Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 кл. по Меркину
Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе (70 ч)
Учебник в 2 ч. п\р Меркина Г.С., - М.. «Русское слово», 2009. Составила Марычева Наталья Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 26 г.Комсомольска-на-Амуре
№ |
Дата |
|
Программный материал |
Диагностика |
Теория лит-ры |
ХКК |
Домашнее задание |
УУД |
|
|
1 |
|
|
Книга и её роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. |
Беседа, викторина, отзыв о книге |
Лит-ра как искусство слова |
|
Тезисы с.3-12 |
|
|
|
Из греческой мифологии(3ч) |
|
|
||||||||
2 |
|
|
Мифы о героях: «Герои», «Прометей». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме |
Чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения |
Мифологический сюжет. Мотив, Античность |
|
Чит. «Герои», «Прометей»,пересказ |
|
|
|
3 |
|
|
«Дедал и Икар», «Яблоки Гесперид»: стремление познать мир и реализовать свою мечту |
Чтение и различные виды пересказа, дискуссия |
Мифологический сюжет. Миф, легенда |
|
Чит. «Дедал и Икар», «Яблоки Гесперид», работа в группах |
|
|
|
4 |
|
РР1 |
Рассказ о герое |
Чтение и различные виды пересказа, дискуссия |
Мифологический сюжет. |
|
С.44-46, знать термины |
|
|
|
Из УНТ (4 ч) |
|
|
||||||||
5 |
|
|
Предания и сказки. «Солдат и смерть». Предание, его худ.особ-сти. |
Сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки |
Предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке, легенда |
|
С.47-55, вопр.1-3(уст) |
|
|
|
6 |
|
ВЧ1 ХКК1 |
ХКК ГОС Древние мифы, сказки, предания,благопо-желания,,запреты,бытую-щие на дальневосточной земле |
эпос Чтение и различные виды пересказа, дискуссия |
|
Хрестом. по ДВ лит., с.127- 133 |
с.127-140 (хрестом.) |
|
|
|
7 |
|
|
«Как Бадыноко победил одноглазого великана». Сказка и ее художественные особенности. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».Народные представ-ления о добре и зле;краткость, образность,афористичность. |
Пересказ, чтение фрагментов, комментированное чтение |
Предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке, легенда |
|
Чит. с.59-83 (пересказ) Подгот. к тесту |
|
|
|
8 |
|
РР2 Тест №1 |
Литературная гостиная «В мире сказок». Тест №1 |
Сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки запись произведений фольклора своей местности. |
Предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке. |
|
Сочинить сказку (работа в группах) |
|
|
|
Из древнерусской литературы. (3 ч.) |
|
|||||||||
9 |
|
|
«Сказание о белгородских колодцах». Отражение истории Древней Руси и народных представлениях о событиях и людях. «Повесть о разорении Рязани Батыем» |
Различные виды чтения и пересказа, работа со статьей учебника и дополнительной литературой |
Житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой, летопись, историческая повесть, плач |
|
Чит.с.90-102 |
|
|
|
10 |
|
|
«Поучение» Владимира Мономаха |
Различные виды чтения и пересказа, работа со статьей учебника и дополнительной литературой |
Житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой. |
|
Чит.с.103-109, рисунок |
|
|
|
11 |
|
РР3 |
Устное описание картины |
Описание картины, работа с вырази-тельными средствами языка, составление плана |
Икона, иконопись
|
|
Чит.с.110-122, биограф. Ломоносова |
|
|
|
Из литературы VIII века (2 ч.) |
|
|||||||||
12 |
|
|
М.В. Ломоносов Жизнь и творчество |
Различные виды чтения и пересказа, работа со статьей учебника и дополнительной литературой |
Иносказание, многозн-сть слова и образа, аллегория, риторическое обращение |
|
Индив.зад. по группам |
|
|
|
13 |
|
|
«Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» |
Различные виды чтения и пересказа, работа со статьей учебника и дополнительной литературой, выразительное чтение |
Иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение, рифма |
|
Вопр.6-7 (пис.), биограф. Жуковского |
|
|
|
Из литературы XIX века (42 ч.) |
|
|||||||||
14 |
|
|
В.А. Жуковский. Жанр баллады в творчестве Жуковского. |
Различные виды чтения и пересказа, работа со статьей учебника и дополнительной литературой, выразительное чтение |
Реальное, фантастическое; фабула; баллада. |
|
Чит. «Светлана», знать термины |
|
|
|
15 |
|
|
«Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором… |
Различные виды чтения и пересказа, работа со статьей учебника и дополнительной литературой, выразительное чтение |
Реальное, фантастическое; фабула; баллада, элегия |
|
Биограф. Пушкина |
|
|
|
16 |
|
|
А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии поэта. |
Выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, работа с дидактическими материалами по биографии А.С.Пушкина. |
Биография |
|
Инд.зад. |
|
|
|
17 |
|
|
Лирика природы: «Деревня», «Редеют облаков летучая гряда». |
Выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план |
Двусложные размеры стиха; строфа (типы строф) |
|
Вопр.с.153 (1-2) |
|
|
|
18 |
|
РР4 |
Двусложные стихотворные размеры |
Работа со статьей учебника, конспектом, практическая работа |
Двусложные размеры стиха; строфа (типы строф), силлабо-тоническое стихосложение |
|
Учить наизусть «Зимнее утро» |
|
|
|
19 |
|
РР5 |
Анализ стихотворения «Зимнее утро» |
Работа со статьей учебника, конспектом, практическая работа |
Двусложные размеры стиха; строфа (типы строф) |
|
С.162 (вопр.),о романе «Дубровс-кий» |
|
|
|
20 |
|
|
Роман «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел. |
Различные виды чтения и пересказа, работа с текстом |
Роман |
|
Чит.гл.2-5 |
|
|
|
21 |
|
|
Нравственные и социальные проблемы романа |
Инсценирование фрагментов, работа с текстом, составление плана |
Роман, нравственность, вечные темы в литературе |
|
Чит.гл.6-10 |
|
|
|
22 |
|
|
Основной конфликт |
Сбор материала к сочинению, работа с текстом |
Конфликт |
|
Чит.гл.11-19 |
|
|
|
23 |
|
|
Центральные персонажи. |
Цитатный план, работа с текстом, практическая работа |
Цитата, сравнительная характеристика |
|
Таблица (с.241 письм.) |
|
|
|
24 |
|
|
Смысл заглавия. Подготовка к сочинению |
Цитатный план, работа с текстом, практическая работа |
Цитата |
|
Сост-ть план |
|
|
|
25 |
|
РР6 Соч.№1 |
Сочинение №1 по роману Пушкина «Дубровский» |
Сбор и систематизация материала к сочинению, составление сложного плана |
Цитата, эссе, сочинение от лица героя |
|
Чит. «Барышня-крестьянка» |
|
|
|
26 |
|
ВЧ2 |
«Барышня-крестьянка» |
Различные виды чтения и пересказа, работа с текстом |
Повесть |
|
Биограф. Лермонтова |
|
|
|
27 |
|
|
М.Ю. Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. |
Выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов, работа со статьей, составление плана |
Стих и проза |
|
Доклады на тему «Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова» |
|
|
|
28 |
|
РР7 |
Литературная гостиная «Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова» |
Исследовательские работы, литературные газеты |
Фреска |
|
С.245-248, знать термины |
|
|
|
29 |
|
|
Вольнолюбивые мотивы в лирике Лермонтова. «Тучи», «Парус» |
Выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов. |
Тема, мотив, антитеза, композиция |
|
Учить наизусть (по выбору) |
|
|
|
30 |
|
|
Многозначность художественного образа «Листок». |
Анализ стихотворения. Выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов |
Стопа, типы стоп; метафора, инверсия. |
|
Вопр.№2 с.256 (письм.) |
|
|
|
31 |
|
РР8 |
Трехсложные стихотворные размеры. |
Анализ стихотворения |
Трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия. |
|
Рисунок на стих-ие (выбор) |
|
|
|
32 |
|
|
Мир одиночества в лирике Лермонтова. Анализ стихотворения |
Выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов. |
Трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия. |
|
Чит.с.156-182 (хрестом.) |
|
|
|
33 |
|
ВЧ3 ХКК2 |
ХКК ГОС Человек и природа в дальневосточной литературе |
отзыв о прочитанном |
повесть |
А.Максимов «Норка», В.Соломитов«Тайга пылала» |
Биография Гоголя |
|
|
|
34 |
|
|
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество |
Выразительное чтение фрагментов, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов, работа со статьей, составление плана |
Юмора, сатира |
|
Чит. «Тарас Бульба»(гл.1-2) |
|
|
|
35 |
|
|
Н.В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба». История создания. Проблематика повести. |
Изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод, просмотр отрывков из фильма «Тарас Бульба» |
Героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры) |
|
Чит. «Тарас Бульба»(гл.5-7) |
|
|
|
36 |
|
|
Центральные образы и приемы их создания |
Работа с текстом, составление плана, разные виды чтения и пересказа, работа с цитатами |
Героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры), образ |
|
Чит. «Тарас Бульба» до конца |
|
|
|
37 |
|
|
Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле |
Работа с текстом, составление плана, разные виды чтения и пересказа, работа с цитатами |
Фабула, сюжет, образ, композиция |
|
Инд.зад. по группам (по анализу эпизода) |
|
|
|
38 |
|
РР9 ХКК3 |
ХКК Анализ эпизода. Связь повести с фольклором (характеры,типы,речь); своеобразие стиля |
Анализ эпизода, работа с текстом, выразительными средствами языка, Работа с текстом |
Выразительные средства языка, фольклор |
|
Прочит. из интернета (с.316) |
|
|
|
39 |
|
РР10 |
Сбор материала к сочинению |
Работа с текстом, составление плана, разные виды чтения и пересказа, работа с цитатами |
Цитатный, сложный план |
|
Сос-ть план к сочинению |
|
|
|
40 |
|
РР11 Соч.№2 |
Сочинение №2 по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» |
Написание сочинения |
Цитатный, сложный план |
|
Подгот-ся к терминол-му диктанту |
|
|
|
41 |
|
РР12 |
Анализ и редактирование сочинений |
Редактирование текста, оценка чужой работы |
Отзыв, рецензия |
|
Чит. «Повесть о том, как поссорился Иван Иваныч с Иваном Никифоровичем» |
|
|
|
42 |
|
ВЧ4 |
«Повесть о том, как поссорился Иван Иваныч с Иваном Никифоровичем» |
Написание отзыва, продолжения истории |
Повесть, проблематика, образы |
|
Биограф. Тургенева |
|
|
|
43 |
|
|
И.С. Тургенев. Тема любви в лирике: «В дороге» |
Сложный план, цитатный план, различные виды чтения |
Своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел, вечные темы в литературе |
|
Чит. рассказ «Бирюк» |
|
|
|
44 |
|
|
«Записки охотника». Творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»:служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе. Образ лесника. Позиция автора. |
Сложный план, цитатный план, использование иллюстраций по циклу И.С.Тургенева «Записки охотника». Различные виды чтения и пересказа, работа с опорными таблицами, рассказ о герое по плану |
Своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет). Своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет). |
|
Инд.зад. по группам для анализа эпизода, рисунки |
|
|
|
45 |
|
РР13 |
Анализ эпизода |
Работа с опорными таблицами, анализ эпизода |
Эпизод, фрагмент |
|
Биограф. Н.А.Некрасова |
|
|
|
46 |
|
|
Н. А. Некрасов Гражданская позиция Некрасова в 60-70-е годы. |
Различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (мини-сочинение с данным финалом либо данным эпиграфом). |
Трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет, пиррихий спондей |
|
Наизусть (по выбору) |
|
|
|
47 |
|
|
Темы народного труда и «долюшки женской»- основные в творчестве поэта:«В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…»Основной пафос – разоблачение соц-ой несправедл-сти |
Чтение наизусть, анализ стихотворения |
Трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет, пиррихий спондей |
|
Вопр.1-3 С.338-339 (уст.); биогр. Л.Н.Толстого |
|
|
|
48 |
|
|
Л. Н. Толстой Повесть «Детство» (главы) |
Различные типы пересказа, составление цитатного плана. Работа с дидактическим материалом по биографии и творчеству Л.Н.Толстого. |
Автобиографическая проза. |
|
Чит. С.9-16 |
|
|
|
49 |
|
|
Главные качества родителей в восприятии и изображении Л.Н. Толстого |
Различные типы пересказа, составление цитатного плана. Работа с дидактическим материалом по биографии и творчеству Л. Н. Толстого. |
Автобиографическая проза. |
|
Чит. рассказ «Бедные люди» |
|
|
|
50 |
|
|
Проблематика рассказа «Бедные люди» и Внутренняя связь его с повестью «Детство» |
Различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана. . |
Автобиографическая проза. |
|
Биограф. Короленко |
|
|
|
51 |
|
|
В. Г. Короленко Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе». Проблематика произведения |
Различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа. |
Повесть, художественная деталь, портрет и характер. |
|
Чит. «В дурном обществе» (гл.1-5) |
|
|
|
52 |
|
|
Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям |
Различные виды пересказа; подго-товка вопросов для обсуждения; план характе-ки эпизода, персонажа. |
Повесть, художественная деталь, портрет и характер, образ |
|
Чит. «В дурном обществе» (до конца) |
|
|
|
53 |
|
РР14 Соч.№3 |
Сочинение №3 по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». |
сочинение |
|
|
Биограф. Чехова |
|
|
|
54 |
|
|
А.П. Чехов. Сатирические и юмористические рассказы. «Шуточка», «Налим» (темы, приемы создания характеров персонажей). Отношение автора к героям |
Выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова |
Юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении. |
|
С.92(№1)- письм. |
|
|
|
55 |
|
|
«Толстый и тонкий». Приёмы создания характеров персонажей |
Пересказ от первого лица, творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма) |
Юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении. |
|
1.Написать дамашнее сочинение – юмористический рассказ, 2. Читать повесть «Белый пудель |
|
||
Из литературы XX века (8 ч.) |
|
|||||||||
56 |
|
|
И.А. Бунин. Мир природы и человека в произведениях Бунина. Стих-ие «Не видно птиц…». Рассказ «Лапти» |
анализ произведения
|
Стили речи и их роль в создании художественного образа. |
|
Читать повесть «Белый пудель» |
|
||
57 |
|
|
А. И. Куприн. Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель»: история создания |
Различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде |
Тема, образ |
|
Читать «Тапёр» |
|
||
58 |
|
|
Рассказ «Тапёр». Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. |
Различные виды чтения и пересказа, работа со статьей учебника и дополнительной литературой, выразительное чтение |
Образ, тапер, рождественский рассказ |
|
Биограф. С. Есенина |
|
||
59 |
|
|
С. А. Есенин. «Песнь о собаке». Пафос и тема стихотворения. «Разбуди меня завтра рано...» Одухотворенная природа-один из осн-х образов |
Чтение наизусть, анализ стихотворений, прослушивание аудиозаписей стихотворений С.А.Есенина. |
Поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора. |
|
Наизусть (по выбору) |
|
||
60 |
|
ВЧ5 ХКК4 |
ХКК ГОС Стихи дальневосточных поэтов о природе |
Выразительное чтение, рассказы о поэтах, анализ стихотворений. |
Поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора. |
ДВ хрест. Е.Кохан,В.Суходольский и др. |
Чит. «Кладовая солнца» |
|
||
61 |
|
|
М. М. Пришвин Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: воспитание в читателе зоркости, наблюдат-сти,чувства красоты, любви к природе |
Работа с текстом |
Сказочные и мифологические мотивы, сказ |
|
Наизусть стих.Рубцова (выбор), |
|
||
62 |
|
|
Н. М. Рубцов Человек и природа в стихотвор-ях поэта: «Звезда полей», «Тихая моя родина» |
Чтение наизусть |
Вечные темы в литературе |
|
Чит. стихи ДВ авторов (с.182-250) |
|
||
63 |
|
ВЧ6 ХКК5 |
ХКК ГОС Поэзия о Великой Отечественной войне. Изображение войны, проблема жестокости, справедл-ти,подвига, долга,жизни и смерти,любви к родине:А.Ахматова, С.Орлов,К.Симонов, Р.Гамзатов,М.Исаковский |
Выразительное чтение |
Вечные темы в литературе |
Тема войны в ДВ лит-ре (Хрестом) |
Чит. «Конь с розовой гривой» |
|
||
64 |
|
ХКК6 |
ХКК В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»: тематика, проблематика рассказа |
Письма с войны и на войну. Разные виды чтения |
Тема, идея |
|
Вопр.4-9(уст) С.243-244 |
|
||
65 |
|
|
Восточные сказки. «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика и проблематика |
Различные виды чтения и пересказа, работа со статьей учебника и дополнительной литературой, выразительное чтение |
Проблемы, сказка |
|
Вопр.2-4(уст) С.251 |
|
||
66 |
|
|
Братья Гримм «Снегурочка» |
Различные виды чтения и пересказа, работа со статьей учебника и дополнительной литературой, выразительное чтение |
Рассказ, викторина. |
|
Вопр.1-2(уст) С.264 |
|
||
67 |
|
|
О. Генри. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве - с улыбкой и всерьез(дети и взрослые в рассказе) |
Рассказ от другого лица. Беседа, анализ, рассказ от другого лица |
Рассказ |
|
Дочит., вопр.1-6(уст) С.280-281, подгот. к тесту |
|
||
68 |
|
РР15 Тест №2 |
РРЛитературная викторина по сказкам братьев Гримм Тест №2 |
Инсценирование сказки |
Викторина |
|
Чит. Д. Лондон. «Любовь к жизни» |
|
||
69 |
|
РР16 |
РР Д. Лондон. «Любовь к жизни»: гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения. |
Литературная игра |
Тема, идея, пафос произведения. |
|
Подготовить выступление-отчет |
|
||
70 |
|
РР17 ХКК7 |
РРТворческий отчет учащихся ХКК |
Защита литературных проектов |
|
|
Лит-ра на лето |
|
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»