Урок "Наши пернатые друзья" (7 класс)
«Класс Птиц».
2. Развивать кругозор детей, навыки работы с
дополнительной литературой.
3. Воспитывать интерес детей к предмету, любовь к
природе.
Мальцева Оксана Львовна учитель биологии, 1 категория.
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» , г.Исилькуля Омской области.
Урок биологии 7 класс по программе И. Н. Пономарёвой.
Тема урока. Наши пернатые друзья.
Тип урока: урок повторения и коррекции знаний с использованием информационно-коммуникативной технологии.
Цель урока. 1. Повторить, углубить и закрепить знания по теме
«Класс Птиц».
2. Развивать кругозор детей, навыки работы с
дополнительной литературой.
3. Воспитывать интерес детей к предмету, любовь к
Природе.
Задачи.
1. Формирование экологического мышления;
2. Повышение интереса учащихся к биологическим
дисциплинам;
3. Формирование умения выражать свои мысли;
4. Развитие творческой инициативы и интеллектуальных
способностей.
Оборудование: мультимидийная приставка, запись голосов птиц,
слайды птиц, видеосюжеты птиц, тесты,
индивидуальные задания (карточки).
На доске эпиграф к уроку: «Каким скучным местом был бы мир без птиц».
Ход урока.
I.Орг. момент
Сообщение задач урока.
Зачитывается эпиграф к уроку. (на фоне музыки «В мире животных»)
II. Основная часть
А. (Звучат голоса птиц)
Учащиеся слушают голоса птиц, отвечают на вопросы.
-
Он упивался раннею весной,
Он щёлкал соловьём, кричал вороной…
И пел, и трепетал, влюблёно надо мной,
И славил мир, красивый и зелёный.
В. Семёнов.
- Кто это? Почему автор подобрал такие строки?
(скворец)
-
А теперь послушайте ещё одну чудесную песенку, и такие строки.
…..И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая
«Весна идёт к нам молодая,
Я здесь пою приход весны…»
В. Жуковский
Как вы уже догадались эта песенка жаворонка.
Скажите, какова связь между полётом и пением жаворонка?
(взмах крыльев способствует растяжению воздушных мешков и заполнению их воздухом, который сильной струёй поступает в голосовой аппарат жаворонка)
-
Как вы думаете, какое значение имеет песня для птиц?
(привлекают самок, сообщают о том что данная территория занята)
Б. А сейчас обратите внимание на экран. Вам будут показаны слайды птиц. Вы должны записать в тетради видовое название птицы и к какому отряду данная птица относится. Работа по вариантам.
1 В 2 В
*ласточка – отр.Воробьинообраные *глухарь – отр. Куриные
*дятел – отр. Дятлы *страус-отр.Страусообразные
*сорока – отр. Воробьинообразные *лебедь – отр. Гусеобразные
*сова – отр. Совы *утка – отр. Гусеобразные
*фазан – отр. Куриные *куропатка – отр. Куриные
Проверяем, называем то что вы написали. Если у кого то ошибка то исправляем. Оцениваем свою работу, рядом рисуем рожицу.
Если всё правильно то - улыбающуюся рожицу
Если 1 – 2 ошибки – равнодушную рожица
Если 3 и более ошибки – грустную рожицу. (самопроверка)
Итак мы с вами повторили группы птиц.
В. А сейчас у нас с вами индивидуальная работа. У вас на столах лежат тесты по вариантам. Выполняем в тетради 9 заданий.
(приложение)
Поменяйтесь тетрадями, я вам раздаю ключ к проверке теста проверяете и оцениваете работу, рисуя рожицы.
Г. А сейчас внимание на экран. Вам будет показаны видеосюжеты. Вы должны сказать о ком он и дать краткую характеристику данной птицы. (использование диска Биология 6-11 кл. Лабораторный практикум)
-
Дятел: у куроедов неприятель,
Ещё не знавший поражения.
Иду на вы! – стучит им дятел,
Предупреждая о сражении
В. Назин
Почему у дятла не происходит сотрясения мозга, когда он долбит клювом твёрдую древесину?
(предохраняют его крепкие кости черепа, хрящевая прокладка между костями черепа и клювом, шейные позвонки)
-
Пингвины.
Почему перья пингвина не годны для перины?
(они не имеют пуховых перьев. Перья напоминают чешуйки, опахало перьев развито слабо)
-
Фламинго.
Изучение пера птицы натолкнуло человека на изобретение универсальной застёжки «молния». Какое особое строение пера легло в основу этого изобретения?
(опахало пера состоит из бородок 1-ого порядка и 2-ого порядка они действуют как крючочки и зацепочки)
Д. Парадоксально но порой мы знаем о жизни пингвинов, страусов больше чем о птицах живущих возле нас. И сейчас ребята подготовили сообщения о птицах Омской области. Предоставим им слово.
(Показ презентаций «Птицы Омской области», «Птицы занесенные в Красную книгу Омской области»)
Весной к нам возвращаются перелётные птицы. Например прилетевшие скворцы принимаются за чистку гнездовий, старательно удаляют из птичьих домиков мусор и строят новые гнёзда. В новые гнёзда приносят душистую полынь, мяту и другие сильно пахнущие растения. В этих растениях много активных химических веществ, называемых фитонцидами. Зачем скворцу приносить в заново построенное гнездо эти растения?
(фитонциды уничтожают клещей и др. паразитов пухоедов и т. д.)
У птиц в перьевом покрове и на теле есть паразиты являющиеся переносчиками инфекционных заболеваний, способные передавать здоровым животным даже людям. При этом возможно воспаление глаз, носа, насморк и даже воспаление бронхов. Поэтому при уборке в помещении, где содержат птиц (кур, голубей) рекомендуют пользоваться сложенной в три, четыре слоя повязкой из марли.
Е. А сейчас у нас работа в парах. Вы получаете карточку – задания. В течение 2 минут обсуждаете ответы на вопросы. А затем свои варианты ответов предоставляете нашему вниманию. За ответы получаете жетончики – рожицы. (приложение)
III. Итог урока.
Давайте мы сейчас с вами подведём итог урока.
Ещё раз обратим внимание на слова эпиграфа: «Каким скучным местом был бы мир без птиц!»
Как вы думаете, какое значение они имеют?
IV. Выставление оценок.
А сейчас подсчитаем баллы полученные за урок:
Улыбающаяся рожица – 3 б;
Равнодушная рожица – 2 б;
Грустная рожица – 1 б.
Подымите руку кто набрал за урок 13-15 баллов, получают «5»
-
«4»
Меньше 9 «3»
V. Домашнее задание
Дома у вас творческая работа. Составить и оформить на альбомных листах кроссворды по теме «Класс Птицы».
Приложение.
Тест «Класс птиц»
1 – в.
1. Только птицы из позвоночных животных имеют
1) клоаку
2) киль как вырост грудины
3) железистый и мускульный желудок
4) вороньи кости в поясе передних конечностей
2. Копчиковая железа сильно развита у
1) водоплавающих птиц
2) птиц пустынь
3) птиц степей
4) лесных птиц
-
Пояс передних конечностей у птиц образован
-
грудиной, двумя ключицами и двумя лопатками
-
двумя ключицами и двумя лопатками
-
только ключицами и вороньими костями
-
двумя ключицами, двумя лопатками и двумя вороньими костями
-
-
Птица, ночующая на дереве или кустарнике, не падает во время сна благодаря
-
натяжению сухожилий, сжимающих пальцы ног, под тяжестью её тела
-
сокращению мышц, прикрепляемых к костям пальцев ног
-
изменениям положения тела путём поднятия и опускания
-
крыльев
-
острым и загнутым когтям, крепко удерживающим её на
ветке
-
К птицам, гнездящимся колониями, относятся
-
озёрная чайка
-
утка – кряква
-
серая ворона
-
обыкновенная сорока
-
-
Птенцы появляются на свет слепыми, покрытые редким пухом,
беспомощные у
-
глухарей, перепелов, гусей
-
ястребов, соколов, коршунов
-
воронов, скворцов, воробьёв
-
у всех названных птиц
-
К птенцовым, или гнездовым, птицам относятся
1) голуби 2) рябчики
3) тетерева 4) куропатки
-
Во время линьки происходит замена
-
всего оперения
-
сильно загрязнённых перьев
-
только износившихся перьев (в основном маховых и
-
рулевых)
-
только перьев, не соответствующих по окраске
наступающему или наступившему сезону года
-
К перелётным птицам относятся
1) снегири 2) галки
3) свиристели 4) жаворонки
2 – в.
1. Только птицы из позвоночных животных имеют
1) подвижные веки
2) подвижный шейный отдел позвоночника
3) ключицы в поясе передних конечностей
4) цевку, образованную срастанием части костей стопы
2. Контурные перья образуют у птиц
1) маховую часть крыльев
2) маховую и рулевую части оперения
3) кроющую часть оперения туловища
4) все названные части оперения
3. Основное значение имеющихся у птиц воздушных мешков
состоит в
-
участие в дыхании
-
уменьшении плотности тела
-
защите внутренних органов от трения
-
защите внутренних органов от перегрева во время полёта
-
Птенцы появляются на свет зрячими, покрытыми густым пухом, способными после обсыхания следовать за родителями, у
-
рябчиков, перепелов, уток
-
орлов, ястребов, соколов
-
синиц, снегирей, сорок
-
у всех названных птиц
-
-
Во время линьки смена старого оперения новым происходит
-
постепенно у всех птиц
-
бурно у всех птиц
-
постепенно у большинства птиц
-
постепенно у небольшого числа видов птиц
-
-
Основным сигналом, вызывающим у птиц инстинкт перелёта,
служит
-
уменьшение корма, например исчезновение насекомых
-
похолодание
-
листопад
-
уменьшение длины дня
-
К птенцовым, или гнездовым, птицам относятся
1) утки 2) галка
3) глухари 4) перепела
-
Из названных птиц к отряду соколообразных относятся
-
сорока, ворона, грач
-
перепел, рябчик, куропатка
-
ястреб, коршун, скопа
-
вальдшнеп, чибис, зуёк
-
-
Домашние куры, в отличие от своего предка – дикой банкивской курицы, стали
-
значительно крупнее
-
разнообразнее по окраске оперения
-
примерно в 25 раз больше нести яиц
-
иметь все названные признаки
-
Ключ к тесту
1 – в
1 – 3
2 – 1
3 – 4
4 – 1
5 – 1
6 – 3
7 – 1
8 – 1
9 – 4
2 – в
1 – 4
2 – 4
3 – 1
4 – 1
5 – 3
6 – 4
7 – 2
8 – 3
9 – 4
Карточки-задания.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненька шапочка
И полоска шарфика.
Вопросы:
-
Часто можно слышать: «Ест мало, как птичка». На сколько обосновано это утверждение?
-
Зимой щеглы и синицы часто посещают заросли репейника. Почему?
_______________________________________________________
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вопросы:
-
Какова роль слюны в жизни птиц?
-
Строение контурного пера.
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
Вопросы:
-
Какие изменения в жизни птиц леса произойдут, если:
а) осуществлена санитарная рубка деревьев.
б) уничтожены хищные птицы.
Весь день на воде,
А водой не насытится?
Вопросы:
-
Нефть смазав оперение водоплавающей птицы, вызывает её гибель через 4 часа. Почему?
-
Почему в магазинах не продают утиные яйца?
Живёт в лесу,
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся
А он людей боится.
Вопросы:
-
Особенности дыхательной системы птиц.
-
Строение яйца.
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу.
Вопросы:
-
Особенности строения скелета, связанных с полётом.
-
Роль птиц в природе и жизни человека.
Скажи ты мне каков чудак
И днём и ночью носит фрак?
Вопросы:
-
Народная мудрость утверждает: «Все птицы крыльями машут, да не все летают?» Какие птицы не летают? Почему?
-
Всегда ли функционирует копчиковая железа у водоплавающих птиц? Почему?
Спереди шильце, сзади вильце,
На груди белое полотенце.
Вопросы:
-
Почему ласточки не погибают, когда садятся на провода линий электропередач?
-
Народная мудрость утверждает: «Высоко летают ласточки – быть хорошей погоде, низко – к дождю». Каков её биологический смысл?
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут!
Вопросы:
-
Какая птица может дольше обходиться без пищи: зерноядная или насекомоядная? Почему?
-
Какие птицы способствуют распространению рябины в природе: снегири или дрозды – рябинники? Почему?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
Всё равно ты будешь мой.
Вопросы:
-
Основная пища дятла. Особенности пищеварительной системы.
-
Почему говорят, что дятел кольцует берёзу?
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»