Урок литературы для 11 класса. Ранние рассказы М.Горького. Старуха Изергиль.
- узнать особенности ранних произведений Горького на примере рассказов «Макар Чудра» и «Челкаш»
- уметь проследить эволюцию художественной трактовки индивидуализма на рассказе «Старуха Изергиль», суметь найти худ. Средства и доказать свою мысль
- ответить в конце урока на контрольный вопрос.
Оформление доски:
· Эпиграф: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой»
Гёте.
· <place w:st=«on»>I.автор
— рабочей среды
— неудовлетворенность, смещение реального и фактического
II. герой
— может быть из низов
— далек от идеала
— дается в социальном окружении
— может быть героическим символом
III. художественные особенности
— новизна тематики (наказанием одиночеством – Лара)
— разножанровость (легенды, песни, сказки, рассказы)
— идея – проставление подвига
— сюжет – стремительное динамическое развитие
— гиперболизация качеств
— ритмичность прозы
— речь – напряженная, взволнованная
— множество эпитетов, сравнений, метафор
-связь с современностью
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Ранние рассказы Горького |
«Романтика Горького неоднопланова: он обращается к традициям романтиков 19 в. и к традициям УНТ. Чтобы понять это, прослушаем 2 доклада» |
1-й ученик доклад по рассказу «Макар Чудра» |
«Итак, в жанре УНТ (легенда) написаны такие произведения, как «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о буревестнике», «Песня о соколе». Как в любой легенде, здесь есть сказитель (цыган Мака Чурда), герои легенды (Рада, Лойко Зобар)- романтические герои, их идеал – свобода, стремление к ней приводит к внешнему (между героями), который приводит к гибели героев( они настолько любят свободу, что любовь друг к другу считают цепью), и внутреннему конфликту(между чувством любви и любовью к свободе. | ||
«Прослушаем 2-ой доклад по рассказу «Челкаш» |
2-ой доклад по рассказу «Челкаш» | |
«Итак, Горький сопоставляет жизнь природы ( у природы – мощь) и жизнь человека ( у человека – суета).Первоначально симпатии автор отдает Гавриле, но в этом конфликте духовно побеждает Челкаш (финал всё поворачивает по-другому). Внимание не только характерам, но и обстоятельствам, которые губят человека, народ, что социальное положение ничего не значит, так что нравственно Гаврила оказался ниже Челкаша. В чем? |
Гаврила хотел убить Челкаша. | |
Анализ рассказа «Старуха Изергиль» Легенда о Ларре История жизни старухи Изергиль |
«Чтобы перейти к анализу рассказа «Старуха Изергиль», сначала вспомним легенды» |
1-й ученик рассказывает легенду о Ларре |
«Сделайте вывод» |
Ларра близок к Демону Лермонтова, он является воплощением индивидуализма и эгоцентризма. | |
«Какие художественные средства нам об говорят?» |
Эпитеты, метафоры, стравнения | |
Найдите их. |
Работа по тексту | |
«Что можно сказать о судьбе старухи?» |
Ученик рассказывает историю жизни старухи Изергиль. | |
«Сделайте вывод» |
Образ старухи Изергиль противоречив, в ее жизни было много такого, что можно расценить неоднозначно. Добро и зло – всё перемешано в ней, как в жизни. | |
«Найдите худ. средства в описании ее истории жизни, ее портрет. Что в ней противоречит?» |
Работа с текстом | |
Легенда о Данко |
«Легенду о Данко нам расскажет… |
Ученик рассказывает легенду о Данко |
«Сделайте вывод» |
Главный для Данко вопрос: «Что я сделал для людей?» Этот вопрос каждый из нас должен задать в своей жизни, ведь человек остается в памяти людей в делах своих. Именно в смерти Данко – его бессмертие. | |
«Схема рассказа: Я — Изергиль — Я (Ларра) (Данко) Два разных «Я», противопоставленных друг другу (Данко и Лара), это два противоположных отношения к жизни, которые есть и сейчас… Почему история жизни старухи Изергиль дана между легендами о Данко и Ларе?» |
Т.к. в ней (в старухе) соединяются два противоположных начала. | |
Докажите вашу мысль ее поступками |
Дети приводят примеры | |
Кто из героев достоин жизни и свободы? Почему? |
Доказывают, отвечая на вопросы. | |
Найдите в рассказе «Старуха Изергиль» три типа эгоизма. |
1. эгоцентризм (Лара) 2. эгоизм борьбы за народ (Данко) 3. эгоизм старухи | |
Какие две гордости есть в рассказе? |
Данко и Ларра | |
Вывод |
Запишите вывод о романтизме Горького (он написан на доске) |
Запись в тетрадь |
Контрольные вопросы |
1.объясните смысл эпиграфа на примере рассказа «Старуха Изергиль» 2.связь с современностью рассказа «Старуха Изергиль» 3. Как вы понимаете выражение: «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой» | |
Домашнее задание |
По группам |
Урок. Ранние рассказы М.Горького.
Эволюция художественной трактовки индивидуализма в рассказе «Старуха Изергиль». Урок-практикум составила Марычева Н.Г., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 26 г.Комсомольска-на-Амуре
Цели:
-
узнать особенности ранних произведений Горького на примере рассказов «Макар Чудра» и «Челкаш»
-
уметь проследить эволюцию художественной трактовки индивидуализма на рассказе «Старуха Изергиль», суметь найти худ. Средства и доказать свою мысль
-
ответить в конце урока на контрольный вопрос.
Оформление доски:
-
Эпиграф: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой»
Гёте.
-
I. автор
- рабочей среды
- неудовлетворенность, смещение реального и фактического
II. герой
- может быть из низов
- далек от идеала
- дается в социальном окружении
- может быть героическим символом
III. художественные особенности
- новизна тематики (наказанием одиночеством – Лара)
- разножанровость (легенды, песни, сказки, рассказы)
- идея – проставление подвига
- сюжет – стремительное динамическое развитие
- гиперболизация качеств
- ритмичность прозы
- речь – напряженная, взволнованная
- множество эпитетов, сравнений, метафор
-связь с современностью
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Ранние рассказы Горького |
«Романтика Горького неоднопланова: он обращается к традициям романтиков 19 в. и к традициям УНТ. Чтобы понять это, прослушаем 2 доклада» |
1-й ученик доклад по рассказу «Макар Чудра» |
«Итак, в жанре УНТ (легенда) написаны такие произведения, как «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о буревестнике», «Песня о соколе». Как в любой легенде, здесь есть сказитель (цыган Мака Чурда), герои легенды (Рада, Лойко Зобар)- романтические герои, их идеал – свобода, стремление к ней приводит к внешнему (между героями), который приводит к гибели героев( они настолько любят свободу, что любовь друг к другу считают цепью), и внутреннему конфликту(между чувством любви и любовью к свободе. |
|
|
«Прослушаем 2-ой доклад по рассказу «Челкаш» |
2-ой доклад по рассказу «Челкаш» |
|
|
«Итак, Горький сопоставляет жизнь природы ( у природы – мощь) и жизнь человека ( у человека – суета).Первоначально симпатии автор отдает Гавриле, но в этом конфликте духовно побеждает Челкаш (финал всё поворачивает по-другому). Внимание не только характерам, но и обстоятельствам, которые губят человека, народ, что социальное положение ничего не значит, так что нравственно Гаврила оказался ниже Челкаша. В чем? |
Гаврила хотел убить Челкаша. |
Анализ рассказа «Старуха Изергиль» Легенда о Ларре История жизни старухи Изергиль |
«Чтобы перейти к анализу рассказа «Старуха Изергиль», сначала вспомним легенды» |
1-й ученик рассказывает легенду о Ларре |
«Сделайте вывод» |
Ларра близок к Демону Лермонтова, он является воплощением индивидуализма и эгоцентризма. |
|
«Какие художественные средства нам об говорят?» |
Эпитеты, метафоры, стравнения |
|
Найдите их. |
Работа по тексту |
|
«Что можно сказать о судьбе старухи?» |
Ученик рассказывает историю жизни старухи Изергиль. |
|
|
«Сделайте вывод» |
Образ старухи Изергиль противоречив, в ее жизни было много такого, что можно расценить неоднозначно. Добро и зло – всё перемешано в ней, как в жизни. |
|
«Найдите худ. средства в описании ее истории жизни, ее портрет. Что в ней противоречит?» |
Работа с текстом |
Легенда о Данко |
«Легенду о Данко нам расскажет… |
Ученик рассказывает легенду о Данко |
|
«Сделайте вывод» |
Главный для Данко вопрос: «Что я сделал для людей?» Этот вопрос каждый из нас должен задать в своей жизни, ведь человек остается в памяти людей в делах своих. Именно в смерти Данко – его бессмертие. |
|
«Схема рассказа: Я - Изергиль - Я (Ларра) (Данко) Два разных «Я», противопоставленных друг другу (Данко и Лара), это два противоположных отношения к жизни, которые есть и сейчас.. Почему история жизни старухи Изергиль дана между легендами о Данко и Ларе?» |
Т.к. в ней (в старухе) соединяются два противоположных начала. |
|
Докажите вашу мысль ее поступками |
Дети приводят примеры |
|
Кто из героев достоин жизни и свободы? Почему? |
Доказывают, отвечая на вопросы. |
|
Найдите в рассказе «Старуха Изергиль» три типа эгоизма. |
1. эгоцентризм (Лара) 2. эгоизм борьбы за народ (Данко) 3. эгоизм старухи |
|
Какие две гордости есть в рассказе? |
Данко и Ларра |
Вывод |
Запишите вывод о романтизме Горького (он написан на доске) |
Запись в тетрадь |
Контрольные вопросы |
1.объясните смысл эпиграфа на примере рассказа «Старуха Изергиль» 2.связь с современностью рассказа «Старуха Изергиль» 3. Как вы понимаете выражение: «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой» |
|
Домашнее задание |
По группам |
|
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»