В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Внеклассное мероприятие "Об истории чая"

Внеклассное мероприятие "Об истории чая"

Валентина Глебова
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 1234 голосов:11просмотров: 7567 комментариев: 2
Краткое описание
Формирование у школьников интереса к русским традициям чаепития, помогающим сплочению классного коллектива.
Описание


Пояснительная записка Общение с людьми — весьма тонкий и сложный процесс. Манеры общения подрастающего поколения оставляют желать лучшего. Педагогам – воспитателям необходимо отучить детей делать поспешные выводы, научить видеть в каждом человеке личность. Умение правильно оценить личностные качества человека, продемонстрировать собственную воспитанность даёт возможность быть признанным в коллективе, выстроить собственную тактику общения. Основы этого должны закладываться в школе.
Каждый человек учится общению всю жизнь, набирая опыт на своих ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению другим способом? Как сделать общение лёгким, понятным, взаимно приятным? Такую возможность предоставляют классные часы различной направленности. Предлагаю методическую разработку классного часа для 5 – 7 классов из цикла нравственно- этического воспитания. Тема классного часа: «Об истории чая». Форма проведения: чайная церемония.
Цель:

  • помочь учащимся класса лучше узнать друг друга и познакомить их с родителями некоторых одноклассников;
  • организовать совместную творческую деятельность групп учащихся и их родителей;
  • расширить знания учащихся об истории чая, о правилах этикета и о культуре общения за чайным столом;
  • выявить кулинарные таланты учащихся.

Классный час проводится с помощью ИКТ – технологий
Нацелен на результативность проведённой работы.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
классный час о чае.doc Скачать











Методическая разработка

классного часа

для среднего звена школьников.


Тема: «Об истории чая»


Форма проведения: чайная церемония.

Продолжительность – 45 минут.








Выполнила:

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 118

Глебова Валентина Владимировна












ВОЛГОГРАД - 2012


















Пояснительная записка





Общение с людьми - весьма тонкий и сложный процесс. Манеры общения подрастающего поколения оставляют желать лучшего. Педагогам – воспитателям необходимо отучить детей делать поспешные выводы, научить видеть в каждом человеке личность. Умение правильно оценить личностные качества человека, продемонстрировать собственную воспитанность даёт возможность быть признанным в коллективе, выстроить собственную тактику общения. Основы этого должны закладываться в школе.

Каждый человек учится общению всю жизнь, набирая опыт на своих ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению другим способом? Как сделать общение лёгким, понятным, взаимно приятным? Такую возможность предоставляют классные часы различной направленности. Предлагаю методическую разработку классного часа для 5 – 7 классов из цикла нравственно- этического воспитания. Тема классного часа: «Об истории чая». Форма проведения: чайная церемония.



Цель:


  • помочь учащимся класса лучше узнать друг друга и познакомить их с родителями некоторых одноклассников;

  • организовать совместную творческую деятельность групп учащихся и их родителей;

  • расширить знания учащихся об истории чая, о правилах этикета и о культуре общения за чайным столом;

  • выявить кулинарные таланты учащихся.






Классный час проводится с помощью ИКТ – технологий

Нацелен на результативность проведённой работы.














Классный час: « Об истории чая».

Сценарий для среднего звена школьников.


Цель: формирование у школьников интереса к русским традициям чаепития, помогающим сплочению классного коллектива.

Задачи мероприятия:

познакомить детей с историей и традициями чаепития;
– помочь узнать и применять основы чайного этикета, правила правильного заваривания чая;
– показать значение употребления чая для сбережения здоровья человека;
– развивать у учащихся интерес к русскому фольклору (загадкам, частушкам, пословицам, играм-потешкам);

- помочь учащимся класса лучше узнать друг друга и познакомить их с родителями некоторых одноклассников.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация “История чая”, выставка рисунков детей, пословицы о чае и чаепитии, чайная посуда, самовары.

Подготовка.

Весь класс делится на команды. Они получают домашнее задание по сервировке чайного стопа и приготовления сладких блюд, по подготовке краткого сообщения об истории чая и подбору пословиц, поговорок, частушек, готовят свои рисунки по данной теме.

« Чай пить – долго жить»

(народная мудрость)



Ход мероприятия.

Звучит песня: «У самовара я и моя Маша».

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень любите вот так за чайным столом собраться после уроков и в спокойной, непринуждённой обстановке побеседовать друг с другом. Сегодня нашу дружескую беседу помогут нам поддержать ваши родители, которые будут представлять наше жюри (идёт представление трёх родителей). Как вы догадались, речь сегодня пойдёт о нашем любимом чайном напитке, без которого не мыслима наша жизнь .Посмотрите как гласит народная мудрость.(Слайд 1). Ведь не зря писал Н. А. Бестужев: «Выдумка чая – прекрасная вещь... в семействе чай сближает родных и дает отдых от домашних забот; в тех обществах, где этикет не изгнал еще из гостиных самовары и не похитил у хозяйки право разливать чай, гости садятся теснее около чайного столика; нечто общее направляет умы к общей беседе... Старики оставляют подозрительный вид и делаются доверчивее к молодым, молодые становятся внимательнее к старикам». А когда в доме покой, уют и взаимопонимание, то и здоровье сохраняется на долгие годы.

Для того, что бы наше общение сегодня получилось интересным, познавательным, мы с вами поделились на команды, Я вижу. что все вы подготовились к этому мероприятию и жюри вас, конечно же, по достоинству оценит. Итак. я объявляю о начале нашего конкурса, который будет оцениваться по трёх- балльной системе.

I. Сейчас мы послушаем сообщения о чае и о традициях чаепития на Руси.

Слово представляется по одному представителю от каждой команды.

Докладчик № 1(Слайд 2). Родиной этого прекрасного напитка является Китай. Существует легенда. Что однажды. За много веков до нашей эры. Когда служанка кипятила в саду воду для китайского императора. В сосуд с водой упало несколько листьев с чайного куста. При этом вода вдруг потемнела и от неё стал исходить тонкий и приятный аромат. Раствор попробовали и восхитились его ни на что не похожим терпким вкусом. Так и вошёл чай в мировую культуру. Собирали чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возраст до 16 лет.



Докладчик № 2. С тех давних пор культура заваривания чая постоянно развивалась. А в Китае и Японии были даже разработаны специальные чайные церемонии. Там юная красавица, одетая в кимоно, в чашке, напоминающей пиалу, с помощью специальной кисточки как бы взбивала свежезаваренную чайную пыль. Делает она это медленно и без суеты, а гости чайного домика в это время отдыхают и настраиваются на философский лад. Затем юная красавица разливала чай в крошечные чайные чашечки и подаёт их гостям. И вот уже участники чайной церемонии наслаждаются этим удивительным напитком и ведут неторопливые беседы о вечном.

Докладчик № 3. Сегодня чай выращивают на пяти континентах. Чай – многолетний вечнозелёный кустарник, произрастающий в районах с влажным субтропическим климатом. Собирают только молодые побеги чая – верхние листочки куста. В свежих листьях чая витамины С в 4 раза больше, чем в чёрном. Чай – это целая аптека. В нём содержится и кофеин, повышающий работоспособность человека, и эфирные масла, сообщающие чаю тонкий аромат. И дубильные вещества, придающие чаю терпкость, вкус и цвет. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почётных мест. Он повышает умственную активность, устраняет усталость и улучшает пищеварение.

Докладчик № 4. В России чай появился в конце первой половине XVII века. А прислал его в подарок русскому царю Михаилу Фёдоровичу монгольский хан(Слайд3). Долгое время этот напиток считался редким и был доступен только очень важным особам. И лишь XVIIIXIX веках чай стал доступным дворянам, мещанам и купцам. Но пили его поначалу лишь в исключительных случаях. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться». А воду для чая кипятили в специальных сосудах с трубою и жаровней внутри - самоварах.

Докладчик № 5. Почти до середины XIX века чай не был доступен для бедняков и в связи с этим даже появились такие шуточные стихи:

«Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить.
А я отроду не знаю,

как же этот чай варить.
   Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок
   И приправил луку, перцу
   Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
   Гости с барином плевались,
   Сам он аж но озверел
   И, отправив на конюшню,
   Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся:
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить.

Докладчик № 6. Во второй половине XIX века чай в России становится напитком, доступным всем. Очень полюбили русские люди пить чай из самовара. Пили по 10 чашек, а самовары делали ведёрными. Топили самовары дубом, березой и еловыми шишками. От этого чай получался ещё ароматнее, Пили русские люди вприкуску и внакладку, а бедный люд вприглядку. На экране проецируется картина Б. Кустодиева «Купчиха за чаем». (Слайд4). Вот так, оттопырив в сторону мизинчик, пили дородные русские купчихи чай из блюдечек. Пили истово и с величавым достоинством.

Учитель. Молодцы, ребята, очень интересные сообщения вы сегодня подготовили. А знаете ли вы, что чай полезен для здоровья. О чудодейственных свойствах этого напитка нам расскажет мама Миши. Послушайте, пожалуйста.

II. Выступление родительницы:

Чай – это богатейшая аптека, чайный лист содержит стимулирующее вещество, полезные для желудка кислоты, эфирные масла, которые создают неповторимый аромат. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном. Благодаря стольким витаминам, чай оказывает на организм благотворное влияние. Повышает умственную активность, устраняет усталость, улучшает пищеварение. Среди лечебных растений чай занимает одно из почётных мест. И мне хотелось бы рассказать вам о лечебных свойствах этого напитка. Знаете ли вы, что чай… (Слайд 5).



1. Активизирует деятельность головного мозга.

2. Облегчает процесс кровообращения.

3. Улучшает состав крови. повышает количество красных кровяных телец.

4. Повышает эластичность кожных покровов, способствует ликвидации сухости кожи.

5. Используют при расстройствах желудка.

6. Против образования камней в печени и в почках.

7. При всех простудах и воспалительных заболеваниях органов дыхания.

8. При отравлениях.

9. Используется как средство от Ожегов.

10. Предотвращает возникновение кариеса.

Запомните, ребята !



Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью лучший друг!»

III. Учитель. А сейчас мы проверим, как вы запомнили эти интересные сведения о чае. Мы проведем чайную викторину и жюри подведёт итоги.

Чайная” викторина

  1. Где и когда зародился обычай чаепития?

  2. Почему в Европе чай называют ТИ, а у нас – ЧАЙ?

  3. Когда чай впервые появился в России?

  4. Почему чай собирали только женщины?

  5. В борьбе с какими болезнями помогает чай?

  6. Когда впервые появился чай в России, при каком царе? (русскому царю подарили 16 мешков чаю, а он не знал, что с ним делать, и не хотел брать)

Жюри подводит итоги 2-х этапов конкурса.


III. Учитель. Мы поздравляем победителей и переходим к следующему конкурсу, который называется «Игра слов». Каждая команда получает конверты со словами. Ребятам нужно собрать из слов пословицу. Кто быстрее соберёт, тот и побеждает.

IV. Команды по очереди проговаривают пословицы и поговорки о чае. Кто больше знает пословиц, тот и побеждает.

1. Чай не пить – на свете не жить.

2. В хорошей посуде и чай вкуснее.

3. С чая лиха не бывает

4. Выпей чайку — забудешь тоску.

5. Не ленись, а отличай, где солома, а где чай!

6. Чай у нас китайский, сахарок хозяйский.

7.Чай пьёшь – до ста лет проживёшь.

8. Чай крепче, если он с добрым другом разделен.

9.Чай не пьёшь, где силы берёшь.

10.Чай пить – не дрова рубить.

11. Каждое лекарство от своей болезни, а чай- лекарство от тьмы болезней.

12. С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее. и т.д.

V. Учитель. А сейчас, ребята, пока жюри подводит итоги, мы поговорим с вами о правилах чайного этикета. Как правильно расставить посуду, что подать на стол к чаю – ведь это очень важно, чтобы быть культурным и воспитанным человеком.

Чайный этикет ( Слайд 6).

  • На столе по центру располагают конфеты в вазе или в коробке, в вазе или на тарелке с салфеткой – печенье, фрукты – в вазе на высокой ножке;

  • В вазочке на пирожковой тарелке с ложкой для раскладки подают варенье, при этом рядом с вазочкой должны быть стопки с розеткой;

  • Украшением чайного стола является самовар. Он находится слева от хозяйки стола;

  • Фарфоровый чайник с заваренным чаем и чашки ставят около самовара.

Десертные блюда в креманке подают на пирожковой тарелке, но которую положена десертная ложка – ручкой вправо. Чай подает хозяйка. Чашку ставят на блюдце ручкой влево, а чайную ложку кладут справа. Чашку с блюдцем размещают на столе справа от десертной тарелке, на которую гость может положить пирожное, конфеты. Раскладывают их на тарелке десертной. И немного об истории самовара. Первые самовары на Руси изготавливались из меди, серебра, золота, фарфора и даже хрусталя. Появились в 1679году.

Жюри подводит итоги.


VI. Учитель. А знаете ли вы, что чай будет вкусным и сохранит свои целебные свойства только тогда, когда мы его правильно заварим. Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: “Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее”. Давайте поделимся друг с другом секретами заварки чая.


Конкурс «Заварка чая». Жюри оценивает. В процессе беседы с учителем проговариваются правила заварки чая ( Слайд 7).

Правила заварки чая.

  • Заваривать чай следует свежевскипячённой водой. Как только она начнёт закипать

  • Фарфоровый чайник для заварки сначала споласкивают кипятком. А затем, засыпав в него чай. заливают кипятком на 2/3 и закрывают крышечкой

  • Чёрный чай настаивают 3 - 5 минут. Зелёный – 5 - 8 минут. А затем доливают кипятком

  • Если при заварке образовалась пена, значит, чай заварен правильно.

  • Если вы любите добавлять в чай настои трав, то одновременно в отдельном чайнике заварите эти травы и дайте им настояться 7- 10 минут.

  • Самым вкусным будет чай первого настоя.


VII. Конкурс на лучшую сервировку чайного стола. А в это время команды отгадывают загадки.

Бел,  как снег,

В чести у всех.

В рот попал -

Там и пропал

(Сахар)

Сверху дыра, 

снизу дыра,

А по середине -

огонь и вода.

(Самовар)

Ножек четыре, шляпок одна.

Нужен, коль станет

Чаевничать вся семья

(Стол)

Маленькое, сдобное

колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

разделю ребятам всем.

(Бублик)

Цветом желт и ароматен,

В чай кладут и чай приятен,

Только очень кислый он,

А зовут его … 

(Лимон)

Учитель. А знаете ли вы, что соединение чая с лимоном в одном блюде – это чисто русское изобретение.

В брюхе - баня,

В носу - решето,

На голове - пупок.  

Всего одна рука

И та - на спине.

(Чайник)



Жюри оглашает итоги и вручает команде-победительнице почётный приз - пачку листового цейлонского чая (лучше, если в таком мероприятии победит дружба и все команды получат призы).


VIII. Учитель. Так уж устроен русский человек, что все доверительные разговоры он привык вести за чашкой чая. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, «самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения».

Поэтому давайте и мы с вами перейдём к общению за чашечкой этого прекрасного напитка.

Звучат частушки в исполнении девочек класса.


Посидеть за самоваром
Рады все наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.

Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку спускает пар
Наш красавец самовар.

Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку


Классный час заканчивается чайной церемонией. Объявляется благодарность учащимся и родителям.











Список используемой литературы:



Васюра Т. Японская чайная церемония «Здесь и сейчас» № 3,4, 2002.


Веряскин В. Путь чая «Здесь и сейчас» № 3,4, 1998.


Всеволод Овчинников « Сакура и дуб» Минск, Народная Асвета, 1987.


Игнатович А.Н. Чайное действо.-М.: Русское феноменологическое общество, 1997.


Окакура Какудзо Книга чая.-М.: Итиль, 1992.































Классный час: «Учимся строить отношения».

Сценарий для среднего школьного возраста.



Актуальность. Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети в этом возрасте просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.


Цель: Профилактика возникновения социально-эмоциональных проблем у учащихся.


Задачи: Учиться строить правильные отношения между своими сверстниками.

Воспитывать чувство уважения друг к другу, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание.

Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какими они есть на самом деле. Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.




Прежде чем сказать - посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.


таринная народная мудрость)



Учитель. Прочитайте эпиграф к классному часу (Слайд 1). Как бы вы объяснили его значение?

Заслушиваются ответы учащихся.


Учитель. Сегодня на классном часе мы попытаемся выявить причины ссор, конфликтов и найти пути их разрешения, т. е. будем учиться строить отношения, быть внимательными и терпимыми друг к другу. Эта тема как раз актуальна для нашего класса. Давайте разберёмся в природе самих конфликтов. Как вы думаете, какие бывают конфликты? (Слайд 2)


Учитель записывает виды конфликтов на доске: личностные - ненависть к самому себе, угрызение совести, пагубные пристрастия, вина.; межличностные конфликты - разногласия с друзьями и знакомыми, споры в семье, на работе, в школе; социальные – этнические противоречия, бунт, мятеж, революции, войны.


Приведите примеры из жизни:


  1. Недоволен своей внешностью, переживает.

  2. Угрызение совести, когда не выполнил обещание, данное другу.

  3. Мучает совесть за какие- либо проступки.

  4. Ссора в магазине между покупателем и продавцом и т. д.


Учитель. Первые происходят внутри одного человека, (внутриличностные), вторые – между двумя и более людьми, третьи – между большими группами ( Слайд 3).


Конфликты




Внутриличностные Межличностные Социальные


Самая распространённая – повседневная ссора друзей, родственников, незнакомых людей на улице, в транспорте. Это межличностные конфликты.

Давайте рассмотрим с вами ситуацию: В автобусе вам кто–то наступил на ногу и вы возмутились: «Вот нахал, даже не извинился. Теперь уже тот вынужден нападать: « На такси нужно ездить». Это противоречие приводит к столкновению, которое рождает неприятие, враждебность, ненависть между людьми.

Чем может закончиться этот конфликт? (Ответы учащихся)


А в чём вред таких конфликтов? (Ответы учащихся)

(Слайд 4)



  • Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

  • Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится двадцать минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.

  • В-третьих, страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды.


Вывод: Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

Можно ли было его избежать в этой ситуации? (Ответы учащихся)

Учитель подводит ребят к пониманию того, что, во-первых, не нужно переходить на оскорбление личности, а, во-вторых, нужно было бы сразу извинится и конфликт был бы исчерпан.

Так что же такое конфликт и каковы его причины? Делается совместный вывод и обращается внимание ребят на экран (Слайд 5).


Конфликт – это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.


Причины конфликта:


  1. Агрессивность, нетерпимость.

  2. Осознание человеком отличия своих интересов от интересов других членов группы и потребность защитить эти интересы.


Проведение инсценировок. Работа в группах (Слайд 6).


Класс делится на 6 групп. Инсценируются споры из школьной жизни (можно подготовиться к инсценировке заранее, можно дать время на подготовку в классе).


1 группа - в столовой.

Вчера вы заняли своему другу в столовой денег на обед, он пообещал покормить вас на следующий день. Вы понадеялись на его честность и денег с собой не взяли. Но ваш одноклассник забыл про долг. Вы подошли к нему в столовой, но он сказал, что у него денег хватит только на себя.


2 группа – в классе.

Ваш сосед по парте не подготовился к контрольной работе и постоянно вас отвлекал.

3 группа – в спортзале.

Вы поругались с другом на уроке физкультуры из-за того, что он пропустил в игре мяч и ваша команда проиграла.

4 группа - на перемене.

Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нём.

5 группа – в школьной раздевалке.

По вашей вине оборвалась петля у пальто и оно упало, но вы этого не заметили.

6 группа – в библиотеке.

Вы одолжили книгу своему товарищу, дав возможность подготовиться к литературе. Он её потерял и отказался платить штраф.

Учитель. Предположите, чем могут закончиться эти школьные истории? (Ответы учащихся)


Три результата конфликта.

(Слайд 7)

Победа – поражение – одна сторона удовлетворена, другая – не удовлетворена.

Поражение – поражение – обе стороны не удовлетворены результатом.

Победа – победа – обе стороны приходят к согласию.


Какие пути решения данных конфликтов вы могли бы предложить?


Заслушиваются ответы учащихся.

«Если ты потерял книгу, то давай вместе сходим к библиотекарю и всё объясним».

«Я всё объясню тебе после уроков, а сейчас ты, пожалуйста, мне не мешай».

«Ты не умеешь подавать мяч, мы обязательно потренируемся после уроков».

Какие качества личности должны быть свойственны людям? (Ответы учащихся)

(добродушие, милосердие, терпимость, сострадание, искренность)


Вывод: Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье. Сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.


Учитель. А сейчас я хочу предложить вам прочитать индийскую сказку и определить причину ошибки мудрецов (приложение №1).


Мудрецы и слон



Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». – «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы будем знать, какой он - слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он. «Вы оба неправы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», - воскликнул четвертый. «Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, - сказал он, - слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Учитель. О чём эта сказка? (ответы учащихся)

Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (ответы учащихся)

Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.



Были ли мудрецы действительно мудрыми?

(Ответы учащихся )



Учитель. Вы смеялись, когда мы читали эту сказку? В чём же дело? Вы правы! Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.





А какой конец сказки могли бы предложит вы? (Ответы учащихся)



Посредничество в любом конфликте:

(Слайд 8).



  • Создаёт более мирную среду;

  • Снижает враждебность, напряжённость;

  • Способствует доверию, дружбе, самоуважению, уверенности в себе;

  • Учит принимать решения, решать проблемы, контролировать эмоции;

  • Объединяет людей, предупреждает насилие и физические оскорбления.



 

Учитель. Вывод по теме: в обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. Важно научиться обладать культурой разрешения конфликта.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы сегодня усвоили некоторые истины (Слайд 9).

Помните:

Конфликт наш Воспитатель, показывающий наши недостатки, которые нам нужно в себе изменить.

Человека разрушают не конфликты, а он сам. Конфликт сигнал падения, препятствия на пути личностного роста.

Изменить человека во всей Вселенной никто не сможет, кроме него самого. Поэтому нам не разумно пытаться изменить другого человека, пока он сам не осознает необходимость в этом.

Учитель. И пусть этот белый голубь непременно будет символом дружбы, мира и взаимопонимания в нашем классе (Слайд 10) .



Классный час: « Что такое толерантность?»

Сценарий для среднего школьного возраста



Актуальность: Школьный возраст – важный период в психосоциальном развитии ребёнка. Ребёнок активно включается в разные виды деятельности, осваивает разные социальные роли. Его жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного воспитания в развитие культуры мира на Земле.


Цель: Показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми.


Задачи:

      1. Познакомить учащихся с понятием "толерантность", выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении.

2. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.

3. Способствовать развитию у учащихся самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.


Оборудование: магнитная доска, мультимедийная техника.

Участники: ученики, классный руководитель

Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,
В слове «Мы»- сто тысяч «Я»

Р. Рождественский

Ход классного мероприятия.

Звучит отрывок из песни в исполнении Софии Ротару, а на экране высвечивается эпиграф к классному часу (Слайд 1)


Учитель:

Добрый день, ребята. Кто назовёт тему нашего классного часа (запись на доске).

Это слово всё чаще и чаще звучит сегодня с экранов телевизоров, в средствах массовой информации. Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный

день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовно­го и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.


Что же такое толерантность?

Но перед началом давайте вспомним выработанные нами ранее правила общения

(Слайд 2). Один из учащихся проговаривает их вслух.


Правила общения:

1. Каждый имеет право быть выслушанным: один говорит – все слушают.

2. Каждый имеет право высказать свое мнение и не подвергаться критике при этом.

3. Плохих мнений не существует.

4. Каждый говорит только за себя.

5. ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

При рассмотрении слайдов 3, 4 ученики высказывают свои мнения.

Учитель. Вспомните индийскую сказку о слепых мудрецах. Почему мы не можем назвать их мудрыми? (Ответы учащихся.) Потому, что они не слушали друг друга и не смогли договориться между собой. Они не учли, что у каждого человека есть своё мнение на происходящее вокруг. И одну и ту же вещь или ситуацию все видят по-разному.

Уважительного отношения к мнению друг друга у наших героев не было.


Учитель. А сейчас послушайте притчу о дружбе двух товарищей, называется она «Обиды и радости».


Обиды и Радости.


    Как-то, два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.    Молча, он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину".    Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.
    Когда он пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".
 Первый спросил его:    - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?   И друг ответил:   - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.    Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...
(Притчи о дружбе)

Давайте вместе обобщим все сказанное. Что же такое толерантность?

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям (Слайд 4)

Работа в группах. Класс делится на 6 групп, каждая из которых создаёт свой цветок толерантности (на парте лежат лепестки с качествами, характерными для толерантной личности и для интолерантной. Ученики выбирают для себя наиболее значимые качества личности и объясняют свой выбор)



(Слайд 5). Посмотрите, какой красивый цветок у нас получился.



Прощение


Терпимость к чужим мне Уважение прав других

ниям, верованиям, поведе-

нию



Сострадание ТОЛЕРАНТНОСТЬ Сотрудничество,

снисходительность



Принятие другого

таким, какой он есть Уважение человеческого

достоинства


Милосердие




Учитель. А почему вам не понравились такие качества личности как эгоизм, нетерпение, выражение пренебрежения, равнодушие? Свои ответы аргументируйте (Слайд 6).

Заполняется таблица.


Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Непонимание

Доброжелательность

Игнорирование

Желание что-либо делать вместе

Эгоизм

Понимание и принятие

Нетерпимость

Чуткость, любознательность

Выражение пренебрежения

Снисходительность

Раздражительность

Доверие, гуманизм

Равнодушие


Цинизм


Немотивированная агрессивность


Учитель.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собст­венной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорт­ности существования в окружающей его действительности, желанием власти, не­принятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным куль­турам, взглядам, традициям.


Учитель. Слово толерантность есть практически во всех языках мира и понимают его в разных странах одинаково.


счастье в семейной жизни невозможно без счастья всех членов семьи, а это означает, что необходимо заботится о счастье всех близких людей, для того чтобы самому чувствовать себя счастливым. Семья разрушается, когда человек начинает заботиться только о себе.


Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных язы­ках земного шара. Сообщение ученика.( Слайд 7).


В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

Во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим велико­душным;

В арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострада­ние, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, вы­носливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).


Учитель.

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Отве­ты).

А что же объединяет эти определения? (Ответы).

Творческое задание.

(На столах у каждой группы лежат чистые листы и фломастеры) Ребята получают задания нарисовать и описать:

1. толерантную личность

2. толерантную семью

3. толерантный посёлок

4. толерантный город

5. толерантную страну

6. толерантную планету

Учитель подводит ребят к выводу, закрепляя полученные знания.

(Слайд 8).


Правила толерантной личности:


· Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
· Не делай другому того, от чего больно тебе.
· В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.
· Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.
· Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
· Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
· Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними


Учитель.

Так пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш посёлок и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля. И в конце нашей беседы пусть прозвучит замечательное стихотворение. А то, что мы все такие разные: в этом наше богатство и наша сила.

(Слайд 9).


Ученик:

Толерантность. Что это такое?

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: «Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся»

Толерантность – это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность - слово для живых.


Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы)

Для того, чтобы жизнь на планете была интересной, яркой, безоблачной, счастливой…


Учитель. Вывод по теме: мы с вами живём не в простое время. Прогресс неумолимо движется вперед. А мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия... мы за мир без насилия.

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных моло­дежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот... Я думаю, что сегодня каждый из вас понял, что толерантность – это очень важное качество для человека. То, насколько терпимее, уважительнее мы будем относиться друг к другу, тем наша жизнь будет ярче, интереснее, счастливее. Мы разные – и в этом наше богатство и сила.





















классный час Об истории чая.rar Скачать
Обсуждение материала
Наталья Дулатова
29.08.2012 07:43
Автором подобран и скомпонован большой и разнообразный материал по теме. Использованы разнообразные формы активизации внимания: викторина, загадки, частушки, выступление родителей, детей. Приложена яркая, соответствующая теме презентация.
Ирина Филимонова
3.09.2012 20:22
Очень интересное внеклассное мероприятие. Очень много разнообразных форм активизации внимания. Спасибо.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос