В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Урок "Введение в предмет" (к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»)

Урок "Введение в предмет" (к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»)

Елена Бугинова
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 12 голосов:4просмотров: 6759
Краткое описание
Основная цель: популяризация знаний об учебном курсе и осознанный выбор определенного модуля для дальнейшего изучения учащимися.
Описание
Пояснительная записка
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Одним из направлений ФГОС на ступени начального общего образования является обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества, а также в создании системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащимся осваивать и на практике использовать полученные знания.
С этой целью в учебный план начального общего образования была включена такая обязательная предметная область, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Основной задачей данной области является воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Этические нормы в нашей стране претерпели серьезный кризис как в советское время, так и после распада СССР и образования новой России. Глобализация плохо организованной рыночной экономики, внутренние распри и конфликты привели к эрозии духовно-нравственных начал в российском обществе, негативно сказались на системе образования и воспитания. Наконец, пришло осознание того, что развитие страны, ее подлинная модернизация и само существование российского народа невозможны без духовно-нравственного компонента как основы национального самосознания.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В то же время существование и в обществе, и в образовании противоречивой ситуации с представлением различных мировоззренческих позиций в объяснении картины мира до сих пор вызывает многочисленные споры.
Актуальность данной методической разработки отражает необходимость решения культурологических, этических, психологических, дидактических и воспитательных проблем в курсе преподавания основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе.
Новизна заключается в презентационном способе проведения занятия, ориентирующим учебное содержание на совместное осмысление педагогом, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков, а также направленном на создание информационного пространства, способствующего осознанию значимости и важности изучаемого предмета в целом и отдельного модуля учебного курса. Методическая разработка не входит в календарно-тематическое планирование.
Занятие разработано с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Совокупность представленных методов и приемов способствуют достижению цели, задач, а также планируемых результатов. Занятие проводится до начала изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» с обучающимися и с их родителями, поскольку выбор законных представителей является приоритетным для организации обучения ребенка по содержанию того или иного модуля. Родители так же, как и их дети, являются участниками занятия, но на помощь приходят в случае крайней необходимости, тем самым предоставляя наибольшую самостоятельность школьникам.
В зависимости от количества участников занятие может проводиться как в классе, так и в актовом зале (конференцзале) при необходимом материально-техническом обеспечении. Эффективность занятия в большей степени зависит от коммуникативных способностей учителя. Обязательно проведение динамической паузы. В случае, если время проведения занятия превышает 40 мин., то в течение занятия проводится 2-3 динамические паузы.
Цель:
 познакомить учащихся и родителей с учебным курсом «Основы религиозных культур и светской этики»
Задачи:
Образовательные:
 формировать первоначальные представления об основах религиозных культур и светской этики; о духовных ценностях: Отечестве, нравственности, долге, милосердии, миролюбии и их понимании как основы традиционной культуры многонационального народа России.
Развивающие:
 развивать способности участников занятия к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия, а также представления о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
Воспитательные:
 воспитывать основы гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, толерантность, бережное отношение к духовным ценностям, интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты:
1. Предметные результаты:
 иметь первоначальные представления об основах религиозных культур и светской этики.
2. Личностные результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
У учащихся формируется:
 образ мира как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий;
 доверие и уважение к истории и культуре всех народов;
 этические чувства как регуляторы морального поведения, осознание ответственности за благосостояние общества;
 положительная мотивация к изучению нового учебного курса через приобретение новых знаний, стремление совершенствовать свои способности.
3. Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
 уметь преобразовывать практическую задачу в познавательную на основе ситуации неожиданности;
 ставить учебную задачу на основе соотнесения имеющихся знаний о религии и неизвестного о курсе, ее изучаемого.
 принимать и сохранять учебную задачу при изучении учебного курса в целом и отдельного учебного модуля;
 в зависимости от задания выполнять предлагаемые учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
Познавательные универсальные учебные действия:
Общеучебные:
 уметь находить необходимую информацию через привитие навыков пользования справочной литературой (энциклопедией религий);
 знать религиозные культуры, уметь дифференцировать их по видам;
 преобразовывать имеющуюся и полученную информацию об учебных модулях в графические модели в виде кластера и рефлексивных таблиц.
Логические:
 определять основания и критерии для выбора конкретного учебного модуля на основе осознания его ценностных ориентаций;
 уметь анализировать информацию о каждом учебном модуле с точки зрения фактов, позитивного мышления, проблем, эмоций, творчества, философии.
Коммуникативные:
 уметь использовать способности к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
 освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в паре, в группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя).
Материально-техническое обеспечение урока:
Индивидуальные рабочие места (столы, стулья), компьютер, проектор, экран или интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку, энциклопедии религий из расчета одна на парту, индивидуальные карточки: с рефлексивными таблицами «Знаю – хочу узнать – узнал(а)», «Соедини стрелками части каждого высказывания», «Соотнесение понятий»; карточки с заданиями для групп, шариковые ручки, тетради (блокноты) для записей, комплект учебников к учебному курсу ОРКСЭ.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Методическая разработка.docx Скачать

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМ.Г.С.ФАТЕЕВА» С.КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО



356030. С.Красногвардейское, ул.Октябрьская, д.50 т.(865 41) 2 48 06













Введение в предмет

Методическая разработка вводного занятия к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для детей младшего школьного возраста и их родителей

Срок реализации: 40 - 60 мин.

Возраст детей: 10 лет



Автор работы:

Бугинова Елена Анатольевна,

учитель начальных классов









Красногвардейское - 2012

Пояснительная записка

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Одним из направлений ФГОС на ступени начального общего образования является обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества, а также в создании системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащимся осваивать и на практике использовать полученные знания.

С этой целью в учебный план начального общего образования была включена такая обязательная предметная область, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Основной задачей данной области является воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

Этические нормы в нашей стране претерпели серьезный кризис как в советское время, так и после распада СССР и образования новой России. Глобализация плохо организованной рыночной экономики, внутренние распри и конфликты привели к эрозии духовно-нравственных начал в российском обществе, негативно сказались на системе образования и воспитания. Наконец, пришло осознание того, что развитие страны, ее подлинная модернизация и само существование российского народа невозможны без духовно-нравственного компонента как основы национального самосознания.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В то же время существование и в обществе, и в образовании противоречивой ситуации с представлением различных мировоззренческих позиций в объяснении картины мира до сих пор вызывает многочисленные споры.

Актуальность данной методической разработки отражает необходимость решения культурологических, этических, психологических, дидактических и воспитательных проблем в курсе преподавания основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе.

Новизна заключается в презентационном способе проведения занятия, ориентирующим учебное содержание на совместное осмысление педагогом, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков, а также направленном на создание информационного пространства, способствующего осознанию значимости и важности изучаемого предмета в целом и отдельного модуля учебного курса. Методическая разработка не входит в календарно-тематическое планирование.

Занятие разработано с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Совокупность представленных методов и приемов способствуют достижению цели, задач, а также планируемых результатов. Занятие проводится до начала изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» с обучающимися и с их родителями, поскольку выбор законных представителей является приоритетным для организации обучения ребенка по содержанию того или иного модуля. Родители так же, как и их дети, являются участниками занятия, но на помощь приходят в случае крайней необходимости, тем самым предоставляя наибольшую самостоятельность школьникам.

В зависимости от количества участников занятие может проводиться как в классе, так и в актовом зале (конференцзале) при необходимом материально-техническом обеспечении. Эффективность занятия в большей степени зависит от коммуникативных способностей учителя. Обязательно проведение динамической паузы. В случае, если время проведения занятия превышает 40 мин., то в течение занятия проводится 2-3 динамические паузы.

Цель:

  • познакомить учащихся и родителей с учебным курсом «Основы религиозных культур и светской этики»

Задачи:

Образовательные:

  • формировать первоначальные представления об основах религиозных культур и светской этики; о духовных ценностях: Отечестве, нравственности, долге, милосердии, миролюбии и их понимании как основы традиционной культуры многонационального народа России.

Развивающие:

  • развивать способности участников занятия к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия, а также представления о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Воспитательные:

  • воспитывать основы гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, толерантность, бережное отношение к духовным ценностям, интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

  1. Предметные результаты:

  • иметь первоначальные представления об основах религиозных культур и светской этики.

  1. Личностные результаты:

Личностные универсальные учебные действия:

У учащихся формируется:

  • образ мира как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий;

  • доверие и уважение к истории и культуре всех народов;

  • этические чувства как регуляторы морального поведения, осознание ответственности за благосостояние общества;

  • положительная мотивация к изучению нового учебного курса через приобретение новых знаний, стремление совершенствовать свои способности.

  1. Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • уметь преобразовывать практическую задачу в познавательную на основе ситуации неожиданности;

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения имеющихся знаний о религии и неизвестного о курсе, ее изучаемого.

  • принимать и сохранять учебную задачу при изучении учебного курса в целом и отдельного учебного модуля;

  • в зависимости от задания выполнять предлагаемые учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

Познавательные универсальные учебные действия:

Общеучебные:

  • уметь находить необходимую информацию через привитие навыков пользования справочной литературой (энциклопедией религий);

  • знать религиозные культуры, уметь дифференцировать их по видам;

  • преобразовывать имеющуюся и полученную информацию об учебных модулях в графические модели в виде кластера и рефлексивных таблиц.

Логические:

  • определять основания и критерии для выбора конкретного учебного модуля на основе осознания его ценностных ориентаций;

  • уметь анализировать информацию о каждом учебном модуле с точки зрения фактов, позитивного мышления, проблем, эмоций, творчества, философии.

Коммуникативные:

  • уметь использовать способности к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;

  • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в паре, в группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя).

Материально-техническое обеспечение урока:

Индивидуальные рабочие места (столы, стулья), компьютер, проектор, экран или интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку, энциклопедии религий из расчета одна на парту, индивидуальные карточки: с рефлексивными таблицами «Знаю – хочу узнать – узнал(а)», «Соедини стрелками части каждого высказывания», «Соотнесение понятий»; карточки с заданиями для групп, шариковые ручки, тетради (блокноты) для записей, комплект учебников к учебному курсу ОРКСЭ.






































Ход урока:

I стадия. Вызов

Характеристика стадии:

Побуждение к работе с информацией, стимулирование интереса к теме, вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме, бесконфликтный обмен мнениями.

1.«Погружение» в тему через ситуацию неожиданности

Характеристика этапа:

Подготовка участников занятия к работе. Вызов интереса, внимания, некоторого бессознательного недоумения, что психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли.

- Сегодня у нас с вами не совсем обычная встреча, а почему она необычная, на этот вопрос вы ответите сами немного позже. А прежде скажите: что кладут в копилку? (Деньги, возможны другие варианты ответов)

ИКТ. Слайд с изображением копилки

- Как это можно назвать обобщенным понятием? (Материальные ценности)

- Сегодня мы с вами тоже начнем накапливать ценности. Но ценности не материальные, а духовные.

ИКТ. Слайд с изображением колоколов

(Звучит колокольный перезвон)

2. Развитие ассоциативного мышления (индивидуальная работа)

Характеристика этапа:

Один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при наличии большого числа участников. Ассоциации используются для актуализации личного опыта, «открывают» работу воображения, тем самым содействуя развертыванию творческой деятельности каждого.

- Что вы представляете, когда слышите эти звуки? (Религиозные праздники и т.д.)

- Запишите свои ассоциации.

ИКТ. Слайд с заданием по развитию ассоциаций.

Колокольный звон – это …

(Чтение записанного желающими)

3. Работа со справочной литературой (работа в парах)

Характеристика этапа:

Привитие навыков пользования справочной литературой с целью нахождения необходимой информации.

- Да, действительно, у большинства людей колокольный звон ассоциируется с религиозными праздниками. А как вы понимаете слово религия? Дайте его толкование.

(Устные рассуждения участников занятия)

- У вас на столах лежит энциклопедия религий. Сверьте свои предположения с толкованием в энциклопедии.

(Зачитывают толкование)

- Религия стремится дать нам ответ на постоянный для каждого человека вопрос о смысле жизни. В отличие от науки, устанавливающей лишь необходимые причинно-следственные связи и законы природной жизни, религия раскрывает человеку цель его бытия, указывает на его предназначение в мире — предназначение, исполнение которого означает исполнение миссии человека на Земле. Вне определения этого предназначения человеческая жизнь утрачивает всякий смысл и равноценна неосознанной животной жизни.

- По вашему мнению, религия может быть духовной ценностью? (Ответы участников занятия)

- Это первая ценность, которую мы кладем в нашу копилку.

ИКТ. Слайд с изображением копилки

4. Целеполагание

Характеристика этапа:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно участникам занятия, и того, что еще неизвестно.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О религиях и т.д.)

- Может быть, кто-то из вас знает, какой учебный курс изучает религиозную культуру? (Ответы участников занятия)

- Религиозную культуру изучает курс «Основы религиозных культур и светской этики», который представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом нескольких учебных модулей.

- Можно ли учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» считать духовной ценностью? (На данный момент нет, т.к. недостаточно знаний об учебных модулях)

- Как вы думаете, возможно ли получить исчерпывающую информацию по указанному курсу за одну встречу? (Нет)

- По вашему мнению, какие знания вы сегодня можете получить? (Первоначальные и т.д.)

- Может быть кто-то назовет тему занятия?

- Тема нашего занятия «Введение в предмет».

ИКТ. Слайд с названием темы занятия

5. Прием «Знаю – хочу узнать – узнал(а)»

Характеристика этапа:

Один из способов непрерывной рефлексии, сопровождающей все виды деятельности в виде графической организации и логико-смыслового структурирования материала.

ИКТ. Слайд с информацией о задании

- Возьмите карточки с изображенными на них таблицами. Запишите в первый столбик все, что вы знаете по изучаемой теме. Во второй столбик запишите то, что хотите узнать. Третий вы заполните в конце урока, поэтому оставьте его поле пустым.

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)



II стадия. Осмысление

Характеристика стадии:

Классификация информации по категориям знания, сохранение интереса к изучаемой теме, обмен мнениями об имеющейся информации.

1. Прием «Корзина идей» (коллективная работа)

Характеристика этапа:

Подготовительный этап к последующему. Выявляет знания участников занятия о религиях, умение их дифференцировать по видам

- Назовите известные вам виды религиозных культур.

(Участники занятия называют известные им религиозные культуры, учитель «собирает» их в виртуальную корзину)

ИКТ. Слайд с изображением корзины

3. Прием «Кластер» (работа в группах)

Характеристика этапа:

Систематизация понятий по изучаемой теме, представленная в графической организации материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Раскрывает взаимосвязь между конкретным понятием и тематическим текстом.

- А сейчас вы самостоятельно определите учебные модули, с которыми вам предстоит познакомиться в курсе ОРКСЭ. Каждой группе (их шесть) дана карточка. Прочитайте задание, выполните его.

(Один из участников зачитывает текст задания, затем идет групповое обсуждение. Большее количество голосов является решающим, хотя немногочисленные мнения имеют право быть.)

(Задания для групп см. в приложении 1)

(Проверка выполненных заданий группами)

- Ключевым понятием кластера являются модули учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

ИКТ. Слайд с изображением кластера

(Участники занятия совместно с учителем составляют кластер)

- Как вы считаете, можно ли на данный момент указанные модули добавить в

нашу копилку? (Нет, т.к. необходимо получить информацию, связанную с

ценностными ориентирами модулей)

4. Прием «Лекция со стопами»

Характеристика этапа:

Создание информационного пространства, способствующего осознанию ценностных ориентаций каждого учебного модуля и выбору одного определенного для изучения.

ИКТ. Слайд с изображением кластера, имеющего гиперссылки на название каждого модуля

ИКТ. Слайд с названием модуля «Основы буддийской культуры»

(Демонстрация учебника)

(Лекционный материал к модулю ОБК см. в приложении 2)

(Лекционный материал может сокращаться или добавляться учителем)

ИКТ. Слайд с вопросами

- В чем смысл буддийской пословицы: «Ищи учителя в другом человеке»?

- Можно ли отнести учения буддийской культуры к духовным ценностям?

ИКТ. Слайд с изображением копилки

ИКТ. Слайд с названием модуля «Основы иудейской культуры»

(Демонстрация учебника)

(Лекционный материал к модулю ОИК см. в приложении 3)

ИКТ. Слайд с заданием

(Задание дается как на слайде, так и на индивидуальных карточках)

- Соедини стрелками части каждого высказывания

Тора -

Заповеди

Танах -

Главный иудейский закон

Для иудея самое важное соблюдать -

Священное писание


ИКТ. Слайд с информацией о правильности выполнения задания

- Можно ли отнести учения иудейской культуры к духовным ценностям?

ИКТ. Слайд с изображением копилки

ИКТ. Слайд с названием модуля «Основы православной культуры»

(Демонстрация учебника)

(Лекционный материал к модулю ОПК см. в приложении 4)

ИКТ. Слайд с заданием и вопросом

- Закончите предложения :

(В письменном виде:1 вариант - задание А, 2 вариант – задание Б)

А) «Я понимаю православную культуру как …»;

Б) «Суть православного поведения (этики) для меня состоит в следующем…».

- Можно ли отнести православную культуру к духовным ценностям?

ИКТ. Слайд с копилкой

ИКТ. Слайд с названием модуля «Основы исламской культуры»

(Демонстрация учебника)

(Лекционный материал к модулю ОИК см. в приложении 5)

ИКТ. Слайд с заданием и вопросом

Задание «Верное – неверное утверждение» (работа в парах)

- Докажите своему партнеру, что высказывание ислам – это религия внутренней и внешней чистоты верно или неверно.

(Обсуждение верных и неверных утверждений)

- Можно ли отнести ислам к духовным ценностям?

ИКТ. Слайд с изображением копилки

ИКТ. Слайд с названием модуля «Основы мировых религиозных культур»

(Демонстрация учебника)

(Лекционный материал к модулю ОМРК см. в приложении 6)

ИКТ. Слайд с заданием «Соотнесение понятий»

(Задание дается как на слайде, так и на индивидуальных карточках)

- Определите и скажите, что из перечисленного относится к иудаизму, христианству, буддизму, исламу:

Тора, Христос, Будда, Коран, Типитака, Танах, Библия, Мухаммад

Буддизм

Ислам

Иудаизм

Христианство






ИКТ. Слайд с информацией о правильности выполнения задания

- Можно ли отнести ислам к духовным ценностям?

ИКТ. Слайд с изображением копилки

ИКТ. Слайд с названием модуля «Основы светской этики»

(Демонстрация учебника)

(Лекционный материал к модулю ОСЭ см. в приложении 7)

ИКТ. Слайд с вопросами

- Ответьте на вопрос: что значит быть моральным?

- Можно ли отнести светскую этику к духовным ценностям?

ИКТ. Слайд с изображением копилки

- Итак, вам предстоит изучить курс «Основы религиозных культур и светской этики», где особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.

И в этой семье мы уважительно и бережно относимся к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной!


III стадия. Рефлексия

Характеристика стадии:

Суммирование полученной информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, расширение информационного поля, оценка процесса.

1.Прием «Шесть шляп мышления» (работа в мобильных группах*)

* В случае, если мнения родителя и ребенка разделились, несмотря на то, что приоритет в выборе учебного модуля остается за законными представителями, родителям рекомендуется прислушаться к мнению ребенка и примкнуть к той группе, направление которой выбрал именно он (ребенок).

Характеристика этапа:

Позволяет более рационально организовать мыслительный процесс, используется для разностороннего анализа полученной информации, направленного на формирование умений аргументировать свой выбор.

ИКТ. Слайд с информацией о формировании групп

- Участники, которые выбрали:

  • модуль «Основы буддийской культуры» - 1 группа,

  • модуль «Основы иудейской культуры» - 2 группа,

  • модуль «Основы православной культуры» - 3 группа,

  • модуль «Основы исламской культуры» - 4 группа,

  • модуль «Основы мировых религиозных культур» - 5 группа,

  • модуль «Основы светской этики» - 6 группа,

объединитесь в группы по номерам. Выберите представителя, который будет давать ответ от группы, после чего займите свои первоначальные места.

ИКТ. Слайд с информацией о задании

- Обоснуйте выбор учебного модуля в соответствии с заданием «Шесть шляп».

Белая шляпа. Факты

Жёлтая шляпа. Позитивное мышление

Черная шляпа. Проблема

Красная шляпа. Эмоции

Зеленая шляпа. Творчество

Синяя шляпа. Философия

(Групповая творческая переработка, анализ, интерпретация полученной информации, после чего дается обоснование ответов представителями групп)

2. Прием «Знаю – хочу узнать – узнал(а)»

Характеристика этапа:

Анализ всего процесса изучения материала; выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

- Пришло время обратиться к заданию «Знаю – хочу узнать – узнал(а)» и заполнить третий столбик таблицы.

ИКТ. Слайд с информацией о задании


Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)




(Участники урока самостоятельно заполняют третий столбик таблицы)

- Если сегодня вы не узнали всего, что хотели – не беда. На все свои вопросы учащиеся найдут ответы при изучении выбранного учебного модуля. Кроме того, мы продолжим накапливать духовные ценности. А родителей обо всем происходящем будут информировать их дети.

- Что вы можете сказать о сегодняшней встрече? Была ли она похожа на те, которые уже проводились? В чем ее необычность?

- Что понравилось больше всего?

- Что осталось непонятным?

- Сегодня мне было очень приятно общаться с вами. Я увидела активных участников нашего занятия, а если у кого-то что-то не получалось – не беда, ведь вы старались самостоятельно решать все проблемы.







Список использованной литературы

  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А., Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений [Текст]. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения [Текст]. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы [Текст]. -М.: Просвещение, 2010.

  4. Картинки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://images.yandex.ru/

  5. Кураев А.В., Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений [Текст]. – М.: Просвещение, 2010.

  6. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф., Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений [Текст]. – М.: Просвещение, 2010.

  7. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений/ [Б.Х.Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.]; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой [Текст]. – М.: Просвещение, 2010.

  8. Основы религиозных культур и светской этики. Лекционный материал [Текст]. – Ставрополь, 2010.

  9. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений [Текст]. – М.: Просвещение, 2010.

  10. Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Тематические планы и практические занятия [Текст]. – Ставрополь, 2010.

  11. Технология развития критического мышления через чтение и письмо // Кафедра открытых образовательных технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.oot – kaf.ru / oot / rkmhp.html

  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [Текст]. – М.: Просвещение, 2010.

  13. Чимитдоржиев В.Л., Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений [Текст]. – М.: Просвещение, 2010.

  14. Хуртов Т.В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер – классы, технологические приемы [Текст]. – Волгоград: Учитель, 2008.

  15. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений [Текст]. – М.: Просвещение, 2010.



















Приложения



Приложение 1

Задания для групп к приему «Кластер»

Задание 1-й группы. Прочитайте текст, определите название направления.

Древняя из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почетного титула ее основателя, что означает «Просветленный». Мудрец из племени Шакьев жил в Индии в V-IV в.в. до н.э. Отсчет времени существования религии ведется от его кончины. (Буддизм)

Задание 2-й группы. Прочитайте текст, определите название направления.

Древнейшая в мире монотеистическая религия, то есть вера в единого Бога (от греч. слов монос – один, теос - Бог). Еврейская религия, которая начала формироваться во II тыс. до н.э. и первой провозгласила единого Бога Творцом Вселенной. Основы изложены в священной книге – Тора. (Иудаизм)

Задание 3-й группы. Прочитайте текст, определите название направления.

Время возникновения религии, являющейся основой русской культуры, середина I в. н.э. (период ранней Римской империи). Название этого учения в переводе с греческого – ортодо̀ксия (орто – верный, правильный, докса – 1)прославление; 2)учение, мнение). Отсюда название учения имеет два оттенка: правильное прославление Бога и верное учение. Последователи учения считают верным учение Христа. (Христианство)

Задание 4-й группы. Прочитайте текст, определите название направления.

Мировая религия, перевод названия которой с арабского означает мир и покорность Богу. Людей, ее принявших, называют мусульманами. Богом является Аллах, главная священная книга – Коран. (Ислам)

Задание 5-й группы. Прочитайте текст, определите название направления.

Эти религиозные культуры стали называть так, потому что верующие данных религий живут в разных странах и принадлежат разным народам. К этому направлению относятся христианство, ислам, буддизм, иудаизм. Приверженцы этих религий живут и в Европе, и в Америке, и в Азии, и в Африке, и в Австралии. (Мировые религии)

Задание 6-й группы. Прочитайте текст, определите название направления.

Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н.э.), который ввел и сам термин в названия своих трудов. В Древней Греции все науки назывались философией. Аристотель считал, что эта наука – часть философии. Изучает мораль. (Этика)
























Приложение 2

Лекционный материал к модулю «Основы буддийской культуры»

(Демонстрация учебника)

ИКТ. Слайд с изображением Будды и высказыванием о его учении

- Итак, как вы уже знаете, основателем буддийского учения является Будда Шакьяму̀ни – мудрец из рода Шакьев.

- Будда говорил о том, что можно улучшить свою жизнь. Для этого надо говорить правду, стремиться к добру, ни к кому не чувствовать злобы и зависти и воспитывать в себе любовь и сострадание ко всем живым существам.

ИКТ. Слайд с информацией о признании существования буддийской религии

- Буддисты живут во многих странах, в том числе и в России. В 1741 г. российская императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому на территории России признавалось существование буддийской религии. Эта дата считается датой официального признания буддизма в России.

ИКТ. Слайд с учениями Будды о четырех благородных истинах

- Учение самой древней мировой религии не записывались очень долго. И только через 600 лет все сведения были записаны на пальмовых листьях и помещены в три особые корзины. Так появилось буддийское Священное писание, получившее название Типитака, что означает Три корзины мудрости.

- Первая благородная истина о существовании страдания. Будда говорил о том, что в мире существует страдание.

- Вторая благородная истина о причинах страдания. Причина страдания – это желания человека, которые возникают из-за гнева, алчности, неведения.

- Третья благородная истина о прекращении страдания. Причина страдания порождена самим человеком. Значит, он сам может устранить эти причины и освободиться от страданий.

- Четвертая благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания. Будда предложил путь духовного самосовершенствования, основанный на восьми принципах: правильный взгляд, правильное намерение, правильная речь, правильные действия, правильный способ, правильные усилия, правильная внимательность, правильное сосредоточение.

ИКТ. Слайд с высказыванием о добре и зле

- Будда советовал своим ученикам: воспитайте в себе кротость, избавьтесь от гнева и ярости, защищайте все живое и сострадайте ему, учите этому других людей.

ИКТ. Слайд с формулировкой принципа ненасилия

- Помогайте другим, когда только возможно. Если это невозможно, по крайней мере не причиняйте вреда.

ИКТ. Слайд с высказыванием о любви к человеку и ценности жизни

- Родиться человеком для буддиста очень ценно. В отличие от животных человек способен понять страдание и устранить его причины. Поэтому любовь ко всем живым существам, готовность прийти к ним на помощь и желание, чтобы они освободились от страданий, - вот что делает человека сильным и счастливым.

ИКТ. Слайд с высказыванием о сострадании и милосердии

- Сострадание и милосердие – это сочувствие чужому горю, соединенное с желанием помочь. Чуткость к духовному миру человека, способность откликаться на чужое несчастье – с этого начинается высшая человеческая добродетель, без которой невозможна нравственная красота.

ИКТ. Слайд с высказыванием об отношении к природе

- Согласно буддийскому учению, существует связь между окружающей средой и людьми. Земля – это наш общий дом. Это место, где мы живем. В наших собственных интересах заботиться о ней, потому что причиной плохого отношения к природе является плохое отношение человека к самому себе.

ИКТ. Слайд с высказыванием о семье в буддийской культуре и ее ценности

- Для буддистов семья – это близкое и духовное единство людей, где уважение и любовь друг к другу выражаются в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением.

ИКТ. Слайд с вопросами

- В чем смысл буддийской пословицы: «Ищи учителя в другом человеке»?

- Можно ли отнести учения буддийской культуры к духовным ценностям?

ИКТ. Слайд с изображением копилки






























Приложение 3

Лекционный материал к модулю «Основы иудейской культуры»

(Демонстрация учебника)

- История иудаизма на территории России и соседних стран насчитывает почти 2000 лет. В первых веках н.э. иудейские общины существовали в греческих поселениях в Крыму.

- По представлениям иудаизма, Бог господствует над всем существующим. Бог недосягаем и непостижим, поэтому в иудаизме принято описывать Его только через отрицания (не ест, безгрешен, бессмертен и т.д.). Любые изображения Бога (скульптуры, иконы) запрещены.

ИКТ. Слайд с изображением главной книги иудаизма

- Книга, в которой записано все, во что верят иудеи, стала их Священным писанием. Свое священное писание иудеи называют Танах.

- Тора (учение) – это главный иудейский Закон, устанавливающий для евреев нормы и правила поведения, указывающий ему цель в жизни. Тору евреи учат всю жизнь, постигая в ней все новые и новые смыслы.

ИКТ. Слайд с основными заповедями иудаизма

- Для иудея самое важное – соблюдать заповеди. Первыми были 7 заповедей сыновей Ноаха, относящихся ко всем народам и ставшие основой общечеловеческой морали. Евреи, как избранный народ, получили вместе с Торой много других заповедей. Это говорит не столько о привилегированности их положения, сколько о наложении на них дополнительных обязательств, поскольку народ Книги должен быть образцом для всех народов.

- Десять заповедей, которые легли в основу еврейской религии и нравственности:

1. Я – Бог, Всемогущий твой, который вывел тебя из земли Египетской.

2. Не поклоняйся идолам.

3. Не произноси Имени Бога попусту.

4. Соблюдай святой Шабат.

5.уважай своего отца и свою мать.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не будь лжесвидетелем.

10. Не желай имущества твоего ближнего.

ИКТ. Слайд с высказыванием о милосердии, заботе о слабых, взаимопомощи

- Милосердие и благотворительность, проявление сочувствия к ближнему в виде моральной и материальной поддержки являются одними из основных предписаний иудаизма и часто упоминаются в Торе и Талмуде. По мнению одного из мудрецов Талмуда, «благотворительность по своей важности равна всем остальным заветам, вместе взятым».

ИКТ. Слайд с высказыванием о ценности семейной жизни в иудейской традиции

- Семейное согласие – одна из важнейших ценностей в иудаизме. Многие заповеди направлены на гармонизацию отношений внутри семьи. Первая из них – это заповедь «чти отца твоего и мать твою». В Талмуде объясняется, что отец назван первым, т.к. ребенок бессознательно склонен любить свою мать больше, чем отца.

ИКТ. Слайд с заданием

(Задание дается как на слайде, так и на индивидуальных карточках)

- Соедини стрелками части каждого высказывания

Тора -

Заповеди

Танах -

Главный иудейский Закон

Для иудея самое важное соблюдать -

Священное писание


ИКТ. Слайд с информацией о правильности выполнения задания и вопросом

- Можно ли отнести учения иудейской культуры к духовным ценностям?

ИКТ. Слайд с изображением копилки



Приложение 4

Лекционный материал к модулю «Основы православной культуры»

(Демонстрация учебника)

ИКТ. Слайд с изображением Иисуса Христа

- Слово православие означает умение правильно славить Бога, то есть молиться. Православные люди – это христиане. Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа. Христианство пришло на Русь в 988г. от Рождества Христова, когда князь Владимир призвал жителей Киева креститься в реке Днепр.

ИКТ. Слайд с информацией о Библии и Евангелии

- Книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, жил и чему учил людей, называется Библия (др.греч. - книга). От этого слова произошло слово библиотека.

- Жизнь, слова и дела Иисуса Христа описаны в тех библейских книгах, которые называются Евангелие. В переводе с греческого языка Евангелие означает добрая весть. В состав Библии входят четыре Евангелия. Их авторы– апостолы Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

ИКТ. Слайд с информацией о православном учении о человеке

- Христиане считают, что человек так непохож на животных оттого, что эти отличия были ему подарены Богом.

Бог Сам свободен – и людям Он подарил свободу.

Бог есть любовь – и людям Он подарил любовь.

Бог есть разум – и людям Он подарил способность мыслить.

Бог есть Творец – и людям Он подарил способность творить.

- Вместе эти дары Бога человеку составляют внутренний мир человека.

ИКТ. Слайд с информацией о добре, зле и милосердии

- В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога.

Зло – это то, что удаляет от этих добрых целей. У слова зло в православии есть синоним – грех. Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.

- Одно из самых красивых слов на свете – милосердие. Оно говорит о сердце, которое мѝлует, любит и жалеет. Человек может научиться милосердию, а следовательно и сострадать, что позволит сделать сердце каждого более человечным.

Спешите делать добро!

ИКТ. Слайд с информацией о заповедях Христа

- Бог дал Моисею 10 заповедей. Вот некоторые из них:

Почитай отца твоего и матерь твою

Не убивай

Не кради

Не прелюбодействуй

Не лги

Не завидуй

ИКТ. Слайд с информацией о золотом правиле этики

- Христос сказал: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Это правило у православных христиан принято называть золотым правилом этики.

ИКТ. Слайд с информацией об отношении христианина к природе

- Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в мир. Поэтому, познавая мир, христианин постепенно постигает и замысел его Творца.

ИКТ. Слайд с информацией о христианской семье

- Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради нее. Без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна.

ИКТ. Слайд с информацией о защите Отечества

- Воин – христианин верит, что его душа бессмертна. Поэтому он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.

ИКТ. Слайд с заданием и вопросом

Задание «Закончите предложения»

(Письменный вариант: предложение А – 1 вариант, предложение Б – 2 вариант)

А) Я понимаю православную культуру как …

Б) Суть православного поведения (этики) для меня состоит в следующем …

(Чтение желающими выполненного задания)

- Можно ли отнести православную культуру к духовным ценностям?

ИКТ. Слайд с изображением копилки



























Приложение 5

Лекционный материал к модулю «Основы исламской культуры»

(Демонстрация учебника)

- На основе соединения некоторых положений христианской и иудейской религии с традиционными верованиями арабов возникла религия “ханифизм”. Однако она не стала всеобщей, ибо для этого было необходимо, чтобы она была самобытной (исходила от арабов) и последовательной, то есть не смешивалась ни с какими другими религиями. Такой религией и стал ислам. Само слово ислам означает покорность. На территории России первыми мусульманами стали жители Северного Кавказа, которые стали принимать ислам в VIIVIII в.в.

ИКТ. Слайд с информацией о пророке Мухаммаде – основателе ислама

- В 571 г. в Мекке родился мальчик. Его назвали Мухаммадом, что означает похвальный. Мухаммаду предстояло стать посланником Бога и пророком. Он приучал мусульман к взаимной помощи и поддержке. В результате мусульмане стали примером братства и единства.

ИКТ. Слайд с информацией о священной книге и предании мусульман

- Коран – главная священная книга мусульман. Он состоит из 114 сур (глав), а каждая сура состоит из аятов (стихов).

- Сунна – это священное предание, в ней сохранены высказывания самого пророка Мухаммада, а также все, что знают мусульмане о его жизни, поступках, нравственных качествах и внешнем виде.

ИКТ. Слайд с информацией о вере в Аллаха

- Каждый мусульманин верит в Аллаха, в ангелов, в Божественные писания, в посланников, в Судный день, в предопределение. На этой вере держится ислам.

- Вера в судьбу помогает мусульманину стать добрее и щедрее, поэтому он стремится всегда помогать людям.

- Поклонение Аллаху позволяет мусульманину жить согласно высшим, божественным установлениям.

ИКТ. Слайд с информацией о пожертвовании во имя Всевышнего

- Мусульманин обязан очищать свое богатство и имущество перед Всевышним, поэтому богатому человеку следует расходовать свои средства на добрые дела. При этом он никогда не выставляет свое доброе дело напоказ. Помог человеку – забудь об этом, не рассказывай о своем поступке повсюду, даже не жди благодарности.

ИКТ. Слайд с информацией о нравственных ценностях ислама

- Коран предписывает сохранять мир на Земле, совершать добрые поступки. Для приверженцев ислама важны крепкая дружба, традиции гостеприимства, прочная семья, уважение младших к старшим. И то, что важно для каждого школьника, - необходимость получить хорошее образование, прочные знания.

ИКТ. Слайд с заданием и вопросом

Задание «Верное – неверное утверждение»

- Верно ли высказывание о том, что ислам – это религия внутренней и внешней чистоты?

- Можно ли отнести ислам к духовным ценностям?

ИКТ. Слайд с изображением копилки

















Приложение 6

Лекционный материал к модулю «Основы мировых религиозных культур»

(Демонстрация учебника)

ИКТ. Слайды с информацией о видах религии

- Религия существовала с глубокой древности. Верования самых древних людей называются первобытными верованиями.

- Постепенно в мире возникло много разных религий. Свои религии исповедовали жители Египта, Индии, Греции, Рима … Эти верования называют древними религиями.

- Некоторые религии древности сохранились до наших дней – мы называем их традиционными верованиями.

- Многие народы создали собственные национальные религии. Верующие этих религий принадлежат в основном к одному народу. Самые многочисленные из таких религий – индуизм (религия индусов) и иудаизм (религия евреев).

- Со временем появились религии, которые называются мировыми. Верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат разным народам.

- В России с незапамятных времен существуют разные религии. Больше всего у нас православных христиан. Значительное число россиян исповедуют ислам и буддизм. Некоторые придерживаются иудаизма. Эти четыре религии считаются традиционными религиями России.

ИКТ. Слайды с информацией о модуле «Основы мировых религиозных культур»

- Итак, как вы уже, наверное, поняли, модуль «Основы мировых религиозных культур» изучает четыре религиозных культуры, с которыми вы кратко познакомились ранее. И в одном изучаемом модуле вы получите возможность узнать об истории, о культуре и традициях, нравственных устоях разных религий.

ИКТ. Слайд с заданием и вопросом

(Задание дается как на слайде, так и на индивидуальных карточках)

- Определите и скажите, что из перечисленного относится к иудаизму, христианству, буддизму, исламу:

Тора, Христос, Будда, Коран, Типитака, Танах, Библия, Мухаммад

Буддизм

Ислам

Иудаизм

Христианство






ИКТ. Слайд с информацией о правильности выполнения задания

- Можно ли отнести мировые религиозные культуры к духовным ценностям?

ИКТ. Слайд с изображением копилки
























Приложение 7

Лекционный материал к модулю «Основы светской этики»

(Демонстрация учебника)

ИКТ. Слайд с информацией о видах этики

- Различают этику религиозную и светскую. Слово светская означает мирская, гражданская. Можно сказать, что этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит стать лучше.

ИКТ. Слайд с толкованием слова «мораль»

- Этика изучает мораль. Слово мораль возникло в Древнем Риме и означает привычки, обычаи, правила поведения. Все это можно назвать словом нравы, от которого в русском языке произошло слово нравственность. Поэтому слова мораль и нравственность являются синонимами. Этика помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путем она достигается.

ИКТ. Слайд с информацией об особенностях морали

- В обществе есть много различных ценностей и норм. В чем же особенности морали?

  • Моральные нормы (правила) нигде не записаны.

  • Моральные нормы не имеют документального оформления.

  • Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание

- Поэтому от каждого человека зависит, каким моральным нормам следует он сам и какова мораль в том обществе, в котором он живет.

ИКТ. Слайд с информацией о главных моральных понятиях в жизни

- Изучая светскую этику, вы сможете познакомиться с главными моральными понятиями в жизни каждого человека.

  • Добро и зло

  • Добродетель и порок

  • Свобода и моральный выбор человека

  • Свобода и ответственность

  • Моральный долг

  • Справедливость

  • Альтруизм и эгоизм

  • Дружба

ИКТ. Слайд с вопросами

- Ответьте на вопрос: что значит быть моральным?

- Можно ли отнести светскую этику к духовным ценностям?

ИКТ. Слайд с изображением копилки

























Приложение 8






Презентация к занятиию

(бумажный вариант)


ОРКСЭ.zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос