Специфика изучения биографий композиторов на уроках предмета "Слушание музыки" учащимися 3-5 классов общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
Краткое описание
Методические рекомендации учителю, преподающему предмет «Слушание музыки». О необходимости формировать у учащихся критическое мышление, умение анализировать и обобщать, делать выводы, аргументированно выражать своё мнение, осознанно относиться к музыкальному искусству как к возможной будущей профессии.
Описание
Методические рекомендации для учителей музыкально-теоретических дисциплин («Слушание музыки», «Музыкальная литература») Специфика изучения биографий композиторов на уроках предмета «Слушание музыки» учащимися 3-5 классов общеобразовательнй школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла. Общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов музыкального цикла – это замечательная возможность для учащихся совместить основное и музыкальное образование, встать на путь профессионального образования, получить широкие знания в самых разных областях музыкального искусства – от исполнительского до музыковедческого. Такая школа даёт ребенку возможность уже с первого класса осознанно готовить себя к дальнейшей профессиональной деятельности, связанной с музыкальным искусством. В течение всего обучения отношение ученика к музыкальным занятиям может несколько раз поменяеться (ребенок растет и меняется, изменяются его жизненные ценности, приоритеты, увлечения, и т.п.). Очень много в музыкальном образовании ученика зависит от поддержки родителей, от окружения, в котором пребывает ребенок. Многое зависит и от волевых качеств, которые должны развиться в будущем музыканте. Известно, что занятия музыкой не даются легко. Это большой труд. Все знают, что заниматься музыкой надо каждый день, что это долго, и, иногда, не очень интересно, что в результате, может что-то получиться, а может — нет… Как правило, большинство учащихся понимают своё предназначение, обучаясь в старших классах, когда, в силу обстоятельств, уже необходимо определяться с дальнейшим выбором жизненного пути. Я заметила одну удивительную вещь: почти никто их детей не задаёт себе вопроса: КАК музыкант стал музыкантом? (КАК композитор стал композитором? Пианист – пианистом? и т.п.) КАК они оказались в этой профессии? КТО или ЧТО послужили стимулом к занятиям? С удивлением, глядя на портрет строгого человека в очках, например, Н.А.Римского-Корсакова, ученики понимают, что он тоже был ребенком, был совсем маленьким, тоже, может быть, не хотел заниматься музыкой (а може, напротив – очень хотел). И между его первыми шагами в музыке и титулом «великий русский композитор» очень много всего необычайно интересного, много того, чего они пока не представляют. Мне кажется, что в изучении биографий композиторов учащимися младших классов, учителю необходимо делать акцент на том, КАК человек становится на путь профессионального музыканта. Сравнивать биографии композиторов, находить удивительные для понимания учеников факты, делающие образы композиторов ближе, понятнее. Например, очень показательна в этом отношении биография А.К.Лядова. С величайшим удивлением ученики узнают о том, что будущий композитор был исключен их консерватории за прогулы и лень, и что только благодаря неприклонности своего учителя Н.А.Римского-Корсакова смог найти в себе силы и возможности восстановиться и закончить это учебное заведение. Дорога в музыку у многих музыкантов прямая и ясная, а у некоторых – извилистая, каждый сам интуитивно находит её, кто-то сразу и безошибочно, а кто-то через неверные решения и, возможно, превратности судьбы. Важно обсуждать эти темы на уроке, задавать вопросы, рассуждать, сравнивать, анализировать, ведь понимание этого важного вопроса крайне необходимо человеку, перед которым впоследствии встанет вопрос: кем быть?
Маленькому человеку очень важно научиться понять, что
А в вопросе «дальнейшего выбора» учитель должен помочь ученикам сформировать критическое мышление, умение анализировать и обобщать, делать выводы, аргументированно выражать своё мнение, осознанно относиться к музыкальному искусству как к возможной будущей профессии. Поэтому я на своих уроках предлагаю к изучению биографии композиторов периодов детства и юности, достаточно подробно, до того момента, как музыкант становится на профессиональный путь. В качестве примера представляю вашему вниманию выдержки из пособия, которое использую на уроках «Слушания музыки».
Сергей Сергеевич Прокофьев 1891 – 1953
Сергей Сергеевич Прокофьев – русский композитор, выдающийся пианист, дирижер, Народный артист РСФСР. В музыкальную историю России он вошел как композитор-новатор, создатель своей собственной системы средств музыкальной выразительности. Он стал настоящим мастером музыкального портрета (продолжая традиции М.П. Мусоргского), тонким психологом, знатоком человеческих характеров.
Сергей Сергеевич родился 11 апреля 1891 года в Донецкой области (село Сонцовка). Отец Сергея был агрономом, мать домохозяйкой. С пяти лет маленький Сергей начал обучаться игре на фортепиано. Первым педагогом стала мама. Мальчик удивительно быстро освоил инструмент, еще не умея толком читать и писать, он в 5 лет делал попытки сочинения музыки. Потом он говорил, что обязан своей матери своими выдающимися способностями, именно она привила сыну любовь к музыке, научила чувствовать музыку, передавать в игре чувства, настроение, характер. Ежедневные занятия сделали из маленького мальчика настоящего музыканта. Мать записывала все импровизации и сочинения своего маленького гения. Примерно в возрасте 10 лет Сергей Прокофьев твердо решил стать композитором. Это решение пришло к нему после посещения театра оперы и балета Москвы. Побывав там однажды с родителями, мальчик получил самые яркие и незабываемые ощущения. Первое, что он услышал и увидел, были опера «Князь Игорь» А. Бородина и балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского. Вернувшись домой, мальчик долго не мог отойти от инструмента. Он стремился написать нечто похожее на музыку Бородина и Чайковского. Как ни странно, ему это удалось. Десятилетний Сергей Прокофьев создал два произведения «Великан» и «На пустынных островах». Вторым педагогом Сергея Прокофьева стал Р. Глиэр, который только что окончил московскую консерваторию и приехал в село на лето. Он обучал Сергея Сергеевича игре на фортепиано, занимался с ним теорией музыки. С помощью Глиэра Прокофьев написал оперу «Пир во время чумы», симфонию и еще несколько пьес. Мать решила, что должна отдать сына на обучение в консерваторию. Осенью они прибыли в Петербург, в этот же день состоялась встреча Прокофьева с Танеевым. На вступительных экзаменах тринадцатилетний юноша шокировал всю комиссию. Он вошел в зал с огромной папкой собственных произведений, когда его коллеги-абитуриенты принесли всего два – четыре произведения. Среди сочинений Прокофьева были и оперы и небольшие пьесы для фортепиано, симфония и 2 сонаты. К тому же, приемная комиссия пришла в восторг, услышав неповторимую игру Прокофьева на фортепиано. Естественно, что Сергей Сергеевич очень легко поступил на первый курс Петербургской консерватории.
Эдвард Григ
1843 — 1907
Есть люди, имена которых неизменно будут вызывать ассоциации с культурой и своеобразием их родной страны, люди, чьё творчество пронизано духом национального своеобразия. Когда мы вспоминаем о Норвегии, то, наверное, таким человеком будет Эдвард Григ – знаменитый норвежский композитор, вложивший в свою неповторимую музыку всю любовь и упоение родным краем.
Эдвард Григродился в 1843 г. в Бергене - крупном приморском городе Норвегии - в семье потомка шотландского купца. Отец Эдварда — Александр Григ, занимал пост британского консула в Бергене. Мать — норвежка Гесина Хагеруп была пианисткой, окончившей Гамбургскую консерваторию (куда обычно принимали только мужчин), и часто выступала в Бергене с концертами. Мать Грига стала его первой учительницей игры на фортепьяно. От нее же Григ унаследовал любовь к Моцарту, творчество которого впоследствии было для Грига источником радости и высоким образцом глубины содержания и красоты формы. Наконец, именно мать воспитала в Григе ту волю к труду, которая всегда соседствовала у него с непосредственностью вдохновения. Как часто случается с гениальными людьми, Григ был не особо прилежен в учении, повседневные занятия в школе (и даже уроки музыки!) его очень тяготили, поэтому мальчику приходилось проявлять изобретательность и придумывать всевозможные отговорки, только бы туда не ходить. Это его желание вполне можно понять, принимая во внимание тот факт, что школьный учитель раскритиковал в пух и прах первые композиторские опыты 12-летнего Эдварда Грига, озаглавленные «Вариации на немецкую тему Эдварда Грига ор. № 1». Учитель, посмотрев на них, дал будущему композитору следующее наставление: «В другой раз приноси немецкий словарь, а эту ерунду оставь дома!». Понятно, что после такого «пожелания» стремления ходить в школу у Грига не прибавилось. Ну а полностью восстановить музыкальную самооценку молодому музыканту помог друг семьи – норвежский композитор Оле Булл. «Норвежский Паганини», как называли Булла, сыграл огромную роль в творческом самоопределении Грига, так как именно он, послушав фортепианные импровизации мальчика, настоятельно посоветовал ему поехать учиться музыке в Лейпцигской консерватории. Так Григ и сделал в 1858-ом году.
Анатолий Константинович Лядов
1855 — 1914
Анатолий Лядов родился 11 мая 1855 г. в Петербурге в очень музыкальной семье. Среди его предков было не мало музыкантов-профессионалов, а многих отличало поистине незаурядное композиторское дарование. Дед Анатолия Лядова — Николай Григорьевич Лядов был капельмейстером Петербургского Филармонического общества. А отец — композитор Константин Николаевич Лядов — служил капельмейстером Императорской Русской оперы. Его музыкально-просветительская деятельность имела большое значение для становления русского классического искусства, а многочисленные романсы и танцы пользовались большой популярностью в обществе. Музыка окружала Анатолия Лядова с младенчества. Рано лишившись матери, они с сестрой часто пропадали на работе у чересчур занятого отца. И не удивительно, что именно опера стала одним из первых источников музыкальных впечатлений мальчика. По словам Римского-Корсакова, «все, от первого певца до последнего ламповщика, баловали его, как сына капельмейстера. Во время репетиций он шалил за кулисами и лазил по ложам». А когда дети подросли насколько, что могли и сами приобщиться к жизни театра, они стали в качестве статистов участвовать в постановках. Так, Анатолий и Валентина были задействованы в операх «Иван Сусанин» Глинки и «Юдифь» Серова. Когда Лядову исполнилось 11, он поступил на подготовительное отделение консерватории, с зачислением на почетную персональную стипендию имени его отца. Это было в 1867 г., а через одиннадцать лет, отпуская молодого композитора в свободное плавание, его учитель Римский-Корсаков сказал: «Лядов подарил действительно прекрасной вещью. …Уж очень он талантлив, и при этом умница». Однако взаимоотношения Лядова с Римским-Корсаковым не всегда были безоблачными. Последний даже исключил молодого человека из консерватории за «невероятную лень ». В записях Римского-Корсакова можно найти следующее: «Неразлучные друзья А.К. Лядов и Г.О. Дютш, мои талантливые ученики по консерватории, совсем юные в то время, заленились невозможным образом и совершенно прекратили посещать мой класс. Ректор, переговорив со мною и увидев, что с ними слада нет, решился их исключить...». К счастью, вскоре Лядов был в консерватории восстановлен и даже начал помогать М.А. Балакиреву и Римскому-Корсакову в подготовке нового издания партитур опер Глинки « Жизнь за царя» и « Руслан и Людмила», сблизившись в это время с композиторами «Могучей кучки». Во время обучения в консерватории Лядов написал четыре романса, которые получили довольно высокую оценку в кругу музыкантов. Мусоргский отмечал в письме к Стасову: «… появился новый, несомненный, оригинальный и русский юный талант, сын Константина Лядова, ученик консерватории… Воистину талант! Пишет легко, бесхитростно, бойко, свежо и с силой…» ...” В 1878 г. Анатолий Лядов окончил Петербургскую консерваторию, но не покинул ее стен. С этого времени началась преподавательская деятельность композитора, которая продолжалась до самой его смерти (с 1886 г. профессор консерватории). Среди учеников Лядова: Б.В. Асафьев, М.Ф. Гнесин, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, В.М. Беляев, А.В. Оссовский и другие.
Маленькому человеку очень важно научиться понять, что
ему предстоит сделать самостоятельный выбор
выбор может быть сделан правильно или не правильно
он несёт ответственность за свой выбор
необходимо уметь слышать свой внутренний голос, «дружить» со своей интуицией, доверять себе
А в вопросе «дальнейшего выбора» учитель должен помочь ученикам сформировать критическое мышление, умение анализировать и обобщать, делать выводы, аргументированно выражать своё мнение, осознанно относиться к музыкальному искусству как к возможной будущей профессии. Поэтому я на своих уроках предлагаю к изучению биографии композиторов периодов детства и юности, достаточно подробно, до того момента, как музыкант становится на профессиональный путь. В качестве примера представляю вашему вниманию выдержки из пособия, которое использую на уроках «Слушания музыки».
Сергей Сергеевич Прокофьев 1891 – 1953
Сергей Сергеевич Прокофьев – русский композитор, выдающийся пианист, дирижер, Народный артист РСФСР. В музыкальную историю России он вошел как композитор-новатор, создатель своей собственной системы средств музыкальной выразительности. Он стал настоящим мастером музыкального портрета (продолжая традиции М.П. Мусоргского), тонким психологом, знатоком человеческих характеров.
Сергей Сергеевич родился 11 апреля 1891 года в Донецкой области (село Сонцовка). Отец Сергея был агрономом, мать домохозяйкой. С пяти лет маленький Сергей начал обучаться игре на фортепиано. Первым педагогом стала мама. Мальчик удивительно быстро освоил инструмент, еще не умея толком читать и писать, он в 5 лет делал попытки сочинения музыки. Потом он говорил, что обязан своей матери своими выдающимися способностями, именно она привила сыну любовь к музыке, научила чувствовать музыку, передавать в игре чувства, настроение, характер. Ежедневные занятия сделали из маленького мальчика настоящего музыканта. Мать записывала все импровизации и сочинения своего маленького гения. Примерно в возрасте 10 лет Сергей Прокофьев твердо решил стать композитором. Это решение пришло к нему после посещения театра оперы и балета Москвы. Побывав там однажды с родителями, мальчик получил самые яркие и незабываемые ощущения. Первое, что он услышал и увидел, были опера «Князь Игорь» А. Бородина и балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского. Вернувшись домой, мальчик долго не мог отойти от инструмента. Он стремился написать нечто похожее на музыку Бородина и Чайковского. Как ни странно, ему это удалось. Десятилетний Сергей Прокофьев создал два произведения «Великан» и «На пустынных островах». Вторым педагогом Сергея Прокофьева стал Р. Глиэр, который только что окончил московскую консерваторию и приехал в село на лето. Он обучал Сергея Сергеевича игре на фортепиано, занимался с ним теорией музыки. С помощью Глиэра Прокофьев написал оперу «Пир во время чумы», симфонию и еще несколько пьес. Мать решила, что должна отдать сына на обучение в консерваторию. Осенью они прибыли в Петербург, в этот же день состоялась встреча Прокофьева с Танеевым. На вступительных экзаменах тринадцатилетний юноша шокировал всю комиссию. Он вошел в зал с огромной папкой собственных произведений, когда его коллеги-абитуриенты принесли всего два – четыре произведения. Среди сочинений Прокофьева были и оперы и небольшие пьесы для фортепиано, симфония и 2 сонаты. К тому же, приемная комиссия пришла в восторг, услышав неповторимую игру Прокофьева на фортепиано. Естественно, что Сергей Сергеевич очень легко поступил на первый курс Петербургской консерватории.
Эдвард Григ
1843 — 1907
Есть люди, имена которых неизменно будут вызывать ассоциации с культурой и своеобразием их родной страны, люди, чьё творчество пронизано духом национального своеобразия. Когда мы вспоминаем о Норвегии, то, наверное, таким человеком будет Эдвард Григ – знаменитый норвежский композитор, вложивший в свою неповторимую музыку всю любовь и упоение родным краем.
Эдвард Григродился в 1843 г. в Бергене - крупном приморском городе Норвегии - в семье потомка шотландского купца. Отец Эдварда — Александр Григ, занимал пост британского консула в Бергене. Мать — норвежка Гесина Хагеруп была пианисткой, окончившей Гамбургскую консерваторию (куда обычно принимали только мужчин), и часто выступала в Бергене с концертами. Мать Грига стала его первой учительницей игры на фортепьяно. От нее же Григ унаследовал любовь к Моцарту, творчество которого впоследствии было для Грига источником радости и высоким образцом глубины содержания и красоты формы. Наконец, именно мать воспитала в Григе ту волю к труду, которая всегда соседствовала у него с непосредственностью вдохновения. Как часто случается с гениальными людьми, Григ был не особо прилежен в учении, повседневные занятия в школе (и даже уроки музыки!) его очень тяготили, поэтому мальчику приходилось проявлять изобретательность и придумывать всевозможные отговорки, только бы туда не ходить. Это его желание вполне можно понять, принимая во внимание тот факт, что школьный учитель раскритиковал в пух и прах первые композиторские опыты 12-летнего Эдварда Грига, озаглавленные «Вариации на немецкую тему Эдварда Грига ор. № 1». Учитель, посмотрев на них, дал будущему композитору следующее наставление: «В другой раз приноси немецкий словарь, а эту ерунду оставь дома!». Понятно, что после такого «пожелания» стремления ходить в школу у Грига не прибавилось. Ну а полностью восстановить музыкальную самооценку молодому музыканту помог друг семьи – норвежский композитор Оле Булл. «Норвежский Паганини», как называли Булла, сыграл огромную роль в творческом самоопределении Грига, так как именно он, послушав фортепианные импровизации мальчика, настоятельно посоветовал ему поехать учиться музыке в Лейпцигской консерватории. Так Григ и сделал в 1858-ом году.
Анатолий Константинович Лядов
1855 — 1914
Анатолий Лядов родился 11 мая 1855 г. в Петербурге в очень музыкальной семье. Среди его предков было не мало музыкантов-профессионалов, а многих отличало поистине незаурядное композиторское дарование. Дед Анатолия Лядова — Николай Григорьевич Лядов был капельмейстером Петербургского Филармонического общества. А отец — композитор Константин Николаевич Лядов — служил капельмейстером Императорской Русской оперы. Его музыкально-просветительская деятельность имела большое значение для становления русского классического искусства, а многочисленные романсы и танцы пользовались большой популярностью в обществе. Музыка окружала Анатолия Лядова с младенчества. Рано лишившись матери, они с сестрой часто пропадали на работе у чересчур занятого отца. И не удивительно, что именно опера стала одним из первых источников музыкальных впечатлений мальчика. По словам Римского-Корсакова, «все, от первого певца до последнего ламповщика, баловали его, как сына капельмейстера. Во время репетиций он шалил за кулисами и лазил по ложам». А когда дети подросли насколько, что могли и сами приобщиться к жизни театра, они стали в качестве статистов участвовать в постановках. Так, Анатолий и Валентина были задействованы в операх «Иван Сусанин» Глинки и «Юдифь» Серова. Когда Лядову исполнилось 11, он поступил на подготовительное отделение консерватории, с зачислением на почетную персональную стипендию имени его отца. Это было в 1867 г., а через одиннадцать лет, отпуская молодого композитора в свободное плавание, его учитель Римский-Корсаков сказал: «Лядов подарил действительно прекрасной вещью. …Уж очень он талантлив, и при этом умница». Однако взаимоотношения Лядова с Римским-Корсаковым не всегда были безоблачными. Последний даже исключил молодого человека из консерватории за «невероятную лень ». В записях Римского-Корсакова можно найти следующее: «Неразлучные друзья А.К. Лядов и Г.О. Дютш, мои талантливые ученики по консерватории, совсем юные в то время, заленились невозможным образом и совершенно прекратили посещать мой класс. Ректор, переговорив со мною и увидев, что с ними слада нет, решился их исключить...». К счастью, вскоре Лядов был в консерватории восстановлен и даже начал помогать М.А. Балакиреву и Римскому-Корсакову в подготовке нового издания партитур опер Глинки « Жизнь за царя» и « Руслан и Людмила», сблизившись в это время с композиторами «Могучей кучки». Во время обучения в консерватории Лядов написал четыре романса, которые получили довольно высокую оценку в кругу музыкантов. Мусоргский отмечал в письме к Стасову: «… появился новый, несомненный, оригинальный и русский юный талант, сын Константина Лядова, ученик консерватории… Воистину талант! Пишет легко, бесхитростно, бойко, свежо и с силой…» ...” В 1878 г. Анатолий Лядов окончил Петербургскую консерваторию, но не покинул ее стен. С этого времени началась преподавательская деятельность композитора, которая продолжалась до самой его смерти (с 1886 г. профессор консерватории). Среди учеников Лядова: Б.В. Асафьев, М.Ф. Гнесин, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, В.М. Беляев, А.В. Оссовский и другие.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Технологии, методики, формы работы
Музыка
3 класс
17 сентября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре