Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Правописание ЖИ –ШИ » ("Школа России")
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» г. Курск
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
по программе «Школа России»
по теме
«Правописание ЖИ – ШИ»
(послебукварный период )
Разработала учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Голобокова Оксана Александровна
Курская область, г. Курск
Курск 2012
Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия.
Цель. Создание условий для закрепления написания сочетаний жи - ши.
Задачи.
Обучающие. Содействовать формированию у учащихся знание о правописании ЖИ -ШИ.
Развивающие. Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями жи -ши; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма. Развивать речь.
Воспитательные. Воспитывать культуру поведения при работе в паре.
Планируемые результаты
Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные результаты: пишет слова с сочетаниями жи -ши без ошибок.
Метапредметные результаты:
- определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;
- проговаривает последовательность действий на уроке;
- работает по коллективно составленному плану;
- фиксирует затруднения в выполнении заданий;
- оценивает правильность выполнения действий;
- планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- высказывает свои предположения;
- строит краткое устное высказывание по теме;
- слушает и понимает речь других;
- ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;
- участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.
Авторский медиапродукт: презентация.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Дидактические материалы:
- сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги,
- пословицы,
- скороговорки,
- электронное приложение к учебнику «Азбука», автор В. Г. Горецкий.,
-нарисованный плакат деревни,
- картинки: герои мультфильма Простоквашино, автобус.
Ход урока
1.Организационный момент
Дидактическая задача: Подготовка учащихся к работе.
Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности (л).
Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р).
Учитель. От улыбки станет всем светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.
Дети улыбнитесь своему соседу, теперь улыбнитесь мне, а я вам.
2. Актуализация знаний. Минутка каллиграфии
Дидактическая задача: Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений.
Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.
Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (п). Формирование умений слушать и понимать речь других(к).
Слайд-2
На интерактивной доске появляются скороговорки.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Над Жорой жук, жужжа, кружит.
Учитель. Прочитаем скороговорки и попробуем их произнести.
Учитель. Какие звуки чаще всего встречаются в скороговорках?
Ученик. Звуки ж , ш .
Учитель. Что вы можете рассказать об этих звуках?
Ученик. ж - согласный, звонкий, твёрдый, парный.
ш – согласный, глухой, твёрдый, парный.
Эти звуки шипящие.
Учитель. Какими буквами на письме мы обозначаем эти звуки?
Ученик. Буквами Ж, Ш.
Учитель. Какое предложите выполнить задание с этими буквами?
Ученик. Прописать их на минутке чистописания.
Учитель. Вспомним правильное написание заглавных букв Ж и Ш.
На интерактивной доске буквы прописываются автоматически, дети наблюдают. Буквы на электронном приложении к учебнику «Азбука», автор В. Г. Горецкий.
Учитель. Откроем тетради, запишем число и пропишем на первой строке заглавную букву Ж, на второй строке заглавную букву Ш.
3.Самоопределение к деятельности
Дидактическая задача: Организовать и направить к цели деятельность учащихся.
Показатели реального результата решения задачи: Готовность учащихся к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(п). Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.(р )
Слайд-3
На интерактивной доске появляются слова.
Ш…шка, ёж…к, маш…на, лыж…, ж…раф, камыш… .
Учитель. Ребята, прочитаем слова.
Учитель. Что общего в этих словах?
Ученик. Это слова – предметы, во всех словах есть жи-ши, в словах пропущена буква и.
Учитель. Почему вы решили, что в словах пропущена буква и?
Ученик. Я знаю, что ЖИ – ШИ всегда пишется с буквой И.
Слайд-4
На интерактивной доске появляется правило.
ЖИ- ШИ пиши с буквой И.
Учитель. Хором, по моей руке прочитаем правило.
Учитель. Ребята, может уже кто догадался, как будет называться тема нашего урока?
Ученик. ЖИ - ШИ пиши с буквой И.
Учитель. Хорошо. А чему же мы будем учиться сегодня?
Ученик. Писать слова с ЖИ – ШИ.
Учитель. Да, дети, мы сегодня будем учиться писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ.
4. Применение и добывание знаний. Работа в паре
Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.
Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки.
Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий (р), позицию по отношению к своей работе в группе (л), быть исследователем , организовывать совместную работу(к).
Учитель. Какое задание вы бы хотели выполнить со словами, работая в паре?
Ученик. Один человек будет выписывать слова с сочетанием ЖИ, а другой с сочетанием ШИ и подчеркнуть эти сочетания.
Учитель. Приступаем к работе.
Учитель. Какое ещё задание вы хотели бы выполнить с выписанными словами?
Ученик. Поставить в словах ударение, разделить на слоги.
Учитель. Самостоятельно выполняем эти задания.
Учитель. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проверьте друг у друга и оцените выполненную работу.
Дети оценивают работу сигналами светофора. Рисуют кружок: зелёный – всё правильно, жёлтый – одна-две ошибки, красный - требуется помощь. Учитель при проверке тетрадей, если согласен с оцениванием ребенка, ставит рядом с кружком +, если не согласен ставит -, затем с ребёнком всё это обсуждается.
Учитель. Как вы думаете, какое слово «лишнее»?
Ученик. Машина – оно словарное.
Учитель. Хором, по моей руке произнесём это слово по слогам.
Дети. МА-ШИ-НА.
Учитель. Какое задание предложите выполнить с этим словом?
Ученик. Составить предложение с ним.
Учитель. Мне очень хочется услышать предложения, которые у вас получатся!
Ученик. Папа едет на машине. У дедушки есть машина.
Учитель. Молодцы! Какое ещё слово может быть «лишним»?
Ученик: Ёжик, потому что в этом слове звуков больше, чем букв, т.к. буква ё стоит в начале слова, а значит обозначает два звука.
Учитель. Молодчина! А что же нам нужно сделать, чтобы в этом убедиться?
Ученик. Записать транскрипцию этого слова.
Учитель. С новой строки запишем транскрипцию слова – ёжик.
Один ученик выходит к доске и выполняет с объяснением.
5. Физкультминутка
Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.
Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.
Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л).
Дети демонстрируют действия
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку
Учитель. Ребята, ёжик предлагает выполнить вам задания.
Слайд-5
На интерактивной доске появляется запись:
ёлкой, под, ёж…к, ж…л.
Учитель. Кто же догадался, что это за задания?
Ученик. Вставить пропущенные буквы, составить из слов предложение.
Карандашом для интерактивной доски ребёнок вписывает вместо точек буквы.
Ученик. Думаю какую букву надо вставить, вспоминаю правило жи –ши пиши с буквой и.
Учитель. Какое предложение составим?
Ученик. Под ёлкой жил ёжик.
Учитель. Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение?
Ученик. Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку.
Учитель. Запишите предложение.
Какое задание предложите выполнить дальше?
Ученик. Найти главные слова или главные члены предложения.
Учитель. Хорошо. Подчеркните главные слова в предложении, правило жи.
Учитель. Назовите слово, которое обозначает действие?
Ученик. Я думаю слово «Жил».
Учитель. Молодец! Кто вспомнит пословицы с этим словом?
У учителя на интерактивной доске пословицы записаны.
Ученик. Жить - родине служить.
Слайд-6
Появляется пословица.
Учитель. Объясните смысл пословицы.
Ученик. Служить родине, значит любить страну, в которой живёшь, её людей, природу.
Учитель. Молодец! Запишите её в тетрадь и подчеркните сочетание жи.
Кто ещё вспомнил пословицу?
Ученик. Век живи – век учись. Это значит, что пока человек живёт, он постоянно чему-то учится.
Слайд-7
Учитель. А я знаю, ребята, вот такую пословицу: Жизнь дана на добрые дела. Как вы её можете объяснить?
Ученик. Человек на протяжении своей жизни должен совершать только добрые дела и поступки.
Учитель. Какие вы молодцы! Вы всё знаете! Ребята, а давайте вспомним, какое задание у нас было?
Ученик. Вспомнить пословицы со словом « жил» .
Учитель. Внимательно посмотрите на пословицу, которую предложила вам я.
Ученик. Я заметил. В ней нет слова жил, но есть слово жизнь, а эти слова родственники.
6. Физкультминутка для глаз
Дидактическая задача: Организовать отдых для глаз учащихся: переключить их внимание, снять усталость.
Показатели реального результата решения задачи: У учащихся улучшается внимание, снижается усталость, восстанавливаются силы.
Формируемые УУД. Формировать умения соблюдать здоровый образ жизни (л).
Пролетает самолет, (раскинули руки)
С ним собрался я в полет! (смотрим вниз)
Правое крыло отвел. (посмотрели как можно дальше вправо)
Левое крыло отвел. (посмотрели как можно дальше влево)
Я мотор завожу (рука описывает большой круг, глазки следят за ее движением)
И внимательно гляжу! (описываем круг в другую сторону)
Поднимаюсь и лечу, (описываем рукой большие восьмёрки)
Возвращаться не хочу! (следим за движением руки глазами)
Учитель. Я знаю, что вы все очень любить играть. Поиграем?
Дети. Да.
Учитель. Игра называется «Найди пару».
Слайд-8
На интерактивной доске появляются два столбика слов. Дети карандашом от доски соединяют слова одного столбика с другим по ассоциации.
Этажи пушистый
Животное кружить
Груши жить
Снежинка свежий
Учитель. Назовите какие сочетания встретились в этих словах, которые надо запомнить.
Ученик. ЖИ –ШИ пиши с буквой И.
Учитель. Дети, а вы любите путешествовать?
Дети. Да.
Слайд-9
Появляется автобус.
Учитель. Сейчас мы мысленно окажемся в автобусе, на котором отправимся в путешествие в деревню Простоквашино. А как вы думаете, почему туда?
Ученик. В слове Простоквашино есть ШИ, а это тема нашего урока.
Учитель. А кто же покажет нам туда дорогу?
Ученик. Герои мультфильма: дядя Фёдор, кот Матроскин, почтальон Печкин, собака Шарик.
Слайд-10
Появляются герои на интерактивной доске.
Учитель. А что делают пассажиры в автобусе во время путешествия?
Ученик. Смотрят в окна и любуются красотой.
Учитель. Вы тоже будете любоваться красотой природы из окна. Будьте очень внимательными, запоминайте всё, что увидите из окна. И так поехали.
Слад 11-14
Сменяются картины природы
Проезжаем мимо болота, на котором растут камыши. А в реке плавают ерши. Едем дальше и видим на дорогах лужи. А тут около пенька спрятались ежи. А вот и деревня!
Учитель вывешивает на доске плакат, на котором нарисована деревня.
Учитель. Путешествие подошло к концу. Вспомните, какие предметы вы видели, в написании которых встречаются сочетания жи – ши. Запишем эти слова разделяя их для переноса, подчеркнём сочетания жи-ши.
Ученик. Ка-мы-ши, лу-жи, ер-ши, а слово ежи перенести нельзя.
7. Итог урока
Дидактическая задача: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.
Показатели реального результата решения задачи: Чёткость, лаконичность, максимум участия ученика в оценке своей работы.
Формируемые УУД. Формирование умения проследить последовательность действий на уроке(р), дать самооценку учебной деятельности(л).
Учитель. Вспомним, дети, чему мы учились сегодня на уроке?
Ученик. Мы учились писать слова с сочетаниями ЖИ - ШИ.
Учитель. Поработаем со светофором. Помним, что зелёный круг – всё понятно, жёлтый – не совсем понятно, красный – требуется помощь.
Слайд-15
На интерактивной доске появляются высказывания, дети поднимают круг, который соответствует каждому высказыванию.
Я запомнил, что ЖИ – ШИ пишется с буквой И.
Я понял, что в словах сочетания ЖИ – ШИ надо писать только с буквой И.
Учитель. Молодцы! Я рада. Что вы все запомнили это правило и поняли, что ЖИ – ШИ всегда надо писать с буквой И.
8. Рефлексия учебной деятельности
Дидактическая задача: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели.
Показатели реального результата решения задачи: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки(р).Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л).
Учитель. Ребята, а кто из вас был в деревне?
Дети. Я. я…..
Учитель. Ой, вы все там были! А как там красиво, особенно летом в лесу, на лугу! Птички поют, бабочки летают, цветы цветут.
Учитель обращается к плакату на доске.
- А чего не хватает на рисунке в деревне, в которую приехали мы?
Ученик. Красоты.
Учитель. Попробуем её изобразить?
Дети. Да.
Учитель. У каждого из вас на парте три цветка: красный, жёлтый, зелёный. Если вам понравилось на уроке прикрепите красный цветок, если не всё понравилось – жёлтый, но а если было плохое настроение – зелёный. Прикрепят цветочки сначала девочки, а потом мальчики.
Учитель. Наша деревня запестрела цветами красного цвета. Я рада, что на уроке вам всё понравилось!
Учитель. Урок окончен.
***
На уроке шло формирование следующих универсальных учебных действий
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; актуализировать мыслительные операции; организовать фиксацию затруднений в выполнении заданий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.
Источники информации
-
Александрова, Г. Занимательный русский язык (серия “Нескучный учебник”). - СПб.: Тритон, 1997.
-
В.Волина «Занимательное азбуковедение», М.: Просвещение,1991г.
-
Я иду на урок в начальную школу. Русский язык: книга для учителя. М.:, 2000.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.
5. Ковалько В. И. Школа физкультминуток. М: Вако, 2010.
6. Максимук Н. Н. Игры по обучению грамоте и чтению.1 кл. М.: Вако, 2010.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»