Урок "Самая долгая война в истории" (6 класс)
методическая разработка урока
«Самая долгая война в истории»
учителя МОУ СОШ №118
Глебовой Валентины Владимировны
Учебник:
Г.В.Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. 6 класс.
Продолжительность урока- 40 минут.
г. Волгоград
План урока:
1. Постановка целей и задач урока.
2. Проблема урока.
3. Обобщение изученного материала.
а) Причины войны и повод.
б) разминка на знание исторических дат.
в) Составление логического конспекта урока по основным этапам войны
(работа с картой, с историческими источниками, с иллюстрациями).
4. Подведение итогов. Словарь урока.
Ход урока:
1. Урок начинается со слайда 1, где определена тема: «Самая долгая война в Европе». Урок-обобщение. Так как тема известна учащимся, формируем цели урока вместе. На экране появляется слайд 2, где чётко сформулированы учителем цели урока:
-
Закрепить
-
Обобщить
-
Систематизировать
знания, полученные на уроке по теме: «Столетняя война».
2. Постановка проблемы для дискуссии «Можно ли сказать, что эта война была неизбежна?» (проблема рассматривается на протяжении всего урока).
3. Обобщение изученного материала.
Обращаем внимание учащихся на памятку «Изучение истории войны», которая лежит на столах.
Хронологические рамки. |
|
Причины и повод к войне. |
|
Этапы войны. |
|
Итоги войны. |
а) Выясняем, что любую войну мы начинаем рассматривать с причин. Ребята самостоятельно выявляю эти причины, комментируя их (слайд 3 конкретизирует знания по этому вопросу).
б) Предлагается разминка на знания исторических дат (слайд 4).
в) Составление логического конспекта, характеризующего этапы войны (слайд 5).
I этап 1337-1360 гг.
Поражение Франции. Потеря территорий.
(Слайд 6. Эпизод о взятии англичанами порта Кале). Ответить на вопрос: «Почему 6 знатных горожан решили сдаться в плен англичанам?»
Задание по группам: (2-3 мин. на подготовку)
-
Почему Франция потерпела поражение?
-
Битва при Креси. Рассмотреть иллюстрацию и ответить на вопрос: «По каким признакам можно определить, где здесь французы и где англичане?»
-
Результаты I этапа .
II этап 1369-1396 гг.
Успехи французов. Возврат почти всех своих владений.
Выясняются причины успехов французов:
Строительство военного флота
Увеличение отрядов наёмников
Создание сильной артиллерии для разрушения крепостей
Полководческий талант Бертрана Дюгеклена
В заключение обобщения II этапа делается вывод, что Англия растеряла все свои владения, сохранив лишь прибрежные города Кале, Шербур, Брест и др.
III этап 1415-1424 гг.
Франция на краю гибели. Захват англичанами всей северной части.
Выясняется причины неудач - борьба феодальных группировок внутри страны.
1420 г. – Франция и Англия становились по мирному договору единым королевством. Франции грозит потеря национальной независимости.
IV этап 1428-1453 гг.
Перелом в ходе войны. Победа!!! Жанна д’Арк.
Учитель подводит учащихся к пониманию роли Жанны д’Арк в освобождении Орлеана (Жанна стала символом борьбы французского народа против иноземных захватчиков). Акцентируется внимание, что в XV в. в сознании французов происходят важные изменения, и теперь национальные чувства начинают играть куда большую роль, чем раньше. Люди чувствовали себя французами, подданными французского короля, жителями французского королевства (отрабатываются новые слова).
На доске термины:
Национальное самосознание
Нация
Патриотизм
Фрагмент из фильма «Жанна д’Арк»
Выясняется, что главным условием победы французов является патриотизм.
Работа с документом «Из письма Жанны д’Арк английскому королю» с иллюстрацией
«Вступление Жанны д’Арк в Орлеан».
Учащиеся отвечают на вопросы:
-
Почему простая крестьянская девушка обращается с таким письмом к королю Англии?
-
Каковы характер и убеждения Жанны?
На этом этапе обобщения вновь возвращаемся к проблемному вопросу «Была ли война неизбежной?» Ученики высказывают свои мысли. Учителем подводится итог обсуждения этой проблемы (столкновение между Англией и Францией было неизбежным и назревало давно).
4. Подведение итогов Столетней войны (слайд 8)
-
Победа Франции
-
Англичане изгнаны со всей территории Франции. У Англии остался лишь порт Кале.
-
Война привела к усилению королевской власти.
Вывод по уроку: рост национального самосознания и патриотизм французского народа способствовал их победе в Столетней войне, а это создало условия для усиления королевской власти и способствовало образованию централизованного государства.
Домашнее задание (слайд 9):
Разгадать кроссворд
Написать мини-сочинение на тему: «Чем закончился жизненный путь Жанны д’Арк?»
Используемая литература:
История средних веков: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под. ред. А.А. Сванидзе. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г.
Книга для учащихся общеобразовательных учебных заведений 6 кл./ сост. и общ. ред. А.А. Сванидзе. – М.: Дрофа, 1999 г.
История средних веков: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. / Ведюшкин В.А. – М.: Просвещение, 2008 г.
Энциклопедия для детей. Всемирная история/Сост. С.Т. Исмаилова – М.:Аванта+,1998 г.
Учебное электронное пособие “Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Средние века”.
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре