Применение здоровьесберегающих технологий на коррекционно-логопедических занятиях.
Краткое описание
развитие сенсорных и моторных функций;
формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
развитие мимической мускулатуры;
развитие интеллектуальных функций;
развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.
формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
развитие мимической мускулатуры;
развитие интеллектуальных функций;
развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.
Описание
Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы 8-го вида является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся, нормализация двигательной активности, профилактика гиподинамии, коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи, успешная социализация детей сирот.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны различные речевые патологии, нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание, зачастую, поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.
При отсутствии своевременной помощи со стороны специалистов, педагогов, медиков у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижаются память и работоспособность.
Для достижения положительных результатов в логопедическом направлении коррекционного воздействия используются дополнительные средства, обеспечивающи здоровьесберегающую направленность педагогического процесса. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для наиболее комфортного речевого высказывания и восприятия.
1. Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга) А. Л. Сиротюк. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Это простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию необходимую для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Кинезиология стимулирует интеллектуальное развитие и моторику ребёнка. Упражнения улучшают мыслительную деятельность; синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. В своей работе применяю такие упражнения как «Колечко», «Кулак-ребро-кулак», «Ухо-нос», «Дом-ёжик-замок», «Фонарики», «Гусь-курица-петух», «Зайчик-колечко-лошадка» и т.д.
2. Биоэнергопластика. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Этот приём создаёт условия реабилитации детей с органическим поражением центральной нервной системы, с тяжёлыми речевыми нарушениями, такими как дизартрия, алалия, заикание. Для более интересного восприятия материала применяю комплекс упражнений который называется «Театр пальчиков и языка», с красочными иллюстрациями. Эти упражнения помогают формировать умения и навыки незаметно для окружающих делать вдох (плечи при этом неподвижны), плавный выдох, равномерно расходуя воздух, энергичные движения губами и нижней челюстью в сочетании с движениями пальцев рук (развитие биоэнергопластики), учат воспринимать текст на слух, развивают слуховое восприятие, внимание и память, формируют умения и навыки активно пользоваться мимическими мышцами, развивают общую, мелкую и артикуляционную моторики.
3. Су – джок терапия. Целью является нормализация мышечного тонуса и опосредованное стимулирование речевых областей в коре головного мозга.
Су – джок терапия это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому су- джок терапия активизирует развитие речи ребенка.
Стимуляция точек массажёрами эффективно лечит многие заболевания, стимулируя работу всех внутренних органов. Самомассаж рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Массаж кистей и пальцев рук заменяет общий массаж тела, способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает общее профилактическое действие. Применяю в работе пальчиковые игы(у детей в руках су-джок) «Черепаха»,«Мальчик-пальчик», «Лесной ком», «Белочка» и т.д.
4. Логоритмика. Хорошо себя зарекомендовала в коррекционной работе, методика логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Е. А. Алябьевой. Эти упражнения носят разнообразную направленность: нормализуют темп и ритм речи, развивают словарь, автоматизируют звукопроизношения у детей с дизкомпонентом. “Рассказывание” стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус. Например:
Насекомые над лугом
— Жу-жу-жу, — жужжит пчела:
— Я лечу издалека.
— Зу-зу-зу, — комар пищит.
— Уф-уф-уф, — как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
Жук гудит: “Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу”.
Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут как крылышками, ритмично “выбрасывают” указательные пальцы вперед, притопывают ногами, хлопают в ладоши. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения нормализуют темп и ритм речи, развивают словарный запас, автоматизируют звукопроизношение. Логопедическая ритмика по методике А.Я. Мухиной (эвритмия), предполагающая пропевание звуков в сочетании с движением, воздействует на морально-психологическую и сенсомоторную сферу ребёнка.
5. Так же использую в своей работе алфавит телодвижений, разработанный С. И. Веневцевым. Он состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечные движения, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся.
Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы являются хорошо знакомыми и доступными детям: движения рук, ног, наклоны туловища и головы, полуприседы, приседы. К концу учебного года у детей с дизартрическим компонентом улучшаются показатели двигательной сферы, осанки. Возрастают показатели двигательной памяти и фонематического слуха. Приведу несколько примеров упражнений для формирования двигательного изображения букв. “Боксер” — сожми пальцы в кулак и кулаком вырисовывай букву за буквой, “Голубь” — кисти рук скрестить. Взмахами ладоней рисуй (облетай) букву, “Пропляши букву” — по снегу, по песочку или просто по полу.
6. Постановка диафрагмального речевого дыхания. В момент плавного диафрагмального выдоха снижается активность коры головного мозга, снижается тонус переферических сосудов, происходит нормализация процессов торможения и возбуждения, тем самым наступает состояние расслабления, уменьшаются спастические боли. При диафрагмальном дыхании происходит полная вентиляция лёгких, предотвращая застойные явления в них. Большее количество кислорода поступает внутренним органам. Снижается риск простудных заболеваний. Кроме того, движения диафрагмы способствуют массажу внутренних органов. В момент продолжительного диафрагмального выдоха происходит снижение пульса, а значит отдыхает самый главный орган — сердце. То есть, это ещё и профилактика сердечно — сосудистых заболеваний.
7. Систематически использую в работе методику сенсорно-координаторных тренажей В.Ф. Базарного, синхронно сочетающиеся движения головы, глаз и туловища.
Важнейшая особенность данных занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих заданий. Для этого используются подвижные “Вертушки” с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут быть в любой точке комнаты.
В свою работу внедряю режим непроизвольного зрительно-моторного скольжения по траекториям. У детей происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность.
Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М. Сфера, 2005.
2. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе [Текст]: Логопед, № 6, 2004. – С.78 -82.
3 Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка. М. Аркти, 2005.
4. Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи [Текст] : Дефектология, № 1, 1983
5 С. И. Веневцев. Использование двигательных действий при обучении грамоте учащихся начальных классов вспомогательных школ. Красноярск, 1996.
6. Крупенчук О.И. Уроки логопеда [Текст]: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. — Литера, 2008 – С. 32.
7. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев [Текст]: веселые пальчиковые игры / О.А. Новиковская — М. АСТ, 2007 С. 94
8. Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики [Текст]: Популярная логопедия / Османова Г.А – КАРО, 2008 – С. 160
9. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии [Текст]: Серия книг по Су – Джок терапии / Чжэ Ву Пак — Су Джок Академия, 2009 - С. 208
10. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72
11. Сиртюк А.Л. Обучение без стресса [Текст]: Дошкольное восп
02 октября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»