Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.
Краткое описание
Повторение и обобщение знаний учащихся о служебных частях речи; развитие речевых навыков учащихся; совершенствование культуры речи учащихся. Воспитание эстетических чувств через любовь к художественному слову.
Описание
Урок русского языка в 10 классе по программе Н.Г.Гольцовой и М.А.Мищериной.
Конспект урока.
Тема.
Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о служебных частях речи; развитие речевых навыков учащихся; совершенствование культуры речи учащихся. Воспитание эстетических чувств через любовь к художественному слову.
Круг рассматриваемых вопросов: предлоги простые и сложные, производные и непроизводные; отношения пространственные, временные, причинные, целевые.
Ход урока.
1.Словарный диктант.
Крест-накрест, точь-в-точь, всего-навсего, с бухты-барахты, по-видимому, полным-полно, на ощупь, на нет, на память, в обмен, по дешёвке, вообще, исподволь, наизнанку, в насмешку, невтерпёж, вбок, вброд, ни в коем случае, до отвала, назло, набело, по-иному, впоследствии, на удалую, ненароком, замуж, с размаху, с налёту, побоку, на авось, не к спеху, запанибрата, незачем, в общем, сбоку, на боковую.
2.Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос-проверка по вопросам и заданиям для повторения по теме «Слова категории состояния» (стр.207).
В данном четверостишии найти наречия и слова-состояния, подчеркнуть их, доказать, где наречия, а где слова-состояния:
О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно,
И так трагично – больно мне.
(И.Северянин).
В чём отличие слов категории состояния от наречий на – о?
3.Предлог как служебная часть речи.
Знаменательные части речи можно противопоставить служебным. Само название термина «служебные» указывает на функциональность включения слов данной группы в речевое построение.
Служебные части речи в отличие от знаменательных частей речи не называют предметов, действий, признаков, не выполняют самостоятельной синтаксической функции в предложении. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы.
Из истории предлога (сообщение ученика).
— В чём же состоит роль предлогов, если учесть их высокую частотность? Читаем учебник, стр.207.
Морфологический разбор предлога.
Порядок разбора:
1. Часть речи.
2. Непроизводный или производный.
3. Простой или сложный.
4. Выражаем отношения (пространственные, временные, целевые, причинные).
5. С каким падежом употреблён.
Упражнение323. Прочитайте текст выразительно. Спишите первые три предложения. Выпишите предлоги, укажите, с какими падежами употреблены и какие отношения выражают.
Дифференцированное задание. Спишите предложения, вставляя нужные предлоги, объясните выбор предлогов.
1 вариант– упр.326. 2 вариант – упр.327.
Упражнение 328. Индивидуальное задание. Спишите словосочетания, подберите к ним антонимические, употребив соответствующие предлоги.
4. Правописание предлогов.
Предлоги со словами пишутся раздельно. Сложные предлоги из-за, из-под, по-над и т. п. пишутся через дефис.
Слитно пишутся производные предлоги, которые образованы от существительного и непроизводного предлога: ввиду, вроде, вслед, внутри, вследствие, навстречу, наподобие, наперекор, насчёт, сверх.
Раздельно пишутся производные предлоги: в виде, в области, в отношении, в меру, в заключение, в течение, в продолжение, в силу, в смысле, по мере, за исключением, за счёт, в связи.
Производные предлоги, которые пишутся слитно, надо отличать от существительных с непроизводными предлогами, которые пишутся раздельно: ввиду дальности расстояния – ввиду острова.
Примечание. Запомните правописание фразеологизма иметь ввиду и предлогов вследствие, в течение, в продолжение, в заключение. Их необходимо отличать от существительных.
Упражнение329. Перепишите слова, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Упражнение 330. Перепишите сочетания, раскройте скобки, объясните правописание. Определите часть речи омонимичных слов.
Упражнение 331. Спишите предложения, раскройте скобки, вставляя пропущенные буквы.
· Дополнительные задания.
1.Сделать синтаксический разбор предложения 8.
2.Сделать морфемный разбор слов из 4 предложения: нерасположение, провести.
3. Сделать морфологический разбор слов из 2 предложения: из-под, своей, бросился, (за) собаками.
Подведение итогов урока.
1. Расскажите о предлоге как части речи.
2. Расскажите о правописании предлогов.
3. С какими частями речи употребляются предлоги? (с существительными, а также с местоимениями и числительными).
4. Какие предлоги употребляются с двумя и тремя падежами (Р.п. и Т.п. – с; В.п. и П.п. – в, на; Т.п. – за)
5. От дома до дома. От звонка до звонка. Что общего и чем различаются предлоги от…до (Употребляются с Р.п.; имеют пространственное и временное значение; от – удаление, до – приближение).
6. У дома – около дома. Определите значение предлогов. (Синонимия. Обозначает пространственные отношения; «находиться» в непосредственной близости.
Учащиеся должны знать:
· Определение предлога;
· Какие отношения выражаются с помощью предлогов;
· Виды предлогов по структуре и по происхождению;
· Правописание предлогов.
Учащиеся должны уметь:
· Отличать предлоги от других частей речи;
· Грамотно писать предлоги.
Домашнее задание: параграфы 57-58, упражнение 332.
Тематический тест.
Предлог.
1. Сколько предлогов в стихотворном отрывке?
Протекали над книгой Глубинной
Синие ночи царицы.
А к царевне с вышки голубиной
Прилетали белые птицы.
А.Блок
1. Один. 2. Два. 3.Три. 4. Четыре.
2. Каким членом предложения является предлог?
1.Обстоятельством. 2.Дополнением. 3.Не является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательным словом.
3. Определите значения, передаче которых способствуют предлоги.
1. Из-за шторы, около сада, под елью.
2.В течение дня, перед рассветом, через минуту.
3.Простудился от переохлаждения, вследствие дождей.
4.Жить ради детей, сообщить для информации, работать на благо ближнего.
А.Причинное значение. Б.Значение цели. В.Значение пространства(места). Г.Временное значение.
4.Укажите непроизводные предлоги.
1.В, на, над, от, под, с.
2.Благодаря, в течение, несмотря на, согласно.
5.Какой частью речи является выделенное слово?
Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен.
(А.Ахматова.)
1.Вдоль – наречие, выполняющее в предложении самостоятельную роль обстоятельства.
2.Вдоль – предлог, производный от наречия, так как употреблён с существительным «брёвен» и потерял самостоятельность как синтаксическую, так и лексическую.
6.Проанализируйте написание производных предлогов.
1.(На)счёт, (в)место, (на)подобие.
2(В)целях, (по)причине, (в)продолжение.
А.Слитное написание. Б.Раздельное написание.
7.При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е, производные от имён существительных.
1.В течен… реки, в продолжен… повести, в заключен… выступления.
8.С какими падежными формами употреблены предлоги?
1.Солнце клонилось к закату (Ф.Сологуб).
2. Отец сидит, упираясь ладонями в колени… (А.Перегудов).
3.Сердце замерло, — и застучало от боли быстро и сильно (Ф.Сологуб).
4.Мама ещё на сенокосе, скоро придёт…(В.Белов).
5.С холодами перелёты птиц уменьшились (А.Яковлев).
А.Родительный падеж. Б.Дательный падеж. В.Винительный падеж. Г.Творительный падеж. Д.Предложный падеж.
9.В каком предложении предлог в использован с предложным падежом?
1. И мы разглядели тогда в облаках златотканых, в зазубринах дикой расселины, в дыме густом такую картину… (П. Антокольский).
2. В лицо веял лёгкий морозный ветерок (Ф.Сологуб).
3. В гостиной слышались весёлые голоса и смех. (Ф.Сологуб).
Конспект урока.
Тема.
Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о служебных частях речи; развитие речевых навыков учащихся; совершенствование культуры речи учащихся. Воспитание эстетических чувств через любовь к художественному слову.
Круг рассматриваемых вопросов: предлоги простые и сложные, производные и непроизводные; отношения пространственные, временные, причинные, целевые.
Ход урока.
1.Словарный диктант.
Крест-накрест, точь-в-точь, всего-навсего, с бухты-барахты, по-видимому, полным-полно, на ощупь, на нет, на память, в обмен, по дешёвке, вообще, исподволь, наизнанку, в насмешку, невтерпёж, вбок, вброд, ни в коем случае, до отвала, назло, набело, по-иному, впоследствии, на удалую, ненароком, замуж, с размаху, с налёту, побоку, на авось, не к спеху, запанибрата, незачем, в общем, сбоку, на боковую.
2.Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос-проверка по вопросам и заданиям для повторения по теме «Слова категории состояния» (стр.207).
В данном четверостишии найти наречия и слова-состояния, подчеркнуть их, доказать, где наречия, а где слова-состояния:
О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно,
И так трагично – больно мне.
(И.Северянин).
В чём отличие слов категории состояния от наречий на – о?
3.Предлог как служебная часть речи.
Знаменательные части речи можно противопоставить служебным. Само название термина «служебные» указывает на функциональность включения слов данной группы в речевое построение.
Служебные части речи в отличие от знаменательных частей речи не называют предметов, действий, признаков, не выполняют самостоятельной синтаксической функции в предложении. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы.
Из истории предлога (сообщение ученика).
— В чём же состоит роль предлогов, если учесть их высокую частотность? Читаем учебник, стр.207.
отношения |
пространственные |
временные |
причинные |
целевые |
предлоги |
До, вокруг, из, об |
С, до, к, |
Вследствие, благодаря |
На, за, для |
Морфологический разбор предлога.
Порядок разбора:
1. Часть речи.
2. Непроизводный или производный.
3. Простой или сложный.
4. Выражаем отношения (пространственные, временные, целевые, причинные).
5. С каким падежом употреблён.
Упражнение323. Прочитайте текст выразительно. Спишите первые три предложения. Выпишите предлоги, укажите, с какими падежами употреблены и какие отношения выражают.
Дифференцированное задание. Спишите предложения, вставляя нужные предлоги, объясните выбор предлогов.
1 вариант– упр.326. 2 вариант – упр.327.
Упражнение 328. Индивидуальное задание. Спишите словосочетания, подберите к ним антонимические, употребив соответствующие предлоги.
4. Правописание предлогов.
Предлоги со словами пишутся раздельно. Сложные предлоги из-за, из-под, по-над и т. п. пишутся через дефис.
Слитно пишутся производные предлоги, которые образованы от существительного и непроизводного предлога: ввиду, вроде, вслед, внутри, вследствие, навстречу, наподобие, наперекор, насчёт, сверх.
Раздельно пишутся производные предлоги: в виде, в области, в отношении, в меру, в заключение, в течение, в продолжение, в силу, в смысле, по мере, за исключением, за счёт, в связи.
Производные предлоги, которые пишутся слитно, надо отличать от существительных с непроизводными предлогами, которые пишутся раздельно: ввиду дальности расстояния – ввиду острова.
Примечание. Запомните правописание фразеологизма иметь ввиду и предлогов вследствие, в течение, в продолжение, в заключение. Их необходимо отличать от существительных.
Существительные с предлогом |
Предлог |
1. В следствии были допущены ошибки. |
Вследствие = по причине. |
2. В течении реки наблюдались изменения |
В течение = время, длительность. |
3. В продолжении книги появились новые герои. |
В продолжение = в ходе. |
4. Многие годы они провели в заключении. |
В заключение речи хочу сказать. |
Упражнение329. Перепишите слова, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Упражнение 330. Перепишите сочетания, раскройте скобки, объясните правописание. Определите часть речи омонимичных слов.
Упражнение 331. Спишите предложения, раскройте скобки, вставляя пропущенные буквы.
· Дополнительные задания.
1.Сделать синтаксический разбор предложения 8.
2.Сделать морфемный разбор слов из 4 предложения: нерасположение, провести.
3. Сделать морфологический разбор слов из 2 предложения: из-под, своей, бросился, (за) собаками.
Подведение итогов урока.
1. Расскажите о предлоге как части речи.
2. Расскажите о правописании предлогов.
3. С какими частями речи употребляются предлоги? (с существительными, а также с местоимениями и числительными).
4. Какие предлоги употребляются с двумя и тремя падежами (Р.п. и Т.п. – с; В.п. и П.п. – в, на; Т.п. – за)
5. От дома до дома. От звонка до звонка. Что общего и чем различаются предлоги от…до (Употребляются с Р.п.; имеют пространственное и временное значение; от – удаление, до – приближение).
6. У дома – около дома. Определите значение предлогов. (Синонимия. Обозначает пространственные отношения; «находиться» в непосредственной близости.
Учащиеся должны знать:
· Определение предлога;
· Какие отношения выражаются с помощью предлогов;
· Виды предлогов по структуре и по происхождению;
· Правописание предлогов.
Учащиеся должны уметь:
· Отличать предлоги от других частей речи;
· Грамотно писать предлоги.
Домашнее задание: параграфы 57-58, упражнение 332.
Тематический тест.
Предлог.
1. Сколько предлогов в стихотворном отрывке?
Протекали над книгой Глубинной
Синие ночи царицы.
А к царевне с вышки голубиной
Прилетали белые птицы.
А.Блок
1. Один. 2. Два. 3.Три. 4. Четыре.
2. Каким членом предложения является предлог?
1.Обстоятельством. 2.Дополнением. 3.Не является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательным словом.
3. Определите значения, передаче которых способствуют предлоги.
1. Из-за шторы, около сада, под елью.
2.В течение дня, перед рассветом, через минуту.
3.Простудился от переохлаждения, вследствие дождей.
4.Жить ради детей, сообщить для информации, работать на благо ближнего.
А.Причинное значение. Б.Значение цели. В.Значение пространства(места). Г.Временное значение.
4.Укажите непроизводные предлоги.
1.В, на, над, от, под, с.
2.Благодаря, в течение, несмотря на, согласно.
5.Какой частью речи является выделенное слово?
Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен.
(А.Ахматова.)
1.Вдоль – наречие, выполняющее в предложении самостоятельную роль обстоятельства.
2.Вдоль – предлог, производный от наречия, так как употреблён с существительным «брёвен» и потерял самостоятельность как синтаксическую, так и лексическую.
6.Проанализируйте написание производных предлогов.
1.(На)счёт, (в)место, (на)подобие.
2(В)целях, (по)причине, (в)продолжение.
А.Слитное написание. Б.Раздельное написание.
7.При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е, производные от имён существительных.
1.В течен… реки, в продолжен… повести, в заключен… выступления.
8.С какими падежными формами употреблены предлоги?
1.Солнце клонилось к закату (Ф.Сологуб).
2. Отец сидит, упираясь ладонями в колени… (А.Перегудов).
3.Сердце замерло, — и застучало от боли быстро и сильно (Ф.Сологуб).
4.Мама ещё на сенокосе, скоро придёт…(В.Белов).
5.С холодами перелёты птиц уменьшились (А.Яковлев).
А.Родительный падеж. Б.Дательный падеж. В.Винительный падеж. Г.Творительный падеж. Д.Предложный падеж.
9.В каком предложении предлог в использован с предложным падежом?
1. И мы разглядели тогда в облаках златотканых, в зазубринах дикой расселины, в дыме густом такую картину… (П. Антокольский).
2. В лицо веял лёгкий морозный ветерок (Ф.Сологуб).
3. В гостиной слышались весёлые голоса и смех. (Ф.Сологуб).
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Дидактические материалы
Русский язык
10 класс
01 октября 2012
Файлы
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»