Альтернатива уроку- французская мастерская
Краткое описание
Цель работы- показать возможности французской мастерской, как альтернативы уроку.
Описание
Более трех столетий классно-урочная система обучения и урок, как ключевой компонент организации обучения в этой системе, существуют в образовании. Вместе с тем данная система и ее основная форма (урок) не лишены недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых — опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуального подхода в обучении.
В новых образовательных стандартах делается акцент на необходимость постоянного поиска внутреннего потенциала личности, заданного природой и на стимулировании ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития.
Особенно востребованной становится гуманистическая направленность деятельности педагога, способного не только принять, понять воспитанника, но и помочь стать личностью, субъектом своей жизнедеятельности, а не только объектом воздействий, в том числе и педагогических. Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоническое развитие личности воспитуемого и предполагает гуманный характер взаимоотношений «учитель-ученик» как участников, субъектов педагогического процесса. Данные задачи требуют поиска новых педагогических технологий и форм обучения.
Поиски альтернативных уроку форм осуществляли как отечественные, так и зарубежные педагоги. В данной статье представлен опыт французских педагогов и личный опыт автора. Педагоги из группы ЖФЕН (Франция) предложили новую форму организации учебного процесса- мастерскую.
Мастерская, или Ателье (от фр. atelier) появилась в практике отечественной школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН — это сокращенное название «Французской группы нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle) — добровольный творческий союз ученых и практиков (учителей) Франции.
«Французская группа нового образования» (ЖФЭН) возникла в 20-х годах ХХ века и признана Министерством образования Франции. У истоков движения стояли психологи Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Объединение возглавлял Анри Бассис — французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель.
В мастерской реализуются следующие принципы.
Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса).
1. Индукция, (наведение) – создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и так далее – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
3. Социоконструкция – построение этих элементов группой.
4. Социализация – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
5. Афиширование – вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер, другой ученик).
6. Разрыв – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
7. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
План мастерской детализирован, при этом необходимо предусмотреть множество заданий, подсказок – информацию, которая будет предложена участникам в тот момент, когда в ней возникнет необходимость.
Мастерская не равна по времени уроку, она требует исследования и детального проговаривания гипотез и результатов. Часть вопросов не получит ответов здесь и послужит материалом для следующих мастерских. Обычно на мастерскую отводят два урока как в средней (старшей), так и в начальной школе. Мастерская для взрослых может быть более продолжительной.
При изучении содержательных вопросов особое внимание необходимо обратить на их понимание каждым ребенком; на личностный смысл их изучения (включенность знаний в личностный опыт каждого с окрашиванием знаний чувствами и отношениями); на значение полученного знания для дальнейшего самостроительства.
Различают следующие типы мастерских:
Во всех мастерских работе со словом уделяют главное место- это один из ведущих принципов мастерских. По любому предмету естественно- научного или гуманитарного цикла в ходе мастерской составляется текст, при этом используются следующие приемы.
1. Мастер читает текст (проза, стихи, научную статью и т.д.). Задание: выпиши из текста слова, словосочетания, предложения, которые тебя заинтересовали, понравились, тебя поразили.
2.Работа с «душой» и «телом» слова. «Тело» слова- это буквы и звуки, из которых оно состоит. «Душа» слова- это те ассоциации, которые вызывает слово у человека. Мастер дает слово. Ученики работают с его «телом», т.е. составляют другие слова, используя буквы и звуки данного слова. Можно использовать как все буквы слова, так и только одну из букв, добавляя по своему усмотрению любые другие буквы. Ученики работают также и с «душой» слова, т.е. записывают ассоциации на данное слово. Удобно оформлять записи в таблицу. Например, слово «семья».
СЕМЬЯ
3. Накопленные при работе с «душой» и «телом» слова используются для составления словосочетаний и предложений. Можно взять одно (несколько слов) и составить с ним словосочетание (предложение), добавив по своему усмотрению другие слова. Например.
Большой очагсогревал своим теплом.
3.Более сложной может быть работа с двумя словами, одно из которых «горячее», другое- «холодное». Мастер предлагает произвольный набор слов разных частей речи. Из них нужно выбрать 2 слова: «горячее», «холодное». Критерии для отбора определяет каждый для себя. Мастер не оговаривает критериев отбора. Затем написать на листе эти два слова рядом и под каждым словом лист разделить на две части. В первом столбике следует написать слова, сходные с данным по смыслу или те, которые рождаются по ассоциации. Во втором — слова, которые либо имеют с данным одно окончание, либо получаются из данного заменой какой-нибудь буквы или слога, выбрасыванием какой-нибудь буквы или слога, составленные из букв этого слова. Такую работу следует провести и с «горячим» и с «холодным» словом.
Например. Дан набор слов: горько, конь, девушка, душа, река, день, закат.
5. Далее работа с накопленными словами строится следующим образом. Из слов составляются словосочетание. На эту работу дается ограниченное количество времени. Затем ученик составляет столько предложений, включающий составленные словосочетания, сколько получится. Нет установки- задействовать все слова для составления предложений. Так как мастерская начинается с индуктора, который задает определенную тему, и результатом мастерской будет текст, то предложения должны отражать заданную тему. Следующее задание — составить текст. Мотивом для создания текста является индуктор: образ или ситуация, которая создает потребность высказаться. Теперь дается установка на то, чтобы задействовать максимальное количество слов, словосочетаний, предложений из накопленных в процессе работы, в своем тексте. Такая работа, предваряющая создание текста, позволяет учащимся не испытывать «дефицита словесного материала».
6. Работа с предложением. Мастер предлагает деформированное предложение (набор). Задание: закончить предложение.
Например.
Самое удивительное в этой истории то, …(что она уже когда-то происходила в моей жизни и, как бумеранг, спустя столько лет вернулась ко мне снова).
7. Далее работа с предложением строится следующим образом. Мастер дает задание: написать любую творческую работу (стихи, эссе, прозу). Начать текст нужно с этой фразы.
8. Работа с текстом. Мастер предлагает взять карточку с текстом. Прочитать его. Варианты заданий к тексту:
— выписать слова, словосочетания, предложения из данного текста,
которые подходят к теме;
— ответить на вопрос, поставленный к тексту;
Важно обратить внимание еще и на то, что «накопление словесного материала» (термин французских мастеров) происходит не только в индивидуальной работе, но и на таком этапе мастерской, как социализация. Слова, словосочетания, предложения, которые составляются индивидуально представляются всему классу в различных формах.
Все описанные методические приемы использовались автором данной научной работы на мастерских письма в начальных классах.
Итак, мастерская- это альтернативная уроку форма организации обучения. Она имеет свою особую структуру. В мастерской реализуются идеи и принципы движения ЖФЭН (в России оно получило название «Новое образование»). Обучение в мастерской требует от педагога определенного уровня подготовки, переработки материала для изучения в мастерской (отбор содержания, раздаточный материал и т. д.). Содержание образования и учебно- методические комплексы, разработанные по данному содержанию, предполагают применение традиционных форм обучения. В периодических изданиях встречаются лишь отдельные мастерские по отдельным темам. Нет системы мастерских. Возможно, в этом и есть причина того, что мастерская не получила широкого применения в педагогической практике.
По мнению автора работы, мастерская- перспективная форма организации обучения младших школьников, которая несет в себе большой педагогический потенциал.
В новых образовательных стандартах делается акцент на необходимость постоянного поиска внутреннего потенциала личности, заданного природой и на стимулировании ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития.
Особенно востребованной становится гуманистическая направленность деятельности педагога, способного не только принять, понять воспитанника, но и помочь стать личностью, субъектом своей жизнедеятельности, а не только объектом воздействий, в том числе и педагогических. Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоническое развитие личности воспитуемого и предполагает гуманный характер взаимоотношений «учитель-ученик» как участников, субъектов педагогического процесса. Данные задачи требуют поиска новых педагогических технологий и форм обучения.
Поиски альтернативных уроку форм осуществляли как отечественные, так и зарубежные педагоги. В данной статье представлен опыт французских педагогов и личный опыт автора. Педагоги из группы ЖФЕН (Франция) предложили новую форму организации учебного процесса- мастерскую.
Мастерская, или Ателье (от фр. atelier) появилась в практике отечественной школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН — это сокращенное название «Французской группы нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle) — добровольный творческий союз ученых и практиков (учителей) Франции.
«Французская группа нового образования» (ЖФЭН) возникла в 20-х годах ХХ века и признана Министерством образования Франции. У истоков движения стояли психологи Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Объединение возглавлял Анри Бассис — французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель.
В мастерской реализуются следующие принципы.
-
Равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя лично.
-
Ненасильственное привлечение к процессу деятельности через создание личностной мотивации.
-
Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена их самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием. Французские мастера категорически против оценивания работы в мастерской в какой- либо форме. Они утверждают, что нельзя не только ставить отметки, а даже словом или мимикой высказывать свое субъективное отношение к работе учащихся. Это будет расцениваться, как давление на личность.
-
Чередование индивидуальной и парной, групповой форм работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышение уровня коммуникативной культуры, дает понятие о диалогическом способе восхождения к истине. Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса.
-
Работа в мастерских основывается как на природном материале, так и на результатах духовной деятельности человечества, прежде всего на языке. Язык при этом выступает не как средство общения, а как «вместилище красоты и смысла» (Пастернак), данных нам в наследство духовной деятельностью наших предков. Поэтому язык — важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета.
-
Один из главных принципов работы в мастерских — принцип выбора материала, вида деятельности, способа предъявления материала, партнеров в коллективной работе, места для индивидуальной работы и т.д. Если в традиционной системе учитель дает задание, ученик выполняет. То в мастерских мастер предлагает, а ученик выбирает, то что ему ближе всего, то в чем он сможет полнее реализоваться.
-
Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности. Без ответственности рождается своеволие. «Не навреди»- общий ограничительный принцип медика и педагога.
-
Мастерская включает каждого из ее участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.
Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса).
1. Индукция, (наведение) – создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и так далее – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
3. Социоконструкция – построение этих элементов группой.
4. Социализация – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
5. Афиширование – вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер, другой ученик).
6. Разрыв – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
7. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
План мастерской детализирован, при этом необходимо предусмотреть множество заданий, подсказок – информацию, которая будет предложена участникам в тот момент, когда в ней возникнет необходимость.
Мастерская не равна по времени уроку, она требует исследования и детального проговаривания гипотез и результатов. Часть вопросов не получит ответов здесь и послужит материалом для следующих мастерских. Обычно на мастерскую отводят два урока как в средней (старшей), так и в начальной школе. Мастерская для взрослых может быть более продолжительной.
При изучении содержательных вопросов особое внимание необходимо обратить на их понимание каждым ребенком; на личностный смысл их изучения (включенность знаний в личностный опыт каждого с окрашиванием знаний чувствами и отношениями); на значение полученного знания для дальнейшего самостроительства.
Различают следующие типы мастерских:
-
— мастерская письма, где в ходе работы создается текст;
-
— мастерская построения знаний, на которых происходит «открытие» новых знаний;
-
— мастерская повышения квалификации учителей;
-
— мастерская построения мастерских.
Во всех мастерских работе со словом уделяют главное место- это один из ведущих принципов мастерских. По любому предмету естественно- научного или гуманитарного цикла в ходе мастерской составляется текст, при этом используются следующие приемы.
1. Мастер читает текст (проза, стихи, научную статью и т.д.). Задание: выпиши из текста слова, словосочетания, предложения, которые тебя заинтересовали, понравились, тебя поразили.
2.Работа с «душой» и «телом» слова. «Тело» слова- это буквы и звуки, из которых оно состоит. «Душа» слова- это те ассоциации, которые вызывает слово у человека. Мастер дает слово. Ученики работают с его «телом», т.е. составляют другие слова, используя буквы и звуки данного слова. Можно использовать как все буквы слова, так и только одну из букв, добавляя по своему усмотрению любые другие буквы. Ученики работают также и с «душой» слова, т.е. записывают ассоциации на данное слово. Удобно оформлять записи в таблицу. Например, слово «семья».
СЕМЬЯ
душа |
тело |
Большой очагсогревал своим теплом.
3.Более сложной может быть работа с двумя словами, одно из которых «горячее», другое- «холодное». Мастер предлагает произвольный набор слов разных частей речи. Из них нужно выбрать 2 слова: «горячее», «холодное». Критерии для отбора определяет каждый для себя. Мастер не оговаривает критериев отбора. Затем написать на листе эти два слова рядом и под каждым словом лист разделить на две части. В первом столбике следует написать слова, сходные с данным по смыслу или те, которые рождаются по ассоциации. Во втором — слова, которые либо имеют с данным одно окончание, либо получаются из данного заменой какой-нибудь буквы или слога, выбрасыванием какой-нибудь буквы или слога, составленные из букв этого слова. Такую работу следует провести и с «горячим» и с «холодным» словом.
Например. Дан набор слов: горько, конь, девушка, душа, река, день, закат.
«Горячее» слово закат |
«Холодное» слово горько | ||
Садиться Солнце Покой Умиротворение хочется |
Заказ Казак Так Катит Затор |
Больно Неприятно Обидно Почему? свадьба |
Горе Корь Гора Редко рок |
6. Работа с предложением. Мастер предлагает деформированное предложение (набор). Задание: закончить предложение.
Например.
Самое удивительное в этой истории то, …(что она уже когда-то происходила в моей жизни и, как бумеранг, спустя столько лет вернулась ко мне снова).
7. Далее работа с предложением строится следующим образом. Мастер дает задание: написать любую творческую работу (стихи, эссе, прозу). Начать текст нужно с этой фразы.
8. Работа с текстом. Мастер предлагает взять карточку с текстом. Прочитать его. Варианты заданий к тексту:
— выписать слова, словосочетания, предложения из данного текста,
которые подходят к теме;
— ответить на вопрос, поставленный к тексту;
-
установить проблему, обозначенную в тексте и др.
Важно обратить внимание еще и на то, что «накопление словесного материала» (термин французских мастеров) происходит не только в индивидуальной работе, но и на таком этапе мастерской, как социализация. Слова, словосочетания, предложения, которые составляются индивидуально представляются всему классу в различных формах.
-
Мастер предлагает всем встать, а листочки, на которых работали оставить на столах. Можно походить по классу, почитать чужие листочки, вернуться и дописать что-то в свой. Очень важный момент состоит в том, что это упражнение нужно делать добровольно. Если кто-то не хочет читать чужие слова или показывать всем свой листочек, можно этого не делать.
-
Распространенная форма социализации на мастерской- вывешивание работ на стены класса, для того, чтобы желающие могли ознакомиться.
-
Еще одна форма социализации, более энергоемкая для мастера, это фиксирование слов, которые называются в классе, на доске.
-
Социализация может быть и внутригрупповая, когда в группе обмениваются листочками и читают, что написали другие участники мастерской или зачитывают вслух в группе.
Все описанные методические приемы использовались автором данной научной работы на мастерских письма в начальных классах.
Итак, мастерская- это альтернативная уроку форма организации обучения. Она имеет свою особую структуру. В мастерской реализуются идеи и принципы движения ЖФЭН (в России оно получило название «Новое образование»). Обучение в мастерской требует от педагога определенного уровня подготовки, переработки материала для изучения в мастерской (отбор содержания, раздаточный материал и т. д.). Содержание образования и учебно- методические комплексы, разработанные по данному содержанию, предполагают применение традиционных форм обучения. В периодических изданиях встречаются лишь отдельные мастерские по отдельным темам. Нет системы мастерских. Возможно, в этом и есть причина того, что мастерская не получила широкого применения в педагогической практике.
По мнению автора работы, мастерская- перспективная форма организации обучения младших школьников, которая несет в себе большой педагогический потенциал.
29 сентября 2012
Файлы
мастерская.zip
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре