Развитие речи. слова, обозначающие предметы. одушевлённые и неодушевлённые
— Ребята, сегодня у нас в классе много гостей. Давайте поздороваемся с нашими родителями и покажем как мы хорошо умеем работать на занятии. Отгадайте, кто из птиц и зверей придёт к нам на занятие. Я буду говорить об их повадках, а вы говорите, кто это? Педагог прикрепляет на доску карточку с вопросом кто? — Трусливо оглядывается… (заяц) Крадётся осторожно …(лиса) Ходит неуклюже…(медведь) Смотрит зло… (волк) Нападает внезапно… (тигр) Жалит смертельно…(змея) Ступает величаво… (павлин) Несётся вскачь… (дикая лошадь) Ползёт медленно… (черепаха) Поёт звонко… (жаворонок) Каркает громко… (ворона) — Перечислите зверей, которые придут к нам на занятие I I. Слова, называющие предметы. Одушевлённые и неодушевлённые предметы
Педагог прикрепляет на доску карточку с вопросом что?
— Что наши звери принесли на занятия? Отгадайте загадки
Для меня резинка, братцы, лютый враг!
Не могу я столковаться с ней никак!
Сделал я кота и кошку – красота!
А она прошлась немножко – нет кота!
С ней хорошую картинку не создашь! –
Так ругал во всю резинку… (карандаш) (Е.Серова)
У сосны и ёлки листики-иголки.
На каких листочках растут слова и строчки? (тетрадь)
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я школьный … (ранец) (Е.Серова)
Назовите синоним к слову ранец. (Рюкзак, портфель)
-Ранец, тетрадь, карандаш – что это? (школьные принадлежности)
— Какие ещё школьные принадлежности вы знаете? (альбом, линейка, ручка...)
Вы сейчас назвали очень много предметов, отвечающих на вопросы: кто? Что?
Такие слова называют разные предметы и зовутся именами существительными. Выучим про них стихотворение.
Существительные – это все названия предметов.
На вопросы: кто? и что? Отвечают нам легко.
Вопрос кто? Задают к живым предметам. Их называют одушевлёнными. Они могут двигаться, дышать. Например, ёж, белка, человек.
Вопрос что? Задают к неживым предметам, их называют неодушевлёнными, например, гора, дом.
А теперь поиграем в игру «Кто? Что?» я буду называть слова, а вы вопросы к ним. (Кошка, шишка, подушка, мышь, окно дедушка, морковка, катушка, петрушка, Петрушка)
— Что обозначают последние два слова? (Петрушка – весёлый герой из сказок, похожий на клоуна, а петрушка – это зелень, которая добавляется в салаты, супы, разные блюда)
Послушайте стихотворение о Петрушке-клоуне (вывешивается картинка или показывается игрушка-Петрушка)
Я — весёлый паренёк,
К вам зашёл на огонёк.
У меня колпак цветной,
Как и я же, озорной.
Я — Петрушка, гость почётный,
Веселиться я горазд.
Всем мальчишкам и девчонкам
Леденцы Петрушка даст.
— Какой Петрушка? (Озорной, рыжеволосый, хороший плясун, весёлый, щедрый)
III. Пальчиковая разминка
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)
IV. Самостоятельная работа
Работа на листочках (девочки обводят карандашом картинки с изображением одушевлённых предметов, мальчики — неодушевлённых). Проверка.
V. Физкультминутка
Под ногами шелестят (идём, как бы разбрасывая листья ногами.)
Желтые листочки. Отцвели и засыхают (присели и хлопаем ладонями по полу) Поздние цветочки. Улетают птичьи стаи, (машем руками «крылья») Дальняя дорога. (потянулись вверх на носочках) В разноцветном сарафане (кружимся) Осень у порога — Как вы думаете, какое время года нас приветствует?— Почему вы так решили?
— Какие ещё приметы осени вы знаете?
Назовите осенние месяцы. Какой самый тёплый? Какой самый холодный?
Есть такая пословица «Лето – собериха, а зима — поедиха». Можно ли про осень сказать, что она тоже «собериха»?
— Почему?
VI. Работа по картинке.
Педагог каждому ребёнку раздаёт картинку
— Какое время года изображено на картинке? Почему так думаете? Кто разгребает листья палочкой? (Ёж-грибник)
— Зачем?
Подберите близкое по смыслу слово к слову разгребает. (Ворошит)
— Под какими деревьями ходит ёж? (Под рябиной, клёном, дубом)
— Это лиственные или хвойные деревья?
— Какие плоды у рябины? (Ягоды)
— А у дуба? (Жёлуди)
Рассмотрите картинку. Сколько упало желудей?
— Сколько яблок несёт на себе ёж?
— Кому он их несёт? (Ежатам)
VII. Скороговорка
Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки. (Показать рисунок)
Ёжик хочет посмотреть как вы умеете правильно называть противоположные по смыслу слова.
Я буду называть слова, а вы подберите и назовите к ним противоположные.
Друг – враг смех – плач мир – война
Утро – вечер начало – конец солнце – луна
— На какой вопрос отвечают эти слова? (Что?)
— Что они называют? (Разные неживые предметы)
IX. Слова – предметы, близкие по смыслу
— Слова, противоположные по смыслу вы подбираете хорошо. А теперь подберите слова, близкие по смыслу. Сначала к живым (одушевлённым) предметам:
Собака – пёс, щенок.
Водитель- шофёр, машинист.
Боец – воин, солдат.
Лекарь – врач, доктор.
Карлик – лилипут, гном тролль.
- Молодцы! Справились с заданием. На какой вопрос отвечают все подобранные вами слова? (Кто?)
А теперь подберём слова, близкие по значению к неживым (неодушевлённым) предметам
Букварь – азбука.
Автомобиль – машина.
Здание – дом.
Картина — рисунок.
Ранец – рюкзак
— На какой вопрос отвечают названные вами слова? (Что?)
X. Раскрашивание выданного ранее рисунка.
XI. Итог.
Как называются слова, обозначающие предметы?
Какие бывают существительные? (одушевлённые и неодушевлённые)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ (Конспект открытого занятия с детьми 6-7 лет)
Тема: Слова, обозначающие предметы. Одушевлённые и неодушевлённые предметы. Слова, близкие и противоположные по значению.
Ход занятия.
I. Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас в классе много гостей. Давайте поздороваемся с нашими родителями и покажем как мы хорошо умеем работать на занятии.
Отгадайте, кто из птиц и зверей придёт к нам на занятие. Я буду говорить об их повадках, а вы говорите, кто это?
Педагог прикрепляет на доску карточку с вопросом кто?
- Трусливо оглядывается… (заяц)
Крадётся осторожно …(лиса)
Ходит неуклюже…(медведь)
Смотрит зло… (волк)
Нападает внезапно… (тигр)
Жалит смертельно…(змея)
Ступает величаво… (павлин)
Несётся вскачь… (дикая лошадь)
Ползёт медленно… (черепаха)
Поёт звонко… (жаворонок)
Каркает громко… (ворона)
- Перечислите зверей, которые придут к нам на занятие
I I. Слова, называющие предметы. Одушевлённые и неодушевлённые предметы
Педагог прикрепляет на доску карточку с вопросом что?
- Что наши звери принесли на занятия? Отгадайте загадки
Для меня резинка, братцы, лютый враг!
Не могу я столковаться с ней никак!
Сделал я кота и кошку – красота!
А она прошлась немножко – нет кота!
С ней хорошую картинку не создашь! –
Так ругал во всю резинку… (карандаш) (Е.Серова)
У сосны и ёлки листики-иголки.
На каких листочках растут слова и строчки? (тетрадь)
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я школьный … (ранец) (Е.Серова)
Назовите синоним к слову ранец. (Рюкзак, портфель)
-Ранец, тетрадь, карандаш – что это? (школьные принадлежности)
- Какие ещё школьные принадлежности вы знаете? (альбом, линейка, ручка...)
Вы сейчас назвали очень много предметов, отвечающих на вопросы: кто? Что?
Такие слова называют разные предметы и зовутся именами существительными. Выучим про них стихотворение.
Существительные – это все названия предметов.
На вопросы: кто? и что? Отвечают нам легко.
Вопрос кто? Задают к живым предметам. Их называют одушевлёнными. Они могут двигаться, дышать. Например, ёж, белка, человек.
