Мастер-класс "Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе"
Мастер-класс
"Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе"
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
-
Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
-
Дать представление о классификации рефлексии;
-
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
-
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.
Ход мастер – класса.
I. ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ
- Давайте
познакомимся. Я предлагаю назвать свое
имя и качество вашего характера, которое
начинается на первую букву вашего
имени.
Меня зовут Татьяна, мое качество
трудолюбие. (Представление участников)
-
А теперь Вы.
Познакомились. Давайте оценим, на сколько успешно прошло наше знакомство. Если вам понравилась, то поднимите карточки с показом большого пальца вверх, а если нет, то - вниз.
Спасибо!
А теперь выйдите, пожалуйста к нам те, у кого на обратной стороне карточки есть буквы. Соберите из них слово, встаньте так, чтобы мы могли его прочитать. (Рефлексия)
II. ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА:
Тема моего мастер – класса «Рефлексия». На сегодняшний день эта тема актуальна в связи с внедрением стандартов второго поколения при формировании УУД (личностных, регулятивных, коммуникативных).
III. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:
Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
В своей деятельности я использую разные виды рефлексии.
-
рефлексия настроения и эмоционального состояния
(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)
Можно применять:
-
карточки с изображением лица;
-
показ большого пальца вверх или вниз;
-
«солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
-
«радостный сказочный герой» - всё хорошо, «грустный сказочный герой» - плоховато;
-
«маятник настроения» - отображает настроение ребёнка (Маятник в сторону картины с ясным небом или пасмурным).
-
рефлексия деятельности
(этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)
Можно применять:
-
«лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;
-
«наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;
-
«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки; и другие.
Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.
Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.
-
рефлексия содержания учебного материала
(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).
Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:
-
Своей работой я:
-
доволен…
-
не совсем доволен…
-
я недоволен, потому что…
-
Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
-
они мне нравятся больше остальных…
-
я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями
-
они легче остальных заданий
-
Сегодня на уроке я…
-
научился...
-
было интересно…
-
было трудно…
-
мои ощущения…
-
этот урок дал мне для жизни…
-
больше всего понравились задания…
Понимая, что ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я предлагаю очень простой выход. Собрать всё на одном листе, вложить в файл и иметь его на каждой парте постоянно «Карта рефлексии урока».
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:
А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 1-2 классах. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить, при этом используем здоровьесберегающие технологии.
У «человечка» руки опущены – Ваш вариант мне не понравился, у «человечка» руки разведены в стороны – неплохой вариант, у «человечка» руки подняты вверх – очень интересный вариант.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА МАСТЕР - КЛАССА:
В заключении мне хотелось бы рассказать одну притчу.
“Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
Так все в наших руках. Именно мы можем сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.
VI. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:
И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе, предлагаю поднять зеленую карточку, а если это все вас не тронуло – желтую.
Спасибо за работу!
|
|
|
|
|
|
|
|
Р |
е |
ф |
л |
е |
к |
с |
и |
я |
|
Карта рефлексии урока
-
Своей работой я:
-
доволен…
-
не совсем доволен…
-
я недоволен, потому что…
-
Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
-
они мне нравятся больше остальных…
-
я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями
-
они легче остальных заданий
-
Сегодня на уроке я…
-
научился...
-
было интересно…
-
было трудно…
-
мои ощущения…
-
этот урок дал мне для жизни…
Карта рефлексии урока
-
Своей работой я:
-
доволен…
-
не совсем доволен…
-
я недоволен, потому что…
-
Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
-
они мне нравятся больше остальных…
-
я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями
-
они легче остальных заданий
-
Сегодня на уроке я…
-
научился...
-
было интересно…
-
было трудно…
-
мои ощущения…
-
этот урок дал мне для жизни…
- Технологическая карта урока по математике "Площадь прямоугольника", 2 класс, УМК "Планета Знаний"
- Предметный смысл сложения. Знакомство с терминологией: выражение, равенство, название компонентов и результата действия. Изображение равенства на числовом луче.
- Урок "Умножение двузначного числа на однозначное. Решение задач"
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»