Урок-консультация "Функциональный метод решения комбинированных уравнений"
Развивающая: развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес к предмету, развивать исследовательские способности.
Воспитательная: воспитывать чувство взаимопомощи. ответственности за полученный результат.
Тип урока:урок комплексного применения знаний, умений и навыков по теме «Решение комбинированных уравнений»
Цели:
1. Обучающая:закрепить и углубить знания, умения и навыки учащихся по решению нестандартных комбинированных уравнений, используя свойства ограниченности функций и свойства монотонности функций.
2. Развивающая:развивать творческие способности учащихся, позновательный интерес к предмету; развивать исследовательские способности: умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
3. Воспитательная:воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности за полученный результат, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.
Оборудование урока:
1. Таблица «Опорные неравенства»;
2. Раздаточный материал для домашнего задания;
3. Раздаточный материал для дифференцированной работы в группах.
4. Оценочные листы деятельности учащихся в группах;
5. Таблица «Решение комбинированного уравнения графическим методом»
Республика Саха (Якутия)
Открытое занятие
по алгебре и началам анализа
в 11 А классе
(социально-экономический профиль)
Тема: «Функциональный метод решения
комбинированных уравнений»
(урок-консультация)
Учитель: Бракк Елена Михайловна
СОШ №1
г. Нерюнгри - 2011 г.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков по теме «Решение комбинированных уравнений»
Цели:
-
Обучающая: закрепить и углубить знания, умения и навыки учащихся по решению нестандартных комбинированных уравнений, используя свойства ограниченности функций и свойства монотонности функций.
-
Развивающая: развивать творческие способности учащихся, позновательный интерес к предмету; развивать исследовательские способности: умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
-
Воспитательная: воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности за полученный результат, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.
Оборудование урока:
-
Таблица «Опорные неравенства»;
-
Раздаточный материал для домашнего задания;
-
Раздаточный материал для дифференцированной работы в группах.
-
Оценочные листы деятельности учащихся в группах;
-
Таблица «Решение комбинированного уравнения графическим методом»
Подготовительный этап
За неделю до урока ученикам даются теоретические вопросы и письменное домашнее задание.
Вопросы теории:
-
Сформулировать теорему об использовании ограниченности функции к решению комбинированных уравнений;
-
Сформулировать теорему об использовании свойства монотонности функции к решению комбинированных уравнений;
-
Указать область значений следующих функций:
y = sinx; y = cosx;
y = arc sinx y = arc cosx
y = arc tgx y = arc ctgx
y = |f(x)|
, где
, если а>0 , если а<0
y = a sinx+b cosx
Домашние задания на открытый урок
Решить уравнения:
Учащиеся класса делятся на четыре группы (по 6 – 7 человек в группе), выбираются консультанты в каждой группе из числа тех, кто занимается на «4» и «5». Во внеурочное время консультанты устно отвечают учителю на теоретические вопросы и показывают ему решение домашних уравнений. При необходимости консультанты получают у учителя консультацию по решению или оформлению задач повышенного уровня сложности. На уроке консультанты выступают в роли учителя: спрашивают, проверяют и оценивают ответы и решения учащихся, заполняют оценочные листы. Работа групп проходит под наблюдением учителя
Ход урока
Этап 1 Организационный момент.
Учитель: Одним из эффективных методов решения уравнений является метод, основанный на использовании ограниченности функций. К наиболее известным ограниченным функциям относятся некоторые тригонометрические функции; обратные тригонометрические функции; функции, содержащие модуль, степень, корень с чётной степенью и т. д. Вспомним наиболее распространённые неравенства ( на доске – таблица опорных неравенств):
─1sin x1 ─1cos x1
–π /2arc sinπ /2 0arc cosπ
–π /2<arc tg<π /2 0<arc ctg<π
|f(x)|0; ; ;
где
если a > 0; равенство достигается при а =1.
если a < 0; равенство достигается при а = –1.
при равенство достигается при a=b.
Этап 2 Актуализация знаний учащихся.
-
Кратко обсуждаются способы и приёмы, с помощью которых решались уравнения из домашнего задания. Ребята задают вопросы учителю по заданиям более высокого уровня сложности (№6 - №7). Эти задания обсуждаются более подробно у доски теми учащимися, которые с этими заданиями справились.
Пример №6
Решение:
x>0
x>0
Рассмотрим функции
и .
Оценим значения функции f(x). Поскольку х и - взаимно-обратные величины и x > 0, то ; .
В силу возрастания функции на множестве положительных чисел получим , т.е. .
Итак, .
Оценим значения функции g(x).
. Итак, .
Т.к. , а при то уравнение f(x)=g(x) равносильно системе f(x)=2
g(x)=2
x > 0 x > 0
x=1
x>0
x > 0
Ответ: х=1.
Пример №7 Решить уравнение
Решение:
Рассмотрим функции и .
Оценим значения функций.
Итак,
Итак, .
Т.к.а , то равенство f(x)=g(x) может быть только в том случае, когда обе части уравнения равны единице, т.е.
.
Из второго уравнения системы получаем, что
или
или
Т.е. , .
Подставим значения в первое уравнение системы:
;
;
; (истинно).
Отсюда следует, что решением системы уравнений являются числа
Ответ: .
В то время, когда двое учащихся решают у доски уравнения №6 и №7 из домашнего задания, с остальными учащимися проводится «Разминка» (устные упражнения).
Найти область значений следующих функций:
Ответы:
-
f(x) = 2+|x|;
-
f(x) = 3sin²x; E(f) = [0;3]
-
f(x) = (4x-3)²+7;
-
;
-
f(x) = tg²x+ctg²,
где ;
е) f(x) = 3sin2x – 4cos2x; E(f) = [-5;5]
ж) ;
з) ; E(f) = (0;1]
Этап 3 Дифференцированная самостоятельная работа в группах.
Группы получают по семь карточек, на каждой из которых записано одно из комбинированных уравнений разного уровня сложности. Учащиеся сами выбирают уровень сложности задания (всего их 3).
Карточки синего цвета – с заданиями продвинутого уровня более простого вида. Их правильное решение гарантирует ученику оценку «3».
На карточках зеленого цвета – задания продвинутого уровня более сложного вида, их правильное решение гарантирует ученику оценку «4».
На карточках красного цвета – задания повышенного уровня сложности, их правильное решение гарантирует ученику оценку «5».
Синяя карточка №1
Решить уравнение .
Синяя карточка №2
Решить уравнение .
Синяя карточка №3
Решить уравнение
Зелёная карточка №4
Решить уравнение
Зелёная карточка №5
Решить уравнение .
Красная карточка №6
Решить уравнение
Красная карточка №7
Решить уравнение .
Ответы по самостоятельной работе заранее заготовлены на обратной стороне доски:
№1. x =2;
№2 х = –3;
№3 х = –1,2;
№4 х = 1,5;
№5 х = 0,25;
№6 х = 2;
№7 х = 1.
Этап 4 Устные упражнения на применение свойства возрастания (убывания) функции к решению комбинированных уравнений.
Учитель: В задании будут даны две функции, несовместимые для непосредственного аналитического решения. Необходимо будет провести нестандартные логические рассуждения для решения уравнения f(x) = g(x). В ряде случаев весьма эффективным является метод, который использует монотонность функций y = f(x) и y = g(x).
Ученики формулируют теорему:
Если функция y = f(x) непрерывна и возрастает на отрезке [a;b], а функция y = g(x) непрерывна и убывает на этом же отрезке, то уравнение f(x) = g(x) на отрезке [a;b] может иметь не более одного корня.
Учитель: Поэтому при решении уравнения f(x) = g(x) необходимо исследовать функции y = f(x) и y = g(x) на монотонность, и если одна из этих функций на отрезке [a;b] убывает, а другая функция возрастает, попытаться отбором найти единственный корень уравнения или показать, что такого корня не существует.
Пример 1 Решить уравнение
Решение:
Общая часть областей существования функций и есть промежуток [-7;+∞). На этом промежутке функция f(x) убывает, а функция g(x) возрастает. Следовательно, исходное уравнение имеет не более одного корня. Подбором находим, что х= -2
Ответ: х= -2.
Пример 2 Решить уравнение
Ответ: не имеет корней.
Примечание:
Это хорошо видно на таблице, где построены графики функций и .
Этап 5 Рефлексия деятельности групп (отчёт консультантов).
Оценочный лист учащихся группы
Консультант: _____________
№ п /п |
Ф.И.учащегося |
Вопросы теории |
Домашние задачи |
Оценка за д\з |
Защита д\з у доски |
Разминка |
Диф. с. р. |
Оценка за урок |
||||||||
Опорные нер-ва |
Исп. св-ва огран. |
Исп. св-в монотон. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этап 6 Домашнее задание.
Решить уравнения:
4*.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
Каждый этап занятия логически завершен, соблюдаются основные дидактические принципы обучения (наглядность, целенаправленность, гуманизация, систематичность и последовательность).
Для проведения такого урока необходим кропотливый труд преподавателя, за что хочется выразить благодарность автору методической разработки.
Такие занятия необходимо проводить при подготовке учащихся к ЕГЭ.
Материалы урока можно рекомендовать для использования в учебном процессе.
Автору следует исправить аннотацию на странице портала, в конспект добавить логотип портала, как того требуют рекомендации к размещению материалов на странице портала (раздел Справка Главного меню).
При чтении документа, вспоминается метод мажорант, про который автор не упоминает. Почему?