Вопрос что? Задают к неживым предметам, их называют неодушевлёнными, например, гора, дом.
А теперь поиграем в игру «Кто? Что?» я буду называть слова, а вы вопросы к ним. (Кошка, шишка, подушка, мышь, окно дедушка, морковка, катушка, петрушка, Петрушка)
- Что обозначают последние два слова? (Петрушка – весёлый герой из сказок, похожий на клоуна, а петрушка – это зелень, которая добавляется в салаты, супы, разные блюда)
Послушайте стихотворение о Петрушке-клоуне (вывешивается картинка или показывается игрушка-Петрушка)
Я - весёлый паренёк,
К вам зашёл на огонёк.
У меня колпак цветной,
Как и я же, озорной.
Я - Петрушка, гость почётный,
Веселиться я горазд.
Всем мальчишкам и девчонкам
Леденцы Петрушка даст.
- Какой Петрушка? (Озорной, рыжеволосый, хороший плясун, весёлый, щедрый)
III. Пальчиковая разминка
Дружно пальчики
сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз,
два, три, четыре, пять –
Начинаем
разгибать.
(Вытянуть руки вперёд,
сжать пальцы в кулачки как можно сильнее,
а затем расслабить и разжать.)
IV. Самостоятельная работа
Работа на листочках (девочки обводят карандашом картинки с изображением одушевлённых предметов, мальчики - неодушевлённых). Проверка.
V. Физкультминутка
Под ногами шелестят (идём, как бы разбрасывая листья ногами.)
Желтые листочки.
Отцвели и засыхают (присели и хлопаем ладонями по полу)
Поздние цветочки.
Улетают птичьи стаи, (машем руками «крылья»)
Дальняя дорога. (потянулись вверх на носочках)
В разноцветном сарафане (кружимся)
Осень у порога
- Как вы думаете, какое время года нас приветствует?
- Почему вы так решили?
- Какие ещё приметы осени вы знаете?
Назовите осенние месяцы. Какой самый тёплый? Какой самый холодный?
Есть такая пословица «Лето – собериха, а зима - поедиха». Можно ли про осень сказать, что она тоже «собериха»?
- Почему?
VI. Работа по картинке.
Педагог каждому ребёнку раздаёт картинку
- Какое время года изображено на картинке? Почему так думаете? Кто разгребает листья палочкой? (Ёж-грибник)
- Зачем?
Подберите близкое по смыслу слово к слову разгребает. (Ворошит)
- Под какими деревьями ходит ёж? (Под рябиной, клёном, дубом)
- Это лиственные или хвойные деревья?
- Какие плоды у рябины? (Ягоды)
- А у дуба? (Жёлуди)
Рассмотрите картинку. Сколько упало желудей?
- Сколько яблок несёт на себе ёж?
- Кому он их несёт? (Ежатам)
VII. Скороговорка
Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки. (Показать рисунок)
Ёжик хочет посмотреть как вы умеете правильно называть противоположные по смыслу слова.
Я буду называть слова, а вы подберите и назовите к ним противоположные.
Друг – враг смех – плач мир – война
Утро – вечер начало – конец солнце – луна
- На какой вопрос отвечают эти слова? (Что?)
- Что они называют? (Разные неживые предметы)
-
Слова – предметы, близкие по смыслу
- Слова, противоположные по смыслу вы подбираете хорошо. А теперь подберите слова, близкие по смыслу. Сначала к живым (одушевлённым) предметам:
Собака – пёс, щенок.
Водитель- шофёр, машинист.
Боец – воин, солдат.
Лекарь – врач, доктор.
Карлик – лилипут, гном тролль.
- Молодцы! Справились с заданием. На какой вопрос отвечают все подобранные вами слова? (Кто?)
А теперь подберём слова, близкие по значению к неживым (неодушевлённым) предметам
Букварь – азбука.
Автомобиль – машина.
Здание – дом.
Картина - рисунок.
Ранец – рюкзак
- На какой вопрос отвечают названные вами слова? (Что?)
-
Раскрашивание выданного ранее рисунка.
XI. Итог.
Как называются слова, обозначающие предметы?
Какие бывают существительные? (одушевлённые и неодушевлённые)
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»