Календарно-тематическое планирование по географии 8-9 класс
Учебно-методический портал www.uchmet.ru
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ГЕОГРАФИИ 8-9 КЛАССЫ
КАПЛЕЕВОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
2012-2013 уч.год
г. Исилькуль
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
-
сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
-
сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
-
показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
-
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
-
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
-
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Место предмета в базисном учебном плане
На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 136 часов (по 68 часов в 8кл. и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
-
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
-
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
-
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.
Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ (по выбору учителя).
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частичнопоискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Требования к уровню подготовки учащихся
-
Называть и (или) показывать:
-
предмет изучения географии России;
-
основные средства и методы получения географической информации:
-
субъекты Российской Федерации;
-
пограничные государства;
-
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
-
границы часовых поясов:
-
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
-
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
-
распределение рек страны по бассейнам океанов;
-
основные области современного оледенения и крупные ледники:
-
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
-
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
-
важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
-
народы, наиболее распространенные языки, религии;
-
объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
-
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
-
экологически неблагополучные районы России:
-
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2. Определять (измерять):
-
географическое положение объектов;
-
разницу в поясном времени территорий;
-
погоду по синоптической карте;
-
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
-
географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
-
образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
-
особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:
-
роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
-
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
-
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
-
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
-
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
-
как составляют прогноз погоды;
-
распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
-
почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
-
причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
-
разнообразие природных комплексов на территории страны;
-
различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
-
изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
-
особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
-
уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
-
причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
-
объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «агломерация», «мегаполис», «трудовые ресурсы», «концентрация», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «топливно-энергетический баланс», «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.
-
Оценивать и прогнозировать:
-
природно-ресурсный потенциал страны, региона;
-
экологическую ситуацию в стране, регионе
-
изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
-
изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
-
развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по «Географии России. Природа» в 8 классе
2012 – 2013 учебный год
68 уроков (2ч/н)
Программа |
|
|
Основная литература |
Базовый учебник |
|
Методическое пособие для ученика |
|
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Практическая работа |
Тип урока |
Планируемые результаты |
Вид контроля |
Домашнее задание |
ВВЕДЕНИЕ (5ч) |
|||||||
1 |
|
Что изучает физическая география |
РТ с.2-4 з:1,3 |
ИНМ |
Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны. Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы, знать специфику географического положения России. Уметь объяснять существенные признаки объектов. Знать, в каких часовых поясах находится Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. Знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках. |
карточки |
Стр. 3-6 читать |
2 |
|
Географическое положение России |
№1: Характеристика ГП России. Сравнение ГП РФ и других стран. (РТ с.6, к/к – с. 34-35) к/к – крайние точки, океаны к/к: моря, острова, полуострова, заливы, проливы Обозначение на К/К пограничных гос-тв. |
ИНМ |
Устный опрос |
§1 читать, закончить ПР №1, з. 1 стр.6 |
|
3 |
|
Моря, омывающие берега России |
К/К с.34-35 з.:4 |
ИНМ |
Работа с картой |
§2 читать |
|
4 |
|
Россия на карте часовых поясов |
№2: Определение поясного времени для разных пунктов РФ. (РТ с. 7-8, к/к с. 36-37) |
ИНМ |
Геодиктант |
§3 читать, РТ с. 7-8 з. 2,3 |
|
5 |
|
Как осваивали и изучали территорию России |
|
ИНМ |
Работа в группах |
§4 читать, заполнить таблицу |
|
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ Тема 1. Рельеф, геологическое строение (6ч) |
|||||||
6 |
|
Особенности рельефа России |
К/К с.38-39 з.:2,3 |
ИНМ |
Знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты, закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения. Понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводить примеры. Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой. Уметь объяснять существенные признаки явлений. Уметь сопоставлять карты разного содержания |
Устный опрос |
§5 читать |
7 |
|
Геологическое строение территории России |
К/К с.38-39 з.:1 |
ИНМ |
Устный опрос, заполнение таблицы |
§6 читать |
|
8 |
|
Минеральные ресурсы России |
№3: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. К/К с.40-41 з.:1-4 РТ с.9-10 з.:1-2 |
ИНМ |
работа с к/к |
§7 читать, закончить ПР №3 |
|
9
|
|
Развитие форм рельефа |
К/К с.38-39 з.:2,3 |
ИНМ |
Индивид. задания, устный опрос |
§8 до с.52 читать, подготовить доклады |
|
10 |
|
Стихийные природные явления, происходящие в литосфере |
|
ИНМ |
Геодиктант, сообщения учащихся |
§5-8 повторить |
|
11 |
|
Обобщение по теме «Рельеф, геологическое строение» |
|
Контроль знаний |
Тест |
|
|
Тема 2. Климат и климатические ресурсы (6ч)
|
|||||||
12 |
|
Факторы, влияющие на климат России |
|
ИНМ |
Знать факторы, определяющие климат России. Уметь объяснять образование циклонов и антициклонов. Понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты, знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды |
Устный опрос |
Стр. 55-57 читать, выучить определения |
13 |
|
Циркуляция воздушных масс |
|
ИНМ |
Устный опрос, работа по карточкам |
§9 читать |
|
14 |
|
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России |
№4: Определение по картам закономерности распределения радиационного баланса, температуры, осадков (РТ с. 11) |
ИНМ |
Устный опрос, работа по карточкам |
Стр. 61-64 читать, закончить ПР №4, РТ с. 42-43 з. 3 |
|
15 |
|
Типы климатов России |
РТ с. 42-43 з. 1,2 |
ИНМ |
Устный опрос |
§10 читать |
|
16 |
|
Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы |
№5: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения |
ИНМ |
Устный опрос, геодиктант |
§11 читать, РТ с. 42-43 з. 4, §9-10 повторить |
|
17 |
|
Обобщение по теме «Климат» |
|
Контроль знаний |
|
Индив. задания |
|
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (5ч) |
|||||||
18
|
|
Реки России. |
№6: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. (РТ с. 15-17, з.2,3), к/к: речные системы (с. 44-45) |
ИНМ |
знать особенности внутренних вод России, понятия, касающиеся работы реки. Знать реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам. Знать меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений |
Выполнение заданий |
§12 читать, закончить ПР №6 |
19 |
|
Озера, болота, подземные воды |
к/к : озера, болота, вдхр. (с. 44-45) |
ИНМ |
Сообщения учащихся, тест |
Стр. 80-82 читать |
|
20 |
|
Ледники, многолетняя мерзлота |
№7: Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата. |
ИНМ |
Устный опрос, сообщения учащихся |
§13 читать |
|
21 |
|
Водные ресурсы |
№8 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования (у) |
ИНМ |
|
Устный опрос |
§14 читать, §12-13 повторить |
22 |
|
Обобщение по теме «Внутренние воды России» |
|
Контроль знаний |
Работа по вариантам |
Сообщение о В.В. Докучаеве |
|
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (5ч) |
|||||||
23 |
|
Образование почв и их разнообразие |
|
ИНМ |
знать понятие «почва», факторы почвообразования. Уметь объяснять существенные признаки почв. Знать закономерности распространения почв, зональные типы почв, их главные свойства, уметь анализировать карту почв, знать значение почв, охрану почв, мелиорацию земель. Уметь объяснять процессы почвообразования. |
Сообщение учащихся |
§15 читать, вопрос 4, с.95 письменно |
24 |
|
Закономерности распространения почв |
№9: Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия, знакомство с образцами почв своей местности. (табл., тетр.) |
ИНМ |
Работа по карточкам |
§16 читать, закончить ПР №9 |
|
25
|
|
Почвенные ресурсы России |
|
ИНМ |
Геодиктант |
§17 читать, §15-16 повторить |
|
26 |
|
Обобщение по теме «Почвы и почвенные ресурсы» |
|
Контроль знаний |
Работа по вариантам |
|
|
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4ч) |
|||||||
27 |
|
Растительный мир и животный мир России |
|
ИНМ |
знать растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов. Знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов. |
Групповая работа |
§18 читать, подготовить сообщение о растениях и животных Красной книги |
28
|
|
Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира |
К/К с.46-47 |
ИНМ |
Сообщения учащихся |
§19 читать |
|
29
|
|
Природно-ресурсный потенциал России |
№10: Составление прогноза измерения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК |
ИНМ |
Работа в парах |
§20 читать, §18-19 повторить |
|
30 |
|
Обобщение по теме «Растительный и животный мир» |
|
Закрепление, контроль знаний |
Фрон.опростест |
|
|
РАЗДЕЛ 2. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ Тема 1. Природное районирование (7ч) |
|||||||
31 |
|
Разнообразие природных комплексов России |
№11: Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России |
ИНМ |
Описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон, объяснять и приводить примеры рационального и нерационального Природопользования; описать хозяйственную деятельность людей |
Устный опрос |
§21 читать, вопрос 5, с. 120 |
32 |
|
Моря как крупные природные комплексы |
|
ИНМ |
Устный опрос |
§22 читать |
|
33 |
|
Природные зоны России |
№ 12: Сравнительная характеристика двух природных зон России. |
ИНМ |
Устный опрос, индивид. задания |
§23 читать, закончить ПР №12 |
|
34 |
|
Разнообразие лесов России |
|
ИНМ |
Устный опрос |
§24 читать |
|
35 |
|
Безлесные зоны на юге России |
|
ИНМ |
|
Работа в парах |
§25 читать |
36 |
|
Высотная поясность |
|
ИНМ |
Устный опрос |
§26 читать, §21-25 повторить |
|
37
|
|
Обобщение по теме «Природа России» |
|
Контроль знаний |
Индивид. задания |
|
|
Тема 2. Природа регионов России (20ч) |
|||||||
38 |
|
Русская (Восточно-Европейская) равнина |
|
ИНМ |
Уметь определять особенности географического положения состав и особенности природы крупных регионов, объяснять зависимости в природе, закономерности, характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных комплексов для жизни и деятельности человека |
Работа с картой |
§27 читать |
39 |
|
Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы |
РТ с.22 з. 1 |
ИНМ |
Работа с картой, геодиктант |
§28 читать |
|
40 |
|
Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины |
|
ИНМ |
Устный опрос |
§29 читать, РТ с. 48, з. 4 |
|
41
|
|
Северный Кавказ – самые высокие горы России |
|
ИНМ |
Фрон.опрос |
§30 читать |
|
42
|
|
Природные комплексы Северного Кавказа |
|
ИНМ |
Геодиктант, тест |
§31 читать, к/к с. 51 |
|
43
|
|
Урал – «каменный пояс Русской земли» |
|
ИНМ |
Устный опрос |
§32 читать, к/к с.52 |
|
44
|
|
Своеобразие природы Урала |
|
Закрепление |
Работа по карточкам, геодиктант |
§33 читать, подготовить сообщения о природных уникумах Урала |
|
45 |
|
Природные уникумы. Экологические проблемы Урала |
№13 Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека. |
ИНМ |
|
Устный опрос, геодиктант |
§34 читать, §32-33 повторить |
46 |
|
Обобщение по теме «Урал» |
|
Закрепление, контроль знаний |
Игра «Восхождение» |
|
|
47
|
|
Западно-Сибирская равнина: особенности природы |
|
ИНМ |
Групповая работа |
§35 читать, к/к с. 53 |
|
48
|
|
Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения |
№14 Характеристика взаимодействия природы и общества на примере Западной Сибири |
ИНМ |
Практич. работа |
§36 читать, закончить ПР №14 |
|
49 |
|
Восточная Сибирь: величие и суровость природы |
|
ИНМ |
Работа с картой |
§37 читать |
|
50 |
|
Природные районы Восточной Сибири |
|
Закрепление |
Работа с картой |
§38 читать, к/к с.54 |
|
51 |
|
Пояс гор Южной Сибири |
|
ИНМ |
Групповая работа |
Учить записи в тетради |
|
52 |
|
Жемчужина Сибири – Байкал |
|
ИНМ |
Групповая работа |
§39 читать |
|
53
|
|
Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения |
|
ИНМ |
Геодиктант |
§40 читать, к/к с. 54 |
|
54 |
|
Дальний Восток – край контрастов |
|
ИНМ |
Тест |
§41 читать, к/к с. 55 |
|
55 |
|
Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы |
|
ИНМ |
|
Геодиктант, творческие задания |
§42 читать |
56 |
|
Природные ресурсы Дальнего Востока |
|
ИНМ |
Работа в парах |
§43 читать, заполнить таблицу |
|
57
|
|
Обобщение по теме «Природные комплексы России» |
|
Контроль знаний |
Тест |
|
|
РАЗДЕЛ 3. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (5ч) |
|||||||
60 |
|
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека |
№15: Сравнительная характеристика пр. условий и ресурсов двух регионов России. |
Обобщение |
Знать закон об охране природы, уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, составлять географический прогноз роль географии в рациональном природопользовании. |
Заполнение таблицы |
§44 читать, заполнить таблицу на с. 249 |
61
|
|
Антропогенное воздействие на природу |
|
ИНМ |
Работа в группах |
§45 читать |
|
62 |
|
Рациональное природопользование |
№16: Составление карты «Природные уникумы России». |
ИНМ |
Устный опрос |
§46 читать, закончить ПР №16, подгот. сообщ. о ЮНЕСКО |
|
63 |
|
Объекты всемирного природного и культурного наследия в России |
|
Закрепление |
Конференц |
|
|
64
|
|
Экологическая ситуация в России |
№17: Оценка экологической ситуации одного из регионов России (по выбору) |
Практикум |
Работа в группах |
§47 читать |
|
РАЗДЕЛ 4. ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ (4ч) |
|||||||
65 |
|
Географическое положение. Рельеф. Полезные ископаемые |
|
Изучение нового материала |
Уметь применять знания, полученные ранее; находить причинно-следственные связи, анализировать условия природы |
Работа с картой |
|
66 |
|
Климат. Агроклиматические ресурсы. Внутренние воды |
|
Изучение нового материала |
Работа в группах |
|
|
67 |
|
Природные зоны. Особо охраняемые природные территории |
|
Практикум |
Конференц |
|
|
68 |
|
Зачет по курсу «Физическая география» |
|
Контроль знаний |
|
Устный опрос |
|
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по «Географии России. Население и хозяйство» в 9 классе
2012 – 2013 учебный год
68 уроков (2 ч/н)
Программа |
Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы.- М., «Дрофа», 2010 г. |
||||||||
Основная литература |
Базовый учебник |
Дронов В.П., Ром В.Я. – География России. Население и хозяйство. 9 класс. - М.: Дрофа, 2010. |
|||||||
Методическое пособие для ученика |
|
||||||||
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Практическая работа |
Тип урока |
Планируемые результаты |
Вид контроля |
Домашнее задание |
||
1 |
|
Введение |
|
ИНМ |
знать связь между географическим положением и хозяйством страны. Уметь описывать объект. Ученик должен знать понятие «государственная территория» знать основные типы и виды границ. Уметь показывать границу России и назвать соседние страны. |
Беседа |
Стр. 3, читать |
||
2 |
|
Российская Федерация |
Обозначение на к/к республик авт. округов и авт. областей входящих в состав РФ |
ИНМ |
Карточки |
§ 1 читать |
|||
3 |
|
Географическое положение и границы России |
Обозначение на к/к границ |
ИНМ |
Фронтальный опрос, диктант |
§2, 3 читать |
|||
4 |
|
Государственная территория России |
|
ИНМ |
Фронтальный опрос |
§4 читать |
|||
НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
|
||||||||
5 |
|
Исторические особенности заселения и освоения территории России |
|
ИНМ |
знать численность населения страны, факторы, влияющие на численность, уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям. знать своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни. знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы, знать основные религии, их географию знать особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Уметь приводить примеры, анализировать карты. Знать понятие «миграция» и ее основные виды. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Уметь приводить примеры миграций. знать понятия: трудовые ресурсы, экономически-активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость. |
Беседа |
§5 читать |
||
6 |
|
Численность и естественный прирост населения |
(РТ с. 6-7) |
ИНМ |
|
§6 читать |
|||
7 |
|
Национальный и религиозный состав населения России |
|
ИНМ |
Индивидуальные задания |
§7 читать |
|||
8 |
|
Миграции населения |
|
ИНМ |
Географический диктант |
§8 читать |
|||
9 |
|
Городское и сельское население. Расселение |
к/к: с. 38-39 |
ИНМ |
Географический тест |
§9 читать |
|||
10 |
|
Рынок труда и занятость населения России |
|
лекция |
Фронтальный опрос |
Записи в тетради, §5-9 повторить |
|||
11 |
|
Обобщение по теме «Население» |
|
Контроль знаний |
Тестирование |
|
|||
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ |
|
||||||||
12 |
|
Экономические системы в развитии России |
|
Лекция |
Знать состав первичного, вторичного и третичного секторов экономики, тип экономики, место страны в мире |
Фронтальный опрос |
Записи в тетради |
||
13 |
|
Рыночная и смешанная экономика |
|
Лекция |
Устный опрос |
Записи в тетради |
|||
14 |
|
Структура экономики России |
|
ИНМ |
Устный опрос |
§10 читать |
|||
15 |
|
Проблемы природно-ресурсной основы экономики России |
|
ИНМ |
Фронтальный опрос |
§11 читать |
|||
16 |
|
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития |
|
ИНМ |
|
§12 читать |
|||
ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ |
|
||||||||
17 |
|
Научный комплекс |
|
ИНМ |
Объяснять факторы размещения основных производств, показывать на карте главные центры. Знать состав и специфику ТЭК. Называть основные проблемы и перспективы его развития. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные Знать и показывать на карте крупные месторождения нефти, газа, угля. Важнейшие газо- и нефтепроводы. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов. Приводить примеры и показывать на карте электростанции различных типов (ГЭС, ТЭЦ, АЭС, ПЭС) |
Выполнение заданий |
§13 читать |
||
18 |
|
Роль, значение и проблемы машиностроения |
|
ИНМ |
Выполнение заданий |
§14 читать |
|||
19
|
|
Факторы размещения и география машиностроения |
1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и (наукоемкого) металлоемкого машиностроения на карте. РТ с. 10-11, к/к: с. 44-45 |
ИНМ |
Заполнение таблицы |
§15-16 читать |
|||
20 |
|
Военно-промышленный комплекс |
|
ИНМ |
Устный опрос |
§17 читать |
|||
21 |
|
Роль, значение и проблемы ТЭК |
2. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статист материалам |
ИНМ |
Устный опрос |
§18 читать |
|||
22 |
|
Топливная промышленность |
3. Составление характеристики Одного из угольных бассейнов (РТ с. 12-14) к/к: с. 40-41 |
ИНМ |
Практическая работа |
§19 читать |
|||
23 |
|
Электроэнергетика |
к/к: с. 42-42 |
ИНМ |
Тест |
§20 читать |
|||
КОМПЛЕКСЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА |
|
||||||||
24 |
|
Состав и значение комплексов |
|
ИНМ |
Приводить примеры конструкционных материалов. Знать специфику отраслей Знать различные виды транспорта, их преимущества и недостатки. Объяснять значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения, Показывать на карте металлургические базы и их крупнейшие центры. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики баз. |
Отчеты по практической работе |
§21 читать |
||
25 |
|
Металлургический комплекс |
|
ИНМ |
Работа по вариантам |
§22 читать |
|||
26 |
|
Черная металлургия |
4. Составление характеристики одной из металлургических баз. к/к: с. 46-47 |
ИНМ |
Тест |
§23 читать |
|||
27 |
|
Цветная металлургия |
5. Определение по картам гл. факторов размещения металлургических предприятий по произведению меди и алюминия. к/к: с. 46-47 |
ИНМ |
Выполнение заданий |
§24 читать |
|||
28 |
|
Химико-лесной комплекс. |
|
ИНМ |
Устный опрос |
§25 читать |
|||
29 |
|
Химическая промышленность |
6. Составление характеристики одной из баз химической промышленности. к/к: с. 48-49 |
ИНМ |
Тест |
§26 читать |
|||
30 |
|
Лесная промышленность |
к/к: с. 50-51 |
ИНМ |
Работа по вариантам |
§27 читать |
|||
31 |
|
Состав и значение АПК |
РТ с. 15-16 |
ИНМ |
Выполнение заданий |
§28 читать |
|||
32 |
|
Проблемы АПК и пути их решения |
|
Комбинированный |
Дискуссия |
|
|||
33 |
|
Земледелие и животноводство |
№7 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства к/к |
ИНМ |
Выполнение заданий |
§29 читать, подготовить сообщения |
|||
34 |
|
Пищевая и легкая промышленность |
|
ИНМ |
Сообщения учащихся |
§30 читать |
|||
35 |
|
Состав инфраструктурного комплекса |
|
ИНМ |
Устный опрос, сообщения учащихся |
§31 читать |
|||
36 |
|
Роль и виды транспорта. Сухопутный транспорт |
к/к: с. 54-55 |
ИНМ |
Работа в группах |
§32 читать |
|||
37 |
|
Водный и другие виды транспорта |
РТ с.17-19 |
ИНМ |
Устный опрос |
§33 читать |
|||
38 |
|
Связь. Сфера обслуживания |
|
ИНМ |
Тест, практикум |
§34 читать |
|||
39 |
|
Межотраслевые комплексы России |
|
Закрепление |
Работа в группах |
|
|||
ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ |
|
||||||||
40 |
|
Экономическое районирование России |
№8 Моделирование вариантов нового районирования России (к/к – федеральные округа) |
ИНМ |
Объяснять значение районирования и зонирования России. Приводить примеры экономических районов, федеральных округов. Давать оценку влияния географического положения района на природу, заселение и развитие хозяйства. Анализировать физическую карту, показывать главные объекты. Приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, их хозяйственную деятельность Давать оценку географического положения района для формирования и развития. Приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на экономической карте. Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его. Называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы. Знать: особенности ГП региона, основные этапы освоения. Уметь: по картам оценивать природные ресурсы. |
Выполнение заданий |
§35 читать |
||
41 |
|
Общая характеристика Западного макрорегиона |
|
ИНМ |
|
§36 читать |
|||
42 |
|
Центральная Россия |
РТ с. 23 |
ИНМ |
Устный опрос |
§37 читать |
|||
43
|
|
Население и трудовые ресурсы Центральной России |
№9 Составление картосхемы размещения народных промыслов Ц. России к/к с. 56 |
Комбинированный |
Устный опрос, диктант |
§38 читать |
|||
44
|
|
Экономика и ее территориальная структура |
№10 Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Ц.Р. |
Лекция с элементами практики |
Устный опрос |
Записи в тетради, подготовить сообщение |
|||
45 |
|
Москва – административный, культурный и научный центр России |
|
ИНМ |
Сообщения учащихся |
§39 читать |
|||
46 |
|
Узловые районы Центральной России |
Состав. таб.- «Сравнение Центрально –Черноземного и Волго-Вятского районов». |
ИНМ |
Работа в группах |
§40, 41 читать |
|||
47 |
|
Северо-Западная Россия |
|
ИНМ |
Устный опрос |
§42 читать |
|||
48 |
|
Санкт-Петербург – центр культуры и науки России |
№11 Сравнение гео. положения и планировки двух столиц (у) |
Комбинированный |
Практическая работа в группах |
|
|||
49 |
|
Европейский Север. Природа. Народы |
№12. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства к/к с. 57 |
ИНМ |
Выполнение заданий |
§43, 44 читать |
|||
50 |
|
Хозяйство Европейского Севера |
№13. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско – Печерского района |
ИНМ |
|
Работа по карточкам |
§45 читать |
||
51 |
|
Северный Кавказ |
|
ИНМ |
Устный опрос |
§46, 47 читать |
|||
52 |
|
Хозяйство Северного Кавказа |
№14. Рекреационное хозяйство, анализ условий и развития к/к с. 59 |
ИНМ |
Тестирование |
§48 читать |
|||
53 |
|
Поволжье |
№15. Изучения влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения к/к 9 с.58 |
ИНМ |
Диктант |
§49-50 читать |
|||
54 |
|
Хозяйство Поволжья. |
№16. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Евр. Юга и Поволжья №17 Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения (у) |
ИНМ |
Устный опрос |
§51 читать, выполнить ПР «Хар-ка Самарского пром- го узла» К/к |
|||
55 |
|
Урал |
|
ИНМ |
Диктант |
§52-53 читать |
|||
56 |
|
Хозяйство и проблемы Урала |
№18 Определение тенденции хоз – го развития С.Урала. результаты в виде картосхемы №19 Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения. к/к 9 с. 60 |
ИНМ |
Диктант |
§54 читать, §37-51 повторить |
|||
57 |
|
Обобщение по теме «Западная зона» |
|
Контроль знаний |
|
Карточки |
|
||
58 |
|
Восточный макрорегион |
|
ИНМ |
Заполнение таблицы |
§55 читать |
|||
59 |
|
Этапы, проблемы и перспективы развития экономики региона |
|
ИНМ |
Устный опрос |
§56 читать |
|||
60 |
|
Западная Сибирь |
№20. Изучение и оценка природных условий для жизни и быта населения. (у) №21 Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы. к/к с. 61 |
ИНМ |
Работа в группах |
§57 читать, выполнить ПР № 22. Разработка тур. маршрута. |
|||
61 |
|
Восточная Сибирь |
№ 23. Оценка особенности природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.(у) №24 Составление характеристики Норильского пром-го узла. к/к с. 62, РТ с. 24 |
ИНМ |
Выполнение заданий |
§58 читать |
|||
62 |
|
Дальний Восток |
№ 25. Выделение на карте основных центров, транспортных, финансовых, научных. №26 Свободная эконом. зона Д. Востока. к/к с. 63 |
ИНМ |
Работа в группах |
§59 читать |
|||
63 |
|
Обобщение по теме «Экономические районы России» |
|
Контроль знаний |
Знать: место РФ в мире по уровню экономического развития, главных внешнеэкономических партнеров страны. Уметь: приводить примеры сотрудничества России со странами СНГ, называть и показывать страны СНГ. |
Индивидуальные задания |
|
||
64 |
|
Страны нового зарубежья СНГ |
|
ИНМ |
Работа в парах |
Записи в тетрадях |
|||
65 |
|
Зачет по курсу «Экономическая география России» |
|
Контроль знаний |
Зачет |
|
|||
ГЕОГРАФИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ |
|
||||||||
66 |
|
Географическое положение Омской области |
|
ИНМ |
Уметь применять знания, полученные ранее; находить причинно-следственные связи, анализировать условия природы, экономику области |
Работа в группах |
Записи в тетрадях |
||
67 |
|
Население и трудовые ресурсы |
|
ИНМ |
Практическая работа |
Записи в тетрадях |
|||
68 |
|
|
ИНМ |
Работа в группах |
Записи в тетрадях |
Список используемой литературы.
1. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / сост. С.В. Курчина. – М.: Дрофа, 2010
2. Дронов В.П., Ром В.Я. – География России. Население и хозяйство. 9 класс. - М.: Дрофа, 2010.
3. Сиротин В.И. География России. 9 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2010
4. География России. 9 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.
5. Универсальные поурочные разработки по географии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2010
6. Баринова И.И. - География России. Природа. 8 класс – М.: Дрофа, 2010
7. География России. Природа. 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Бариновой – автор-составитель О.В. Антушева.- Волгоград: Учитель, 2010
8. рабочие программы по географии. 8-9 классы – автор-составитель Н.В. Болотникова. – М.: Планета, 2011
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
Пожалуйста. добавьте логотип Портала в верхний колонтитул разработки и укажите список использованной литературы.
С уважением, С.А. Колодин.