В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Суперакция! С 5 по 7 ноября 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Земля-наш дом" (1 - 4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Земля-наш дом" (1 - 4 класс)

Анна Арефьева
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1234 голосов:4просмотров: 27203
Краткое описание
Разработка программы внеурочной деятельности для 1-4 классов "Земля-наш дом" в рамках внедрения ФГОС в начальной школе
Описание


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Земля – наш дом» составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, ут­вержденным Министерством образования в 1998 г., соответст­вует требованиям к содержанию образовательных программ до­полнительного образования детей, построена с учетом преемст­венности экологического образования дошкольников (програм­ма Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирает­ся на теоретический, практический и личностный опыт уча­щихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках. Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут в 1-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов. Воспитание экологической культуры — актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXIвека. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы с младши­ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников. Цель и задачи курса «Земля – наш дом» Цель:формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни. 5. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения. Особенности программы. Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Теоретические основы программы — исследования возраст­ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Представленная целостная программа разработана для уча­щихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения — «Знакомые незнакомцы» (33 часа): 2-й год обучен и я – «Экология моего дома» (34 часа) 3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь расте­ний и грибов» (34часа) 4-й год обучения — «Познавательная экология» (34 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академиче­скому часу.
Новизна программы.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, ут­вержденным Министерством образования в 1998 г., соответст­вует требованиям к содержанию образовательных программ до­полнительного образования детей, построена с учетом преемст­венности экологического образования дошкольников (програм­ма Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирает­ся на теоретический, практический и личностный опыт уча­щихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках. Основные принципысодержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержатель­ные линии: Земля — единая экосистема. Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы. Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогиче­ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту­пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор­ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея­тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая. Одним из основных методов обучения являются системати­ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологиче­ские взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельно­сти предполагает систематическую работу с «Календарем приро­ды» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение инди­видуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса явля­ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, театрализованные представления, экологиче­ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, со­ставление памяток. Предполагаются различные формы привле­чения семьи к совместной экологической деятельности: семей­ные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, класс­ных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведе­ния занятий с детьми, участие в организации праздников и в вы­полнении летних заданий. Результативность. Результативность и целесообраз­ность работы по курсу «Земля — наш дом» выявляется с по­мощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование уча­щихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебно­го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль­татов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др. Результаты обучения к концу 1-го класса: личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»; интерес к познанию мира природы; потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные:знать что такое «Экология», ее задачи и принципы;осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; наиболее типичных представителей животного мира России, какую пользу приносят представители животного ми ра; некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных; планета Земля — наш большой дом; Солнце — источник жизни на Земле; неживое и живое в природе; Учащиеся должны уметь:
-узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; -ухаживать за домашними животными и птицами; выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);
Результаты обучения к концу 4-го класса: личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные:знать что такое «Экология», ее задачи и принципы; основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
самоценность любого организма;значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними; человек существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой; условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы; различия съедобных и несъедобных грибов; позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; способы сохранения окружающей природы; что такое наблюдение и опыт; Учащиеся должны уметь:
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природногообъекта; заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе(конкретные примеры); -улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
Учебно-тематический план. 1-й год обучения «ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» — 33 час
№ занятия Тема занятия Количество часов
теория практика
1. Введение (1 час) 1
1
Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»
1
2. Дикие животные ( 19 часов) 9 10
2
Заяц — «Длинное ухо»
0,5 0,5
3
Лисица. «Лиса Патрикеевна»
0,5 0,5
4
Серый хищник — волк
0,5 0,5
5
Хозяин леса — медведь
0,5 0,5
6
Любознательный зверёк -белка
0,5 0,5
7
Куница — охотник на белок
0,5 0,5
8
Лесной красавец — лось
0,5 0,5
9
Сердитый недотрога- ёж
0,5 0,5
10
Подземный житель — крот
0,5 0,5
11
Всеядное животное — бар­сук
0,5 0,5
12
Бобр-строитель
0,5 0,5
13
Запасливый бурундук
0,5 0,5
14
Кабан — дикий родственник домашней свиньи
0,5 0,5
15
Мышка-норушка
0,5 0,5
16
Рысь — родственник кошки
0,5 0,5
17
Соболь — «дорогой» зверёк
0,5 0,5
18
Тигр — самая большая кош­ка на Земле
0,5 0,5
19
Косуля — самый маленький европейский олень
0,5 0,5
20
Обобщающие занятие о диких животных
1
3. Пернатые жители (14 часов) 6 7
21
Воробей самая распро­странённая птица на Земле
0,5 0,5
22
Ворона — «интеллектуаль­ная» птица
0,5 0,5
23 Ворон — красивая, умная птица 0,5 0,5
24
Сорока-белобока — «лесная сплетница»
0,5 0,5
25
«Лесной доктор» — дятел
0,5 0,5
26
Соловей — «великий маэст­ро»
1
27
Галка — городская птица
0,5 0,5
28
Загадочная птица — кукуш­ка
0,5 0,5
29
«Пернатая кошка» — сова
0,5 0,5
30
Любимая птица — снегирь
0,5 0,5
31
«Сестрицы-синицы» — са­мые полезные птички Рос­сии
0,5 0,5
32
Наш добрый сосед — скво­рец
0,5 0,5
33
«Золотая птица» — иволга
0,5 0,5
34
Обобщающее занятие о птицах
1
16 17
Итого: 34
Содержание курса. 1-й год обучения «ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» — 33 часа «ВВЕДЕНИЕ». (1 час) Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час) Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес» Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (19 часов) Тема 2. Заяц — «Длинное ухо» (1 час) Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами». Тема 3.Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час) Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа. Тема 4.Серый хищник – волк (1час) Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах — «Раскрась» Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час) Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь». Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час) Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику» Тема 7. Куница — охотник на белок (1час) Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда.Творческая работа «Придумай загадку» Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах — Панно «Лесной красавец» Тема 9.Сердитый недотрога — ёж (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика» Тема 10. Подземный житель – крот (1час) Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес» Тема 11.Всеядное животное — бар­сук (1час) Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику» Тема 12. Бобр-строитель (1час) Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами. Тема 13. Запасливый бурундук (1час)
Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа. Тема 14. Кабан — дикий родственник домашней свиньи (1час) Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан», Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?. Тема 15. Мышка-норушка (1час) Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок». Тема 16. Рысь — родственник кошки (1час) Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь», рисование домашней кошки или рыси. Тема 17. Соболь — «дорогой» зверёк (1час) Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные». Тема 18. Тигр — самая большая кош­ка на Земле (1час) Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета. Тема 19. Косуля — самый маленький европейский олень (1час) Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги». Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час) Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных. Раздел 2. . «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ» Тема 21. Воробей самая распро­странённая птица на Земле (1час) Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, на­родные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?» Тема 22. Ворона — «интеллектуаль­ная» птица (1час) Картинки с изображением вороны, загадки, народные приме­ты. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета. Тема 23. Ворон — красивая, умная птица (1час) Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон».Работа в группах «Рисование ворона» Тема 24. Сорока — белобока — «лесная сплетница» (1час) Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, пого­ворки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока»Чтение стихотворения «Сорока — Трещётка»
Тема 25. «Лесной доктор» — дятел (1час) Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел». Тема 26. Соловей — «великий маэст­ро» (1час) Знакомство с соловьём, сообщения учеников, за­гадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей». Тема 27. Галка — городская птица (1час) Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кросс­ворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику». Тема 28. Загадочная птица — кукуш­ка (1час) Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок, Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок».Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы». Тема 29. «Пернатая кошка» — сова (1час) Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?» Тема 30. Любимая птица – снегирь (1час) Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь».Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц. Тема 31. «Сестрицы-синицы» — са­мые полезные птички Рос­сии (1час)
Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами. Тема 32. Наш добрый сосед — скво­рец. (1час)
Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари».Чтение стихотворения «Скворец».
Тема 33. «Золотая птица» — иволга. (1час) Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки». Тема 34. Обобщающее занятие о птицах. КВН — крылатая компания. (1час) Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут? Конкурс «Знатоки сказок». Учебно-тематический план 2-й год обучения «ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» — 34 часа
№ занятия Тема занятий Количество часов
теория практика
Введение (1час)
1
1 Что такое экология?
1
1. Мой дом за окном (6 часов)
3
3
2 Мой дом
1
3 Дом, где мы живем
1
4 Практическое занятие «Уборка школьного двора»
1
5 Деревья твоего двора
1
6 Птицы нашего двора
1
7 Практическое занятие «Изготов­ление кормушек для птиц»
1
2. Я и мое окружение ( 9 часов)
4,5
4,5
8 Моя семья
1
9 Соседи-жильцы
1
10 Мой класс
1
11 Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой ком­натах»
1
12 Дом моей мечты
0,5
0,5
13 Рассказы, стихи о семье
1
14 Комнатные растения в квартире, в классе
1
15 Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»
1
16 Практическое занятие «маленький огород на подоконнике»
1
3. Гигиена моего дома ( 7 часов)
3,5
3,5
17 Гигиена класса
1
18 Практическое занятие «Гигиена класса»
1
19 Бытовые приборы в квартире
1
20 Экскурсия в школьную кухню
1
21 Наша одежда и обувь
1
22 Русская народная одежда 0,5 0,5
23 Практическое занятие «Русская национальная одежда» 1
4. Вода — источник жизни (4 часа) 3 1
24 Вода в моем доме и в природе 1
25 Стихи, рассказы о воде в природе 1
26 Вода в жизни растений и животных. 1
27 Вода и здоровье человека. Личная гигиена. 1
5. Солнце и свет в нашей жизни (3 часа) 2 1
28 Солнце, Луна, звезды – источники света 1
29 Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения 1
30 Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света 1
6. Весенние работы (2 часа) 2
31 Практическое занятие по подготовке почвы к посеву
1
32 Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними 1
7. Воздух и здоровье (2 часа)
1
1
33 Воздух и здоровье человека
1
34 Практическое занятие «Уборка в классе»
1
18 16
Итого:
34 часа
Содержание курса. 2-й год обучения
«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» (34 часа) «ВВЕДЕНИЕ» (1 час) Тема 1. Что такое экология? (1час) Знакомство детей с целями и задача­ми кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Эко­логия — наука, изучающая собствен­ный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома — планеты Земля. Про­стейшая классификация экологиче­ских связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри жи­вой природы на примере дубового леса (между растениями и животны­ми, между различными животными);связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров Раздел 1. «МОЙ ДОМ ЗА ОКНОМ» (6 часов) Тема 2. Мой дом (1час) Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе
Тема 3. Дом, где мы живем (1час) Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и по­рядка в своем доме. Тема 4. Практическое занятие «Уборка школьного двора» (1час) Техника безопасности. Распределе­ние обязанностей. Отчет о выполне­нии задания.
Тема 5. Практическое занятие «Деревья твоего двора» (1 час) Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев? Тема 6. Птицы нашего двора (1час) Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие(колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой. Тема 7. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» (1 час) Техника безопасности. Распределе­ние обязанностей. Вывешивание кормушек Раздел 2. « Я И МОЁ ОКРУЖЕНИЕ» (9 часов) Тема 8. Моя семья (1 час) Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по веде­нию общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить
Тема 9. Соседи-жильцы (1 час) Доброжелательные отношения с ни­ми. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаи­мопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа Тема 10. Мой класс (1 час) Свет, тепло, уют. Для чего предна­значена мебель, растения? Что необ­ходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу
Тема 11. Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой ком­натах» (1 час) Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проде­ланной работе
Тема 12. Дом моей мечты (1 час) Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?
Тема 13. Рассказы, стихи о семье (1 час) Чтение стихов, художественной ли­тературы о семье, любви, дружбе, труде Тема 14.Комнатные растения в квартире, в классе (1 час) Познавательное, эстетическое и ги­гиеническое значение, условия со­держания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспо­собленности к условиям существо­вания. Знакомство с комнатными растения­ми класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, час­тоту полива. Уход за комнатными растениями Тема 15.Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» (1 час) Пересадка комнатных растений. Фор­мовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по ухо­ду за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ. Тема 16. Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» (1 час) Подготовка семян к посеву. Подго­товка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на сре­занных веточках тополя, сирени Раздел 3. «ГИГИЕНА МОЕГО ДОМА» ( 7 часов) Тема 17. Гигиена класса (1 час) Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигие­на жилища. Режим проветривания класса. Влаж­ная уборка. Дежурство. Уход за ком­натными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними живот­ными Тема 18. Практическое занятие «Гигиена класса» (1 час) Распределение обязанностей, выпол­нение работы, отчет групп о проде­ланной работе. Необходимость в со­блюдении правил гигиены Тема 19. Бытовые приборы в квартире (1 час) Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влаж­ность воздуха в квартире, на жизне­деятельность человека. Правила об­ращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользу­ется, правила безопасности при их эксплуатации
Тема 20. Экскурсия в школьную кухню (1 час) Знакомство с кухней, бытовыми при­борами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов
Тема 21. Наша одежда и обувь (1 час) Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические ^ги­гиенические требования, условия содержания, уход. Тема 22. Русская народная одежда (1 час) История появления одежды. Знаком­ство с русской народной одеждой Тема 23.Практическое занятие «Русская национальная одежда» (1 час) Придумывание одежды.Как зашить дырку, пришить пугови­цу, вычистить щеткой верхнююодежду? Раздел 4. «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ» (4 часа)
Тема 24. Вода в моем доме и в природе (1час) Откуда поступает вода в дом, на ка­кие нужды расходуется, куда удаля­ется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду? Тема 25. Стихи, рассказы о воде в природе (1 час) Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана
Тема 26. Вода в жизни растений и животных. (1 час) Как вода влияет на жизнь растений?Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?
Тема 27. Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена.» (1час) Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется
из организма?Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды.Градусник для измерения температуры воды Раздел 5. «СОЛНЦЕ И СВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ» (3 часа)
Тема 28. Солнце, Луна, звезды – источники света (1 час) Солнце — естественный дневной источник света и тепла.Свет Луны и звезд в ночное время суток
Тема 29. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения (1 час) Влияние тепла и света на комнатные растения Тема 30. Практическое занятие по размеще­нию комнат­ных растений с учетом по­требности те­пла и света (1 час) Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых ком­натных растений. Распределить! обя­занности. Отчет о выполненной ра­боте. Наблюдение после произведён­ной работы
Раздел 6. «ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ» (2 часа) Тема 31. Практическое занятие по подготовке почвы к посеву (1 час) Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке ( перекопка, внесение удобрений). Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений» Инструктаж по технике безопасности.
Тема 32. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними (1 час) Инструктаж по технике безопасности. Разбивка грядок. Посадка растений. Организация дежурства членов кружка «Юный эколог» уход и наблюдение за всходами. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений. Раздел 7. «ВОЗДУХ И ЗДОРОВЬЕ» (2 часа) Тема 33. Воздух и здоровье человека (1 час) Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Тема 34. Практическое занятие «Уборка в классе» (1 час) Инструктаж по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание. Учебно-тематический план 3-й год обучения «НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» — 34 часа
№ занятия Тема занятия Количество часов
теория практика
Введение (2час)
2
1 Вводное занятие. Мы жители планеты Земля
1
2. Мир вокруг. 1
1. Человек и природа (5 часов) 2 3
3 Экология и мы. 1
4 Осенние работы в поле 1
5 Практическое занятие «Пришкольный участок» 1
6 Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи 1
7 Осень в лесу 1
2. Неживое в природе ( 12часов)
6 6
8 – 9 Неживая природа
1 1
10 Солнце – источник тепла и света 1
11 Вода, её признаки и свойства 1
12 Берегите воду! 1
13 Почва – святыня наша. 1
14 Состав и свойства почвы 1
15 – 16 Погода. Климат.
1 1
17 Предсказание погоды по народным приметам
1
18 Почему нельзя..?
1
19 Диалоги с неживой природой 1
3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов)
4 5
20 Практикум «Хлебные крошки» 1
21 Кто улетает, а кто остаётся 1
22 Экологические связи неживой и живой природы 1
23 Вода и жизнь 1
24 Растения рядом 1
25 Комнатные растения
1
26 Размножение комнатных растений
1
27 Дикорастущие растения луга, водоема и леса 1
28 Практическое занятие «Растения луга и леса» 1
4. Царство грибов (3часа) 3
29 Съедобные грибы 1
30 Несъедобные грибы 1
31 Микроскопические грибы 1
5. Сельскохозяйственный труд весной (3часа)
1 2
32 Сельскохозяйственные машины и орудия 1
33 Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке 1
34 Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке 1
18 16
Итого:
34 часа
Содержание курса 3-й год обучения НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» — 34 часа «ВВЕДЕНИЕ» (2 час) Тема 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час)
Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле. Тема 2. Мир вокруг. (1 час)
Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными. Раздел 1. « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (5 часов) Тема 3. Экология и мы. (1 час) Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы. Тема 4. Осенние работы в поле. (1 час) Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая. Тема 5.Практическое занятие «Пришкольный участок». (1 час) Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности. Тема 6. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи (1 час) Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Тема 7. Осень в лесу (экскурсия) (1 час) Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария. Раздел 2. « НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов) Тема 8 – 9. Неживая природа ( 2часа) Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня» Тема 10. Солнце – источник тепла и света (1 час) Солнце — источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье
Тема 11. Вода, её признаки и свойства (1 час) Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода — растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния,
круговорот воды
Тема 12. Берегите воду! (1 час) Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!» Тема 13. Почва – святыня наша. (1 час)
Почва – необходимая среда для растенийОпыты по составу почвы (вода, воз­дух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы». Тема 14. Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы». (1 час)
Практическая работа по об­работке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране
Тема 14 – 15. Погода. Климат. (2 часа) Дать общее понятие погоды и клима­та. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в при­роде Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»
Тема 17. Предсказание погоды по народным приметам (1 час) Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью. Тема 18. Почему нельзя..? (1 час) Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения» Тема 19. Практическое занятие «Диалоги с неживой природой» (1час) Ролевая игра «Пойми меня». Созда­ние ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Ак­туализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, про­тив мусора!»
Раздел 3. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ… ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» (9 часов) Тема 20. Практикум «Хлебные крошки» (1 час) Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки. Тема 21. Кто улетает, а кто остаётся (1 час)
Актуализировать представления де­тей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное ря­дом. — Москва, 2001. — С. 23) и о перелет­ных птицах области. Формировать представления детей о приспособле­ниях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за пти­цами. Работа по определению птиц края Тема 22. Экологические связи неживой и живой природы (1 час) Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели Тема 23. Вода и жизнь (1 час) Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров. Тема 24. Растения рядом (1час) Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев. Тема 25. Комнатные растения (1час) Комнатные растения разных эколо­гических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному ком­плексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)
Тема 26. Размножение комнатных растений (1 час) Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черен­ки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка
Тема 27. Дикорастущие растения луга, водоёма, ласа (1 час) Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране. Тема 28. Практическое занятие «Растения луга и леса» (1 час) Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями. Раздел 4. «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (3часа) Тема 29. Съедобные грибы (1 час) Сформировать представление о гри­бах как части живой природы; пока­зать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы — накопители вредных ве­ществ.Дать представление о строении шля­почных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки Тема 30. Несъедобные грибы. (1 час) Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в при­роде (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным) Тема 31. Микроскопические организмы (1 час) Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру. Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ» (3 часа) Тема 32. Сельскохозяйственные машины и орудия (1 час) Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде. Тема 33. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (1 час) Разбивка грядок для посадки куль­турных растений. Изготовление лу­нок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. По­белка стволовДежурство и на­блюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей
Тема 34. Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке (1час) Посадка декоративных растений. Опыты: 1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений». 2. «Влияние удобрений на рост и раз­витие высаженных растений». Изго­товление колышков и этикеток. Учебно-тематический план
4-й год обучения «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» — 34 часа
№ занятия Тема занятия Количество часов
теория практика
Введение (1час)
1
1 Вводное занятие. Жизнь на Земле
1
1. Среда обитания (6 часов) 4 2
2 Времена года на Земле 1
3 Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе 1
4 Изменения окружающей среды 1
5 Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» 1
6 Условия жизни растений 1
7 Разнообразие животных, условия их жизни 1
2. Жизнь животных ( 4часа)
2 2
8 Динозавры – вымерший вид животных
1
9 Просмотр видеофильма о жизни динозавров 1
10 Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» 1
11 Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений 1
3. Реки и озера (8 часов) 5 3
12 Реки и озера 1
13 Получение кислорода под водой 1
14 Пресноводные животные и растения
1
15 Жизнь у рек и озер 1
16 Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» 1
17 Околоводные птицы 1
18 Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» 1
19 Акция « Сохраним первоцвет!» 1
4. Человек и животные ( 8 часов)
5 3
20 Жизнь среди людей 1
21 Ролевая игра «Это все кошки» 1
22 Домашние животные 1
23 Викторина «Собаки – наши друзья» 1
24 Уход за домашними животными 1
25 Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».
1
26 Люди и паразиты
1
27 Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями 1
5. Сельскохозяйственный труд (7часов) 4 3
28 Почва 0,5 0,5
29 Семена овощных и декоративных культур 0,5 0,5
30 Заботы хлебороба весной 1
31 Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений 1
32 Подготовка почвы на пришкольном участке 1
33 Высадка рассады на участке. Составление графика полива 1
34 Декоративные растения 1
19 15
Итого:
34 часа
Содержание курса 4-й год обучения
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» — 33 часа «ВВЕДЕНИЕ». (1 час) Тема 1. Введение. Жизнь на Земле(1 час) Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли. Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов) Тема 2. Времена года на Земле(1 час) Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе(1час) Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Тема 4. Изменения окружающей среды(1час) Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников) Тема 5.Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» (1час) Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. Тема 6. Условия жизни растений(1час) Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни(1час) Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа) Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных(1час)
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров(1час) Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу?(1час)
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. Тема 11. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений(1час) Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок. Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА » (8 часов) Тема 12.Реки и озера(1час)
Пресная вода. Осадки. Тема 13. Получение кислорода под водой(1час)
Жители рек — рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)
Тема 14. Пресноводные животные и растения (1час)
Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии.Сообщения детей о жите­лях пресных водоемов
Тема 15. Жизнь у рек и озер(1час) Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)
Тема 16. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»(1час) Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод — причина загрязнения водоемов
Тема 17. Околоводные птицы (1час)
Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»(1час) Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края. Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!»(1час)
Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов. Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ » (8 часов) Тема 20.Жизнь среди людей(1час)
Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки»(1час) Тема 22. Домашние животные(1час)
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж. Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья»(1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Тема 24.Уход за домашними животными (1час) Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Тема 25.Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (1час)
Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах. Тема 26. Люди и паразиты(1час)
Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой. Тема 27.Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час) Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя» Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (7 часов) Тема 28. Почва (1 час) Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые). Тема 29. Семена овощных и декоративных культур (1час) Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян. Тема 30. Заботы хлебороба весной(1час) Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле. Тема 31.Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (1час)
Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки. Тема 32. Подготовка почвы на пришкольном участке(1час) Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений. Тема 33. Высадка рассады на участке. Составление графика полива (1час)
Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах. Тема 34.Декоративные растения(1час) Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение». Оборудование и кадровое обеспечение программы Для осуществления образовательного процесса по Программе «Земля – наш дом» необходимы следующие принадлежности: · набор рабочих инструментов для практических занятий; · микроскоп, лупа; · компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор; · набор ЦОР по окружающему миру. Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель биологии, либо любой другой специалист в области естествознания, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

Литература
  1. Большой атлас природы России: иллюстрированная эн­циклопедия для детей. — М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
  2. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. — Москва. Терра -Terra, 1992.
  3. Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. — М, 1991.
  4. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
  5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
  6. Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассни­ков / Л. Н. Ердако// Начальная школа. — 1992. — № 11-12.
  7. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и техно­логии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. — Волго­град, 1996.
  8. Ишутинов Л. М. Грибы — это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. — 2000. — № 6.
  9. Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
  10. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // На­чальная школа. — 2001. — № 1.
  11. Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. — М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьни­ками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. — Волгоград, 1996. — С. 36.
  12. Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в шко­ле и не только / Б. А. Никитина. — Самара, 1996.
  13. Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их при­менения в народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. — Ленинград., 1991.
  14. Пакулова Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. — Москва., 1993.
  15. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир во­круг нас. – Москва: Просвещение, 2001.
  16. Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.
  17. Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2000.
  18. Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами пове­дения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. — 1998. -№ 8.
  19. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. — 1991. — № 5.
  20. Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедический справочник ./ Харьков, Белгород – 2010 .
  21. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н., Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.
  22. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
  23. Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2009.
  24. Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2009.
  25. Лори Уиддон, Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс./ Иллюстрированный атлас Мира. / Индия 2008.
  26. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.
  27. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков,


Календарно-тематическое планирование
п/п Наименование раздела Тема урока Основное содержание Планируемые результаты Дата проведения Примечание
План Факт
1. Введение (1 час)
1 Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»
Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес» личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные:знать что такое «Экология», ее задачи и принципы
01-02.09
2. Дикие животные ( 19 часов)
2 Заяц — «Длинное ухо»
Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами». личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать народные приметы и пословицы, уметь анализировать прочитанный рассказ. 05-09.09
3 Лисица. «Лиса Патрикеевна»
Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа. личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения лисы, уметь работать по содержанию рассказа. 12-16.09
4 Серый хищник — волк
Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах — «Раскрась» личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: уметь разгадывать ребусы, работать по содержанию текста 19-23.09
5 Хозяин леса — медведь
Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь». личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: уметь беседовать по содержанию текста, приводить примеры из жизни 26 -30.09
6 Любознательный зверёк -белка
Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику» личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения белки, уметь работать в группах 03-07.10
7 Куница — охотник на белок
Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда.Творческая работа «Придумай загадку» личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: уметь работать с текстом, приводить примеры, работать в группах 10-14.10
8 Лесной красавец — лось
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах — Панно «Лесной красавец» личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: уметь работать по содержанию текста 17-21.10
9 Сердитый недотрога- ёж
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика» личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: уметь работать в группах, приводить примеры 24-28.10
10 Подземный житель — крот
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес» личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: нать особенности поведения крота, уметь работать с содержанием текста, выделять главное 31.10-3.11
11 Всеядное животное — бар­сук
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику» личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения барсука, уметь работать с содержанием текста, выделять главное 14-18.11
12 Бобр-строитель
Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами. личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения бобра, уметь работать с содержанием текста, выделять главное 21-25.11
13 Запасливый бурундук
Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа. личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения бурундука, уметь работать с содержанием текста, выделять главное 28.11-02.12
14 Кабан — дикий родственник домашней свиньи
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан», Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?. личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения кабана, уметь работать с содержанием текста, выделять главное 05-9.12
15 Мышка-норушка
Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок». личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения мыши, уметь работать с содержанием текста, выделять главное 12-16.12
16 Рысь — родственник кошки
Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь», рисование домашней кошки или рыси. личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения рыси, уметь работать с содержанием текста, выделять главное 19-23.12
17 Соболь — «дорогой» зверёк
Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные». личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения соболя, уметь работать с содержанием текста, выделять главное 26-29.12
18 Тигр — самая большая кош­ка на Земле
Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета. личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения тигра, уметь работать с содержанием текста, выделять главное 12.01-13.01
19 Косуля — самый маленький европейский олень
Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги». личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения косули, уметь работать с содержанием текста, выделять главное 16.01-20.01
20 Обобщающие занятие о диких животных
Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных. личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения животных, уметь приводить примеры, работать в группах 23.01-27.01
3. Пернатые жители (14 часов)

21 Воробей самая распро­странённая птица на Земле
Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, на­родные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?» личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения воробья, уметь работать с содержанием текста, выделять главное
30.01-03.02
22 Ворона — «интеллектуаль­ная» птица
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приме­ты. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета. личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения вороны, уметь работать с содержанием текста, выделять главное, работать в группах, приводить примеры из жизни.
06-10.02
23 Ворон — красивая, умная птица Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон».Работа в группах «Рисование ворона» личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения ворона, уметь работать с содержанием текста, выделять главное, работать в группах, приводить примеры из жизни.
13-17.02
24 Сорока-белобока — «лесная сплетница»
Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, пого­ворки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока»Чтение стихотворения «Сорока — Трещётка»
личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения сороки, уметь работать с содержанием текста, выделять главное, работать в группах, приводить примеры из жизни.
20-24.02
25 «Лесной доктор» — дятел
Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел». личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения дятла, уметь работать с содержанием текста, выделять главное, работать в группах, приводить примеры из жизни.
27.02-02.03
26 Соловей — «великий маэст­ро»
Знакомство с соловьём, сообщения учеников, за­гадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей». личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения соловья, уметь работать с содержанием текста, выделять главное, работать в группах, приводить примеры из жизни.
05-09.03
27 Галка — городская птица
Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кросс­ворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику». личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения галки, уметь работать с содержанием текста, выделять главное, работать в группах, приводить примеры из жизни.
12-16.03
28 Загадочная птица — кукуш­ка
Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок, Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок».Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы». личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения кукушки, уметь работать с содержанием текста, выделять главное, работать в группах, приводить примеры из жизни.
19-22.03
29 «Пернатая кошка» — сова
Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?» личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения совы, уметь работать с содержанием текста, выделять главное, работать в группах, приводить примеры из жизни.
02.04-06.04
30 Любимая птица — снегирь
Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь».Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц. личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения снегиря, уметь работать с содержанием текста, выделять главное, работать в группах, приводить примеры из жизни.
09-13.04
31 «Сестрицы-синицы» — са­мые полезные птички Рос­сии
Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами. личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения синицы, уметь работать с содержанием текста, выделять главное, работать в группах, приводить примеры из жизни.
16-20.04
32 Наш добрый сосед — скво­рец
Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари».Чтение стихотворения «Скворец».
личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные:нать особенности поведения скворца, уметь работать с содержанием текста, выделять главное, работать в группах, приводить примеры из жизни.
23-27.04
33 «Золотая птица» — иволга
Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки». личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные: знать особенности поведения иволги, уметь работать с содержанием текста, выделять главное, работать в группах, приводить примеры из жизни.
30.04-04.05
34 Обобщающее занятие о птицах
Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут? Конкурс «Знатоки сказок». личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» ; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные:знать особенности поведения птиц, уметь приводить примеры, работать в группах
07-11.05










Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос