В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

История 5 класс. Древнее Двуречье.

История 5 класс. Древнее Двуречье.

Алина Искабулова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123 голосов:2просмотров: 47327
Краткое описание
Цели:
1.    Образовательная: познакомить с Древним Двуречьем – государством Западной Азии, определить местоположение, климатические и природные условия, изучить культуру и занятия древних шумеров;
2.      Развивающая: способствовать развитию логического мышления, речи, воображения, памяти, внимания, расширять словарный запас.
3.     Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, самостоятельность.
Описание
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новоурусовская средняя общеобразовательная школа»
План – конспект урока на тему: «Древнее Двуречье»
Подготовила: учитель истории и обществознания
Искабулова А.Р.
Октябрь, 2010г Тип урока – урок изучения нового материала. Дисциплина – история. Класс: 5 Цели: 1. Образовательная: познакомить с Древним Двуречьем – государством Западной Азии, определить местоположение, климатические и природные условия, изучить культуру и занятия древних шумеров; 2. Развивающая: способствовать развитию логического мышления, речи, воображения, памяти, внимания, расширять словарный запас. 3. Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, самостоятельность. Оборудование: план-конспект, проектор, презентация. Межпредметные связи: история, география, литература, изобразительное искусство. Ход урока. I. Организация класса. II. Объявление темы и цели урока. 1 слайд. Загадка: Пробегает рощу – Моет и полощет, Пробежала вдоль лужка – Искупала пастушка. (Река) Тема нашего урока тесно связано с этим словом. Сегодня мы познакомимся с государством Западной Азии Древним Двуречьем. III. Беседа с учащимися. Изучение материала. 2 слайд.Работа с картой «Древнее Двуречье» · Местоположение и природно — климатические условия — Как вы думаете, почему Двуречье носит такое название? Жизнь Двуречья тесно связана с двумя крупными реками – Тигр и Евфрат. Также как и Нил в Египте, реки Тигр и Евфрат питали своими водами плодородные земли и дарили жизнь и процветание этой стране. Двуречье условно делится на 2 части: юг — Шумер и север – Аккад. Первые поселения шумеров появились около 4 тысячелетия до н.э. Крупные в Двуречье города: Ур, Урук, Вавилон, Лагаш, Киш, Умма, Ниппур.
Жителями Двуречья были шумеры – один из самых загадочных народов: откуда они пришли – никто не знает, по одной из легенд они называют своей родиной о. Дильмун в Персидском заливе.
Их язык очень долго не поддавался расшифровке.
Земля, на которой жили шумеры, — плоская равнина с жарким и засушливым климатом. Дожди выпадали редко. А в период разлива рек бурные потоки воды обрушивались на поселки и пастбища, сносили жилища, посевы и загоны для скота. Память о катастрофических наводнениях сохранилась в шумерских мифах о потопе. Сообщение ученика. «Миф о потопе» «Однажды рассердились боги на людей и решили устроить потоп. Но бог воды, добрый Эа, сообщил об этом одному человеку по имени Утнапишти. Тот построил корабль и погрузил туда весь скот и всю родню. И вот черная туча закрыла небо, грозно загремел бог грома. Когда же через 6 дней и 7 ночей закончилась буря, и выглянуло солнце, над водою был виден лишь маленький остров. Это была вершина высокой горы. Выпустил Утнапишти голубя, и прилетел тот обратно, не найдя сухого места. Выпустил ласточку, и ей пришлось вернуться. Выпустил ворона, и нашел ворон сушу. На вершине горы Утнапишти насыпал тростник, зажег огонь и принес богам жертву. Боги обрадовались приношению и простили людей, спасшихся от потопа. Сам же Утнапишти, единственный из людей, стал бессмертным» · О чем говорится в этом мифе? · Как спасся Утнапишти? · Что сделал Утнапишти, чтобы задобрить богов? Таким образом, цель создания человека — трудиться на богов: обрабатывать землю, пасти скот, собирать плоды, приносить богам жертвы. 3 слайд. Основные занятия шумеров: земледелие, скотоводство, рыболовство. Из-за наводнений приходилось строить насыпи по берегам, чтобы сохранить посевы на полях. Основой земледелия была вода. Большую часть Междуречья занимали болота, которые постепенно осушали. Для орошения полей рыли каналы, чтобы отвести воду с полей и осушить их, так они регулировали потоки воды. Сеяли на полях пшеницу, ячмень, лен. Скотоводство: разводили овец, быков. · 4 слайд.Строительство. Двуречье отличалось отсутствием густых лесов, гор, поэтому шумеры строили дома, храмы, дворцы из глины, которая была здесь в избытке. Глиняные кирпичи называли сырцами, т.к. их не обжигали, а просто сушили на солнце. Дерево было дорого – деревянные двери были только в богатых домах, в бедных вход закрывали циновкой.
— Что такое циновка? (коврик, сплетенный из тростника, соломы)
· 5 слайд.Письменность. Когда – то между Тигром и Евфратом Жил в древности народ, Что глину в обиход Брал и посуду делать И кирпичики обжечь. И табличку получал, Палочку он заострял, И ее концом на глине Знаки разные писал. Те, которые сейчас Мир ученый прочитал. И узнали мы тотчас, Как народ здесь жил до нас. Клинопись— письменность древних шумеров в виде клинообразных знаков на глиняных табличках, которая записывалась с помощью острой тростниковой палочки. Самые ранние тексты — гимны богам, песни, мифы, сказания. · 6 слайд.Школы для обучения писцов. · 7 слайд. Гильгамеш. О царе Гильгамеше известны песни-легенды, записанные уже в конце III тыс. до н. э. Сказание о Гильгамеше «В городе Уруке некогда жил царь Гильгамеш. Решили боги испытать его силу и послали против него могучего Энкиду – полузверя-получеловека. В единоборстве ни тот ни другой не смогли одержать победу. И заключили Гильгамеш и Энкиду дружбу навеки. Вместе отправились они в далекие страны, в горы, поросшие кедровым лесом. А лес охранял страшный великан Хумбаба. Сразились с ним два силача и повергли его наземь. Новые подвиги ожидали их. Но Энкиду заболел и умер. Горько плакал над ним Гильгамеш: «Друг мой любимый стал землею. Неужели и я, как он, лягу, чтобы не встать во веки веков?» Отправился герой искать себе бессмертие. Раздобыл он чудесную траву жизни, от которой старик молодеет. Но лишь только Гильгамеш уснул, подкралась змея и проглотила ее. Недоступно бессмертие людям!»
— Почему Гильгамеш хотел стать бессмертным? Стал ли он бессмертным? Почему?
Значит, бессмертны только боги, людям бессмертие не дано.
· 8, 9 слайды. Религия в Междуречье была языческой, т.к. шумеры поклонялись многим богам: Шамаш – бог Солнца. Син – бог Луны. Иштар – богиня плодородия, любви. Народ обращался к ней с просьбой о богатых урожаях зерна, о рождении детей. Эа – бог всех земных, пресных вод. · 10 слайд.
В честь бога в городах строили ступенчатые храмы-башни – зиккураты. Храм божества-покровителя, в сооружении которого принимали участие все жители, занимал центральное место в городе. Его строили из необожженного глиняного кирпича на высоком холме.
Только жрецы могли подниматься на вершину зиккурата. В дни торжественных празднеств тысячи зрителей наблюдали за жрецами, которые под звуки музыки поднимались по лестницам к храму. IV. Закончи предложение: 1. Двуречье расположено между реками … (Тигр и Евфрат) 2. Климат Двуречья был (жарким, засушливым) 3. Двуречье условно делится на 2 части: …. (север- Аккад и юг -Шумер) 4. Реки Тигр и Евфрат впадают в ….( Персидский залив) 5. Древние города Двуречья:… (Ур, Урук, Вавилон, Киш, Ниппур, Лагаш) 6. Основные занятия древних шумеров: …(скотоводство, земледелие, рыболовство) Религия шумеров была … ( языческой), т.к. они почитали многих богов: Шамаш – бог Солнца. Син – бог Луны. Иштар – богиня плодородия, любви. Народ обращался к ней с просьбой о богатых урожаях зерна, о рождении детей. Эа – бог всех земных, пресных вод. 7. Материалом для строительства была … (глина) 8. Письмо шумеров называлось … (клинописью) V. Закрепление материала. 11 слайд. Работа с картой «Древнее Двуречье». · 12 слайд.Словарная работа. Запись в тетрадь новых слов. V. Итог урока. Оценивание учащихся. 1. С какой темой мы познакомились сегодня? 2. Что нового вы узнали? 3. Что было интересным? Д/з: §13 с. 63, учить определения, составить рассказ по иллюстрации на с.66.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
конспект Двуречье.docx Скачать

Муниципальное образовательное учреждение

«Новоурусовская средняя общеобразовательная школа»












План – конспект урока

на тему:


«Древнее Двуречье»












Подготовила: учитель истории и обществознания

Искабулова А.Р.













Октябрь, 2010г

Тип урока – урок изучения нового материала.

Дисциплина – история.

Класс: 5

Цели:

  1. Образовательная: познакомить с Древним Двуречьем – государством Западной Азии, определить местоположение, климатические и природные условия, изучить культуру и занятия древних шумеров;

  2. Развивающая: способствовать развитию логического мышления, речи, воображения, памяти, внимания, расширять словарный запас.

  3. Воспитательная: воспитывать любознательность, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность.

Оборудование: план-конспект, проектор, презентация.

Межпредметные связи: история, география, литература, изобразительное искусство.


Ход урока.

I. Организация класса.

II. Объявление темы и цели урока.

1 слайд.

Загадка:

Пробегает рощу –

Моет и полощет,

Пробежала вдоль лужка –

Искупала пастушка. (Река)

Тема нашего урока тесно связано с этим словом. Сегодня мы познакомимся с государством Западной Азии Древним Двуречьем.

III. Беседа с учащимися. Изучение материала.

2 слайд. Работа с картой «Древнее Двуречье»

  • Местоположение и природно - климатические условия

- Как вы думаете, почему Двуречье носит такое название?

Жизнь Двуречья тесно связана с двумя крупными реками – Тигр и Евфрат. Также как и Нил в Египте, реки Тигр и Евфрат питали своими водами плодородные земли и дарили жизнь и процветание этой стране. Двуречье условно делится на 2 части: юг - Шумер и север – Аккад. Первые поселения шумеров появились около 4 тысячелетия до н.э.

Крупные в Двуречье города: Ур, Урук, Вавилон, Лагаш, Киш, Умма, Ниппур.

Жителями Двуречья были шумеры – один из самых загадочных народов: откуда они пришли – никто не знает, по одной из легенд они называют своей родиной о. Дильмун в Персидском заливе.

Их язык очень долго не поддавался расшифровке.

Земля, на которой жили шумеры, — плоская равнина с жарким и засушливым климатом. Дожди выпадали редко. А в период разлива рек бурные потоки воды обрушивались на поселки и пастбища, сносили жилища, посевы и загоны для скота. Память о катастрофических наводнениях сохранилась в шумерских мифах о потопе.

Сообщение ученика. «Миф о потопе»

«Однажды рассердились боги на людей и решили устроить потоп. Но бог воды, добрый Эа, сообщил об этом одному человеку по имени Утнапишти. Тот построил корабль и погрузил туда весь скот и всю родню. И вот черная туча закрыла небо, грозно загремел бог грома. Когда же через 6 дней и 7 ночей закончилась буря, и выглянуло солнце, над водою был виден лишь маленький остров. Это была вершина высокой горы. Выпустил Утнапишти голубя, и прилетел тот обратно, не найдя сухого места. Выпустил ласточку, и ей пришлось вернуться. Выпустил ворона, и нашел ворон сушу. На вершине горы Утнапишти насыпал тростник, зажег огонь и принес богам жертву. Боги обрадовались приношению и простили людей, спасшихся от потопа. Сам же Утнапишти, единственный из людей, стал бессмертным»

  • О чем говорится в этом мифе?

  • Как спасся Утнапишти?

  • Что сделал Утнапишти, чтобы задобрить богов?

Таким образом, цель создания человека - трудиться на богов: обрабатывать землю, пасти скот, собирать плоды, приносить богам жертвы.

3 слайд.

Основные занятия шумеров: земледелие, скотоводство, рыболовство.

Из-за наводнений приходилось строить насыпи по берегам, чтобы сохранить посевы на полях. Основой земледелия была вода. Большую часть Междуречья занимали болота, которые постепенно осушали. Для орошения полей рыли каналы, чтобы отвести воду с полей и осушить их, так они регулировали потоки воды. Сеяли на полях пшеницу, ячмень, лен.

Скотоводство: разводили овец, быков.

  • 4 слайд. Строительство.

Двуречье отличалось отсутствием густых лесов, гор, поэтому шумеры строили дома, храмы, дворцы из глины, которая была здесь в избытке. Глиняные кирпичи называли сырцами, т.к. их не обжигали, а просто сушили на солнце. Дерево было дорого – деревянные двери были только в богатых домах, в бедных вход закрывали циновкой.

- Что такое циновка? (коврик, сплетенный из тростника, соломы)

  • 5 слайд. Письменность.

Когда – то между Тигром и Евфратом

Жил в древности народ,

Что глину в обиход

Брал и посуду делать

И кирпичики обжечь.

И табличку получал,

Палочку он заострял,

И ее концом на глине

Знаки разные писал.

Те, которые сейчас

Мир ученый прочитал.

И узнали мы тотчас,

Как народ здесь жил до нас.

Клинопись - письменность древних шумеров в виде клинообразных знаков на глиняных табличках, которая записывалась с помощью острой тростниковой палочки.

Самые ранние тексты - гимны богам, песни, мифы, сказания.

  • 6 слайд. Школы для обучения писцов.

  • 7 слайд. Гильгамеш.

О царе Гильгамеше известны песни-легенды, записанные уже в конце III тыс. до н. э.

Сказание о Гильгамеше

«В городе Уруке некогда жил царь Гильгамеш. Решили боги испытать его силу и послали против него могучего Энкиду – полузверя-получеловека. В единоборстве ни тот ни другой не смогли одержать победу. И заключили Гильгамеш и Энкиду дружбу навеки. Вместе отправились они в далекие страны, в горы, поросшие кедровым лесом. А лес охранял страшный великан Хумбаба. Сразились с ним два силача и повергли его наземь. Новые подвиги ожидали их. Но Энкиду заболел и умер. Горько плакал над ним Гильгамеш: «Друг мой любимый стал землею. Неужели и я, как он, лягу, чтобы не встать во веки веков?» Отправился герой искать себе бессмертие. Раздобыл он чудесную траву жизни, от которой старик молодеет. Но лишь только Гильгамеш уснул, подкралась змея и проглотила ее. Недоступно бессмертие людям!»

- Почему Гильгамеш хотел стать бессмертным? Стал ли он бессмертным? Почему?

Значит, бессмертны только боги, людям бессмертие не дано.

  • 8, 9 слайды.

Религия в Междуречье была языческой, т.к. шумеры поклонялись многим богам:

Шамаш – бог Солнца.

Син – бог Луны.

Иштар – богиня плодородия, любви. Народ обращался к ней с просьбой о богатых урожаях зерна, о рождении детей.

Эа – бог всех земных, пресных вод.

  • 10 слайд.

В честь бога в городах строили ступенчатые храмы-башни – зиккураты. Храм божества-покровителя, в сооружении которого принимали участие все жители, занимал центральное место в городе. Его строили из необожженного глиняного кирпича на высоком холме.

Только жрецы могли подниматься на вершину зиккурата. В дни торжественных празднеств тысячи зрителей наблюдали за жрецами, которые под звуки музыки поднимались по лестницам к храму.

IV. Закончи предложение:

  1. Двуречье расположено между реками … (Тигр и Евфрат)

  2. Климат Двуречья был (жарким, засушливым)

  3. Двуречье условно делится на 2 части: …. (север- Аккад и юг -Шумер)

  4. Реки Тигр и Евфрат впадают в ….( Персидский залив)

  5. Древние города Двуречья:… (Ур, Урук, Вавилон, Киш, Ниппур, Лагаш)

  6. Основные занятия древних шумеров: …(скотоводство, земледелие, рыболовство)

Религия шумеров была … ( языческой), т.к. они почитали многих богов: Шамаш – бог Солнца.

Син – бог Луны. Иштар – богиня плодородия, любви. Народ обращался к ней с просьбой о богатых урожаях зерна, о рождении детей. Эа – бог всех земных, пресных вод.

  1. Материалом для строительства была … (глина)

  2. Письмо шумеров называлось … (клинописью)

V. Закрепление материала.

11 слайд. Работа с картой «Древнее Двуречье».

  • 12 слайд. Словарная работа. Запись в тетрадь новых слов.

V. Итог урока. Оценивание учащихся.

  1. С какой темой мы познакомились сегодня?

  2. Что нового вы узнали?

  3. Что было интересным?

Д/з: §13 с. 63, учить определения, составить рассказ по иллюстрации на с.66.

5


двуречье.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос