Урок "Строение и функции кожи" (8 класс)
2. развивать умений выделять главное и существенное, самостоятельно работать с текстом и рисунками.
3. воспитывать познавательный интереса к предмету.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Омская область, г. Исилькуль
Урок 8 класс, по программе И. Н. Пономарёва.
Технология развития критического мышления.
Тема урока: «Строение и функции кожи»
Учитель биологии Мальцева Оксана Львовна
Тема «Строение и функции кожи» .
Цель урока:
-
сформировать понятие о строении и функциях покровного органа – кожи.
-
развивать умений выделять главное и существенное, самостоятельно работать с текстом и рисунками.
-
воспитывать познавательный интереса к предмету.
Задачи урока:
- установить взаимосвязь строения и функции кожи, познакомить с защитной, рецепторной, выделительной и терморегуляционной функциями кожи;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
- способствовать воспитанию культуры общения.
Оборудование: таблица «Кожа», компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Кожа».
Тип урока: усвоение нового
Ход урока
-
Орг. Момент
Добрый день! Все готовы к уроку! Проверьте своё рабочее место. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной.
2. Стадия вызова
У одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
– Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?
– Что же является главным в жизни каждого человека?
– Что значит, по-вашему, быть здоровым?
Обучающиеся отвечают, учитель обобщает.
– Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Только у здорового человека нормально и согласованно функционируют все органы и системы органов организма.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать организм человека. А о каком органе пойдёт речь вы определите сами при помощи подсказок (Слайд 2)
– Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов.
– Этот орган в подростковом возрасте важно содержать в чистоте.
– Это самый тяжёлый орган человеческого тела.
– Этот орган не только от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга - потеет, а от страха – бледнеет.
– Итак, вы уже догадались, о каком органе идёт речь? (О коже).
– Сегодня на уроке мы начинаем изучать кожу. Тема нашего урока «Строение и функции кожи». Как вы думаете какие задачи урока мы с вами можем сегодня поставить перед собой?
Выяснить особенности строение кожи в связи с выполняемыми функциями.
Роль кожи.
Кожа не является незнакомым для вас органом.
Что-то о ней вы уже знаете. Поэтому вначале урока я предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Верите ли вы, что…». Откройте тетради, запишите число, поставьте 9 номеров в столбик. Ваша задача: ознакомиться с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «–». Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь или ваше мнение не совпадёт с мнением других ребят. Помним «Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям». Эти слова Вольфганга Иоганна Гёте будут являться эпиграфом нашего урока (Слайд 3)
Задание «Верите ли вы, что…» (Слайд 4)
… кожу называют «зеркалом здоровья и болезни».
… секрет потовых желёз не имеет запаха.
… кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.
… кожа – сложный орган со многими функциями.
… этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.
… кожа тесно связана с нервной системой.
… в коже происходит образование витамина Д.
… 2% кислорода в организм поступает через кожу.
… молочные железы – это изменённые потовые железы.
К этим утверждениям мы ещё вернёмся в конце урока.
Ключевое слово сегодня на уроке кожа. Вокруг этого слова находятся неизвестные или малоизвестные термины и словосочетания, которые подсказывают нам о том, что мы сегодня должны изучить на уроке. (составление кластера)
3. Стадия осмысления
– По какому критерию мы можем судить о здоровье человека при первом взгляде на него? Что мы оцениваем?
– Мы оцениваем состояние его кожи. Поэтому с давних времён к нам пришло изречение «Кожа – это зеркало здоровья человека». Врачи-дерматологи справедливо утверждают, что «никаких кожных болезней нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на коже». (Слайд 7) У здорового человека кожа очень красива. Неслучайно этой части тела уделяли огромное внимание замечательные художники всего мира. Перед вами картины Леонардо Да Винчи. (Слайд 8) Обратите внимание на цвет лица, рук Мадонны и её младенца. Они нежно розового цвета, кажутся прозрачными. Это говорит о здоровье и душевном покое изображаемого человека. А теперь посмотрите на другой портрет (слайд 9), здесь вы видите уже противоположную картину. Кожа потеряла свою свежесть, сморщилась, меняется её цвет. Взгляните на свои руки. Какая у вас молодая и красивая кожа на руках. Когда сегодня придёте домой посмотрите на руки ваших родителей, бабушек, дедушек. Какой стала у них кожа после долгих лет работы и воспитания вас?
– Кожа как орган человеческого организма равномерно покрывает всё тело, но это не просто оболочка, это сложный орган со многими функциями. Чтобы разобраться в этом обратимся к тексту.
Итак, следующий этап нашего урока – работа с учебником. Внимательно прочитайте текст учебника на странице и карандашом на полях поставьте соответствующие знаки, помечая отдельные абзацы и предложения (слайд 10):
«!» – знаю
«+» – узнал новое
«?» – хочу узнать
Ученики работают с текстом.
– К этому этапу урока вы уже не только познакомились с информацией, но критически её оценили и знаете, как сформулировать кратко особенности строения и функции кожи.
Вам предлагается индивидуально каждому систематизировать информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу (слайд 11): «знаю, узнал новое, хочу узнать»
– Работаем в парах: последовательно обсудите каждую графу таблицы.
Школьники выполняют работу на листах бумаги, один ученик на доске.
4.Стадия рефлексии
Вы справились с заданием, теперь обобщим полученную информацию.
Беседа по вопросам:
– Что было вам известно о коже?
– Что было новым для вас?
– О чём думали иначе?
– Какие у вас остались вопросы?
Школьники выполняют работу на листах бумаги, один ученик на доске.
– Вы видите, что одну и ту же информацию вы воспринимаете по-разному. Одна и та же информация была для кого-то новой, другие о ней уже знали, третьи думали о ней совсем по-другому. Каждый из вас смог обобщить имеющиеся знания, дополнить их новыми, исправить ложные мнения и прийти к общему решению.
– Вернёмся к верным – неверным суждениям. Зачитываем суждение по цепочке и высказываем правильный ответ. Сравниваем с первоначальными данными. (Слайд 12)
– Вернёмся к ключевому слову нашего урока – коже и к тем терминам, которые находятся вокруг него. Попробуйте сгруппировать эти сведения и дополнительные идеи по теме, установить логические связи и составить структурно-логическую схему. Работаем в группах, составляем кластер.– Теперь есть возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками.
Защита кластеров у доски.
Следующее задание по изученному материалу составляем синквейн.
Зачитывание синквейнов.
Как вы думаете, выполнили мы с вами задачи поставленные в начале урока.
Беседа по вопросам:
– Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?
– В каких профессиях будет востребован изученный сегодня материал? (Слайд 14)
Врач-дерматолог, врач-косметолог, пластический хирург, визажист, консультант по косметике, парикмахер, мастер по маникюру и педикюру, массажист и другие специальности.
– Скажите, специалист имеет право на ошибку?
– Хотели бы вы обратиться, например, к врачу-косметологу, который может допустить ошибку?
– Значит, профессионал не имеет право на ошибку. Цена такой ошибки может быть слишком высока. Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям» Вольфганг Иоганн Гёте. (Слайд 3) Значит, заблуждаться можно лишь на пути к истине, но постигнув её ты несёшь ответственность.
– Спасибо, сегодня вы хорошо работали. Заполняем оценочные листы .
-
Домашнее задание (слайд 15)
Д.з. дифференцированное в конвертах.
Всем: прочитать материал учебника.
По желанию:
1. Составить более полную структурно-логическую схему, украсить её рисунком или картинкой.
2. Составить кроссворд по теме.
3. Написать стихотворение о пользе закаливания.
4. Задание для группы: подобрать материал и оформить презентацию по темам:
«Закаливание организма»;
«Заболевание кожи»;
«Гигиена одежды и обуви»;
«Дактилоскопическое исследование».
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»