Моделирование логических схем с помощью электронных таблиц
Автор:
Павел Ефимович Финкель
Учитель информатики
МБОУ СОШ №1 им. А. И. Герцена г. Тимашевска
Краснодарский край
352700, г. Тимашевск, ул. Ленина, 152
Домашний адрес:
352708 г. Тимашевск
Ул. 50 лет Октября. д. 166 кв. 29
т. сот. +79183176673
E-mail: timsc1@mail.ru
Разработка урока по информатике
Класс 11
Тема:
«Моделирование логических схем и построение таблиц истинности в электронных таблицах»
Ключевые слова:
Информатика, модели, моделирование, электронная таблица, логика, проект, функция
Аннотация
Данный материал – разработка урока по информатике.
Тема «Моделирование» изучается в 11 профильном «Информационно-технологическом» классе
Тема урока: Моделирование логических схем и построение таблиц истинности с помощью Электронных таблиц»
На данном уроке используется Электронная таблица MS Excel 2010.
Учащиеся должны научиться строить логические формулы по логическим схемам, использовать встроенные функции ЭТ MS Excel 2010.
Данный урок позволяет закрепить знания учащихся по теме «Логика», научить их использовать ЭТ для создания таблиц истинности используя встроенные логические функции.
Моделирование логических схем с помощью электронных таблиц
Цели:
-
Образовательные: определить роль математической логики в создании ЭВМ; сформировать у учащихся представление об устройствах элементной базы компьютера; сформировать навыки построения логических схем, построение таблиц истинности в ЭТ с помощью встроенных логических функций.
-
Развивающие: развивать умения анализировать, систематизировать, обобщать, структурировать полученные знания; развивать познавательные и творческие способности учащихся, развивать наглядно-образное мышление.
-
Воспитательные: воспитание усидчивости, аккуратности, внимательности при выполнении практических работ.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
-
роль математической логики в создании ЭВМ;
-
основные базовые элементы логических схем;
-
правила составления логических схем.
Учащиеся должны уметь:
-
составлять электрические и логические схемы.
-
Составлять логические выражения по функциональным схемам.
-
Использовать встроенные логические функции ЭТ MS Excel
План:
-
Организационный момент. (1 минута)
-
Актуализация знаний. (3 минуты)
-
Объяснение нового материала. (15 минут)
-
Физминутка. (1 минута)
-
Закрепление материала, выполнение индивидуальных практических заданий (15 мин)
-
Итог урока. (4 минуты)
-
Домашнее задание. (1 минута)
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
-
Актуализация знаний
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с основными элементами математической логики и узнали, что именно математическая логика лежит в основе работы схем и узлов компьютера. Давайте вспомним, основные элементы логики:
Вспомним таблицы истинности логических функций и их схемы:
Конъюнкция |
||
A |
B |
A&B |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Дизъюнкция |
||
A |
B |
AVB |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Инверсия |
|
A |
¬A |
1 |
0 |
0 |
1 |
Задание:
По логической схеме построить логическую функцию и таблицу истинности.
&
B
A
C
1
F
Логическая формула выглядит следующим образом:
F=A & B \/
Построим таблицу истинности для функции F:
A |
B |
C |
A & B |
F |
|
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
-
Объяснение нового материала
А сейчас давайте эту схему и таблицу истинности представим с помощью электронной таблицы MS Excel.
Электронная таблица MS Excel содержит встроенные логические функции:
Функция И соответствует логической конъюнкции:
И (арг1; арг2; арг3….)
Функция ИЛИ соответствует логической дизъюнкции:
ИЛИ (арг1; арг2; арг3….)
ЛОЖЬ() соответствует значению 0
ИСТИНА() соответствует значению 1
Функция НЕ соответствует логическому отрицанию или инверсии:
Изменяет значение ЛОЖЬ на ИСТИНА и значение ИСТИНА на ЛОЖЬ
Аргументами этих функций могут быть логические величины или адреса ячеек, содержащих логические величины.
Учитель выполняет работу вместе с учащимися, через проектор всё отображается на доске.
На рисунке показаны, какие формулы и функции MS Excel использованы.
Сравним полученные результаты с нашей первоначальной таблицей.
-
Физминутка.
-
Закрепление полученных знаний
Выполнение учащимися практических заданий на компьютере: по логической схеме записать логическую формулу и построить таблицу истинности в ЭТ MS Excel. Учащиеся получают индивидуальные карточки с заданиями.
ВАРИАНТ №1
ВАРИАНТ №2
ВАРИАНТ №3
-
Подведение итогов урока, выставление оценок
-
Домашнее задание.
Список литературы:
-
Н. Д. Угринович «Информатика и информационные технологии 10-11» Бином 2005
-
Н. Д. Угринович «Информатика и ИКТ 10» Бином 2010
-
Н. Д. Угринович «практикум по информатике и информационным технологиям» Бином 2004
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Психология профессионального образования: общая характеристика
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
Благодарю Вас за отличную разработку урока по информатике. Тема, выбранная Вами, актуальна и своевременна. Надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
С уважением, С.А. Колодин.