В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Программа "Наглядная геометрия" (1-4 классы)

Программа "Наглядная геометрия" (1-4 классы)

Лариса Полтавченко
Тип материала: Программа
Рейтинг: 123 голосов:5просмотров: 48823 комментариев: 2
Краткое описание
Данная работа необходима учителю для планирования работы по факультативному курсу "Наглядная геометрия" в 1 - 4 классах по ФГОС (УМК "Гармония")
Описание
НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Обучение геометрии может иметь смысл, если только используются

связи с привычными пространствами.

Г. Фройнденталь

Пояснительная записка

Программа курса «Наглядная геометрия» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
Изучение курса «Наглядная геометрия» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
  • развитие пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения;
  • формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии;
  • проводить простейшие построения, способы измерения;
  • воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни.
Начальное математическое образование на современном этапе характеризуется большим интересом к изучению геометри­ческого материала. Об этом свидетельствуют статьи методистов и учителей в журнале «Начальная школа», а также появление раз­личных пособий для младших школьников в виде Тетрадей, содер­жанием которых является геометрический материал. В числе таких пособий — тетради «Наглядная геометрия» для 1—4-го классов:
  1. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 1 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс», <metricconverter w:st=«on» productid=«2012 г»>2012 г.

  • Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 2 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс», <metricconverter w:st=«on» productid=«2012 г»>2012 г.

  • Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 3 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс», <metricconverter w:st=«on» productid=«2012 г»>2012 г.

  • Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 4 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс», <metricconverter w:st=«on» productid=«2012 г»>2012 г.

  • Приоритетной целью начального курса математики является формирование у младших школьников общеучебных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравне­ния, классификации, аналогии, обобщения). В отношении геометрической линии данная концепция нахо­дит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Задача развития пространственного мышления младше­го школьника может и должна решаться при изучении различных учебных курсов. Но именно геометрическое содержание пред­ставляет в этом плане большие возможности, так как предметом изучения геометрии являются формы объектов, их размеры и вза­имное расположение.
    Решая задачу развития пространственного мышления в рус­ле концепции развивающего обучения математике в начальной школе, авторы ориентировались на общекультурные цели обучения геометрии и стремились развить у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление, сформиро­вать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, а так­же способности читать графическую информацию и комментиро­вать её на языке, доступном младшим школьникам.
    При разработке геометрических заданий авторы руковод­ствовались:
    · данными психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности и способах его развития в процессе обучения (И. С. Якиманская);
    · логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал (Н. Б. Истомина);
    · богатейшим опытом начального обучения геометрии, отра­жённым в методической литературе;
    · результатами исследований, связанных с изучением геоме­трического материала в 5—6-м классах и в начальной школе;
    · рекомендациями ведущих методистов средней школы по поводу содержания курса геометрии.
    Цель курса– расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке. Факультатив и изданные для его проведения Тетради с печатной основой апробированы в школьной практике с 2000 года. К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в Тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).
    Задача курса –используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала; способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать пространственное и логическое мышление учащихся. Программа предусматривает благополучное развитие высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно — действенного и наглядно- образного мышления. Задача педагога «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.
    Основные формы деятельностина занятиях – работа в ходе игровой и практической деятельности учащихся, моделирование, конструирование.
    К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в Тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).
    В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы:

    1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.

    2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

    3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

    4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

    5. Принцип психологическойкомфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
    6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

    7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.


    Планируемые результаты освоения курса «Наглядная геометрия»

    Личностными результатами курса «Наглядная геометрия»является формирование следующих умений:

    · самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

    · в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;

    · формирование внутренней позиции школьника;

    · адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.

    .

    Метапредметными результатамиосвоения данного курса будет:

    · овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

    · освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    · формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    · формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

    · освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    · использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    · овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно — следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    Предметными результатамиосвоения данного курса будет:

    · использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

    · овладение основами логического и алгоритмического мышления. пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;

    · приобщение начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задача;

    · вычислять периметр геометрических фигур;

    · выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

    · строить окружность по заданному радиусу или диаметру;

    · выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;

    · распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар;

    Выпускник научится:

    · описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

    · распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
    · выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
    · использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
    · распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
    · соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
    · измерять длину отрезка;
    · вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
    · оценивать размеры геометрических объектов
    Выпускник получит возможность научиться:

    · распознавать плоские и кривые поверхности;

    · распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
    · распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
    Содержание

    программы

    Интегрируя все вышеназванные положения, авторы попыта­лись реализовать на методическом уровне идею фузионизма (од­новременное изучение плоскостных и пространственных фигур), которая нашла своё отражение в следующем содержании.
    Задачи геометрической пропедевтики:

    · развитие у младших школьников пространственных представлений;

    · ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур;

    · формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин;

    · развитие у младших школьников различных форм математического мышления;

    · формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.


    1 класс
    Раздел 1.Взаимное расположение предметов. (Уточняются пред­ставления детей о пространственных отношениях «справа — сле­ва», «перед — за», «между», «над — под» и т, д.) – 15 часов
    Раздел 2.Целое и части. (Расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур. Геометрическая фигура рассматривается как целое, которое мож­но составить из нескольких других фигур — её частей.) – 6 часов
    Раздел 3.Поверхности. Линии. Точки. (У школьников формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умения проводить на них линии и изображать их на рисунке). Первокласс­ники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: сосед­ние, несоседние области, граница области. – 12 часов

    ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
    1 класс
    № 3
    Тема
    Цель занятий
    Задания

    Кол-во часов
    Раздел 1. Взаимное расположение предметов (15часов)
    1

    2

    Уточнить представления о

    пространственных отношениях «справа — слева», «между».

    Уточнить представления первоклассников о пространственных отношениях «справа — слева», «между».

    1-3
    2
    3

    Ориентированиепо «схеме тела» относительно произ­вольной

    точки отсчёта.

    Учить младших школьников ориентировать­ся по «схеме тела» и относительно произ­вольной точки отсчёта.

    4-7
    1
    4.

    5

    Ориентированиепо «схеме тела» относительно произ­вольной

    точки отсчёта.

    Продолжить формировать у первоклассни­ков умение ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта.

    8—17
    2
    6

    7

    8

    9

    Отношения «слева справа», «за перед», «над — под», «ближе — даль­ше». Видимые и невидимые части фигур.

    Продолжить формировать у учащихся пред­ставления об отношениях

    «слева справа»; уточнить их представления об отношениях «за — перед», «над — под», «ближе — даль­ше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

    18-20; 26-28
    4
    10

    11

    Квадрат, прямоугольник, треугольник. Конструирование фигурок из палочек.

    Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике, Обучать конструированию этих фигур из палочек. Про­должить формировать представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

    21-25; 29,30
    2
    12

    13

    Отношения«слева – справа», «на», под», «между». Квадрат, треугольник, круг.

    Проверить усвоение учащимися отношений«слева — справа», «на», под», «между», их представления о круге, квадрате, треуголь­нике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы.

    31-37
    2
    14

    15

    Ориентироваться на

    плоскости и в пространстве.

    Проверить умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы.

    38-41
    2
    Раздел 2.Целое и части (6часов)
    16

    Форма, размер. Конструирование

    прямоугольника.

    Проверить представления детей о форме, размере. Формировать

    умение конструировать прямоугольник из двух фигур.

    42, 45,
    48
    1
    17

    Конструирование геометрических фигур.

    Продолжить работу, направленную на при­обретение учащимися опыта конструирова­ния геометрической фигуры из ее частей.

    43, 47
    1
    18

    Конструирование треугольников.

    Формировать у первоклассников умение конструировать треугольники из двух дан­ных фигур.

    44, 52
    1
    19

    20

    Конструирование прямоугольника из данных фигур.

    Обучать конструированию прямоугольника из данных фигур.

    46, 49, 50, 51,53
    2
    21

    Конструирование и составление фигур.

    Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (це­лое) из других фигур (её частей).

    54-56
    1
    Раздел 3. Поверхности. Линии. Точки. (12 часов)
    22

    Плоская и кривая поверхность.

    Формировать у первоклассников представ­ления о плоской и кривой поверхностях.

    57-61
    1
    23

    Плоская и кривая поверхность. Распознавание на геометрических телах.

    Продолжить формирование представлений о плоской и кривой поверхностях и уме­ние распознавать их на изображениях гео­метрических тел.

    62-65
    1
    24

    25

    Понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная

    линия». Положение поверхностей в пространстве.

    Уточнить понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»; рас­ширить представления первоклассников о поверхностях; учить их определять взаим­ное положение плоских поверхностей в пространстве.

    66-73
    2
    26

    27

    Невидимые линии на рисунке.

    Познакомить детей с изображением на ри­сунке невидимых линий; продолжить фор­мировать умение распознавать плоские и кривые поверхности.

    74—82
    2
    28

    29

    Понятия «об­ласть», «граница области».

    Познакомить школьников с понятиями «об­ласть», «граница области». Учить проводить линии внутри области при определённых условиях.

    83-86
    2
    30

    Со­седние и несоседние области.есоседнихе.в

    фигурок из палочек.

    Формировать у ребят представления о со­седних и несоседних областях.

    87-90
    1
    31

    32

    Деление области с помощью линий. Область с «дыркой».

    Учить первоклассников выполнять деление области на части с помощью линий. Форми­ровать представление об области с «дыр­кой».

    91—96
    2
    33

    Повторение за курс 1 класса.

    Систематизация знаний.


    1

    2 класс
    Раздел 1.Поверхности. Линии. Точки. (Учащиеся применяют сформи­рованные в первом классе представления о линиях, поверхностяхи точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.) – 4 часа
    Раздел 2. Углы. Многоугольники. Многогранники, (Уточняются знания младших школьников об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многогранником используются их представле­ния о поверхности, продолжается работа по формированию уме­ния читать графическую информацию, дифференцировать види­мые и невидимые линии на изображениях многогранников) – 30 часов.

    № 3
    Тема
    Цель занятий
    Задания

    Кол-во часов
    Раздел 1. Поверхности. Линии. Точки.(4 часа)
    1

    Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности.

    Сформировать у детей (опираясь на их опыт и интуицию), представления о кривой и плоской поверхностях.

    3
    1
    2
    Замкнутые и незамкнутые кривые линии

    Сформировать умение проводить линии на кривой и плоской поверхности (видимые и невидимые).

    6
    1
    3
    Ломаная линия. Длина ломаной.

    Познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области).

    9
    1
    4
    Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч.

    Познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области).

    11
    1
    Раздел 2.Углы. Многоугольник. Многогранник. (30 часов)
    5
    Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов.

    Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию. Формировать у детей представления об углах, о равных углах, научить обозначать и сравнивать углы.

    14
    1
    6
    Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

    Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

    17
    1
    7
    Острый, прямой и тупой углы.

    Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

    21
    1
    8
    Острый угол. Имя острого угла.

    Урок-проект.

    Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

    23
    1
    9
    Тупой угол. Имя тупого угла

    Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

    26
    1
    10
    Построение луча из вершины угла.

    Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

    29
    1
    11
    Построение прямого и острого углов через две точки.

    Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

    31
    1
    12
    Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами.

    Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

    32
    1
    13
    Измерение углов. Транспортир.

    Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

    34
    1
    14
    Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников.

    Уточнить имеющиеся у школьников представления о многоугольнике и его элементах.

    35
    1
    15
    Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

    Формировать у детей умения: строить треугольники по данным вершинам, проводить в треугольнике отрезки и распознавать треугольники на рисунке.

    37
    1
    16
    Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы.

    Формировать у второклассников умение выделять четырехугольники, треугольники и прямые углы на рисунке.


    Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию.
    40
    1
    17
    Многоугольники с прямыми углами.Урок-проект.

    41
    1
    18
    Периметр многоугольника.

    42
    1
    19
    Четырехугольник. Трапеция. прямоугольник.

    Обучить младших школьников построению четырехугольников в соответствии с данным условием.

    49
    1
    20
    Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат.

    Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

    52
    1
    21
    Взаимное расположение предметов в пространстве.

    Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

    44
    1
    22
    Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел. Пентамино.

    Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

    47
    1
    23
    Многогранники. Грани.

    Проводить и дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях и поверхностях многогранников.

    50
    1
    24
    Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра.

    53
    1
    25
    Плоские фигуры и объемные тела.

    58
    1
    26
    Повторение изученного материала.

    Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

    62
    1
    27
    Куб. Развертка куба.

    Урок-проект.

    Познакомить учащихся с возможными поворотами куба в пространстве и их графической интеграцией.
    65
    1
    28
    Каркасная модель куба.

    Учить школьников читать графическую информацию, мысленно выполняя преобразования куба, и представлять изменение расположения рисунков на его гранях, выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.

    68
    1
    29
    Знакомство со свойствами игрального кубика.

    69
    1
    30
    Куб. видимые невидимые грани.

    Совершенствовать умение читать графическую информацию и выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.

    73
    1
    31
    Куб. построение куба на нелинованной бумаге.

    76
    1
    32
    Решение топологических задач.

    Продолжить формировать умения соотносить изменения рисунков на видимых гранях изображения куба с поворотами его модели в пространстве; дать первоначальные представления о сечении многогранника.

    79
    1
    33
    Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника.Урок-проект.

    Продолжить работу по формированию представлений о сечении многогранников.

    83
    1
    34
    Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела».

    Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию.

    86
    1

    3 класс
    Раздел 1.Кривые и плоские поверхности. (Продолжается работа, на­чатая в первом и втором классах.) – 5 часов
    Раздел 2.Пересечение фигур. (Формируются представления о пере­сечении фигур на плоскости и в пространстве; активизируется умение читать графическую информацию и конструировать гео­метрические фигуры.) – 22 часа
    Раздел 3.Шар. Сфера. Круг. Окружность. (Вводится представление о круге как о сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на пло­скости.) – 7 часов

    № 3
    Тема
    Цель занятий
    Задания

    Кол-во часов
    Раздел 1. Кривые и плоские поверхности. (5часов)
    1

    2

    Плоские и кривые поверхности.

    Проверить сформированность представлений младших школьников о плоских и кривых поверхностях.

    1–5
    2
    3

    Видимые и невидимые поверхности геометрических тел.

    Формировать у третьеклассников представления о видимых и невидимых поверхностях геометрических тел и учить распознавать видимые плоские поверхности на изображениях.

    6
    1
    4

    Видимые и невидимые элементы многогранника.

    Формировать у учащихся представления о видимых и невидимых элементах многогранника и учить распознавать их на изображениях.

    7–8
    1
    5

    Многогранник и его элементы.

    Расширить представления детей о многограннике и его элементах.

    9, 10
    1
    Раздел 2.Пересечение фигур.(22 часа)
    6

    Пересечение геометрических фигур.

    Формировать у третьеклассников представления о пересечении геометрических фигур.

    11, 12
    1
    7

    Пересечение геометрических фигур.

    Продолжить формирование представлений о пересечении геометрических фигур.

    13
    1
    8

    9

    10

    11

    Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника.

    Формировать у младших школьников умения читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника.

    14, 18
    4
    12

    Плоская фигура как пересечение многогранников. Урок-проект.

    Формировать умение выявлять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников.

    16
    1
    13

    Случаи пересечения прямой и куба. Урок-проект.

    Познакомить младших школьников со случаями пересечения прямой и куба.
    15
    1
    14

    15

    Чтение графической информации.

    Формировать умение читать графическую информацию.
    17
    2
    16

    Пересечение лучей. Урок-проект.

    Уточнить и расширить представления о пересечении лучей.
    19
    1
    17

    18

    Пересечение геометрических фигур, многогранник и его элементы.

    Расширить и уточнить представления младших школьников о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах.
    20
    2
    19

    20

    Чтение графической информации.

    Продолжить формирование у третьеклассников умения читать графическую информацию.
    21
    2
    21

    Пересечение отрезков.

    Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении отрезков.
    22, 24
    1
    22

    Пересечение углов.

    Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении углов.
    23
    1
    23

    Деление многоугольника на треугольники с помощью отрезков.

    Формировать у учащихся умение разбивать многоугольник на треугольники с помощью отрезков.
    25
    1
    24

    Деление многоугольника на части с помощью ломаной.

    Формировать умение разбивать многоугольник на
    части с помощью ломаной.
    26
    1
    25

    Чтение графической информации и нахождение пересечения геометрических фигур на плоскости.

    Продолжить формировать умение читать графическую информацию и находить пересечение геометрических фигур на плоскости.
    27
    1
    26

    Чтение графической информации и построение пересечения геометрических фигур на плоскости.

    Продолжить формировать умение читать графическую информацию и строить пересечение геометрических фигур на плоскости.
    27
    1
    27

    Составление из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.
    Формировать умение составлять из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.
    28, 29
    1
    Раздел 3. Шар. Сфера. Круг. Окружность.(7 часов)
    28

    Шар. Круг как сечение шара.

    Формировать представления о шаре и о круге как сечении шара
    30–33
    1
    29

    Окружность как граница круга.

    Формировать представления об окружности как о границе круга.
    34, 35
    1
    30

    Взаимное расположение окружности и круга.

    Формировать представления о взаимном расположении окружности и круга.
    36, 37
    1
    31

    Радиус окружности.

    Формировать представления о радиусе окружности.
    38, 39
    1
    32

    33

    Структура объекта.

    Формировать умения и навыки выделять структуру объекта (изменение положения частей фигуры, выбор частей, из которых можно её составить).
    40, 41
    2
    34

    Построение окружностей по определённым условиям.

    Формировать умения и навыки построения окружностей по определённым условиям.
    42, 43
    1
    4 класс
    Раздел 1. Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения. (Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус и шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливается соответствие новых геометрических форм со знакомыми детям предметами. Учащиеся знакомятся с развёртка­ми конуса, цилиндра, усечённого конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изо­бражать на плоскости объёмные фигуры) – 18 часов

    Раздел 2.Пересечение фигур. (Обобщаются представления ребят о различных геометрических фигурах на плоскости и в простран­стве и их изображениях.) – 16 часов

    № 3
    Тема
    Цель занятий
    Задания

    Количество часов
    Раздел 1. Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения. (18 часов)
    1
    Цилиндр – тело вращения.

    Познакомить учащихся с цилиндром как телом вращения.

    1
    1
    2
    Конус – тело вращения.

    Познакомить учащихся с конусом как телом вращения.

    2
    1
    3
    Шар – тело вращения.

    Познакомить учащихся с шаром как телом вращения.

    3
    1
    4
    Усечённый конус.

    Познакомить учащихся с усеченным конусом.

    7
    1
    5
    Невидимые линии на изображении объемного тела.

    Проверить умение обозначать невидимые линии на изображении объемного тела с помощью штриховых линий.

    8
    1
    6
    Рисунок плоской фигуры.

    Учить школьников соотносить рисунок плоской фигуры с изображением тела вращения, полученного из него.

    4
    1
    7
    Плоские фигуры в разрезе цилиндра.

    Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе цилиндра.

    5
    1
    8
    Плоские фигуры в разрезе конуса.

    Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе конуса.

    6
    1
    9
    Объемные тела.

    Проверить имеющиеся у детей представления об объемных телах.

    9
    1
    10
    Параллелепипед и пирамида.

    Познакомить учащихся с параллелепипедом и пирамидой

    11
    1
    11
    Развертки тел вращения.

    Познакомить учащихся с развертками тел вращения.
    10
    1
    12
    13
    Чтение графической информации.

    Проверить умение читать графическую информацию.
    12, 13
    2
    14
    Геометрические формы в окружающих предметах.

    Проверить умение видеть геометрические формы в окружающих предметах.
    14
    1
    15
    16
    Видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел.

    Проверить умение выделять видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел, формировать умение соотносить геометрическую фигуру с частями, из которых ее можно составить.
    15, 16
    2
    17
    18
    Объемные фигуры на плоскости.

    Приобрести опыт в изображении объемных фигур на плоскости.
    17
    2
    Раздел 2.Пересечение фигур.(16 часов)
    19
    20
    Плоские и объемные геометрические фигуры, их пересечение.

    Повторить имеющиеся представления о плоских и объемных геометрических фигурах и об их пересечении.

    18
    2
    21
    22
    Пересечение многоугольников.

    Проверить умение определять фигуру, являющуюся пересечением многоугольников.

    19
    2
    23
    24
    Плоская фигура, являющаяся пересечением многогранников.

    Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников.

    20
    2
    25
    26
    Плоская фигура, являющаяся пересечением объемных геометрических тел.

    Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением объемных геометрических тел.

    21
    2
    27
    28
    Изображение конуса и его сечения.

    Уточнить представления учащихся об изображении конуса и его сечения.

    22
    2
    29
    30
    Изображение цилиндра и его сечения.

    Уточнить представления учащихся об изображении цилиндра и его сечения.

    23
    2
    31
    32
    Понятие «сечение объемного геометрического тела».

    Познакомить учащихся с понятием «сечение объемного геометрического тела».

    24
    2
    33
    34
    Изображение объемной геометрической фигуры, развертка.

    Проверить умение соотносить изображение объемной геометрической фигуры с ее разверткой.

    25
    2

    Список литературы
    для учителя:



    1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 1 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
    «Линка – Пресс», <metricconverter w:st=«on» productid=«2012 г»>2012 г.
    1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 2 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
    «Линка – Пресс», <metricconverter w:st=«on» productid=«2012 г»>2012 г.
    1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 3 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
    «Линка – Пресс», <metricconverter w:st=«on» productid=«2012 г»>2012 г.
    1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 4 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
    «Линка – Пресс», <metricconverter w:st=«on» productid=«2012 г»>2012 г.

    1. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов.Москва: «Линка – Пресс», <metricconverter w:st=«on» productid=«2012 г»>2012 г.


    для учащихся:



    1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 1 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
    «Линка – Пресс», <metricconverter w:st=«on» productid=«2012 г»>2012 г.
    1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 2 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
    «Линка – Пресс», <metricconverter w:st=«on» productid=«2012 г»>2012 г.
    1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 3 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
    «Линка – Пресс», <metricconverter w:st=«on» productid=«2012 г»>2012 г.
    1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 4 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
    «Линка – Пресс», <metricconverter w:st=«on» productid=«2012 г»>2012 г.

    Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

    Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

    Файлы
    Наглядная геометрия.doc Скачать

    НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ


    Обучение геометрии может иметь смысл, если только используются

    связи с привычными пространствами.

    Г. Фройнденталь



    Пояснительная записка


    Программа курса «Наглядная геометрия» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

    Изучение курса «Наглядная геометрия» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

    • развитие пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения;

    • формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии;

    • проводить простейшие построения, способы измерения;

    • воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни.

    Начальное математическое образование на современном этапе характеризуется большим интересом к изучению геометри­ческого материала. Об этом свидетельствуют статьи методистов и учителей в журнале «Начальная школа», а также появление раз­личных пособий для младших школьников в виде Тетрадей, содер­жанием которых является геометрический материал. В числе таких пособий - тетради «Наглядная геометрия» для 1—4-го классов:

      1. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.

      2. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.

      3. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.

      4. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 4 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.

      Приоритетной целью начального курса математики является формирование у младших школьников общеучебных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравне­ния, классификации, аналогии, обобщения). В отношении геометрической линии данная концепция нахо­дит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Задача развития пространственного мышления младше­го школьника может и должна решаться при изучении различных учебных курсов. Но именно геометрическое содержание пред­ставляет в этом плане большие возможности, так как предметом изучения геометрии являются формы объектов, их размеры и вза­имное расположение.

      Решая задачу развития пространственного мышления в рус­ле концепции развивающего обучения математике в начальной школе, авторы ориентировались на общекультурные цели обучения геометрии и стремились развить у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление, сформиро­вать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, а так­же способности читать графическую информацию и комментиро­вать её на языке, доступном младшим школьникам.

      При разработке геометрических заданий авторы руковод­ствовались:

      • данными психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности и способах его развития в процессе обучения (И. С. Якиманская);

      • логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал (Н. Б. Истомина);

      • богатейшим опытом начального обучения геометрии, отра­жённым в методической литературе;

      • результатами исследований, связанных с изучением геоме­трического материала в 5—6-м классах и в начальной школе;

      • рекомендациями ведущих методистов средней школы по поводу содержания курса геометрии.

      Цель курса – расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке. Факультатив и изданные для его проведения Тетради с печатной основой апробированы в школьной практике с 2000 года. К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в Тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).

      Задача курса – используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала; способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать пространственное и логическое мышление учащихся. Программа предусматривает благополучное развитие  высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно - действенного и наглядно- образного мышления.  Задача педагога  «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.

      Основные формы деятельности на занятиях – работа в ходе игровой и практической деятельности учащихся, моделирование, конструирование. 

      К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в Тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).    

      В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы:

      1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.

      2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

      3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

      4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

      5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.

      6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

      7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.


      Планируемые результаты освоения курса «Наглядная геометрия»


      Личностными результатами курса «Наглядная геометрия» является формирование следующих умений:

      • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

      • в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;

      • формирование внутренней позиции школьника;

      • адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.

      .

      Метапредметными результатами освоения данного курса будет:

      • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

      • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

      • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

      • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

      • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

      • использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

      • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;


      Предметными результатами освоения данного курса будет:

      • использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

      • овладение основами логического и алгоритмического мышления. пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;

      • приобщение начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задача;

      • вычислять периметр геометрических фигур;

      • выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

      • строить окружность по заданному радиусу или диаметру;

      • выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;

      • распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар;


      Выпускник научится:

      • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

      • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

      • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

      • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

      • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

      • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

      • измерять длину отрезка;

      • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

      • оценивать размеры геометрических объектов


      Выпускник получит возможность научиться:

      • распознавать плоские и кривые поверхности;

      • распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;

      • распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.



























      Содержание  программы 


      Интегрируя все вышеназванные положения, авторы попыта­лись реализовать на методическом уровне идею фузионизма (од­новременное изучение плоскостных и пространственных фигур), которая нашла своё отражение в следующем содержании.

      Задачи геометрической пропедевтики:

      • развитие у младших школьников пространственных представлений;

      • ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур;

      • формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин;

      • развитие у младших школьников различных форм математического мышления;

      • формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.


      1 класс

      Раздел 1. Взаимное расположение предметов. (Уточняются пред­ставления детей о пространственных отношениях «справа — сле­ва», «перед - за», «между», «над — под» и т, д.) – 15 часов

      Раздел 2. Целое и части. (Расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур. Геометрическая фигура рассматривается как целое, которое мож­но составить из нескольких других фигур - её частей.) – 6 часов

      Раздел 3. Поверхности. Линии. Точки. (У школьников формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умения проводить на них линии и изображать их на рисунке). Первокласс­ники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: сосед­ние, несоседние области, граница области. – 12 часов


      ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

      1 класс

      3

      Тема

      Цель занятий

      Задания

      Кол-во часов

      Раздел 1. Взаимное расположение предметов (15часов)

      1

      2

      Уточнить представления о

      пространственных отношениях «справа - слева», «между».

      Уточнить представления первоклассников о пространственных отношениях «справа — слева», «между».

      1-3

      2

      3

      Ориентирование по «схеме тела» относительно произ­вольной

      точки отсчёта.

      Учить младших школьников ориентировать­ся по «схеме тела» и относительно произ­вольной точки отсчёта.

      4-7

      1

      4.

      5

      Ориентирование по «схеме тела» относительно произ­вольной

      точки отсчёта.

      Продолжить формировать у первоклассни­ков умение ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта.

      8—17

      2

      6

      7

      8

      9

      Отношения «слева - справа», «за перед», «над — под», «ближе — даль­ше». Видимые и невидимые части фигур.

      Продолжить формировать у учащихся пред­ставления об отношениях

      «слева - справа»; уточнить их представления об отношениях «за — перед», «над — под», «ближе — даль­ше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

      18-20; 26-28

      4

      10

      11

      Квадрат, прямоугольник, треугольник. Конструирование фигурок из палочек.

      Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике, Обучать конструированию этих фигур из палочек. Про­должить формировать представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

      21-25; 29,30

      2

      12

      13

      Отношения «слева – справа», «на», под», «между». Квадрат, треугольник, круг.

      Проверить усвоение учащимися отношений «слева - справа», «на», под», «между», их представления о круге, квадрате, треуголь­нике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы.

      31-37

      2

      14

      15

      Ориентироваться на

      плоскости и в пространстве.

      Проверить умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы.

      38-41

      2

      Раздел 2.Целое и части (6часов)

      16

      Форма, размер. Конструирование

      прямоугольника.

      Проверить представления детей о форме, размере. Формировать

      умение конструировать прямоугольник из двух фигур.

      42, 45,

      48

      1

      17

      Конструирование геометрических фигур.

      Продолжить работу, направленную на при­обретение учащимися опыта конструирова­ния геометрической фигуры из ее частей.

      43, 47

      1

      18

      Конструирование треугольников.

      Формировать у первоклассников умение конструировать треугольники из двух дан­ных фигур.

      44, 52

      1

      19

      20

      Конструирование прямоугольника из данных фигур.

      Обучать конструированию прямоугольника из данных фигур.

      46, 49, 50, 51,53

      2

      21

      Конструирование и составление фигур.

      Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (це­лое) из других фигур (её частей).

      54-56

      1

      Раздел 3. Поверхности. Линии. Точки. (12 часов)

      22

      Плоская и кривая поверхность.

      Формировать у первоклассников представ­ления о плоской и кривой поверхностях.

      57-61

      1

      23

      Плоская и кривая поверхность. Распознавание на геометрических телах.

      Продолжить формирование представлений о плоской и кривой поверхностях и уме­ние распознавать их на изображениях гео­метрических тел.

      62-65

      1

      24

      25

      Понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная

      линия». Положение поверхностей в пространстве.

      Уточнить понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»; рас­ширить представления первоклассников о поверхностях; учить их определять взаим­ное положение плоских поверхностей в пространстве.

      66-73

      2

      26

      27

      Невидимые линии на рисунке.

      Познакомить детей с изображением на ри­сунке невидимых линий; продолжить фор­мировать умение распознавать плоские и кривые поверхности.

      74—82

      2

      28

      29

      Понятия «об­ласть», «граница области».

      Познакомить школьников с понятиями «об­ласть», «граница области». Учить проводить линии внутри области при определённых условиях.

      83-86

      2

      30

      Со­седние и несоседние области.есоседнихе.в

      фигурок из палочек.

      Формировать у ребят представления о со­седних и несоседних областях.

      87-90

      1

      31

      32

      Деление области с помощью линий. Область с «дыркой».

      Учить первоклассников выполнять деление области на части с помощью линий. Форми­ровать представление об области с «дыр­кой».

      91—96

      2

      33

      Повторение за курс 1 класса.

      Систематизация знаний.


      1


      2 класс

      Раздел 1. Поверхности. Линии. Точки. (Учащиеся применяют сформи­рованные в первом классе представления о линиях, поверхностях и точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.) – 4 часа

      Раздел 2. Углы. Многоугольники. Многогранники, (Уточняются знания младших школьников об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многогранником используются их представле­ния о поверхности, продолжается работа по формированию уме­ния читать графическую информацию, дифференцировать види­мые и невидимые линии на изображениях многогранников) – 30 часов.


      3

      Тема

      Цель занятий

      Задания

      Кол-во часов

      Раздел 1. Поверхности. Линии. Точки.(4 часа)

      1


      Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности.

      Сформировать у детей (опираясь на их опыт и интуицию), представления о кривой и плоской поверхностях.

      3

      1

      2

      Замкнутые и незамкнутые кривые линии

      Сформировать умение проводить линии на кривой и плоской поверхности (видимые и невидимые).

      6

      1

      3

      Ломаная линия. Длина ломаной.

      Познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области).

      9

      1

      4

      Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия.  Луч.

      Познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области).

      11

      1

      Раздел 2. Углы. Многоугольник. Многогранник. (30 часов)

      5

      Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов.

      Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию. Формировать у детей представления об углах, о равных углах, научить обозначать и сравнивать углы.

      14

      1

      6

      Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

      Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

      17

      1

      7

      Острый, прямой и тупой углы.

      Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

      21

      1

      8

      Острый угол. Имя острого угла.

      Урок-проект.

      Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

      23

      1

      9

      Тупой угол. Имя тупого угла

      Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

      26

      1

      10

      Построение луча из вершины угла.

      Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

      29

      1

      11

      Построение прямого и острого углов через две точки.

      Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

      31

      1

      12

      Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами.

      Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

      32

      1

      13

      Измерение углов. Транспортир.

      Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

      34

      1

      14

      Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников.

      Уточнить имеющиеся у школьников представления о многоугольнике и его элементах.

      35

      1

      15

      Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

      Формировать у детей умения: строить треугольники по данным вершинам, проводить в треугольнике отрезки и распознавать треугольники на рисунке.

      37

      1

      16

      Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы.

      Формировать у второклассников умение выделять четырехугольники, треугольники и прямые углы на рисунке.



      Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию.

      40

      1

      17

      Многоугольники с прямыми углами. Урок-проект.

      41

      1

      18

      Периметр многоугольника.

      42

      1

      19

      Четырехугольник. Трапеция. прямоугольник.

      Обучить младших школьников построению четырехугольников в соответствии с данным условием.

      49

      1

      20

      Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат.

      Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

      52

      1

      21

      Взаимное расположение предметов в пространстве.

      Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

      44

      1

      22

      Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел. Пентамино.

      Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

      47

      1

      23

      Многогранники. Грани.

      Проводить и дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях и поверхностях многогранников.

      50

      1

      24

      Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра.

      53

      1

      25

      Плоские фигуры и объемные тела.

      58

      1

      26

      Повторение изученного материала.

      Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

      62

      1

      27

      Куб. Развертка куба.

      Урок-проект.

      Познакомить учащихся с возможными поворотами куба в пространстве и их графической интеграцией.

      65

      1

      28

      Каркасная модель куба.

      Учить школьников читать графическую информацию, мысленно выполняя преобразования куба, и представлять изменение расположения рисунков на его гранях, выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.

      68

      1

      29

      Знакомство со свойствами игрального кубика.

      69

      1

      30

      Куб. видимые невидимые грани.

      Совершенствовать умение читать графическую информацию и выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.

      73

      1

      31

      Куб. построение куба на нелинованной бумаге.

      76

      1

      32

      Решение топологических задач.

      Продолжить формировать умения соотносить изменения рисунков на видимых гранях изображения куба с поворотами его модели в пространстве; дать первоначальные представления о сечении многогранника.

      79

      1

      33

      Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника. Урок-проект.

      Продолжить работу по формированию представлений о сечении многогранников.

      83

      1

      34

      Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела».

      Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию.

      86

      1


      3 класс

      Раздел 1. Кривые и плоские поверхности. (Продолжается работа, на­чатая в первом и втором классах.) – 5 часов

      Раздел 2. Пересечение фигур. (Формируются представления о пере­сечении фигур на плоскости и в пространстве; активизируется умение читать графическую информацию и конструировать гео­метрические фигуры.) – 22 часа

      Раздел 3. Шар. Сфера. Круг. Окружность. (Вводится представление о круге как о сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на пло­скости.) – 7 часов


      3

      Тема

      Цель занятий

      Задания

      Кол-во часов

      Раздел 1. Кривые и плоские поверхности. (5часов)

      1

      2

      Плоские и кривые поверхности.

      Проверить сформированность представлений младших  школьников о плоских и кривых поверхностях.

      1–5

      2

      3

      Видимые и невидимые поверхности геометрических тел.

      Формировать у третьеклассников представления о видимых и невидимых поверхностях геометрических тел и учить распознавать видимые плоские поверхности на изображениях.

      6

      1

      4

      Видимые и невидимые элементы многогранника.

      Формировать у учащихся представления  о видимых и невидимых элементах многогранника и учить распознавать их на изображениях.

      7–8

      1

      5

      Многогранник и его элементы.

      Расширить представления детей о многограннике и его элементах.

      9, 10

      1

      Раздел 2. Пересечение фигур. (22 часа)

      6

      Пересечение геометрических фигур.

      Формировать у третьеклассников представления о пересечении геометрических фигур.

      11, 12

      1

      7

      Пересечение геометрических фигур.

      Продолжить формирование представлений о пересечении геометрических фигур.

      13

      1

      8

      9

      10

      11

      Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника.

      Формировать у младших школьников умения читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника.

      14, 18

      4

      12

      Плоская фигура как пересечение многогранников. Урок-проект.

      Формировать умение выявлять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников.

      16

      1

      13

      Случаи пересечения прямой и куба. Урок-проект.

      Познакомить младших школьников со случаями пересечения прямой и куба.

      15

      1

      14

      15

      Чтение графической информации.

      Формировать умение читать графическую информацию.

      17

      2

      16

      Пересечение лучей. Урок-проект.

      Уточнить и расширить представления о пересечении лучей.

      19

      1

      17

      18

      Пересечение геометрических фигур, многогранник и его элементы.

      Расширить и уточнить представления младших школьников о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах.

      20

      2

      19

      20

      Чтение графической информации.

      Продолжить формирование у третьеклассников умения читать графическую информацию.

      21

      2

      21

      Пересечение отрезков.

      Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении отрезков.

      22, 24

      1

      22

      Пересечение углов.

      Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении углов.

      23

      1

      23

      Деление многоугольника на треугольники с помощью отрезков.

      Формировать у учащихся умение разбивать многоугольник на треугольники с помощью отрезков.

      25

      1

      24

      Деление многоугольника на части с помощью ломаной.

      Формировать умение разбивать многоугольник на

      части с помощью ломаной.

      26

      1

      25

      Чтение графической информации и нахождение пересечения геометрических фигур на плоскости.

      Продолжить формировать умение читать графическую информацию и находить пересечение геометрических фигур на плоскости.

      27

      1

      26

      Чтение графической информации и построение пересечения геометрических фигур на плоскости.

      Продолжить формировать умение читать графическую информацию и строить пересечение геометрических фигур на плоскости.

      27

      1

      27

      Составление из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

      Формировать умение составлять из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

      28, 29

      1

      Раздел 3. Шар. Сфера. Круг. Окружность.(7 часов)

      28

      Шар. Круг как сечение шара.

      Формировать представления о шаре и о круге как сечении шара

      30–33

      1

      29

      Окружность как граница круга.

      Формировать представления об окружности как о границе круга.

      34, 35

      1

      30

      Взаимное расположение окружности и круга.

      Формировать представления о взаимном расположении окружности и круга.

      36, 37

      1

      31

      Радиус окружности.

      Формировать представления о радиусе окружности.

      38, 39

      1

      32

      33

      Структура объекта.

      Формировать умения и навыки выделять структуру объекта (изменение положения частей фигуры, выбор частей, из которых можно её составить).

      40, 41

      2

      34

      Построение окружностей по определённым условиям.


      Формировать умения и навыки построения окружностей по определённым условиям.

      42, 43

      1

      1. класс

      Раздел 1. Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения. (Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус и шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливается соответствие новых геометрических форм со знакомыми детям предметами. Учащиеся знакомятся с развёртка­ми конуса, цилиндра, усечённого конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изо­бражать на плоскости объёмные фигуры) – 18 часов

      Раздел 2. Пересечение фигур. (Обобщаются представления ребят о различных геометрических фигурах на плоскости и в простран­стве и их изображениях.) – 16 часов


      3

      Тема

      Цель занятий

      Задания

      Количество часов

      Раздел 1. Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения. (18 часов)

      1

      Цилиндр – тело вращения.

      Познакомить учащихся с цилиндром как телом вращения.

      1

      1

      2

      Конус – тело вращения.

      Познакомить учащихся с конусом как телом вращения.

      2

      1

      3

      Шар – тело вращения.

      Познакомить учащихся с шаром как телом вращения.

      3

      1

      4

      Усечённый конус.

      Познакомить учащихся с усеченным конусом.

      7

      1

      5

      Невидимые линии на изображении объемного тела.

      Проверить умение обозначать невидимые линии на изображении объемного тела с помощью штриховых линий.

      8

      1

      6

      Рисунок плоской фигуры.

      Учить школьников соотносить рисунок плоской фигуры с изображением тела вращения, полученного из него.

      4

      1

      7

      Плоские фигуры в разрезе цилиндра.

      Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе цилиндра.

      5

      1

      8

      Плоские фигуры в разрезе конуса.

      Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе конуса.

      6

      1

      9

      Объемные тела.

      Проверить имеющиеся у детей представления об объемных телах.

      9

      1

      10

      Параллелепипед и пирамида.

      Познакомить учащихся с параллелепипедом и пирамидой

      11

      1

      11

      Развертки тел вращения.

      Познакомить учащихся с развертками тел вращения.

      10

      1

      12

      13

      Чтение графической информации.

      Проверить умение читать графическую информацию.

      12, 13

      2

      14

      Геометрические формы в окружающих предметах.

      Проверить умение видеть геометрические формы в окружающих предметах.

      14

      1

      15

      16

      Видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел.

      Проверить умение выделять видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел, формировать умение соотносить геометрическую фигуру с частями, из которых ее можно составить.

      15, 16

      2

      17

      18

      Объемные фигуры на плоскости.

      Приобрести опыт в изображении объемных фигур на плоскости.

      17

      2

      Раздел 2. Пересечение фигур. (16 часов)

      19

      20

      Плоские и объемные геометрические фигуры, их пересечение.

      Повторить имеющиеся представления о плоских и объемных геометрических фигурах и об их пересечении.

      18

      2

      21

      22

      Пересечение многоугольников.

      Проверить умение определять фигуру, являющуюся пересечением многоугольников.

      19

      2

      23

      24

      Плоская фигура, являющаяся пересечением многогранников.

      Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников.

      20

      2

      25

      26

      Плоская фигура, являющаяся пересечением объемных геометрических тел.

      Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением объемных геометрических тел.

      21

      2

      27

      28

      Изображение конуса и его сечения.

      Уточнить представления учащихся об изображении конуса и его сечения.

      22

      2

      29

      30

      Изображение цилиндра и его сечения.

      Уточнить представления учащихся об изображении цилиндра и его сечения.

      23

      2

      31

      32

      Понятие «сечение объемного геометрического тела».

      Познакомить учащихся с понятием «сечение объемного геометрического тела».

      24

      2

      33

      34

      Изображение объемной геометрической фигуры, развертка.

      Проверить умение соотносить изображение объемной геометрической фигуры с ее разверткой.

      25

      2








      Список литературы

      для учителя:


      1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

      «Линка – Пресс», 2012 г.

      1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

      «Линка – Пресс», 2012 г.

      1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

      «Линка – Пресс», 2012 г.

      1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 4 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

      «Линка – Пресс», 2012 г.

      1. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов. Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.



      для учащихся:


      1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

      «Линка – Пресс», 2012 г.

      1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

      «Линка – Пресс», 2012 г.

      1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

      «Линка – Пресс», 2012 г.

      1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 4 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

      «Линка – Пресс», 2012 г.


      Наглядная геометрия.rar Скачать
      Обсуждение материала
      Евгений
      12.04.2013 17:29
      Спасибо за материал. Очень полезно, а у нас в школе мы решаем задачу о 9 точках:
      Людмила Краснова
      16.04.2015 09:15
      Спасибо огромное! Очень выручили!
      Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
      Образовательные вебинары
      Подписаться на новые Расписание вебинаров
      Задать вопрос