В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Занятие по проекту «Фразеологизмы русского языка» «Делать из мухи слона»

Занятие по проекту «Фразеологизмы русского языка» «Делать из мухи слона»

Николай Фоминых
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 6331
Краткое описание
Расширить кругозор учащихся, воспитывать любовь к языку.
Описание

Занятие по проекту «Фразеологизмы русского языка»
«Делать из мухи слона» Руководители проекта: Грачёва Р.Ю. — учитель письма, чтения и развития речи Фоминых Н.К. – учитель трудового обучения (ИКТ)
Пермь, 2012г

Проектная деятельность «Фразеологизмы, их роль в речи»
Отчётное занятие «Делать из мухи слона»
Цели занятия:
Повторить и обобщить изученный материал по разделу «Фразеология»;
Расширить кругозор учащихся, воспитывать любовь к языку;
Формировать навык работы с микротекстом.
Ход занятия.
I. Организационный момент
II. Обращение к эпиграфу урока
Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
III. Слово учителя.
-Из каких крылатых фраз составлен наш эпиграф? (фразеологизмы).
Сегодня мы будем повторять, наверное, самый богатый на примеры пласт языка – фразеологию. Давайте вспомним, что такое фразеологизмы?
— Что же такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению).
Еще М.В.Ломон сов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Так был создан «Фразеологический словарь».
-Что такое фразеология? (Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.)
Для чего в речи необходимо использовать фразеологизмы?
Для того чтобы вы смогли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо не только знать значение фразеологизмов, но и его происхождение. Давайте рассмотрим классификацию фразеологизмов по их первоначальному употреблению (1 презентация)
Слово учителя.
Теперь самостоятельно распределите фразеологизмы по нескольким группам .
Земледелие, Охота, Рыбная ловля, Ремесла, Военное дело, Медицина, Искусство (работа в группах)
Подготовить почву, не стоит овчинка выделки, через час по чайной ложке, выкурить трубку мира, надеть маску, закинуть удочку, поднимать целину, в здоровом теле здоровый дух, снять стружку, ни пуха ни пера, сложить головы, убить бобра, бить баклуши, держать порох сухим, на два фронта, сойти со сцены, понюхать пороху, переменить декорации.
IV. Слово учителя.
Фразеология изучается вместе с разделом «Лексика», а значит, фразеологизмам свойственны такие явления как синонимия и антонимия.
— Что такое синонимы? (Синонимы – слова одной и той же части речи, обозначающие оттенки одного значения.)
— Что такое антонимы? (Антонимы — слова одной и той же части речи, обозначающие противоположные по значению слова.)
Поработаем с карточками. Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам. (по вариантам)
Вариант 1
Найдите фразеологические синонимы
Витать в облаках Семи пядей во лбу
Ума палата Строить воздушные замки
В тот же миг Сию минуту
Найдите фразеологические антонимы – «Душа в душу», «Как звезд на небе»
Рукой подать Угасшее светило
Восходящая звезда За тридевять земель
Встал не с той ноги Не в духе
VII. Пришло время закрепить наши знания.
Для этого мы проведем тестовую работу, в которой будут использованы задания.
Вариант 1
1. Укажите предложение с фразеологизмом.
а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.
б)Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.
в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.
г) В луже сидеть — любимое занятие свиней
V. Слайдовая демонстрация работ учащихся
VIII. Рефлексия.
-Давайте скажем, что мы сегодня вспомнили о фразеологизмах?

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Отчет.doc Скачать


Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 113 VIII вида» г. Перми







Отчет

о выполнении проекта «Фразеологизмы русского языка»




Учитель русского языка

Грачева Рута Юрьевна

Учитель трудового обучения (ИКТ)

Фоминых Николай Кондратьевич







2012

Авторы проекта

Учитель русского языка МСБ(к)ОУ «Школа-интернат № 113 VIII вида» г. Перми

Грачева Рута Юрьевна

Учитель трудового обучения (информационные технологии) МСБ(к)ОУ «Школа-интернат № 113 VIII вида» г. Перми Фоминых Николай Кондратьевич

Предметная область

Письмо, чтение и развитие речи (8 класс)

Тема проекта

Фразеологизмы русского языка

Творческое название

Как сделать из мухи слона?

Участники проекта

Учащиеся 8-го класса

Цели проекта

Образовательные

  • Познакомить учащихся с понятием фразеологического оборота, с его образным характером

  • Учить уместному употреблению фразеологизмов в речи

  • Способствовать обогащению словаря учащихся

Развивающие

  • Способствовать развитию связной речи, чувства слова, языкового чутья, развитию памяти, образного и логического мышления

  • Способствовать формированию информационной культуры

Воспитательные

  • Способствовать формированию устойчивого и осознанного интереса к изучению родного языка

  • Способствовать формированию коммуникативной культуры

Участие в проекте предполагает повышение учебной мотивации обучающихся при изучении предмета.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

История русского языка – история русского народа? (Находит ли история народа отражение в истории языка?)

Проблемный вопрос

Нужны ли современному человеку фразеологизмы?

Учебный вопрос

  • Откуда пришли фразеологические обороты?

План проекта

Проект краткосрочный, информационный.

Проектировочный этап проекта - создание проблемной ситуации, формулирование направляющих проект вопросов, определение интересных для участников проекта направлений исследований.

Учитель предлагает познакомиться с подборкой видеоматериалов (видеоуроки), представленных в сети Интернет.

Практический этап проекта - основная деятельность учащихся в проекте нацелена на получение (сбор) и обобщение информации. Учащиеся самостоятельно, индивидуально или в минигруппах работают со словарями, справочниками, энциклопедиями. Результаты исследований оформляются в виде компьютерной презентации. Учитель выступает в роли помощника (консультанта).

Заключительный этап проекта - итогом работы над проектом являются творческие отчёты участников на заключительном обобщающем занятие.

Все участники проекта поощряются благодарностями, а победитель грамотой.

Темы исследований в рамках проекта

Учебный вопрос

Темы исследований


Откуда пришли фразеологические обороты?

  • Фразеологизмы, пришедшие из истории

  • Фразеологизмы со словом «вода»

  • Фразеологизмы с животными

  • Фразеологизмы со словом «голова»

  • Фразеологизмы с числом «7»

  • Фразеологизмы со словом «язык»


Пример продукта проектной деятельности учащихся

Презентация "Фразеологизмы, пришедшие из истории"

Формирующее и обобщающее (итоговое) оценивание

  • В ходе работы учащихся над обобщением тех сведений, которые они получили (из самых различных источников), еще раз вместе задумываются над поставленным вопросом, обсуждают (проговаривают) возможные ответы на вопрос, определяются с правильным ответом. К обсуждению может подключиться учитель.

  • Итоговое оценивание после завершения проекта.

Материально-технические ресурсы

  • Компьютеры

  • сканер

  • проектор

  • экран

  • Интернет

Дидактические материалы

  • Фразеологический зоопарк

  • Кружки-жетоны для оценочной рефлексии

Информационные ресурсы

  1. Жуков А.В. Лексико-фразеологический словарь русского языка. 3-е изд. – М.: ООО Издательство АСТ, 2007 год.

  2. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

  3. Ушаков О.Д. Почему так говорят: Фразеологический словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004 год.

  4. Дубровин М.И. Русские фразеологизмы в картинках. Художник В.И.Тильман

  5. Усачев А. Крылатые слова для всех, кому за два! – М.: Дрофа Плюс, 2010.


Оценочный лист работы учащихся по проекту.doc Скачать

Оценочный лист работы учащихся по проекту




Ф.И. участника


Актуальность


Четкость изложения


Оформление мультимедийной презентации


Дополнительные

баллы


Итоговые баллы


Заголовок привлекает внимание


Есть иллюстрации


Текст легко читается на фоне


Правильное использование анимации


Отсутствие грамматических ошибок


























































































Урок по фразеологизмам.doc Скачать

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями в здоровье

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №113 VIII вида» г. Перми






Занятие по проекту «Фразеологизмы русского языка»

«Делать из мухи слона»







Руководители проекта:

Грачёва Р.Ю. - учитель письма, чтения и развития речи

Фоминых Н.К. – учитель трудового обучения (ИКТ)











Пермь, 2012г

Проектная деятельность "Фразеологизмы, их роль в речи"

Отчётное занятие «Делать из мухи слона»

Цели занятия:

Повторить и обобщить изученный материал по разделу «Фразеология»;

Расширить кругозор учащихся, воспитывать любовь к языку;

Формировать навык работы с микротекстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент

II. Обращение к эпиграфу урока

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

III. Слово учителя.

-Из каких крылатых фраз составлен наш эпиграф? (фразеологизмы).

Сегодня мы будем повторять, наверное, самый богатый на примеры пласт языка – фразеологию. Давайте вспомним, что такое фразеологизмы?

- Что же такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению).

Еще М.В.Ломон сов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Так был создан «Фразеологический словарь».

-Что такое фразеология? (Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.)

Для чего в речи необходимо использовать фразеологизмы?

Для того чтобы вы смогли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо не только знать значение фразеологизмов, но и его происхождение. Давайте рассмотрим классификацию фразеологизмов по их первоначальному употреблению (1 презентация)

Слово учителя.

Теперь самостоятельно распределите фразеологизмы по нескольким группам .

Земледелие, Охота, Рыбная ловля, Ремесла, Военное дело, Медицина, Искусство (работа в группах)



Подготовить почву, не стоит овчинка выделки, через час по чайной ложке, выкурить трубку мира, надеть маску, закинуть удочку, поднимать целину, в здоровом теле здоровый дух, снять стружку, ни пуха ни пера, сложить головы, убить бобра, бить баклуши, держать порох сухим, на два фронта, сойти со сцены, понюхать пороху, переменить декорации.

IV. Слово учителя.

Фразеология изучается вместе с разделом «Лексика», а значит, фразеологизмам свойственны такие явления как синонимия и антонимия.

- Что такое синонимы? (Синонимы – слова одной и той же части речи, обозначающие оттенки одного значения.)

- Что такое антонимы? (Антонимы - слова одной и той же части речи, обозначающие противоположные по значению слова.)

Поработаем с карточками. Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам. (по вариантам)

Вариант 1

Найдите фразеологические синонимы

Витать в облаках Семи пядей во лбу

Ума палата Строить воздушные замки

В тот же миг Сию минуту

Найдите фразеологические антонимы – «Душа в душу», «Как звезд на небе»

Рукой подать Угасшее светило

Восходящая звезда За тридевять земель

Встал не с той ноги Не в духе

VII. Пришло время закрепить наши знания.

Для этого мы проведем тестовую работу, в которой будут использованы задания.

Вариант 1

1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.

б)Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.

в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.

г) В луже сидеть — любимое занятие свиней

V. Слайдовая демонстрация работ учащихся

VIII. Рефлексия.

-Давайте скажем, что мы сегодня вспомнили о фразеологизмах?

Проект.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос