Программа "Бисероплетение"
Краткое описание
Программа объединения "Бисероплетение". Разработана на три года обучения в дополнительном образовании.
Описание
Программа БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ Возраст детей 6 -12 лет Срок реализации 3 года Автор- составитель педагог допобразования Жирнова Е.М.
Год разработки 2012
Пояснительная записка
Детский досуг – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Плетение является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Эта очень старинная техника в наши дни снова вошла в моду. Занятия плетением являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения на занятиях плетения в существенной степени формируется характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др. Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, занятия могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть. А также приобретают знания, специфические для области различных видов плетения. Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Работа по плетению развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок. Так как работа с бисером связана с большой нагрузкой на глаза, на занятиях предусматривается, через каждые полчаса проводить с детьми пятиминутную гимнастику для снятия утомляемости и напряжения глаз.
Предлагаемая программа позволяет по мере освоения технических приемов плетения выполнять простые и сложные узоры и изделия, от традиционных старинных до самых модных. Любое бисерное изделие представляет собой простую или сложную, но вполне законченную композицию. Цели и задачи Цель:создание условий для самостоятельного творчества обучающихся, приобщение детей к мастерству бисероплетения. Задачи: -научить детей разнообразной технике плетения; -воспитать в детях терпение, трудолюбие, любовь к народному творчеству и эстетический вкус; -развить творческие способности в процессе изучения и выполнения бисерно-стеклярусных работ; -научить работать со схемой, составлять собственные композиции с учетом гармоничной формы' и цветового сочетания; -научить детей культуре общений в коллективе. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ Программа первого года обучения предполагает изучение различных приемов низания бисером. В процессе изготовления бисерных изделий обучающиеся изучают основы сочетания цветовых оттенков и приобретают основные навыки построения композиций. 1. Вводное занятие. Задачи и план учебной группы. Правила поведения, обучающихся, на занятиях. Правила техники безопасности. Основные сведения о бисере. История развития бисерного искусства в России. 2. Cоставление схем.Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые дли занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления бисерных изделий. Вспомогательные материалы и оборудование, необходимые для работы с бисером. Правила рисования и оформления схем для бисероплетения, примеры оформления рабочих тетрадей, образцы бисера, бусин. 3. Способы плетения на одной игле. Приемы плетения на одной игле. Схемы простейших цепочек: цепочка – «пупырышки», цепочка «цветочки» в 6 бисерин, цепочка «цветочки» в 8 бисерин (1-й и 2-й варианты), цепочка в семь бусин, змейка, двойная цепочка «семь бусин» и цепочка «трехпроходная диагональ».Правила подбора бисера по размеру, качеству и цветовому сочетанию в зависимости от рисунка. Правила грамотного вощения и закрепления нити в изделии. Крепление замков в изделии при работе одной иглой. Правила чтения схем. Плетение на основе пройденных цепочек нескольких браслетов и колье «Фантазия» или «Круглый цветочек».
4. Цветоведение. Цветовой спектр (7 цветов радуги). Ахроматические и хроматические цвета. «Холодные» и «теплые» цвета. Контрастные цвета. Гармония цветовых сочетаний и их воздействие на настроение человека. Самостоятельная работа для закрепления материала: детям предлагается выразить какое-либо настроение в цвете. Дети младшей возрастной группы цветовыми пятнами, нанесенными на лист бумаги, выражают радость, тревогу, покой или движение; дети старшей группы прорисовывают орнамент по темам: весна, осень, лето или зима.
5. Плетение на двух иглах. Приемы плетения на двух иглах. Схемы цепочек «крестик», «колечки», «елочка», «ажурная», «сложный квадратик». Правила грамотного крепления замков при работе на двух иглах. Способы сочетания в одном изделии различных материалов. Способы объемного соединения цепочек. Техника низания цепочек в два приема. 6. Плетение на проволоке. Способы плетения на проволоке двумя концами. Параллельное плетение. 7. Плетение картинки «Насекомые». Изготовление плоских насекомых параллельным плетением. И составление композиции из готовых фигурок. 8. Плетение картинки «Глубины моря». Изготовление плоских морских фигурок и составление их в композицию. 9. Плетение картинки «Вини Пух и все, все, все». Изготовление фигурок Вини-Пуха, Пяточка и Тигрули. Составление и оформление готовой картинки. 10. Плетение цветов. Изготовление простых цветочков параллельным плетением. И оформление маленького букетика.
9. Подготовка к выставкам и конкурсам. Изготовление поделок. Оформление выставок. 10. Клубные дни.В течение года обучающиеся принимают участие в мероприятиях, проводимых учреждением и объединением. 11. Итоговое занятие. Подведение итогов. Оформление итоговой выставки.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ По окончании 1-го года обучения дети должны знать:
-различные виды бисера и сферы его применения;
-типы нитей, пригодных для плетения;
— технику плетения на одной и двух иглах;
-технику закрепления замков на одной и двух иглах;
-приемы наложения;
— технику плетения и расшивки ажурного полотна;
— ахроматические и хроматические цвета;
-«теплые» и «холодные» цвета;
-контрастные цвета;
-примерные гармоничные сочетания;
-историю бисерного искусства и его роль в народной культуре.
По окончании 1-го года обучения дети должны уметь:
-читать схемы бисерных изделий;
-хорошо разбираться в цветовой гамме, самостоятельно подбирать цветовые сочетания;
— аккуратно закреплять рабочую нить;
-грамотно и аккуратно закреплять замки при работе одной
и двумя иглами;
-сочетать в изделиях различные материалов: бисер, стеклярус, бусины;
-грамотно подбирать и рассчитывать материал для расшивки ажурного полотна;
-самостоятельно выполнять простые изделия;
-работать и общаться в коллективе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ Программа 2-го года обучения предполагает изучение основ орнамента, разнообразных приемов плетения на проволоке, техник параллельного и монастырского плетений, а также различных видов плотного плетения. 1. Вводное занятие.Задачи и план учебной группы. Порядок проведения занятий. Правила техники безопасности. 2. Материалы и инструменты. Оборудование рабочего места. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для 2-го года обучения: конструкция станка для ткачества, виды проволоки и различных нитей. 3. Параллельное плетение. Техника параллельного плетения. Изделия, выполненные в данной технике, приемы увеличения и уменьшения полотна, выполняемого в этой технике. Выполнение колье «Янтарное», «Ромбы», с самостоятельной подборкой цветового сочетания.
4. Плетение на проволоке.Приемы плетения на проволоке. Различные приемы записи схем для работы на проволоке. Использование схем вышивки крестом.Правила сборки композиций из отдельных мелких деталей. Понятие сложной композиции. Приемы использования в цветочных композициях контрастных цветов. Составление цветовых композиций. 5. Бонсаи. Понятие «бонсай». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления бонсай: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приемов. Техника выполнения элементов бонсай. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Выполнение отдельных элементов бонсай. Составление композиции. Сборка и закрепление бонсай в вазе. Использование бонсай для оформления интерьера. 6. Общие сведения об орнаменте.Понятие орнамента. Основные виды орнамента. Основные приемы построения орнамента. Самостоятельное составление эскиза орнамента для плотного или монастырского плетения трафаретной сетки. 7. Монастырское плетение. Принцип монастырского плетения, правила выполнения расширения и уменьшения полотна на примере плетения угла. Выплетание угла в данной технике. Плетение изделий в данной технике, соблюдая точное следование схеме. 8. Оплетение сосуда. Приемы бисероплетения, используемые для оплетения сосуда: полотно, ткачество, кирпичный стежок, полотно «в крестик», «полоски», ажурное плетение, вышивка по сетке. Составление орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение. Подготовка основы. Расчет плотности плетения. 9. Ткачество на станке. Изучение станков различных конструкций. Техника ткачества. Изготовление тканых изделий: плетение наружных уголков и внутренних скосов, раздвоение ленты, окантовка изделия, оформление изделий бахромой, соединение концов ленты, выполнение подвесок, стыковка двух частей изделия по ширине. Заделка и обновление рабочей нити. Техника снятия изделия со станка. Выполнение на станке мелких изделий в виде браслетов или небольших рисунков, отработка приемов натяжения и закрепления нити, оформления наружных и внутренних скосов, раздвоения ленты, окантовки изделия и грамотного подбора бисера для получения ровного тканого полотна. Изготовление более крупного изделия в виде подвески или небольшой миниатюры, с использованием для орнамента схемы вышивок крестом дли отработки плетения ровного полотна. 10. Ткачество без станка.Принцип ручного ткачества или гобеленового плетения. Приемы убавления и прибавления полотна.Плетение образцов изделий, отработка навыков равномерного натяжений нити при выполнении ровного края изделия путем регулировки натяжения нити и калибровки бисера.Выполнение одного-двух изделий по схемам. 11. Мозаичное плетение.Техника мозаичного плетения на одной игле. Техника мозаичного плетения «ромашка». Технология мозаичного плетения на двух иглах. Расширение и уменьшение полотна, выполненного на двух иглах.Плетение браслета в технике мозаичного плетения на одной игле, в технике мозаичного плетения на двух иглах — плетение подвески. Самостоятельная проработка орнаментов изделий по трафаретам. 12. Выполнение итоговой работы.Выбор работы на основе техник, пройденныхза 2-й год обучения. Подбор материала. Прорисовка цветной схемы. Выполнение работы. 13. Подготовка к выставкам и конкурсам.Изготовление поделок. Оформление выставок. 14. Клубные дни. В течение года обучающиеся принимают участие в мероприятиях, проводимых учреждением и объединением. 15.Итоговое занятие.Подведение итогов. Оформление итоговой выставки.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ По окончании 2-го года обучения дети должны знать: — материалы, из которых изготавливают бисерные изделия; — инструменты, необходимые дли изготовления бисерных изделий; технику параллельного, монастырского и плотного плетения; — различные виды техник плетения на проволоке; — технологию изготовления проволочных композиций; -виды, приемы построения и значение орнамента в народном творчестве; -технологию увеличения и уменьшения полотен, выполняемых в технике мозаичного и монастырского плетения, а также в технике ткачества без станка; -технические приемы изготовления изделий на станке; -сферы применения изучаемых техник (на примере демонстрационных образцов и наглядных пособий). По окончании 2-го года обучения дети должны уметь: — читать бисерные схемы любой сложности; -сочетать разнообразные материалы при выполнении изделий; -разбираться в цветовых сочетаниях; — грамотно использовать схемы для вышивки крестом при выполнении изделий в технике гобеленового и мозаичного плетения; -создавать свои орнаменты изделия, пользуясь изученными приемами; — пользоваться трафаретными сетками при прорисовке изделия и составлении орнамента;
-грамотно выполнять изделия в изученных техниках;
-свободно выполнять изделия в любой изученной технике при
плетении на проволоке;
— избегать утолщений конструкции при изготовлении композиций на проволоке;
-уметь работать и общаться в коллективе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Программа 3-го года обучения предполагает изучение основ орнамента, техники косого плетения, объемного плетения, разнообразных технических приемов по оплетению сферических поверхностей на примере сплетения ниц, а также изучение различных видов герданов. 1. Вводное занятие.Задачи и план учебной группы. Порядок проведения занятий. Правила техники безопасности. 2.Материалы и инструменты. Оборудование рабочего места. Знакомство с дополнительными инструментами и материалами, необходимыми для выполнения изделий, предусмотренных программой 3-го года обучения. 3. Косое плетение. Принцип косого плетения. Технология выполнения различных элементов косым плетением: «треугольник», «равносторонний ромб», «листик», «удлиненный листик». Плетение небольших изделий с использованием элементов косого плетения. 4. Общие сведения об орнаменте.Знакомство с национальными орнаментами. Понятие композиции. Законы построения композиции. Понятие цветовой композиции.Создание эскиза изделия, используя знание законов композиции. 5. Герданы.Понятие «гердан» и общие правила построения схем герданов. Плетение сплошных герданов от кулона. Плетение герданов от угла. Плетение герданов от герданной полосы. Многонитевые герданы. Герданы сложной конфигурации.Изготовление простого сетчатого гердана с геометрическим орнаментом, гердана от угла, от начала герданной полосы, многонитевого гердана и гердана сложной конфигурации. 6. Объемное плетение.Приемы плетения по кругу: плетение мозаичного, спирального, квадратного и ажурного жгутов, объемных цветов, шариков и кубиков. Соединение жгутов «встык», плетение объемных элементов на плотное и ажурное плетения. Правила чтения объемных схем.Плетение объемных жгутов в технике «мозаика», «спираль» и жгута квадратного. Самостоятельное изготовление колье из объемных цветов, квадратных или ажурных жгутов и колье «Хризантемы» для отработки объемного плетения. 7. Оплетение яиц.Основной принцип оплетения яиц. Ажурное и плотное оплетение яиц. Правила расчета орнамента при плотном оплетении яиц. Сплетение сферы при ажурном и плотном плетении. Декоративное оформление заготовок при ажурном плетении. 8. Салфетка. Анализ образцов салфеток. Орнамент. Выбор бисера. Цветовое решение. Последовательность выполнения салфетки. Зарисовка схем. Плетение салфетки на основе изученных приемов. Сборка и оформление. 9. Заколки для волос. Анализ образцов заколок для волос. Выбор бисера. Цветовое решение. Виды основ. Зарисовка схем для выполнения заколок для волос. Плетение заколок для волос на основе изученных приемов. Сборка. Оформление. Прикрепление к основе. 10. Подготовка к выставкам и конкурсам.Изготовление поделок. Оформление выставок. 11. Клубные дни. В течение года обучающиеся принимают участие в мероприятиях, проводимых учреждением и объединением. 12.Итоговое занятие. Подведение итогов. Оформление итоговой выставки. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3-х ГОДИЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
По окончании 3-го года обучения дети должны знать:
— материалы, из которых изготавливают бисерные изделия;
— инструменты, необходимые для изготовления бисерных изделий;
— вспомогательные материалы и различные заготовки, используемые в бисерных изделиях;
— технику плетения; ажурного, плотного, все виды ткачества, основные виды объемного плетения и плетение на проволоке;
— различные техники расшивки ажурного полотна;
— технику оплетения изделий;
— технологию изготовления объемных изделий, сборки проволочных композиций, технологию декорирования деревянных заготовок для ажурного плетения;
— общие сведения о цветоведение и гармонии цвета;
— виды, приемы построения и значение орнамента в народной культуре;
-законы построения композиции;
— технологию изготовления герданов любой конфигурации;
-историю развития бисерного искусства в России.
Поокончании 3-го года обучения дети должны уметь:
-читать бисерные схемы любой сложности;
-пользоваться трафаретами для всех видов плетения при составлении орнамента изделия;
-сочетать разнообразные материалы;
-сочетать в одном изделии различные приемы плетения;
-разбираться в цветовых сочетаниях;
-выполнять изделия любой сложности;
-создавать свои оригинальные разработки на основе полученных за три года знаний;
-грамотно оформлять схемы своих оригинальных разработок;
-составлять технологический процесс изготовления изделие;
— грамотно подбирать материал для воплощения своих идей, с учетом знаний особенностей бисера и дополнительных материалов, используемых в бисероплетение.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Для выполнения работ каждому обучающемуся необходимо иметь:
-тетрадь в клетку;
-простой карандаш;
-ластик;
-цветные карандаши или фломастеры;
-ножницы;
-бисер, стеклярус, бусины;
— иглы для бисера;
-нитки капроновые и х/б, леску, проволоку;
-фурнитуру для изготовления украшений;
-заготовки для оплетения;
-деревянные рамки;
-прокладочные и отделочные ткани.
Используемая литература:
1. Артамонова Е.В… Украшения и сувениры из бисера / Е.В.Артамонова – М.: «ЭКСМО – ПРЕСС», 1999. — 368с. 2. Артамонова Е.В. Бисер / Е.В.Артамонова – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 272с. 3. Баскова Т.Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе. Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2005. – 192с.
4. Бондарева Н.А. Рукоделие из бисера.- Ростов-на-Дону, 2000
5. Виноградова Е. Бисер для детей: Игрушки и украшения / Е.Виноградова — М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2003. — 176с.
6. Исакова Э. Ю. Стародуб К.И. Ткаченко Т. Б.Сказочный мир бисера. Плетение на леске.- Ростов-на-Дону, 2004
7. Литвинец Э.Н… Из родословной бисера. Бисерное плетение / Э.Н.Литвинец – М.: «Знание», 1998. – 387с.
8. Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия. / М.В. Ляукина – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. – 288с.
9. Мартынова Л. Фигурки из бисера / Л. Мартынова — М.: «Культура и традиции», 2003. — 306с.
10. Носырева Т.Г. Игрушки и украшения из бисера / Т.Г. Носырева — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002. – 153с. 11. Романова Л.А. Магия бисера: новые идеи для рукодельниц / Л.А. Романова. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 155с.
12. Ткаченко Т. Б. Стародуб К. И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. – Ростов-на-Дону, 2004
13. Чернова Е.В. Цветы из бисера. Композиции для интерьера, одежды, прически / Е.В. Чернова, А.Г. Чернова. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 156с.
Программа БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ Возраст детей 6 -12 лет Срок реализации 3 года Автор- составитель педагог допобразования Жирнова Е.М.
Год разработки 2012
По функциональному назначению |
Учебно-познавательная |
По направленности | Художественно – эстетическая |
По уровню освоения | Общекультурная |
По уровню подготовленности | Начальный уровень |
По тематической направленности | Одной тематической направленности |
По возрастному предназначению | Начальное образование |
По степени авторства | Экспериментальная |
По форме организации | Групповая |
По времени реализации | Трёхгодичная |
По способу реализации | Учебные занятия Мастер — классы Экскурсии |
Пояснительная записка
Детский досуг – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Плетение является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Эта очень старинная техника в наши дни снова вошла в моду. Занятия плетением являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения на занятиях плетения в существенной степени формируется характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др. Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, занятия могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть. А также приобретают знания, специфические для области различных видов плетения. Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Работа по плетению развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок. Так как работа с бисером связана с большой нагрузкой на глаза, на занятиях предусматривается, через каждые полчаса проводить с детьми пятиминутную гимнастику для снятия утомляемости и напряжения глаз.
Предлагаемая программа позволяет по мере освоения технических приемов плетения выполнять простые и сложные узоры и изделия, от традиционных старинных до самых модных. Любое бисерное изделие представляет собой простую или сложную, но вполне законченную композицию. Цели и задачи Цель:создание условий для самостоятельного творчества обучающихся, приобщение детей к мастерству бисероплетения. Задачи: -научить детей разнообразной технике плетения; -воспитать в детях терпение, трудолюбие, любовь к народному творчеству и эстетический вкус; -развить творческие способности в процессе изучения и выполнения бисерно-стеклярусных работ; -научить работать со схемой, составлять собственные композиции с учетом гармоничной формы' и цветового сочетания; -научить детей культуре общений в коллективе. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
теор. | практ. | всего | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | - | 2 |
2 | Cоставление схем | 1 | 1 | 2 |
3 | Способы плетения на одной игле | 7 | 9 | 16 |
4 | Цветоведение | 1 | 3 | 4 |
5 | Плетение на двух иглах | 3 | 6 | 9 |
6 | Плетение на проволоке | 1 | 1 | 2 |
7 | Плетение картинки «Насекомые» | 5 | 15 | 20 |
8 | Плетение картинки «Глубины моря» | 5 | 15 | 20 |
9 | Плетение картинки «Вини-Пух и все, все, все» | 4 | 16 | 20 |
10 | Плетение цветов | 5 | 15 | 20 |
11 | Выполнение работы на свободную тему | 2 | 11 | 13 |
Подготовка к выставкам и конкурсам | 2 | 8 | 10 | |
Клубные дни | 2 | 2 | 4 | |
11 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
итого | 43 | 101 | 144 |
4. Цветоведение. Цветовой спектр (7 цветов радуги). Ахроматические и хроматические цвета. «Холодные» и «теплые» цвета. Контрастные цвета. Гармония цветовых сочетаний и их воздействие на настроение человека. Самостоятельная работа для закрепления материала: детям предлагается выразить какое-либо настроение в цвете. Дети младшей возрастной группы цветовыми пятнами, нанесенными на лист бумаги, выражают радость, тревогу, покой или движение; дети старшей группы прорисовывают орнамент по темам: весна, осень, лето или зима.
5. Плетение на двух иглах. Приемы плетения на двух иглах. Схемы цепочек «крестик», «колечки», «елочка», «ажурная», «сложный квадратик». Правила грамотного крепления замков при работе на двух иглах. Способы сочетания в одном изделии различных материалов. Способы объемного соединения цепочек. Техника низания цепочек в два приема. 6. Плетение на проволоке. Способы плетения на проволоке двумя концами. Параллельное плетение. 7. Плетение картинки «Насекомые». Изготовление плоских насекомых параллельным плетением. И составление композиции из готовых фигурок. 8. Плетение картинки «Глубины моря». Изготовление плоских морских фигурок и составление их в композицию. 9. Плетение картинки «Вини Пух и все, все, все». Изготовление фигурок Вини-Пуха, Пяточка и Тигрули. Составление и оформление готовой картинки. 10. Плетение цветов. Изготовление простых цветочков параллельным плетением. И оформление маленького букетика.
9. Подготовка к выставкам и конкурсам. Изготовление поделок. Оформление выставок. 10. Клубные дни.В течение года обучающиеся принимают участие в мероприятиях, проводимых учреждением и объединением. 11. Итоговое занятие. Подведение итогов. Оформление итоговой выставки.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ По окончании 1-го года обучения дети должны знать:
-различные виды бисера и сферы его применения;
-типы нитей, пригодных для плетения;
— технику плетения на одной и двух иглах;
-технику закрепления замков на одной и двух иглах;
-приемы наложения;
— технику плетения и расшивки ажурного полотна;
— ахроматические и хроматические цвета;
-«теплые» и «холодные» цвета;
-контрастные цвета;
-примерные гармоничные сочетания;
-историю бисерного искусства и его роль в народной культуре.
По окончании 1-го года обучения дети должны уметь:
-читать схемы бисерных изделий;
-хорошо разбираться в цветовой гамме, самостоятельно подбирать цветовые сочетания;
— аккуратно закреплять рабочую нить;
-грамотно и аккуратно закреплять замки при работе одной
и двумя иглами;
-сочетать в изделиях различные материалов: бисер, стеклярус, бусины;
-грамотно подбирать и рассчитывать материал для расшивки ажурного полотна;
-самостоятельно выполнять простые изделия;
-работать и общаться в коллективе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов | ||
теор. |
практ. |
Всего | ||
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
3 |
2 |
Материалы и инструменты |
1 |
2 |
3 |
3 |
Параллельное плетение |
2 |
7 |
9 |
4 |
Плетение на проволоке |
8 |
22 |
30 |
5 |
Бонсаи |
4 |
8 |
12 |
6 |
Общие сведения об орнаменте |
2 |
6 |
8 |
7 |
Монастырское плетение |
4 |
10 |
14 |
8 |
Оплетение сосуда |
4 |
16 |
20 |
9 |
Ткачество на станке |
4 |
18 |
22 |
10 |
Ткачество без станка |
9 |
16 |
25 |
11 |
Мозаичное плетение |
8 |
12 |
20 |
12 |
Выполнение итоговой работы |
4 |
16 |
20 |
13 |
Подготовка к выставкам, конкурсам |
4 |
15 |
19 |
14 |
Клубные дни |
8 |
- |
8 |
15 |
Итоговое занятие |
3 |
- |
3 |
итого |
67 |
149 |
216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ Программа 2-го года обучения предполагает изучение основ орнамента, разнообразных приемов плетения на проволоке, техник параллельного и монастырского плетений, а также различных видов плотного плетения. 1. Вводное занятие.Задачи и план учебной группы. Порядок проведения занятий. Правила техники безопасности. 2. Материалы и инструменты. Оборудование рабочего места. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для 2-го года обучения: конструкция станка для ткачества, виды проволоки и различных нитей. 3. Параллельное плетение. Техника параллельного плетения. Изделия, выполненные в данной технике, приемы увеличения и уменьшения полотна, выполняемого в этой технике. Выполнение колье «Янтарное», «Ромбы», с самостоятельной подборкой цветового сочетания.
4. Плетение на проволоке.Приемы плетения на проволоке. Различные приемы записи схем для работы на проволоке. Использование схем вышивки крестом.Правила сборки композиций из отдельных мелких деталей. Понятие сложной композиции. Приемы использования в цветочных композициях контрастных цветов. Составление цветовых композиций. 5. Бонсаи. Понятие «бонсай». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления бонсай: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приемов. Техника выполнения элементов бонсай. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Выполнение отдельных элементов бонсай. Составление композиции. Сборка и закрепление бонсай в вазе. Использование бонсай для оформления интерьера. 6. Общие сведения об орнаменте.Понятие орнамента. Основные виды орнамента. Основные приемы построения орнамента. Самостоятельное составление эскиза орнамента для плотного или монастырского плетения трафаретной сетки. 7. Монастырское плетение. Принцип монастырского плетения, правила выполнения расширения и уменьшения полотна на примере плетения угла. Выплетание угла в данной технике. Плетение изделий в данной технике, соблюдая точное следование схеме. 8. Оплетение сосуда. Приемы бисероплетения, используемые для оплетения сосуда: полотно, ткачество, кирпичный стежок, полотно «в крестик», «полоски», ажурное плетение, вышивка по сетке. Составление орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение. Подготовка основы. Расчет плотности плетения. 9. Ткачество на станке. Изучение станков различных конструкций. Техника ткачества. Изготовление тканых изделий: плетение наружных уголков и внутренних скосов, раздвоение ленты, окантовка изделия, оформление изделий бахромой, соединение концов ленты, выполнение подвесок, стыковка двух частей изделия по ширине. Заделка и обновление рабочей нити. Техника снятия изделия со станка. Выполнение на станке мелких изделий в виде браслетов или небольших рисунков, отработка приемов натяжения и закрепления нити, оформления наружных и внутренних скосов, раздвоения ленты, окантовки изделия и грамотного подбора бисера для получения ровного тканого полотна. Изготовление более крупного изделия в виде подвески или небольшой миниатюры, с использованием для орнамента схемы вышивок крестом дли отработки плетения ровного полотна. 10. Ткачество без станка.Принцип ручного ткачества или гобеленового плетения. Приемы убавления и прибавления полотна.Плетение образцов изделий, отработка навыков равномерного натяжений нити при выполнении ровного края изделия путем регулировки натяжения нити и калибровки бисера.Выполнение одного-двух изделий по схемам. 11. Мозаичное плетение.Техника мозаичного плетения на одной игле. Техника мозаичного плетения «ромашка». Технология мозаичного плетения на двух иглах. Расширение и уменьшение полотна, выполненного на двух иглах.Плетение браслета в технике мозаичного плетения на одной игле, в технике мозаичного плетения на двух иглах — плетение подвески. Самостоятельная проработка орнаментов изделий по трафаретам. 12. Выполнение итоговой работы.Выбор работы на основе техник, пройденныхза 2-й год обучения. Подбор материала. Прорисовка цветной схемы. Выполнение работы. 13. Подготовка к выставкам и конкурсам.Изготовление поделок. Оформление выставок. 14. Клубные дни. В течение года обучающиеся принимают участие в мероприятиях, проводимых учреждением и объединением. 15.Итоговое занятие.Подведение итогов. Оформление итоговой выставки.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ По окончании 2-го года обучения дети должны знать: — материалы, из которых изготавливают бисерные изделия; — инструменты, необходимые дли изготовления бисерных изделий; технику параллельного, монастырского и плотного плетения; — различные виды техник плетения на проволоке; — технологию изготовления проволочных композиций; -виды, приемы построения и значение орнамента в народном творчестве; -технологию увеличения и уменьшения полотен, выполняемых в технике мозаичного и монастырского плетения, а также в технике ткачества без станка; -технические приемы изготовления изделий на станке; -сферы применения изучаемых техник (на примере демонстрационных образцов и наглядных пособий). По окончании 2-го года обучения дети должны уметь: — читать бисерные схемы любой сложности; -сочетать разнообразные материалы при выполнении изделий; -разбираться в цветовых сочетаниях; — грамотно использовать схемы для вышивки крестом при выполнении изделий в технике гобеленового и мозаичного плетения; -создавать свои орнаменты изделия, пользуясь изученными приемами; — пользоваться трафаретными сетками при прорисовке изделия и составлении орнамента;
-грамотно выполнять изделия в изученных техниках;
-свободно выполнять изделия в любой изученной технике при
плетении на проволоке;
— избегать утолщений конструкции при изготовлении композиций на проволоке;
-уметь работать и общаться в коллективе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов | ||
теор. |
практ. |
Всего | ||
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
3 |
2 |
Материалы и инструменты |
2 |
1 |
3 |
3 |
Косое плетение |
9 |
15 |
24 |
4 |
Общие сведения об орнаменте |
2 |
6 |
8 |
5 |
Герданы |
6 |
16 |
22 |
6 |
Объемное плетение |
4 |
28 |
32 |
7 |
Оплетение яиц |
8 |
36 |
44 |
8 |
Салфетка |
4 |
16 |
20 |
9 |
Заколки для волос |
6 |
16 |
22 |
10 |
Подготовка к выставкам, конкурсам |
7 |
20 |
27 |
11 |
Клубные дни |
8 |
- |
8 |
12 |
Итоговое занятие |
3 |
- |
3 |
итого |
61 |
155 |
216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Программа 3-го года обучения предполагает изучение основ орнамента, техники косого плетения, объемного плетения, разнообразных технических приемов по оплетению сферических поверхностей на примере сплетения ниц, а также изучение различных видов герданов. 1. Вводное занятие.Задачи и план учебной группы. Порядок проведения занятий. Правила техники безопасности. 2.Материалы и инструменты. Оборудование рабочего места. Знакомство с дополнительными инструментами и материалами, необходимыми для выполнения изделий, предусмотренных программой 3-го года обучения. 3. Косое плетение. Принцип косого плетения. Технология выполнения различных элементов косым плетением: «треугольник», «равносторонний ромб», «листик», «удлиненный листик». Плетение небольших изделий с использованием элементов косого плетения. 4. Общие сведения об орнаменте.Знакомство с национальными орнаментами. Понятие композиции. Законы построения композиции. Понятие цветовой композиции.Создание эскиза изделия, используя знание законов композиции. 5. Герданы.Понятие «гердан» и общие правила построения схем герданов. Плетение сплошных герданов от кулона. Плетение герданов от угла. Плетение герданов от герданной полосы. Многонитевые герданы. Герданы сложной конфигурации.Изготовление простого сетчатого гердана с геометрическим орнаментом, гердана от угла, от начала герданной полосы, многонитевого гердана и гердана сложной конфигурации. 6. Объемное плетение.Приемы плетения по кругу: плетение мозаичного, спирального, квадратного и ажурного жгутов, объемных цветов, шариков и кубиков. Соединение жгутов «встык», плетение объемных элементов на плотное и ажурное плетения. Правила чтения объемных схем.Плетение объемных жгутов в технике «мозаика», «спираль» и жгута квадратного. Самостоятельное изготовление колье из объемных цветов, квадратных или ажурных жгутов и колье «Хризантемы» для отработки объемного плетения. 7. Оплетение яиц.Основной принцип оплетения яиц. Ажурное и плотное оплетение яиц. Правила расчета орнамента при плотном оплетении яиц. Сплетение сферы при ажурном и плотном плетении. Декоративное оформление заготовок при ажурном плетении. 8. Салфетка. Анализ образцов салфеток. Орнамент. Выбор бисера. Цветовое решение. Последовательность выполнения салфетки. Зарисовка схем. Плетение салфетки на основе изученных приемов. Сборка и оформление. 9. Заколки для волос. Анализ образцов заколок для волос. Выбор бисера. Цветовое решение. Виды основ. Зарисовка схем для выполнения заколок для волос. Плетение заколок для волос на основе изученных приемов. Сборка. Оформление. Прикрепление к основе. 10. Подготовка к выставкам и конкурсам.Изготовление поделок. Оформление выставок. 11. Клубные дни. В течение года обучающиеся принимают участие в мероприятиях, проводимых учреждением и объединением. 12.Итоговое занятие. Подведение итогов. Оформление итоговой выставки. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3-х ГОДИЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
По окончании 3-го года обучения дети должны знать:
— материалы, из которых изготавливают бисерные изделия;
— инструменты, необходимые для изготовления бисерных изделий;
— вспомогательные материалы и различные заготовки, используемые в бисерных изделиях;
— технику плетения; ажурного, плотного, все виды ткачества, основные виды объемного плетения и плетение на проволоке;
— различные техники расшивки ажурного полотна;
— технику оплетения изделий;
— технологию изготовления объемных изделий, сборки проволочных композиций, технологию декорирования деревянных заготовок для ажурного плетения;
— общие сведения о цветоведение и гармонии цвета;
— виды, приемы построения и значение орнамента в народной культуре;
-законы построения композиции;
— технологию изготовления герданов любой конфигурации;
-историю развития бисерного искусства в России.
Поокончании 3-го года обучения дети должны уметь:
-читать бисерные схемы любой сложности;
-пользоваться трафаретами для всех видов плетения при составлении орнамента изделия;
-сочетать разнообразные материалы;
-сочетать в одном изделии различные приемы плетения;
-разбираться в цветовых сочетаниях;
-выполнять изделия любой сложности;
-создавать свои оригинальные разработки на основе полученных за три года знаний;
-грамотно оформлять схемы своих оригинальных разработок;
-составлять технологический процесс изготовления изделие;
— грамотно подбирать материал для воплощения своих идей, с учетом знаний особенностей бисера и дополнительных материалов, используемых в бисероплетение.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Для выполнения работ каждому обучающемуся необходимо иметь:
-тетрадь в клетку;
-простой карандаш;
-ластик;
-цветные карандаши или фломастеры;
-ножницы;
-бисер, стеклярус, бусины;
— иглы для бисера;
-нитки капроновые и х/б, леску, проволоку;
-фурнитуру для изготовления украшений;
-заготовки для оплетения;
-деревянные рамки;
-прокладочные и отделочные ткани.
Используемая литература:
1. Артамонова Е.В… Украшения и сувениры из бисера / Е.В.Артамонова – М.: «ЭКСМО – ПРЕСС», 1999. — 368с. 2. Артамонова Е.В. Бисер / Е.В.Артамонова – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 272с. 3. Баскова Т.Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе. Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2005. – 192с.
4. Бондарева Н.А. Рукоделие из бисера.- Ростов-на-Дону, 2000
5. Виноградова Е. Бисер для детей: Игрушки и украшения / Е.Виноградова — М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2003. — 176с.
6. Исакова Э. Ю. Стародуб К.И. Ткаченко Т. Б.Сказочный мир бисера. Плетение на леске.- Ростов-на-Дону, 2004
7. Литвинец Э.Н… Из родословной бисера. Бисерное плетение / Э.Н.Литвинец – М.: «Знание», 1998. – 387с.
8. Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия. / М.В. Ляукина – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. – 288с.
9. Мартынова Л. Фигурки из бисера / Л. Мартынова — М.: «Культура и традиции», 2003. — 306с.
10. Носырева Т.Г. Игрушки и украшения из бисера / Т.Г. Носырева — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002. – 153с. 11. Романова Л.А. Магия бисера: новые идеи для рукодельниц / Л.А. Романова. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 155с.
12. Ткаченко Т. Б. Стародуб К. И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. – Ростов-на-Дону, 2004
13. Чернова Е.В. Цветы из бисера. Композиции для интерьера, одежды, прически / Е.В. Чернова, А.Г. Чернова. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 156с.
Размещено в
разделе:
ОУ дополнительного образования
Педагог дополнительного образования
Художественное творчество
24 сентября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО