Программа "Профилактика и коррекция нарушений письменной и устной речи у учащихся начальной школы Vlll вида". ».
Краткое описание
Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи и комплексная подготовка детей, имеющих трудности в обучении, к овладению значимыми умениями и навыками для обучения русскому языку и чтению.
Описание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Логопедическая работа в школе для детей с интеллектуальным нарушением является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. У одних детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального недоразвития, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройства.
Р. И. Лалаева (1998) отмечает, что преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталых детей является семантический дефект, и расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, наблюдаются аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, а также несформированность связной речи.
Поэтому планирование занятий с такими детьми составлено с учетом принципа от простого к сложному; поэтапного формирования умственного действия; опоры на сохранные психические функции.
Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов. Кроме того, учитывая, что дисграфия у детей с интеллектуальным недоразвитием чаще всего сложная,
планирование составлено таким образом, чтобы коррекционно-логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом. Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.
С каждым годом в начальной школе увеличивается количество учащихся, испытывающих значительные трудности в овладении грамотным письмом. Это обстоятельство вынуждает составлять специальные дополнительные коррекционные программы, в которых учитываются наиболее сложные моменты при изучении орфографических правил этими детьми. Данная программа составлена с учетом контингента детей с речевыми нарушениями и ограниченности времени на проведение коррекционно-логопедических занятий.
Следует отметить, что нарушения письменной речи у детей являются столь комплексной, наукоемкой проблемой, что требуется воздействие не только специалистов-логопедов, но и психологов, а также медиков и социологов. Это, в свою очередь, предполагает своеобразие приемов исследования и воздействия на детей с данным расстройством, нередко включающим в себя не только проявления нарушений письменной речи, но и целый комплекс психологических дисфункций. В связи с этим полноценное обследование и оказание помощи ребенку, испытывающему трудности при обучении письменной речи, требуют участия не только логопеда, но и других специалистов (психолога, психиатра, невропатолога.
Задачи программы:
•развитие фонематического анализа и синтеза;
• развитие языкового анализа и синтеза на уровнях слога, слова, предложения, текста;
• уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем;
• развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
• развитие внимания, памяти, мышления;
• формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса;
• развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.
Адресат программы:дети с системным недоразвитием речи (СНР) при у.о, испытывающие затруднения при овладении письменной и устной речью.
Концептуальность программы:следует отметить, что эта программа написана в соответствии с основными принципами логопедии как науки и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.
Программа опирается на следующие принципы:
системность;
комплексность;
деятельностный;
онтогенетический;
обходного пути;
общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности). Если говорить о методах логопедического воздействия, то в рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения:
• конструктивные — во время работы по уточнению оптико-пространственных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);
•творческие — во время работы по формированию звукобук-венного анализа и синтеза.
Выделяя ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа, следует отметить как фундаментальную теорию Л. С. Выготского о комплексном взаимодействии анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речедвигательного), где овладение устной и письменной речью рассматривается как установление новых связей между слышимым и произносимым словом, словом видимым и записываемым.
В свете данной программы значимым является также положение Б. Г. Ананьева об образовании динамического стереотипа слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений.
Базисным тезисом при разработке данной программы стала теорияН.А. Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, по мере совершенствования навыка, отдельные операции автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершении этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима и к навыкам чтения и письма.
Кроме того, теоретической основой данной программы стало осмысление А. Н. Леонтьевым письма как вида деятельности, включающей в себя три основные операции: символическое обозначение звуков речи (фонем), моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов и графомоторные операции.
Таковы теоретические основы, законы и закономерности, изучаемые в этой программе.
Говоря о специфике данной коррекционной программы, следует отметить, что учебный материал был разработан из расчета трёх академических часов в неделю на протяжении всего учебного года для учащихся начальных классов, страдающих нарушениями устной и письменной речи.
Виды речевых нарушений:
У детей с интеллектуальной недостаточностью встречаются следующие виды речевых нарушений:
Содержание логопедической работы:
Система коррекционного обучения по профилактике нарушения письменной и устной речи, соответственно данной программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический. Помимо этого выделяются два академических часа: один час — в начале курса: ознакомительная беседа, диктант; второй час — в конце курса: выпускной диктант, беседа с пед.группой, подведение итогов (выявление динамики в преодолении нарушений письменной и устной речи).План реализации данной программы так же зависит от степени тяжести СНР.
Необходимо отметить, что дети, с системным недоразвитием речи имеют слабую ориентировку во времени: незнание либо нетвердое знание основных временных единиц (времен года, месяцев, дней недели в их последовательности); недостаточная обобщенность пространственных понятий и представлений; трудности динамической и кинетической организации движений руки; несформированность четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором. Работа по развитию и уточнению данных функций соответственно программе проводится на каждом занятии курса в организационной части.
Коррекционная работа на фонетическом уровне предполагает решение следующих задач:
· развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к сложным);
· развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
· работа по уточнению оптико-пространственных представлений.(2—3 минуты на каждом занятии первого уровня коррекционной работы).
· дифференциация букв, смешиваемых по звонкости-глухости и акустико-артикуляционному типу.
Начиная коррекционную работу на лексическом уровне, необходимо выделить основные задачи этого этапа работы:
· количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
· качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
· формирование культуры речи (устранение слов-паразитов, искаженных просторечных, жаргонных слов);
· развитие слогового анализа и синтеза;
· наблюдение за явлениями синонимии и антонимии слов.
Коррекционная работа насинтаксическом уровне требует решения следующих основных задач данного этапа:
· усвоение учащимися сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений;
· обогащение фразовой речи учеников.
План реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий на первом этапе.
На первом этапе привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата с целью сделать его в достаточной степени управляемым, детей приучают оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах проводятся с опорой на громкое проговаривание, в дальнейшем — обычное произнесение слов (голосом разговорной громкости), а затем — выполнение молча, переводят во внутренний план.
Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов (л-м, п-т, и-ш, и-щ), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч, г-р), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв (у-д-з, о-а, н-ю, л-я, а-д, и-у, х-ж, ш-щ). Эта работа начинается с оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, также упражнений в конструировании букв с помощью счетных палочек, отгадывания изографов, работы с «зашумленными» буквами или отгадыванием букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв. При этом главная задача логопеда — научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы. Эта работа проводится на каждом занятии в его организационной части (2—3 минуты).
Кроме того, ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, и в первую очередь гласных I и II ряда.
Опираясь на гласные II ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных.
РАБОТА НА I этапе завершается дифференциацией согласных звуков. Здесь логопед дает понятие о звонких и глухих звуках, сравнивает их попарно, объясняет сходство и различие. Дальнейшая работа по отдельным парам звуков предлагается индивидуально по карточкам тем детям, которые смешивают буквы по акустико-артикуляционным признакам.
План реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий на втором этапе.
Работа на втором этапе коррекции начинается с уточнения и расширения словарного запаса учащихся. Логопед знакомит детей с явлениями синонимии и антонимии слов, не называя эти явления, но объясняя их суть. Далее уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, а потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных).
План реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий на третьем этапе.
Третий этап коррекции начинается с работы над предложением (простое предложение). Дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, таким образом, здесь закладывается основа для успешного овладения учащихся навыкам синтаксического разбора предложения на более поздних этапах обучения.
Работа над грамматическим оформлением предложения ведется параллельно. Логопед учит детей правильно согласовывать различные части речи (существительное с глаголом и существительное с прилагательным в роде и числе).
На этом этапе немаловажное значение отводится работе с предлогами. Важно отметить, что работа ведется только с теми предлогами, которые не употребляются в устной речи учащихся или смешиваются с другими. Например, замена предлога из, предлогом с (вернулась с магазина). При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов, а затем другие их значения. Параллельно в занятия включаются задания, связанные с правилом о раздельном написании предлогов со словами.
На синтаксическом уровне коррекционной работы проводится несколько специальных занятий с целью формирования связной речи. Вначале дети учатся разным видам пересказа (подробный и выборочный), затем составляют рассказы по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по плану.
Важно отметить то, что работа на занятиях всех трех этапов коррекции предусматривает решение таких важных задач, как расширение и обогащение словарного запаса учащихся, а также формирование связной речи.
Учитывая то, что у детей с системным недоразвитием речи долгое время остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на их развитие.
При итоговом контроле предусмотрены следующие проверочные работы: диктанты на изученные правила; грамматические задания по изучаемой теме; письмо по памяти.
Для осуществления изложенной программы используются разнообразные методы и приёмы. Широкое использование занимательного, игрового материала, наглядно-практических методов, подвижные и дидактические игры с мячом во время работы над дифференциацией гласных I и II ряда, над ударными и безударными гласными, над согласованием слов в роде и числе, дидактические игры («Пирамида», «Игрушечный магазин») во время работы по формированию анализа и синтеза. Особенно следует отметить речевые логопедические игры, которые могут быть использованы на всех этапах коррекции соответственно теме занятия. Кроме этого, чрезвычайно большое внимание уделяется такому методу, как моделирование. Например, при формировании языкового анализа и синтеза на уровне звука, слога, предложения, при дифференциации гласных I и II ряда, при работе над ударением. Безусловно, используются и наглядные методы, а также словесные методы логопедического воздействия (беседы, рассказы, объяснения).
Данная коррекционно-развивающая логопедическая программа разработана применительно к условиям работы на базе коррекционной школы 8вида.
Важно отметить специфику программы, обусловленную учреждением, на базе которого может быть реализована программа. Во-первых, эта программа представляет собой курс, направленный на профилактику нарушений письменной речи; во-вторых, предусматривает совместную, согласованную деятельность не только логопеда и ребенка, но и других специалистов (психолога, социального педагога, медиков, воспитателей и классного руководителя ребенка).
Мониторинг диагностики речевого развития детей:
Логопедическая диагностика в начале учебного года проводится с целью выявления недостатков устной и письменной речи школьников младших классов с первичной речевой патологией, в конце учебного года, с целью прослеживания динамики развития. Для этой цели логопед использует следующие методики:
1. Тестовая методика диагностики Фотековой.
Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия.
Методика состоит из двух разделов. Первый направлен на исследование особенностей устной речи, второй – на проверку письменной речи. Первый раздел включает 2 блока, позволяющих определить уровень сформированности экспрессивной и импрессивной речи. Каждый блок, в свою очередь, подразделяется на серии, а серии – на группы заданий, объединяющих конкретные речевые пробы. Второй раздел методики направлен на проверку письменной речи. Он состоит из трех серий, которые представлены в вариантах несколько отличающихся для первоклассников и учащихся 2-3 классов. 1-я серия исследует предпосылки письменной речи, 2-я серия направлена на оценку письма, 3-я серия проверяет навыки чтения.
2.«Бланковые методики в работе логопеда» Е.В.Кузьмина.
В пособии предлагаются задания для учащихся начальных классов коррекционных школ, нуждающихся в развитии устной и письменной речи и коррекции ее недостатков. Материалы для логопедической работы со школьниками представлены в виде карточек-бланков, сопровождающихся рекомендациями по применению субтестовых заданий на бланках в работе с учащимися различного возраста и уровня обученности, с учетом индивидуальных особенностей и возможных затруднений.
В пособии приведены бланковые методики для диагностических и коррекционных целей, позволяющие более продуктивно использовать время занятий, разнообразить виды и формы работы с учащимися, сократить время на подготовку к занятиям. Такие методики зарекомендовали себя как эффективный способ диагностики и коррекции нарушений письменной речи, вербального интеллекта школьников, а также неспецифических нарушений письма и чтения, связанных с недостаточным развитием произвольности и саморегуляции учебной деятельности учащихся начальных классов.
3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях коррекционных школ 8 вида.
4. Логопедический альбом О.Б Иншаковой.
В альбоме представлен иллюстрированный материал для обследования устной речи детей, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка.
В процессе коррекционной работы логопед использует методики:
1. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма.
2. Е.В Мазановой. «Коррекция аграмматической дисграфии», «Коррекция акустической дисграфии», «Коррекция оптической дисграфии»
3. А.В.Ястребовой и Т.П.Бессоновой. «Метододы устранения ФФН, совершенствование фонематических процессов и навыков анализа и синтеза, звуко-буквенный состав слова.»
4.Р.И Лалаева. «Логопедическая работа в коррекционных классах».
5.Ишимова О.А. «Логопедическая работа в школе».
6. Дыхательная гимнастика А.Н Стрельниковой.
7.Логоритмика Екатерины и Сергея Железновых.
Условия реализации данной программы:
Для успешной коррекционной работы логопеда имеется соответствующая материальная база и оборудование.Индивидуальные, групповые и фронтальные коррекционно-логопедические занятия проводятся в оборудованном для этих целей кабинете, расположение и площадь которого соответствует инструкции о проектировании коррекционных учреждений. Оборудование логопедического кабинета включает:
1. Настенное зеркало для логопедических занятий.
2. Зеркало для индивидуальной работы (9х12)
3. Логопедические зонды, шпатели
4. Разрезная азбука (настенная)
5. Кассы букв (индивидуальные)
6. Учебно-методические пособия
7. Настольные игры, игрушки, конструкторы
8. Классная доска
9. Шкафы для пособий
10. Стол канцелярский
11. Стулья
12. Комплект «парта—стул»
13. Песочные часы
14. Секундомер
15. Магнитофон
16. Видеодвойка
Так же в работе логопед использует специальные пособия и дидактический материал.
Пособия для коррекционной логопедической работы:
• по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, тексты для составления рассказов с использованием фланелеграфа);
• по грамматическому строю
• по лексическому запасу (папки по лексическим темам);
• по звукопроизношению
• по фонематическому восприятию.
Пособия для обследования интеллекта, дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности:
1. Лото с шариками.
2. Пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики.
3. Кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и т.д.)
4. Разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего.
5. Набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов.
6. Лото « живое – неживое», «бывает – не бывает» (сюжеты с элементами фантастики).
7. Игра «Сравни и отличи» (наборы картинок типа: самолет – птица, кукла – девочка).
8. Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиями.
9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).
10. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.
11. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок – слов омонимов.
12. Слова для составления шарад и ребусов.
13. Слова для запоминания слов с помощью картинки или другого слова, стихотворения с перепутанными словами.
Картотеки:
-пальчиковых гимнастик,
-логоритмических игр,
-дыхательных гимнастик.
Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:
— обувь, одежда
— посуда, игрушки
— домашние птицы, зимующие и перелетные птицы
— домашние животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера
— овощи, фрукты, ягоды
— растительный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые
— рыбы, продукты питания
— профессии, транспорт
— времена года
— части тела человека
— школа, мебель
— дом и его части
— действия (глагольный словарь)
— занимательные игры.
Дидактический материал по формированию связной речи:
— сюжетные картины
— серии сюжетных картин
— тематические картины.
Звуковая культура:
Коррекционная логопедическая работа, строится на взаимодействии работы логопеда с психологом, дефектологом, врачом, учителями и воспитателями. Единая направленность деятельности логопеда, учителя, воспитателя, дефектолога, врача, и психолога является залогом успешности в преодолении нарушений письменной речи у младших школьников.
Совместная работа логопеда и психолога строится с учетом сензитивных периодов развития ребенка, с постепенным расширением зоны ближайшего и переводом ее в зону актуального развития. Подобная координация позволяет учащимся постепенно преодолевать затруднения и создает условия для успешного решения образовательных и воспитательных задач.
Немаловажное значение имеет и то, что методами психокоррекции и психопрофилактики, владеет и применяют их не только педагог-психолог, но логопеды и учителя. Среди различных психопрофилактических мер особое место занимает психогимнастика.
Поскольку причинами многочисленных специфических ошибок на письме являются не только речевые нарушения, импульсивность, рассеянность, но и трудность в организации внимания, неумение планировать и контролировать свои действия, необходимо выявить каждую из них и отыскать пути ее устранения.
И самое главное в совместной работе психолога и логопеда — создавать у ребенка установку на успех, стараться не употреблять в беседах с ним частицу не. Предупреждение не делай ошибок! — неэффективно. Верная фраза звучит так: Ты будешь писать правильно!
Работа с учителями и воспитателями школы
Логопед должен вести свою работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, с целью закрепления формируемых логопедом навыков в повседневной жизни. Создание такого контакта является важным звеном в работе логопеда.
Контакт с учителями и воспитателями должен осуществляться на всех этапах работы логопеда с учащимися, начиная с первичного обследования, о результатах которого учитель или воспитатель должен быть, поставлен в известность. Логопед должен систематически информировать учителя и воспитателя о продвижении их учащихся. Учителя и воспитатели в классе должны предъявлять к речи ученика посильные для него на каждом данном этапе работы требования и тем способствовать скорейшему закреплению правильных речевых навыков. Необходимо информировать воспитателей и учителей о том, как правильно проводить артикуляционную гимнастику и логопедический массаж, как правильно закреплять поставленные звуки в речи. При выпуске закончившего свою работу с логопедом ученика, логопед демонстрирует его успехи, чтобы учитель и воспитатель довели закрепление достигнутых навыков до полной автоматизации и в устной и в письменной речи.
Логопед школы проводит систематические семинары, выступления на м.о для учитей и воспитателей, а так же логопед совместно с учителями и воспитателями проводит занятия, как с отдельными учащимися, так и с группой учащихся (того или иного класса, или с теми или иными недостатками речи), детально разъясняет как демонстрируемые речевые нарушения, так и приемы логопедической работы. Работа логопеда с учителями и воспитателями может иметь и другие формы (индивидуальные беседы, сообщения на методсовещаниях, открытые занятия). Логопед должен проверять эффективность логопедической работы, проводимой учителями и воспитателями, посещая их уроки и занятия примерно от1 до 3-х раз в полугодие в зависимости от состава учащихся класса и квалификации учителя.
Речевая работа воспитателей с учащимися коррекционных школ 8-го вида может быть значительно разнообразнее работы учителя. В часы подготовки домашних заданий так же могут быть использованы приемы логопедической работы. Кроме этого воспитатель может включать определенные требования к речи учащегося на все режимные моменты. Подготовка к праздникам, утренникам обязательно должна включать работу над речью логопатов. Это очень важно для тренировки речи, а также как мощный воспитательный стимул, который включает логопатов в общую жизнь школьного коллектива. Воспитатель при помощи логопеда может разработать и систематически проводить так называемые «речевые игры», которые окажутся полезными для всех учащихся коррекционной школы. Игры могут быть как настольными (различные лото, домино и т.п.), так и подвижными, речевыми. Сущность их заключается в том, что воспитатель, совместно с логопедом, заранее ставит себе определенную цель этих занятий (выработка замедленного темпа, четкости, закрепления словаря, выразительность и т.п.).
Логопед принимает участие в педагогических советах, где выступает с отчетными докладами о своей работе. Такие отчеты имеют большое значение для пропаганды логопедических знаний среди учителей.
Контакт логопеда с врачом.
Очень важен деловой контакт логопеда с школьным врачом. Врач знакомит логопеда с данными медицинского обследования, что очень часто помогает логопеду более правильно разобраться в речевых нарушениях своих учеников и найти соответственно более правильный подход к ним.
Результатом содружества логопеда с психологом, дефектологом, врачом, учителями и воспитателями становится повышение успеваемости и качества знаний ребенка.
Планируемые результаты коррекционной работы:
Результативность определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и сформированности письменной и устной речи на заключительном тестировании и зависит от степени тяжести СНН. В результате целенаправленной, коррекционной деятельности на занятиях, к концу обучения дети должны знать:
· термины, используемые для обозначения основных понятий речь, звук, буква, артикуляция;
· все буквы и звуки родного языка;
· отличительные признаки гласных и согласных звуков;
· твёрдые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
· пары гласных; пары согласных звуков по твёрдости- мягкости, по звонкости-глухости;
Уметь:
Используемая в работе литература, методические пособия, диагностический материал:
1. Буденая Т.В., Логопедическая гимнастика.
2. Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития детей.
3. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Воспитание звуком.
4. Дыхательная гимнастика А.Н Стрельниковой.
5. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
6. Крылова Т. Учимся говорить правильно.
7. Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение.
8. Логоритмика Екатерины и Сергея Железновых.
9. Лалаева Р.И «Логопедическая работа в коррекционных классах».
10. Мазановой Е.В «Коррекция аграмматической дисграфии», «Коррекция акустической дисграфии», «Коррекция оптической дисграфии».
11. Пожеленко В.А. Волшебный мир звуков и слов.
12. Соколенко Н.И. Посмотри и назови.
13. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
14. Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков.
15. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма.
16. Ястребовой А.В и Т.П.Бессоновой. «Метододы устранения ФФН, совершенствование фонематических процессов и навыков анализа и синтеза, звуко-буквенный состав слова.»
Логопедическая работа в школе для детей с интеллектуальным нарушением является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. У одних детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального недоразвития, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройства.
Р. И. Лалаева (1998) отмечает, что преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталых детей является семантический дефект, и расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, наблюдаются аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, а также несформированность связной речи.
Поэтому планирование занятий с такими детьми составлено с учетом принципа от простого к сложному; поэтапного формирования умственного действия; опоры на сохранные психические функции.
Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов. Кроме того, учитывая, что дисграфия у детей с интеллектуальным недоразвитием чаще всего сложная,
планирование составлено таким образом, чтобы коррекционно-логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом. Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.
С каждым годом в начальной школе увеличивается количество учащихся, испытывающих значительные трудности в овладении грамотным письмом. Это обстоятельство вынуждает составлять специальные дополнительные коррекционные программы, в которых учитываются наиболее сложные моменты при изучении орфографических правил этими детьми. Данная программа составлена с учетом контингента детей с речевыми нарушениями и ограниченности времени на проведение коррекционно-логопедических занятий.
Следует отметить, что нарушения письменной речи у детей являются столь комплексной, наукоемкой проблемой, что требуется воздействие не только специалистов-логопедов, но и психологов, а также медиков и социологов. Это, в свою очередь, предполагает своеобразие приемов исследования и воздействия на детей с данным расстройством, нередко включающим в себя не только проявления нарушений письменной речи, но и целый комплекс психологических дисфункций. В связи с этим полноценное обследование и оказание помощи ребенку, испытывающему трудности при обучении письменной речи, требуют участия не только логопеда, но и других специалистов (психолога, психиатра, невропатолога.
Задачи программы:
•развитие фонематического анализа и синтеза;
• развитие языкового анализа и синтеза на уровнях слога, слова, предложения, текста;
• уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем;
• развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
• развитие внимания, памяти, мышления;
• формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса;
• развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.
Адресат программы:дети с системным недоразвитием речи (СНР) при у.о, испытывающие затруднения при овладении письменной и устной речью.
Концептуальность программы:следует отметить, что эта программа написана в соответствии с основными принципами логопедии как науки и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.
Программа опирается на следующие принципы:
системность;
комплексность;
деятельностный;
онтогенетический;
обходного пути;
общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности). Если говорить о методах логопедического воздействия, то в рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения:
• конструктивные — во время работы по уточнению оптико-пространственных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);
•творческие — во время работы по формированию звукобук-венного анализа и синтеза.
Выделяя ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа, следует отметить как фундаментальную теорию Л. С. Выготского о комплексном взаимодействии анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речедвигательного), где овладение устной и письменной речью рассматривается как установление новых связей между слышимым и произносимым словом, словом видимым и записываемым.
В свете данной программы значимым является также положение Б. Г. Ананьева об образовании динамического стереотипа слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений.
Базисным тезисом при разработке данной программы стала теорияН.А. Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, по мере совершенствования навыка, отдельные операции автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершении этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима и к навыкам чтения и письма.
Кроме того, теоретической основой данной программы стало осмысление А. Н. Леонтьевым письма как вида деятельности, включающей в себя три основные операции: символическое обозначение звуков речи (фонем), моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов и графомоторные операции.
Таковы теоретические основы, законы и закономерности, изучаемые в этой программе.
Говоря о специфике данной коррекционной программы, следует отметить, что учебный материал был разработан из расчета трёх академических часов в неделю на протяжении всего учебного года для учащихся начальных классов, страдающих нарушениями устной и письменной речи.
Виды речевых нарушений:
У детей с интеллектуальной недостаточностью встречаются следующие виды речевых нарушений:
- Системное недоразвитие речи тяжелой степени. Характеризуется как полиморфное нарушение звукопроизношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении падежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжёлое её недоразвитие.
- Системное недоразвитие речи лёгкой степени. Нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; словарный запас ограничен; в спонтанной речи отмечаются единичные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах мн.числа, нарушения сложных форм словообразования. Нерезко выраженная дисграфия.
Содержание логопедической работы:
Система коррекционного обучения по профилактике нарушения письменной и устной речи, соответственно данной программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический. Помимо этого выделяются два академических часа: один час — в начале курса: ознакомительная беседа, диктант; второй час — в конце курса: выпускной диктант, беседа с пед.группой, подведение итогов (выявление динамики в преодолении нарушений письменной и устной речи).План реализации данной программы так же зависит от степени тяжести СНР.
Необходимо отметить, что дети, с системным недоразвитием речи имеют слабую ориентировку во времени: незнание либо нетвердое знание основных временных единиц (времен года, месяцев, дней недели в их последовательности); недостаточная обобщенность пространственных понятий и представлений; трудности динамической и кинетической организации движений руки; несформированность четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором. Работа по развитию и уточнению данных функций соответственно программе проводится на каждом занятии курса в организационной части.
Коррекционная работа на фонетическом уровне предполагает решение следующих задач:
· развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к сложным);
· развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
· работа по уточнению оптико-пространственных представлений.(2—3 минуты на каждом занятии первого уровня коррекционной работы).
· дифференциация букв, смешиваемых по звонкости-глухости и акустико-артикуляционному типу.
Начиная коррекционную работу на лексическом уровне, необходимо выделить основные задачи этого этапа работы:
· количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
· качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
· формирование культуры речи (устранение слов-паразитов, искаженных просторечных, жаргонных слов);
· развитие слогового анализа и синтеза;
· наблюдение за явлениями синонимии и антонимии слов.
Коррекционная работа насинтаксическом уровне требует решения следующих основных задач данного этапа:
· усвоение учащимися сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений;
· обогащение фразовой речи учеников.
План реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий на первом этапе.
На первом этапе привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата с целью сделать его в достаточной степени управляемым, детей приучают оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах проводятся с опорой на громкое проговаривание, в дальнейшем — обычное произнесение слов (голосом разговорной громкости), а затем — выполнение молча, переводят во внутренний план.
Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов (л-м, п-т, и-ш, и-щ), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч, г-р), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв (у-д-з, о-а, н-ю, л-я, а-д, и-у, х-ж, ш-щ). Эта работа начинается с оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, также упражнений в конструировании букв с помощью счетных палочек, отгадывания изографов, работы с «зашумленными» буквами или отгадыванием букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв. При этом главная задача логопеда — научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы. Эта работа проводится на каждом занятии в его организационной части (2—3 минуты).
Кроме того, ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, и в первую очередь гласных I и II ряда.
Опираясь на гласные II ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных.
РАБОТА НА I этапе завершается дифференциацией согласных звуков. Здесь логопед дает понятие о звонких и глухих звуках, сравнивает их попарно, объясняет сходство и различие. Дальнейшая работа по отдельным парам звуков предлагается индивидуально по карточкам тем детям, которые смешивают буквы по акустико-артикуляционным признакам.
План реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий на втором этапе.
Работа на втором этапе коррекции начинается с уточнения и расширения словарного запаса учащихся. Логопед знакомит детей с явлениями синонимии и антонимии слов, не называя эти явления, но объясняя их суть. Далее уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, а потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных).
План реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий на третьем этапе.
Третий этап коррекции начинается с работы над предложением (простое предложение). Дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, таким образом, здесь закладывается основа для успешного овладения учащихся навыкам синтаксического разбора предложения на более поздних этапах обучения.
Работа над грамматическим оформлением предложения ведется параллельно. Логопед учит детей правильно согласовывать различные части речи (существительное с глаголом и существительное с прилагательным в роде и числе).
На этом этапе немаловажное значение отводится работе с предлогами. Важно отметить, что работа ведется только с теми предлогами, которые не употребляются в устной речи учащихся или смешиваются с другими. Например, замена предлога из, предлогом с (вернулась с магазина). При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов, а затем другие их значения. Параллельно в занятия включаются задания, связанные с правилом о раздельном написании предлогов со словами.
На синтаксическом уровне коррекционной работы проводится несколько специальных занятий с целью формирования связной речи. Вначале дети учатся разным видам пересказа (подробный и выборочный), затем составляют рассказы по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по плану.
Важно отметить то, что работа на занятиях всех трех этапов коррекции предусматривает решение таких важных задач, как расширение и обогащение словарного запаса учащихся, а также формирование связной речи.
Учитывая то, что у детей с системным недоразвитием речи долгое время остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на их развитие.
При итоговом контроле предусмотрены следующие проверочные работы: диктанты на изученные правила; грамматические задания по изучаемой теме; письмо по памяти.
Для осуществления изложенной программы используются разнообразные методы и приёмы. Широкое использование занимательного, игрового материала, наглядно-практических методов, подвижные и дидактические игры с мячом во время работы над дифференциацией гласных I и II ряда, над ударными и безударными гласными, над согласованием слов в роде и числе, дидактические игры («Пирамида», «Игрушечный магазин») во время работы по формированию анализа и синтеза. Особенно следует отметить речевые логопедические игры, которые могут быть использованы на всех этапах коррекции соответственно теме занятия. Кроме этого, чрезвычайно большое внимание уделяется такому методу, как моделирование. Например, при формировании языкового анализа и синтеза на уровне звука, слога, предложения, при дифференциации гласных I и II ряда, при работе над ударением. Безусловно, используются и наглядные методы, а также словесные методы логопедического воздействия (беседы, рассказы, объяснения).
Данная коррекционно-развивающая логопедическая программа разработана применительно к условиям работы на базе коррекционной школы 8вида.
Важно отметить специфику программы, обусловленную учреждением, на базе которого может быть реализована программа. Во-первых, эта программа представляет собой курс, направленный на профилактику нарушений письменной речи; во-вторых, предусматривает совместную, согласованную деятельность не только логопеда и ребенка, но и других специалистов (психолога, социального педагога, медиков, воспитателей и классного руководителя ребенка).
Мониторинг диагностики речевого развития детей:
Логопедическая диагностика в начале учебного года проводится с целью выявления недостатков устной и письменной речи школьников младших классов с первичной речевой патологией, в конце учебного года, с целью прослеживания динамики развития. Для этой цели логопед использует следующие методики:
1. Тестовая методика диагностики Фотековой.
Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия.
Методика состоит из двух разделов. Первый направлен на исследование особенностей устной речи, второй – на проверку письменной речи. Первый раздел включает 2 блока, позволяющих определить уровень сформированности экспрессивной и импрессивной речи. Каждый блок, в свою очередь, подразделяется на серии, а серии – на группы заданий, объединяющих конкретные речевые пробы. Второй раздел методики направлен на проверку письменной речи. Он состоит из трех серий, которые представлены в вариантах несколько отличающихся для первоклассников и учащихся 2-3 классов. 1-я серия исследует предпосылки письменной речи, 2-я серия направлена на оценку письма, 3-я серия проверяет навыки чтения.
2.«Бланковые методики в работе логопеда» Е.В.Кузьмина.
В пособии предлагаются задания для учащихся начальных классов коррекционных школ, нуждающихся в развитии устной и письменной речи и коррекции ее недостатков. Материалы для логопедической работы со школьниками представлены в виде карточек-бланков, сопровождающихся рекомендациями по применению субтестовых заданий на бланках в работе с учащимися различного возраста и уровня обученности, с учетом индивидуальных особенностей и возможных затруднений.
В пособии приведены бланковые методики для диагностических и коррекционных целей, позволяющие более продуктивно использовать время занятий, разнообразить виды и формы работы с учащимися, сократить время на подготовку к занятиям. Такие методики зарекомендовали себя как эффективный способ диагностики и коррекции нарушений письменной речи, вербального интеллекта школьников, а также неспецифических нарушений письма и чтения, связанных с недостаточным развитием произвольности и саморегуляции учебной деятельности учащихся начальных классов.
3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях коррекционных школ 8 вида.
4. Логопедический альбом О.Б Иншаковой.
В альбоме представлен иллюстрированный материал для обследования устной речи детей, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка.
В процессе коррекционной работы логопед использует методики:
1. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма.
2. Е.В Мазановой. «Коррекция аграмматической дисграфии», «Коррекция акустической дисграфии», «Коррекция оптической дисграфии»
3. А.В.Ястребовой и Т.П.Бессоновой. «Метододы устранения ФФН, совершенствование фонематических процессов и навыков анализа и синтеза, звуко-буквенный состав слова.»
4.Р.И Лалаева. «Логопедическая работа в коррекционных классах».
5.Ишимова О.А. «Логопедическая работа в школе».
6. Дыхательная гимнастика А.Н Стрельниковой.
7.Логоритмика Екатерины и Сергея Железновых.
Условия реализации данной программы:
Для успешной коррекционной работы логопеда имеется соответствующая материальная база и оборудование.Индивидуальные, групповые и фронтальные коррекционно-логопедические занятия проводятся в оборудованном для этих целей кабинете, расположение и площадь которого соответствует инструкции о проектировании коррекционных учреждений. Оборудование логопедического кабинета включает:
1. Настенное зеркало для логопедических занятий.
2. Зеркало для индивидуальной работы (9х12)
3. Логопедические зонды, шпатели
4. Разрезная азбука (настенная)
5. Кассы букв (индивидуальные)
6. Учебно-методические пособия
7. Настольные игры, игрушки, конструкторы
8. Классная доска
9. Шкафы для пособий
10. Стол канцелярский
11. Стулья
12. Комплект «парта—стул»
13. Песочные часы
14. Секундомер
15. Магнитофон
16. Видеодвойка
Так же в работе логопед использует специальные пособия и дидактический материал.
Пособия для коррекционной логопедической работы:
• по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, тексты для составления рассказов с использованием фланелеграфа);
• по грамматическому строю
• по лексическому запасу (папки по лексическим темам);
• по звукопроизношению
• по фонематическому восприятию.
Пособия для обследования интеллекта, дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности:
1. Лото с шариками.
2. Пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики.
3. Кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и т.д.)
4. Разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего.
5. Набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов.
6. Лото « живое – неживое», «бывает – не бывает» (сюжеты с элементами фантастики).
7. Игра «Сравни и отличи» (наборы картинок типа: самолет – птица, кукла – девочка).
8. Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиями.
9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).
10. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.
11. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок – слов омонимов.
12. Слова для составления шарад и ребусов.
13. Слова для запоминания слов с помощью картинки или другого слова, стихотворения с перепутанными словами.
Картотеки:
-пальчиковых гимнастик,
-логоритмических игр,
-дыхательных гимнастик.
Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:
— обувь, одежда
— посуда, игрушки
— домашние птицы, зимующие и перелетные птицы
— домашние животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера
— овощи, фрукты, ягоды
— растительный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые
— рыбы, продукты питания
— профессии, транспорт
— времена года
— части тела человека
— школа, мебель
— дом и его части
— действия (глагольный словарь)
— занимательные игры.
Дидактический материал по формированию связной речи:
— сюжетные картины
— серии сюжетных картин
— тематические картины.
Звуковая культура:
- картинный материал для автоматизации поставленных звуков
- альбом для закрепления поставленных звуков
- логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков
- папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков
- картины для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики»
- наборное магнитное полотно
- коробка с разрезными буквами, слогами.
- пирамидки, матрешки, столик с цветными шарами
- шнуровки, деревянные пазлы
- игры головоломки
- орнамент Н.Зайцева
- мозаика.
Коррекционная логопедическая работа, строится на взаимодействии работы логопеда с психологом, дефектологом, врачом, учителями и воспитателями. Единая направленность деятельности логопеда, учителя, воспитателя, дефектолога, врача, и психолога является залогом успешности в преодолении нарушений письменной речи у младших школьников.
Совместная работа логопеда и психолога строится с учетом сензитивных периодов развития ребенка, с постепенным расширением зоны ближайшего и переводом ее в зону актуального развития. Подобная координация позволяет учащимся постепенно преодолевать затруднения и создает условия для успешного решения образовательных и воспитательных задач.
Немаловажное значение имеет и то, что методами психокоррекции и психопрофилактики, владеет и применяют их не только педагог-психолог, но логопеды и учителя. Среди различных психопрофилактических мер особое место занимает психогимнастика.
Поскольку причинами многочисленных специфических ошибок на письме являются не только речевые нарушения, импульсивность, рассеянность, но и трудность в организации внимания, неумение планировать и контролировать свои действия, необходимо выявить каждую из них и отыскать пути ее устранения.
И самое главное в совместной работе психолога и логопеда — создавать у ребенка установку на успех, стараться не употреблять в беседах с ним частицу не. Предупреждение не делай ошибок! — неэффективно. Верная фраза звучит так: Ты будешь писать правильно!
Работа с учителями и воспитателями школы
Логопед должен вести свою работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, с целью закрепления формируемых логопедом навыков в повседневной жизни. Создание такого контакта является важным звеном в работе логопеда.
Контакт с учителями и воспитателями должен осуществляться на всех этапах работы логопеда с учащимися, начиная с первичного обследования, о результатах которого учитель или воспитатель должен быть, поставлен в известность. Логопед должен систематически информировать учителя и воспитателя о продвижении их учащихся. Учителя и воспитатели в классе должны предъявлять к речи ученика посильные для него на каждом данном этапе работы требования и тем способствовать скорейшему закреплению правильных речевых навыков. Необходимо информировать воспитателей и учителей о том, как правильно проводить артикуляционную гимнастику и логопедический массаж, как правильно закреплять поставленные звуки в речи. При выпуске закончившего свою работу с логопедом ученика, логопед демонстрирует его успехи, чтобы учитель и воспитатель довели закрепление достигнутых навыков до полной автоматизации и в устной и в письменной речи.
Логопед школы проводит систематические семинары, выступления на м.о для учитей и воспитателей, а так же логопед совместно с учителями и воспитателями проводит занятия, как с отдельными учащимися, так и с группой учащихся (того или иного класса, или с теми или иными недостатками речи), детально разъясняет как демонстрируемые речевые нарушения, так и приемы логопедической работы. Работа логопеда с учителями и воспитателями может иметь и другие формы (индивидуальные беседы, сообщения на методсовещаниях, открытые занятия). Логопед должен проверять эффективность логопедической работы, проводимой учителями и воспитателями, посещая их уроки и занятия примерно от1 до 3-х раз в полугодие в зависимости от состава учащихся класса и квалификации учителя.
Речевая работа воспитателей с учащимися коррекционных школ 8-го вида может быть значительно разнообразнее работы учителя. В часы подготовки домашних заданий так же могут быть использованы приемы логопедической работы. Кроме этого воспитатель может включать определенные требования к речи учащегося на все режимные моменты. Подготовка к праздникам, утренникам обязательно должна включать работу над речью логопатов. Это очень важно для тренировки речи, а также как мощный воспитательный стимул, который включает логопатов в общую жизнь школьного коллектива. Воспитатель при помощи логопеда может разработать и систематически проводить так называемые «речевые игры», которые окажутся полезными для всех учащихся коррекционной школы. Игры могут быть как настольными (различные лото, домино и т.п.), так и подвижными, речевыми. Сущность их заключается в том, что воспитатель, совместно с логопедом, заранее ставит себе определенную цель этих занятий (выработка замедленного темпа, четкости, закрепления словаря, выразительность и т.п.).
Логопед принимает участие в педагогических советах, где выступает с отчетными докладами о своей работе. Такие отчеты имеют большое значение для пропаганды логопедических знаний среди учителей.
Контакт логопеда с врачом.
Очень важен деловой контакт логопеда с школьным врачом. Врач знакомит логопеда с данными медицинского обследования, что очень часто помогает логопеду более правильно разобраться в речевых нарушениях своих учеников и найти соответственно более правильный подход к ним.
Результатом содружества логопеда с психологом, дефектологом, врачом, учителями и воспитателями становится повышение успеваемости и качества знаний ребенка.
Планируемые результаты коррекционной работы:
Результативность определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и сформированности письменной и устной речи на заключительном тестировании и зависит от степени тяжести СНН. В результате целенаправленной, коррекционной деятельности на занятиях, к концу обучения дети должны знать:
· термины, используемые для обозначения основных понятий речь, звук, буква, артикуляция;
· все буквы и звуки родного языка;
· отличительные признаки гласных и согласных звуков;
· твёрдые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
· пары гласных; пары согласных звуков по твёрдости- мягкости, по звонкости-глухости;
Уметь:
- узнавать и различать гласные и согласные звуки
- обозначать гласные; твёрдые, мягкие, глухие и звонкие согласныё на письме.
- использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки4
- производить фонетический разбор слова;
- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- строить звуковые схемы слогов и слов;
- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
- формируются навыки словообразования и словотворчества;
- появляется навык работы с различными частями речи;
- расширяется словарный запас;
- появляется навык составления предложений различных типов и связных текстов.
Используемая в работе литература, методические пособия, диагностический материал:
1. Буденая Т.В., Логопедическая гимнастика.
2. Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития детей.
3. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Воспитание звуком.
4. Дыхательная гимнастика А.Н Стрельниковой.
5. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
6. Крылова Т. Учимся говорить правильно.
7. Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение.
8. Логоритмика Екатерины и Сергея Железновых.
9. Лалаева Р.И «Логопедическая работа в коррекционных классах».
10. Мазановой Е.В «Коррекция аграмматической дисграфии», «Коррекция акустической дисграфии», «Коррекция оптической дисграфии».
11. Пожеленко В.А. Волшебный мир звуков и слов.
12. Соколенко Н.И. Посмотри и назови.
13. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
14. Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков.
15. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма.
16. Ястребовой А.В и Т.П.Бессоновой. «Метододы устранения ФФН, совершенствование фонематических процессов и навыков анализа и синтеза, звуко-буквенный состав слова.»
09 сентября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»