В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок "Наши пернатые друзья" (7 класс)

Урок "Наши пернатые друзья" (7 класс)

Оксана Мальцева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 4097
Краткое описание
1. Повторить, углубить и закрепить знания по теме
                          «Класс Птиц».
2. Развивать кругозор детей, навыки работы с            
                          дополнительной литературой.
3. Воспитывать интерес детей к предмету, любовь к
                          природе.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Тема урока.docx Скачать

Мальцева Оксана Львовна учитель биологии, 1 категория.

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» , г.Исилькуля Омской области.


Урок биологии 7 класс по программе И. Н. Пономарёвой.


Тема урока. Наши пернатые друзья.


Тип урока: урок повторения и коррекции знаний с использованием информационно-коммуникативной технологии.

Цель урока. 1. Повторить, углубить и закрепить знания по теме

«Класс Птиц».

2. Развивать кругозор детей, навыки работы с

дополнительной литературой.

3. Воспитывать интерес детей к предмету, любовь к

Природе.

Задачи.

1. Формирование экологического мышления;

2. Повышение интереса учащихся к биологическим

дисциплинам;

3. Формирование умения выражать свои мысли;

4. Развитие творческой инициативы и интеллектуальных

способностей.


Оборудование: мультимидийная приставка, запись голосов птиц,

слайды птиц, видеосюжеты птиц, тесты,

индивидуальные задания (карточки).


На доске эпиграф к уроку: «Каким скучным местом был бы мир без птиц».


Ход урока.


I.Орг. момент

Сообщение задач урока.

Зачитывается эпиграф к уроку. (на фоне музыки «В мире животных»)


II. Основная часть

А. (Звучат голоса птиц)

Учащиеся слушают голоса птиц, отвечают на вопросы.

  • Он упивался раннею весной,

Он щёлкал соловьём, кричал вороной…

И пел, и трепетал, влюблёно надо мной,

И славил мир, красивый и зелёный.

В. Семёнов.

- Кто это? Почему автор подобрал такие строки?

(скворец)

  • А теперь послушайте ещё одну чудесную песенку, и такие строки.

..И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая

«Весна идёт к нам молодая,

Я здесь пою приход весны…»

В. Жуковский

Как вы уже догадались эта песенка жаворонка.

Скажите, какова связь между полётом и пением жаворонка?

(взмах крыльев способствует растяжению воздушных мешков и заполнению их воздухом, который сильной струёй поступает в голосовой аппарат жаворонка)

  • Как вы думаете, какое значение имеет песня для птиц?

(привлекают самок, сообщают о том что данная территория занята)


Б. А сейчас обратите внимание на экран. Вам будут показаны слайды птиц. Вы должны записать в тетради видовое название птицы и к какому отряду данная птица относится. Работа по вариантам.


1 В 2 В

*ласточка – отр.Воробьинообраные *глухарь – отр. Куриные

*дятел – отр. Дятлы *страус-отр.Страусообразные

*сорока – отр. Воробьинообразные *лебедь – отр. Гусеобразные

*сова – отр. Совы *утка – отр. Гусеобразные

*фазан – отр. Куриные *куропатка – отр. Куриные


Проверяем, называем то что вы написали. Если у кого то ошибка то исправляем. Оцениваем свою работу, рядом рисуем рожицу.

Если всё правильно то - улыбающуюся рожицу

Если 1 – 2 ошибки – равнодушную рожица

Если 3 и более ошибки – грустную рожицу. (самопроверка)


Итак мы с вами повторили группы птиц.


В. А сейчас у нас с вами индивидуальная работа. У вас на столах лежат тесты по вариантам. Выполняем в тетради 9 заданий.

(приложение)

Поменяйтесь тетрадями, я вам раздаю ключ к проверке теста проверяете и оцениваете работу, рисуя рожицы.


Г. А сейчас внимание на экран. Вам будет показаны видеосюжеты. Вы должны сказать о ком он и дать краткую характеристику данной птицы. (использование диска Биология 6-11 кл. Лабораторный практикум)


  1. Дятел: у куроедов неприятель,

Ещё не знавший поражения.

Иду на вы! – стучит им дятел,

Предупреждая о сражении

В. Назин


Почему у дятла не происходит сотрясения мозга, когда он долбит клювом твёрдую древесину?

(предохраняют его крепкие кости черепа, хрящевая прокладка между костями черепа и клювом, шейные позвонки)


  1. Пингвины.

Почему перья пингвина не годны для перины?

(они не имеют пуховых перьев. Перья напоминают чешуйки, опахало перьев развито слабо)


  1. Фламинго.

Изучение пера птицы натолкнуло человека на изобретение универсальной застёжки «молния». Какое особое строение пера легло в основу этого изобретения?

(опахало пера состоит из бородок 1-ого порядка и 2-ого порядка они действуют как крючочки и зацепочки)


Д. Парадоксально но порой мы знаем о жизни пингвинов, страусов больше чем о птицах живущих возле нас. И сейчас ребята подготовили сообщения о птицах Омской области. Предоставим им слово.

(Показ презентаций «Птицы Омской области», «Птицы занесенные в Красную книгу Омской области»)

Весной к нам возвращаются перелётные птицы. Например прилетевшие скворцы принимаются за чистку гнездовий, старательно удаляют из птичьих домиков мусор и строят новые гнёзда. В новые гнёзда приносят душистую полынь, мяту и другие сильно пахнущие растения. В этих растениях много активных химических веществ, называемых фитонцидами. Зачем скворцу приносить в заново построенное гнездо эти растения?

(фитонциды уничтожают клещей и др. паразитов пухоедов и т. д.)


У птиц в перьевом покрове и на теле есть паразиты являющиеся переносчиками инфекционных заболеваний, способные передавать здоровым животным даже людям. При этом возможно воспаление глаз, носа, насморк и даже воспаление бронхов. Поэтому при уборке в помещении, где содержат птиц (кур, голубей) рекомендуют пользоваться сложенной в три, четыре слоя повязкой из марли.


Е. А сейчас у нас работа в парах. Вы получаете карточку – задания. В течение 2 минут обсуждаете ответы на вопросы. А затем свои варианты ответов предоставляете нашему вниманию. За ответы получаете жетончики – рожицы. (приложение)


III. Итог урока.

Давайте мы сейчас с вами подведём итог урока.

Ещё раз обратим внимание на слова эпиграфа: «Каким скучным местом был бы мир без птиц!»

Как вы думаете, какое значение они имеют?


IV. Выставление оценок.

А сейчас подсчитаем баллы полученные за урок:

Улыбающаяся рожица – 3 б;

Равнодушная рожица – 2 б;

Грустная рожица – 1 б.




Подымите руку кто набрал за урок 13-15 баллов, получают «5»

    1. «4»

Меньше 9 «3»


V. Домашнее задание

Дома у вас творческая работа. Составить и оформить на альбомных листах кроссворды по теме «Класс Птицы».

































Приложение.


Тест «Класс птиц»

1 – в.

1. Только птицы из позвоночных животных имеют

1) клоаку

2) киль как вырост грудины

3) железистый и мускульный желудок

4) вороньи кости в поясе передних конечностей


2. Копчиковая железа сильно развита у

1) водоплавающих птиц

2) птиц пустынь

3) птиц степей

4) лесных птиц


  1. Пояс передних конечностей у птиц образован

    1. грудиной, двумя ключицами и двумя лопатками

    2. двумя ключицами и двумя лопатками

    3. только ключицами и вороньими костями

    4. двумя ключицами, двумя лопатками и двумя вороньими костями


  1. Птица, ночующая на дереве или кустарнике, не падает во время сна благодаря

    1. натяжению сухожилий, сжимающих пальцы ног, под тяжестью её тела

    2. сокращению мышц, прикрепляемых к костям пальцев ног

    3. изменениям положения тела путём поднятия и опускания

крыльев

    1. острым и загнутым когтям, крепко удерживающим её на

ветке


  1. К птицам, гнездящимся колониями, относятся

    1. озёрная чайка

    2. утка – кряква

    3. серая ворона

    4. обыкновенная сорока


  1. Птенцы появляются на свет слепыми, покрытые редким пухом,

беспомощные у

    1. глухарей, перепелов, гусей

    2. ястребов, соколов, коршунов

    3. воронов, скворцов, воробьёв

    4. у всех названных птиц


  1. К птенцовым, или гнездовым, птицам относятся

1) голуби 2) рябчики

3) тетерева 4) куропатки


  1. Во время линьки происходит замена

    1. всего оперения

    2. сильно загрязнённых перьев

    3. только износившихся перьев (в основном маховых и

рулевых)

    1. только перьев, не соответствующих по окраске

наступающему или наступившему сезону года


  1. К перелётным птицам относятся

1) снегири 2) галки

3) свиристели 4) жаворонки






2 – в.


1. Только птицы из позвоночных животных имеют

1) подвижные веки

2) подвижный шейный отдел позвоночника

3) ключицы в поясе передних конечностей

4) цевку, образованную срастанием части костей стопы


2. Контурные перья образуют у птиц

1) маховую часть крыльев

2) маховую и рулевую части оперения

3) кроющую часть оперения туловища

4) все названные части оперения

3. Основное значение имеющихся у птиц воздушных мешков

состоит в

  1. участие в дыхании

  2. уменьшении плотности тела

  3. защите внутренних органов от трения

  4. защите внутренних органов от перегрева во время полёта


  1. Птенцы появляются на свет зрячими, покрытыми густым пухом, способными после обсыхания следовать за родителями, у

    1. рябчиков, перепелов, уток

    2. орлов, ястребов, соколов

    3. синиц, снегирей, сорок

    4. у всех названных птиц


  1. Во время линьки смена старого оперения новым происходит

    1. постепенно у всех птиц

    2. бурно у всех птиц

    3. постепенно у большинства птиц

    4. постепенно у небольшого числа видов птиц


  1. Основным сигналом, вызывающим у птиц инстинкт перелёта,

служит

    1. уменьшение корма, например исчезновение насекомых

    2. похолодание

    3. листопад

    4. уменьшение длины дня


  1. К птенцовым, или гнездовым, птицам относятся

1) утки 2) галка

3) глухари 4) перепела


  1. Из названных птиц к отряду соколообразных относятся

    1. сорока, ворона, грач

    2. перепел, рябчик, куропатка

    3. ястреб, коршун, скопа

    4. вальдшнеп, чибис, зуёк

  2. Домашние куры, в отличие от своего предка – дикой банкивской курицы, стали

    1. значительно крупнее

    2. разнообразнее по окраске оперения

    3. примерно в 25 раз больше нести яиц

    4. иметь все названные признаки





Ключ к тесту

1 – в

1 – 3

2 – 1

3 – 4

4 – 1

5 – 1

6 – 3

7 – 1

8 – 1

9 – 4


2 – в


1 – 4

2 – 4

3 – 1

4 – 1

5 – 3

6 – 4

7 – 2

8 – 3

9 – 4







Карточки-задания.


Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненька шапочка

И полоска шарфика.


Вопросы:

    1. Часто можно слышать: «Ест мало, как птичка». На сколько обосновано это утверждение?

    2. Зимой щеглы и синицы часто посещают заросли репейника. Почему?

_______________________________________________________


Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.


Вопросы:

  1. Какова роль слюны в жизни птиц?

  2. Строение контурного пера.


Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.


Вопросы:

  1. Какие изменения в жизни птиц леса произойдут, если:

а) осуществлена санитарная рубка деревьев.

б) уничтожены хищные птицы.


Весь день на воде,

А водой не насытится?


Вопросы:

  1. Нефть смазав оперение водоплавающей птицы, вызывает её гибель через 4 часа. Почему?

  2. Почему в магазинах не продают утиные яйца?



Живёт в лесу,

Ухает, как разбойник,

Люди его боятся

А он людей боится.


Вопросы:

  1. Особенности дыхательной системы птиц.

  2. Строение яйца.


Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу.


Вопросы:

  1. Особенности строения скелета, связанных с полётом.

  2. Роль птиц в природе и жизни человека.


Скажи ты мне каков чудак

И днём и ночью носит фрак?


Вопросы:

  1. Народная мудрость утверждает: «Все птицы крыльями машут, да не все летают?» Какие птицы не летают? Почему?

  2. Всегда ли функционирует копчиковая железа у водоплавающих птиц? Почему?


Спереди шильце, сзади вильце,

На груди белое полотенце.


Вопросы:

  1. Почему ласточки не погибают, когда садятся на провода линий электропередач?

  2. Народная мудрость утверждает: «Высоко летают ласточки – быть хорошей погоде, низко – к дождю». Каков её биологический смысл?


Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут!


Вопросы:

  1. Какая птица может дольше обходиться без пищи: зерноядная или насекомоядная? Почему?

  2. Какие птицы способствуют распространению рябины в природе: снегири или дрозды – рябинники? Почему?


Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой

Всё равно ты будешь мой.


Вопросы:

  1. Основная пища дятла. Особенности пищеварительной системы.

  2. Почему говорят, что дятел кольцует берёзу?


Тема урока.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос