Урок "Размножение. Его виды. Бесполое размножение"
Открытый урок в 6 классе по теме:
Цели урока:
Образовательная: познакомиться с разнообразием способов размножения и особенностями бесполого размножения, раскрыть особенности вегетативного размножения цветковых растений, выявить роль бесполого размножения ,рассмотреть роль растений в жизни человека.
Развивающая: сформировать умения и навыки размножать комнатные растения с помощью вегетативных органов, продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, выделять главное, формулировать выводы.
Воспитательная: привитие детям любви к природе, бережного отношения к «зелёным друзьям», ответственного отношения к порученному заданию
Тип урока: интегрированный, комбинированный с применением новых технологий
Междисциплинарные связи: зоология, экология, ботаника
Оборудование: проектор, экран, макеты плодовых тел шляпочных грибов, таблицы: «Тип простейшие», «Вегетативное размножение клубнями и луковицами», «Вегетативное размножение комнатных растений», комнатные растения традесканция, бегония, горшочки, гумус, клеёнка, лейка, перчатки, салфетка.
Ход урока:
1.Оргмомент.
Ребята! У нас на уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем!
2. Выявление отсутствующих.
3.Проверка домашнего задания:
Слайд №1 на экране.
Ребята! Давайте вспомним какую тему мы с вами изучили на предыдущем уроке?
Да! Действительно, мы с вами изучили тему «Координация и регуляция» и выяснили, что работа нервной и эндокринной систем осуществляется благодаря именно координации и регуляции жизнедеятельности.
А что лежит в основе деятельности нервной системы? РЕФЛЕКСЫ?
А что такое рефлекс? ( ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая посредством нервной системы).
А что лежит в основе работы эндокринной системы? Действие гормонов. (Это особые активные химические вещества, выделяемые железами внутренней секреции)
-Ответьте, пожалуйста, что такое регуляция? (направление, упорядочивание)
-А что такое координация? (согласование, установление взаимосвязи между какими-либо действиями)
Ребята! На дом вам было задано изучить раздел 17 «Координация и регуляция».
- Сейчас мы с вами проведём небольшое тестовое задание.
Выполнение проверочного тестирования:
1.Какая часть нервной системы расположена в позвоночном канале:
а) спинной мозг
б) головной мозг
в) передний мозг
г) средний мозг
2.К железам внутренней секреции у высших позвоночных животных
относятся:
а) слюнные железы
б) щитовидная железа и гипофиз
в) поджелудочная железа
г) железы желудка
3.Какой из приведённых рефлексов не является условным рефлексом:
А) Привычка вставать в одно и тоже время
Б) Чистить зубы утром и вечером
В) Отдергивать руку от горячего предмета
Г) Отзываться на своё имя
4.За координацию движений отвечает:
А) Спинной мозг
Б) Средний мозг
В) Мозжечок
Г) Нервы
5.Какой тип нервной системы у дождевого червя:
А) Сетчатая
Б) Узловая
В) Лестничная
Г) Трубчатая
Тест выносится на экран, взаимопроверка и выставление оценок.
Слайда №2. Далее собрать тесты.
Б) Актуализация знаний
Ребята! Чтобы перейти нам к новой теме давайте вспомним основные свойства живых организмов. ( ответы детей).
Наша сегодняшняя тема урока «Размножение». Мы рассмотрим виды размножений и поподробнее остановимся на бесполом размножении и, в качестве закрепления, проведём практическую работу.
4. Изучение нового материала:
Слово учителя:
Запишите тему сегодняшнего урока.
Слайд
3. Размножение. Его виды.
Бесполое размножение.
Слайд 4 Озвучивание целей урока
Среди свойств, присущих всем живым организмам, особое место занимает способность к размножению. Почему? (благодаря размножению жизнь продолжается на Земле)
А что такое размножение? Сначала дети отвечают своими словами.
Найдите в учебнике ответ на этот вопрос. запишите определение в тетрадь.
Слайд № 5
- На сегодняшнем уроке мы рассмотрим сложный процесс жизнедеятельности, всё многообразие способов которого можно свести к двум типам.
-Рассмотрим более подробно особенности бесполого размножения организмов. Найдите в тексте учебника характеристику бесполого размножения. (работают с текстом учебника)
Вывод: слайд № 6 запись в тетрадь
слайд № 7.
- найдите информацию об особенностях бесполого размножения. Дети изучают материал учебника. Далее подытоживание информации учебника и запись в виде таблицы в тетрадь.
слайд №8 .
-А теперь давайте рассмотрим формы бесполого размножения у животных и растений.
слайд № 9
-Давайте рассмотрим, как происходит деление у простейших, т.е. у одноклеточных организмов, на примере эвглены зелёной. Найдите в учебнике описание, как делится эвглена. Ребята, а какой процесс напоминает деление эвглены.
- Посмотрите, как происходит процесс почкования на примере
пресноводной гидры.
слайд № 10.
Найдите описание почкования гидры и дрожжей в учебнике самостоятельно прочитайте и расскажите нам.
слайд № 11
-А теперь давайте посмотрите, как происходит спорообразование у растений, таким же образом происходит размножение у грибов.
Демонстрация слайдов № 11 работа с учебником
Слайд № 12.
Наиболее распространенной формой бесполого размножения, сходной с почкованием, является вегетативное размножение. Запишите определение понятия.
слайд № 13
-Существует много способов вегетативного размножения растений.
Работа со слайдом.
слайд №14
Ребята! А как вы думаете, нужны ли вообще растения? (ответы детей)
- Какую роль они играют в жизни человека? (Ответы детей)
-Да! Ребята! Растения нужны и важны для человека и всего живого! Ведь они основные поставщики кислорода на нашей планете. А кислород крайне необходим для жизни. Растения образуют органические вещества из неорганических. Очень большое значение в природе и в жизни человека играют леса. Но и страдают они от деятельности человека не меньше.
-А что произойдет, если растительность исчезнет с нашей планеты? (ответы детей).
Ребята! Что должен делать каждый из нас, чтобы растений было больше вокруг нас? (ответы детей)
-Как сохранить природу? (ответы детей)
Нам посчастливилось жить в сельской местности! Вокруг нас столько лесов! А лес – это ещё и кормилец! В лесу мы собираем и грибы, и ягоды, и орехи.
Ребята! Так давайте беречь, любить, охранять растения!
Слайд 15
Значение бесполого размножения запись в тетрадь
Слайд 16. Физкультминутка:
Стоп, ребятки! Вы устали.
Отложили ручки. Встали.
Потянули левый бок,
Потянули правый бок.
Наклонились все вперёд.
Наклонились все назад,
Потянулись кверху. Выше.
( Не шумите! Тише! Тише!)
А теперь прыжки на месте.
Разомнём мы ножки вместе.
Полетаем мы чуть-чуть,
и про пальцы не забудь,
отдохнули мы чуток.
Сели. Снова за урок.
6. Закрепление изученного материала:
- Слайд 17
Ребята! Послушайте стихотворение и найдите в нём способы размножения растений, изученные на сегодняшнем уроке (Ответы детей ) Молодцы !
Ребята! К каким выводам мы пришли?
Ребята! А теперь, в качестве закрепления, проведём лабораторную работу.
Демонстрация слайда № 18
« Вегетативное размножение комнатных растений».
Ребята! Прошу соблюдать правила техники безопасности.
Демонстрация слайда № 19.
Цель работы: сформировать умение размножать растения с помощью вегетативных органов.
Оборудование: гумус для посадки, цветочные горшки, стакан с водой, лопатка, бумага.
Ход работы:
1.Выберите растение.
2.Наберите гумус в горшочек.
3.осадите вегетативную часть растения в землю и полейте тёплой водой.
4.Запись этапов и результатов лабораторной работы в тетрадь.
5. Подарить по растению гостям.
7.Итоги урока:
А) оглашение оценок (по результатам теста)
Б) домашнее задание
Демонстрация слайда № 20 .
Рефлексия: Если вам урок понравился, и вы удовлетворены своей работой и моей, то можете присоединить свой лепесток к моему и вы узнаете, что в итоге у нас получилось. На доске получается цветок.
8. Урок окончен. Слайд 21
Фамилия:
1.Какая часть нервной системы расположена в позвоночном канале:
а) спинной мозг
б) головной мозг
в) передний мозг
г) средний мозг
2.К железам внутренней секреции у высших позвоночных животных относятся:
а) слюнные железы
б) щитовидная железа и гипофиз
в) поджелудочная железа
г) железы желудка
3.Какой из приведённых рефлексов не является условным рефлексом:
А) Привычка вставать в одно и то же время
Б) Чистить зубы утром и вечером
В) Отдергивать руку от горячего предмета
Г) Отзываться на своё имя
4.За координацию движений отвечает:
А) Спинной мозг
Б) Средний мозг
В) Мозжечок
Г) Нервы
5.Какой тип нервной системы у дождевого червя:
А) Сетчатая
Б) Узловая
В) Лестничная
Г) Трубчатая
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»