв в русском языке? -21 согласная буква. -А сколько гласных?
(Игра «Снежки»).
5) - Отдохнули? Красиво, ровно и правильно садитесь, мы помчимся на станцию «Закрепляйка» и там потренируемся в использовании нового правила на практике. Выполним упражнение № 443(слайд№7)
- Прочитайте задание...
- Расскажите, каким правилом вы пользовались при выполнении упражнения?
- Придумайте предложение, используя в нём слово или слова из упражнения.
- Ответы ребят.
- Я тоже вспомнила пословицу, в которой есть слово на изучаемую орфограмму. Свинья жёлуди ест, а дуба не примечает.
- Что означает эта пословица? -Ответы ребят.
- В каком произведении встречается?
- В басне «Свинья под дубом». -Кто написал басню «Свинья под дубом»?
- Крылов Иван Андреевич.
- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.
Ответ у доски.
6) Приближаемся к станции «Запоминалка» (слайд№8)
Паровозик остановился, а вместе с нами на эту станцию приехали иностранцы. Да, слова иностранцы.
Учитель показывает их фотографии с зашифрованными именами.
-Отгадайте, как их зовут?
- Шофёр, Шоссе, Шоколад.
- Запишите эти имена в столбик в тетради и запомните, что после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить.
-
Объясните их лексическое значение и
составьте с ними словосочетания.
- Шофёр опытный, (Водитель автомобиля)
- Шоссе широкое, (Дорога, замощенная щебнем, а также всякая дорога с твердым полотном)
- Шоколад вкусный. (Род конфет –застывшая масса какао с сахаром)
7) Это была последняя станция, на которой мы должны были побывать.
Пора ехать домой в нашу школу, но сначала повторим те правила, которые мы сегодня изучили.
4. Итог урока.
Вы сегодня хорошо потрудились, получили хорошие оценки. Мне было приятно с вами путешествовать.
5. Домашнее задание (слайд№9)
Откройте дневники и запишите домашнее задание: повторите *86, придумайте сказку о словах иностранцах и проиллюстрируйте своими рисунками.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»