В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок в 5 классе «Тире в простом предложении» (по системе Л.В.Занкова)

Урок в 5 классе «Тире в простом предложении» (по системе Л.В.Занкова)

Наталья Харитонова
Тип материала: Урок
просмотров: 4269
Краткое описание
•    актуализация знаний о грамматической основе предложения, знакомство с алгоритмом постановки тире в простом предложении;  развитие речевых, орфографических и орфоэпических навыков; формирование навыков самоконтроля и взаимопроверки, навыков работы с текстом;
воспитание любви и бережного отношения к русскому языку, культуры речи, вежливого и тактичного отношения к окружающим.
Описание
ФИО: Харитонова Наталья Сергеевна Место проживания: Республика Татарстан, Апастовский муниципальный район, п.г.т. Апастово Название учебного заведения: МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Дисциплина: русский язык Учебник, по которому ведется обучение: Н.В.Нечаева, К.С. Белорусец. «Русский язык. 5 класс». Самара, изд-во «Федоров», 2004 г.
Тема: Методическая разработка урока русского языка «Тире в простом предложении» (по системе Л.В.Занкова) Класс: 5
Продолжительность урока: 45 минут

Тема: Тире в простом предложении Цели: · актуализация знаний о грамматической основе предложения, знакомство с алгоритмом постановки тире в простом предложении; · актуализация знаний о правописании Ь знака в разных частях речи; закрепление орфограммы «Чередующиеся гласные в корне слова»; · развитие речевых, орфографических и орфоэпических навыков; формирование навыков самоконтроля и взаимопроверки, навыков работы с текстом; · воспитание любви и бережного отношения к русскому языку, культуры речи, вежливого и тактичного отношения к окружающим.
Оборудование:
1. Толковый и орфографический словари русского языка. 2. Карточки для индивидуальной дифференцированной работы, карточки-информаторы, контрольные листы и тесты (на каждого ученика). 3.Учебник «Русский язык. 5 класс». Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец. Самара, изд-во «Федоров», 2001 г. 4.Сигнальные карточки «Светофор».
План урока:
1. Организационный момент
— Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну Простого предложения, для того чтобы сделать новые открытия. Но попасть в эту страну мы сможем только в том случае, если преодолеем интересные преграды на своем пути… Итак, готовы… Тогда отправляемся в путь. 2. Проверка домашнего задания — На пути 1-я преграда (проверим д/з: стр.115 №3 и закрепим знания по теме:..? — Как называется эта грамматическая остановка? («Правописание Ь знака в разных частях речи»). — Выборочно: Назовите слова с Ь и объясните его выбор. ( Вскачь – наречие, вяжешь – глагол 2 л., ед.ч., брошь – сущ. Ж.р. 3 скл., напиться – инфинитив и т.д.) — Оцените себя и поставьте условный знак в контрольный лист:
Домашнее задание Словарная работа Тест
Примечание: 5-солнышко, 4-солнышко с облаком, 3-облако, 2-грозовая туча 3. Словарная работа — 2-я остановка «Словесная разминка» а) Орфоэпическая: Понял, поняла, создал, создала, начал, началась, начался, звонит, позвонишь, повторит, руководит, положу, положишь, положит, положить, положил, положила, класть, кладу, кладешь. — Поставьте ударение. — Назовите возвратные глаголы. — Какие глаголы не употребляются без приставки? — Придумайте и задайте ребятам свой вопрос. Б) Орфографическая:(Работа с сигнальными карточками «Светофор»: каждой букве соответствует определенный цвет) Ум_реть, зап_рать, сл_гаемое, предл_жить, р_стительность, зар_сли, выр_щенный, к_снуться, заг_рел, р_сток. — Оцените себя и поставьте условный знак в контрольный лист. 4. – Итак, мы с вами стоим у ворот в Страну Предложения. Перед нами еще одна интересная преграда, которую нужно преодолеть, и тогда ворота откроются, мы войдем и сделаем новые открытия… — А сейчас нам предстоит вспомнить о способах выражения подлежащего и сказуемого и выполнить тест. (Актуализация знаний учащихся о способах выражения главных членов предложения). 5. Самостоятельная работа учащихся с тестом (по вариантам) (Тест №1 в приложении) 6. Взаимопроверка тестовых работ(ответы на доске) — Оцените своего товарища и поставьте условный знак в контрольный лист. 7. — Вот, наконец, ворота Страны Предложения открылись и мы входим… Но вдруг подул сильный ветер… Но он нам не помеха, а всего лишь… Физминутка: Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревце. Ветер, тише, тише, тише. Деревце все выше, выше. 8. — А теперь мы на пороге новых открытий… (Работа с учебником Н.В.Нечаевой «Русский язык» — стр.113) 1) Упр. 212 (Наблюдения за языковым материалом, выводы учащихся, попытки создания собственного правила). 2) Работа с правилом (стр. 113): — Сопоставление выводов учащихся со сведениями в учебнике. — Придумывание вопросов к правилу. 3) Домашнее задание:придумать интересные вопросы к правилу или составить тест. 9. Закрепление новых знаний Работа со стр.114 учебника: 1) упр. 213; 2) упр. 214 (Выборочно) 10. Мини-тест (по вариантам) (Тест №2 в приложении) 11. Итог урока: — Что было интересным на уроке? Что понравилось? — Что новое узнали? Над чем еще предстоит поработать? 12. Домашнее задание: 1) придумать интересные вопросы к правилу (с.113) или составить тест; 2) с.115 № 2(Разв. речи: описание игры)

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
урок русского языка Тире в простом предложении.doc Скачать





ФИО: Харитонова Наталья Сергеевна

Место проживания: Республика Татарстан, Апастовский муниципальный район, п.г.т. Апастово

Название учебного заведения: МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Дисциплина: русский язык

Учебник, по которому ведется обучение: Н.В.Нечаева, К.С. Белорусец. «Русский язык. 5 класс». Самара, изд-во «Федоров», 2004 г.

Тема: Методическая разработка урока русского языка «Тире в простом предложении» (по системе Л.В.Занкова)

Класс: 5

Продолжительность урока: 45 минут



























Тема: Тире в простом предложении

Цели:

  • актуализация знаний о грамматической основе предложения, знакомство с алгоритмом постановки тире в простом предложении;

  • актуализация знаний о правописании Ь знака в разных частях речи; закрепление орфограммы «Чередующиеся гласные в корне слова»;

  • развитие речевых, орфографических и орфоэпических навыков; формирование навыков самоконтроля и взаимопроверки, навыков работы с текстом;

  • воспитание любви и бережного отношения к русскому языку, культуры речи, вежливого и тактичного отношения к окружающим.



Оборудование:

1. Толковый и орфографический словари русского языка.

2. Карточки для индивидуальной дифференцированной работы, карточки-информаторы, контрольные листы и тесты (на каждого ученика).

3. Учебник «Русский язык. 5 класс». Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец. Самара, изд-во «Федоров», 2001 г.

4. Сигнальные карточки «Светофор».

План урока:

  1. Организационный момент

- Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну Простого предложения, для того чтобы сделать новые открытия. Но попасть в эту страну мы сможем только в том случае, если преодолеем интересные преграды на своем пути… Итак, готовы… Тогда отправляемся в путь.

  1. Проверка домашнего задания

- На пути 1-я преграда (проверим д/з: стр.115 №3 и закрепим знания по теме:..?

- Как называется эта грамматическая остановка? («Правописание Ь знака в разных частях речи»).

- Выборочно: Назовите слова с Ь и объясните его выбор.

( Вскачь – наречие, вяжешь – глагол 2 л., ед.ч., брошь – сущ. Ж.р. 3 скл., напиться – инфинитив и т.д.)

- Оцените себя и поставьте условный знак в контрольный лист:

Домашнее задание


Словарная работа

Тест






Примечание: 5-солнышко, 4-солнышко с облаком, 3-облако, 2-грозовая туча

  1. Словарная работа

- 2-я остановка «Словесная разминка»

а) Орфоэпическая:

Понял, поняла, создал, создала, начал, началась, начался, звонит, позвонишь, повторит, руководит, положу, положишь, положит, положить, положил, положила, класть, кладу, кладешь.

- Поставьте ударение.

- Назовите возвратные глаголы.

- Какие глаголы не употребляются без приставки?

- Придумайте и задайте ребятам свой вопрос.

Б) Орфографическая: (Работа с сигнальными карточками «Светофор»: каждой букве соответствует определенный цвет)

Ум_реть, зап_рать, сл_гаемое, предл_жить, р_стительность, зар_сли, выр_щенный, к_снуться, заг_рел, р_сток.

- Оцените себя и поставьте условный знак в контрольный лист.



  1. Итак, мы с вами стоим у ворот в Страну Предложения. Перед нами еще одна интересная преграда, которую нужно преодолеть, и тогда ворота откроются, мы войдем и сделаем новые открытия…

- А сейчас нам предстоит вспомнить о способах выражения подлежащего и сказуемого и выполнить тест. (Актуализация знаний учащихся о способах выражения главных членов предложения).

5. Самостоятельная работа учащихся с тестом (по вариантам)

(Тест №1 в приложении)



6. Взаимопроверка тестовых работ (ответы на доске)

- Оцените своего товарища и поставьте условный знак в контрольный лист.



7.

- Вот, наконец, ворота Страны Предложения открылись и мы входим… Но вдруг подул сильный ветер… Но он нам не помеха, а всего лишь…

Физминутка:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревце.

Ветер, тише, тише, тише.

Деревце все выше, выше.

8.

- А теперь мы на пороге новых открытий… (Работа с учебником Н.В.Нечаевой «Русский язык» - стр.113)

1) Упр. 212 (Наблюдения за языковым материалом, выводы учащихся, попытки создания собственного правила).

2) Работа с правилом (стр. 113):

- Сопоставление выводов учащихся со сведениями в учебнике.

- Придумывание вопросов к правилу.

3) Домашнее задание: придумать интересные вопросы к правилу или составить тест.

9. Закрепление новых знаний

Работа со стр.114 учебника:

  1. упр. 213;

  2. упр. 214 (Выборочно)

10. Мини-тест (по вариантам)

(Тест №2 в приложении)

11. Итог урока:

- Что было интересным на уроке? Что понравилось?

- Что новое узнали? Над чем еще предстоит поработать?

12. Домашнее задание:

1) придумать интересные вопросы к правилу (с.113) или составить тест;

2) с.115 № 2(Разв. речи: описание игры)



































ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест №1

Вариант 1

1.Укажите предложения, в которых подлежащее выражено существительным.

а) Неподвижно стояли деревья…

б) В гости я к тебе

Не один пришел.

в) Нет, не тебя я знаю с детства.

г) Тонким кружевом голубым

Туман обвил виноградный сад.

2. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов.

а) Давно отгремели могучие ливни

б) Две капли брызнули в стекло.

в) Жили у бабуси

Два веселых гуся.

г) И рощи запустелые

Мне глухо шепчут вслед…

3. Укажите предложения, в которых сказуемое выражено глаголом.

а) Белка проворно прыгала с ветки на ветку.

б) Рощи голы.

в) Муж красавицы был

Воевода лихой.

г) Олимпиада по математике прошла успешно.

4. Укажите слова, которые в предложении могут быть сказуемым.

а) льётся;

б) хвойные;

в) решил помочь;

г) в горах.





Вариант 2

1. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.

а) Я на коне скачу ретивом

И по горам и по полям.

б) И ломается в воздухе свет

Проплывающих звёзд и планет.

в) Ты поведешь меня в сады свои густые.

г) Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

2. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов.

а) Мы с подругой сходили в музей.

б) Здесь тучи смиренно идут подо мной.

в) Пять маленьких, быстрых головок

Выглядывать стали с гнезда.

г) Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела.

3. Укажите предложения, в которых сказуемое выражено кратким прилагательным.

а) И молния вдали от бурных туч сверкала.

б) Как ясен небосклон!

в) А кругом лежит

Степь широкая…

г) Заря чиста, и утро будет ясно.

4. Укажите слова, которые в предложении могут быть подлежащим.

а) в космосе;

б) космонавт;

в) мы с подругой;

г) он.







Тест №2

Вариант 1

Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире.

а) Осенняя пора прекрасна!

б) Осень пора грибов.

в) Осенние пейзажи радуют душу.

г) В чистом воздухе витают осенние запахи.



Вариант 2.

Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире.

а) Мой отец капитан дальнего плаванья.

б) Сказка мечта человека о прекрасном.

в) Моя мать шьет одежду.

г) Июль макушка лета.







Карточки для индивидуальной дифференцированной работы:

1.Понял, поняла, создал, создала, начал, началась, начался, звонит, позвонишь, повторит, руководит, положу, положишь, положит, положить, положил, положила, класть, кладу, кладешь.




2.Ум_реть, зап_рать, сл_гаемое, предл_жить, р_стительность, зар_сли, выр_щенный, к_снуться, заг_рел, р_сток.






Карточки-информаторы:

сущ. - сущ.

инф. - инф.

числ. - числ.

инф. - это инф.

сущ. - инф.

инф. - сущ.



Использованная литература:

1. Учебник «Русский язык. 5 класс». Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец. Самара, изд-во «Федоров», 2004.

2. «Русский язык. 5 класс. Дидактические материалы, тесты». Якунина А.М. Айрис-Пресс, 2008.





















Харитонова Н.С. ур.русского языка Тире в простом предложении.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос