А Русь всегда была святая
Краткое описание
Цель урока – познакомить с особенностями исполнения русской духовной музыки.
Описание
А Русь всегда была святая Занятие в старшем хоре Цель урока – познакомить с особенностями исполнения русской духовной музыки.
Задачи:
1. Обучающая:
· дать понятия: крюковая запись звуков, знаменное и партесное пение.
2. Развивающие:
· развивать гармонический слух;
· формировать художественные представления и понятия о православной культуре.
3. Воспитательные:
· формировать нравственные чувства;
· воспитывать любовь к Родине, ее людям и истории.
I. ВСТУПЛЕНИЕ
Зажигается свеча. Гаснет свет. Слайд «Храм». Тихо звучит «Свете тихий» Педагог— Тишина, легкое потрескивание горящих свечей, приглушенный свет, мерцание серебряных и золотых окладов икон. Здесь свой отчет времени, и кажется, что оно остановилось. Мы будто стоим перед лицом вечности. Включается свет. Фонограмма постепенно затихает. И продолжаем разговор о русской духовной музыке, как о неотъемлемой части мирового музыкального наследия и истории нашего славного отечества. А эпиграфом к нашему занятию будет строчка из стихотворения Краснова А Русь всегда была святая Мы занимаемся в светском учреждении, поэтому и отношение к духовной музыке у нас светское. Т.е. к разучиваемому произведению мы относимся, как к концертному номеру, который будет исполняться на сцене. Но для того, что бы исполнить это произведение грамотно, мы должны знакомиться с особенностями жанра. Для этого мы изучаем много специальной литературы, слушаем духовную музыку. В процессе работы выработались правила, которые мы непременно соблюдаем: 1. Уважительное отношение ко всем религиям. 2. Вера – личное дело каждого. 3. Отсутствие религиозной пропаганды. Православная Церковь, вспоминая слова псалма 150 «Всякое дыхание да хвалит Господа», считает, что хваление Бога должно быть соединено с дыханием, должно быть живым, одухотворенным. Человеческий голос по силе воздействия является непревзойденным. Вот почему так поразило послов Великого князя Владимира «ангельское» пение, которое они услышали в Софии Константинопольской тысячу лет назад. Ученик — « И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, знаем мы только, что прибывает там Бог с людьми и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…»[1] Педагог— Вскоре «ангельское» пение зазвучало и на Руси. II. СКАЗКА Сначала это было одноголосное пение. Вместо нот использовались «знамена» или «крюки», а распевы назывались знаменными. Вот так выглядела крюковая запись (показать крюковую запись. На предыдущих занятиях мы уже говорили о библии, рассматривали иконы, знакомились с библейскими сюжетами, читали православные сказки, говорили о Рождестве Христове). Посмотрите на крюковую запись еще раз. Она что-то напоминает? Дети— Арабскую письменность Педагог— Да. И эта схожесть навела на мысль самим сочинить сказку. Свет приглушить. Декорации. Разыгрывается сценка. Ведущий — Персидские мудрецы наблюдали за звездным небом. И когда зажглась яркая и необыкновенная по красоте звезда, они поняли, что на землю пришел Спаситель, родился Иисус Христос. И люди, и звери, и растения спешили поклониться Иисусу и принести Ему дары. Поспешили в Вифлеем и персидские мудрецы. 1 мудрец— Я отнесу в дар Иисусу Христу золото. 2 мудрец— Я отнесу в дар нашему Спасителю благовония: ладан и смирну. 3 мудрец— Я отнесу в дар Господу нашему стихи. Ведущий— Пришли волхвы к Иисусу, поклонились Ему. Христос улыбнулся им и положил свою маленькую пухленькую ручку на стихи. И в то же мгновение зазвучала чудесная мелодия. Фрагмент «Радуйся» И стало так светло, будто на землю спустились все звезды. А случилось это потому, что Иисус Христос вложил в музыку искру Божью. С тех пор музыка несет людям добро, согревает сердца и делает душу светлее. Фонограмма затихает Педагог — Думаю, что теперь все присутствующие запомнят, как выглядит крюковая запись (показать еще раз). III. СЛУШАНИЕ В те времена, когда формировался восточный обряд, православные отцы Церкви связывали употребление музыкальных инструментов со служением демоническому началу – уж очень сильна и жива была традиция использования инструментальной музыки в языческих обрядах. Поэтому, проводя черту между язычеством и христианством, Русская Православная Церковь решительно не допустила на свои богослужения никаких «гудебных сосудов», т.е. музыкальных инструментов. Педагог — Мы слушали «Ave Maria» Шуберта и Баха-Гуно, слушали русскую духовную музыку. В чем же главное отличие между исполнением западной и русской духовной музыки? Дети— Русская духовная музыка звучит без сопровождения. Она исполняется а cappella. Педагог— Какое же исполнение сложнее, с сопровождением или без него? Дети — Конечно без сопровождения. Педагог— Вы совершенно правы. Поэтому исполнение русской духовной музыки является вершиной хорового искусства. И мы слушаем прекрасную музыку Павла Чеснокова «Да исправится молитва моя». Гаснет свет. Слайд. Звучит «Да исправится молитва моя». Педагог — «Нельзя пред вечной красотой не петь, не славить, не молиться». Такие чувства вызывала духовная музыка у русского поэта Афанасия Афанасиевича Фета. Какое же настроение рождает у вас эта музыка? Дети— Возвышенное. Педагог— Да. Духовной музыке свойственна чистота и возвышенность, сердечность и благоговейность. А сейчас слушаем другой вариант исполнения той же молитвы. «Да исправится молитва моя» в исп. ансамбля «Аирик». Дети— Так духовную музыку исполнять нельзя. У них была эстрадная манера, они часто пели в «нос», меняли темпы, иногда выкрикивали. Педагог— Да. Вы все правильно подметили. Я рада, что у вас хороший художественный вкус и уже есть специальные знания. Так исполнять духовную музыку, значит показывать свое невежество в данном вопросе. IV. РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ Со времен принятия христианства на Руси прошло более 1000лет. Появились ноты и, конечно, очень изменилось хоровая духовная музыка, подвергаясь влиянию музыкальной культуры Запада и светской музыке. Если в старину музыка была одноголосной (знаменное пение), то в более поздний период она стала многоголосной. Педагог— Такое пение называется как? Дети— Партесное. Педагог— Многие русские композиторы обращались к жанру духовной музыки, потому что духовная музыка неотделима от России. Имена каких русских композиторов вам знакомы по той музыке, которую мы слушали и сами исполняли? Дети— Чесноков, Бортнянский, Чайковский. Педагог— Да. Дмитрий Степанович Бортнянский, Павел Григорьевич Чесноков. И мы подошли к практической части нашего урока – это разучивание произведения. И начнем мы ее, как обычно с распевания, сегодня с небольшого. I. Последовательность аккордов в ля-миноре: 1. Спеть с названием нот. 2. На звук «У» (он придает звуку академизм). 3. На слог «ЛЕ» (все звуки в единой позиционной манере). 4. Первые сопрано и альты. Контролировать слухом, довести линию до октавы и проверить чистоту звучания. 5. Соединить все партии, спеть с закрытым ртом. Педагог— Спасибо. Мы начинаем работу над произведением «Святый Боже». Какой композитор написал это произведение? Дети— Петр Ильич Чайковский. Педагог— Да. Петр Ильич, как и многие русские музыканты, обращался к этому жанру. А Чайковский был, если можно так выразиться, «очень русским композитором». О себе он говорил так: «Я не знаю другого человека более влюбленного в матушку Русь»[2]. Так о каком жанре мы говорим? Дети— Жанр молитвы. Педагог:— Правильно. Кто помнит предание о том, как появилась на земле эта молитва. Ученик рассказывает придание. Ученик — По христианскому преданию, эта молитва была послана людям в Константинополе в пятом веке. В Константинополе произошло сильное землетрясение. Неожиданно чудесная сила подняла мальчика в небо, и он услышал пение ангелов. Когда он также чудесно опустился на землю, то сообщил всем новую молитву. Народ стал повторять ее «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», и землетрясение прекратилось. Педагог— Да. В «Молитвослове» эта молитва называется «Трисвятое» и звучит она так: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Мы открываем ноты. И находим в партитуре цифру 5. Наше распевание не что иное, как гармонический склад 2-ой части хора. Альты спели свою партию. Присоединились вторые сопрано. Педагог— Какой прием применил композитор, чтобы подчеркнуть прославление Бога? Дети— Поступательное движение вверх. Педагог— А почему же партия первых сопрано стоит на месте? Дети— Она звучит как утверждение. Присоединяются сопрано. Педагог— Почему гармоническую выжимку мы спели чисто, а сейчас сделать это гораздо сложнее? Дети— Потому что крупные доли разделились на мелкие. Звуки стали повторяться. Педагог— Правильно. Удержать чистую интонацию на повторяющихся звуках сложнее. А сколько же раз повторяется один и тот же звук у первых сопрано? Дети— 26 раз. Педагог— А сейчас я хочу вернуться к нашему спору. Что важнее слова или музыка? Дети отвечают. Педагог— Что бы разрешить наш спор, я хочу привести некоторые выражения. О духовной музыке говорят:«… сама эта музыка возникла из слова как усиление его воздействия, подчеркивание его сути». Мне же нравится выражение: «Слово и музыка должны быть слиты воедино, чтобы можно было сказать, что слово поет, а музыка возвещает». В качестве интересной информации — Считается, что ошибка при чтении молитвы – это плохая примета. А ученые доказали, что само сочетание звуков молитвы делает ауру человека светлее. Хотите — верьте, хотите — нет. А сейчас вам пригодятся артистические способности, воображение, фантазия. Напоминаю, что мы работаем над концертным номером. Знаете, все-таки один инструмент был допущен в церковь. Что это за инструмент? Дети – колокол. Педагог — Скажите, вы слышали, как звучат колокола? А видели, как на них играют? (Представить). Послушайте, как они звучат. Звучит фонограмма (колокол). Поем, как колокола (подчеркивая сильную долю). Хорошо. В награду — интересный исторический факт. В симфонический оркестр впервые ввел колокола М.И. Глинка. Вы знаете, где они звучат? В хоре «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Педагог— Скажите, ведь наш хор детский? Дети— Детский. Педагог— А детское пение часто сравнивают с «ангельским». Как вы думаете, что значит «ангельское « пение? Дети— Воздушное, легкое, красивое, нежное. Педагог— Попробуем спеть, как Ангелы. Пение ансамблями. 1. Поют самые сильные из каждой партии. 2. К ним присоединяются еще несколько человек. 3. Меняются местами, партии смешиваются. Пение со свечами. Расходятся в разные места кабинета. Свет гаснет, зажигается свеча. Поем почти в темноте. Свеча помогает человеку успокоиться, раскрепоститься, отставить в сторону все лишнее и сосредоточится на чистоте исполнения. А в данном случае, такая обстановка помогает погрузиться в атмосферу духовности, которая помогает в нахождении нужных красок. Спасибо. Садитесь на свои места. V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Иногда, совершенно неожиданно вырываются у нас выражения: «Боже, помоги», «Спаси, Господи». Мы поздравляем друг друга с Днем Ангела, любим православные праздники. Правда, же? Иногда мы говорим «Да, это святой человек». Значит, передается нам что-то с корнями. Педагог— Кстати, скажите, пожалуйста, каких людей мы называем «святой», «святая»? Дети— Кто жил честно, делал добро, отказался от земных радостей, всю жизнь посвятил Богу. Педагог — В ранг святых канонизируют людей, не только посвятивших всю жизнь Богу, а и служению людям, Родине, иногда и отдавших жизнь за нее. Это и всем известные Кирилл и Мефодий, подарившие нам славянскую письменность, известный нам по былинам Илья Муромец и он же Илья Муромский, Минин, Пожарский и много других. А разве сейчас таких людей нет? Дети:— Возможно, есть. Педагог– Давайте в это верить и тогда мы смело можем говорить, что А Русь всегда была святая И Русь останется святой Звучит колокольный звон. Спасибо за работу. Урок окончен.
[1] Повесть временных лет. — Издательство: «Наука» 2007
[2] http://rusk.ru/st.php?idar=41569
А Русь всегда была святая Занятие в старшем хоре Цель урока – познакомить с особенностями исполнения русской духовной музыки.
Задачи:
1. Обучающая:
· дать понятия: крюковая запись звуков, знаменное и партесное пение.
2. Развивающие:
· развивать гармонический слух;
· формировать художественные представления и понятия о православной культуре.
3. Воспитательные:
· формировать нравственные чувства;
· воспитывать любовь к Родине, ее людям и истории.
I. ВСТУПЛЕНИЕ
Зажигается свеча. Гаснет свет. Слайд «Храм». Тихо звучит «Свете тихий» Педагог— Тишина, легкое потрескивание горящих свечей, приглушенный свет, мерцание серебряных и золотых окладов икон. Здесь свой отчет времени, и кажется, что оно остановилось. Мы будто стоим перед лицом вечности. Включается свет. Фонограмма постепенно затихает. И продолжаем разговор о русской духовной музыке, как о неотъемлемой части мирового музыкального наследия и истории нашего славного отечества. А эпиграфом к нашему занятию будет строчка из стихотворения Краснова А Русь всегда была святая Мы занимаемся в светском учреждении, поэтому и отношение к духовной музыке у нас светское. Т.е. к разучиваемому произведению мы относимся, как к концертному номеру, который будет исполняться на сцене. Но для того, что бы исполнить это произведение грамотно, мы должны знакомиться с особенностями жанра. Для этого мы изучаем много специальной литературы, слушаем духовную музыку. В процессе работы выработались правила, которые мы непременно соблюдаем: 1. Уважительное отношение ко всем религиям. 2. Вера – личное дело каждого. 3. Отсутствие религиозной пропаганды. Православная Церковь, вспоминая слова псалма 150 «Всякое дыхание да хвалит Господа», считает, что хваление Бога должно быть соединено с дыханием, должно быть живым, одухотворенным. Человеческий голос по силе воздействия является непревзойденным. Вот почему так поразило послов Великого князя Владимира «ангельское» пение, которое они услышали в Софии Константинопольской тысячу лет назад. Ученик — « И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, знаем мы только, что прибывает там Бог с людьми и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…»[1] Педагог— Вскоре «ангельское» пение зазвучало и на Руси. II. СКАЗКА Сначала это было одноголосное пение. Вместо нот использовались «знамена» или «крюки», а распевы назывались знаменными. Вот так выглядела крюковая запись (показать крюковую запись. На предыдущих занятиях мы уже говорили о библии, рассматривали иконы, знакомились с библейскими сюжетами, читали православные сказки, говорили о Рождестве Христове). Посмотрите на крюковую запись еще раз. Она что-то напоминает? Дети— Арабскую письменность Педагог— Да. И эта схожесть навела на мысль самим сочинить сказку. Свет приглушить. Декорации. Разыгрывается сценка. Ведущий — Персидские мудрецы наблюдали за звездным небом. И когда зажглась яркая и необыкновенная по красоте звезда, они поняли, что на землю пришел Спаситель, родился Иисус Христос. И люди, и звери, и растения спешили поклониться Иисусу и принести Ему дары. Поспешили в Вифлеем и персидские мудрецы. 1 мудрец— Я отнесу в дар Иисусу Христу золото. 2 мудрец— Я отнесу в дар нашему Спасителю благовония: ладан и смирну. 3 мудрец— Я отнесу в дар Господу нашему стихи. Ведущий— Пришли волхвы к Иисусу, поклонились Ему. Христос улыбнулся им и положил свою маленькую пухленькую ручку на стихи. И в то же мгновение зазвучала чудесная мелодия. Фрагмент «Радуйся» И стало так светло, будто на землю спустились все звезды. А случилось это потому, что Иисус Христос вложил в музыку искру Божью. С тех пор музыка несет людям добро, согревает сердца и делает душу светлее. Фонограмма затихает Педагог — Думаю, что теперь все присутствующие запомнят, как выглядит крюковая запись (показать еще раз). III. СЛУШАНИЕ В те времена, когда формировался восточный обряд, православные отцы Церкви связывали употребление музыкальных инструментов со служением демоническому началу – уж очень сильна и жива была традиция использования инструментальной музыки в языческих обрядах. Поэтому, проводя черту между язычеством и христианством, Русская Православная Церковь решительно не допустила на свои богослужения никаких «гудебных сосудов», т.е. музыкальных инструментов. Педагог — Мы слушали «Ave Maria» Шуберта и Баха-Гуно, слушали русскую духовную музыку. В чем же главное отличие между исполнением западной и русской духовной музыки? Дети— Русская духовная музыка звучит без сопровождения. Она исполняется а cappella. Педагог— Какое же исполнение сложнее, с сопровождением или без него? Дети — Конечно без сопровождения. Педагог— Вы совершенно правы. Поэтому исполнение русской духовной музыки является вершиной хорового искусства. И мы слушаем прекрасную музыку Павла Чеснокова «Да исправится молитва моя». Гаснет свет. Слайд. Звучит «Да исправится молитва моя». Педагог — «Нельзя пред вечной красотой не петь, не славить, не молиться». Такие чувства вызывала духовная музыка у русского поэта Афанасия Афанасиевича Фета. Какое же настроение рождает у вас эта музыка? Дети— Возвышенное. Педагог— Да. Духовной музыке свойственна чистота и возвышенность, сердечность и благоговейность. А сейчас слушаем другой вариант исполнения той же молитвы. «Да исправится молитва моя» в исп. ансамбля «Аирик». Дети— Так духовную музыку исполнять нельзя. У них была эстрадная манера, они часто пели в «нос», меняли темпы, иногда выкрикивали. Педагог— Да. Вы все правильно подметили. Я рада, что у вас хороший художественный вкус и уже есть специальные знания. Так исполнять духовную музыку, значит показывать свое невежество в данном вопросе. IV. РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ Со времен принятия христианства на Руси прошло более 1000лет. Появились ноты и, конечно, очень изменилось хоровая духовная музыка, подвергаясь влиянию музыкальной культуры Запада и светской музыке. Если в старину музыка была одноголосной (знаменное пение), то в более поздний период она стала многоголосной. Педагог— Такое пение называется как? Дети— Партесное. Педагог— Многие русские композиторы обращались к жанру духовной музыки, потому что духовная музыка неотделима от России. Имена каких русских композиторов вам знакомы по той музыке, которую мы слушали и сами исполняли? Дети— Чесноков, Бортнянский, Чайковский. Педагог— Да. Дмитрий Степанович Бортнянский, Павел Григорьевич Чесноков. И мы подошли к практической части нашего урока – это разучивание произведения. И начнем мы ее, как обычно с распевания, сегодня с небольшого. I. Последовательность аккордов в ля-миноре: 1. Спеть с названием нот. 2. На звук «У» (он придает звуку академизм). 3. На слог «ЛЕ» (все звуки в единой позиционной манере). 4. Первые сопрано и альты. Контролировать слухом, довести линию до октавы и проверить чистоту звучания. 5. Соединить все партии, спеть с закрытым ртом. Педагог— Спасибо. Мы начинаем работу над произведением «Святый Боже». Какой композитор написал это произведение? Дети— Петр Ильич Чайковский. Педагог— Да. Петр Ильич, как и многие русские музыканты, обращался к этому жанру. А Чайковский был, если можно так выразиться, «очень русским композитором». О себе он говорил так: «Я не знаю другого человека более влюбленного в матушку Русь»[2]. Так о каком жанре мы говорим? Дети— Жанр молитвы. Педагог:— Правильно. Кто помнит предание о том, как появилась на земле эта молитва. Ученик рассказывает придание. Ученик — По христианскому преданию, эта молитва была послана людям в Константинополе в пятом веке. В Константинополе произошло сильное землетрясение. Неожиданно чудесная сила подняла мальчика в небо, и он услышал пение ангелов. Когда он также чудесно опустился на землю, то сообщил всем новую молитву. Народ стал повторять ее «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», и землетрясение прекратилось. Педагог— Да. В «Молитвослове» эта молитва называется «Трисвятое» и звучит она так: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Мы открываем ноты. И находим в партитуре цифру 5. Наше распевание не что иное, как гармонический склад 2-ой части хора. Альты спели свою партию. Присоединились вторые сопрано. Педагог— Какой прием применил композитор, чтобы подчеркнуть прославление Бога? Дети— Поступательное движение вверх. Педагог— А почему же партия первых сопрано стоит на месте? Дети— Она звучит как утверждение. Присоединяются сопрано. Педагог— Почему гармоническую выжимку мы спели чисто, а сейчас сделать это гораздо сложнее? Дети— Потому что крупные доли разделились на мелкие. Звуки стали повторяться. Педагог— Правильно. Удержать чистую интонацию на повторяющихся звуках сложнее. А сколько же раз повторяется один и тот же звук у первых сопрано? Дети— 26 раз. Педагог— А сейчас я хочу вернуться к нашему спору. Что важнее слова или музыка? Дети отвечают. Педагог— Что бы разрешить наш спор, я хочу привести некоторые выражения. О духовной музыке говорят:«… сама эта музыка возникла из слова как усиление его воздействия, подчеркивание его сути». Мне же нравится выражение: «Слово и музыка должны быть слиты воедино, чтобы можно было сказать, что слово поет, а музыка возвещает». В качестве интересной информации — Считается, что ошибка при чтении молитвы – это плохая примета. А ученые доказали, что само сочетание звуков молитвы делает ауру человека светлее. Хотите — верьте, хотите — нет. А сейчас вам пригодятся артистические способности, воображение, фантазия. Напоминаю, что мы работаем над концертным номером. Знаете, все-таки один инструмент был допущен в церковь. Что это за инструмент? Дети – колокол. Педагог — Скажите, вы слышали, как звучат колокола? А видели, как на них играют? (Представить). Послушайте, как они звучат. Звучит фонограмма (колокол). Поем, как колокола (подчеркивая сильную долю). Хорошо. В награду — интересный исторический факт. В симфонический оркестр впервые ввел колокола М.И. Глинка. Вы знаете, где они звучат? В хоре «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Педагог— Скажите, ведь наш хор детский? Дети— Детский. Педагог— А детское пение часто сравнивают с «ангельским». Как вы думаете, что значит «ангельское « пение? Дети— Воздушное, легкое, красивое, нежное. Педагог— Попробуем спеть, как Ангелы. Пение ансамблями. 1. Поют самые сильные из каждой партии. 2. К ним присоединяются еще несколько человек. 3. Меняются местами, партии смешиваются. Пение со свечами. Расходятся в разные места кабинета. Свет гаснет, зажигается свеча. Поем почти в темноте. Свеча помогает человеку успокоиться, раскрепоститься, отставить в сторону все лишнее и сосредоточится на чистоте исполнения. А в данном случае, такая обстановка помогает погрузиться в атмосферу духовности, которая помогает в нахождении нужных красок. Спасибо. Садитесь на свои места. V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Иногда, совершенно неожиданно вырываются у нас выражения: «Боже, помоги», «Спаси, Господи». Мы поздравляем друг друга с Днем Ангела, любим православные праздники. Правда, же? Иногда мы говорим «Да, это святой человек». Значит, передается нам что-то с корнями. Педагог— Кстати, скажите, пожалуйста, каких людей мы называем «святой», «святая»? Дети— Кто жил честно, делал добро, отказался от земных радостей, всю жизнь посвятил Богу. Педагог — В ранг святых канонизируют людей, не только посвятивших всю жизнь Богу, а и служению людям, Родине, иногда и отдавших жизнь за нее. Это и всем известные Кирилл и Мефодий, подарившие нам славянскую письменность, известный нам по былинам Илья Муромец и он же Илья Муромский, Минин, Пожарский и много других. А разве сейчас таких людей нет? Дети:— Возможно, есть. Педагог– Давайте в это верить и тогда мы смело можем говорить, что А Русь всегда была святая И Русь останется святой Звучит колокольный звон. Спасибо за работу. Урок окончен.
[1] Повесть временных лет. — Издательство: «Наука» 2007
[2] http://rusk.ru/st.php?idar=41569
Размещено в
разделе:
ОУ дополнительного образования
Педагог дополнительного образования
Художественное творчество
Конспекты занятий, сценарии мероприятий
29 сентября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»