Рабочая учебная программа "Культура и психология профессионального общения"
|
Программа учебной дисциплины |
Культура и психология профессионального общения |
|
|
2011 г. |
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) профессии начального профессионального образования (далее НПО):
250109.01 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства.
Организация-разработчик: БОУ Омской области СПО «Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий»
Разработчик: Лебедкова Н.В., преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
3. условия реализации программы дисциплины 10
3.2. Информационное обеспечение обучения 10
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КУЛЬТУРА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО:
250109.01 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 16668 – Плодоовощевод; 15415 – Овощевод; 19524 – Цветовод.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
-
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
-
свободно общаться с людьми, выслушивать их, аргументировать свою точку зрения;
-
создавать атмосферу доброжелательности в процессе общения;
-
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
-
взаимосвязь общения и деятельности;
-
цели, функции, виды и уровни общения;
-
виды социальных взаимодействий;
-
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
-
этические принципы общения;
-
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
40 |
в том числе: |
|
практические занятия |
15 |
контрольные работы |
8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
20 |
в том числе: |
|
тематика внеаудиторной самостоятельной работы |
20 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины культура и психология профессионального общения
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Основные закономерности процесса общения |
|
13 |
|
Тема 1.1. Характеристика процесса общения |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
Введение. Предмет курса, основные понятия и определения. Понятие об общении в психологии. Категории «общения» и «деятельности» в психологии. Цели общения. Общение как обмен информацией. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как понимание людьми друг друга. |
|||
Практическая работа:
|
1 |
|
|
Тема 1.2. Структура и функции общения |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Структура общения. Общение как форма взаимодействия. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Основные функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, функция установления отношений, функция оказания влияния Виды общения. Уровни общения. Вербальное общение. Невербальное общение. |
|||
Практические занятия:
|
2 |
|
|
Контрольные работы: Тестирование «Общение: структура и функции». |
2 |
|
|
|
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
- «Взаимосвязь общения и деятельности». - «Искусство комплимента». 2. Проведение исследования «Особенности общения в современном мире». 3. Подготовка к практическим занятиям, их оформление. |
(5) |
|
Раздел 2. Восприятие и познание людьми друг друга |
|
15 |
|
Тема 2.1. Взаимодействие в общении |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Виды социальных взаимодействий. Ролевое взаимодействие. Возникновение психологических барьеров при взаимодействии. Виды взаимодействия. Методы психологического влияния в процессе общения. Понятие «харизмы». |
|||
Практические занятия:
|
2 |
|
|
Тема 2.2. Этика общения |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Этика общения и культура общения. Определение понятий «этика общения» и «культура общения». Характеристика способов овладения культурой общения. Ценности общения. Этические принципы общения. Ценностная ориентация процесса общения, общекультурные ценности. Этические принципы общения. |
|||
Практические занятия: 1. Исследование нравственной культуры личности обучающихся. |
2 |
|
|
Контрольные работы: Тестирование «Виды и механизмы социальных взаимодействий» |
2 |
|
|
|
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
- «Общие этические принципы делового общения» - «Особенности этикета в разных странах» - «Основные правила делового этикета» - «Речевой этикет» 2. Подготовка к практическим занятиям, их оформление. |
(5) |
|
Раздел 3. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении |
|
12 |
|
Тема 3.1. Индивидуальные особенности личности |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Темперамент. Характер. Воля. Способности – важное условие успеха. |
|||
Практические занятия: 1. Выполнение тестовых заданий: Тесты «Тип темперамента», «Опросник Юнга», «Волевой ли вы человек?», «Эмоциональная чувственность». |
2 |
|
|
Тема 3.2. Эмоции и воля |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Эмоции: настроение, аффект, страсть. Виду чувств. |
|||
Контрольные работы: Тестирование «Темперамент. Характер. Эмоции». |
2 |
|
|
|
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1. Вопросы для самостоятельного изучения: - В чем состоит важное отличие эмоций от чувств? - Всегда ли реакция человека соответствует воздействию? - Как эмоции проявляются внешне? - Какое значение в жизни человека играют эмоции? - Покажите на примерах связь эмоциональных реакций с их физиологическим проявлением. 2. Подготовка к практическим занятиям, их оформление. |
(4) |
|
Раздел 4. Оптимизация процесса общения |
|
18 |
|
Тема 4.1. Методы развития коммуникативных способностей |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Правила ведения беседы. Этика поведения. Техники для выявления скрытых мотивов и интересов собеседников. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Техники влияния и противодействия. Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Активные методы повышение коммуникативной компетентности. |
|||
Практические занятия:
|
2 |
|
|
Тема 4.2. Природа и социальная роль конфликтов. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Понятие «конфликта». Причины конфликтов в общении. Виды конфликтов: внутренние и внешние, межличностные и межгрупповые, социальные, потенциальные и актуальные, прямые и опосредованные, конструктивные и деструктивные, вертикальные и горизонтальные, предметные и личностные, ролевые, мотивационные. |
|||
Практические занятия:
|
2 |
|
|
Тема 4.3. Способы и правила разрешения конфликтов |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Структура конфликта: а) объект конфликтной ситуации б) цели, субъективные мотивы его участников в) оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками; г) подлинные причины, которые важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения. Стадии протекания конфликта. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: избегание, конкуренция, сотрудничество, компромисс. Технологии разрешения конфликтов. |
|||
Практические занятия:
|
2 |
|
|
|
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы :
- «Социальные и культурные барьеры общения». - «Стратегии и тактики поведения в конфликте». - «Принципы и методы управления межличностными конфликтами». 2. Подготовка к практическим занятиям, их оформление. |
(6) |
|
Итоговое занятие |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Зачет |
|||
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося, в том числе: |
60 |
|
|
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося |
40 |
|
|
самостоятельной работы обучающегося |
20 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
-
рабочее место преподавателя,
-
рабочие места в соответствии с числом учащихся,
-
наглядные пособия,
-
бумага А4,
-
маркеры,
-
ватманы,
-
цветные карточки,
-
скотч.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М., 2006. – 192 с.
Дополнительные источники:
-
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 2009. – 576 с.
-
Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 2006.
-
Добрович А. Общение: наука и искусство. – М., 1996.
-
Крысько В.Г. Социальная психология. – М., 2008.
-
Лабунская В.А. Невербальное общение. – Р-н-Д, 1986.
-
Лисина М.И. Общение, личность и психика / Под ред. Рузской А.Г. – М. 2007.
-
Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2002.
Периодические издания:
1. www. psychologies.ru – психологический журнал «Психология. Найти себя и жить лучше».
Интернет источники:
1. psychology-online.net - сайт "Научная и популярная психология"
2. psi.webzone.ru - сайт под названием "Психологический словарь"
3. flogiston.ru - сайт "Флогистон. Психология из первых рук."
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
Применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности |
Практические занятия, индивидуальные задания |
Свободно общаться с людьми, выслушивать их, аргументировать свою точку зрения |
Индивидуальные задания |
Создавать атмосферу доброжелательности в процессе общения |
Практические занятия, индивидуальные задания |
Использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения |
Практические занятия, индивидуальные задания |
Знания: |
|
Взаимосвязь общения и деятельности |
Практические занятия, контрольная работа |
Цели, функции, виды и уровни общения |
Практические занятия, контрольная работа |
Виды социальных взаимодействий |
Практические занятия, индивидуальные задания |
Техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения |
Практические занятия, индивидуальные задания |
Этические принципы общения |
Практические занятия, индивидуальные задания |
Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов |
Практические занятия, индивидуальные задания |
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