Буквы O и Ё в корнях слов после шипящих
( буквы о и ее в корнях слов после шипящих)
Учитель: Витохина Л.А.
МОАУ»Юкталинская СОШ»
Тындинского района Амурской области
Цели урока: Образовательные: формирование навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов, повторение всех видов разборов: фонетического, морфологического, словообразовательного, лексического, повторение типов и стилей речи.
Задачи: Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся. Воспитать чувство патриотизма, любви к своей малой родине, сопричастности к общему делу, умение работать коллективно.
Оборудование: учебник русского языка для 5-х классов под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской *85, упр. № 442, магнитные буквы, снежинки, паровозик из «Ромашково», таблички с названием станций, словарные слова, перфокарты, таблицы, мультипроектор, мультимедийный экран, презентация к уроку.
Повторение. Работа с текстом.
Опять она, родная сторона,
С ее зеленым, благодатным летом;
И вновь душа поэзии полна.
Да, только здесь могу я быть поэтом.
Некрасов
Где бы ни жил я,
И что бы ни делал,
Пред Родиной вечно в долгу…
М. Лисицкий
Лучше умереть вдали от Родины,
Чем прожить без Родины в душе.
В.Делоне
— Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относятся четверостишия из стихотворений, которое я только что прочитала? (“Родины, родной природы”).
— Да, действительно, это так, и выбрала это четверостишие я не случайно, потому что, как вы уже, очевидно догадались, единая разговорная тема нашего урока – это тема “Родины, родной природы”.
— Основная тема урока: Буквы о и е после шипящих
— Цель урока:
— А почему только на родной земле может творить поэт?
Читаю стихотворение еще раз.
— Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт? (метафора (“душа поэзии полна”), эпитеты (“зеленое, благодатное лето”, “родная сторона”), среди стилистических фигур можно отметить инверсию (родная сторона”, “зеленое, благодатное лето”, “поэзии полна”.) Текст отличается образностью, эмоциональностью).
Лингвистическая разминка.
1. Синтаксис. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, объясните их.
Опять она р…дная ст…р…на
С ее з…ленным, благ…датным летом;
И вновь душа поэзии п…лна. (на доске)
2. Фонетика. Сделать фонетический разбор слова она
3. Словообразование. Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слова благодатный.
Благодатный благодать (суффиксальный) благое дать (сращение основ) (с места)
4. Лексика. Объясните значение слова благодатный. В случае затруднения можно обратиться к словарю. (Благодатный – слово многозначное:
1. Приносящий довольство, радость, полный благ (высок );
2. Исполненный Божественной благодати// дарующий счастья, блаженства. (Благодать – ниспосланная свыше мистическая сила) (устар.)
— В каком значении употреблено слово в стихотворении (в первом).
5. Морфология. Сделать морфологический разбор слов поэтом. (с места)
— Прослушайте текст. Постарайтесь запомнить ключевые слова, чтобы составить синквейн.
(В это время демонстрируются фотографии с пейзажами средней полосы России на доске)
… Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям.
Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали. Мы родились и жили “под сереньким ситцем этих северных тихих небес”, их красота слилась со всей нашей жизнью, они были ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и понять. Исключения бывают редко.
Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу русскую. Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. Ничто – ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, — ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты. Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики. И у меня заныло сердце.
К.Г. Паустовский
— Каким чувством проникнут текст? (Чувством любви к родной природе).
— К какому типу речи относится данный текст? ( повествование)
— К какому стилю он относится? (художественному)
На слова какой части речи необходимо опираться, пересказывая описание? (существительные).
— На каком приеме построен текст? (антитеза: наши скромные дали, серенький ситец северных небес и блеск чужеземной природы, красоты тропиков).
Учитывая это противопоставление, давайте составим все вместе синквейн на тему «Русская природа», используя опорные слова на доске.
я это противопоставление, давайте составим все вместе синквейн на доске.
— Как нам может помочь этот синквейн? (Здесь отображены все ключевые слова текста, что поможет более быстрому и качественному запоминанию).
— Теперь прочитайте следующий текст.
(1) Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. (2) На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня… (3)Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.
(4) Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. (5) белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне. (6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. (7) Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.
(8) А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. (9) Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!
(10) Что ж пальма! – под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка. (11) Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.
(12) А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?
(13) Привыкли. (14) Набаловались. (15) Не знаем, чем владеем. (16) Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. (17) А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.
По В.Солоухину
— Какая мысль объединяет эти два текста?
1) Даже в самых далеких странах можно встретить русскую березку.
2) Чужеземная природа способна затмить русскую природу.
3) Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.
4) Нужно беречь и охранять природу. (на доске)
Стихи о России. Песня «Россия – ты моя звезда»
В сердце каждого человека есть место для любви: люди любят друг друга, любят животных, природу, любят место, где они живут – свою малую Родину, любят свою страну.
Родина, как любовь, у каждого человека своя. Ее нельзя навязать, нельзя отменить. Мы рождаемся с этим чувством – чувством любви к Родине и проносим его через всю жизнь.
Любовь к родине объединяет людей разных национальностей. В нашем поселке живут русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, якуты, эвенки. Все они добрые, отзывчивые, трудолюбивые люди. Каждый из них, сам того не замечая. Ежедневно выполняет свой долг, честно работает, не жалея своих сил, ради будущего нашей Родины. У вас, школьников, долг перед Отчеством – хорошо учиться, вырасти здоровыми, воспитанными людьми.
Любимая земля
Как люблю я эту землю,
На которой я живу.
Как мне нравятся просторы,
По которым я хожу.
Как прекрасны эти сопки,
Эта горная река,
Как загадочен багульник,
Распустившись у окна.
Будет трудно расставаться
С этой сказочной землей,
Будет часто в снах являться
Этот дивный край родной.
Любимая березка
Березка, милая березка,
К тебе иду на склоне дня,
Но ты все спишь, меня не слышишь
А я шепчу: «Люблю тебя»
Да, да, люблю, и не скрываю.
Всю нежность, что к тебе питаю,
Я отдала бы, и тогда
Не расставалась никогда.
Вот уж скоро ты проснешься,
Расправишь ветки, встрепенешься,
Напоишь соком ты меня,
Ах, как прекрасна ты, весна!
Юктали
Хочу открыто вам сказать,
Чтоб сердце замерло.
Люблю поселок свой родной,
Как жизнь, мечту, любовь.
Ведь здесь всегда растут грибы.
Ведь здесь всегда цветут цветы.
И только здесь в июне снег,
Как будто в январе.
Его на карте не найти,
О нем не пишут в книгах,
Но я то знаю, что он есть
В глубинке русской, милой.
В нем жизнь несется как река.
В нем день и ночь, как два огня.
В нем солнце, воздух и вода
Свежее ясного денька!
Здесь нет войны, здесь нет угроз.
Здесь все волшебно и чудно,
И я то знаю лишь одно –
Он для меня родной. Демонстрация презентации «Осень в Юктали»
2. Сообщение темы и целей урока.
А теперь мы с вами совершим увлекательное путешествие по замечательной стране «Орфографии». И познакомимся с новым орфографическим правилом: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова» (слайд№1)
Вы научитесь правильно выбирать, какую букву ё или о писать после шипящих.
3. Артикуляционная гимнастика.
А поедем в страну «Орфография» на паровозике из «Ромашково». Итак, в добрый путь! Но что-то не двигается наш паровозик. Нужно сделать гимнастику для язычков: «Кукушка кукушонку купила капюшон...». (Гимнастика проводится в три этапа: сначала дети слушают скороговорку, затем проговаривают медленно и тихо, а потом быстро и громко.) -Теперь порядок, поехали!» (слайд№2)
1) Подъезжаем к станции «Проверяйка» (слайд№3)
— Давайте вспомним, какое правило вы изучили на прошлом уроке? ( Спряжение глагола)
— Правильно: Давайте его вспомним.
Дети рассказывают правило, на доске висит опорная таблица.
2) Вы любите играть?
Тогда остановимся на станции «Проверяйка».
Паровозик остановился и пошёл снег, но посмотрите, снежинки какие-то неправильные.
-Чего в них не хватает?
-Лучиков.
Для того, чтобы повторить пройденный материал, я напишу в серединках будущих снежинок 1 и 2 спряжение глаголов, и вы должны будете придумать 1 вариант – как можно больше глаголов 1 спряжения, а 2 вариант – 2 спряжения. А некоторые учащиеся из этого снега слепят снеговиков (работа с перфокартами для ослабленных учеников).
Раз, два, три – начали.
Проводится игра «Снежинка».
Молодцы, все очень хорошо постарались. Посмотрите, сколько намело снега. Скорей в поезд!
3) Внимание, подъезжаем к станции «Объясняйка». (слайд№4)
Но что за домик виднеется вдали?
— Читайте. -Алфавит. -Кто в нём живёт? -Буквы. -А сколько их? -33 буквы.
— Ребята, вы любите слушать сказки?
3) Внимание, подъезжаем к станции «Объясняйка». (слайд№4)
Но что за домик виднеется вдали?
— Читайте. -Алфавит. -Кто в нём живёт? -Буквы. -А сколько их? -33 буквы.
— Ребята, вы любите слушать сказки?
— Да.
— Тогда я вам расскажу сказку о «капризных шипящих». А вы мне поможете справиться с этими капризулями? Тогда слушайте: Дружно живут согласные с гласными в этом домике.
— Сколько согласных букв в русском языке? -21 согласная буква.
— А сколько гласных?
— 10 гласных и два знака, не обозначающих звуков — ъ и ь. Согласным без гласных никак не справиться. Вот они и стараются не обижать своих певучих подружек. Давайте, мы их пригласим сюда.
— Назовите все гласные буквы.
— А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. (Учитель прикрепляет буквы на магнитную доску.)
Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая.
— Назовите шипящие буквы, ребята. -Ж, Ш, Щ, Ч.
— Правильно. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят.
— Как вы думаете, почему?
— Существует правило: «Правописание гласных после шипящих».
— Расскажите его.
(Рассказывают).
А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё, ведь в корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О, например: жёлудь, шёпот, шёлк (учитель обращает внимание учащихся на опорную таблицу на доске). То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с О, но таких слов мало, они исключения из правила. Смотрите сами. (Обращение к таблице): крыжовник, шорох, шов, капюшон, шок, шомпол.
— Объясните их значение. Шорох ( глухой звук от пения), шов ( место соединения сшитых кусков ткани, кожи), шок (общее расстройство функций организма вследствие потрясения или физического потрясения), шомпол ( стержень для чистки и смазки канала ствола стрелкового оружия, или в старину для забивания снаряда в ружья). Капюшон (откидной головной убор, пришитый или пристегиваемый к вороту верхней одежды), крыжовник ( колючий садовый кустарник с кисло – сладкими крупными ягодами, а также его ягоды)
— Ответы учащихся.
Вот какие капризули! Осторожно с ними! Они шипящие!
— Понравилась, вам сказка о «капризных шипящих»?
— Да.
Давайте откроем учебник и повторим правило, с которым познакомила нас сказка. (Стр. 180 *85) (Ученик читает правило.)(Слайд №5)
4) Ой, как мы устали! Давайте поедем на станцию «Отдыхайка» (слайд№6)
Ой, как много снега! Отложите, ребята, скорее ручки, поиграем в снежки!
Сколько согласных букв в русском языке? -21 согласная буква. -А сколько гласных?
(Игра «Снежки»).
5) — Отдохнули? Красиво, ровно и правильно садитесь, мы помчимся на станцию «Закрепляйка» и там потренируемся в использовании нового правила на практике. Выполним упражнение № 443(слайд№7)
— Прочитайте задание...
— Расскажите, каким правилом вы пользовались при выполнении упражнения?
— Придумайте предложение, используя в нём слово или слова из упражнения.
— Ответы ребят.
— Я тоже вспомнила пословицу, в которой есть слово на изучаемую орфограмму. Свинья жёлуди ест, а дуба не примечает.
— Что означает эта пословица? -Ответы ребят.
— В каком произведении встречается?
— В басне «Свинья под дубом». -Кто написал басню «Свинья под дубом»?
— Крылов Иван Андреевич.
— Сделайте синтаксический разбор этого предложения.
Ответ у доски.
6) Приближаемся к станции «Запоминалка» (слайд№8)
Паровозик остановился, а вместе с нами на эту станцию приехали иностранцы. Да, слова иностранцы.
Учитель показывает их фотографии с зашифрованными именами.
-Отгадайте, как их зовут?
— Шофёр, Шоссе, Шоколад.
— Запишите эти имена в столбик в тетради и запомните, что после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить.
— Объясните их лексическое значение и составьте с ними словосочетания.
— Шофёр опытный, (Водитель автомобиля)
— Шоссе широкое, (Дорога, замощенная щебнем, а также всякая дорога с твердым полотном)
— Шоколад вкусный. (Род конфет –застывшая масса какао с сахаром)
7) Это была последняя станция, на которой мы должны были побывать.
Пора ехать домой в нашу школу, но сначала повторим те правила, которые мы сегодня изучили.
4. Итог урока.
Вы сегодня хорошо потрудились, получили хорошие оценки. Мне было приятно с вами путешествовать.
5. Домашнее задание (слайд№9)
Откройте дневники и запишите домашнее задание: повторите *86, придумайте сказку о словах иностранцах и проиллюстрируйте своими рисунками.
"И вот она, родная сторона, где вновь душа поэзии полна".
( буквы о и ее в корнях слов после шипящих)
Учитель: Витохина Л.А.
МОАУ»Юкталинская СОШ»
Тындинского района Амурской области
Цели урока: Образовательные: формирование навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов, повторение всех видов разборов: фонетического, морфологического, словообразовательного, лексического, повторение типов и стилей речи.
Задачи: Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся. Воспитать чувство патриотизма, любви к своей малой родине, сопричастности к общему делу, умение работать коллективно.
Оборудование: учебник русского языка для 5-х классов под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской *85, упр. № 442, магнитные буквы, снежинки, паровозик из «Ромашково», таблички с названием станций, словарные слова, перфокарты, таблицы, мультипроектор, мультимедийный экран, презентация к уроку.
-
Повторение. Работа с текстом.
Опять
она, родная сторона,
С ее зеленым,
благодатным летом;
И вновь душа поэзии
полна.
Да, только здесь могу я быть
поэтом.
Некрасов
Где бы ни жил я,
И что бы ни делал,
Пред Родиной вечно в долгу…
М. Лисицкий
Лучше умереть вдали от Родины,
Чем прожить без Родины в душе.
В.Делоне
- Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относятся четверостишия из стихотворений, которое я только что прочитала? (“Родины, родной природы”).
- Да, действительно, это так, и выбрала это четверостишие я не случайно, потому что, как вы уже, очевидно догадались, единая разговорная тема нашего урока – это тема “Родины, родной природы”.
- Основная тема урока: Буквы о и е после шипящих
- Цель урока:
- А почему только на родной земле может творить поэт?
Читаю стихотворение еще раз.
- Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт? (метафора (“душа поэзии полна”), эпитеты (“зеленое, благодатное лето”, “родная сторона”), среди стилистических фигур можно отметить инверсию (родная сторона”, “зеленое, благодатное лето”, “поэзии полна”.) Текст отличается образностью, эмоциональностью).
Лингвистическая разминка.
1. Синтаксис. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, объясните их.
Опять
она р…дная ст…р…на
С ее з…ленным,
благ…датным летом;
И вновь душа поэзии
п…лна. (на доске)
2. Фонетика. Сделать фонетический разбор слова она
3. Словообразование. Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слова благодатный.
Благодатный благодать (суффиксальный) благое дать (сращение основ) (с места)
4. Лексика. Объясните значение слова благодатный. В случае затруднения можно обратиться к словарю. (Благодатный – слово многозначное:
1. Приносящий довольство, радость, полный благ (высок );
2. Исполненный Божественной благодати// дарующий счастья, блаженства. (Благодать – ниспосланная свыше мистическая сила) (устар.)
- В каком значении употреблено слово в стихотворении (в первом).
5. Морфология. Сделать морфологический разбор слов поэтом. (с места)
- Прослушайте текст. Постарайтесь запомнить ключевые слова, чтобы составить синквейн.
(В это время демонстрируются фотографии с пейзажами средней полосы России на доске)
… Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям.
Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали. Мы родились и жили “под сереньким ситцем этих северных тихих небес”, их красота слилась со всей нашей жизнью, они были ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и понять. Исключения бывают редко.
Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу русскую. Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. Ничто – ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, - ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты. Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики. И у меня заныло сердце.
К.Г. Паустовский
- Каким чувством проникнут текст? (Чувством любви к родной природе).
- К какому типу речи относится данный текст? ( повествование)
- К какому стилю он относится? (художественному)
На слова какой части речи необходимо опираться, пересказывая описание? (существительные).
- На каком приеме построен текст? (антитеза: наши скромные дали, серенький ситец северных небес и блеск чужеземной природы, красоты тропиков).
Учитывая это противопоставление, давайте составим все вместе синквейн на тему «Русская природа», используя опорные слова на доске.
я это противопоставление, давайте составим все вместе синквейн на доске.
- Как нам может помочь этот синквейн? (Здесь отображены все ключевые слова текста, что поможет более быстрому и качественному запоминанию).
- Теперь прочитайте следующий текст.
(1) Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. (2) На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня… (3)Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.
(4) Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. (5) белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне. (6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. (7) Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.
(8) А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. (9) Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!
(10) Что ж пальма! – под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка. (11) Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.
(12) А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?
(13) Привыкли. (14) Набаловались. (15) Не знаем, чем владеем. (16) Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. (17) А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.
По В.Солоухину
- Какая мысль объединяет эти два текста?
1) Даже в самых далеких странах можно встретить русскую березку.
2) Чужеземная природа способна затмить русскую природу.
3) Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.
4) Нужно беречь и охранять природу. (на доске)
Стихи о России. Песня «Россия – ты моя звезда»
В сердце каждого человека есть место для любви: люди любят друг друга, любят животных, природу, любят место, где они живут – свою малую Родину, любят свою страну.
Родина, как любовь, у каждого человека своя. Ее нельзя навязать, нельзя отменить. Мы рождаемся с этим чувством – чувством любви к Родине и проносим его через всю жизнь.
Любовь к родине объединяет людей разных национальностей. В нашем поселке живут русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, якуты, эвенки. Все они добрые, отзывчивые, трудолюбивые люди. Каждый из них, сам того не замечая. Ежедневно выполняет свой долг, честно работает, не жалея своих сил, ради будущего нашей Родины. У вас, школьников, долг перед Отчеством – хорошо учиться, вырасти здоровыми, воспитанными людьми.
Любимая земля
Как люблю я эту землю,
На которой я живу.
Как мне нравятся просторы,
По которым я хожу.
Как прекрасны эти сопки,
Эта горная река,
Как загадочен багульник,
Распустившись у окна.
Будет трудно расставаться
С этой сказочной землей,
Будет часто в снах являться
Этот дивный край родной.
