Урок в 5 классе «Тире в простом предложении» (по системе Л.В.Занкова)
воспитание любви и бережного отношения к русскому языку, культуры речи, вежливого и тактичного отношения к окружающим.
Тема: Методическая разработка урока русского языка «Тире в простом предложении» (по системе Л.В.Занкова) Класс: 5
Продолжительность урока: 45 минут
Тема: Тире в простом предложении Цели: · актуализация знаний о грамматической основе предложения, знакомство с алгоритмом постановки тире в простом предложении; · актуализация знаний о правописании Ь знака в разных частях речи; закрепление орфограммы «Чередующиеся гласные в корне слова»; · развитие речевых, орфографических и орфоэпических навыков; формирование навыков самоконтроля и взаимопроверки, навыков работы с текстом; · воспитание любви и бережного отношения к русскому языку, культуры речи, вежливого и тактичного отношения к окружающим.
Оборудование:
1. Толковый и орфографический словари русского языка. 2. Карточки для индивидуальной дифференцированной работы, карточки-информаторы, контрольные листы и тесты (на каждого ученика). 3.Учебник «Русский язык. 5 класс». Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец. Самара, изд-во «Федоров», 2001 г. 4.Сигнальные карточки «Светофор».
План урока:
1. Организационный момент
— Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну Простого предложения, для того чтобы сделать новые открытия. Но попасть в эту страну мы сможем только в том случае, если преодолеем интересные преграды на своем пути… Итак, готовы… Тогда отправляемся в путь. 2. Проверка домашнего задания — На пути 1-я преграда (проверим д/з: стр.115 №3 и закрепим знания по теме:..? — Как называется эта грамматическая остановка? («Правописание Ь знака в разных частях речи»). — Выборочно: Назовите слова с Ь и объясните его выбор. ( Вскачь – наречие, вяжешь – глагол 2 л., ед.ч., брошь – сущ. Ж.р. 3 скл., напиться – инфинитив и т.д.) — Оцените себя и поставьте условный знак в контрольный лист:
Домашнее задание | Словарная работа | Тест |
ФИО: Харитонова Наталья Сергеевна
Место проживания: Республика Татарстан, Апастовский муниципальный район, п.г.т. Апастово
Название учебного заведения: МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Дисциплина: русский язык
Учебник, по которому ведется обучение: Н.В.Нечаева, К.С. Белорусец. «Русский язык. 5 класс». Самара, изд-во «Федоров», 2004 г.
Тема: Методическая разработка урока русского языка «Тире в простом предложении» (по системе Л.В.Занкова)
Класс: 5
Продолжительность урока: 45 минут
Тема: Тире в простом предложении
Цели:
-
актуализация знаний о грамматической основе предложения, знакомство с алгоритмом постановки тире в простом предложении;
-
актуализация знаний о правописании Ь знака в разных частях речи; закрепление орфограммы «Чередующиеся гласные в корне слова»;
-
развитие речевых, орфографических и орфоэпических навыков; формирование навыков самоконтроля и взаимопроверки, навыков работы с текстом;
-
воспитание любви и бережного отношения к русскому языку, культуры речи, вежливого и тактичного отношения к окружающим.
Оборудование:
1. Толковый и орфографический словари русского языка.
2. Карточки для индивидуальной дифференцированной работы, карточки-информаторы, контрольные листы и тесты (на каждого ученика).
3. Учебник «Русский язык. 5 класс». Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец. Самара, изд-во «Федоров», 2001 г.
4. Сигнальные карточки «Светофор».
План урока:
-
Организационный момент
- Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну Простого предложения, для того чтобы сделать новые открытия. Но попасть в эту страну мы сможем только в том случае, если преодолеем интересные преграды на своем пути… Итак, готовы… Тогда отправляемся в путь.
-
Проверка домашнего задания
- На пути 1-я преграда (проверим д/з: стр.115 №3 и закрепим знания по теме:..?
- Как называется эта грамматическая остановка? («Правописание Ь знака в разных частях речи»).
- Выборочно: Назовите слова с Ь и объясните его выбор.
( Вскачь – наречие, вяжешь – глагол 2 л., ед.ч., брошь – сущ. Ж.р. 3 скл., напиться – инфинитив и т.д.)
- Оцените себя и поставьте условный знак в контрольный лист:
Домашнее задание |
Словарная работа |
Тест |
|
|
|
Примечание: 5-солнышко, 4-солнышко с облаком, 3-облако, 2-грозовая туча
-
Словарная работа
- 2-я остановка «Словесная разминка»
а) Орфоэпическая:
Понял, поняла, создал, создала, начал, началась, начался, звонит, позвонишь, повторит, руководит, положу, положишь, положит, положить, положил, положила, класть, кладу, кладешь.
- Поставьте ударение.
- Назовите возвратные глаголы.
- Какие глаголы не употребляются без приставки?
- Придумайте и задайте ребятам свой вопрос.
Б) Орфографическая: (Работа с сигнальными карточками «Светофор»: каждой букве соответствует определенный цвет)
Ум_реть, зап_рать, сл_гаемое, предл_жить, р_стительность, зар_сли, выр_щенный, к_снуться, заг_рел, р_сток.
- Оцените себя и поставьте условный знак в контрольный лист.
-
– Итак, мы с вами стоим у ворот в Страну Предложения. Перед нами еще одна интересная преграда, которую нужно преодолеть, и тогда ворота откроются, мы войдем и сделаем новые открытия…
- А сейчас нам предстоит вспомнить о способах выражения подлежащего и сказуемого и выполнить тест. (Актуализация знаний учащихся о способах выражения главных членов предложения).
5. Самостоятельная работа учащихся с тестом (по вариантам)
(Тест №1 в приложении)
6. Взаимопроверка тестовых работ (ответы на доске)
- Оцените своего товарища и поставьте условный знак в контрольный лист.
7.
- Вот, наконец, ворота Страны Предложения открылись и мы входим… Но вдруг подул сильный ветер… Но он нам не помеха, а всего лишь…
Физминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревце.
Ветер, тише, тише, тише.
Деревце все выше, выше.
8.
- А теперь мы на пороге новых открытий… (Работа с учебником Н.В.Нечаевой «Русский язык» - стр.113)
1) Упр. 212 (Наблюдения за языковым материалом, выводы учащихся, попытки создания собственного правила).
2) Работа с правилом (стр. 113):
- Сопоставление выводов учащихся со сведениями в учебнике.
- Придумывание вопросов к правилу.
3) Домашнее задание: придумать интересные вопросы к правилу или составить тест.
9. Закрепление новых знаний
Работа со стр.114 учебника:
-
упр. 213;
-
упр. 214 (Выборочно)
10. Мини-тест (по вариантам)
(Тест №2 в приложении)
11. Итог урока:
- Что было интересным на уроке? Что понравилось?
- Что новое узнали? Над чем еще предстоит поработать?
12. Домашнее задание:
1) придумать интересные вопросы к правилу (с.113) или составить тест;
2) с.115 № 2(Разв. речи: описание игры)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест №1
Вариант 1
1.Укажите предложения, в которых подлежащее выражено существительным.
а) Неподвижно стояли деревья…
б) В гости я к тебе
Не один пришел.
в) Нет, не тебя я знаю с детства.
г) Тонким кружевом голубым
Туман обвил виноградный сад.
2. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов.
а) Давно отгремели могучие ливни
б) Две капли брызнули в стекло.
в) Жили у бабуси
Два веселых гуся.
г) И рощи запустелые
Мне глухо шепчут вслед…
3. Укажите предложения, в которых сказуемое выражено глаголом.
а) Белка проворно прыгала с ветки на ветку.
б) Рощи голы.
в) Муж красавицы был
Воевода лихой.
г) Олимпиада по математике прошла успешно.
4. Укажите слова, которые в предложении могут быть сказуемым.
а) льётся;
б) хвойные;
в) решил помочь;
г) в горах.
Вариант 2
1. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.
а) Я на коне скачу ретивом
И по горам и по полям.
б) И ломается в воздухе свет
Проплывающих звёзд и планет.
в) Ты поведешь меня в сады свои густые.
г) Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
2. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов.
а) Мы с подругой сходили в музей.
б) Здесь тучи смиренно идут подо мной.
в) Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда.
г) Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела.
3. Укажите предложения, в которых сказуемое выражено кратким прилагательным.
а) И молния вдали от бурных туч сверкала.
б) Как ясен небосклон!
в) А кругом лежит
Степь широкая…
г) Заря чиста, и утро будет ясно.
4. Укажите слова, которые в предложении могут быть подлежащим.
а) в космосе;
б) космонавт;
в) мы с подругой;
г) он.
Тест №2
Вариант 1
Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире.
а) Осенняя пора прекрасна!
б) Осень пора грибов.
в) Осенние пейзажи радуют душу.
г) В чистом воздухе витают осенние запахи.
Вариант 2.
Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире.
а) Мой отец капитан дальнего плаванья.
б) Сказка мечта человека о прекрасном.
в) Моя мать шьет одежду.
г) Июль макушка лета.
Карточки для индивидуальной дифференцированной работы:
1.Понял, поняла, создал, создала, начал, началась, начался, звонит, позвонишь, повторит, руководит, положу, положишь, положит, положить, положил, положила, класть, кладу, кладешь. |
2.Ум_реть, зап_рать, сл_гаемое, предл_жить, р_стительность, зар_сли, выр_щенный, к_снуться, заг_рел, р_сток. |
Карточки-информаторы:
сущ. - сущ. |
инф. - инф. |
числ. - числ. |
инф. - это инф. |
сущ. - инф. |
инф. - сущ. |
Использованная литература:
1. Учебник «Русский язык. 5 класс». Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец. Самара, изд-во «Федоров», 2004.
2. «Русский язык. 5 класс. Дидактические материалы, тесты». Якунина А.М. Айрис-Пресс, 2008.
|
|
|
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»