Семья. Семейные традиции.
Краткое описание
Dоспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, развитие
интереса к истории своей семьи.
интереса к истории своей семьи.
Описание
<!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:«Cambria Math»; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:1; mso-generic-font-family:roman; mso-font-format:other; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:0 0 0 0 0 0;} @font-face {font-family:Calibri; panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1073750139 0 0 159 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:10.0pt; margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:«Calibri»,«sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:«Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} p.MsoFooter, li.MsoFooter, div.MsoFooter {mso-style-priority:99; mso-style-link:«Нижний колонтитул Знак»; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; tab-stops:center 233.85pt right 467.75pt; font-size:11.0pt; font-family:«Calibri»,«sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:«Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} span.a {mso-style-name:«Нижний колонтитул Знак»; mso-style-priority:99; mso-style-unhide:no; mso-style-locked:yes; mso-style-link:«Нижний колонтитул»;} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:«Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} .MsoPapDefault {mso-style-type:export-only; margin-bottom:10.0pt; line-height:115%;} @page Section1 {size:595.3pt 841.9pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:35.4pt; mso-footer-margin:35.4pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --> Семья.Семейные традиции.
(8-9кл)
Учитель МКОУ «СОШ №4»
Н.К.Быструшкина
Омская область, г.Исилькуль
Цель проведения мероприятия:
воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, развитие
интереса к истории своей семьи.
Задачи: — формирование представлений о жизненном идеале семьи;
— знакомство с наиболее распространенными традициями семьи;
— формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
— сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей.
Подготовительная работа к мероприятию:
1. Поиск пословиц и поговорок о семье.
2.Подготовка песни «Родительский дом».
3. Стихи о доме, семье.
4. Проведение анкеты среди учащихся «Ваши взаимоотношения в семье».
5. Анкетирование родителей, мини-сочинения родителей о своих детях.
6. Сочинения учащихся на одну из тем «Кем бы вы могли гордиться в семье?»,
«Семейные династии», «Свободное время в семье», «Семейные традиции».
7. Оформление газеты с фотографиями, комментариями: «Давайте заглянем в семейный
альбом» (можно выпустить классный альбом).
8. Моя родословная. Составление генеалогического дерева своей семьи.
9. «Семейное творчество» — выставка.
10. «Кирпичики семейного дома».
План проведения мероприятия:
1. Введение. Исполнение песни «Родительский дом».
2. Что такое семья?
3. Семейные традиции. Кем я могу гордиться в моей семье? Выступление учащихся с отрывками из своих сочинений: «Папа — для меня все», «Мои дедушка и бабушка», «Моя мама»… Выставка и рассказ о старинных семейных предметах, фотографиях, поделках.
4.Традиция проведения свободного времени в семье.
5. Семейные праздники. Кулинарные традиции.
6. Заключение.
1.Введение.
Семейные праздники. Семейные традиции.
Изречения (на доске, на плакатах):
«Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети». (А.С. Макаренко)
«Если ты хочешь изменить государство начни с провинции. Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов. Если ты хочешь изменить районы, начни с городов. Если ты хочешь изменить города, начни с улиц. Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов. Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя». Конфуций.
«Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». (Всеобщая декларация прав человека. Статья 16-3)
«К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе». (Сократ)
«Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной». (У. Фоскало)
Если ты думаешь на год вперед, посади семя.
Если ты думаешь на десятилетие вперед, посади дерево.
Если ты думаешь навек вперед, воспитай человека. (Восточная мудрость)
Пословицы и поговорки о семье, детях и родителях: (учителю можно произносить начало, а учащимся конец пословицы, поговорки) Семья воюет, один горюет. В семье и каша гуще. Коли у мужа с женой лад, не нужен и клад. Вся семья вместе, так и душа на месте. В недружной семье добра не бывает. В семье дружат – живут не тужат. В семье разлад, так и дому не рад. Семейное согласие всего дороже. Семейный горшок всегда кипит. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Дети, что цветы: уход любят. Добрые дети – дому венец, а плохие дети – дому конец. За что батька, за то и детки. Изба детьми весела. И сова своих детей хвалит. Каковы родители, таковы и дети. Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле. Маленькие дети тяжелы на коленях, а большие на сердце. Своё дитя милее. Без матки пчёлки – пропащие детки. Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота. Без пригляду одни только муравьи плодятся. Детки – радость, детки ж и горе. Дитя хоть криво, а да отцу-матери мило. Дом с детьми – базар, без детей – могила. Дочерями красуются, сыновьями в почёте живут. Живы родители – почитай, померли – поминай. Кто детям потакает, тот потом слезу проливает. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. Мать кормит детей, как земля людей. На свете всё найдёшь, кроме отца и матери. Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил. Отца и матери на всю жизнь не хватит. Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста. Родители трудолюбивы, и дети не ленивы. У кого детки, у того ягодки. Умел дитя родить, умей и научить. Яблоко от яблони недалеко падает. Исполнение песни: «Родительский дом».
I. Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань — родительский дом.
Припев:
Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
II. И пускай наше детство не кончится
Хоть мы взрослыми стали людьми,
Потому что родителям хочется,
Чтобы мы оставались детьми.
Припев.
III. Поклонись до земли моей матери
И отцу до земли поклонись.
Мы с тобою в долгу неоплаченном
Свято помни об этом всю жизнь.
Припев.
2. Что такое семья?
Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые объеденены чувствами, интересами, отношением к жизни.
Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и безопасность. Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя нужным; чтобы его успехам радовались родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности; чтобы он научился уважать себя и других.
Благодаря чему человек может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив тем, что у него есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом-это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки.
Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль в становлении психики ребенка, в стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяжелые моменты жизни. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.
В семейном кругу мы с вами растем. Основа основ — родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизни ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ — родительский дом. Готовясь к классному часу, вы писали сочинения о своей семье и каждый выбрал себе тему: кто-то писал о семейных праздниках, кто-то о любимых блюдах членов семьи, о свободном времени, кем они могут гордиться и уважать в своей семье, что значит семья в жизни человека. Было проведено анкетирование среди учащихся и родителей, составляли родословную своей семьи, собирали фотографии, семейные реликвии, вещи которые сделаны своими руками.
Так что же такое семья?
Когда-то о нем не слыхала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам: «Сейчас я тебе 7 вопросов задам: кто деток родит мне, богиня моя?» И Ева тихонько ответила: «Я». «Кто платье сошьет, постирает белье, Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопрос мой, подруга моя...» «Я, я, я», — Ева молвила: «Я». Сказала она знаменитых семь «Я», И так на земле появилась семья».
Вы писали в своих сочинениях, анкетах, семья-это те, кто дорог вам больше всего на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно же ваши родные и близкие вам люди- это ваша семья.
Семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть, как вы писали в своих сочинениях и анкетах, замечательные семьи, есть родительский дом- начало всех начал. Но все семьи разные со своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традиции, это то, что передается из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
3. Семейные традиции.
Вчерашний день, минувший год
Не умирает в человеке. Прошедший век — он в нашем веке Еще звенит, еще поет. Живут высокие веленья Ума и сердца прежних лет, Давнее участие, волненья Еще отбрасывают свет.
Генеалогическое дерево.
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями.
У всех на дереве разное количество листочков. (Анализ родословных. У кого в классе самая большая родословная, сколько имен включает в себя твое генеалогическое дерево? Как долго ты работал над ним? Кто тебе помогал? Интересно, а что дала тебе эта работа? )
У кого до этого уже была составлена родословная? Не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
«Кем я могу гордиться в моей семье?» — выступления учащихся с отрывками из своих сочинений.
Выдержки из мини- сочинений родителей о своих детях.
Зачитать выдержки из сочинений родителей.
Наши имена.
Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам — церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или модное в данный период, либо в честь кого — то из членов семьи… Обсуждение имен.
Давайте заглянем в семейный альбом.
Жизнь человека — только миг В безбрежном времени вселенной, И только в памяти живых Она становится нетленной. И дух наш, продолжая жить, Во внуков, правнуков вольется. И никогда не оборвется Веков связующая нить. С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция собирать и хранить семейные фотографии. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.
Выставка и рассказ о старинных семейных предметах, фотографиях.
Ребята, а что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в квартире? (предметы, вещи)
Человек живет, пользуется какими — либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими- либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить. У каждого дома: в гараже, в чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче — хранится много старых вещей, некоторые из старинных предметов принесли сюда, чтобы всем показать.
4.Традиция проведения свободного времени в семье.
Есть такие интересные традиции: как проводить свободное время, отпуск, как заботится о престарелых родственниках…
А дом, заставленный добром, еще не дом. И даже люстра над столом,- еще не дом. И на окне с живым цветком — еще не дом. И даже с чайника бочком — еще не дом. Когда вечерняя сгустится темнота, Тогда эта истина понятна и проста- Что от ладоней до окна наполнен дом Твоим теплом. О каком же Тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
А как создать Тепло нашего Дома? А этому помогают чаще всего ужины в кругу семьи, проведение свободного времени всей семьей, поездки, походы, праздники, которые сплачивают и объединяют всех членов семьи.
5.Семейные праздники.Кулинарные традиции.
К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники. Какие праздники принято отмечать в вашей семье? Рассказы учащихся. Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким- либо кушаньем. Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод — клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков — пиво, квас.
Все течет, все меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, ставятся традиционными. Назовите по одному традиционному в вашей семье блюду.
6.Заключение.
Коротко провести анализ анкет.
Заслушать ответы детей на поставленные вопросы:
1. Что такое семья?
2.Для чего нужны семейные традиции?
3. Для чего нужны «Семейные праздники»?
Анкета.
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
1) хорошие 3) нормальные
2) отличные 4) не очень хорошие
2. Считаете ли вы свою семью дружной?
1) да 2) не совсем 3) нет
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
1) праздники 4) праздники и поездки
2) ужин в кругу семьи 5) не знаю
3) поездки 6) выезд на природу, просмотр ТV, другое
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
1) ежедневно 3) когда как
2) часто 4) редко
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
1) каждый занимается своим делом 5) смотрим TV передачи
2) общаемся 6) обсуждаем учёбу
3) занимаемся трудом 7) читаем
4) отдыхаем 8) делимся впечатлениями
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
1)часто 2) иногда 3) нет
7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?
1) не знаю 2) сами по себе 3) не запоминаю
8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?
1) не знаю 2) примирение 4) молчание
9. Бываете ли вы свидетелями или участниками семейных конфликтов родителей?
1) редко 2) не ссорятся 3) нет 4) часто
10. Как вы реагируете на семейные конфликты?
1) переживаю 3) никак
2) становлюсь на сторону одного из родителей 4) переживаю, пытаюсь примирить
11. Что можно сделать для укрепления семейных отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?
1) не знаю 3) учиться хорошо
2) ничего 4) они могут сами решить ссору
12. Что значит для вас семья? Какую роль она играет в вашей жизни?
1) не знаю 3) это и есть моя жизнь
2) важная, главная, огромная 4) для поддержки, общения
13. Кого бы вы поставили на первое место в своей семье?
1) мама 3) все одинаковые 5) не знаю
2) папа 4) дедушка, бабушка
14. Какая семья считается счастливой?
1) где есть взаимопонимание 3) когда родители не пьют
2) не знаю 4) когда много друзей, денег и нет ссор
15. Надо ли наказывать детей?
1) иногда 3) да
2) нет 4) если провинятся
16. За что надо наказывать?
1) за лож 3) много за что
2) за учёбу, поведение 4) не знаю
17. Как надо наказывать?
1) запретами 3) не наказывать
2) морально 4) физически
18. Надо ли поощрять детей и за что?
1) да 4) за помощь по дому
2) за учёбу 5) за учёбу и помощь по дому
3) не знаю 6) нет
19. Я злюсь, когда…
1) ругают ни за что 6) мне мешают
2) я не злюсь 7) получаю «2» и меня обижают
3) у меня ничего не получается 8) меня не понимают
4) я злюсь всегда 9) родители ругаются
5) на меня кричат 10) я уезжаю
20. Я радуюсь, когда…
1) получу хорошую отметку 5) отпускают куда-нибудь
2) всё хорошо 6) мне всё разрешают
3) каникулы 7) меня поощряют
4) кто-то смешит 8) разрешают допоздна смотреть TV
21. Какие фразы чаще всего употребляются в вашей семье?
1) Я это всё уже слышал, ты это говорил. 6) В кого ты уродился – 1
2) О чём ты только думаешь? 7) Чем ты только думаешь?
3) Сколько раз тебе повторять? 8) молодец!
4) Не знаю, чтобы я без тебя делала. 9) Ты просто умница!
5) Ну на кого ты похожа? А я в твоё время… 10) всякие
22. Какие должны быть родители?
1) не знаю 4) добрые
2) понимающие, добрые, умные, в меру строгие 5) понимающие
3) строгие 6) добрые и непьющие
23. Какими должны быть дети?
1) хорошими 4) такими же, как родители
2) нормальными 5) послушными и умными
3) умными 6) уважающими родителей
Литература.
1. М.А.Алоева. Классные часы в 5-7-х классах. Ростов-на-Дону. «Феникс».2007
2. Н.И.Дереклеева. Родительские собрания. Москва. «ВАКО». 2005
3. Т.И.Диденко. Сборник классных часов и родительских собраний. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2006
4.Н.В. Ковалева.Родительские собрания в 5-7-х классах. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2008
5. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева. Настольная книга классного руководителя 5,6,7,8 классов. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2002.
6. Справочник классного руководителя 10-11классы.Н.И.Дереклеева. М.Ю.Савченко. Москва. «ВАКО».2007
(8-9кл)
Учитель МКОУ «СОШ №4»
Н.К.Быструшкина
Омская область, г.Исилькуль
Цель проведения мероприятия:
воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, развитие
интереса к истории своей семьи.
Задачи: — формирование представлений о жизненном идеале семьи;
— знакомство с наиболее распространенными традициями семьи;
— формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
— сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей.
Подготовительная работа к мероприятию:
1. Поиск пословиц и поговорок о семье.
2.Подготовка песни «Родительский дом».
3. Стихи о доме, семье.
4. Проведение анкеты среди учащихся «Ваши взаимоотношения в семье».
5. Анкетирование родителей, мини-сочинения родителей о своих детях.
6. Сочинения учащихся на одну из тем «Кем бы вы могли гордиться в семье?»,
«Семейные династии», «Свободное время в семье», «Семейные традиции».
7. Оформление газеты с фотографиями, комментариями: «Давайте заглянем в семейный
альбом» (можно выпустить классный альбом).
8. Моя родословная. Составление генеалогического дерева своей семьи.
9. «Семейное творчество» — выставка.
10. «Кирпичики семейного дома».
План проведения мероприятия:
1. Введение. Исполнение песни «Родительский дом».
2. Что такое семья?
3. Семейные традиции. Кем я могу гордиться в моей семье? Выступление учащихся с отрывками из своих сочинений: «Папа — для меня все», «Мои дедушка и бабушка», «Моя мама»… Выставка и рассказ о старинных семейных предметах, фотографиях, поделках.
4.Традиция проведения свободного времени в семье.
5. Семейные праздники. Кулинарные традиции.
6. Заключение.
1.Введение.
Семейные праздники. Семейные традиции.
Изречения (на доске, на плакатах):
«Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети». (А.С. Макаренко)
«Если ты хочешь изменить государство начни с провинции. Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов. Если ты хочешь изменить районы, начни с городов. Если ты хочешь изменить города, начни с улиц. Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов. Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя». Конфуций.
«Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». (Всеобщая декларация прав человека. Статья 16-3)
«К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе». (Сократ)
«Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной». (У. Фоскало)
Если ты думаешь на год вперед, посади семя.
Если ты думаешь на десятилетие вперед, посади дерево.
Если ты думаешь навек вперед, воспитай человека. (Восточная мудрость)
Пословицы и поговорки о семье, детях и родителях: (учителю можно произносить начало, а учащимся конец пословицы, поговорки) Семья воюет, один горюет. В семье и каша гуще. Коли у мужа с женой лад, не нужен и клад. Вся семья вместе, так и душа на месте. В недружной семье добра не бывает. В семье дружат – живут не тужат. В семье разлад, так и дому не рад. Семейное согласие всего дороже. Семейный горшок всегда кипит. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Дети, что цветы: уход любят. Добрые дети – дому венец, а плохие дети – дому конец. За что батька, за то и детки. Изба детьми весела. И сова своих детей хвалит. Каковы родители, таковы и дети. Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле. Маленькие дети тяжелы на коленях, а большие на сердце. Своё дитя милее. Без матки пчёлки – пропащие детки. Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота. Без пригляду одни только муравьи плодятся. Детки – радость, детки ж и горе. Дитя хоть криво, а да отцу-матери мило. Дом с детьми – базар, без детей – могила. Дочерями красуются, сыновьями в почёте живут. Живы родители – почитай, померли – поминай. Кто детям потакает, тот потом слезу проливает. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. Мать кормит детей, как земля людей. На свете всё найдёшь, кроме отца и матери. Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил. Отца и матери на всю жизнь не хватит. Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста. Родители трудолюбивы, и дети не ленивы. У кого детки, у того ягодки. Умел дитя родить, умей и научить. Яблоко от яблони недалеко падает. Исполнение песни: «Родительский дом».
I. Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань — родительский дом.
Припев:
Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
II. И пускай наше детство не кончится
Хоть мы взрослыми стали людьми,
Потому что родителям хочется,
Чтобы мы оставались детьми.
Припев.
III. Поклонись до земли моей матери
И отцу до земли поклонись.
Мы с тобою в долгу неоплаченном
Свято помни об этом всю жизнь.
Припев.
2. Что такое семья?
Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые объеденены чувствами, интересами, отношением к жизни.
Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и безопасность. Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя нужным; чтобы его успехам радовались родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности; чтобы он научился уважать себя и других.
Благодаря чему человек может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив тем, что у него есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом-это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки.
Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль в становлении психики ребенка, в стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяжелые моменты жизни. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.
В семейном кругу мы с вами растем. Основа основ — родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизни ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ — родительский дом. Готовясь к классному часу, вы писали сочинения о своей семье и каждый выбрал себе тему: кто-то писал о семейных праздниках, кто-то о любимых блюдах членов семьи, о свободном времени, кем они могут гордиться и уважать в своей семье, что значит семья в жизни человека. Было проведено анкетирование среди учащихся и родителей, составляли родословную своей семьи, собирали фотографии, семейные реликвии, вещи которые сделаны своими руками.
Так что же такое семья?
Когда-то о нем не слыхала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам: «Сейчас я тебе 7 вопросов задам: кто деток родит мне, богиня моя?» И Ева тихонько ответила: «Я». «Кто платье сошьет, постирает белье, Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопрос мой, подруга моя...» «Я, я, я», — Ева молвила: «Я». Сказала она знаменитых семь «Я», И так на земле появилась семья».
Вы писали в своих сочинениях, анкетах, семья-это те, кто дорог вам больше всего на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно же ваши родные и близкие вам люди- это ваша семья.
Семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть, как вы писали в своих сочинениях и анкетах, замечательные семьи, есть родительский дом- начало всех начал. Но все семьи разные со своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традиции, это то, что передается из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
3. Семейные традиции.
Вчерашний день, минувший год
Не умирает в человеке. Прошедший век — он в нашем веке Еще звенит, еще поет. Живут высокие веленья Ума и сердца прежних лет, Давнее участие, волненья Еще отбрасывают свет.
Генеалогическое дерево.
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями.
У всех на дереве разное количество листочков. (Анализ родословных. У кого в классе самая большая родословная, сколько имен включает в себя твое генеалогическое дерево? Как долго ты работал над ним? Кто тебе помогал? Интересно, а что дала тебе эта работа? )
У кого до этого уже была составлена родословная? Не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
«Кем я могу гордиться в моей семье?» — выступления учащихся с отрывками из своих сочинений.
Выдержки из мини- сочинений родителей о своих детях.
Зачитать выдержки из сочинений родителей.
Наши имена.
Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам — церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или модное в данный период, либо в честь кого — то из членов семьи… Обсуждение имен.
Давайте заглянем в семейный альбом.
Жизнь человека — только миг В безбрежном времени вселенной, И только в памяти живых Она становится нетленной. И дух наш, продолжая жить, Во внуков, правнуков вольется. И никогда не оборвется Веков связующая нить. С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция собирать и хранить семейные фотографии. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.
Выставка и рассказ о старинных семейных предметах, фотографиях.
Ребята, а что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в квартире? (предметы, вещи)
Человек живет, пользуется какими — либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими- либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить. У каждого дома: в гараже, в чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче — хранится много старых вещей, некоторые из старинных предметов принесли сюда, чтобы всем показать.
4.Традиция проведения свободного времени в семье.
Есть такие интересные традиции: как проводить свободное время, отпуск, как заботится о престарелых родственниках…
А дом, заставленный добром, еще не дом. И даже люстра над столом,- еще не дом. И на окне с живым цветком — еще не дом. И даже с чайника бочком — еще не дом. Когда вечерняя сгустится темнота, Тогда эта истина понятна и проста- Что от ладоней до окна наполнен дом Твоим теплом. О каком же Тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
А как создать Тепло нашего Дома? А этому помогают чаще всего ужины в кругу семьи, проведение свободного времени всей семьей, поездки, походы, праздники, которые сплачивают и объединяют всех членов семьи.
5.Семейные праздники.Кулинарные традиции.
К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники. Какие праздники принято отмечать в вашей семье? Рассказы учащихся. Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким- либо кушаньем. Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод — клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков — пиво, квас.
Все течет, все меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, ставятся традиционными. Назовите по одному традиционному в вашей семье блюду.
6.Заключение.
Коротко провести анализ анкет.
Заслушать ответы детей на поставленные вопросы:
1. Что такое семья?
2.Для чего нужны семейные традиции?
3. Для чего нужны «Семейные праздники»?
Анкета.
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
1) хорошие 3) нормальные
2) отличные 4) не очень хорошие
2. Считаете ли вы свою семью дружной?
1) да 2) не совсем 3) нет
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
1) праздники 4) праздники и поездки
2) ужин в кругу семьи 5) не знаю
3) поездки 6) выезд на природу, просмотр ТV, другое
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
1) ежедневно 3) когда как
2) часто 4) редко
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
1) каждый занимается своим делом 5) смотрим TV передачи
2) общаемся 6) обсуждаем учёбу
3) занимаемся трудом 7) читаем
4) отдыхаем 8) делимся впечатлениями
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
1)часто 2) иногда 3) нет
7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?
1) не знаю 2) сами по себе 3) не запоминаю
8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?
1) не знаю 2) примирение 4) молчание
9. Бываете ли вы свидетелями или участниками семейных конфликтов родителей?
1) редко 2) не ссорятся 3) нет 4) часто
10. Как вы реагируете на семейные конфликты?
1) переживаю 3) никак
2) становлюсь на сторону одного из родителей 4) переживаю, пытаюсь примирить
11. Что можно сделать для укрепления семейных отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?
1) не знаю 3) учиться хорошо
2) ничего 4) они могут сами решить ссору
12. Что значит для вас семья? Какую роль она играет в вашей жизни?
1) не знаю 3) это и есть моя жизнь
2) важная, главная, огромная 4) для поддержки, общения
13. Кого бы вы поставили на первое место в своей семье?
1) мама 3) все одинаковые 5) не знаю
2) папа 4) дедушка, бабушка
14. Какая семья считается счастливой?
1) где есть взаимопонимание 3) когда родители не пьют
2) не знаю 4) когда много друзей, денег и нет ссор
15. Надо ли наказывать детей?
1) иногда 3) да
2) нет 4) если провинятся
16. За что надо наказывать?
1) за лож 3) много за что
2) за учёбу, поведение 4) не знаю
17. Как надо наказывать?
1) запретами 3) не наказывать
2) морально 4) физически
18. Надо ли поощрять детей и за что?
1) да 4) за помощь по дому
2) за учёбу 5) за учёбу и помощь по дому
3) не знаю 6) нет
19. Я злюсь, когда…
1) ругают ни за что 6) мне мешают
2) я не злюсь 7) получаю «2» и меня обижают
3) у меня ничего не получается 8) меня не понимают
4) я злюсь всегда 9) родители ругаются
5) на меня кричат 10) я уезжаю
20. Я радуюсь, когда…
1) получу хорошую отметку 5) отпускают куда-нибудь
2) всё хорошо 6) мне всё разрешают
3) каникулы 7) меня поощряют
4) кто-то смешит 8) разрешают допоздна смотреть TV
21. Какие фразы чаще всего употребляются в вашей семье?
1) Я это всё уже слышал, ты это говорил. 6) В кого ты уродился – 1
2) О чём ты только думаешь? 7) Чем ты только думаешь?
3) Сколько раз тебе повторять? 8) молодец!
4) Не знаю, чтобы я без тебя делала. 9) Ты просто умница!
5) Ну на кого ты похожа? А я в твоё время… 10) всякие
22. Какие должны быть родители?
1) не знаю 4) добрые
2) понимающие, добрые, умные, в меру строгие 5) понимающие
3) строгие 6) добрые и непьющие
23. Какими должны быть дети?
1) хорошими 4) такими же, как родители
2) нормальными 5) послушными и умными
3) умными 6) уважающими родителей
Литература.
1. М.А.Алоева. Классные часы в 5-7-х классах. Ростов-на-Дону. «Феникс».2007
2. Н.И.Дереклеева. Родительские собрания. Москва. «ВАКО». 2005
3. Т.И.Диденко. Сборник классных часов и родительских собраний. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2006
4.Н.В. Ковалева.Родительские собрания в 5-7-х классах. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2008
5. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева. Настольная книга классного руководителя 5,6,7,8 классов. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2002.
6. Справочник классного руководителя 10-11классы.Н.И.Дереклеева. М.Ю.Савченко. Москва. «ВАКО».2007
02 сентября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»