В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Альтернатива уроку- французская мастерская

Альтернатива уроку- французская мастерская

Кристина Рогозина
Тип материала: Педагогическая теория
просмотров: 5622
Краткое описание
Цель работы- показать возможности французской мастерской, как альтернативы уроку.
Описание
Более трех столетий классно-урочная система обучения и урок, как ключевой компонент организации обучения в этой системе, существуют в образовании. Вместе с тем данная система и ее основная форма (урок) не лишены недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых — опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуального подхода в обучении.
В новых образовательных стандартах делается акцент на необходимость постоянного поиска внутреннего потенциала личности, заданного природой и на стимулировании ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития.
Особенно востребованной становится гуманистическая направленность деятельности педагога, способного не только принять, понять воспитанника, но и помочь стать личностью, субъектом своей жизнедеятельности, а не только объектом воздействий, в том числе и педагогических. Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоническое развитие личности воспитуемого и предполагает гуманный характер взаимоотношений «учитель-ученик» как участников, субъектов педагогического процесса. Данные задачи требуют поиска новых педагогических технологий и форм обучения.
Поиски альтернативных уроку форм осуществляли как отечественные, так и зарубежные педагоги. В данной статье представлен опыт французских педагогов и личный опыт автора. Педагоги из группы ЖФЕН (Франция) предложили новую форму организации учебного процесса- мастерскую.
Мастерская, или Ателье (от фр. atelier) появилась в практике отечественной школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН — это сокращенное название «Французской группы нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle) — добровольный творческий союз ученых и практиков (учителей) Франции.
«Французская группа нового образования» (ЖФЭН) возникла в 20-х годах ХХ века и признана Министерством образования Франции. У истоков движения стояли психологи Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Объединение возглавлял Анри Бассис — французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель.
В мастерской реализуются следующие принципы.
  1. Равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя лично.
  2. Ненасильственное привлечение к процессу деятельности через создание личностной мотивации.
  3. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена их самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием. Французские мастера категорически против оценивания работы в мастерской в какой- либо форме. Они утверждают, что нельзя не только ставить отметки, а даже словом или мимикой высказывать свое субъективное отношение к работе учащихся. Это будет расцениваться, как давление на личность.
  4. Чередование индивидуальной и парной, групповой форм работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышение уровня коммуникативной культуры, дает понятие о диалогическом способе восхождения к истине. Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса.
  5. Работа в мастерских основывается как на природном материале, так и на результатах духовной деятельности человечества, прежде всего на языке. Язык при этом выступает не как средство общения, а как «вместилище красоты и смысла» (Пастернак), данных нам в наследство духовной деятельностью наших предков. Поэтому язык — важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета.
  6. Один из главных принципов работы в мастерских — принцип выбора материала, вида деятельности, способа предъявления материала, партнеров в коллективной работе, места для индивидуальной работы и т.д. Если в традиционной системе учитель дает задание, ученик выполняет. То в мастерских мастер предлагает, а ученик выбирает, то что ему ближе всего, то в чем он сможет полнее реализоваться.
  7. Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности. Без ответственности рождается своеволие. «Не навреди»- общий ограничительный принцип медика и педагога.
  8. Мастерская включает каждого из ее участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.
В мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не столько передачей знаний и умений своим ученикам, сколько созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование, строительство знаний, самопознание.
Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса).
1. Индукция, (наведение) – создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и так далее – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
3. Социоконструкция – построение этих элементов группой.
4. Социализация – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5. Афиширование – вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер, другой ученик).
6. Разрыв – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
7. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

План мастерской детализирован, при этом необходимо предусмотреть множество заданий, подсказок – информацию, которая будет предложена участникам в тот момент, когда в ней возникнет необходимость.
Мастерская не равна по времени уроку, она требует исследования и детального проговаривания гипотез и результатов. Часть вопросов не получит ответов здесь и послужит материалом для следующих мастерских. Обычно на мастерскую отводят два урока как в средней (старшей), так и в начальной школе. Мастерская для взрослых может быть более продолжительной.
При изучении содержательных вопросов особое внимание необходимо обратить на их понимание каждым ребенком; на личностный смысл их изучения (включенность знаний в личностный опыт каждого с окрашиванием знаний чувствами и отношениями); на значение полученного знания для дальнейшего самостроительства.
Различают следующие типы мастерских:
— мастерская письма, где в ходе работы создается текст;
— мастерская построения знаний, на которых происходит «открытие» новых знаний;
— мастерская повышения квалификации учителей;
— мастерская построения мастерских.
В данной работе мы рассмотрим особенности мастерской письма, в рамках которой работа по развитию связной письменной речи младших школьников организована при помощи специальных методических приемов, отличных от тех, которые используются на уроках.
Во всех мастерских работе со словом уделяют главное место- это один из ведущих принципов мастерских. По любому предмету естественно- научного или гуманитарного цикла в ходе мастерской составляется текст, при этом используются следующие приемы.
1. Мастер читает текст (проза, стихи, научную статью и т.д.). Задание: выпиши из текста слова, словосочетания, предложения, которые тебя заинтересовали, понравились, тебя поразили.
2.Работа с «душой» и «телом» слова. «Тело» слова- это буквы и звуки, из которых оно состоит. «Душа» слова- это те ассоциации, которые вызывает слово у человека. Мастер дает слово. Ученики работают с его «телом», т.е. составляют другие слова, используя буквы и звуки данного слова. Можно использовать как все буквы слова, так и только одну из букв, добавляя по своему усмотрению любые другие буквы. Ученики работают также и с «душой» слова, т.е. записывают ассоциации на данное слово. Удобно оформлять записи в таблицу. Например, слово «семья».
СЕМЬЯ


душа
тело
3. Накопленные при работе с «душой» и «телом» слова используются для составления словосочетаний и предложений. Можно взять одно (несколько слов) и составить с ним словосочетание (предложение), добавив по своему усмотрению другие слова. Например.
Большой очагсогревал своим теплом.
3.Более сложной может быть работа с двумя словами, одно из которых «горячее», другое- «холодное». Мастер предлагает произвольный набор слов разных частей речи. Из них нужно выбрать 2 слова: «горячее», «холодное». Критерии для отбора определяет каждый для себя. Мастер не оговаривает критериев отбора. Затем написать на листе эти два слова рядом и под каждым словом лист разделить на две части. В первом столбике следует написать слова, сходные с данным по смыслу или те, которые рождаются по ассоциации. Во втором — слова, которые либо имеют с данным одно окончание, либо получаются из данного заменой какой-нибудь буквы или слога, выбрасыванием какой-нибудь буквы или слога, составленные из букв этого слова. Такую работу следует провести и с «горячим» и с «холодным» словом.
Например. Дан набор слов: горько, конь, девушка, душа, река, день, закат.

«Горячее» слово
закат
«Холодное» слово
горько
Садиться
Солнце
Покой
Умиротворение
хочется
Заказ
Казак
Так
Катит
Затор
Больно
Неприятно
Обидно
Почему?
свадьба
Горе
Корь
Гора
Редко
рок
5. Далее работа с накопленными словами строится следующим образом. Из слов составляются словосочетание. На эту работу дается ограниченное количество времени. Затем ученик составляет столько предложений, включающий составленные словосочетания, сколько получится. Нет установки- задействовать все слова для составления предложений. Так как мастерская начинается с индуктора, который задает определенную тему, и результатом мастерской будет текст, то предложения должны отражать заданную тему. Следующее задание — составить текст. Мотивом для создания текста является индуктор: образ или ситуация, которая создает потребность высказаться. Теперь дается установка на то, чтобы задействовать максимальное количество слов, словосочетаний, предложений из накопленных в процессе работы, в своем тексте. Такая работа, предваряющая создание текста, позволяет учащимся не испытывать «дефицита словесного материала».
6. Работа с предложением. Мастер предлагает деформированное предложение (набор). Задание: закончить предложение.
Например.
Самое удивительное в этой истории то, …(что она уже когда-то происходила в моей жизни и, как бумеранг, спустя столько лет вернулась ко мне снова).
7. Далее работа с предложением строится следующим образом. Мастер дает задание: написать любую творческую работу (стихи, эссе, прозу). Начать текст нужно с этой фразы.
8. Работа с текстом. Мастер предлагает взять карточку с текстом. Прочитать его. Варианты заданий к тексту:
выписать слова, словосочетания, предложения из данного текста,
которые подходят к теме;
— ответить на вопрос, поставленный к тексту;
  1. установить проблему, обозначенную в тексте и др.
9.Как вариант работы с текстом, может быть использован следующий прием. Учащиеся воспринимают текст не зрением, а на слух. Это важно тогда, когда учащиеся читают плохо. Мастер читает текст, учащиеся выписывают слова, фразы. Этот прием эмоционально позволяет влиять на учеников, выделяя важные, по мнению мастера, фрагменты текста. Еще более сильное воздействии на учащихся будет оказывать удачно подобранный к тексту музыкальный фрагмент.
Важно обратить внимание еще и на то, что «накопление словесного материала» (термин французских мастеров) происходит не только в индивидуальной работе, но и на таком этапе мастерской, как социализация. Слова, словосочетания, предложения, которые составляются индивидуально представляются всему классу в различных формах.
  1. Мастер предлагает всем встать, а листочки, на которых работали оставить на столах. Можно походить по классу, почитать чужие листочки, вернуться и дописать что-то в свой. Очень важный момент состоит в том, что это упражнение нужно делать добровольно. Если кто-то не хочет читать чужие слова или показывать всем свой листочек, можно этого не делать.
  2. Распространенная форма социализации на мастерской- вывешивание работ на стены класса, для того, чтобы желающие могли ознакомиться.
  3. Еще одна форма социализации, более энергоемкая для мастера, это фиксирование слов, которые называются в классе, на доске.
  4. Социализация может быть и внутригрупповая, когда в группе обмениваются листочками и читают, что написали другие участники мастерской или зачитывают вслух в группе.
На этапе социализации важным является момент взаимообмена творчеством, накопленными словами, удачно сформулированными словосочетаниями и предложениями, что также способствует «накоплению словесного материала».
Все описанные методические приемы использовались автором данной научной работы на мастерских письма в начальных классах.
Итак, мастерская- это альтернативная уроку форма организации обучения. Она имеет свою особую структуру. В мастерской реализуются идеи и принципы движения ЖФЭН (в России оно получило название «Новое образование»). Обучение в мастерской требует от педагога определенного уровня подготовки, переработки материала для изучения в мастерской (отбор содержания, раздаточный материал и т. д.). Содержание образования и учебно- методические комплексы, разработанные по данному содержанию, предполагают применение традиционных форм обучения. В периодических изданиях встречаются лишь отдельные мастерские по отдельным темам. Нет системы мастерских. Возможно, в этом и есть причина того, что мастерская не получила широкого применения в педагогической практике.
По мнению автора работы, мастерская- перспективная форма организации обучения младших школьников, которая несет в себе большой педагогический потенциал.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
мастерская.zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос