Калейдоскоп летних фантазий.
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Программа летнего отдыха
«Каникулы - 2012»
Авторы:
Воронина Л.А., учитель музыки
Исилькуль, 2012
каникулы-это
Творчество + фантазия + отдых + знания =
«Наполним сердце музыкой прекрасной!
Наполним душу радужным теплом!
И станет край наш творческим и ясным,
Талантливые дети будут в нём!»
Заповеди творческой личности:
-
Будь хозяином своей судьбы.
-
Достигни успеха в том, что ты любишь.
-
Внеси свой посильный вклад в общее дело.
-
Строй свои отношения с людьми на доверии.
-
Развивай свои творческие способности.
-
Будь смелым и добрым.
-
Заботься о своём здоровье.
-
Не теряй веру в себя.
-
Сочетай материальное благополучие с духовным удовольствием.
-
Старайся мыслить творчески.
План.
I. Введение.
1. Обоснование выбора программы (актуальность).
2. Психолого- педагогические основы программы.
3. Педагогические принципы программы.
4. Цель работы педагогического коллектива в летний период.
II. Цели и задачи программы.
1. Концепция программы.
2.Основное содержание программы.
3. Кадровое обеспечение.
III. Механизмы реализации программы.
IV. Ожидаемые результаты.
V. Литература.
VI. Приложение.
I.Введение.
1. Обоснование выбора программы.
В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы одной из первостепенных задач является повышение значимости и качества воспитательной работы со школьниками.
Летние каникулы – лучшее время для развития творческого потенциала и совершенствования возможностей ребёнка, его приобщения к новым культурным ценностям, вхождения в систему новых социальных связей и воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно-значимых сферах жизни и деятельности.
Для решения проблемы организации оздоровления, отдыха и досуга школьников в летний период при МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» действует лагерь дневного пребывания детей, в деятельности которого приоритетная роль отводится приобщению учащихся разных возрастов к культуре и искусству.
В Концепции модернизации образовательной области «Искусство» сказано: «Искусство, в силу своей природы способно эффективно помочь ребенку построить целостную картину мира, научиться принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций».
Именно эти постулаты легли в основу предлагаемой комплексной программы летнего отдыха «Калейдоскоп летних фантазий», где соединились в органическом единстве творчество, отдых, фантазия и знания. Через взаимодействие музыки, изобразительного искусства, технологии, литературы, физической культуры и краеведения продолжается непрерывный процесс духовно-нравственного развития личности. Эта работа направлена на изучение культуры и истории родного края, города Исилькуля, своей малой Родины. Воспитание истинного гражданина и патриота – это основа всей нашей работы. С. Соловейчик сказал: «Воспитание – это питание добром через слово, музыку, мазок кисти».
Предполагаемая программа летнего отдыха является органичным продолжением деятельности творческой Академии культуры и искусства «Душа России» в каникулярное время, которая создана в связи с выдвинутой на базе нашей школы новой образовательной инициативы, а именно: «Сочетание содержания учебной и внеучебной деятельности по предметам художественно-эстетического направления как условие для личностного развития учащихся».
Основная идея программы: « Наполним добротой сердца и души,
Родного края, восхищаясь красотой!»
Программа «Калейдоскоп летних фантазий» призвана формировать эстетический взгляд на мир, художественно-эстетическую культуру школьников, развивать коммуникативную культуру учащихся, мотивацию познания и творческого самовыражения. Она обеспечивает такие условия и содержание деятельности, которые в наибольшей степени способствуют гармонизации подростков, ориентируют учащихся на развитие способности самосовершенствования.
Реализация программы способствует формированию нравственно-эстетической личности школьника, позволяет повысить культурный уровень обучающихся, развивает интерес к изучению и углублению знаний, творческие способности учащихся.
Программа предполагает расширение у обучающихся круга знаний по истории России, знание традиций, культуры, обычаев и истории своего родного края, формирование чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину, воспитания гражданственности и патриотизма.
Актуальность данной программы основана на очевидном значении в современную эпоху творческого самовыражения учащихся, повышения культурного уровня личности (а начинать нужно с юного поколения). Значимость и своевременность данной программы очевидна также в свете позитивного развития учащихся, формирования у них правильного мировоззрения, осмысления самого себя, поиска вечных вопросов человеческого бытия, понимания своего места в жизни общества, способности адаптироваться к меняющемуся социуму.
2. Психолого-педагогические основы программы.
В основе программы лежит личностно - ориентированный подход, реализуемый через:
-
удовлетворение потребностей и интересов детей и подростков, предоставление им возможности для самостоятельности и творчества;
-
объединение детей в профильные отряды, что удовлетворяет потребностям в дополнительном образовании, эмоциональным контактам, обмену информацией, приобретению опыта социальных отношений и взаимодействий;
-
сочетание и реализация массовых, групповых и индивидуальных форм организации деятельности.
Основная идея программы – через игру, занятия в творческих мастерских привлечь детей в проводимые конкурсы, игры, дела.
Игра позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться, попробовать себя в разных социальных ролях. Программа предусматривает не только получение отдельных знаний, умений, но и направлена на творческую активность, развитие потенциальных возможностей детей.
3. Педагогические принципы программы.
В основе программы лежат следующие принципы:
-
доступность предлагаемых форм работы возрастным особенностям детей;
-
принцип гуманизации, отношение к каждому ребенку как к самоценности;
-
принцип духовности, проявляющийся в формировании у детей гуманистических, духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению нравственных норм морали;
-
принцип демократизма, обозначающего воспитание детей, способных жить в условиях демократической системы отношений, основанной на взаимодействии и сотрудничестве, сотворчестве, содружестве;
-
принцип гражданственности и патриотизма , предполагающий формирование национального самосознания как одного из основных условий, обеспечивающих связь между поколениями, освоение национальной культуры;
-
принцип толерантности – терпимости к мнению других, милосердие, уважение прав других, сотрудничество;
-
принцип индивидуализации, заключающийся в том, что каждый получает свободу проявления своих индивидуальных способностей;
-
принцип вариативности, включающий многообразие форм работы, отдыха и развлечений.
4. Цель работы педагогического коллектива
в летний период.
Целью работы педагогического коллектива в летний период является создание системы интересного и разнообразного по формам и содержанию отдыха и оздоровления детей.
II.Цели и задачи программы.
Цель:
создать оптимальные условия, обеспечивающие отдых детей,
их оздоровление и творческое развитие.
Задачи:
-
организация системы оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой распространенных заболеваний у детей;
-
укрепление навыков здорового образа жизни;
-
раскрытие творческого потенциал детей, помощь в адаптации к социальной среде;
-
развитие различных форм общения в разновозрастных группах.
1. Концепция программы.
Учитывая особенность предлагаемой программы «Калейдоскоп летних фантазий», педагогический коллектив определяет следующие аспекты деятельности:
Общие цели программы:
-
Предоставить возможности ребенку выразиться в различных видах творческой деятельности в зависимости от его интересов и способностей.
-
Способствовать получению и расширению знаний учащихся о культуре России и культуре родного края.
-
Воспитывать у обучающихся нравственно-эстетические качества.
-
Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к культуре родного края и ответственности за будущее малой Родины и России в целом.
-
Формировать потребность в общении, творческой деятельности и самоорганизации.
-
Способствовать получению и расширению художественных, исторических, экологических, правовых знаний учащихся.
Реализация данной программы предполагается через следующие формы работы, которые актуализированы, логически сочетаются и направлены на получение того или иного результата:
-
занятие в творческих мастерских и студиях;
-
исследовательская и проектная деятельность;
-
праздники;
-
дискуссии, беседы на патриотические и нравственные темы;
-
конкурсы актёрского мастерства, «минута славы», «секрет успеха»;
-
дебаты, споры, диспуты;
-
студии и часы здоровья;
-
фестивали, концерты, выставки;
-
экскурсии, встречи с интересными людьми;
-
сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
Схема взаимодействия МОУ «СОШ №3» с учреждениями дополнительного образования и учреждениями культуры в летний период.
Управление данной деятельностью как непрерывным процессом осуществляется через Координационный Творческий Совет
Союз
творческих сил
Министерство
по образованию Министерство
по
чистоте и дисциплине Министерство
по спорту и здоровому образу жизни
Министерство
по досугу Министерство
по информации Министерство
по экологии
Творческий совет осуществляет планирование работы, которое может в процессе деятельности изменяться и корректироваться; определяет конечный результат деятельности на том или ином этапе работы; координирует совместный план действий с Управлением образования и Комитетом по молодёжной политике как ведущими структурамим муниципального образования.
2. Основное содержание.
Реализация цели и задач состоит в организации сюжетно-ролевой игры «Городок творчества и фантазии». Участниками игры становятся жители детского городка: дети, педагоги, вожатые, администрация.
Реализация программы возможна благодаря организационной структуре смены. Лагерь- это детский городок. Дети сформированы в разновозрастные отряды, каждый из которых «проживает» на своем бульваре:
-
Бульвар «Акварелька»
-
Бульвар «Музыкальная шкатулка»
-
Бульвар «Таинство природы»
-
Бульвар «Удаль молодецкая»
Каждый ребёнок, становясь участником игры, представляет собой часть творческого коллектива. Названия своим отрядам дети придумывают сами. Соответственно названию оформляется помещение и уголок отряда, подбирается девиз, песня, эмблема.
Игра начинается с момента знакомства с детьми и продолжается в течение 18 дней. Включению в игру способствует игровой материал, знаки различия и успеха, игровые талисманы, эмблемы, зашифрованные названия и т.д.
Важной особенностью развития игрового сюжета являются:
игровые правила, знакомство с которыми происходит в первый день, через общелагерную игру «Секреты городка». В ходе игры ребята знакомятся с лагерем, педколлективом, нормами и правилами общения в городке. Правила игры должны стать нормой поведения в группе, принести новый социальный опыт каждому участнику игры, помогая в приобретении ценных общечеловеческих качеств, умений и навыков, жизненно необходимых каждому.
Включаясь в игру, дети знакомятся со словарем детского городка:
-
Лагерь - детский городок;
-
Штаб лагеря - Центр городка;
-
Общелагерный сбор - городской совет;
-
Отряды - бульвары;
-
Начальник лагеря - главный взрослый;
-
Старший вожатый - направляющий взрослый;
-
Старший педагог - строгий взрослый;
-
Воспитатель, вожатый - старший проводник;
-
Музыкальный руководитель – клавишный взрослый;
-
Медик - колючий взрослый;
-
Физрук - гнутый взрослый;
-
Дети (актив) - союз творческих сил(СТС).
Органам самоуправления является Союз творческих сил, который организует в начале смены «Банк идей» (на основе которого составляется план смены);
Успехи деятельности каждого отряда отражаются через экран соревнований в общелагерном уголке (с использованием различной цветовой гаммы). На протяжении всей смены выявляется диагностика настроения.
В течение всей смены работают «Творческие мастерские, студии», в которых ребята должны не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и научиться передавать их сверстникам. По итогам занятий в «Творческих студиях» проводятся выставки, вернисажи, конкурсы, концерты.
В последний день смены проводится подведение итогов, награждение лучших отрядов, участников смены.
Схема организации самоуправления.
Жизнь в городке строится по следующим законам и правам:
Права коллектива:
-
Право безопасности жизни.
-
Право уважения личности.
-
Право творческого созидания (индивидуального и
коллективного творчества).
-
Право познания и развития.
-
Право свободы выбора деятельности.
-
Право свободного общения.
-
Право инициативы.
-
Право быть счастливым.
Законы коллектива:
-
Закон территории.
-
Закон точного времени.
-
Закон доброго отношения.
-
Закон охраны природы.
-
Закон здорового образа жизни.
-
Закон уважения (личности человека, чужого труда, чужого мнения).
-
Закон красоты («В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»).
-
Закон соуправления и самоуправления.
-
Закон свободы слова и гласности.
-
Закон поднятой руки.
За исполнением законов следит Союз творческих сил, который предлагает их жителям городка, а те, в свою очередь, дают своеобразную клятву следовать законам коллектива.
Режим дня.
830 Утро. Солнышко встает - в городок ребят зовет.
845 Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам
зарядку.
915 Каша, чай, кусочек сыра - вкусно, сытно и красиво.
1000- 1300 Кто рисует, кто поёт,
Дел у нас невпроворот!
1300-1400 Нас столовая зовет, суп отличный и компот.
1400-1500 К нам приходит тишина. Отдыхает детвора.
Завтра снова в городок поспеши ты, наш дружок!
Реализация задач, поставленных в данной программе, обеспечивается через следующие направления работы:
I. Художественное и декоративно- прикладное направление.
Цель:
-
Развивать художественно-творческие способности учащихся, образное и ассоциативное мышление, фантазию, зрительно- образную память, эмоционально-эстетическое восприятие действительности.
-
Расширить знания об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира;
-
Воспитать нравственные качества личности школьника, обеспечивающие духовное развитие личности.
Задачи:
-
Развитие у детей эстетических способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления и понимания прекрасного.
-
Воспитание интереса и любви к искусству родного края.
-
Приобщение к изучению творчества художников-живописцев Омской области.
Творческие мастерские:
-
«Пейзажи родного края», «Уголки Исилькуля» (живопись),
руководитель – учитель ИЗО и черчения Стаценко В.В.;
-
«Русский сувенир», «Чудеса соломки» (народное зодчество, народные промыслы, рукоделие) руководители – учителя технологии Гурбанова Е.А. и Нужных В.Н, учитель ИЗО Стаценко В.В.
II. Музыкально – театральное и литературное направление
Цель:
-
Способствовать получению, расширению и углублению знаний учащихся о музыкальной культуре России, Сибири, родного края как части России;
-
Воспитывать у учащихся нравственно-эстетические качества;
-
Развивать творческие способности учащихся через различные виды деятельности.
Задачи:
-
Формирование духовного мира учащихся через взаимодействие с культурными центрами города: школой Искусств, Домом Детского Творчества, Домом Культуры, Исилькульским историко-краеведческим музеем, районной библиотекой;
-
Формирование художественного вкуса;
-
Расширение музыкального кругозора через знакомство и исполнение музыкальных произведений земляков;
-
Воспитание чувства гордости за свой край, город, школу;
-
Углубление знаний о традициях, обрядах и обычаях родного края, Сибири, России;
-
Формирование потребности в общении, творческой деятельности, самоорганизации.
Творческие мастерские:
-
«В мире русской литературы» (словесный фольклор, язык) руководитель – учитель русского языка и литературы Чижикова Т.И.
-
Театр кукол «Арлекин» (игровой фольклор) руководитель - учитель изобразительного искусства и черчения Стаценко В.В.
-
«Преданья старины глубокой» (драматический фольклор, народная музыка, народная хореография, народные праздники и обряды) –
руководители учитель музыки Воронина В.В., учитель ИЗО
Стаценко В.В.
-
«Как не петь нам о земле сибирской» (самостоятельная авторская песня родного края) руководитель – учитель музыки Воронина Л.А.
III. Историко-культурное, граждановедческое и
краеведческое направление
Дает возможность воспитать у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за её прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества.
Цели:
-
Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России, Сибири, малой Родине: ее истории, традициях, культуре, праве.
-
Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны, родного края.
-
Воспитывать у обучающихся любовь, чувство гордости за свой родной край, город, школу.
-
Воспитывать детей гражданами своей Родины, России.
-
Воспитывать у обучающихся активную жизненную позицию, интернациональные чувства.
Через систему краеведения и историко-культурной деятельности предполагается воспитание в будущем гражданине России таких качеств личности:
-
чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину, свой край;
-
высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно;
-
чувство личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, трудовой и досуговой сферах жизни;
Творческие мастерские:
-
«Сторонка русская, родная» (религия, быт, обычаи, обряды, (этноэтикет) руководитель – учитель ИКН
Пономаренко Т.А.
-
«Я – гражданин и патриот России» руководитель – учитель истории Шибаев А.А.
IV . Здоровьесберегающее направление
Предполагает воспитывать в будущем гражданине России физическое совершенство, умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни.
Учащиеся знакомятся с народными играми, молодецкими забавами; постигают особенности русской кухни, учатся готовить национальные блюда, правильно питаться.
Творческие мастерские:
-
«Удаль молодецкая» (народные игры) руководитель – учитель физической культуры Ерошенко С.И.
-
«Секреты русской кухни» - руководитель учитель технологии Гурбанова Е.А.
3.Кадровое обеспечение.
Педагогический
коллектив смены Административная
группа Педагоги Педагоги
дополнительного образования Вожатые
Вожатые – студенты Исилькульского педагогического колледжа и учащиеся старших классов.
III. Механизм реализации программы.
1. Подготовительный этап включает:
- подбор кадров;
- комплектование отрядов, разработку документации.
2. Организационный этап включает:
- знакомство;
- выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
- формирование законов и условий совместной работы;
- подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
3. Основной этап включает реализацию основных
положений программы.
Родители, дети, педагоги, общественные организации- организаторы программы:
- познают, отдыхают, трудятся;
- делают открытия в себе, в окружающем мире;
- учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
- развивают способность доверять себе и другим;
- укреплять здоровье.
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков и др.
4. Заключительный этап.
Психолого - социально- педагогический анализ результатов.
-
Ожидаемые результаты.
-
Успешная реализация сюжетно- игровой модели смены. Показателем успешной реализации программы являются положительные отзывы родителей (альбом «Отзывы и предложения»); отдохнувших детей Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.
-
Укрепление здоровья воспитанников.
-
Развитие творческой активности каждого ребенка.
-
Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
Органичное сочетание данной программы решает проблему развития творческого потенциала ученика, потому что, как сказал Академик Д.С. Лихачев: «Каждый человек талантлив, особенно дети». Это сочетание создает оптимальные условия для активной познавательной деятельности учащихся, служит систематизации и обобщению полученных знаний и в итоге – гармоническому развитию Личности в целом, той личности, на которую направлена реализация национального проекта «Образование», которая будет жить и работать в новой стране, где происходит становление новой системы образования, ориентированной на духовно-нравственное воспитание, формирование таких качеств юных граждан, как приверженность демократическим ценностям, чувства социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родины.
V. Литература.
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Конвенция ООН «О правах ребёнка».
3. Приказ «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». - М.: Министерство образования РФ, 2009.
4. Левочкина О.Е., Кашеварова И.Л. « Программы и методические рекомендации по организации спортивно- оздоровительного лагеря».- М.: ГОУ ЦРСДОЖД, 2008г.
5. Журнал «Народное образование». -№3.- 2010г.
Гурбина Е.А. «Летний оздоровительный лагерь (нормативно- правовая база)».- Волгоград: «Учитель», 2010г.
6. Как рождается лагерь. Часть 1,2. Открытые двери-96:из опыта работы Омского областного скаутского центра СИБИРЬ. - Омск,2009.
7. Сценарии праздников, конкурсов, игр. Для воспитателей и педагогов-организаторов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2011.
8. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010
-
1 день
- Добро пожаловать, друзья!
- Встреча детей;
- «Банк идей»;
- Отрядные огоньки «Давайте знакомиться!»;
2 день
- Открытие «Дизайн- интерьер - клуба»;
- Конкурс букетов «Искорки лета»;
- Операция «Полундра»;
- Подготовка к открытию.
3 день
- Открытие.
- Торжественная линейка;
- Представление отрядов;
- «Секреты городка»;
-Концерт «Возьмемся за руки, друзья»;
- Мультитека
4 день
- День спорта.
- Открытие
Олимпиады- 2007;
- Дружеская встреча
по футболу;
- Кросс «В здоровом
теле - здоровый дух»;
Спортивный праздник
«О спорт, ты мир!»;
5 день
- День леса.
- Зоологические забеги;
- Конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазии»;
-Праздник «Белоствольная красавица»;
6 день
- День памяти.
- Торжественная линейка, посвящен - ная окончанию ВОВ;
- Конкурс рисунков;
- «Песня в военной шинели»;
- Просмотр фильмов о войне.
7 день
- День золушек и принцев.
-Конкурс «Модельер»;
-Золушка- 2007;
- Принц - 2007;
8 день
- День города.
- «Моя малая Родина г. Исилькуль»;
Конкурс рисунков «Я вижу мир».
9 день
- День детектива
- Интеллектуальный экспресс;
-«По следам Шерлока Холмса»;
-Следствие ведут знатоки;
10 день
- Секреты успеха
- Турнир по дартсу;
- В мире сказок и легенд.
11 день
- День любви.
- Почта любви;
-Половинка моя;
12 день
- День юного пожарника.
- Эвакуация при пожаре;
- Конкурс рисунков «Лесные пожары»;
- Зарничка.
13 день
- День наоборот.
-«Долина смеха»;
- Джентльмен шоу;
-Наши люди в Голливуде;
Футбол для тех, кому за 10;
14 день
- День знахаря.
- Игра«Будь
здоров»;
Конкурс рекламных роликов «За здоровый образ жизни»;
15 день
- День рекордов.
- Книга рекордов городка;
- Гиннес- шоу;
- Конкурс «Минута славы»
16 день
- День творчества.
- «Музыкальный калейдоскоп»;
- Подготовка к закрытию;
17 день
- Торжественная линейка закрытия;
- Заключительный концерт «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались;
18 день
День прощания.
До новых встреч, друзья!
Гимн детского городка
(на мелодию песни «Чунга-Чанга»)
1.Город детства в нашей школе есть,
В нём фантазий и чудес не счесть.
Ребятишки бегают гурьбой,
Увлекают взрослых за собой!
Припев:
Город детства(2), в нём живётся интересно(2),
Город детства!
В мире всё не постоянно, только дети там желанны(2),
Город детства!
2.В нём мы дружно, весело живём,
Вышиваем, рисуем и поём!
Отдохнуть нам всем поможет спорт,
Впереди вновь ждёт учебный год!
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»