Решение задач на замену элементов в одномерном массиве
Образовательные:
· Закрепить определение массива, оператор описания массива, характеристики массива,
· научить решать задачи на одномерные массивы.
Развивающие:
· развить навыки использования среды программирования;
· развить логическое и алгоритмическое мышление и активность работы учащихся.
Воспитательные:
· воспитание самостоятельности, и ответственности за выполненную работу;
· формировать у учащихся объективную самооценку;
· пробудить интерес к обучению.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, Microsoft Office PowerPoint, среда программирования Turbo Pascalили PascalABC.
План урока:
I. Организационный момент (1 минута)
II. Актуализация знаний. (3 минуты)
III. Объяснение нового материала (20 минут)
IV. Физминутка (1 минута)
V. Практическая работа – решение задач по новой теме (10 минут)
VI. Итоги урока.
VII. Домашнее задание.
ХОД УРОКА I. Организационный момент
Сообщение темы и цели урока
II. Актуализация знаний.
Вопросы для повторения:
· Разделы программы на языке Паскаль
· Виды алгоритмов
· Объявление массива в языке Паскаль
· Операторы циклов в языке Паскаль
III. Объяснение нового материала
На предыдущих занятиях мы рассмотрели задачи, в которых необходимо было найти сумму определённых элементов, произведение, количество элементов по заданным условиям. В этих задачах ответом является одно конкретное число. Сегодня мы с вами рассмотрим другой тип задач – замена элементов массива. В данном типе задач значение определённых элементов необходимо заменить на другое число. Поскольку происходит замена определённых элементов на другое число, то меняется и сам массив. Значит результатом таких программ будет новый массив. Например в массиве a[1..10]
Порядковый номер элемента |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5 | -7 | 8 | 6 | -9 | -3 | 2 | 5 | -4 | 7 |
Значение элемента a[2] |
Значение элемента a[7] |
В таком массиве необходимо отрицательные элементы заменить нулём. Отрицательные элементы – элементы, значение которых меньше нуля. Тогда ответом такой программы будет новый массив, который получается при замене элементов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5 | -7 | 8 | 6 | -9 | -3 | 2 | 5 | -4 | 7 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5 | 0 | 8 | 6 | 0 | 0 | 2 | 5 | 0 | 7 |
Новое значение элементов после замены |
Учащимся предлагается набрать текст программы в среде программирования и проверить результаты.
Теперь составим программу на языке Turbo Pascal:
Раздел переменных Объявление массива a[10] |
Uses crt;
Var
i: byte;
a: array [1..10] of integer;
Ввод элементов массива a[10] вручную через пробел. |
clrscr;
for i:=1 to 10 do
read(a[i]);
readln;
writeln; writeln;
В составном операторе поиск отрицательных элементов массива a[10] и замена на 0. А также вывод нового массива на экран |
if a[i]<0 then a[i]:=0;
write(a[i]:3);
end;
readln;
end.
Программа на языке PascalABC:
Program Zamena;
Uses crt;
Var
i: byte;
a: array [1..10] of integer;
begin
for i:=1 to 10 do
read(a[i]);
writeln; writeln;
for i:=1 to 10 do begin
if a[i]<0 then a[i]:=0;
write(a[i]:3);
end;
end.
Результат выполнения программы в среде Turbo Pascal:
Результат выполнения программы в среде PascalABC:
IV. Физминутка (1 минута)
V. Практическая работа – решение задач по новой теме (15 минут)
Далее учащимся предлагаются карточки с заданиями и для решения задач предлагается изменить текст набранной программы.
В массиве a[15] нечётные элементы заменить на 8
В массиве a[15] положительные чётные элементы заменить на -1
В массиве a[15] элементы кратные 3 заменить на 5
В массиве a[15] отрицательные элементы кратные 4 заменить на 3
VI. Итоги урока, выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
Список литературы:
1. Н. Д. Угринович «Информатика и информационные технологии 10-11» Бином 2005
2. Н. Д. Угринович «Информатика и ИКТ 10» Бином 2010
3. Н. Д. Угринович «Практикум по информатике и информационным технологиям» Бином 2004
П. Е. ФИНКЕЛЬ Разработка урока по информатике
Автор:
Павел Ефимович Финкель
Учитель информатики
МБОУ СОШ №1 им. А. И. Герцена г. Тимашевска
Краснодарский край
352700, г. Тимашевск, ул. Ленина, 152
E-mail: timsc1@mail.ru
Разработка урока по информатике
Класс 10-11
Тема:
Решение задач на замену элементов в одномерном массиве
Ключевые слова:
Информатика, массив, цикл с параметром, Паскаль, PascalABC, проект, одномерный массив
Аннотация
Данный материал – разработка урока по информатике.
Тема «Программирование на языке Паскаль» изучается в 10 или 11 профильном «Информационно-технологическом» классе
Тема урока: «Решение задач на замену элементов в одномерном массиве»
Изучение данной темы осуществляется в программной среде Turbo Pascal или PascalABC
К этому моменту учащиеся должны знать виды алгоритмов, записывать их на языке Паскаль, уметь записывать операторы цикла с параметром FOR, иметь представление о массивах, объявление, заполнение массивов в языке Паскаль.
Тема массивы является обязательной темой в заданиях ЕГЭ по информатике.
Решение задач на замену элементов в одномерном массиве
Цели урока:
Образовательные:
-
Закрепить определение массива, оператор описания массива, характеристики массива,
-
научить решать задачи на одномерные массивы.
Развивающие:
-
развить навыки использования среды программирования;
-
развить логическое и алгоритмическое мышление и активность работы учащихся.
Воспитательные:
-
воспитание самостоятельности, и ответственности за выполненную работу;
-
формировать у учащихся объективную самооценку;
-
пробудить интерес к обучению.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, Microsoft Office PowerPoint, среда программирования Turbo Pascal или PascalABC.
План урока:
-
Организационный момент (1 минута)
-
Актуализация знаний. (3 минуты)
-
Объяснение нового материала (20 минут)
-
Физминутка (1 минута)
-
Практическая работа – решение задач по новой теме (10 минут)
-
Итоги урока.
-
Домашнее задание.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
Сообщение темы и цели урока
-
Актуализация знаний.
Вопросы для повторения:
-
Разделы программы на языке Паскаль
-
Виды алгоритмов
-
Объявление массива в языке Паскаль
-
Операторы циклов в языке Паскаль
-
Объяснение нового материала
На предыдущих занятиях мы рассмотрели задачи, в которых необходимо было найти сумму определённых элементов, произведение, количество элементов по заданным условиям. В этих задачах ответом является одно конкретное число. Сегодня мы с вами рассмотрим другой тип задач – замена элементов массива. В данном типе задач значение определённых элементов необходимо заменить на другое число. Поскольку происходит замена определённых элементов на другое число, то меняется и сам массив. Значит результатом таких программ будет новый массив. Например в массиве a[1..10]
Порядковый
номер элемента
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5 |
-7 |
8 |
6 |
-9 |
-3 |
2 |
5 |
-4 |
7 |
Значение
элемента a[7] Значение
элемента a[2]
В таком массиве необходимо отрицательные элементы заменить нулём. Отрицательные элементы – элементы, значение которых меньше нуля. Тогда ответом такой программы будет новый массив, который получается при замене элементов.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5 |
-7 |
8 |
6 |
-9 |
-3 |
2 |
5 |
-4 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5 |
0 |
8 |
6 |
0 |
0 |
2 |
5 |
0 |
7 |
Новое
значение элементов после замены
Учащимся предлагается набрать текст программы в среде программирования и проверить результаты.
Теперь составим программу на языке Turbo Pascal:
Раздел
переменных Объявление
массива a[10]
Uses crt;
Var
i: byte;
a: array [1..10] of integer;
Ввод
элементов массива a[10]
вручную через пробел.
clrscr;
for i:=1 to 10 do
read(a[i]);
readln;
writeln; writeln;
В
составном операторе поиск отрицательных
элементов массива a[10]
и замена на 0. А
также вывод нового массива на экран
if a[i]<0 then a[i]:=0;
write(a[i]:3);
end;
readln;
end.
Программа на языке PascalABC:
Program Zamena;
Uses crt;
Var
i: byte;
a: array [1..10] of integer;
begin
for i:=1 to 10 do
read(a[i]);
writeln; writeln;
for i:=1 to 10 do begin
if a[i]<0 then a[i]:=0;
write(a[i]:3);
end;
end.
Результат выполнения программы в среде Turbo Pascal:
Результат выполнения программы в среде PascalABC:
-
Физминутка (1 минута)
-
Практическая работа – решение задач по новой теме (15 минут)
Далее учащимся предлагаются карточки с заданиями и для решения задач предлагается изменить текст набранной программы.
В массиве a[15] нечётные элементы заменить на 8
В массиве a[15] положительные чётные элементы заменить на -1
В массиве a[15] элементы кратные 3 заменить на 5
В массиве a[15] отрицательные элементы кратные 4 заменить на 3
-
Итоги урока, выставление оценок.
-
Домашнее задание.
Список литературы:
-
Н. Д. Угринович «Информатика и информационные технологии 10-11» Бином 2005
-
Н. Д. Угринович «Информатика и ИКТ 10» Бином 2010
-
Н. Д. Угринович «Практикум по информатике и информационным технологиям» Бином 2004
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
Пожалуйста, добавьте логотип Портала в верхний колонтитул разработки. Ваши персональные данные оттуда необходимо удалить. Также прошу Вас проверить текст конспекта на наличие пунктуационных ошибок.
Заранее Вам благодарен.
С уважением, С.А. Колодин.
1) Для аттестации мне сказали, что должны быть публикации в журнале. Для публикации в вашем журнале я прислал три разработки уроков по информатике. Будет ли опубликован какой-нибудь материал, который я прислал?
2) Где должны быть размещены рецензии на урок "Решение задач на замену элементов в одномерном массиве". Рецензии должны быть в виде отдельных файлов???
3) Куда отправлять исправленный файл???
Спасибо!!!
Ваши разработки будут непременно опубликованы после устранения всех недочётов. Они пополнят библиотеку Портала качественным учебно-методическим материалом.
Если разработка будет опубликована, рецензия коллег Вам не понадобится. Обычно отзыв на работу пишется в комментариях к разработке.
Пожалуйста, удалите тот материал, который прикреплён сейчас, и добавьте исправленный вариант.
С уважением, С.А. Колодин.
Отсутствует прикреплённый исправленный вариант материала, о котором Вы писали Выше. Пожалуйста, удалите из прикреплённых файлов тот урок, который загружен сейчас, и поместите сюда исправленный вариант урока.
Заранее Вам благодарен.
С уважением, С.А. Колодин.