Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» УМК Угринович Н.Д. 8-9 класс.
Тематическое планирование курса
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
8-9 класс
УМК Угринович Н.Д.
Учителя МБОУ «СОШ № 21» города Калуги
Ефимовой З.Д.
Примерное распределение часов по темам в базовом курсе «Информатика и ИКТ»
№ |
Тема |
Количество часов |
||
Всего по программе, рекомендованной Министерством образования РФ |
8 класс |
9 класс |
||
|
Информация и информационные процессы |
9 |
9 |
|
|
Компьютер как универсальное устройство обработки информации |
7 |
7 |
|
|
Кодирование и обработка текстовой информации |
9 |
|
9 |
|
Кодирование и обработка числовой информации |
10 |
|
12 |
|
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации |
15 |
|
14 |
|
Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование |
20 |
|
16 |
|
Моделирование и формализация |
10 |
|
10 |
|
Коммуникационные технологии |
16 |
15 |
|
|
Информационное общество |
3 |
|
3 |
|
Повторение, резерв времени |
6 |
3 |
4 |
|
ВСЕГО: |
105 |
34 |
68 |
|
Всего в соответствии с рабочей программой |
|
102 |
Планирование 8 класс
1 четверть
№ урока |
ТЕМА УРОКА |
Домашнее задание |
Тип урока |
Требования стандарта |
|
Знать/понимать |
Уметь/применять |
||||
Информация и информационные процессы (9 часов) |
|||||
|
Информация в неживой природе. Человек и информация. Вводный инструктаж по технике безопасности. |
п1.1.1-1.1.2 |
ознакомления с новым материалом |
Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатики, свойства информации. |
Приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике |
|
Информационные процессы в технике. |
п1.1.3-.1.1.4 |
ознакомления с новым материалом |
Функционирование систем управления техническими устройствами |
Приводить примеры систем управления, использования ИКТ |
|
Кодирование информации с помощью знаковых систем Знаки: форма и значение. Знаковые системы |
п.1.2.1-1.2.3 |
ознакомления с новым материалом |
Особенности и преимущества двоичной формы представления |
Объяснять принципы кодирования информации |
|
Количество информации как мера уменьшения неопределённости знаний |
п1.3.1., п\з 1.3.,1.4. |
применения знаний и умений |
Основные единицы измерения количества информации |
Решать задачи на определение количества информации |
|
Определение количества информации. |
п.1.3.2.,п\з 1.5-1.7 |
применения знаний и умений |
Способы определения количество возможных информационных сообщений, если известно количество информации и наоборот. |
Применять формулу N= 2Iв решении задач |
|
Алфавитный подход к определению количества информации |
п.1.3.3. п\з. 1.8-1.9 |
ознакомления с новым материалом |
Связь между количеством информации и количеством возможных сообщений. |
Рассчитывать количество информации в сообщении. |
|
Практическая работа 1.1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью электронного калькулятора». Инструктаж по ТБ |
домашняя контрольная работа |
урок – практикум |
Единицы измерения информационного объема |
Овладеть навыками сложных вычислений, в том числе числа 2 с натуральным показателем, для перевода единиц количества информации. |
|
Практическая работа 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра». Терминологический диктант. |
повторить главу 1 |
урок – практикум |
Способы ввода текста |
Добиться уверенного ввода текста с помощью десятипальцевого способа ввода на русской и английской раскладке клавиатуры. |
|
Урок контроля знаний по теме «Информация и информационные системы» |
|
урок проверки и коррекции знаний и умений |
Свойства и виды информации, единицы измерения и способы перевода, формулы для расчета количества информации. |
Приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике. Приводить примеры систем управления, использования ИКТ. Рассчитывать количество информации в сообщении |
2 четверть
№ урока |
ТЕМА УРОКА |
Домашнее задание |
Тип урока |
Требования стандарта |
|
Знать/понимать |
Уметь/применять |
||||
Аппаратные и программные средства ИКТ (7 часов) |
|||||
|
Основные компоненты компьютера и их функции. Инструктаж по ТБ. |
п.2.1.,2.2 |
комбинированный урок |
Названия и функциональное назначение, основные характеристики различных устройств. Принципы работы процессора. Названия и функциональное назначение, основные характеристики различных устройств. Виды памяти. Способы организации хранения. |
Приводить примеры различных устройств компьютера по их характеристикам. Вводить текстовую и числовую информацию |
|
Программный принцип работы компьютера |
п.2.2 |
ознакомления с новым материалом |
Понятия данные, программа. Обработка данных по программе. Работа с клавиатурным тренажером Различие между данными и программами |
Вводить текстовую и числовую информацию (русская раскладка) |
|
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации. Программное обеспечение, структура. Операционные системы и их функции. |
п.2.4.1,2.4.2 п\3 2.7, контр. вопросы |
ознакомления с новым материалом |
Назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения. |
Определять тип программного обеспечения |
|
Данные и программы. Файлы и файловая система. Практическая работа 2.1 « Работа с файлами с использованием файлового менеджера». Практическая работа 2.2 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты». Инструктаж по ТБ. |
п.2.3.1-2.3.2, п\з 2.3-2.6п.2.3.3, контр. вопросы |
комбинированный урок |
Различие между файлом, папкой, программой Назначение действий мышью при работе с файлами и папками |
Использовать файловый менеджер. Выполнять операции с файлами |
|
Командное воздействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий, стол, окна) Практическая работа 2.3 «Определение разрешающей способности мыши» Практическая работа 2.4 «Установка, даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы». Терминологический диктант. |
п.2.5,2.6,п\з 2.9,2.10, контр. вопросы |
комбинированный урок |
Основные элементы ОС Windows: рабочий стол, значки и окна. Меню и контекстное меню. Назначение управляющих элементов диалоговых панелей. |
Различать элементы ОС, определять управляющие элементы диалоговых панелей. Работать с графическим интерфейсом ОС Windows |
|
Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа 2.5 « Защита от вирусов: обнаружение и лечение». |
п. 2.7 |
комбинированный урок |
Что такое компьютерный вирус. Чем он опасен и как избежать его попадания в компьютер. Виды антивирусных программ. |
Настраивать и использовать антивирусные программы. |
|
Зачетный урок |
гл. 2 |
проверки и коррекции знаний и умений |
Устройство и принцип работы компьютера. Основные приемы работы за компьютером. |
Приводить примеры различных устройств компьютера по их характеристикам. Определять тип программного обеспечения. Использовать файловый менеджер. Выполнять операции с файлами. Работать с графическим интерфейсом ОС Windows. Настраивать и использовать антивирусные программы. |
3 четверть
№ урока |
ТЕМА УРОКА |
Домашнее задание |
Тип урока |
Требования стандарта |
|
Знать/понимать |
Уметь/применять |
||||
Коммуникационные технологии (15 часов) |
|||||
|
Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. |
п. 5.1 |
ознакомления с новым материалом |
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации |
Различать типы сетей, по основным параметрам. Рассчитывать скорость передачи информации при процессе передачи информации. |
|
Локальные и глобальные компьютерные сети. Защита информации от несанкционированного доступа. |
п.5.2., |
ознакомления с новым материалом |
Назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий |
Различать типы сетей, по основным параметрам. |
|
Практическая работа 3.1 «Предоставление доступа к дискам на компьютере, подключенном к локальной сети». Инструктаж по ТБ. |
п\з 5.2. |
урок – практикум |
Способы предоставления доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети. |
Предоставлять доступ к ресурсам своего компьютера пользователям локальной сети. |
|
Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имен). Выполнение единого орфографического режима |
п.5.3.2 |
ознакомления с новым материалом |
Назначение адресов |
Определять типы ресурсов по адресам |
|
Практическая работа 3.2 «Подключения к Интернету». Терминологический диктант. |
п\з 5.3,5.4 |
урок – практикум |
Способы подключения к Интернету |
Осуществлять настройку и подключение к Интернету. |
|
Практическая работа 3.3 «География» Интернета». |
п.5.3.3 |
урок – практикум |
Маршрутизацию и транспортировку данных по компьютерным сетям |
Получать информацию о маршруте прохождения данных между локальным компьютером и удаленным сервером. |
|
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение |
п.5.4.,п\з 5.5. |
ознакомления с новым материалом |
Понятие информационного ресурса. Основные принципы работы во всемирной паутине. |
Осуществлять путешествие по Всемирной паутине |
|
Поиск информации в компьютерных сетях. Практическая работа 3.4 «Путешествие по Всемирной паутине». Инструктаж по ТБ. |
п.5.5., п\з 5.8., 5.9. |
комбинированный урок |
Понятие браузера, правила поиска информации в различных источниках. |
Искать информацию по ключевым словам, использовать различные браузеры. |
|
Практическая работа 3.7 «Поиск информации в Интернете». Терминологический опрос. |
п.5.4.4.,5.4.5 |
урок – практикум |
Правила поиска информации в различных источниках. |
Искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) компьютерных сетях |
|
Практическая работа 3.5 «Работа с электронной Web-почтой». |
п.5.4.2,5.4.3 |
урок – практикум |
Правила переписки, приложения к письмам |
Регистрировать почтовый ящик электронной почты, создавать, получать и отправлять сообщения |
4 четверть
№ урока |
ТЕМА УРОКА |
Домашнее задание |
Тип урока |
Требования стандарта |
|
Знать/понимать |
Уметь/применять |
||||
|
Практическая работа 3.6 «Загрузка файлов с серверов файловых архивов» Инструктаж по ТБ. |
п.5.7.1 |
урок – практикум |
Понятие файлового архива. Правила работы с программами архиваторами |
Создавать архивы файлов и раскрывать архив с использованием программы-архиватора. Загружать файлы из файлового архива |
|
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML - HyperText Markup Language). |
п.5.7.2 |
ознакомления с новым материалом |
Преимущества Web-страниц перед обычными документами. Способы объединения страниц. Основные понятия гипертекста, технологии World Wide Web. |
Создавать и сохранять Web-страницу. |
|
Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки. |
п.5.7.3 |
ознакомления с новым материалом |
Основные понятия языка HTML. Знать элементы форматирования гипертекстового документа. Знать элементы внедрения изображений в гипертекстовый документ |
Используя язык гипертекстовой разметки документа форматировать текст, используя цветовые схемы. Внедрять изображения в гипертекстовый документ |
|
Практическая работа 3.8 «Разработка простого Web – сайта». Инструктаж по ТБ. |
п.5.7.4. |
урок – практикум |
Назначение страниц сайта, панели навигации. |
Создавать Web – сайты с использованием языка разметки текста HTML в простейшем редакторе Блокнот. |
|
Практическая работа 3.8 «Разработка простого Web – сайта». Зачет. |
п.5.7.5, 5.7.6. |
урок проверки и коррекции знаний и умений |
Назначение страниц сайта, панели навигации. |
Создавать комплексный информационный объект в виде web-странички, включающей графические объекты |
|
Повторение главы 1 «Информация и информационные процессы» |
гл 1 |
урок зачет |
Основные вопросы темы №1 |
Приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике. Приводить примеры систем управления, использования ИКТ. Рассчитывать количество информации в сообщении |
|
Повторение главы 2 «Компьютер» |
гл.2 |
урок зачет |
Основные вопросы темы №2 |
Приводить примеры различных устройств компьютера по их характеристикам. Определять тип программного обеспечения. Использовать файловый менеджер. Выполнять операции с файлами. Работать с графическим интерфейсом ОС Windows. Настраивать и использовать антивирусные программы |
|
Повторение главы 3 «Коммуникационные технологии». |
гл.3 |
итоговый урок |
Основные вопросы темы №3 |
Различать типы сетей, по основным параметрам. Рассчитывать скорость передачи информации при процессе передачи информации. Искать информацию по ключевым словам, использовать различные браузеры. Регистрировать почтовый ящик электронной почты, создавать, получать и отправлять сообщения. Создавать архивы файлов и раскрывать архив с использованием программы-архиватора. Загружать файлы из файлового архива. |
Планирование 9 класс
1 четверть
№ урока |
ТЕМА УРОКА |
Домашнее задание |
Тип урока |
Требования стандарта |
|
Знать/понимать |
Уметь/применять |
||||
|
Повторение понятия «Информация», вводный инструктаж по технике безопасности. Организация работы в группах. |
повторить гл.1 8 класс |
урок актуализации |
Понятия информация, информационные процессы, единицы измерения |
Переводить кратные и дольные единицы измерения информационного объема. Рассчитывать информационный объем. |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (14 часов) |
|||||
|
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Растровая и векторная графика |
п 1.1.-1.2, п\з 1.1.- 1.3. |
ознакомления с новым материалом |
Способы представления графической информации. |
Приводить примеры растровых и векторных изображений. Определять области применения |
|
Форматы графических файлов. Практическая работа 1.1 «Кодирование графической информации». Инструктаж по ТБ. |
п.1.3. п\3 1.10-1.13 |
урок - практикум |
Форматы графических файлов |
Устанавливать различные графические режимы экрана монитора, цвет путем задания числовых кодов интенсивностей базовых цветов палитры RGB. |
|
Интерфейс графических редакторов. Рисование в растровых и векторных графических редакторах. |
п.1.3.1, 1.3.2. п\3 1.10-1.13 |
ознакомления с новым материалом |
Основные примитивы для работы с растровыми графическими объектами. |
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; |
|
Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование рисунков и изображений. |
1.3.3, 1.3.4 |
ознакомления с новым материалом |
Основные примитивы для работы с векторными графическими объектами. |
|
|
Практическая работа 1.2 «Сканирование и редактирование изображений в растровом графическом редакторе» Инструктаж по ТБ. |
п.1.3.3 п\з 1.18-1.21 |
урок – практикум |
Иметь представление о технических средствах при работе с графикой |
Получать графическое изображение с помощью сканера или других аппаратных устройств. |
|
Практическая работа 1.3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». |
1.3.4 |
урок – практикум |
Способы создания изображений в векторном графическом редакторе. |
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; |
|
Растровая и векторная анимация |
п.1.4. |
ознакомления с новым материалом |
Виды анимации. Назначение каждого вида, и их применение. |
Настраивать анимацию объектов, слайдов. |
|
Практическая работа 1.4 «Анимация». Инструктаж по ТБ. |
Контр. вопросы |
урок – практикум |
||
|
Кодирование звуковой информации (глубина дискретизации, частота кодирования). |
п.1.5., п\3 1.22.,1.23 |
комбинир. урок |
Технические приемы записи звуковой и видео информации. Программное обеспечение для работы и аппаратные средства |
Записывать изображения и звук. |
|
Практическая работа 1.5 «Кодирование и обработка звуковой информации» Инструктаж по ТБ. |
п.1.5., п\3 1.22.,1.23 |
урок – практикум |
||
|
Цифровое фото и видео. |
п.1.6. |
ознакомления с новым материалом |
Технические приемы записи звуковой и видео информации. Программное обеспечение для работы и аппаратные средства |
Записывать изображения и звук. |
|
Практические работы 1.6, 1.7 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу», «Захват и редактирование цифрового видео». Инструктаж по ТБ. |
изготовить клип |
ознакомления с новым материалом |
Вставка звука и видео. Настройка показа. |
Внедрять звуковые и видео объекты в презентацию |
|
Flash - анимация в презентациях и на Web - страницах |
вставка анимации |
ознакомления с новым материалом |
Виды анимации. Назначение каждого вида, и их применение. |
Настраивать анимацию объектов, слайдов. |
|
Защита проекта, зачет. |
повторить правила работы за клавиатурой |
проверки и коррекции знаний и умений |
Основные вопросы темы. |
Планирование презентации и слайда. Настройка анимации. Создание презентации; вставка изображений. Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране. |
Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов) |
|||||
|
Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита. Практическая работа 2.1 «Кодирование текстовой информации». Инструктаж по ТБ. |
п.2.8.1, п\з 2.12 |
урок – практикум |
Представление текстовой информации для человека и компьютера. Кодировки знаков |
Определять числовые коды символов и вводить символы с помощью числовых кодов. |
2 четверть
№ урока |
ТЕМА УРОКА |
Домашнее задание |
Тип урока |
Требования стандарта |
|
Знать/понимать |
Уметь/применять |
||||
|
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. |
п.2.2, 2.3, 2.4 |
ознакомления с новым материалом |
Назначение текстовых редакторов, процессоров и настольных издательских систем. Способы создания документов. |
Создавать документы с использованием шаблонов. |
|
Практические работы 2.2, 2.3 «Вставка в документ формул», «Форматирование символов и абзацев» Инструктаж по ТБ. |
п.2.5.1, 2.5.2 |
урок – практикум |
Шрифт, размер, начертание и цвет символов. Выравнивание, отступы и интервалы абзацев. |
Устанавливать в документе параметры форматирования символов, абзацев. Вставлять в документ физические и математические формулы с использованием редактора формул, встроенного в ТП MS-Word |
|
Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа 2.4 «Создание и форматирование списков». |
п.2.5.3 |
комбинир. урок |
Назначение и применение нумерованных, маркированных и многоуровневых списков. |
Создавать нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. |
|
Таблицы. |
п.2.6 |
комбинир. урок |
Элементы таблицы. Операции редактирования и форматирования таблиц. Способы создания Порядок вычислений в таблице. |
Создавать таблицу разными способами, применяя различные варианты форматирования. |
|
Практическая работа 2.5 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». |
п.2.6 |
урок – практикум |
||
|
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа 2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». |
п.2.7 |
комбинир. урок |
Возможности и ПО компьютерных словарей и систем машинного перевода текстов. |
Приводить примеры использования систем компьютерного перевода. |
|
Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 2.7 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» Инструктаж по ТБ. |
п.2.8 |
ознакомления с новым материалом |
Возможности и ПО компьютерных систем оптического распознавания документов. |
Различать технологии распознавания текстов. Сканировать и распознавать текст. |
|
Создание комплексного документа, содержащего списки, таблицы, формулы, чертежи, рисунки и тп |
Повторить виды систем счисления |
проверки и коррекции знаний и умений |
Способы создания текстового документа |
Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. |
Кодирование и обработка числовой информации (12 часов) |
|||||
|
Кодирование числовой информации. Системы счисления. |
п.3.1.1 контр. вопросы |
ознакомления с новым материалом |
Понятие систем счислений. Виды: непозиционные и позиционные СС. Алфавит и основание позиционной СС. Формы записи чисел. |
Записывать любые числа в развернутой форме по основанию СС. |
|
Перевод чисел в позиционных системах счисления. Практическая работа 3.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» Инструктаж по ТБ. |
п.3.1.1 |
комбинир. урок |
Правила перевода чисел. |
Переводить числа в позиционных системах счисления. |
|
Арифметические операции в позиционных системах счисления. |
п. 3.1.2 |
ознакомления с новым материалом |
Правила операций: сложения, вычитания, умножения и деления |
Выполнять арифметические операции с числами в различных СС |
|
Электронные таблицы. Основные параметры ЭТ. Ввод данных в ЭТ |
п. 3.2.1 |
ознакомления с новым материалом |
Объекты ЭТ: столбец, строка, ячейка, диапазон. Обозначение и операции над объектами. |
Вводить числа, текст и формулы в ячейки ЭТ. |
|
Основные типы данных и форматы данных. |
п. 3.2.2 |
комбинир. урок |
Типы данных: число, текст, формулы |
Изменять и определять типы данных. |
|
Абсолютные и относительные ссылки. Практическая работа 3.2 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». Инструктаж по ТБ. |
п. 3.2.3 |
комбинир. урок |
Типы ссылок, их применение при копировании. |
Проводить суммирование значений ячеек в заданном диапазоне. Устанавливать заданный формат данных в ячейках. |
|
Встроенные функции. Практическая работа 3.3 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах» |
п.3.2.4, задания |
урок - практикум |
Назначение мастера функций. Категории функций. |
Приводить примеры встроенных функций. Осуществлять ввод функций в ячейки ЭТ. |
|
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Терминологический диктант |
п.3.2.4, контр. вопросы |
ознакомления с новым материалом |
Применение шагов мастера: тип, исходные данные, параметры и размещение диаграмм. |
Строить графики функций, круговые и линейчатые диаграммы. Редактировать диаграммы. |
3 четверть
№ урока |
ТЕМА УРОКА |
Домашнее задание |
Тип урока |
Требования стандарта |
|
Знать/понимать |
Уметь/применять |
||||
|
Практическая работа 3.4 «Построение диаграмм различных типов». Инструктаж по ТБ. |
п.3.2.4 |
Комбинир. урок |
Типы диаграмм. Диапазон исходных данных. Элементы области диаграммы |
Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения. |
|
Базы данных в электронных таблицах. |
п.3.4 |
ознакомления с новым материалом |
Понятие базы данных, СУБД, запись, поле. |
Электронную таблицу для создания БД. |
|
Практическая работа 3.5 «Сортировка и поиск данных в ЭТ» |
повт. гл.2 |
Урок - практикум |
Способ упорядочения записей по значениям одного из полей. Назначение фильтра. |
Осуществлять сортировку данных в ЭТ. |
|
Зачет. |
Повторить понятие «Алгоритм» |
проверки и коррекции знаний и умений |
Основные вопросы темы. |
Работать в ЭТ. |
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (16 часов). |
|||||
|
Алгоритм и его формальное исполнение. |
п.4.1 |
ознакомления с новым материалом |
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Понятие, свойства и назначение исполнителя. Области использования. Формализация действия |
Приводить примеры из жизни. Записывать алгоритм, выбирая оптимальный способ записи. Описывать режим работы и систему команд исполнителя. |
|
Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования. |
п.4.2 |
ознакомления с новым материалом |
типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл |
Приводить примеры алгоритмов для различных алгоритмических конструкций |
|
Переменные: тип, имя, значение. Терминологический опрос. |
п.4.3 |
комбинир. урок |
Виды переменных. |
Приводить примеры переменных, указывая типы, имя, значение |
|
Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках программирования. |
п.4.4, 4.5 |
ознакомления с новым материалом |
Назначение функций, выражений. |
Выполнять операции над логическими и строковыми переменными. Использовать функции. |
|
Основы объектно-ориентированного визуального программирования. |
п.4.6 |
ознакомления с новым материалом |
Понятия форма, проект, элементы управления, событие, объекты, их классы, свойства, методы. |
Создавать, сохранять, запускать проект. |
|
Практическая работа 4.1 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования». Инструктаж по ТБ. |
повторить п. 4.1, 4.2 |
урок - практикум |
||
|
Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Зачет. |
п.4.6, повторить п.4.3 |
комбинир. урок |
||
|
Практическая работа 4.2 «Проект «Переменные» |
повторить п.4.4, 4.5 |
урок - практикум |
Типы переменных. |
Использовать переменные различных типов в системах программирования. |
|
Практическая работа 4.3 «Проект «Калькулятор» Практическая работа 4.4 «Проект «Строковый калькулятор» |
п.4.2.4 повторить |
урок - практикум |
Функции. |
Разработать проект с использованием математических и строковых функций. |
|
Практическая работа 4.5 «Проект «Даты и время». Инструктаж по ТБ. |
п.4.2.2 повторить |
урок - практикум |
Оператор цикла. |
Применять оператор цикла с предусловием в системах программирования. |
|
Практическая работа 4.6 «Проект «Сравнение кодов символов» |
п.4.2.3 повторить |
урок - практикум |
Оператор ветвления. |
Применять оператор ветвления в системах программирования. |
|
Практическая работа 4.7 «Проект «Отметка» |
п.4.2.4 повторить |
урок - практикум |
Оператор выбора. |
Применять оператор выбора в системах программирования. |
|
Практические работы 4.8, 4.9 «Проект «Коды символов», «Проект «Слово - перевертыш». Инструктаж по ТБ. |
п.4.2.4 повторить |
урок - практикум |
Цикл со счетчиком |
Применять оператор цикл со счетчиком в системах программирования. |
|
Графические возможности объектно-ориентированного языка Visual Basic. |
п.4.7 |
урок - практикум |
Методы рисования графических фигур и их аргументы. |
Применять графические методы. |
|
Практическая работа 4.10 «Проект «Графический редактор» |
п.4.7 |
урок - практикум |
||
|
Защита проектов |
гл.4 повторить |
проверки и коррекции знаний и умений |
Принцип создания проектов. |
Создавать и защищать проекты. |
Моделирование и формализация (10 часов) |
|||||
|
Окружающий мир как иерархическая система. |
п. 5.1 |
ознакомления с новым материалом |
Понятие системы, элементов системы, свойства системы, целостность системы. |
Приводить примеры систем в окружающем мире. |
4 четверть
№ урока |
ТЕМА УРОКА |
Домашнее задание |
Тип урока |
Требования стандарта |
|
Знать/понимать |
Уметь/применять |
||||
|
Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. |
п. 5.2.1,5.2.2 |
ознакомления с новым материалом |
Понятие объекта, процесса, модели, моделирования. Виды моделей. Применение и их назначение. |
Приводить примеры моделей для реальных объектов и процессов |
|
Формализация и визуализация информационных моделей. Терминологический опрос. |
п. 5.2.3 |
комбинир. урок |
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного. Модели, управляемые компьютером. |
Использовать визуализированные интерактивные модели в Интернете для ознакомления. |
|
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. |
п. 5.3 |
комбинир. урок |
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. |
ПО для создания компьютерной модели. |
|
Построение и исследование физических моделей. Практическая работа 5.1 «Проект «Бросание мячика в площадку». Инструктаж по ТБ. |
п. 5.4 |
комбинир. урок |
Принцип построения компьютерной модели. |
Создавать компьютерную модель. |
|
Приближенное решение уравнений. Практическая работа 5.2 «Проект «Графическое решение уравнения». |
п. 5.5 |
комбинир. урок |
|
Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа 5.3 «Проект «Распознавание удобрений». |
п. 5.6 |
комбинир. урок |
|
|
|
Информационные модели управления объектами. |
п. 5.7, контрольн. вопросы |
комбинир. урок |
Виды систем управления объектами. |
Приводить примеры систем управления без обратной и с обратной связью. |
|
Практическая работа 5.4 «Проект «Модели систем управления». Инструктаж по ТБ. |
повторить главу 5 |
комбинир. урок |
Принцип построения компьютерной модели. |
Создавать компьютерную модель. |
|
Зачет |
Повторить понятие «Информация» |
проверки и коррекции знаний и умений |
Понятие объекта, процесса, модели, моделирования. Виды моделей. Применение и их назначение. Модели, управляемые компьютером. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. |
Создавать компьютерную модель. |
Информационное общество (3часа) |
|||||
|
Информационное общество. |
п. 6.1 |
ознакомления с новым материалом |
Роль информации на различных этапах развития общества. Степень развитости информационного общества. |
Приводить примеры критериев развитости информационного общества. |
|
Информационная культура. |
п. 6.2 |
комбинир. урок |
Основные компоненты информационной культуры. |
Использовать ИКТ в повседневной жизни. |
|
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. |
п. 6.3, сообщения |
комбинир. урок |
Технологии, соответствующие различным этапам развития ИКТ. |
Приводить примеры технологий, соответствующих различным этапам развития ИКТ. |
Повторение. Резерв времени (3 часа) |
|||||
|
Повторение обобщение материала. |
|
итоговое тестирование |
|
|
|
Резерв времени |
|
|
|
|
|
Резерв времени |
|
|
|
|
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21» города Калуги
«Рассмотрено» |
«Согласовано» |
«Утверждаю» |
Руководитель методического объединения учителей |
Заместитель директора по УВР |
Директор школы |
|
|
|
________ ___/___________/ |
___________ ___/_________ / |
___________ _ /__________/ |
ФИО |
ФИО |
ФИО |
|
|
|
Протокол № ____ |
|
|
От «___» _______20____ г. |
«____» _________ 20 ___ г. |
Приказ № ____ |
|
|
от «____» _______ 20 ___ г. |
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
УМК УГРИНОВИЧ Н.Д.
ДЛЯ 8 – 9 КЛАССОВ
НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Составитель программы Ефимова З.Д., учитель информатики
1 квалификационной категории.
2012 г.
Пояснительная записка
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (15-20 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической части курса информатики основной школы находится в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
При организации изучения «Информатики и ИКТ», выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования руководствовалась следующей нормативной базой:
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (от 05.03.2004 г. № 1089) Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/ Часть II. Среднее (полное) общее образование http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart /p2/1288/
-
Обязательный минимум содержания образования по информатике. Информатика и образование № 7, 1999 г., ISSN 0234-0453
-
Приказ № 93 от 21.10.2004 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на учебный год» http://www.edu.ru
-
Приказ № 1089 от 5 марта 2004 г Минобразования России «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/
-
Приказ № 1312 от 9 марта 2004 г Минобразования России «Об утверждении нового Федерального базисного учебного плана для ОУ, реализующих программы общего образования».
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Информатика и информационные технологии. // Информатика и образование, 2004. № 7.
В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. В Федеральном базисном учебном плане курс изучается в течение двух лет с 8 по 9 класс, 8 класс - 1 час в неделю, 35 часов в год, 9 класс - 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Предлагаемая рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и ИКТ» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного учебного плана. Ранее преподавался пропедевтический курс по программе Л. Босовой «Информатика» в 5 и 6 классе. Программа курса рассчитана на преподавание информатики и ИКТ в 8-9 классах – 102 (34+68) учебных часа (1 час в неделю в 8-ом классе и 2 часа в неделю в 9-ом классе). В связи с вышеизложенным, в данной рабочей программе предусмотрены следующие сокращения учебных часов:
в 8 классе вместо 16 часов на изучение темы «Коммуникационные технологии» отведено 15 часов;
в 9 классе вместо 15 часов на изучение темы «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» отведено 14 часов, вместо 20 часов на изучение темы «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование» отведено 16 часов, вместо 10 часов на изучение темы «Кодирование и обработка числовой информации» отведено 12 часов, вместо 3 часов повторения и резерва времени отведено 4 часа.
Курс рекомендован учащимся 8-9 классов и нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности:
-
фиксировать информацию об окружающем мире;
-
искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию;
-
организовывать информацию;
-
передавать информацию;
-
проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;
-
создавать, реализовывать и корректировать планы.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основная задача состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на преподавание информатики и ИКТ в 8 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год), в 9 классе – 2 часа в неделю (68 часов в год).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Универсальные учебные действия
Личностные:
-
владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-
оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению;
-
организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств;
-
использование обучающих, тестирующих программ и программ-тренажеров для повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения.
Метапредметные:
-
владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
-
получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
-
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
-
владение навыками работы с основными, широко распространенными средствами информационных и коммуникационных технологий;
-
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта.
Предметные:
в сфере познавательной деятельности:
-
освоение основных понятий и методов информатики;
-
выделение основных информационных процессов в реальных системах, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
-
выбор язык представления информации в соответствии с поставленной целью, определение формы представления информации, отвечающей данной задаче (таблицы, схемы, графы, диаграммы и др.);
-
преобразование информации из одной формы представления в другую без потери смысла и полноты информации;
-
оценивание информации с позиций ее свойств (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);
-
развитие представлений об информационных моделях как основном инструменте познания, общения, практической деятельности, знания основных областей применения метода моделирования;
-
разработка и запись типовых алгоритмов, т.е. построение модели решения задачи, при этом составление блок-схем решения задачи с применением основных алгоритмических конструкций для описания алгоритмов, проверка правильности алгоритма, нахождение и исправление типовых ошибок;
-
определение возможности использования формального исполнителя алгоритмов для решения конкретной задачи по системе его команд;
-
освоение основных конструкций языка программирования;
-
оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорость передачи; и пр.);
-
построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
-
определение основных характеристик важнейших устройств компьютера, понимание функциональных схем его устройств;
-
решение различных задач из разных сфер человеческой деятельности с помощью средств информационных технологий;
-
целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе аппаратными и программными средствами компьютера, цифровой бытовой техникой;
-
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;
-
формулирование и осуществление мер по обеспечению защиты значимой информации и индивидуальной информационной безопасности, в частности, при работе в сети Интернет.
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
-
понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
-
умение выделять критерии оценки информации, получаемой из разных источников;
-
оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью: использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
-
выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения, умение пользоваться ими для планирования собственной деятельности;
-
отличие от открытых информационных технологий от информационных технологий со скрытой целью;
-
следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации.
в сфере коммуникативной деятельности:
-
понимание особенностей представления информации различными средствами коммуникации (на основе естественных, формализованных и формальных языков);
-
осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
-
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
-
овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернет с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
-
соблюдение культуры поведения в сети Интернет.
в сфере трудовой деятельности:
-
определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
-
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и ограничений;
-
овладение навыками использования широко распространенных технических средств информационных технологий для решения различных задач (компьютер, сканер, принтер, мультимедийный проектор и др.);
-
знакомство с основными программными средствами компьютера (круг решаемых задач, система команд и пр.);
-
умение тестирования используемого оборудования и программных средств;
-
использование компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
-
определение пропускной способности используемого канала связи;
-
выбор соответствующего средства информационных технологий для решения поставленной задачи;
-
использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);
-
решение задач вычислительного характера (расчетных и оптимизационных) с использованием электронных таблиц;
-
создание и редактирование рисунков в графическом редакторе (сюжетов в аниматоре, кадров в системе презентационной графики);
-
использование средств презентационной графики при подготовке и выполнения сообщений;
-
использование программ (или программных модулей) деловой графики для наглядного представления числовых показателей и динамики их изменения;
-
создание и наполнение собственных баз данных;
-
приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе, с помощью компьютера или других средств информатизации.
в сфере эстетической деятельности:
-
приобретение навыков компьютерного дизайна;
-
овладение умениями создания эстетически–значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
-
демонстрация на примерах эстетически-значимых компьютерных моделей из различных образовательных областей.
в сфере физической деятельности:
-
понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека;
-
владение профилактическими мерами при работе со средствами информатизации;
-
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Основные формы занятий с учащимися: уроки, лекции, практикумы, практические работы на компьютере.
Преобладающие формы текущего контроля выступают письменные и устные опросы, самостоятельные работы
В результате изучения ученик должен
знать/понимать:
-
виды информационных процессов;
-
примеры источников и приемников информации;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
-
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-
программный принцип работы компьютера;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий,
уметь:
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
-
выполнять и строить простые алгоритмы; оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
-
предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
-
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания;
-
использовать в тексте таблицы, изображения;
-
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
-
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-
создавать записи в базе данных;
-
создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
-
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входят:
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 178 с.:ил.;
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 295 с.:ил.;
-
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. – 8 – 11. Методическое пособие. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 180 с.:ил.;
а также дополнительная литература:
-
Информатика. Задачник-практикум в 2-х томах. 7 – 11 классы. Под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 304 с.: ил.;
-
Информатика. Приложение к журналу «Первое сентября»;
-
Windows – CD. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CD – ROM. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
-
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
-
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
-
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
-
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
-
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио и видеомагнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
-
Операционная система.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Звуковой редактор.
-
Простая система управления базами данных.
-
Программа-переводчик.
-
Система оптического распознавания текста.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Система программирования.
-
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Программа интерактивного общения
-
Простой редактор Web-страниц
Список литературы для учителя:
-
Бочкин А. И. Методика преподавания информатики. Учебное пособие. – Минск: 1998. – 431 с.: ил.
-
Епанешников А. М., Епанешников В. А. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0. – М: 2001. – 367 с.
-
Росс Г. В., Дулькин В. Н., Сысоева Л. А. Основы информатики и программирования. Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Москва: 2000. – 160 с.
-
Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 496 с.: ил.
-
Шафрин Ю. А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7-11 классов. – Москва: ABF, 1996. – 560 с.: ил.
-
Шафрин Ю. А., Ефимова О. В., Моисеева М. В. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи. Методическое пособие. – Москва: ABF, 1997. – 560 с.: ил.
-
Информатика в школе. Приложение к журналу «Информатика и образование».
-
Информатика. Приложение к газете «Первое сентября».
-
Windows – CD. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CD – ROM. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Интернет-ресурсы
2. www.fipi.ru
Предлагаемое тематическое планирование соответствует примерной программе базового курса «Информатика и ИКТ», рекомендованной Министерством образования РФ (смотри параграф 1.3 методического пособия «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе»). В нижеприведенной таблице предлагается распределение тем курса по годам обучения.
Примерное распределение часов по темам в базовом курсе«Информатика и ИКТ»
№ |
Тема |
Количество часов |
||
Всего по программе, рекомендованной Министерством образования РФ |
8 класс |
9 класс |
||
|
Информация и информационные процессы |
9 |
9 |
|
|
Компьютер как универсальное устройство обработки информации |
7 |
7 |
|
|
Кодирование и обработка текстовой информации |
9 |
|
9 |
|
Кодирование и обработка числовой информации |
10 |
|
12 |
|
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации |
15 |
|
14 |
|
Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование |
20 |
|
16 |
|
Моделирование и формализация |
10 |
|
10 |
|
Коммуникационные технологии |
16 |
15 |
|
|
Информационное общество |
3 |
|
3 |
|
Повторение, резерв времени |
6 |
3 |
4 |
|
ВСЕГО: |
105 |
34 |
68 |
|
Всего в соответствии с рабочей программой |
|
102 |
Планирование 8 класс
1 четверть
№ урока |
ТЕМА УРОКА |
Домашнее задание |
Тип урока |
Дата проведения |
Информация и информационные процессы (9 часов) |
||||
|
Информация в неживой природе. Человек и информация. Вводный инструктаж по технике безопасности. |
п1.1.1-1.1.2 |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Информационные процессы в технике. |
п1.1.3-.1.1.4 |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Кодирование информации с помощью знаковых систем Знаки: форма и значение. Знаковые системы |
п.1.2.1-1.2.3 |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Количество информации как мера уменьшения неопределённости знаний |
п1.3.1., п\з 1.3.,1.4. |
применения знаний и умений |
|
|
Определение количества информации. |
п.1.3.2.,п\з 1.5-1.7 |
применения знаний и умений |
|
|
Алфавитный подход к определению количества информации |
п.1.3.3. п\з. 1.8-1.9 |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Практическая работа 1.1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью электронного калькулятора». Инструктаж по ТБ |
домашняя контрольная работа |
урок – практикум |
|
|
Практическая работа 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра». Терминологический диктант. |
повторить главу 1 |
урок – практикум |
|
|
Урок контроля знаний по теме «Информация и информационные системы» |
|
урок проверки и коррекции знаний и умений |
|
2 четверть
№ урока |
ТЕМА УРОКА |
Домашнее задание |
Тип урока |
Дата проведения |
Аппаратные и программные средства ИКТ (7 часов) |
||||
|
Основные компоненты компьютера и их функции. Инструктаж по ТБ. |
п.2.1.,2.2 |
комбинированный урок |
|
|
Программный принцип работы компьютера |
п.2.2 |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации. Программное обеспечение, структура. Операционные системы и их функции. |
п.2.4.1,2.4.2 п\3 2.7, контр. вопросы |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Данные и программы. Файлы и файловая система. Практическая работа 2.1 « Работа с файлами с использованием файлового менеджера». Практическая работа 2.2 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты». Инструктаж по ТБ. |
п.2 п.2.3.1-2.3.2, п\з 2.3-2.6.3.3, контр. вопросы |
комбинированный урок |
|
|
Командное воздействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий, стол, окна) Практическая работа 2.3 «Определение разрешающей способности мыши» Практическая работа 2.4 «Установка, даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы». Терминологический диктант. |
п.2.5,2.6,п\з 2.9,2.10, контр. вопросы |
комбинированный урок |
|
|
Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа 2.5 « Защита от вирусов: обнаружение и лечение». |
п. 2.7 |
комбинированный урок |
|
|
Зачетный урок |
гл. 2 |
проверки и коррекции знаний и умений |
|
3 четверть
№ урока |
ТЕМА УРОКА |
Домашнее задание |
Тип урока |
Дата проведения |
Коммуникационные технологии (15 часов) |
||||
|
Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. |
п. 5.1 |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Локальные и глобальные компьютерные сети. Защита информации от несанкционированного доступа. |
п.5.2., |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Практическая работа 3.1 «Предоставление доступа к дискам на компьютере, подключенном к локальной сети». Инструктаж по ТБ. |
п\з 5.2. |
урок – практикум |
|
|
Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имен). Выполнение единого орфографического режима |
п.5.3.2 |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Практическая работа 3.2 «Подключения к Интернету». Терминологический диктант. |
п\з 5.3,5.4 |
урок – практикум |
|
|
Практическая работа 3.3 «География» Интернета». |
п.5.3.3 |
урок – практикум |
|
|
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение |
п.5.4.,п\з 5.5. |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Поиск информации в компьютерных сетях. Практическая работа 3.4 «Путешествие по Всемирной паутине». Инструктаж по ТБ. |
п.5.5., п\з 5.8., 5.9. |
комбинированный урок |
|
|
Практическая работа 3.7 «Поиск информации в Интернете». Терминологический опрос. |
п.5.4.4.,5.4.5 |
урок – практикум |
|
|
Практическая работа 3.5 «Работа с электронной Web-почтой». |
п.5.4.2,5.4.3 |
урок – практикум |
|
4 четверть
|
Практическая работа 3.6 «Загрузка файлов с серверов файловых архивов» Инструктаж по ТБ. |
п.5.7.1 |
урок – практикум |
|
|
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML - HyperText Markup Language). |
п.5.7.2 |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки. |
п.5.7.3 |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Практическая работа 3.8 «Разработка простого Web – сайта». Инструктаж по ТБ. |
п.5.7.4. |
урок – практикум |
|
|
Практическая работа 3.8 «Разработка простого Web – сайта». Зачет. |
п.5.7.5, 5.7.6. |
урок проверки и коррекции знаний и умений |
|
|
Повторение главы 1 «Информация и информационные процессы» |
гл 1 |
урок зачет |
|
|
Повторение главы 2 «Компьютер» |
гл.2 |
урок зачет |
|
|
Повторение главы 3 «Коммуникационные технологии». |
гл.3 |
итоговый урок |
|
Планирование 9 класс
1 четверть
№ урока |
ТЕМА УРОКА |
Домашнее задание |
Тип урока |
Дата проведения |
|
Повторение понятия «Информация», вводный инструктаж по технике безопасности. Организация работы в группах. |
повторить гл.1 8 класс |
урок актуализации |
|
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (14 часов) |
||||
|
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Растровая и векторная графика |
п 1.1.-1.2, п\з 1.1.- 1.3. |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Интерфейс графических редакторов. Рисование в растровых и векторных графических редакторах. |
п.1.3.1, 1.3.2. п\3 1.10-1.13 |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование рисунков и изображений. |
1.3.3, 1.3.4 |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Форматы графических файлов. Практическая работа 1.1 «Кодирование графической информации». Инструктаж по ТБ. |
п.1.3. п\3 1.10-1.13 |
урок - практикум |
|
|
Практическая работа 1.2 «Сканирование и редактирование изображений в растровом графическом редакторе», |
п.1.3.3 п\з 1.18-1.21 |
урок – практикум |
|
|
Практическая работа 1.3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». |
1.3.4 |
урок – практикум |
|
|
Растровая и векторная анимация |
п.1.4. |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Практическая работа 1.4 «Анимация». |
Контр. вопросы |
урок – практикум |
|
|
Кодирование звуковой информации (глубина дискретизации, частота кодирования). |
п.1.5., п\3 1.22.,1.23 |
комбинир. урок |
|
|
Практическая работа 1.5 «Кодирование и обработка звуковой информации» Инструктаж по ТБ. |
п.1.5., п\3 1.22.,1.23 |
урок – практикум |
|
|
Цифровое фото и видео. |
п.1.6. |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Практические работы 1.6, 1.7 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу», «Захват и редактирование цифрового видео». |
изготовить клип |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Flash - анимация в презентациях и на Web - страницах |
вставка анимации |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Защита проекта, зачет. |
повторить правила работы за клавиатурой |
проверки и коррекции знаний и умений |
|
Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов) |
||||
|
Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита. Практическая работа 2.1 «Кодирование текстовой информации». Инструктаж по ТБ. |
п.2.8.1, п\з 2.12 |
урок – практикум |
|
2 четверть
№ урока |
ТЕМА УРОКА |
Домашнее задание |
Тип урока |
Дата проведения |
|
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. |
п.2.2, 2.3, 2.4 |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Практические работы 2.2, 2.3 «Вставка в документ формул», «Форматирование символов и абзацев» Инструктаж по ТБ. |
п.2.5.1, 2.5.2 |
урок – практикум |
|
|
Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа 2.4 «Создание и форматирование списков». |
п.2.5.3 |
комбинир. урок |
|
|
Таблицы. |
п.2.6 |
комбинир. урок |
|
|
Практическая работа 2.5 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». |
п.2.6 |
урок – практикум |
|
|
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа 2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». |
п.2.7 |
комбинир. урок |
|
|
Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 2.7 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» Инструктаж по ТБ. |
п.2.8 |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Создание комплексного документа, содержащего списки, таблицы, формулы, чертежи, рисунки и тп |
Повторить виды систем счисления |
проверки и коррекции знаний и умений |
|
Кодирование и обработка числовой информации (12 часов) |
||||
|
Кодирование числовой информации. Системы счисления. |
п.3.1.1 контр. вопросы |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Перевод чисел в позиционных системах счисления. Практическая работа 3.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» Инструктаж по ТБ. |
п.3.1.1 |
комбинир. урок |
|
|
Арифметические операции в позиционных системах счисления. |
п. 3.1.2 |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Электронные таблицы. Основные параметры ЭТ. Ввод данных в ЭТ |
п. 3.2.1 |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Основные типы данных и форматы данных. |
п. 3.2.2 |
комбинир. урок |
|
|
Абсолютные и относительные ссылки. Практическая работа 3.2 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». |
п. 3.2.3 |
комбинир. урок |
|
|
Встроенные функции. Практическая работа 3.3 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах» Инструктаж по ТБ. |
п.3.2.4, задания |
урок - практикум |
|
|
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Терминологический диктант |
п.3.2.4, контр. вопросы |
ознакомления с новым материалом |
|
3 четверть
|
Практическая работа 3.4 «Построение диаграмм различных типов». |
п.3.2.4 |
Комбинир. урок |
|
|
Базы данных в электронных таблицах. |
п.3.4 |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Практическая работа 3.5 «Сортировка и поиск данных в ЭТ» |
повт. гл.2 |
Урок - практикум |
|
|
Зачет. |
Повторить понятие «Алгоритм» |
проверки и коррекции знаний и умений |
|
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (16 часов). |
||||
|
Алгоритм и его формальное исполнение. |
п.4.1 |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования. |
п.4.2 |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Практическая работа 4.1 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» |
повторить п. 4.1, 4.2 |
урок - практикум |
|
|
Переменные: тип, имя, значение. Терминологический опрос. |
п.4.3 |
Комбинир. урок |
|
|
Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках программирования. |
п.4.4, 4.5 |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Основы объектно-ориентированного визуального программирования. |
п.4.6 |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Зачет. |
п.4.6, повторить п.4.3 |
комбинир. урок |
|
|
Практическая работа 4.2 «Проект «Переменные» |
повторить п.4.4, 4.5 |
урок - практикум |
|
|
Практическая работа 4.3 «Проект «Калькулятор» Практическая работа 4.4 «Проект «Строковый калькулятор» |
п.4.2.4 повторить |
урок - практикум |
|
|
Практическая работа 4.5 «Проект «Даты и время» |
п.4.2.2 повторить |
урок - практикум |
|
|
Практическая работа 4.6 «Проект «Сравнение кодов символов» |
п.4.2.3 повторить |
урок - практикум |
|
|
Практическая работа 4.7 «Проект «Отметка» |
п.4.2.4 повторить |
урок - практикум |
|
|
Практические работы 4.8, 4.9 «Проект «Коды символов», «Проект «Слово - перевертыш» |
п.4.2.4 повторить |
урок - практикум |
|
|
Графические возможности объектно-ориентированного языка Visual Basic. |
п.4.7 |
урок - практикум |
|
|
Практическая работа 4.10 «Проект «Графический редактор» |
п.4.7 |
урок - практикум |
|
|
Защита проектов |
гл.4 повторить |
проверки и коррекции знаний и умений |
|
Моделирование и формализация (10 часов) |
||||
|
Окружающий мир как иерархическая система. |
п. 5.1 |
ознакомления с новым материалом |
|
4 четверть
|
Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. |
п. 5.2.1,5.2.2 |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Формализация и визуализация информационных моделей. Терминологический опрос. |
п. 5.2.3 |
комбинир. урок |
|
|
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. |
п. 5.3 |
комбинир. урок |
|
|
Построение и исследование физических моделей. Практическая работа 5.1 «Проект «Бросание мячика в площадку» |
п. 5.4 |
комбинир. урок |
|
|
Приближенное решение уравнений. Практическая работа 5.2 «Проект «Графическое решение уравнения». |
п. 5.5 |
комбинир. урок |
|
|
Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа 5.3 «Проект «Распознавание удобрений». |
п. 5.6 |
комбинир. урок |
|
|
Информационные модели управления объектами. |
п. 5.7, контрольн. вопросы |
комбинир. урок |
|
|
Практическая работа 5.4 «Проект «Модели систем управления» |
повторить главу 5 |
комбинир. урок |
|
|
Зачет |
Повторить понятие «Информация» |
проверки и коррекции знаний и умений |
|
|
Информационное общество. |
п. 6.1 |
ознакомления с новым материалом |
|
|
Информационная культура. |
п. 6.2 |
комбинир. урок |
|
|
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. |
п. 6.3, сообщения |
комбинир. урок |
|
|
Повторение обобщение материала. |
|
|
|
|
Резерв времени |
|
|
|
|
Резерв времени |
|
|
|
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
В предложенной вами программе необходимо указать ссылки на источники в Сети Интернет, использованные при подготовке материала. В программе для 9 класса отсутствуют УУД и их характеристика; также, пожалуйста, добавьте указание на те программы, которые Вы проанализировали, прежде, чем составили данный материал.
Разработку необходимо привести в соответствие с критериями
С уважением, С.А. Колодин.