Рабочая программа по технологии 2 класс (УМК Л.В.Занков)
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Председатель методического совета Директор МБОУ «Андреевская ООШ»
_______________________________ _______________Н.М.Бессонова
«___» ___________20__г. Приказ №___от _____2012г.
Рабочая программа Технология 2 класс (УМК Л.В.Занков) Составитель: Учитель: Широкова Т.А. 2012 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 2 класса разработана на основе: — Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.); — программы автора Н. А. Цирулик «Технология» (Программы начального общего образования (система Л.В.Занкова)) 2011 г… Содержание курса технологии разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Специфика предмета «Технология» и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена: ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий; значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу (так, в ходе решения задач на конструирование обучающиеся учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров).
Цель:
· оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности. Задачи: · формировать понимание материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире; · формировать внутреннюю позицию школьника, мотивацию успеха, способность к творческому самовыражению, интерес к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью; · развивать в процессе предметно-практической деятельности психические функции: зрительно-пространственное восприятие, воссоздающее и творческое воображение, разные виды мышления, речь, волю, чувства; · развивать ручную умелость в процессе решения конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач; · развивать регулятивную структуру деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку; · формировать умение искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий; · развивать познавательные способности детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности; · развивать коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной деятельности. Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом: · Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.
· Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества: Учебник для 2 класса. — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г.
· Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: Рабочая тетрадь для 2 класса. — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г.
Формы организации учебного процесса: · индивидуальные; · индивидуально-групповые; · фронтальные; · работа в парах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 |
Лепка |
3 |
2 |
Аппликация |
6 |
3 |
Мозаика |
7 |
4 |
Художественное складывание |
3 |
5 |
Плетение |
3 |
6 |
Шитье и вышивание |
2 |
7 |
Плоскостное конструирование и моделирование из геометрических форм |
2 |
8 |
Объемное конструирование и моделирование из готовых геометрических форм |
4 |
9 |
Объемное конструирование и моделирование из бумаги |
3 |
10 |
Работа с конструктором |
1 |
Итого |
34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание Материальная культура как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека. Мир профессий. Профессии типа «Человек — техника», «Человек — природа», «Человек — художественный образ». Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения текста на страницах учебника, восприятия аудио- и видеоматериалов, в процессе общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода практической работы. Самоконтроль действий. Задания разных типов — от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы, простейшего чертежа) до создания собственного образа. Исследовательская работа. Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе. Самообслуживание в школе и дома, элементарный уход за одеждой и обувью. II. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты 2.1. Многообразие материалов. Бумага обычная цветная, страницы журналов, бумажные салфетки, гофрированная и металлизированная бумага, фантики; ткань, тесьма, верёвки, нитки; клеёнка, поролон, фольга, пластилин, тесто, птичьи перья, вата, яичная скорлупа, различный «бросовый» материал. Новые свойства материалов: — разрывание бумаги по прямой и кривой линиям, по спирали, скручивание, надрезание, обрывание кусочками, сминание комочков, гофрирование, сгибание внутрь и выгибание наружу, вплетание полосок, сгибание полоски; — наклеивание ткани на бумагу и вырезание, складывание в технике оригами, вышивание по криволинейному контуру, присборивание; — рисование штрихами на пластилиновой основе, обрубовка, вытягивание из целого куска. Приклеивать можно клеёнку, поролон, фольгу, птичьи перья, вату, яичную скорлупу, пластиковые трубочки. 2.2. Технологические приемы обработки материалов. Разметка: на глаз, по шаблону, с помощью линейки, копированием. Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, пластилином, скручиванием, закручиванием ниткой, переплетением, с помощью узлов, сцеплением ворса бархатной бумаги и ниток, скотчем. Отделка: налепные украшения, рамочка в технике мозаики из кусочков ткани, рамочки из тесьмы, украшение кружевом. Виды художественной техники
Лепка Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объёмную основу. Вылепливание предмета из нескольких частей путем примазывания одной части к другой (конструктивный способ лепки — обрубовка). Лепка из целого куска путем вытягивания (пластический способ лепки). Лепка из теста. Аппликация Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе. Плоская аппликация из ткани на бумажной основе. Объёмная аппликация из бумаги, природных материалов или ткани на бумажной или картонной основе. Комбинирование в одной работе разных материалов (коллаж). Мозаика Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными с помощью обрывания. Объёмная мозаика. Выполнение мозаики из разных материалов. Художественное складывание Складывание приемом гофрирования («гармошкой») деталей из круга, овала, квадрата, треугольника. Объединение деталей в одном изделии. Оригами из бумажного квадрата по схеме. Складывание квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги и ткани. Плетение Косое плетение в четыре пряди из текстильных материалов или бумажного шпагата, проволоки, соломы. Прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке). Узелковое плетение (макраме) из текстильных материалов (узлы морские и декоративные). Шитьё и вышивание Вышивание по криволинейному контуру швом «вперёд иголку». Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами. 2.3. Приёмы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, линейкой, стекой). Работа с технической документацией (рисунок, схема, эскиз, простейший чертёж). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная). Условные знаки оригами: сложить «долиной», сложить «горой», складка, вогнуть внутрь, выгнуть наружу, перевернуть. Изготовление плоскостных и объёмных изделий по рисункам, эскизам, схемам, простейшим чертежам. III. Конструирование и моделирование Выделение деталей изделия. Виды соединения деталей. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу и заданным условиям. Плоскостное конструирование и моделирование из геометрических форм. Аппликация и мозаика из геометрических фигур. Объёмное конструирование и моделирование из готовых форм. Более сложные (по сравнению с первым классом) технические модели из готовых форм. Более сложные художественные образы из готовых геометрических форм (в том числе из цилиндра и конуса). Объёмное конструирование и моделирование из бумаги Поделки из одной или нескольких полосок, полученные приемами складывания, сгибания. Летающие модели. Моделирование из деталей конструктора.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Разделы | Планируемые результаты (универсальные учебные действия) | ||||
Личностные и метапредметные результаты | Предметные УУД | Коммуникативные УУД | |||
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Практика работы на компьютере Конструирование и моделирование | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | ||
У обучающегося будут сформированы: — внутренняя позиция школьника на уровне положительного отно-шения к школе и заня- тиям предметно-практи-ческой деятельностью; — интерес к предметно-исследовательской дея-тельности, предложен-ной в учебнике; — ориентация на пони-мание предложений и оценок учителей и това-рищей; — понимание причин успеха в учебе; — ориентация на оцен-ку результатов собствен-ной предметно-практи-ческой деятельности; — умение оценивать работы одноклассников на основе заданных кри-териев успешности уче-бной деятельности; — этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа собст-венных поступков и по-ступков одноклассников; — интерес к различным видам конструкторско-технологической деяте-льности. Обучающийся получит возможность для формирования: — первоначальной ори-ентации на оценку резу-льтатов коллективной деятельности; — понимания значения предметно-практиче-ской деятельности в жизни; — ориентации на анализ соответствия резуль-татов труда требова-ниям конкретной уче-бной задачи; — способности к само-оценке на основе задан-ных критериев успеш-ности учебной деятель- ности; — представления о се-бе как гражданине России; — уважения к культур-ным традициям своей страны, своего народа; — ориентации в пове-дении на принятые мо-ральные нормы; — понимания чувств одноклассников и учи-телей. | Обучающийся научится: — принимать и сохранять учебную задачу; — учитывать выделенные учителем ориентиры дей-ствия в новом учебном ма-териале; — принимать установ-ленные правила в плани-ровании и контроле спосо-ба решения; — в сотрудничестве с учителем находить неско-лько вариантов решения учебной задачи; — под руководством учи-теля осуществлять поша-говый контроль по резуль-тату; — принимать роль в учеб-ном сотрудничестве; — умению проговаривать свои действия после заве-ршения работы. Обучающийся получит возможность научиться: — контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учи-телем и одноклассниками; — преобразовывать пра-ктическую задачу в позна-вательную; — проявлять познавате-льную инициативу в учеб-ном сотрудничестве; — самостоятельно адек-ватно оценивать правиль-ность выполнения дейст-вия и вносить необходи-мые коррективы в конце действия. | Обучающийся научится: — пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; — строить небольшие со-общения в устной форме; — находить в материалах учебника ответ на задан-ный вопрос; — ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения за-дания; — осуществлять анализ объектов с выделением су-щественных и несущест-венных признаков; — осознанно читать тек-сты с целью освоения и ис-пользования информации; — сравнивать между со-бой два объекта, выделяя существенные признаки; — устанавливать причин-но-следственные связи в изучаемом круге явлений; — изготавливать конст-рукцию по рисунку, прос-тейшему чертежу — решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению способа соединения дета-лей; — создавать мысленный образ конструкции и само-стоятельно воплощать его в материале. Обучающийся научится: — понимать информацию, представленную в учебни-ке в различных формах; — наблюдать информа-ционные объекты различ-ной природы (текст, графи-ка), которые демонстриру-ет взрослый. Обучающийся получит возможность научиться: — понимать и объяснять значение компьютера в жизни человека, в собст-венной жизни; — понимать и объяснять смысл слова «информа-ция»; — с помощью взрослого выходить на учебный сайт по предмету «Технология»; — бережно относиться к техническим устройст-вам; — работать с мышью и клавиатурой, оформлять небольшие тексты с по-мощью текстового реда-ктора; — соблюдать режим и правила работы на компь-ютере. | Обучающийся научится: — воспринимать предметныймир как основную среду обитания современного человека; — называть и описывать наиболее распространен-ные в своем регионе профессии; — понимать правила создания рукотворных пред-метов; — использовать эти правила в своей деятельности; — организовывать свое рабочее место в зависимо-сти от вида работы; — отбирать необходимые материалы и инструмен-ты в зависимости от вида работы; — соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами. Обучающийся получит возможность научиться: — использовать полученные умения для работы в домашних условиях; — называть традиционные народные промыслы или ремесла своего края. Обучающийся научится: — узнавать и называть освоенные материалы, их свойства; — называть новые свойства изученных ранее мате-риалов; — подбирать материалы по декоративно-художе-ственным свойствам в соответствии с поставленной задачей; — узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов; — экономно расходовать используемые материалы; — применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла); — распознавать простейшие чертежи и эскизы; — изготавливать плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам, эскизам. Обучающийся получит возможность научиться: — изготавливать изделия по простейшим черте-жам; — выстраивать последовательность реализации собственного замысла. Обучающийся научится: — выделять детали конструкции изделия, называть их форму, взаимное расположение, вид, способ сое-динения; — изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств; — анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу или эскизу; |
Обучающийся научится: — договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкнове-ния интересов; — строить понятные для партнера выска-зывания; — контролировать действия партнеров в совместной деятель-ности; — воспринимать дру-гое мнение и позицию; — формулировать собственное мнение и позицию; — задавать вопросы, адекватные данной си-туации, позволяющие оценить ее в процессе общения; проявлять инициативу в коллективных рабо-тах. Обучающийся получит возможность научиться: — учитывать в со-трудничестве по-зицию других людей, отличную от собст-венной; — ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимо-действии; — продуктивно раз-решать конфликты на основе учета инте-ресов и позиций всех участников; — оценивать дейст-вия партнера и соот-носить со своей точ-кой зрения; — адекватно испо-льзовать средства устной речи для ре- шения коммуникати-вных задач. |
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Контроль и оценка результатов обучения проводится в виде выставок и анализа работ учащихся.Контроль за уровнем достижений учащихся по технологии производится в форме итоговой (индивидуальной или коллективной) творческой работы. Поурочно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Дата | Планируемые предметные результаты | Возможные виды деятельности учащихся |
Мир природы (11ч.) | ||||
1 |
Обрывная аппликация. |
Умение наблюдать за объектами природы, понимать их красоту, бережно использовать природные дары, пытаться передать совершенство природных форм, используя различные материалы |
Знакомство с правилами безопасной работы, инструментами и приспособлениями. Накопление и обогащение сенсорного опыта. Развитие навыков обрывания бумаги по контуру, обрывание по спирали. | |
2 |
Объемная аппликация. |
Активизируются летние впечатления детей, а также знания о конструировании из природного материала. Различные техники выполнения объемной аппликации. |
Конструирование на более сложном уровне, создание и классификация объектов живой природы по разным признакам, используя уже накопленный опыт. Развитие навыка работы со скрученной бумагой. | |
3 |
Аппликация из птичьих перьев |
Активизация знаний об использовании природного материала в поделках, в частности работы с птичьими перьями |
Накопление и обогащение сенсорного опыта, изображение природных объектов на плоскости из птичьих перьев. | |
4 |
Рисунок на пластилине. |
Активизация знаний и опыта работы с пластилином. Навыки получения различных отпечатков на пластилиновой основе. |
Дети строят изображение на плоскости при помощи различных средств-штампов на пластилиновой основе. Техника отпечатков на пластилине усложняется, добавляется многоцветная основа. | |
5 |
Мозаика из обрывных кусочков. |
Дети приучаются к анализу изображения, к ситуации выбора, исходя из имеющихся материалов и личных предпочтений. |
Осуществляется переход к технике обрывания бумаги для изображения природных объектов. | |
6 |
Мозаика из газетных комков. |
Навык работы с «бросовым» материалом. |
Дети открывают для себя новые практические способы выполнения мозаики. Навыки скатывания комочков из бумаги. Получение комочков разного оттенка – от белого до черного. | |
7 |
Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги. |
Активизация опыта работы с бумагой. Знакомство с понятием «живописная мозаика». |
Поэтапное выполнение работы над картиной, создание из обрывных кусочков бумаги. Конструирование из природного материала, но на более сложном уровне, создание и классификация объектов живой природы по разным признакам, используя уже накопленный опыт. | |
8 |
Объемная мозаика из гофрированной бумаги |
Активизация знаний и навыков работы с гофрированной бумагой. Создание образа. |
Первоначальные навыки работы с кусочками (обрывная мозаика) гофрированной бумаги. Выполнение экспериментов с таким видом бумаги. | |
9 |
Оригами. |
Активизация знаний условных обозначений оригами. Способ выполнения исходной формы «водяная бомбочка». |
Создание объектов живой природы в технике оригами с привлечением различных видов бумаги. | |
10 |
Складываем из ткани. |
Формирование навыков работы с накрахмаленной тканью. |
Складывание праздничной салфетки по схеме. | |
11 |
Итоговый урок – фантазия. |
Презентация тематических выставок поделок «На суше», «В воздухе», «В воде». |
Отвечая на вопросы итогового урока учащиеся обобщают знания и умения, полученные при изучении первого раздела учебника. | |
Подарок своими руками (10ч.) | ||||
12 |
Обрывная аппликация из журнальной бумаги и фантиков. |
Решаются задачи личностного развития учащихся средствами художественного труда, формирования у детей нравственно-эстетических чувств, стремления активно взаимодействовать с другими учащимися в процессе выполнения поисково-творческих задач. |
Создание аппликации из различных видов бумаги. | |
13 |
Аппликация из ткани. |
Формирование навыков работы с кружевом, тюлем. Создание открыток с аппликациями в этой технике. |
Поэтапное создание художественных образов из кружева. Различные способы наклеивания деталей. | |
14 |
Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. |
Активизация знаний о технике мозаики из различных «бросовых» материалов. |
Конструирование из различных материалов. Работа над созданием композиции. | |
15 |
Мозаика из кусочков клеенки. |
Закрепление навыков работы над мозаикой из различных материалов. |
Оклеивание предмета в технике мозаики. | |
16 |
Мозаика из ватных шариков. |
Активизация знаний о мозаике из кусочков ваты, поролона, ткани. |
Конструирование из различных материалов. Формирование навыка скатывать плотные ровные ватные шарики одинакового размера. | |
17 |
Косое плетение в четыре пряди. |
Активизация знаний о технике плетения. |
Плетение различных поделок из четырех прядей. | |
18 |
Прямое плетение из полосок бумаги. |
Знакомство с шахматным плетением. Овладение новой техникой плетения. |
Выполнение разметки и на ее основе создание художественных образов с помощью прямого плетения. | |
19 |
Узелковое плетение. |
Работы, связанные с плетением из шнура, особенно актуальны для развития мелкой моторики обеих рук, так как в этом процессе одинаково задействованы левая и правая руки, и такая работа гармонизирует полушария головного мозга. Приобретение навыков завязывания узлов. |
Плетение из шнура. Завязывание различных узлов. Использование узелкового плетения в поделках. | |
20 |
Игрушки из бумажных полосок. |
Активизация знаний о работе с бумагой. Приобретение навыков объемного моделирования. |
Выполнение поделок из бумажных полосок. Поэтапное выполнение игрушек из бумажных полосок. | |
21 |
Итоговый урок – фантазия. |
Итоговые вопросы в конце раздела приучают учащихся анализировать изученный материал, делать логические выводы. |
Организация и проведение праздника «Всем подарочек найдется». | |
Мир сказочных героев (6ч.) | ||||
22 |
Лепка конструктивным способом. |
В разделе «Мир сказочных героев» дети фантазируют, создавая образы литературных героев и придумывая собственные. При этом они изучают новые технологии работы с пластилином. |
Знакомство с новыми технологиями работы с пластилином. | |
23 |
Налепные украшения. |
В ходе разрешения коллизий и проведения эксперимента дети узнают новый способ получения материала для аппликаций, обучаются соединять в одной работе разные, уже знакомые им материалы. Создавая образы любимых героев и украшая их. |
Второклассники учатся простейшему моделированию и украшению одежды. | |
24 |
Лепка из целого куска пластилина способом вытягивания. |
Приобретение опыта работы в технике вытягивания целого куска пластилина и создание из него сказочного образа. |
Знакомство с новыми технологиями работы с пластилином. | |
25 |
Аппликация из ткани. |
Активизация знаний и навыков работы с тканью. |
Создание художественных образов из ткани, приклеенной на бумагу, на картонной основе. | |
26 |
Мозаика и аппликация из геометрических фигур. |
Создание образов из геометрических фигур. Активизация знаний о композиции. |
Приобретение навыков в моделировании из геометрических фигур и их частей. | |
27 |
Итоговый урок – фантазия. |
Завершает раздел игра «путешествие на бал сказочных героев», во время которой обобщаются полученные знания. | ||
Уютный дом (7 ч.) | ||||
28 |
Шов «вперед иголку». |
Дети осваивают первоначальные навыки шитья, простейшую вышивку, пришивание пуговиц. Освоенные технологии прививают навыки самостоятельности, самообслуживания, привлекают внимание к посильной помощи по дому. |
Индивидуальная работа по формированию умений пришивать разные пуговицы. | |
29 |
Двойной шов «вперед иголку» |
Дети осваивают первоначальные навыки пришивания пуговиц. Использование пуговиц для создания художественных образов. |
Создание художественных образов с помощью пуговиц. Использование приемов безопасной работы с иглой. | |
30 |
Объемное моделирование и конструирование. |
Активизация знаний по моделированию и конструированию. |
Выполнение моделей из готовых форм. | |
31-32 |
Летающие модели. |
Формирование навыков моделирования. |
Создание летающих моделей. | |
33 |
Электробытовая техника. |
Знакомство с новой бытовой техникой. Понимание необходимости бережного отношения с техническими устройствами. |
Учащиеся знакомятся с различными видами бытовой техники. | |
34 |
Итоговый урок – фантазия. |
Обобщение полученных знаний и умений. |
Учащиеся активизируют навыки, умения и знания, полученные за год обучения. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Специфическое сопровождение (оборудование)
· Инструменты и приспособления для ручной обработки материалов: ножницы, линейка, угольник, циркуль, иглы, нитковдеватель, дощечки для лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти.
· материалы для изготовления изделий:, картон, ткань, нитки, текстильные материалы, пластилин, солёное тесто, природные материалы «бросовый» материал, пуговицы.
· Наборы «Конструктор».
Электронно-программное обеспечение:
· Электронные библиотеки по искусству,DVD-фильмы с описанием технологии изготовления различных поделок, о природе, архитектуре, дизайне;
· Презентации по технологии;
Технические средства обучения:
· Мультимедийный проектор;
· Компьютер с художественным программным обеспечением;
· Демонстрационный экран;
· Ксерокс, принтер.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Андреевская основная общеобразовательная школа»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Председатель методического совета Директор МБОУ «Андреевская ООШ»
_______________________________ _______________Н.М.Бессонова
«___» ___________20__г. Приказ №___от _____2012г.
Рабочая программа
Технология
2 класс
(УМК Л.В.Занков)
Составитель:
Учитель: Широкова Т.А.
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 2 класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);
- программы автора Н. А. Цирулик «Технология» (Программы начального общего образования (система Л.В.Занкова)) 2011 г..
Содержание курса технологии разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Специфика предмета «Технология» и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена: ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий; значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу (так, в ходе решения задач на конструирование обучающиеся учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров).
Цель:
-
оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.
Задачи:
-
формировать понимание материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;
-
формировать внутреннюю позицию школьника, мотивацию успеха, способность к творческому самовыражению, интерес к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;
-
развивать в процессе предметно-практической деятельности психические функции: зрительно-пространственное восприятие, воссоздающее и творческое воображение, разные виды мышления, речь, волю, чувства;
-
развивать ручную умелость в процессе решения конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач;
-
развивать регулятивную структуру деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;
-
формировать умение искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;
-
развивать познавательные способности детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;
-
развивать коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной деятельности.
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
-
Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.
-
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г.
-
Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: Рабочая тетрадь для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г.
Формы организации учебного процесса:
-
индивидуальные;
-
индивидуально-групповые;
-
фронтальные;
-
работа в парах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п |
Содержание программного материала |
Количество часов |
1 |
Лепка |
3 |
2 |
Аппликация |
6 |
3 |
Мозаика |
7 |
4 |
Художественное складывание |
3 |
5 |
Плетение |
3 |
6 |
Шитье и вышивание |
2 |
7 |
Плоскостное конструирование и моделирование из геометрических форм |
2 |
8 |
Объемное конструирование и моделирование из готовых геометрических форм |
4 |
9 |
Объемное конструирование и моделирование из бумаги |
3 |
10 |
Работа с конструктором |
1 |
|
Итого |
34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
-
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда.
Самообслуживание
Материальная культура как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
Мир профессий. Профессии типа «Человек - техника», «Человек - природа», «Человек - художественный образ».
Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения текста на страницах учебника, восприятия аудио- и видеоматериалов, в процессе общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода практической работы. Самоконтроль действий.
Задания разных типов - от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы, простейшего чертежа) до создания собственного образа. Исследовательская работа. Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе.
Самообслуживание в школе и дома, элементарный уход за одеждой и обувью.
-
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
2.1. Многообразие материалов.
Бумага обычная цветная, страницы журналов, бумажные салфетки, гофрированная и металлизированная бумага, фантики; ткань, тесьма, верёвки, нитки; клеёнка, поролон, фольга, пластилин, тесто, птичьи перья, вата, яичная скорлупа, различный «бросовый» материал.
Новые свойства материалов:
- разрывание бумаги по прямой и кривой линиям, по спирали, скручивание, надрезание, обрывание кусочками, сминание комочков, гофрирование, сгибание внутрь и выгибание наружу, вплетание полосок, сгибание полоски;
- наклеивание ткани на бумагу и вырезание, складывание в технике оригами, вышивание по криволинейному контуру, присборивание;
- рисование штрихами на пластилиновой основе, обрубовка, вытягивание из целого куска.
Приклеивать можно клеёнку, поролон, фольгу, птичьи перья, вату, яичную скорлупу, пластиковые трубочки.
2.2. Технологические приемы обработки материалов.
Разметка: на глаз, по шаблону, с помощью линейки, копированием.
Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, пластилином, скручиванием, закручиванием ниткой, переплетением, с помощью узлов, сцеплением ворса бархатной бумаги и ниток, скотчем.
Отделка: налепные украшения, рамочка в технике мозаики из кусочков ткани, рамочки из тесьмы, украшение кружевом.
Виды художественной техники
Лепка
Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объёмную основу.
Вылепливание предмета из нескольких частей путем примазывания одной части к другой (конструктивный способ лепки - обрубовка).
Лепка из целого куска путем вытягивания (пластический способ лепки).
Лепка из теста.
Аппликация
Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе.
Плоская аппликация из ткани на бумажной основе.
Объёмная аппликация из бумаги, природных материалов или ткани на бумажной или картонной основе.
Комбинирование в одной работе разных материалов (коллаж).
Мозаика
Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными с помощью обрывания.
Объёмная мозаика.
Выполнение мозаики из разных материалов.
Художественное складывание
Складывание приемом гофрирования («гармошкой») деталей из круга, овала, квадрата, треугольника. Объединение деталей в одном изделии.
Оригами из бумажного квадрата по схеме. Складывание квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги и ткани.
Плетение
Косое плетение в четыре пряди из текстильных материалов или бумажного шпагата, проволоки, соломы.
Прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке).
Узелковое плетение (макраме) из текстильных материалов (узлы морские и декоративные).
Шитьё и вышивание
Вышивание по криволинейному контуру швом «вперёд иголку».
Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.
2.3. Приёмы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, линейкой, стекой).
Работа с технической документацией (рисунок, схема, эскиз, простейший чертёж). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная). Условные знаки оригами: сложить «долиной», сложить «горой», складка, вогнуть внутрь, выгнуть наружу, перевернуть.
Изготовление плоскостных и объёмных изделий по рисункам, эскизам, схемам, простейшим чертежам.
-
Конструирование и моделирование
Выделение деталей изделия. Виды соединения деталей. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу и заданным условиям.
Плоскостное конструирование и моделирование из геометрических форм.
Аппликация и мозаика из геометрических фигур.
Объёмное конструирование и моделирование из готовых форм.
Более сложные (по сравнению с первым классом) технические модели из готовых форм.
Более сложные художественные образы из готовых геометрических форм (в том числе из цилиндра и конуса).
Объёмное конструирование и моделирование из бумаги
Поделки из одной или нескольких полосок, полученные приемами складывания, сгибания.
Летающие модели.
Моделирование из деталей конструктора.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Разделы |
Планируемые результаты (универсальные учебные действия) |
||||
Личностные и метапредметные результаты |
Предметные УУД |
Коммуникативные УУД |
|||
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Практика работы на компьютере Конструирование и моделирование |
Личностные УУД |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
||
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя
позиция школьника на уровне положительного
отно-шения к школе и заня- - интерес к предметно-исследовательской дея-тельности, предложен-ной в учебнике; - ориентация на пони-мание предложений и оценок учителей и това-рищей; - понимание причин успеха в учебе; - ориентация на оцен-ку результатов собствен-ной предметно-практи-ческой деятельности; - умение оценивать работы одноклассников на основе заданных кри-териев успешности уче-бной деятельности; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа собст-венных поступков и по-ступков одноклассников; - интерес к различным видам конструкторско-технологической деяте-льности. Обучающийся получит возможность для формирования: - первоначальной ори-ентации на оценку резу-льтатов коллективной деятельности; - понимания значения предметно-практиче-ской деятельности в жизни; - ориентации на анализ соответствия резуль-татов труда требова-ниям конкретной уче-бной задачи;
- способности
к само-оценке на основе задан-ных
критериев успеш-ности учебной
деятель- - представления о се-бе как гражданине России; - уважения к культур-ным традициям своей страны, своего народа; - ориентации в пове-дении на принятые мо-ральные нормы; - понимания чувств одноклассников и учи-телей. |
Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры дей-ствия в новом учебном ма-териале; - принимать установ-ленные правила в плани-ровании и контроле спосо-ба решения; - в сотрудничестве с учителем находить неско-лько вариантов решения учебной задачи; - под руководством учи-теля осуществлять поша-говый контроль по резуль-тату; - принимать роль в учеб-ном сотрудничестве; - умению проговаривать свои действия после заве-ршения работы. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учи-телем и одноклассниками; - преобразовывать пра-ктическую задачу в позна-вательную; - проявлять познавате-льную инициативу в учеб-ном сотрудничестве; - самостоятельно адек-ватно оценивать правиль-ность выполнения дейст-вия и вносить необходи-мые коррективы в конце действия. |
Обучающийся научится: - пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить небольшие со-общения в устной форме; - находить в материалах учебника ответ на задан-ный вопрос; - ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения за-дания; - осуществлять анализ объектов с выделением су-щественных и несущест-венных признаков; - осознанно читать тек-сты с целью освоения и ис-пользования информации; - сравнивать между со-бой два объекта, выделяя существенные признаки; - устанавливать причин-но-следственные связи в изучаемом круге явлений; - изготавливать конст-рукцию по рисунку, прос-тейшему чертежу - решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению способа соединения дета-лей; - создавать мысленный образ конструкции и само-стоятельно воплощать его в материале. Обучающийся научится: - понимать информацию, представленную в учебни-ке в различных формах; - наблюдать информа-ционные объекты различ-ной природы (текст, графи-ка), которые демонстриру-ет взрослый. Обучающийся получит возможность научиться: - понимать и объяснять значение компьютера в жизни человека, в собст-венной жизни; - понимать и объяснять смысл слова «информа-ция»; - с помощью взрослого выходить на учебный сайт по предмету «Технология»; - бережно относиться к техническим устройст-вам; - работать с мышью и клавиатурой, оформлять небольшие тексты с по-мощью текстового реда-ктора; - соблюдать режим и правила работы на компь-ютере. |
Обучающийся научится: - воспринимать предметныймир как основную среду обитания современного человека; - называть и описывать наиболее распространен-ные в своем регионе профессии; - понимать правила создания рукотворных пред-метов; - использовать эти правила в своей деятельности; - организовывать свое рабочее место в зависимо-сти от вида работы; - отбирать необходимые материалы и инструмен-ты в зависимости от вида работы; - соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами. Обучающийся получит возможность научиться: - использовать полученные умения для работы в домашних условиях; - называть традиционные народные промыслы или ремесла своего края. Обучающийся научится: - узнавать и называть освоенные материалы, их свойства; - называть новые свойства изученных ранее мате-риалов; - подбирать материалы по декоративно-художе-ственным свойствам в соответствии с поставленной задачей; - узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов; - экономно расходовать используемые материалы; - применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла); - распознавать простейшие чертежи и эскизы; - изготавливать плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам, эскизам. Обучающийся получит возможность научиться: - изготавливать изделия по простейшим черте-жам; - выстраивать последовательность реализации собственного замысла. Обучающийся научится: - выделять детали конструкции изделия, называть их форму, взаимное расположение, вид, способ сое-динения; - изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств; - анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу или эскизу; |
Обучающийся научится: - договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкнове-ния интересов; - строить понятные для партнера выска-зывания; - контролировать действия партнеров в совместной деятель-ности; - воспринимать дру-гое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать
вопросы, адекватные данной си-туации,
позволяющие оценить ее в процессе проявлять
инициативу Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать в со-трудничестве по-зицию других людей, отличную от собст-венной; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимо-действии;
-
продуктивно раз-решать конфликты
на основе учета инте-ресов и позиций
всех - оценивать дейст-вия партнера и соот-носить со своей точ-кой зрения; -
адекватно испо-льзовать средства
устной речи для ре- |
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Контроль и оценка результатов обучения проводится в виде выставок и анализа работ учащихся. Контроль за уровнем достижений учащихся по технологии производится в форме итоговой (индивидуальной или коллективной) творческой работы.
Поурочно-тематическое планирование.
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Планируемые предметные результаты |
Возможные виды деятельности учащихся |
Мир природы (11ч.) |
||||
1 |
Обрывная аппликация. |
|
Умение наблюдать за объектами природы, понимать их красоту, бережно использовать природные дары, пытаться передать совершенство природных форм, используя различные материалы |
Знакомство с правилами безопасной работы, инструментами и приспособлениями. Накопление и обогащение сенсорного опыта. Развитие навыков обрывания бумаги по контуру, обрывание по спирали. |
2 |
Объемная аппликация. |
|
Активизируются летние впечатления детей, а также знания о конструировании из природного материала. Различные техники выполнения объемной аппликации. |
Конструирование на более сложном уровне, создание и классификация объектов живой природы по разным признакам, используя уже накопленный опыт. Развитие навыка работы со скрученной бумагой. |
3 |
Аппликация из птичьих перьев |
|
Активизация знаний об использовании природного материала в поделках, в частности работы с птичьими перьями |
Накопление и обогащение сенсорного опыта, изображение природных объектов на плоскости из птичьих перьев. |
4 |
Рисунок на пластилине. |
|
Активизация знаний и опыта работы с пластилином. Навыки получения различных отпечатков на пластилиновой основе. |
Дети строят изображение на плоскости при помощи различных средств-штампов на пластилиновой основе. Техника отпечатков на пластилине усложняется, добавляется многоцветная основа. |
5 |
Мозаика из обрывных кусочков. |
|
Дети приучаются к анализу изображения, к ситуации выбора, исходя из имеющихся материалов и личных предпочтений. |
Осуществляется переход к технике обрывания бумаги для изображения природных объектов. |
6 |
Мозаика из газетных комков. |
|
Навык работы с «бросовым» материалом. |
Дети открывают для себя новые практические способы выполнения мозаики. Навыки скатывания комочков из бумаги. Получение комочков разного оттенка – от белого до черного. |
7 |
Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги. |
|
Активизация опыта работы с бумагой. Знакомство с понятием «живописная мозаика». |
Поэтапное выполнение работы над картиной, создание из обрывных кусочков бумаги. Конструирование из природного материала, но на более сложном уровне, создание и классификация объектов живой природы по разным признакам, используя уже накопленный опыт. |
8 |
Объемная мозаика из гофрированной бумаги |
|
Активизация знаний и навыков работы с гофрированной бумагой. Создание образа. |
Первоначальные навыки работы с кусочками (обрывная мозаика) гофрированной бумаги. Выполнение экспериментов с таким видом бумаги. |
9 |
Оригами. |
|
Активизация знаний условных обозначений оригами. Способ выполнения исходной формы «водяная бомбочка». |
Создание объектов живой природы в технике оригами с привлечением различных видов бумаги. |
10 |
Складываем из ткани. |
|
Формирование навыков работы с накрахмаленной тканью. |
Складывание праздничной салфетки по схеме. |
11 |
Итоговый урок – фантазия. |
|
Презентация тематических выставок поделок «На суше», «В воздухе», «В воде». |
Отвечая на вопросы итогового урока учащиеся обобщают знания и умения, полученные при изучении первого раздела учебника. |
Подарок своими руками (10ч.) |
||||
12 |
Обрывная аппликация из журнальной бумаги и фантиков. |
|
Решаются задачи личностного развития учащихся средствами художественного труда, формирования у детей нравственно-эстетических чувств, стремления активно взаимодействовать с другими учащимися в процессе выполнения поисково-творческих задач. |
Создание аппликации из различных видов бумаги. |
13 |
Аппликация из ткани. |
|
Формирование навыков работы с кружевом, тюлем. Создание открыток с аппликациями в этой технике. |
Поэтапное создание художественных образов из кружева. Различные способы наклеивания деталей. |
14 |
Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. |
|
Активизация знаний о технике мозаики из различных «бросовых» материалов. |
Конструирование из различных материалов. Работа над созданием композиции. |
15 |
Мозаика из кусочков клеенки. |
|
Закрепление навыков работы над мозаикой из различных материалов. |
Оклеивание предмета в технике мозаики. |
16 |
Мозаика из ватных шариков. |
|
Активизация знаний о мозаике из кусочков ваты, поролона, ткани. |
Конструирование из различных материалов. Формирование навыка скатывать плотные ровные ватные шарики одинакового размера. |
17 |
Косое плетение в четыре пряди. |
|
Активизация знаний о технике плетения. |
Плетение различных поделок из четырех прядей. |
18 |
Прямое плетение из полосок бумаги. |
|
Знакомство с шахматным плетением. Овладение новой техникой плетения. |
Выполнение разметки и на ее основе создание художественных образов с помощью прямого плетения. |
19 |
Узелковое плетение. |
|
Работы, связанные с плетением из шнура, особенно актуальны для развития мелкой моторики обеих рук, так как в этом процессе одинаково задействованы левая и правая руки, и такая работа гармонизирует полушария головного мозга. Приобретение навыков завязывания узлов. |
Плетение из шнура. Завязывание различных узлов. Использование узелкового плетения в поделках. |
20 |
Игрушки из бумажных полосок. |
|
Активизация знаний о работе с бумагой. Приобретение навыков объемного моделирования. |
Выполнение поделок из бумажных полосок. Поэтапное выполнение игрушек из бумажных полосок. |
21 |
Итоговый урок – фантазия. |
|
Итоговые вопросы в конце раздела приучают учащихся анализировать изученный материал, делать логические выводы. |
Организация и проведение праздника «Всем подарочек найдется». |
Мир сказочных героев (6ч.) |
||||
22 |
Лепка конструктивным способом. |
|
В разделе «Мир сказочных героев» дети фантазируют, создавая образы литературных героев и придумывая собственные. При этом они изучают новые технологии работы с пластилином. |
Знакомство с новыми технологиями работы с пластилином. |
23 |
Налепные украшения. |
|
В ходе разрешения коллизий и проведения эксперимента дети узнают новый способ получения материала для аппликаций, обучаются соединять в одной работе разные, уже знакомые им материалы. Создавая образы любимых героев и украшая их. |
Второклассники учатся простейшему моделированию и украшению одежды. |
24 |
Лепка из целого куска пластилина способом вытягивания. |
|
Приобретение опыта работы в технике вытягивания целого куска пластилина и создание из него сказочного образа. |
Знакомство с новыми технологиями работы с пластилином. |
25 |
Аппликация из ткани. |
|
Активизация знаний и навыков работы с тканью. |
Создание художественных образов из ткани, приклеенной на бумагу, на картонной основе. |
26 |
Мозаика и аппликация из геометрических фигур. |
|
Создание образов из геометрических фигур. Активизация знаний о композиции. |
Приобретение навыков в моделировании из геометрических фигур и их частей. |
27 |
Итоговый урок – фантазия. |
|
|
Завершает раздел игра «путешествие на бал сказочных героев», во время которой обобщаются полученные знания. |
Уютный дом (7 ч.) |
||||
28 |
Шов «вперед иголку». |
|
Дети осваивают первоначальные навыки шитья, простейшую вышивку, пришивание пуговиц. Освоенные технологии прививают навыки самостоятельности, самообслуживания, привлекают внимание к посильной помощи по дому. |
Индивидуальная работа по формированию умений пришивать разные пуговицы. |
29 |
Двойной шов «вперед иголку» |
|
Дети осваивают первоначальные навыки пришивания пуговиц. Использование пуговиц для создания художественных образов. |
Создание художественных образов с помощью пуговиц. Использование приемов безопасной работы с иглой. |
30 |
Объемное моделирование и конструирование. |
|
Активизация знаний по моделированию и конструированию. |
Выполнение моделей из готовых форм. |
31-32 |
Летающие модели. |
|
Формирование навыков моделирования. |
Создание летающих моделей. |
33 |
Электробытовая техника. |
|
Знакомство с новой бытовой техникой. Понимание необходимости бережного отношения с техническими устройствами. |
Учащиеся знакомятся с различными видами бытовой техники. |
34 |
Итоговый урок – фантазия. |
|
Обобщение полученных знаний и умений. |
Учащиеся активизируют навыки, умения и знания, полученные за год обучения. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Специфическое сопровождение (оборудование)
-
Инструменты и приспособления для ручной обработки материалов: ножницы, линейка, угольник, циркуль, иглы, нитковдеватель, дощечки для лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти.
-
материалы для изготовления изделий:, картон, ткань, нитки, текстильные материалы, пластилин, солёное тесто, природные материалы «бросовый» материал, пуговицы.
-
Наборы «Конструктор».
Электронно-программное обеспечение:
-
Электронные библиотеки по искусству,DVD-фильмы с описанием технологии изготовления различных поделок, о природе, архитектуре, дизайне;
-
Презентации по технологии;
Технические средства обучения:
-
Мультимедийный проектор;
-
Компьютер с художественным программным обеспечением;
-
Демонстрационный экран;
-
Ксерокс, принтер.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре