В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

А Русь всегда была святая

А Русь всегда была святая

Галина Давыдова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 1777
Краткое описание
Цель урока – познакомить  с особенностями исполнения русской духовной музыки.
Описание

А Русь всегда была святая Занятие в старшем хоре Цель урока – познакомить с особенностями исполнения русской духовной музыки.
Задачи:
1. Обучающая:
· дать понятия: крюковая запись звуков, знаменное и партесное пение.
2. Развивающие:
· развивать гармонический слух;
· формировать художественные представления и понятия о православной культуре.
3. Воспитательные:
· формировать нравственные чувства;
· воспитывать любовь к Родине, ее людям и истории.
I. ВСТУПЛЕНИЕ
Зажигается свеча. Гаснет свет. Слайд «Храм». Тихо звучит «Свете тихий» ПедагогТишина, легкое потрескивание горящих свечей, приглушенный свет, мерцание серебряных и золотых окладов икон. Здесь свой отчет времени, и кажется, что оно остановилось. Мы будто стоим перед лицом вечности. Включается свет. Фонограмма постепенно затихает. И продолжаем разговор о русской духовной музыке, как о неотъемлемой части мирового музыкального наследия и истории нашего славного отечества. А эпиграфом к нашему занятию будет строчка из стихотворения Краснова А Русь всегда была святая Мы занимаемся в светском учреждении, поэтому и отношение к духовной музыке у нас светское. Т.е. к разучиваемому произведению мы относимся, как к концертному номеру, который будет исполняться на сцене. Но для того, что бы исполнить это произведение грамотно, мы должны знакомиться с особенностями жанра. Для этого мы изучаем много специальной литературы, слушаем духовную музыку. В процессе работы выработались правила, которые мы непременно соблюдаем: 1. Уважительное отношение ко всем религиям. 2. Вера – личное дело каждого. 3. Отсутствие религиозной пропаганды. Православная Церковь, вспоминая слова псалма 150 «Всякое дыхание да хвалит Господа», считает, что хваление Бога должно быть соединено с дыханием, должно быть живым, одухотворенным. Человеческий голос по силе воздействия является непревзойденным. Вот почему так поразило послов Великого князя Владимира «ангельское» пение, которое они услышали в Софии Константинопольской тысячу лет назад. Ученик — « И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, знаем мы только, что прибывает там Бог с людьми и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…»[1] Педагог— Вскоре «ангельское» пение зазвучало и на Руси. II. СКАЗКА Сначала это было одноголосное пение. Вместо нот использовались «знамена» или «крюки», а распевы назывались знаменными. Вот так выглядела крюковая запись (показать крюковую запись. На предыдущих занятиях мы уже говорили о библии, рассматривали иконы, знакомились с библейскими сюжетами, читали православные сказки, говорили о Рождестве Христове). Посмотрите на крюковую запись еще раз. Она что-то напоминает? Дети— Арабскую письменность Педагог— Да. И эта схожесть навела на мысль самим сочинить сказку. Свет приглушить. Декорации. Разыгрывается сценка. Ведущий Персидские мудрецы наблюдали за звездным небом. И когда зажглась яркая и необыкновенная по красоте звезда, они поняли, что на землю пришел Спаситель, родился Иисус Христос. И люди, и звери, и растения спешили поклониться Иисусу и принести Ему дары. Поспешили в Вифлеем и персидские мудрецы. 1 мудрецЯ отнесу в дар Иисусу Христу золото. 2 мудрецЯ отнесу в дар нашему Спасителю благовония: ладан и смирну. 3 мудрецЯ отнесу в дар Господу нашему стихи. ВедущийПришли волхвы к Иисусу, поклонились Ему. Христос улыбнулся им и положил свою маленькую пухленькую ручку на стихи. И в то же мгновение зазвучала чудесная мелодия. Фрагмент «Радуйся» И стало так светло, будто на землю спустились все звезды. А случилось это потому, что Иисус Христос вложил в музыку искру Божью. С тех пор музыка несет людям добро, согревает сердца и делает душу светлее. Фонограмма затихает Педагог — Думаю, что теперь все присутствующие запомнят, как выглядит крюковая запись (показать еще раз). III. СЛУШАНИЕ В те времена, когда формировался восточный обряд, православные отцы Церкви связывали употребление музыкальных инструментов со служением демоническому началу – уж очень сильна и жива была традиция использования инструментальной музыки в языческих обрядах. Поэтому, проводя черту между язычеством и христианством, Русская Православная Церковь решительно не допустила на свои богослужения никаких «гудебных сосудов», т.е. музыкальных инструментов. Педагог — Мы слушали «Ave Maria» Шуберта и Баха-Гуно, слушали русскую духовную музыку. В чем же главное отличие между исполнением западной и русской духовной музыки? Дети— Русская духовная музыка звучит без сопровождения. Она исполняется а cappella. Педагог— Какое же исполнение сложнее, с сопровождением или без него? Дети — Конечно без сопровождения. Педагог— Вы совершенно правы. Поэтому исполнение русской духовной музыки является вершиной хорового искусства. И мы слушаем прекрасную музыку Павла Чеснокова «Да исправится молитва моя». Гаснет свет. Слайд. Звучит «Да исправится молитва моя». Педагог — «Нельзя пред вечной красотой не петь, не славить, не молиться». Такие чувства вызывала духовная музыка у русского поэта Афанасия Афанасиевича Фета. Какое же настроение рождает у вас эта музыка? Дети— Возвышенное. Педагог— Да. Духовной музыке свойственна чистота и возвышенность, сердечность и благоговейность. А сейчас слушаем другой вариант исполнения той же молитвы. «Да исправится молитва моя» в исп. ансамбля «Аирик». ДетиТак духовную музыку исполнять нельзя. У них была эстрадная манера, они часто пели в «нос», меняли темпы, иногда выкрикивали. Педагог— Да. Вы все правильно подметили. Я рада, что у вас хороший художественный вкус и уже есть специальные знания. Так исполнять духовную музыку, значит показывать свое невежество в данном вопросе. IV. РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ Со времен принятия христианства на Руси прошло более 1000лет. Появились ноты и, конечно, очень изменилось хоровая духовная музыка, подвергаясь влиянию музыкальной культуры Запада и светской музыке. Если в старину музыка была одноголосной (знаменное пение), то в более поздний период она стала многоголосной. Педагог— Такое пение называется как? Дети— Партесное. Педагог— Многие русские композиторы обращались к жанру духовной музыки, потому что духовная музыка неотделима от России. Имена каких русских композиторов вам знакомы по той музыке, которую мы слушали и сами исполняли? Дети— Чесноков, Бортнянский, Чайковский. Педагог— Да. Дмитрий Степанович Бортнянский, Павел Григорьевич Чесноков. И мы подошли к практической части нашего урока – это разучивание произведения. И начнем мы ее, как обычно с распевания, сегодня с небольшого. I. Последовательность аккордов в ля-миноре: 1. Спеть с названием нот. 2. На звук «У» (он придает звуку академизм). 3. На слог «ЛЕ» (все звуки в единой позиционной манере). 4. Первые сопрано и альты. Контролировать слухом, довести линию до октавы и проверить чистоту звучания. 5. Соединить все партии, спеть с закрытым ртом. Педагог— Спасибо. Мы начинаем работу над произведением «Святый Боже». Какой композитор написал это произведение? Дети— Петр Ильич Чайковский. Педагог— Да. Петр Ильич, как и многие русские музыканты, обращался к этому жанру. А Чайковский был, если можно так выразиться, «очень русским композитором». О себе он говорил так: «Я не знаю другого человека более влюбленного в матушку Русь»[2]. Так о каком жанре мы говорим? Дети— Жанр молитвы. Педагог:— Правильно. Кто помнит предание о том, как появилась на земле эта молитва. Ученик рассказывает придание. Ученик — По христианскому преданию, эта молитва была послана людям в Константинополе в пятом веке. В Константинополе произошло сильное землетрясение. Неожиданно чудесная сила подняла мальчика в небо, и он услышал пение ангелов. Когда он также чудесно опустился на землю, то сообщил всем новую молитву. Народ стал повторять ее «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», и землетрясение прекратилось. Педагог— Да. В «Молитвослове» эта молитва называется «Трисвятое» и звучит она так: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Мы открываем ноты. И находим в партитуре цифру 5. Наше распевание не что иное, как гармонический склад 2-ой части хора. Альты спели свою партию. Присоединились вторые сопрано. Педагог— Какой прием применил композитор, чтобы подчеркнуть прославление Бога? Дети— Поступательное движение вверх. Педагог— А почему же партия первых сопрано стоит на месте? Дети— Она звучит как утверждение. Присоединяются сопрано. Педагог— Почему гармоническую выжимку мы спели чисто, а сейчас сделать это гораздо сложнее? Дети— Потому что крупные доли разделились на мелкие. Звуки стали повторяться. Педагог— Правильно. Удержать чистую интонацию на повторяющихся звуках сложнее. А сколько же раз повторяется один и тот же звук у первых сопрано? Дети— 26 раз. Педагог— А сейчас я хочу вернуться к нашему спору. Что важнее слова или музыка? Дети отвечают. Педагог— Что бы разрешить наш спор, я хочу привести некоторые выражения. О духовной музыке говорят:«… сама эта музыка возникла из слова как усиление его воздействия, подчеркивание его сути». Мне же нравится выражение: «Слово и музыка должны быть слиты воедино, чтобы можно было сказать, что слово поет, а музыка возвещает». В качестве интересной информации — Считается, что ошибка при чтении молитвы – это плохая примета. А ученые доказали, что само сочетание звуков молитвы делает ауру человека светлее. Хотите — верьте, хотите — нет. А сейчас вам пригодятся артистические способности, воображение, фантазия. Напоминаю, что мы работаем над концертным номером. Знаете, все-таки один инструмент был допущен в церковь. Что это за инструмент? Дети – колокол. Педагог — Скажите, вы слышали, как звучат колокола? А видели, как на них играют? (Представить). Послушайте, как они звучат. Звучит фонограмма (колокол). Поем, как колокола (подчеркивая сильную долю). Хорошо. В награду — интересный исторический факт. В симфонический оркестр впервые ввел колокола М.И. Глинка. Вы знаете, где они звучат? В хоре «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Педагог— Скажите, ведь наш хор детский? Дети— Детский. Педагог— А детское пение часто сравнивают с «ангельским». Как вы думаете, что значит «ангельское « пение? Дети— Воздушное, легкое, красивое, нежное. Педагог— Попробуем спеть, как Ангелы. Пение ансамблями. 1. Поют самые сильные из каждой партии. 2. К ним присоединяются еще несколько человек. 3. Меняются местами, партии смешиваются. Пение со свечами. Расходятся в разные места кабинета. Свет гаснет, зажигается свеча. Поем почти в темноте. Свеча помогает человеку успокоиться, раскрепоститься, отставить в сторону все лишнее и сосредоточится на чистоте исполнения. А в данном случае, такая обстановка помогает погрузиться в атмосферу духовности, которая помогает в нахождении нужных красок. Спасибо. Садитесь на свои места. V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Иногда, совершенно неожиданно вырываются у нас выражения: «Боже, помоги», «Спаси, Господи». Мы поздравляем друг друга с Днем Ангела, любим православные праздники. Правда, же? Иногда мы говорим «Да, это святой человек». Значит, передается нам что-то с корнями. Педагог— Кстати, скажите, пожалуйста, каких людей мы называем «святой», «святая»? Дети— Кто жил честно, делал добро, отказался от земных радостей, всю жизнь посвятил Богу. Педагог — В ранг святых канонизируют людей, не только посвятивших всю жизнь Богу, а и служению людям, Родине, иногда и отдавших жизнь за нее. Это и всем известные Кирилл и Мефодий, подарившие нам славянскую письменность, известный нам по былинам Илья Муромец и он же Илья Муромский, Минин, Пожарский и много других. А разве сейчас таких людей нет? Дети:— Возможно, есть. Педагог– Давайте в это верить и тогда мы смело можем говорить, что А Русь всегда была святая И Русь останется святой Звучит колокольный звон. Спасибо за работу. Урок окончен.
[1] Повесть временных лет.Издательство: «Наука» 2007
[2] http://rusk.ru/st.php?idar=41569

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
А Русь всегда была святая.doc Скачать
А Русь всегда была святая.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров