ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Причастие как часть речи.
Приложение 1
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Причастие как часть речи.
__________________________
|
Костюнина Людмила Вячеславовна |
|
|
Г. Егорьевск МОУ СОШ № 5 |
|
|
Учитель русского языка и литературы |
|
|
Русский язык |
|
|
7 класс |
|
|
Причастие как часть речи( первый урок в серии уроков по теме «Причастие») |
|
|
Русский язык учебник под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской |
|
-
Цель урока: познакомить учащихся с причастием как самостоятельной частью речи, морфологическими и синтаксическими признаками причастия.
9. Задачи:
- обучающие
-
научить учащихся находить причастия в тексте, выделять их среди других частей речи
-развивающие
-
развивать навыки синтаксического разбора предложений,
-
умение исследовать: наблюдать, находить новые факты об объекте, анализировать их, аргументировать свои выводы.
-воспитательные
-
воспитывать чувство патриотизма
-
воспитывать чувство любви и уважения к родному языку
-
Тип урока: Урок изучения нового материала
-
Формы работы учащихся
-
фронтальный опрос
-
выборочная работа
-
самостоятельная работа с последующей проверкой
-
работа с интерактивной таблицей (приложение 2)
-
Необходимое техническое оборудование
мультимедиа проектор ,интерактивная доска(экран), колонки, компьютер
-
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ п/п |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся у к уроку. |
|
|
Учащиеся проверяют необходимые для урока принадлежности. Психологически настраиваются на урок |
1 мин |
2. 3 |
Проверка домашнего задания
Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. |
|
Выборочная работа с текстом упр. 47. В качестве дополнительного задания найти прилагательные и глаголы в тексте, указать их морфологические признаки и синтаксическую роль. Учитель подводит уч-ся к формулировке темы урока.
Акцентирует внимание на морфологических признаках глагола и прилагательного. Просит обобщить материал.
|
Уч-ся работают с заглавием текста, орфограммами, обосновывают выбор написания. Комментируют дополнительное грамматическое задание. Указывают род, падеж и число прилагательных, вид, спряжение, время глагола. Учащиеся называют признаки прилагательного (постоянные и непостоянные), глагола (постоянные и непостоянные) |
3 мин 2 мин |
4. |
Освоение нового материала. (Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний). |
|
Синтаксическая пятиминутка Учитель диктует высказывание М.В. Ломоносова (демонстрирует портрет М.В.Ломоносова), просит учащихся оформить высказывание в виде прямой речи (одного вызывает к доске), составить схему предложения, выполнить синтаксический разбор предложения. «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» |
Учащиеся записывают в тетрадях высказывание в следующем виде: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»,- сказал М.В. Ломоносов.
Составляют схему прямой речи, выполняют разбор сложного предложения (выделяют грамматические основы двух простых предложений, дают характеристику предложению (повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное) |
4 мин |
5 6 |
Сообщение темы, цели и задач урока мотивация учения(начало)
Освоение нового материала (продолжение)
Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения (продолжение)
|
|
Постановка проблемного вопроса: О какой части речи пишет М.В.Ломоносов? Учитель, выслушав высказывания, предлагает учащимся приблизиться к разгадке, сыграв и в игру «Третий лишний» На доске записаны ряды слов.(открывается шторка) Учащимся предлагается убрать лишнее:
Мотивировать свой выбор. Учитель просит поставить вопрос к выделенным словам, указать, от каких слов они образованы. Учитель сообщает, что это причастие, самостоятельная часть речи, с которой они будут работать в течение нескольких уроков. |
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учащиеся в каждой строке отмечают лишнее: смеющийся, убегающий. Мотивируют свой выбор. Сообщают, что данные слова отвечают на вопрос КАКОЙ? и образованы от ГЛАГОЛА |
1 мин
2 мин |
6 |
|
Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия.№ 3 ( слайд 1) Интерактивная таблица № 1 Глагол и причастие Интерактивная таблица № 2 Прилагательное и причастие |
Предлагает обратиться к модулю № 3 (1 слайд) и рассмотреть анимацию (толстая книга и падающая книга), обращая внимание на то, как проявляется признак предмета у прилагательного и у причастия. И признаки какой части речи еще проявляются у причастия.. Учитель предлагает учащимся рассмотреть сначала интерактивную таблицу № 1 Глагол и причастие, затем интерактивную таблицу № 2 Прилагательное и причастие. Сделать выводы о морфологических признаках причастия, обратиться к высказыванию М.В.Ломоносова Обращение к учебнику. Учитель предлагает учащимся сформулировать определение причастия , а также вернуться к высказыванию М.В. Ломоносова о причастии.. |
Учащиеся, рассмотрев анимацию, делают вывод, что признак у прилагательного постоянный, а у причастия временный (проявляющийся во времени -падающий). И это глагольный признак у причастия.
Учащиеся, рассмотрев интерактивные таблицы, делают выводы о том, что у причастия есть признаки и от глагола, и от прилагательного Учащиеся формулируют правило, пользуясь представленным материалом, отмечают точность высказывания М.В.Ломоносова. |
3 мин 5 мин 2 мин |
7. 8 |
Первичная проверка понимания
Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях |
Понятие о причастии. Морфологические признаки П-тип № 4 (слайд 2) |
Учитель, опираясь на текст ЭОР № 4 слайда 2, предлагает выполнить выборочную работу в тетрадях (прилагательные и причастия) Учитель контролирует работу учащихся После написания обращает внимание на текст и предлагает одному ученику выделить сначала прилагательные, а потом причастия, пользуясь своими записями. Проверить работу, нажатием « проверить» Работа по определению синтаксической роли причастий. Учитель предлагает выполнить упражнение 54. Найти причастия и подчеркнуть их как члены предложения. Закрепить знания о синтаксической роли причастий |
Учащиеся выписывают в две колонки: Прилагательные Вечный, многогранный, могучий, легкомысленный, бесчисленные, горячей, страстной Причастия Овладевшего, умудренного, встречающихся, созданы, брезгующий Один учащийся выполняет работу у доски. Учащиеся выполняют упр. 54 Подчеркивают причастия как члены предложения (определения) Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Учащиеся закрепляют знания, что причастия чаще всего являются определениями |
5 мин 5 мин |
|
|
|
|
|
|
9. |
Перенос приобретённых знаний и их первичное применение в новых или изменённых условиях с целью формирования умений |
Понятие о причастии. Морфологические признаки П-тип № 4 (слайд 1 ) Текст «Проверь себя. Причастие» |
Учитель организует поисковую работу обучающихся. В тексте предлагает найти причастия по признакам. (выполнить эту работу устно) Учитель контролирует эту работу, по завершении обращается к тексту, выделяя названные учащимися слова. Нажимает «Проверить». В случае неверного ответа обращается еще раз к тексту. |
Учащиеся просматривают текст, по характерным признакам находят причастия. Аргументируют свой выбор. |
5 мин |
10. |
Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.( рефлексия) |
|
Учитель обращается к классу с вопросом, что нового узнали, с какой частью речи познакомились на этом уроке. В чем особенности данной части речи. Что не удалось усвоить. |
Учащиеся называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
3 мин |
11. |
Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний. |
|
Учитель обращается к классу о результатах работы учащихся на уроке, предлагает оценить друг друга. А затем приступает к оцениванию. Выставление оценок за домашнюю работу, включая и устные ответы, за работу у доски по теме урока (2 ученика), оценка за синтаксический разбор предложения, оценивание отдельных учеников за выборочную работу, выставление оценки ученикам, работающим с текстом заключительного задания у доски. Комментирование оценок |
Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. |
1 мин |
12. |
Подведение итогов урока |
|
Учитель подводит итог урока. Темы урока. Что удалось выполнить, реализовать. Нацеливает на последующее закрепление материала, самостоятельную работу учащихся дома |
Учащиеся делают выводы, учитывают замечания с целью их исправления на последующих уроках по теме «Причастие» |
2 мин |
13. |
Постановка домашнего задания |
|
Учитель акцентирует внимание учащихся на закреплении полученных знаний в устной форме (работа с таблицами учебника и с определением), а также в письменной форме (в виде письменного упражнения). Подводит учащихся к необходимости выполнить все грамматически задания по тексту с целью проверки и закрепления знаний, полученных на уроке, а также в качестве подготовки к освоению последующих тем по причастию. Домашнее задание упр. 5 7 (списать текст, найти причастия и определить глагольные признаки (вид и время)Комментирование домашнего задания. |
Учащиеся принимают участие в комментировании домашнего задания с учетом полученных на уроке знаний. |
1 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Причастие как часть речи( первый урок)
Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
«Интерактивная таблица «Глагол и причастие» |
Локальный автономный ЭОР, мультимедиа |
Интерактивная таблица |
|
2 |
«Интерактивная таблица «Прилагательное и причастие» |
Локальный автономный ЭОР, мультимедиа |
Интерактивная таблица |
|
3 |
«Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия. |
Локальный автономный ЭОР, модуль информационного типа |
Слайд 1 анимация |
http://fcior.edu.ru/card/13945/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-i.html |
4 |
«Понятие о причастии. Морфологические признаки. П2» |
Локальный автономный ЭОР, модуль практического типа |
Слайд 1- Статичный текст Слайд 2 -Интерактивный текст |
http://fcior.edu.ru/card/13976/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-p2.html |
Используемая литература:
-
Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т, Баранова, и др. «Русский язык. 7 класс» /Н.Г. Горашова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
-
Русский язык 7 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации. /Т.Н. Роговик. - М.: «Экзамен», 2004.
-
Изложения по русскому языку: 7 класс/ Д.А. Хаустова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
-
Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь– 2 –е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и Образование», 2008.
-
Обучение сочинениям по русскому языку и литературе в 5-8 классах./Н.М. Скоркина. – Волгоград. Издательство «Учитель АСТ». 2002.
-
Интернет-ресурсы (см. приложение)
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Психология профессионального образования: общая характеристика
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»