Любимая березка
Березка, милая березка,
К тебе иду на склоне дня,
Но ты все спишь, меня не слышишь
А я шепчу: «Люблю тебя»
Да, да, люблю, и не скрываю.
Всю нежность, что к тебе питаю,
Я отдала бы, и тогда
Не расставалась никогда.
Вот уж скоро ты проснешься,
Расправишь ветки, встрепенешься,
Напоишь соком ты меня,
Ах, как прекрасна ты, весна!
Юктали
Хочу открыто вам сказать,
Чтоб сердце замерло.
Люблю поселок свой родной,
Как жизнь, мечту, любовь.
Ведь здесь всегда растут грибы.
Ведь здесь всегда цветут цветы.
И только здесь в июне снег,
Как будто в январе.
Его на карте не найти,
О нем не пишут в книгах,
Но я то знаю, что он есть
В глубинке русской, милой.
В нем жизнь несется как река.
В нем день и ночь, как два огня.
В нем солнце, воздух и вода
Свежее ясного денька!
Здесь нет войны, здесь нет угроз.
Здесь все волшебно и чудно,
И я то знаю лишь одно –
Он для меня родной. Демонстрация презентации «Осень в Юктали»
2. Сообщение темы и целей урока.
А теперь мы с вами совершим увлекательное путешествие по замечательной стране «Орфографии». И познакомимся с новым орфографическим правилом: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова» (слайд№1)
Вы научитесь правильно выбирать, какую букву ё или о писать после шипящих.
3. Артикуляционная гимнастика.
А поедем в страну «Орфография» на паровозике из «Ромашково». Итак, в добрый путь! Но что-то не двигается наш паровозик. Нужно сделать гимнастику для язычков: «Кукушка кукушонку купила капюшон...». (Гимнастика проводится в три этапа: сначала дети слушают скороговорку, затем проговаривают медленно и тихо, а потом быстро и громко.) -Теперь порядок, поехали!» (слайд№2)
1) Подъезжаем к станции «Проверяйка» (слайд№3)
- Давайте вспомним, какое правило вы изучили на прошлом уроке? ( Спряжение глагола)
- Правильно: Давайте его вспомним.
Дети рассказывают правило, на доске висит опорная таблица.
2) Вы любите играть?
Тогда остановимся на станции «Проверяйка».
Паровозик остановился и пошёл снег, но посмотрите, снежинки какие-то неправильные.
-Чего в них не хватает?
-Лучиков.
Для того, чтобы повторить пройденный материал, я напишу в серединках будущих снежинок 1 и 2 спряжение глаголов, и вы должны будете придумать 1 вариант – как можно больше глаголов 1 спряжения, а 2 вариант – 2 спряжения. А некоторые учащиеся из этого снега слепят снеговиков (работа с перфокартами для ослабленных учеников).
Раз, два, три – начали.
Проводится игра «Снежинка».
Молодцы, все очень хорошо постарались. Посмотрите, сколько намело снега. Скорей в поезд!
3) Внимание, подъезжаем к станции «Объясняйка». (слайд№4)
Но что за домик виднеется вдали?
- Читайте. -Алфавит. -Кто в нём живёт? -Буквы. -А сколько их? -33 буквы.
- Ребята, вы любите слушать сказки?
3) Внимание, подъезжаем к станции «Объясняйка». (слайд№4)
Но что за домик виднеется вдали?
- Читайте. -Алфавит. -Кто в нём живёт? -Буквы. -А сколько их? -33 буквы.
- Ребята, вы любите слушать сказки?
- Да.
- Тогда я вам расскажу сказку о «капризных шипящих». А вы мне поможете справиться с этими капризулями? Тогда слушайте: Дружно живут согласные с гласными в этом домике.
- Сколько согласных букв в русском языке? -21 согласная буква.
- А сколько гласных?
- 10 гласных и два знака, не обозначающих звуков - ъ и ь. Согласным без гласных никак не справиться. Вот они и стараются не обижать своих певучих подружек. Давайте, мы их пригласим сюда.
- Назовите все гласные буквы.
- А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. (Учитель прикрепляет буквы на магнитную доску.)
Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая.
- Назовите шипящие буквы, ребята. -Ж, Ш, Щ, Ч.
- Правильно. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят.
- Как вы думаете, почему?
- Существует правило: «Правописание гласных после шипящих».
- Расскажите его.
(Рассказывают).
А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё, ведь в корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О, например: жёлудь, шёпот, шёлк (учитель обращает внимание учащихся на опорную таблицу на доске). То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с О, но таких слов мало, они исключения из правила. Смотрите сами. (Обращение к таблице): крыжовник, шорох, шов, капюшон, шок, шомпол.
- Объясните их значение. Шорох ( глухой звук от пения), шов ( место соединения сшитых кусков ткани, кожи), шок (общее расстройство функций организма вследствие потрясения или физического потрясения), шомпол ( стержень для чистки и смазки канала ствола стрелкового оружия, или в старину для забивания снаряда в ружья). Капюшон (откидной головной убор, пришитый или пристегиваемый к вороту верхней одежды), крыжовник ( колючий садовый кустарник с кисло – сладкими крупными ягодами, а также его ягоды)
- Ответы учащихся.
Вот какие капризули! Осторожно с ними! Они шипящие!
- Понравилась, вам сказка о «капризных шипящих»?
- Да.
Давайте откроем учебник и повторим правило, с которым познакомила нас сказка. (Стр. 180 *85) (Ученик читает правило.)(Слайд №5)
4) Ой, как мы устали! Давайте поедем на станцию «Отдыхайка» (слайд№6)
Ой, как много снега! Отложите, ребята, скорее ручки, поиграем в снежки!
Сколько согласных букв в русском языке? -21 согласная буква. -А сколько гласных?
(Игра «Снежки»).
5) - Отдохнули? Красиво, ровно и правильно садитесь, мы помчимся на станцию «Закрепляйка» и там потренируемся в использовании нового правила на практике. Выполним упражнение № 443(слайд№7)
- Прочитайте задание...
- Расскажите, каким правилом вы пользовались при выполнении упражнения?
- Придумайте предложение, используя в нём слово или слова из упражнения.
- Ответы ребят.
- Я тоже вспомнила пословицу, в которой есть слово на изучаемую орфограмму. Свинья жёлуди ест, а дуба не примечает.
- Что означает эта пословица? -Ответы ребят.
- В каком произведении встречается?
- В басне «Свинья под дубом». -Кто написал басню «Свинья под дубом»?
- Крылов Иван Андреевич.
- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.
Ответ у доски.
6) Приближаемся к станции «Запоминалка» (слайд№8)
Паровозик остановился, а вместе с нами на эту станцию приехали иностранцы. Да, слова иностранцы.
Учитель показывает их фотографии с зашифрованными именами.
-Отгадайте, как их зовут?
- Шофёр, Шоссе, Шоколад.
- Запишите эти имена в столбик в тетради и запомните, что после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить.
-
Объясните их лексическое значение и
составьте с ними словосочетания.
- Шофёр опытный, (Водитель автомобиля)
- Шоссе широкое, (Дорога, замощенная щебнем, а также всякая дорога с твердым полотном)
- Шоколад вкусный. (Род конфет –застывшая масса какао с сахаром)
7) Это была последняя станция, на которой мы должны были побывать.
Пора ехать домой в нашу школу, но сначала повторим те правила, которые мы сегодня изучили.
4. Итог урока.
Вы сегодня хорошо потрудились, получили хорошие оценки. Мне было приятно с вами путешествовать.
5. Домашнее задание (слайд№9)
Откройте дневники и запишите домашнее задание: повторите *86, придумайте сказку о словах иностранцах и проиллюстрируйте своими рисунками.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»