Текстовая информация
Текст – это описание пр________ и яв_____ с помощью букв, иероглифов, картинок. Текстовая информация – это информация, представленная в виде т____.
Слова для справок:
явлений, текста, предметов, иероглифов.
Современные люди обычно создают т_____ на б______.
Слова для справок:
бумага, текст.
Человек может хранить т_____ и работать с ними с помощью к_________.
Слова для справок:
компьютер, текст.
Урок информатики
Учебник: Н.В.Матвеева, Е.Н.Челан и другие
Класс: 2
Программа: 1-4 УМК «Гармония»
Тема: « Текстовая информация»
Цели: 1. Расширить представления учащихся о форме представления информации в
виде текста и развить понятие «текстовая информация» на основе анализа
примеров;
2. Учить различать виды представления информации и правильно называть
их.
Задачи: 1. Развитие информационной культуры учащегося;
2. Развитие коммуникативных умений – правильного составления устных
и письменных сообщений.
Ход урока
-
Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается … (урок)
-
Мотивация учебной деятельности с итоговым повторением
Учитель: Ребята, сегодня у нас много гостей, мы должны настроиться и показать все свои знания которые приобрели. И конечно самим получить новые знания.
План урока перед вами на доске.
-
Проверка домашнего задания.
-
Повторение с элементами обобщения.
-
Объяснение нового материала.
-
Закрепление нового материала.
-
Компьютерный практикум. Практическая работа.
-
Выполнение заданий в РТ.
-
Подведение итогов.
-
Комментарии к домашнему заданию.
И первое – это проверка домашнего задания. Проходим каждый за свой компьютер и выполняем тест (4 минуты). (Если группа большая раздается тест на бумажном носителе)
Учитель: Молодцы, мы видим результаты… .
- А теперь давайте вспомним с помощью чего человек воспринимает информацию? Учащиеся: органов чувств
Учитель: Каких?
Учащиеся: глаза, нос, язык, уши, кожа.
Учитель: Давайте вспомним, с какими видами представления информации вы сталкиваетесь в своей жизни.
- Я показываю картинку, а вы называете вид информации по восприятию человека.
Светофор - …
Рупор - …
- А вот в виде чего мы можем оформить полученную информацию и как она будет называться мы узнаем сегодня и остановимся на одной.
Прослушивание. Виды информации.
Учитель: Итак, тема нашего урока: «Текстовая информация»
Какую цель поставим перед собой?
Познакомиться с текстовой информацией, узнать, зачем она нужна и научиться с ней работать.
-
Объяснение нового материала
Учитель: Ребята, а какой у нас приближается праздник?
(Новый год)
Учитель: Вы все хотите поздравить своих близких?
- А как вы это можете сделать, если они живут в другом городе?
Учащиеся: письмо, открытка
Учитель: А если пишите письмо или поздравление на открытке, то что составляете?
Учащиеся: 1) Текст;
2) Предложения, которые связаны между собой по смыслу и образуют
текст.
Учитель: А кто может воспользоваться вашим текстом? И получить из него информацию?
Учащиеся: Тот кто умеет читать.
Учитель: Конечно, сам по себе текст – это ещё не информация, но человек может получить информацию из текста, если он умеет читать.
- Ребята, а как же древние люди оставляли сообщения?
Учащиеся: делали рисунки
Вывод: Значит текст – это описание чего-нибудь не только с помощью букв, но и с помощью картинок?
Учащиеся: Да
Учитель: Конечно, первые тексты были в виде рисунков. В некоторых странах, наряду с рисуночным письмом, использовались иероглифы, которые обозначали слоги, слова и даже несколько слов.
- Рисуночные тексты может интерпретировать только человек.
- Как вы понимаете, что означает интерпретировать?
- А где можете узнать?
Учащиеся: У учителя, в толковый словаре, электронном словаре, интернет и т.п.
Учитель: Интерпретировать – значит понимать смысл рисунков и описывать их словами разговорного языка.
- А сейчас поиграем в игру: «Рисуночное письмо»
- У нас сегодня ещё одна гостья. Это девочка из далекого прошлого. Зовут её – Таффи. Она написала письмо своей маме. А вам нужно попробовать разгадать смысл этого письма.
- Для этого разделимся на группы. Посоветуйтесь, запишите, о чём хотела сказать девочка своей маме. И, кто готов поднимите руки. (Ответы)
- Если вы хотите точно узнать о чем написала Таффи, то прочтите сказку Джозефа Киплинга «Как было написано первое письмо».
- Ребята, когда вы описывали рисуночное письмо, все группы использовали одинаковые слова?
Учащиеся: нет
Вывод: Значит, описания выполненные разными людьми будут различаться.
Учитель: Но каждая группа описания рисуночного письма представила в виде чего…?
Учащиеся: текста.
Учитель: И когда нам зачитывали текст, то мы слушали текстовую информацию. Значит текстовая информация – это информация представленная в виде текста.
- Но ведь текст – это тоже закодированное письмо, только с помощью алфавитного письма (букв).
Физ.минутка
-
Закрепление
Учитель: Ребята, а где вы в жизни встречались с текстовой информацией? (Ответы учащихся)
- Наши знакомые Миша и Маша отправились в магазин. На прилавке магазина Маша увидела коробку конфет на которой было написано «Мишка на севере». Маша решила показать Мише, что она знает - какие виды информации бывают, и гордо сказала: «Смотри, Миша, на коробке написано: «Мишка на севере» - это вкусная информация. Миша улыбнулся и сказал, что это не вкусная информация, а текстовая информация.
- Кто прав Миша или Маша? (ответы)
Учитель: Конечно, название конфет это текст. Значит - это одна из форм представления информации.
- А вот конфеты вкусные. Если мы положим конфету в рот, то с помощью нашего органа чувств мы получим информацию. Назовите орган и какую информацию вы получите?
Учащиеся: язык, вкусовую информацию
Учитель: Ребята, а на чём современные люди могут отразить свои события, факты, явления?
Учащиеся: запись на бумаге, дискете, лазерных дисках
Учитель: Мы с вами выяснили, что смысл рисунков может понять каждый человек, а как вы думаете, наши потомки поймут то, что мы им оставили на дискетах и лазерных дисках? Почему? Что для этого нужно?
Учащиеся: нужен компьютер
Учитель: Конечно, ещё в двадцатом веке был создан компьютер, который используется человеком для хранения текстов и работы с ними.
- А как же человек может общаться с компьютером, если люди общаются между собой на каком языке?
Учащиеся: естественном
Учитель: А с компьютером?
Учащиеся: искусственном, формальном
Учитель: Ребята, а как можно изменить текст?
Учащиеся: На бумаге – ручкой, если текст сохранен на компьютере – с помощью команд, которые вводим на клавиатуре.
-
Компьютерный практикум. Практическая работа.
Учитель: Каждой группе нужно восстановить текст.
1группа. Текст – это описание предметов и явлений с помощью букв, иероглифов, картинок. Текстовая информация – это информация, представленная в виде текста.
2группа. Современные люди обычно создают тексты на бумаге.
3группа. Человек может хранить тексты и работать с ними с помощью компьютера.
Учитель: Ваши восстановленные тексты мы проверим чуть позже.
-
Выполнение заданий в Р.Т.
-
Подведение итогов.
Подводя итоги, мы проверим ваши восстановленные тексты. (Просмотр восстановленных текстов по локальной сети)
-
Комментарии к домашнему заданию
- А задание, ребята, будет совместно с русским языком. Завтра, ваш учитель будет вам объяснять как составить текст–поздравление, а вы его должны будете сохранить в электронном виде.
9. Оценки
10. Домашнее задание
Параграф 14, составить текст–поздравление.
- Я буду рада, если вы узнаете, что написала Таффи своей маме.
Чиркунова Татьяна Ивановна. Урок информатики. «Текстовая информация»
Урок расширяет представление учащихся о форме представления информации в виде текста и развивает понятие «текстовая информация» на основе анализа примеров. На уроке у учащихся развивается информационная культура, коммуникативные умения – правильное составление устных и письменных сообщений. Рассматриваются ключевые понятия: форма представления информации, текстовая информация, компьютер, текст, рисунки, носители информации. Тип урока: комбинированный с элементами обобщения и новыми знаниями.
Overview
ВопросыРезультаты
Настройки
Инструкции
Sheet 1: Вопросы
Тестирование |
|
||||
ФИО | Ярков | ||||
Группа | |||||
№ | Вопрос | Ответ | |||
1 | С помощью языка мы получаем … информацию | ||||
2 | К электронным носителям относится: | ||||
3 | Место где хранятся различные документы: письма, фотографии называется ... | ||||
4 | Слово "АЛФАВИТ" - … происхождения | ||||
5 | К письменным источникам информации относятся … | ||||
6 | На каком языке разговаривают люди всего мира? | ||||
7 | Какой язык построен по определённым правилам? | ||||
8 | Русский язык относится к … | ||||
9 | Запись вида 01101110 относится к … языку | ||||
10 | Азбука Морзе относится к … языку | ||||
Sheet 2: Результаты
Результаты теста | ||||
Ярков группа № | 0 | |||
Правильные ответы: 0 | Правильно | 0 | ||
Допущенные ошибки: 10 | Ошибочно | 10 | ||
№ | Вопрос | Ваш ответ |
Правильный ответ |
|
1 | С помощью языка мы получаем … информацию | 0 | вкусовую | |
2 | К электронным носителям относится: | 0 | лазерный диск | |
3 | Место где хранятся различные документы: письма, фотографии называется ... | 0 | архив | |
4 | Слово "АЛФАВИТ" - … происхождения | 0 | греческого | |
5 | К письменным источникам информации относятся … | 0 | книга, газета | |
6 | На каком языке разговаривают люди всего мира? | 0 | естественном | |
7 | Какой язык построен по определённым правилам? | 0 | искусственный | |
8 | Русский язык относится к … | 0 | естественному языку | |
9 | Запись вида 01101110 относится к … языку | 0 | искусственному | |
10 | Азбука Морзе относится к … языку | 0 | формальному | |
|
||||
Sheet 3: Настройки
1 | С помощью языка мы получаем … информацию | ||
зрительную | 3 | ||
тактильную | вкусовую | ||
1 | вкусовую | ||
обонятельную | |||
2 | К электронным носителям относится: | ||
бумага | 2 | ||
1 | лазерный диск | лазерный диск | |
береста | |||
пергамент | |||
3 | Место где хранятся различные документы: письма, фотографии называется ... | ||
музей | 4 | ||
библиотека | архив | ||
школа | |||
1 | архив | ||
4 | Слово "АЛФАВИТ" - … происхождения | ||
латинского | 2 | ||
1 | греческого | греческого | |
английского | |||
русского | |||
5 | К письменным источникам информации относятся … | ||
телефон, телевизор | 3 | ||
радио, магнитофон | книга, газета | ||
1 | книга, газета | ||
компьютер, принтер | |||
6 | На каком языке разговаривают люди всего мира? | ||
формальном | 2 | ||
1 | естественном | естественном | |
искусственном | |||
русском | |||
7 | Какой язык построен по определённым правилам? | ||
естественный | 3 | ||
разговорный | искусственный | ||
1 | искусственный | ||
письменный | |||
8 | Русский язык относится к … | ||
искусственному языку | 2 | ||
1 | естественному языку | естественному языку | |
цифровому языку | |||
формальному языку | |||
9 | Запись вида 01101110 относится к … языку | ||
естественному | 4 | ||
цифровому | искусственному | ||
кодированному | |||
1 | искусственному | ||
10 | Азбука Морзе относится к … языку | ||
точечному | 2 | ||
1 | формальному | формальному | |
естественному | |||
звуковому |
Sheet 4: Инструкции
Порядок работы: | ||||||||
1 | На листе "Вопросы" необходимо заполнить поля "ФИО" и "Группа" | |||||||
2 | Ввод ответов на вопросы теста осуществляется путем выбора правильного варианта из списка | |||||||
3 | До тех пор, пока не введены все ответы результаты теста просмотреть не возможно | |||||||
4 | На листе "Результаты" помещается информация о количестве правильных и ошибочных ответов как в текстовой, так и в графической форме | |||||||
5 | В приведенном списке вопросов отмечаются красным цветом ошибочные ответы, а рядом помещаются правильные варианты. | |||||||
6 | На основании подсчета правильных ответов выставляется оценка. | |||||||
Формирование списка вопросов | ||||||||
Количество вопросов: 10. |
|
|||||||
Количество вариантов ответов: до 4. | ||||||||
Содержание вопросов не является фиксированным. | ||||||||
Изменение списка вопросов осуществляется на листе "Настройки" | ||||||||
Цифра "1" в столбце "В" указывает на правильный ответ. | ||||||||
Разработчик программы | Хоружа Сергей Алексеевич - Александровский профессиональный лицей, Санкт-Петербург |
- Технологическая карта урока по математике "Площадь прямоугольника", 2 класс, УМК "Планета Знаний"
- Предметный смысл сложения. Знакомство с терминологией: выражение, равенство, название компонентов и результата действия. Изображение равенства на числовом луче.
- Мастер-класс "Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе"
- Формирование УУД младших школьников средствами информационно-коммуникативных технологий
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
Достоинство предложенной Вами великолепной разработки снижают некоторые недочёты.
* Пожалуйста, оформите титульный лист разработки в соответствии с критериями
* Прошу Вас обратить внимание на наличие в тексте конспекта урока пунктуационных и речевых ошибок.
* В конспекте урока необходимо указать список использованной при его подготовке литературы. Также прошу Вас привести данные автора и разработчика программы тестирования, выполненной в MS Excel 2003.
* На титульном листе презентации должны быть указаны Ваши авторские данные и логотип Портала.
* Достоинство представленной презентации снижают избыточные анимационные эффекты и низкое качество графики.
* На последнем слайде презентации, пожалуйста, приведите список использованной литературы и источников сети Интернет.
* План урока оказался на последнем слайде презентации. Нужен ли он учащимся?
Заранее благодарен Вам за исправления.
С уважением, С.А. Колодин.