Поурочное планирование по ОБЖ для 7 класса
Министерство образования Российской Федерации
п. Тучково Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тучковская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Согласовано : Утверждаю : Согласовано:
на ШМО учителей ОБЖ Директор МБОУ Директор МОУ
Руководитель ШМО «Тучковская СОШ №3» ДПО (ПК)С «УМЦ»
Е.Д. Агеева А.В.Чугаева
-------------------------- --------------------------------- -------------------------------
« »сентября 2012года « »сентября 2012года « »сентября 2012года
ПРОГРАММА
Основы безопасности жизнедеятельности
Объём программы: 35 часов
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 7 класс
Шикова Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
первой квалификационной категории
2012г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) для 7 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2007) и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю 35 часов в год.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: школьный учебник для 7 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2007 г.), включённый в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080, и методическое пособие для учителя (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. М. Просвещение, 2010 г.).
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные региональным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса. Изменений в авторскую образовательную программу под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений) не внесено.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Цели и задачи программы обучения:
Задачи:
1.Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
2. Выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
3. Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Цели:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности.
Формы занятий, используемые при обучении:
- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
- подготовка индивидуальных рефератов;
- индивидуальные консультации;
- практические занятия;
- внеклассная и внешкольная работа (участие во Всероссийской олимпиаде по ОБЖ, мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Безопасное колесо» и пожарно-прикладным видам соревнований, проведение Дня защиты детей, различных эстафет и викторин по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкомата и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины и др.).
Требования к уровню подготовки учащихся
Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Учащийся должен:
знать:
• основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и способы их профилактики;
• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера, права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
• приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
уметь:
• предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
• соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;
• обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
• соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;
• безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
• проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
• оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;
• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Календарно-тематическое планирование
№п/п |
Тема урока |
Цели урока |
Содержание урока |
Методы обучения |
ЗУН |
Формы контроля |
Основное оборудование |
Домашнее задание |
Планируемая дата |
Фактическая дата |
1 четверть 9 часов |
||||||||||
Цели: 1.Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях. 2.Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни.. 3.Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ. 4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим. 5.Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников. .
|
||||||||||
1 Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера-3 ч |
||||||||||
1 |
Различные природные явления и причины их возникновения |
|
Понятие опасного природного явления, их примеры. Динамика возникновения опасных природных явлений на территории России. Влияние опасных природных явлений на жизнедеятельность людей. Понятие стихийного бедствия, его примеры. Причины возникновения стихийных бедствий и их влияние на человека и его здоровье. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера: геофизические опасные явления; геологические опасные явления; метеорологические и агрометеорологические опасные явления; морские гидрологические опасные явления; гидрологические |
Объясни тельно-иллюстра тивный метод, репродуктивный метод. |
ЗУН: а)знать возможные чрезвычай ные ситуации природного характера, наиболее вероятные для района проживания |
Реше ние ситуационных задач |
Ме то дическая литература, учебники |
П. 1.1 |
03.09 |
|
2 |
Общая характеристика природных явлений |
|
Объясни тельно-иллюстра тивный метод, репродуктивный метод. |
ЗУН: а)знать определения 10 природных явлений, которые происходят на территории нашей страны и в других странах мира. |
Фронтальный опрос.
|
Иллюстрации, дидактический материал |
П. 1.2 |
10.09 |
|
|
3 |
Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения |
|
опасные явления; природные пожары; инфекционная заболеваемость людей (эпидемии); инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных (эпизоотии); поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями (эпифитотии). Сравнительная оценка опасных природных явлений и чрезвычайных ситуаций на территории России. Чрезвычайные ситуации, наиболее вероятные для региона, области, города, района.
|
Метод проблемного изложения, частично-поисковый. |
ЗУН: а)знать наиболее вероятные чрезвычайные ситуации природного характера
|
Решение ситуационных задач |
Ме то дическая литература, учебники |
П. 1.3 |
17.09 |
|
II.Чрезвычайные ситуации природного характера -21 ч
Цели: 1.Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях. 2.Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни.. 3.Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ. 4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим. 5.Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников. .
|
||||||||||
2.Чрезвычайные ситуации геологического происхождения-7 ч |
||||||||||
4 |
Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия |
|
Понятие о землетрясении. Механизм возникновения землетрясения. Основные тектонические плиты, на которые разделена земная кора, и сейсмические пояса. Понятие сейсмически активных районов. Сейсмически активные районы на территории России. Очаг землетрясения, эпицентр землетрясения. Причины землетрясений. Типы волновых колебаний. Классификация землетрясений по причинам их происхождения. Регистрация колебаний земной коры с помощью специальных приборов. Понятие магнитуды и интенсивности землетрясения. Измерения магнитуды и интенсивности землетрясения. Шкала Рихтера и шкала Меркали. Примерное соотношение между магнитудой по Рихтеру и максимальной интенсивностью по Меркали. |
Исследоватеьский метод, репродуктивный метод. |
ЗУН: а) знать: • способы оповещения о землетрясении и правила безопасного поведения; • основные мероприятия по защите населения от землетрясений и их последствий; б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от землетрясений; в) иметь представление о последствиях землетрясений |
Решение ситуационных задач |
Уч. ОБЖ |
П. 2.1 |
24.09 |
|
5 |
Защита населения от последствий землетрясений |
|
Последствия землетрясений: опасные геологические явления; цунами, сели, наводнения; повреждения и разрушения зданий; выбросы радиоактивных, сильнодействующих ядовитых и опасных веществ; транспортные аварии и катастрофы; нарушение функционирования систем жизнеобеспечения. Заблаговременные мероприятия по снижению потерь от землетрясений, осуществляемые органами государственного управления и жителями сейсмоопасных районов. |
Метод проблемного изложения, частично-поисковый |
ЗУН: а) знать: • способы оповещения о землетрясении и правила безопасного поведения; • основные мероприятия по защите населения от землетрясений и их последствий; б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от землетрясений; в) иметь представление о последствиях землетрясений. |
Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос |
Ме то дическая литература, учебники |
П. 2.2 |
01.10 |
|
6 |
Правила безопасного поведения населения при землетрясении |
|
Основные причины несчастных случаев при землетрясении. Признаки приближающегося землетрясения. Правила безопасного поведения при оповещении о землетрясении. Правила безопасного поведения при землетрясении: в школе; в доме (квартире); на улице. Наиболее безопасные места для укрытия в здании (помещении). Что не рекомендуется делать при землетрясении. Правила безопасного поведения после землетрясения. Как действовать если вы оказались в завале: вы ранены, получили травму; у вас нет возможности выбраться; у вас есть возможность выбраться. |
Объясни тельно-иллюстра тивный метод, репродуктивный метод |
ЗУН: а) знать: • способы оповещения о землетрясении и правила безопасного поведения; • основные мероприятия по защите населения от землетрясений и их последствий; б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от землетрясений; в) иметь представление о последствиях землетрясений. |
Фронт альный опрос, Индивидуальный опрос |
Ме то дическая литература, учебники |
П.2.3 |
08.10 |
|
7 |
Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле |
Происхождение вулканов и их расположение в сейсмоактивных поясах земного шара. Действующие и потухшие вулканы. Районы России, где существует опасность вулканических извержений. Предвестники извержения вулканов. Кратер вулкана, жерло вулкана, магма, фумаролы. Типы вулканов в зависимости от типа лавы (жидкая, вязкая, густая). Поражающие факторы при извержении вулкана и его последствия: раскаленные лавовые потоки; палящие лавины; пепел и газ; взрывная волна и разброс обломков; водяные и грязекаменные потоки; резкие колебания климата. Мероприятия по снижению потерь от извержения вулканов. Эвакуация населения. Способы уменьшения опасного воздействия относительно медленных лавовых потоков. Опасность грязевых потоков и пепла при извержении вулканов. Правила безопасного поведения в случае извержения вулканов. Правила безопасного поведения в непосредственной близости от вулкана при начавшемся извержении.
|
Объясни тельно-иллюстра тивный метод, репродуктивный метод |
ЗУН: а) знать основные мероприятия по защите населения от извержения вулканов; б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от извержения вулканов; в) иметь представление о последствиях извержения вулканов |
Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос |
Ме то дическая литература, учебники |
Конс пект |
15.10 |
|
|
8 |
Последствия извержения вулканов. Защита населения |
|
Мероприятия по снижению потерь от извержения вулканов. Эвакуация населения. Способы уменьшения опасного воздействия относительно медленных лавовых потоков. Опасность грязевых потоков и пепла при извержении вулканов. Правила безопасного поведения в случае извержения вулканов. Правила безопасного поведения в непосредственной близости от вулкана при начавшемся извержении |
Метод репродуктивный, поисковый |
ЗУН: а) знать меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от извержения вулканов |
Контрольная работа №1 «Землетрясения и вулканы». . |
Ме то дическая литература, учебники |
Конс пект |
22.10 |
|
9 |
Оползни, их последствия, защита населения |
|
Понятие - оползень. Природные факторы, влияющие на образование оползней. Районы России, наиболее подверженные оползневым процессам. Причины образования оползней. Классификация оползней: по масштабу; по месту образования; по мощности. Понятие - сель. Условия и причины их образования. Основные места возникновения селей. Формы проявления селевой активности. Теплая и холодная зоны селеобразования на территории России. Классификация селей: по составу переносимого твердого материала; по мощности; по высоте потоков. Понятие - обвал. Образование обвалов и их причины. Антропогенный фактор, как причина обвалов. Разновидности обвалов: камнепады; обвалы грунта; обрушение ледников. Особенности камнепадов и их опасность. Классификация обвалов: по мощности; по масштабу. Понятие - лавина. Районы России подверженные лавинной опасности. Условие и причина образования снежных лавин и их опасность. Последствия оползней, селей, обвалов, лавин и их основные поражающие факторы. Ущерб, наносимый оползнями, селями, обвалами и лавинами сельскому хозяйству, культурному и историческому наследию народов, населяющих горные местности. |
Объясни тельно-иллюстра тивный метод, репродуктивный метод |
ЗУН: а) знать: • способы оповещения об угрозе оползней, селей, обвалов, снежных лавин; • основные мероприятия по защите населения от оползней, селей, обвалов, снежных лавин и их последствий; б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от оползней, селей, обвалов и снежных лавин; в) иметь представление о последствиях оползней, селей, обвалов и снежных лавин. |
Текущий, индивидуальный |
Ме то дическая литература, учебники |
П. 2.6 |
29.10 |
|
|
Всего |
|
К.р. - 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 четверть – 8 часов |
||||||||||
10 |
Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Обобщение по теме |
|
Мероприятия по снижению потерь от оползней, селей, обвалов и лавин, осуществляемые органами государственного управления и населением, проживающим в оползне-, селе-, обвало- и лавиноопасных зонах. Оповещение населения об угрозе схода оползней, селей, обвалов и снежных лавин. Заблаговременная эвакуация населения из опасных зон в безопасные места. Естественные безопасные места. Правила безопасного поведения при угрозе схода оползней, селей, обвалов и лавин: при заблаговременном оповещении; при получении сообщения непосредственно перед наступлением стихийного бедствия. Правила безопасного поведения при внезапном сходе оползня, селя, обвала, лавины: если люди, здания и сооружения оказались на поверхности оползневого участка; при внезапном приближении лавины; при попадании в лавину. |
Метод проблемного изложения, частично-поисковый |
ЗУН: а) знать: • способы оповещения об угрозе оползней, селей, обвалов, снежных лавин; • основные мероприятия по защите населения от оползней, селей, обвалов, снежных лавин и их последствий; б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от оползней, селей, обвалов и снежных лавин; в) иметь представление о последствиях оползней, селей, обвалов и снежных лавин. |
Текущий |
Ме то дическая литература, учебники |
П. 2.7 |
05.11 |
|
3.Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения-3 ч |
||||||||||
11 |
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия |
|
Показатель, определяющий разрушающее действие ураганов, бурь. Шкала Бофорта. Признаки действия силы ветра. Образование циклонов в атмосфере - основная причина возникновения бурь, ураганов. Понятие - ураган. Схема зарождения урагана. Энергия урагана. Классификация ураганов в зависимости от скорости ветра. Понятие - буря. Бури пылевые, беспылевые, снежные, шквальные. Классификация бурь: по окраске частиц, вовлеченных в движение; по составу частиц; в зависимости от скорости ветра. Основные показатели, определяющие разрушающее действие ураганов, бурь. Последствия и поражающие факторы урагана. Последствия и поражающие факторы бурь. |
Исследоватеьский метод, репродуктивный метод |
ЗУН: а) знать: способы оповещения об ураганах, бурях; основные мероприятия по защите населения от ураганов, бурь и их последствий; б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от ураганов, бурь; в) иметь представление о последствиях ураганов, бурь. |
Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос |
Ме то дическая литература, учебники |
П. 3.1 |
12.11 |
|
12 |
Защита населения от последствий ураганов и бурь |
|
Мероприятия по снижению потерь от ураганов, бурь и смерчей, осуществляемые органами государственного управления и населением районов, подверженных их воздействию. Оповещение населения об угрозе ураганов, бурь. Правила безопасного поведения при угрозе ураганов, бурь: при заблаговременном оповещении; с получением информации о непосредственном их приближении. Правила безопасного поведения во время ураганов, бурь и : при вынужденном пребывании на улице; если вы находитесь в доме. Относительно безопасные места в доме и естественные безопасные укрытия на улице. Правила безопасного поведения после урагана, бури. |
Метод проблемного изложения, частично-поисковый |
ЗУН: а) знать :способы оповещения об ураганах, бурях, смерчах; основные мероприятия по защите населения от ураганов, бурь, смерчей и их последствий; б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от ураганов, бурь, смерчей; в) иметь представление о последствиях ураганов, бурь. |
Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос |
Ме то дическая литература, учебники |
П. 3.2 |
19.11 |
|
13 |
Смерчи |
|
Понятие - смерч. Происхождение смерчей. Строение смерча. Классификация смерчей: по происхождению; по строению; по времени и пространственному воздействию. Мероприятия по снижению потерь от смерчей, осуществляемые органами государственного управления и населением районов, подверженных их воздействию. Оповещение населения об угрозе смерчей. Правила безопасного поведения при угрозе смерчей: при заблаговременном оповещении; с получением информации о непосредственном их приближении. Правила безопасного поведения во время смерчей: при вынужденном пребывании на улице; если вы находитесь в доме. Относительно безопасные места в доме и естественные безопасные укрытия на улице. Правила безопасного поведения после смерча |
Объясни тельно-иллюстра тивный метод, репродуктивный метод |
ЗУН: а)знать правила безопасного поведения при смерчах. б)уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. |
Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос |
Ме то дическая литература, учебники |
П. 3.3 |
26.11 |
|
4.Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения-7 ч |
||||||||||
14 |
Наводнения. Виды наводнений и их причины |
|
Понятие — наводнение. Классификация наводнений в зависимости от масштаба: низкие (малые), высокие, выдающиеся, катастрофические. Классификация наводнений в зависимости от причин возникновения: половодье; паводок, заторные, зажорные наводнения; нагонные наводнения; наводнения, вызванные прорывом плотин; наводнения, вызванные подводными землетрясениями, извержениями подводных или островных вулканов. Последствия наводнений: быстрый подъем воды; затопление или подтопление примыкающей местности. Вторичные последствия наводнений. Особенности последствий наводнений в городской и сельской местности. Мероприятия по снижению потерь от наводнений, осуществляемые органами государственного управления и населением районов, подверженных их воздействию. |
Исследоватеьский метод, репродуктивный метод |
ЗУН: а) знать: • способы оповещения о наводнениях; • основные мероприятия по защите населения от наводнений и их последствий; б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от наводнений; в) иметь представление о последствиях наводнений. |
Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос |
Ме то дическая литература, учебники |
П. 4.1 |
03.12 |
|
15 |
Защита населения от последствий наводнений |
|
Оповещение и эвакуация населения при угрозе наводнения. Правила безопасного поведения при угрозе наводнения (при заблаговременном оповещении о наводнении). |
Метод проблемного изложения, частично-поисковый |
ЗУН: а) знать: • способы оповещения о наводнениях; • основные мероприятия по защите населения от наводнений и их последствий; б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от наводнений; в) иметь представление о последствиях наводнений.
|
Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос |
Ме то дическая литература, учебники |
П. 4.2 |
10.12 |
|
16 |
Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений |
|
Правила безопасного поведения при угрозе наводнения (при заблаговременном оповещении о наводнении). Правила безопасного поведения при внезапном наводнении: до прибытия помощи; при вынужденной самоэвакуации. Правила безопасного поведения после наводнения.
|
Объясни тельно-иллюстра тивный метод, репродуктивный метод |
ЗУН: Знать правила безопасного поведения при наводнении. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
|
Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос |
Ме то дическая литература, учебники |
П. 4.3 |
17.12 |
|
17 |
Сели и их последствия |
|
Понятие - сель. Условия и причины их образования. Основные места возникновения селей. Формы проявления селевой активности. Теплая и холодная зоны селеобразования на территории России. Классификация селей: по составу переносимого твердого материала; по мощности; по высоте потоков. Последствия селей и их основные поражающие факторы. Ущерб, наносимый селями сельскому хозяйству, культурному и историческому наследию народов, населяющих горные местности. |
Исследоватеьский метод, репродуктивный метод |
ЗУН: а) знать: • способы оповещения об угрозе селей • основные мероприятия по защите населения от селей и их последствий; б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от селей; в) иметь представление о последствиях селей. |
Текущий, внешний Контрольная работа №2 «Ураганы, смерчи, бури, сели». |
Ме то дическая литература, учебники |
П. 4.4 |
24.12 |
|
|
Всего |
|
К.р. - 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 четверть – 10 часов |
||||||||||
18 |
Защита населения от последствий селевых потоков |
|
Мероприятия по снижению потерь от селей, осуществляемые органами государственного управления и населением, проживающим в селеопасных зонах. Оповещение населения об угрозе схода селей. Заблаговременная эвакуация населения из опасных зон в безопасные места. Естественные безопасные места. Правила безопасного поведения при угрозе схода селей: при заблаговременном оповещении; при получении сообщения непосредственно перед наступлением стихийного бедствия. Правила безопасного поведения при внезапном сходе селя. |
Метод проблемного изложения, частично-поисковый |
ЗУН: а) знать: • способы оповещения об угрозе селей; • основные мероприятия по защите населения от селей и их последствий; б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от селей; в) иметь представление о последствиях селей. |
Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос |
Ме то дическая литература, учебники |
П. 4.5 |
14.01 |
|
19 |
Цунами и их характеристика |
. |
Понятие - цунами. Происхождение и причина цунами. Характеристика волн цунами. Классификация цунами: по причинам его возникновения; по интенсивности. Поражающие факторы цунами и его опасные воздействия на людей, здания и сооружения. Вторичные последствия разрушительных воздействий цунами. Действие цунами в открытом море. Прогнозирование цунами. Мероприятия по снижению потерь от цунами, осуществляемые органами государственного управления и населением цунамиопасных районов. Признаки и предвестники близкого цунами. |
Объясни тельно-иллюстра тивный метод, репродуктивный метод |
ЗУН: а) знать: • способы оповещения о приближении цунами; • основные мероприятия по защите населения от цунами и его последствий; б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от цунами; в) иметь представление о последствиях цунами. |
Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос |
Ме то дическая литература, учебники |
П. 4.6 |
21.01 |
|
20 |
Защита населения от цунами |
|
Оповещение населения о приближающемся цунами. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении цунами. Правила безопасного поведения при внезапном приходе цунами: при эвакуации из здания; если вы остались в здании. Возвышенные безопасные места на рельефе местности и безопасные места в здании. Правила безопасного поведения, если вы оказались в волне цунами. Правила безопасного поведения после ухода волны цунами. |
Исследоватеьский метод, репродуктивный метод |
ЗУН: а) знать: • способы оповещения о приближении цунами; • основные мероприятия по защите населения от цунами и его последствий; б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от цунами; в) иметь представление о последствиях цунами. |
Контрольная работа №3 «Наводнения. Цунами». |
Ме то дическая литература, учебники |
П. 4.7 |
28.01 |
|
5.Чрезвычайные ситуации биологического происхождения-4 ч |
||||||||||
21 |
Лесные и торфяные пожары и их характеристика |
|
Понятие — лесной пожар. Условия его возникновения. Регионы России, наиболее подверженные возникновению лесных пожаров на больших площадях. Основные причины загорания лесов. Классы лесных пожаров в зависимости от площади, охваченной огнем. Классификация лесных пожаров: по характеру их распространения (низовой, верховой, подземный); по скорости распространения огня и высоте пламени (слабые, средние, сильные).
|
Метод проблемного изложения, частично-поисковый |
ЗУН: а) знать: • способы оповещения о лесных и торфяных пожарах; • основные мероприятия по защите населения от лесных и торфяных пожаров и их последствий; б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от лесных и торфяных пожаров; в) иметь представление о последствиях лесных и торфяных пожаров. |
Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос |
Ме то дическая литература, учебники |
П. 5.1 |
04.02 |
|
22 |
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения |
|
Основные и вторичные поражающие факторы лесных и торфяных пожаров для людей, зданий, сооружений, поселков, лесных ресурсов. Краткое понятие о двух основных способах тушения лесных пожаров: непосредственное тушение огня; косвенное тушение. Понятие пожароопасного периода (сезона) в лесах. Мероприятия, проводимые органами государственного управления и органами лесного хозяйства по защите лесов от пожаров в пожароопасный период. Основные правила пожарной безопасности в лесах в пожароопасный сезон. Ответственность граждан за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. |
Объясни тельно-иллюстра тивный метод, репродуктивный метод |
ЗУН: а) знать: • способы оповещения о лесных и торфяных пожарах; • основные мероприятия по защите населения от лесных и торфяных пожаров и их последствий; б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от лесных и торфяных пожаров; в) иметь представление о последствиях лесных и торфяных пожаров.
|
Контрольная работа №4 "Лесные и торфяные пожары". |
Ме то дическая литература, учебники |
П. 5.2 |
11.02 |
|
23 |
Эпидемии |
|
Понятие — эпидемии. Условия возникновения. Регионы России, наиболее подверженные возникновению эпидемий. Основные причины эпидемий. Правила безопасного поведения при эпидемии. Умение предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
|
Исследоватеьский метод, репродуктивный метод |
ЗУН: а) знать: правила безопасного поведения при эпидемии. б) уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
|
Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос |
Ме то дическая литература, учебники |
Конс пект |
18.02 |
|
24 |
Эпизоотии и эпифитотии |
|
Понятие — эпизоотии и эпифитотии. Условия их возникновения. Регионы России, наиболее подверженные возникновению эпизоотии и эпифитотии . Основные причины возникновения эпизоотии и эпифитотии. Правила безопасного поведения при эпизоотии и эпифитотии. Умение предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.
|
Метод проблемного изложения, частично-поисковый |
ЗУН: а) знать: правила безопасного поведения при эпизоотии и эпифитотии. б) уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
|
Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос |
Ме то дическая литература, учебники |
Конс пект |
25.02 |
|
III.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни-11 ч
Цели: 1. Освоение знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях. 2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью. 3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ. 4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; оказывать ПМП пострадавшим. 5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников. |
||||||||||
6.Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека-6 ч |
||||||||||
25 |
Психологическая уравновешенность |
|
Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. |
Исследоватеьский метод, репродуктивный метод |
ЗУН: Иметь представления об основных положениях здорового образа жизни |
Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос |
Ме то дическая литература, учебники |
П 6.1 |
04.03 |
|
26 |
Стресс и его влияние на человека |
|
Общие понятия и определения стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияния стресс на состояния здоровья человека. |
Исследоватеьский метод, репродуктивный метод |
ЗУН: Иметь представления об основных положениях здорового образа жизни |
Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос |
Ме то дическая литература, учебники |
П 6.2 |
11.03 |
|
27 |
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте |
|
Особенности здорового образа жизни в период полового созревания. Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек. |
Исследоватеьский метод, репродуктивный метод |
ЗУН: Иметь представления об основных положениях здорового образа жизни |
Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос |
Ме то дическая литература, учебники |
П 6.3 |
18.03 |
|
|
Всего |
|
К.р. - 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 четверть – 8 часов |
||||||||||
28 |
Формирование личности подростка при его взаимоотношении со взрослыми |
|
Формирование личности подростка при его взаимоотношении с взрослыми. |
Исследоватеьский метод, репродуктивный метод |
ЗУН: Иметь представления об основных положениях здорового образа жизни |
Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос |
Ме то дическая литература, учебники |
П 6.4 |
08.04 |
|
29 |
Формирование личности подростка при взаимоотношении со сверстниками |
|
Формирование личности подростка при его взаимоотношении со сверстниками. |
Исследоватеьский метод, репродуктивный метод |
ЗУН: Иметь представления об основных положениях здорового образа жизни |
Текущий, индивидуальный |
Ме то дическая литература, учебники |
П 6.5 |
15.04 |
|
30 |
Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних |
|
Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних. Значение правового воспитания для социального развития подростка. |
Метод проблемного изложения, частично-поисковый |
ЗУН: Иметь представления об основных положениях здорового образа жизни |
Текущий, фронтальный |
Ме то дическая литература, учебники |
П 6.6 П 6.7 |
22.04 |
|
7.Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия)-4 ч |
||||||||||
31 |
Общие правила оказания первой медицинской помощи |
|
Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений. Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших |
Объясни тельно-иллюстра тивный метод, репродуктивный метод |
ЗУН: Знать общие правила оказания первой медицинской помощи
|
Решение ситуационных задач |
Ме то дическая литература, учебники |
П. 7.1 |
29.04 |
|
32 |
Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении |
|
Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений. Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших |
Объясни тельно-иллюстра тивный метод, репродуктивный метод |
ЗУН: а) знать способы первой медицинской помощи остановки кровотечений. б)владеть навыками оказания первой медицинской помощи при кровотечениях. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи |
Решение ситуационных задач |
Ме то дическая литература, учебники |
П. 7.2 |
06.05 |
|
33 |
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах |
|
Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших |
Объясни тельно-иллюстра тивный метод, репродуктивный метод |
ЗУН: а) знать способы первой медицинской помощи при травмах, ушибах, переломах. б)владеть навыками оказания первой медицинской помощи при травмах, ушибах, переломах. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи |
Решение ситуационных задач |
Ме то дическая литература, учебники |
П. 7.3 |
13.05 |
|
34 |
Общие правила транспортировки пострадавшего |
|
Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших . |
Объясни тельно-иллюстра тивный метод, репродуктивный метод |
ЗУН: б)владеть навыками оказания первой медицинской помощи при ушибах, кровотечениях. |
Решение ситуационных задач |
Ме то дическая литература, учебники |
П 7.4 |
20.05 |
|
35 |
Итоговое повторение |
|
Итоговое повторение |
Репродуктивный метод |
|
Контрольная работа №5. |
Ме то дическая литература, учебники |
|
27.05 |
|
|
Всего |
|
К.р. - 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание программы
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.
Различные природные явления и причины их возникновения. Строение оболочки земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека.
Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения. ЧС природного характера.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия.
Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.
Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения. Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Возможные последствия землетрясений. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.
Основные принципы защиты населения от землетрясений. Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений. Разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений, а также защита от воздействия сейсмических волн. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Организация аварийно-спасательных работ.
Правила безопасного поведения населения при землетрясении в различных ситуациях: если землетрясение застало вас дома, на улице, в школе. Правила безопасного поведения после землетрясения.
Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие, их характеристики, причины и предвестники их извержений. Последствия извержения вулканов. Образование лавовых потоков, вулканических грязевых потоков, выпадение твердых вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи, выделение вулканических газов.
Организация защиты населения от последствий извержения вулканов.
Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими площади. Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней. Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня.
Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин. Рекомендации населению по действиям при угрозе обвалов и схода снежных лавин.
Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны - причина возникновения ураганов и бурь, их строение, скорость перемещения.
Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду.
Мероприятия по защите населения от последствий ураганов и бурь. Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещение и возможные последствия. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового оповещения о приближении урагана или бури.
Смерч, основные понятия и определения. Характеристики смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия
Наводнения, виды наводнений и их причины. Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения.
Возможные последствия наводнений. Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.
Сели и их характеристика, причины возникновения селей, их последствия. Защита населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах.
Цунами и их характеристика. Причины возникновения цунами, их возможные последствия. Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.
Тема 5. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия
Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация и их характеристика. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров. Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу.
Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому.
Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы, его определяющие. Противоэпидемические мероприятия и защита населения.
Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и их профилактика. Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний.
Инфекционные болезни животных и растений. Причины их возникновения, краткая характеристика. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.
Раздел – II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения.
Защита населения от последствий землетрясения. Последствия извержения вулканов и защита населения. Защита населения от оползней.
Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения.
Защита населения от ураганов и бурь.
Раздел III. Основы здорового образа жизни
Тема 6. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.
Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая уравновешенность и умение завести друзей.
Общие понятия и определения стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом.
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек. Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте. Особенности психического развития человека в подростковом возрасте. Формирование основных качеств взрослого человека.
Формирование личности подростка при его взаимоотношении со взрослыми. Значение правильного общения со взрослыми, особенно с родителями, для социального развития человека в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации, которые могут возникнуть при общении подростка с родителями и основные способы их разрешения. Умение слушать собеседника.
Формирование личности подростка при взаимоотношении со сверстниками. Рост потребности общения со сверстниками, пути достижения признания среди сверстников. Возможные конфликтные ситуации при общении со сверстниками, основные пути их разрешения. Личные качества, обеспечивающие более тесное общение со сверстниками.
Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Факторы, определяющие развитие взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Формирование социально значимых качеств для установления правильного взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Духовная и социальная зрелость и ее значение в определении стиля своего поведения с лицами противоположного пола.
Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних. Значение правового воспитания для социального развития подростка. Правонарушения, совершаемые подростками, и их основные причины. Уголовная ответственность несовершеннолетних, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ, 1997 г.).
Тема 7. Первая медицинская помощь и правила ее оказания .
Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи.
Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении: при незначительных ранах, при сильном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при артериальном и венозном кровотечении.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.
Общие правила транспортировки пострадавшего.
Формы и средства контроля
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.
Темы для контрольного тестирования:
-
Землетрясения и вулканы.
-
Ураганы, смерчи, бури, сели.
-
Наводнения. Цунами.
-
Лесные и торфяные пожары.
-
Первая медицинская помощь и правила ее оказания
Темы самостоятельных работ:
1. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера. Причины их возникновения и возможные последствия. Организация и способы защиты населения от их воздействия.
Контрольная работа №1
«Землетрясения и вулканы».
Вариант 1.
1. Назовите причины и последствия землетрясений.
2. Перечислите основные мероприятия по снижению потерь от землетрясений, осуществляемые населением, проживающим в районах подверженных этому опасному природному явлению.
3. Правила безопасного поведения, если человек оказался в завале.
4. Правила безопасного поведения в случае извержения вулкана.
Вариант 2.
1. Чем характеризуется величина и мощность землетрясения? Объясните понятия магнитуда и интенсивность землетрясения.
2. Назовите причины и последствия извержения вулканов.
3. Правила безопасного поведения во время внезапного землетрясения.
4. Перечислите основные мероприятия по снижению потерь от извержения вулканов, осуществляемые органами государственного управления и населением, проживающим в районах с повышенной вулканической активностью.
Контрольная работа №2
«Ураганы, смерчи, бури, сели».
Вариант 1
1. Что такое ураган, в чем его опасность?
2. Какой шкалой характеризуются последствия смерчей, приведи пример?
3. В чем заключается защита населения при угрозе смерча?
4. Что такое сель, чем он вызывается?
Вариант 2
1. Что такое буря, в чем ее опасность?
2. По какой шкале и во сколько баллов определяют силу ветра, приведи пример?
3. В чем заключается защита населения при угрозе торнадо?
4. В чем опасность селевых потоков и как они характеризуются по мощности?
Вариант 3
1. Что такое смерч, в чем его опасность?
2. По какой шкале и во сколько баллов определяют силу ветра, приведи пример?
3. В чем заключается защита населения при угрозе урагана?
4. В чем опасность селевых потоков и как они характеризуются по мощности?
Контрольная работа №3
«Наводнения. Цунами».
Вариант 1.
1. Происхождение наводнений и цунами.
2. Первичные и вторичные последствия наводнений и цунами.
3. Что необходимо делать при заблаговременном оповещении о наводнении и приближении цунами?
4. Что необходимо делать при внезапном приходе цунами: при эвакуации из здания; если вы остались в здании?
Вариант 2.
1. Классификация наводнений и цунами.
2. Перечислите основные мероприятия по снижению потерь от наводнений и воздействия цунами, осуществляемые в районах, подверженных этим опасным природным явлениям.
3. Что необходимо делать при внезапном наводнении: до прибытия помощи; при вынужденной самоэвакуации?
4. Что необходимо делать, если вы оказались в волне цунами?
Контрольная работа №4
"Лесные и торфяные пожары".
Вариант 1.
1. Основные причины загорания лесов.
2. Основные и вторичные поражающие факторы и последствия лесных и торфяных пожаров.
3. Правила безопасного поведения: в зоне лесного пожара; в лесу, где возник пожар.
4. Основные правила пожарной безопасности в лесах.
Вариант 2.
1. Как классифицируются лесные пожары по характеру их распространения.
2. Мероприятия, проводимые органами государственного управления и органами лесного хозяйства по защите лесов от пожаров.
3. Правила безопасного тушения небольшого пожара в лесу.
4. Основные правила пожарной безопасности в лесах.
Контрольная работа №5.
«Первая медицинская помощь и правила ее оказания»
Вариант 1.
1. Какой перевязочный материал применяется для повязок? Дайте характеристику марлевым, трубчатым и эластичным бинтам.
2. Какие повязки накладываются при повреждении верхних конечностей?
3. Открытый перелом. Первая медицинская помощь при открытом переломе.
4. Способы переноски пострадавшего.
5. Какое значение для здоровья человека имеет режим работы и отдыха?
6. В чем проявляется умственное утомление? Как можно предупредить и снизить утомление?
Вариант 2.
1. Основные правила наложения повязок.
2. Какие повязки накладываются при повреждении нижних конечностей?
3. Закрытый перелом. Первая медицинская помощь при закрытом переломе.
4. Как можно использовать здоровую ногу в качестве шины?
5. Назовите составляющие наиболее рационального режима дня для подростков вашего возраста.
6. Причины и признаки переутомления.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
Школьный учебник для 7 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под общей редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2007г.).
Дополнительная литература
УМК под редакцией А.Т. Смирнова дополняют методические и справочные издания издательства «Просвещение»:
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл.
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные Смирнов А.Т., Хренников Б.О. разработки. Пособие для учителей и методистов.
Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.
Евлахов В.М. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 272 с. - (Библиотека учителя).
Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 112 с.
«Безопасность дорожного движения» для основной школы (под общей редакцией Смирнова А.Т.), который дополняет учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности».
Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 классы: Учебно-методическое пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2006. - 76 с. - (библиотека учителя).
Латчук В.Н. Правильные ответы на вопросы учебника С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс». - М.: Дрофа, 2007. - 170 с. - (Готовые домашние задания).
Латчук В.Н. Правильные ответы на вопросы учебника С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс». - М.: Дрофа, 2007. - 160 с. - (Готовые домашние задания).
Легкобытов А.В. Основы психологической безопасности личности. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 158 с. - (Библиотека учителя).
Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 336 с.
Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование).
УМК «Безопасность дорожного движения»:
Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под ред. Смирнова А.Т. Обучение правилам дорожного движения. Методическое пособие. 5-9 кл.
Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под. ред. Смирнова А.Т. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
Рыбин А.Л., Хренников Б.О., Маслов М.В. Безопасность дорожного движения. 5-9 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся. В 2 частях. Часть первая. (12 плакатов). Часть вторая. (12 плакатов).
Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности/Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2008.
Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». А.А. Михайлов. 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2009.
Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 – 11 кл.: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2009.
Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы/ В.А. Акимов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов.- М.: Дрофа, 2008.-285.
Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 кл.: учебно-методическое пособие / С.С. Соловьев. 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт.-сост. В.Е. Амелина. – М.: Глобус, 2006.
Оборудование и приборы
1. Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».
2. Аптечка первой медицинской помощи, шины, резиновый жгут, бинты.
3. Персональный компьютер.
4. Мультимедийный проектор, настенный экран.
Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий
Название сайта |
Электронный адрес |
Совет безопасности РФ |
http://www.scrf.gov.ru |
Министерство внутренних дел РФ |
http://www.mvd.ru |
МЧС России |
http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ |
http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство обороны РФ |
http://www.mil.ru |
Министерство образования и науки РФ |
http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ |
http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ |
http://www.fsgv.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Федеральная пограничная служба |
http://www.fps.gov.ru |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности |
http://www.gan.ru |
Русский образовательный портал |
http://www.gov.ed.ru |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области |
|
Белгородский региональный институт ПКППС |
|
Академия повышения квалификации работников образования |
|
Федеральный российский общеобразовательный портал |
|
Федеральный портал «Российское образование» |
|
Портал компании «Кирилл и Мефодий» |
|
Образовательный портал «Учеба» |
|
Журнал «Курьер образования» |
|
Журнал «Вестник образования» |
|
Издательский дом «Профкнига» |
|
Издательский дом «1 сентября» |
|
Издательский дом «Армпресс» |
|
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») |
http://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности |
http://www.opasno.net |
Личная безопасность |
http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности |
http://www.alleng.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) |
http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det |
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России |
|
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) |
http://www.econavt-catalog.ru |
Портал Всероссийской олимпиады школьников |
http://rusolymp.ru/ |
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности |
|
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности |
http://www.bezopasnost.edu66.ru |
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях |
http:// www.hardtime.ru |
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»