Урок литературного чтения в 1 классе по УМК ПНШ
Краткое описание
Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать, сравнивать, выделять главное в прибаутках и небылицах.
Помочь учащимся выделить такую закономерность фольклорных жанров, как наличие повторов.
Помочь учащимся выделить такую закономерность фольклорных жанров, как наличие повторов.
Описание
Тема: Прибаутки, небылицы. Цели: Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать, сравнивать, выделять главное в прибаутках и небылицах. Помочь учащимся выделить такую закономерность фольклорных жанров, как наличие повторов. Организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях, при работе в малых группах. Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи. Оборудование: рабочие тетради, иллюстрации Ю. Васнецова, детские книги с иллюстрациями художника, толковый словарь План урока: 1. Организационный этап. У: — Ярко солнце светит, В воздухе тепло, И куда ни взглянешь, Всё кругом светло. Улыбнитесь друг другу, пусть в вашем сердце будет весь день также светло и тепло. У нас в классе присутствуют гости, своими улыбками подарите им капельку тепла. И так, начинаем работу. Это день больших секретов, Сто вопросов — сто ответов. Отвечай по одному, И научишься всему. Начинаем мы опять Думать, рассуждать, смекать! 2. Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе. У: — Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если выполните математические действия: прибавить – вить + утка = (прибаутка) небо – о + ы + лицо – о + а = (небылица) У: — А чтобы чтение прибаутки и небылицы было выразительным, давайте подготовим наш речевой аппарат. Те, у кого лежат словари и задание, выполните его в паре. *1 упр. «Чистим зубки» 3 упр. «Лодочка» 2 упр. «Укол» 4 упр. «Лошадка» *Прочитаем «жужжащим» чтением строчки в рабочей тетради на странице 37 упражнение №1. У: — А теперь первую строчку прочтём по «лесенке вверх». — Назовите слово, которое отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? У: — По второй строчке мы «спустимся вниз». Назовите слово-предмет. На какой вопрос оно отвечает? Можно ли сказать, что эти слова родственные, докажите. У: — Прочитайте слова третьей строчки. На какой вопрос они отвечают? У: — Прочитайте несколько раз слова, которые записаны на доске ( разворот доски закрыт, на нём слова на листе): Люстра – иллюстРАция. — Как вы думаете, они родственные или нет? — Послушайте толкование этих слов, которые нашли в словарях дети. ЛЮСТРА — висячий осветительный прибор из нескольких ламп. ИЛЛЮСТРАЦИЯ– поясняющий рисунок. У: — К слову иллюстрация подберите родственные слова из 1 упражнения. — Интересные вопросы ожидали смельчаков. Пожелаем им удачи. Выходите! Кто готов? (Проверка выполнения групповых заданий: — прочитайте задание и докажите правильность своего ответа). — Молодцы! Маша и Миша приглашают нас в музей. 3. Этап усвоения новых знаний. (Снимаю слова, появляется картинка из учебника Музей Ю. Васнецова, выходят дети Маша, Миша и ученик в костюме учёного Кота. Дети разыгрывают интригу учебника на стр. 65) У: — Составьте определение прибаутки. (По мере высказывания детей на доске появляются слова). ПРИБАУТКА – маленькая история, шуточный небольшой рассказ, сказочка-шутка. (Дети инсценируют интригу учебника дальше (диалог Миши и Кота стр. 66) У: — Кто может продолжить объяснение? - НЕБЫЛИЦА — то, чего не бывает на самом деле, выдумка, нелепица. 4. Этап первичной проверки понимания изученного. — А хотите окунуться в мир необычного. Откройте учебник на стр. 66 и «жужжащим чтением» прочитаем стихотворение «По поднебесью, братцы, медведь летит». (Вопрос Кота стр. 66) У: — С каким выражением лица надо говорить этот текст? Надо ли делать большие глаза и прикладывать правую руку к сердцу? У: — Надо ли немножко тянуть некоторые слова? Какие? — А теперь поработайте в группах. Те, у кого таблички: артисты – читают небылицу, зрители – слушают, а критики – оценивают правильность чтения. У: — Какое слово указывает, что у этой истории есть слушатели? Д: — Слово «братцы». У: — Что делает стихотворение похожим на цепочку? 5. Этап закрепления новых знаний. — Сейчас мы с вами пройдёмся по залам музея. (открывается разворот доски, на котором иллюстрации к детским книжкам) У: — В некотором царстве, в нашем государстве жил-был добрый волшебник. И как все добрые волшебники, делал только добрые дела – приносил людям радость. Был он художником. Звали его Юрий Алексеевич Васнецов. Вы спросите: «Почему волшебник? Ведь волшебники бывают в сказках». Конечно, он не мог превратить избушку в хрустальный дворец, оживить убитого богатыря и вершить прочие чудеса, но зато мог всё это нарисовать. И хрустальный дворец, и Царевну-лягушку и всё-всё, о чём рассказывается в сказках и что подсказало художнику его воображение. Да так, что сказка предстаёт перед нами в зримых образах. Разве это не волшебство? Неужели не удивимся сказке? Сказка и поныне живёт в наших душах. Пример тому – миллионные тиражи, которыми издаются детские книжки. Сказка в книжке не мыслима без картинок. Создают их художники. В числе первых художников-сказочников мы по праву называем Юрия Васнецова. У: — Найдите на «Выставке» иллюстрацию к небылице. Проверьте свой ответ. Откройте учебник на стр. 73 и внимательно рассмотрите иллюстрацию. — Что вам кажется чудесным, небывалым? Д: — Солнце и луна одновременно сияют на небе, среди людей на задних ножках идёт поросёнок, кругом снег, а дорожка летняя, песчаная… — Закройте учебники. — Солнышко заглянуло и к нам, оно зовёт нас на зарядку. 6. Динамическая пауза: «Солнце глянуло в кроватку» 7. Этап применения знаний. У: — А сейчас прочитаем ещё одно стихотворение. Откройте тетради и выполните задания № 2 стр. 37. Чтение за диктором. — В форме чего написано это стихотворение? Д: — В форме диалога. — Давайте прочитаем его по ролям. Мальчики будут читать за первого кума, а девочки – за второго. 8. Этап обобщения и систематизации знаний. — Миша сказал, что это стихотворение похоже на небылицу. Обведите те фрагменты текста, на которые обратил внимание Миша. — А Маша ещё заметила, что это стихотворение напоминает сказку-цепочку. Подчеркните слова, которые отметила Маша. 9. Этап контроля и самоконтроля знаний. У: — Прочитайте те фрагменты, на которые обратил внимание Миша. — Какие повторы заметила Маша, прочитайте. — Вам понравилась небылица? Дать её определение нам поможет следующее задание. 10. Этап коррекции знаний. У: — Соедините стрелками слова из левого и правого столбика: Прибаутка – выдумка, нелепица. Небылица -сказка-шутка. — Давайте ещё раз прочитаем, что же такое прибаутка и небылица. 11. Этап информации о домашнем задании. — А хотите побывать в роли авторов? Выберите на выставке рисунков любую понравившуюся иллюстрацию и придумайте свою небылицу. А завтра мы вернёмся к творчеству Ю. Васнецова и подробнее познакомимся с другими иллюстрациями. 12. Этап подведения итогов урока. У: — Мне сегодня понравилось как вы работали, были активны, внимательны. 13. Этап рефлексии. У: — А теперь вы поделитесь своими впечатлениями об уроке. Выберите фразу и закончите её: Я сегодня узнал… Мне было … Больше всего мне понравилось… Я бы хотел… Литература: 1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.
2. Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.
2. Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.
28 сентября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре