Педагогическая технология «Интегрированное погружение в тему»
Краткое описание
Обеспечение реализации целей обучения с наивысшей эффективностью.
Описание
Педагогическая технология «Интегрированное погружение в тему» Когда в репертуарном требовании детского областного хорового конкурса появилось исполнение духовного произведения, сразу встало множество вопросов. «Проблем при ее исполнении возникает много, — говорит профессор Академии музыки В.О. Семенюк, — и много мы еще не можем решить. Нужно время и другая исполнительская культура. Другая – в смысле более совершенная, основанная на знании истории жанра, этической и эстетической чистоте его». Работая над музыкальными произведениями духовного содержания, сразу понимаешь, как не хватает специальных знаний по этому направлению. Зачастую хормейстер не знает, в каком контексте исполняется то или иное произведение, в какой части литургической службы оно звучит, какое имеет символическое значение в ее ходе, не знаком с правилами исполнения церковных произведений (фонетика церковно-славянского языка, на котором ведется православная служба, динамика, агогика, темп и пр.) Глубина исполнения, стилевая точность церковного произведения во многом зависят от глубины осмысления содержания словесного текста. Пойте разумно – одно из главных требований к исполнению духовной музыки. Чтобы петь разумно, нужны специальные знания и педагогу, и детям. Возникла необходимость разработки специального интегрированного (музыка и изобразительное искусство) курса по русской духовной культуре. Основной задачей стал поиск такой педагогической технологии, которая обеспечивала бы реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью, способствовала бы включению каждого ребенка в разные виды деятельности. Наиболее приемлемой для решения проблемы целостного восприятия предмета обучающимися стала технология«Интегрированное погружение в тему». Методика преподавания основана на воспитании эмоционального отношения к произведениям православной культуры. Методические приемы опираются на специфику искусства и возможности эстетического воспитания. Основная форма урока – занятие-путешествие, занятие-праздник. Рассмотрим технологическое построение учебного процесса Слайд 1 · Интеграция. Большая часть основных видов древнерусского искусства функционировала в системе храмового синтеза искусств или была так или иначе с ним связана. Интеграция на занятии делает возможным создание благоприятной среды для формирования у обучающихся целостного восприятия темы занятия. Знакомство с Покровительницей земли русской Девой Марией происходит на линии, выстроенной из нескольких сюжетов: пересказ педагогом предания о Деве Марии, икона «Пресвятая Дева Мария», картина Васнецова, изображение Марии на иконе «Введение во храм пресвятой девы Марии», звучание и исполнение произведения хором. Слайд 2 · Эмоциональность восприятия.Это главный компонент технологии. Он дает ключ к эффективности обучения. Изображение на большом экране, приглушенный свет, слова педагога на фоне музыки помогают открывать каналы для восприятия, собирают внимание детей, вносят элемент театральности, стимулируют интерес, создают нужное настроение. Например: начало урока «А Русь всегда была святая» («Свете тихий» и фрагмент урока «Святая Дева Назарета» (Римский-Корсаков «Пляска скоморохов»). Слайд 3 · Визуальное восприятие и визуальное мышление.Мышление начинается с восприятия. Визуальное восприятие оперирует образами. Образ обладает свойством открытости. Он открыт для притока новых впечатлений, для расширения, углубления и детализации. «Визуальное мышление – человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым» (Зинченко В.П.). Визуальное мышление рассматривается как психический организм, ответственный за повторяющуюся обработку поступающей через зрение информации. В конце урока «Здесь русский дух…» дети, увидев изображение церкви, сами говорят, что купол похож на шлем русского богатыря, потому что на этом уроке уже были рассмотрены и шлемы на картине Васнецова «Богатыри» и на иконе «Святой Илья». Им помогло их визуальное мышление. А педагог подытожит словами: «И, кажется, что это русский богатырь стоит на страже земель российских». Слайд 4 · Проблемные ситуации.Методические приемы создания проблемной ситуации: прежде всего, сталкивают противоречия и предлагают найти способ разрешения, излагают несколько точек зрения на один и тот же вопрос, предлагают рассмотреть данную проблему с разных позиций, побуждают делать сравнение, обобщение, аргументирование. А всплеск эмоций (негодование, возмущение, удивление), собственные знания, слуховой опыт и художественный вкус растормошат самого скучного или молчаливого. Педагог предлагает послушать «Святый Боже» в исполнении Православной группы «Византия» с сопровождением и без него. Слайд 5 · Психолого-педагогические представления об основных особенностях современных детей. «Компьютерная логика» мышления, ассоциативность, мотивационная установка на «нравиться – не нравиться». Некоторые понятия уже были проиллюстрированы в предыдущих разделах. Я бы хотела добавить, что мы пользуемся правилами современных игр, которых так много на экранах. Например, говоря о характере прослушанного произведения, мы даем варианты эпитетов, а выбрать нужно только три самых точных. Для детей это знакомая игра, которую они не ожидали на таком уроке, а для педагога – повышение активности в работе детей. Слайд 6 · Усиление запоминания. Работа в творческом альбоме. Дети любят что-то делать своими руками. Здесь мы преследуем две цели: повысить заинтересованность детей и закрепить полученные знания. Рассказ педагога о Царских Вратах, рассматривание их на слайдах, подкрепляется их зарисовкой в творческих альбомах. Слайд 7 · Ясность, точность, доступность, образность и эмоциональность языка.Работая в светском учреждении, нам приходится обрабатывать некоторые выражения, понятия не искажая смысла содержания. Детям важно понимать каждое слово и каждое предложение. Степень ясности и точности изложения воздействует на детские эмоции, повышает интерес к предмету. · Эффективное использование образовательных технологий требует и современной техники. Используем мультимедийное устройство, музыкальный центр. Готовим презентации. · Сценарий урока.Сценарий урока разрабатывается очень подробно. Занятие всегда комбинированное, модульное. Все части логично переходят из одной в другую. Такой урок требует от педагогов большой подготовительной работы, артистизма и большой самоотдачи.
Ссылка на материал: перейти
Размещено в
разделе:
ОУ дополнительного образования
Педагог дополнительного образования
Художественное творчество
Технологии, методики, формы работы
Теги: оу доп. образования, педагог доп. образования, методики, технологии, формы работы, художественное творчество
02 октября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»